Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ (в редакции Федерального закона от 2 ноября 2007 г. N 247-ФЗ) статья 94 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2008 г.
Статья 94. Источники финансирования дефицита федерального бюджета
См. комментарии к статье 94 БК РФ
Пункт 1 изменен с 1 января 2023 г. - Федеральный закон от 4 ноября 2022 г. N 432-ФЗ
1. В состав источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:
разница между средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, и средствами, направленными на их погашение;
разница между привлеченными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации бюджетными кредитами, предоставленными федеральному бюджету другими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
разница между привлеченными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации кредитами кредитных организаций;
разница между привлеченными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации кредитами международных финансовых организаций;
изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета в течение соответствующего финансового года;
иные источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета.
В состав иных источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:
поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности Российской Федерации;
поступления от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, уменьшенные на размер выплат на их приобретение;
курсовая разница по средствам федерального бюджета;
объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации, в случае, если исполнение гарантом государственных гарантий Российской Федерации ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу;
разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из федерального бюджета юридическим лицам бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из федерального бюджета юридическим лицам бюджетных кредитов в валюте Российской Федерации;
разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из федерального бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из федерального бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации бюджетных кредитов в валюте Российской Федерации;
разница между суммой средств, полученных от возврата бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов, предоставленных внутри страны, и суммой предоставленных внутри страны бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов;
разница между суммой средств, полученных от возврата предоставленных внутри страны прочих бюджетных кредитов (ссуд), и суммой предоставленных внутри страны прочих бюджетных кредитов;
разница между средствами, перечисленными с единого счета федерального бюджета, и средствами, зачисленными на единый счет федерального бюджета, при проведении операций по управлению остатками средств на едином счете федерального бюджета;
разница между средствами, перечисленными плательщиком в качестве единого налогового платежа либо признанными налоговым органом единым налоговым платежом, и средствами единого налогового платежа, зачтенными налоговым органом в счет уплаты налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов либо возвращенными плательщику в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации;
Положения абзаца девятнадцатого пункта 1 статьи 94 (в редакции Федерального закона от 4 ноября 2022 г. N 432-ФЗ) применяются с 1 июля 2023 г.
разница между средствами авансового платежа, предусмотренного в отношении обязательных платежей правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации, перечисленными юридическими и физическими лицами, и средствами авансового платежа, отнесенными таможенным органом к таможенным платежам и иным платежам, администрируемым таможенными органами, либо возвращенными в соответствии с правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации;
Положения абзаца двадцатого пункта 1 статьи 94 (в редакции Федерального закона от 4 ноября 2022 г. N 432-ФЗ) применяются с 1 июля 2023 г.
разница между средствами денежного залога, предусмотренного правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, перечисленными юридическими и физическими лицами, и средствами денежного залога, отнесенными таможенным органом к таможенным платежам и иным платежам, администрируемым таможенными органами, либо возвращенными в соответствии с правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании;
прочие источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета.
Пункт 2 изменен с 2 августа 2019 г. - Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 278-ФЗ
2. В состав источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:
разница между средствами, поступившими от размещения государственных займов, которые осуществляются путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации и номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение;
разница между привлеченными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами иностранных государств с учетом средств, перечисленных из федерального бюджета российским поставщикам товаров и (или) услуг на экспорт в счет погашения государственного внешнего долга Российской Федерации, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц;
разница между привлеченными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами кредитных организаций.
В состав иных источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:
объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте, в случае, если исполнение гарантом государственных гарантий Российской Федерации ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу;
разница между средствами, поступившими в федеральный бюджет в погашение основного долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией, и средствами, направленными на предоставление государственных финансовых и государственных экспортных кредитов;
прочие источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета.
Федеральным законом от 25 декабря 2012 г. N 268-ФЗ пункт 3 статьи 94 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2013 г.
3. Кредиты Центрального банка Российской Федерации, а также приобретение Центральным банком Российской Федерации государственных ценных бумаг Российской Федерации при их размещении не могут быть источниками финансирования дефицита федерального бюджета.
Пункт 4 изменен с 1 января 2022 г. - Федеральный закон от 1 июля 2021 г. N 244-ФЗ, Федеральный закон от 29 ноября 2021 г. N 384-ФЗ
4. Остатки средств федерального бюджета на начало текущего финансового года:
Федеральным законом от 29 ноября 2021 г. N 384-ФЗ (в редакции Федерального закона от 9 марта 2022 г. N 53-ФЗ) действие абзаца второго пункта 4 было приостановлено с 1 января 2023 г. до 1 января 2024 г.
в объеме дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета отчетного года, не использованных в течение отчетного года на формирование Фонда национального благосостояния, используются в текущем финансовом году на те же цели;
в объеме неполного использования бюджетных ассигнований резервного фонда Президента Российской Федерации, бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда отчетного финансового года направляются соответственно на увеличение в текущем финансовом году объемов бюджетных ассигнований резервного фонда Президента Российской Федерации, бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда;
в объеме не более одной двенадцатой общего объема расходов федерального бюджета текущего финансового года направляются на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих в ходе исполнения федерального бюджета в текущем финансовом году;
в объеме, не превышающем остатка не использованных на начало текущего финансового года бюджетных ассигнований на предоставление из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, предоставление которых в отчетном финансовом году осуществлялось в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателей средств бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являлись указанные межбюджетные трансферты, направляются в установленном Правительством Российской Федерации порядке на увеличение бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации на цели оказания финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации, за исключением бюджетных ассигнований в размере, не превышающем с учетом уровня софинансирования остатка не использованных на начало текущего финансового года бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на оплату государственных (муниципальных) контрактов, заключенных от имени субъекта Российской Федерации (муниципального образования) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, подлежавших в соответствии с условиями этих государственных (муниципальных) контрактов оплате в отчетном финансовом году, которые направляются в установленном Правительством Российской Федерации порядке на увеличение бюджетных ассигнований на предоставление указанных межбюджетных трансфертов;
в объеме, не превышающем сумму остатка неиспользованных бюджетных ассигнований на предоставление субсидий юридическим лицам, предоставление которых в отчетном финансовом году осуществлялось в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателей субсидий, источником финансового обеспечения которых являлись субсидии, направляются в установленных Правительством Российской Федерации случаях и порядке на увеличение бюджетных ассигнований на указанные цели;
в объеме остатков средств, привлеченных на единый счет федерального бюджета, направляются для возврата указанных средств на счета, с которых они были ранее перечислены;
в объеме, не превышающем сумму остатка неиспользованных бюджетных ассигнований на оплату заключенных от имени Российской Федерации государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, подлежавших в соответствии с условиями этих государственных контрактов оплате в отчетном финансовом году, в том числе на сумму неисполненного казначейского обеспечения обязательств, выданного в соответствии со статьей 242.22 настоящего Кодекса, направляются в установленных Правительством Российской Федерации случаях и порядке на увеличение бюджетных ассигнований на указанные цели;
в объеме, не превышающем сумму остатка не использованных в отчетном финансовом году бюджетных ассигнований на оплату отдельных видов товаров, работ, услуг, приобретаемых с использованием электронного сертификата, в случаях, определенных федеральным законом, направляются на увеличение бюджетных ассигнований текущего финансового года на указанные цели в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
в объеме, не превышающем сумму остатка не распределенных в отчетном финансовом году бюджетных ассигнований, зарезервированных на реализацию решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по обеспечению отдельных мероприятий в сфере общегосударственных вопросов, национальной обороны, национальной безопасности и правоохранительной деятельности, исследования и использования космического пространства, развития оборонно-промышленного комплекса, направляются на основании решений Правительства Российской Федерации на увеличение бюджетных ассигнований, зарезервированных на соответствующие цели на текущий финансовый год, если иное не предусмотрено федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период;
в объеме, не превышающем разницы между остатками, образовавшимися в связи с неполным использованием бюджетных ассигнований в ходе исполнения федерального бюджета в отчетном финансовом году, и суммой увеличения бюджетных ассигнований, предусмотренных абзацами вторым - десятым настоящего пункта, направляются на основании решений Правительства Российской Федерации на увеличение бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации, если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете.
Действие абзацев двенадцатого - четырнадцатого (ранее девятый - одиннадцатый) пункта 4 статьи 94 было приостановлено:
с 1 января 2016 г. до 1 января 2017 г. - Федеральным законом от 3 ноября 2015 г. N 301-ФЗ;
с 1 января 2017 г. до 1 января 2018 г. - Федеральным законом от 30 ноября 2016 г. N 409-ФЗ;
с 1 января 2018 г. до 1 января 2019 г. - Федеральным законом от 14 ноября 2017 г. N 315-ФЗ;
с 1 января 2019 г. до 1 января 2020 г. - Федеральным законом от 28 ноября 2018 г. N 457-ФЗ;
с 1 января 2020 г. до 1 января 2021 г. - Федеральным законом от 12 ноября 2019 г. N 367-ФЗ
с 1 января 2021 г. до 1 января 2022 г. (в части остатков средств федерального бюджета, направления использования которых установлены настоящим Федеральным законом) - Федеральным законом от 15 октября 2020 г. N 327-ФЗ (в редакции Федерального закона от 1 июля 2021 г. N 247-ФЗ)
Иные остатки средств федерального бюджета на начало текущего финансового года могут быть использованы на:
осуществление выплат, сокращающих долговые обязательства;
сокращение заимствований.
Статья 94 дополнена пунктом 4.1 с 1 января 2022 г. - Федеральный закон от 29 ноября 2021 г. N 384-ФЗ
4.1. Остатки средств федерального бюджета и остатки средств от приносящей доход деятельности федеральных казенных учреждений (их официальных представителей), обособленных подразделений федеральных казенных учреждений, находящихся за пределами Российской Федерации, на начало текущего финансового года направляются на финансовое обеспечение осуществления функций указанных учреждений.
5. Утратил силу с 1 января 2021 г. - Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 479-ФЗ