20 февраля, 29 октября 1992 г., 26 июня, 9 сентября 1993 г., 5 июня 1994 г.
В соответствии с постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 октября 1990 г. N 273-1 "О Временных положениях, регламентирующих деятельность учреждений (организаций) системы образования и подготовки кадров в РСФСР" Совет Министров РСФСР постановляет:
Впредь до принятия законов об образовании в РСФСР утвердить и ввести в действие прилагаемые Временные положения об учреждениях (организациях) системы образования и подготовки кадров в РСФСР.
Председатель |
И. СИЛАЕВ |
Управляющий Делами |
А. ТРЕТЬЯКОВ |
УТВЕРЖДЕНО
постановлением
Совета Министров РСФСР
от 23 февраля 1991 г. N 119
Временное положение о государственном высшем учебном заведении в РСФСР
Утратило силу с с 26 июня 1993 г. - Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 26 июня 1993 г. N 597
УТВЕРЖДЕНО
постановлением
Совета Министров РСФСР
от 23 февраля 1991 г. N 119
Временное положение о государственных общеобразовательных учебных заведениях в РСФСР
Утратило силу с 31 августа 1994 г. - Постановление Правительства РФ от 31 августа 1994 г. N 1008
УТВЕРЖДЕНО
постановлением
Совета Министров РСФСР
от 23 февраля 1991 г. N 119
Временное положение о профессиональном учебном заведении в РСФСР
Утратило силу с 5 июня 1994 г. - Постановление Правительства РФ от 5 июня 1994 г. N 650
УТВЕРЖДЕНО
Постановлением
Совета Министров РСФСР
от 23 февраля 1991 г. N 119
Временное положение о среднем специальном учебном заведении в РСФСР
20 февраля 1992 г.
I. Общие положения
1. Средним специальным учебным заведением в РСФСР является самостоятельный субъект с правами юридического лица, который реализует различные образовательные и профессиональные программы и имеет право выдавать диплом о среднем специальном образовании.
Главными задачами среднего специального учебного заведения являются:
удовлетворение социально-экономических потребностей общества в специалистах со средним специальным образованием;
удовлетворение потребностей личности в приобретении специальности в выбранной области деятельности, а также в интеллектуальном, культурном, физическом и нравственном развитии;
осуществление переподготовки и повышения квалификации специалистов;
создание условий для профессионального роста, повышения общеобразовательного и культурного уровня населения.
2. Среднее специальное образование является звеном системы непрерывного образования и осуществляется на базе основного и общего среднего образования в учебных заведениях различных типов: техникумах, училищах, колледжах и других, отнесенных в установленном Государственным комитетом РСФСР по делам науки и высшей школы порядке к средним специальным учебным заведениям.
В целях обеспечения наиболее благоприятных условий для интеграции обучения с производством могут создаваться техникумы-совхозы (лесхозы), техникумы-предприятия, училища - лечебные учреждения и т.п.
3. Утратил силу с 20 февраля 1992 г. - Постановление Правительства РФ от 20 февраля 1992 г. N 100
4. Среднее специальное учебное заведение получает право на подготовку специалистов и выдачу им диплома установленного образца после соответствующей аттестации.
Диплом, выданный средним специальным учебным заведением РСФСР, действует на всей территории РСФСР.
Документы о среднем специальном образовании других республик СССР и зарубежных государств признаются (нострифицируются) на территории РСФСР на основе соответствующих договоров.
5. Среднее специальное учебное заведение является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РСФСР, штамп со своим наименованием, самостоятельный баланс.
6. Среднее специальное учебное заведение находится в ведении органов государственного управления и в своей деятельности руководствуется действующим законодательством РСФСР и СССР, настоящим Временным положением и Уставом. Устав определяет цели деятельности учебного заведения, его структуру, права и обязанности членов коллектива, нормы и правила внутреннего распорядка и общежития. Устав регистрируется органом управления, в ведении которого находится учебное заведение.
7. Структура среднего специального учебного заведения формируется им самостоятельно.
В структуру среднего специального учебного заведения входят учебные, методические, учебно-производственные, издательские и другие подразделения, в том числе со статусом юридического лица. Последние действуют на основании соответствующих положений и уставов. Среднее специальное учебное заведение, включая его подразделения, находящиеся на самостоятельном балансе, имеющие статус юридического лица, функционирует как единый учебно-производственный комплекс.
8. Среднее специальное учебное заведение самостоятельно в принятии решений и осуществлении действий, вытекающих из его Устава.
9. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации граждан иностранных государств осуществляется по соглашениям между Правительством РСФСР и иностранными государствами, международными соглашениями, заключенными Союзом ССР по согласованию с РСФСР, направлению международных и общественных организаций, а также по договорам и контрактам, заключенным средними специальными учебными заведениями с организациями зарубежных стран на компенсационной основе, или за счет средств, перечисляемых этими организациями на счета среднего специального учебного заведения.
Порядок приема граждан иностранных государств в средние специальные учебные заведения осуществляется на договорной основе (если иное не предусмотрено международным соглашением, заключенным РСФСР с соответствующим иностранным государством).
10. Среднее специальное учебное заведение ведет документацию и представляет отчетность в соответствии с установленными требованиями.
II. Студенты средних специальных учебных заведений
11. Лица, получающие среднее специальное образование, имеют статус студента (курсанта).
12. Прием в средние специальные учебные заведения РСФСР проводится в соответствии с Типовыми правилами, установленными Государственным комитетом РСФСР по делам науки и высшей школы.
Конкретные правила приема определяются органами управления учебными заведениями в рамках положений, установленных Типовыми правилами.
13. Отчисление и восстановление студентов осуществляется средним специальным учебным заведением в порядке, установленном Государственным комитетом РСФСР по делам науки и высшей школы.
14. Всем успевающим студентам, обучающимся по дневной форме, выплачивается стипендия в размере не менее установленного государством для средних специальных учебных заведений или определенном условиями договора студента с предприятием, учреждением и организацией.
15. Студенту среднего специального учебного заведения выдается студенческий билет и зачетная книжка установленного образца.
16. Студенты среднего специального учебного заведения имеют право:
получать знания, соответствующие современному уровню развития науки, техники и культуры;
выбирать специализацию обучения в пределах учебного плана;
посещать все виды учебных занятий в данном, а по согласованию с руководителями и в других учебных заведениях;
обучаться по индивидуальным графикам, сдавать экзамены по отдельным предметам экстерном;
избирать и быть избранными в органы самоуправления, участвовать в решении важнейших вопросов деятельности учебного заведения;
бесплатно пользоваться при проведении мероприятий, предусмотренных учебно-воспитательным процессом, помещениями и оборудованием учебных кабинетов, лабораторий, мастерских, библиотек и других подразделений учебного заведения;
принимать участие в творческой и производственной деятельности учебного заведения;
переходить из одного среднего специального учебного заведения в другое с согласия принимающего учебного заведения, менять формы обучения в порядке, определяемом руководителем учебного заведения;
обжаловать приказы и распоряжения администрации учебного заведения в установленном законодательством порядке.
17. Студенты среднего специального учебного заведения обязаны овладевать знаниями, выполнять в установленные сроки все виды заданий, предусмотренные учебным планом и программами обучения, соблюдать устав учебного заведения, правила внутреннего распорядка и общежития.
18. За успехи в учебе, активное участие в учебно-производственной, творческой и другой работе учебного заведения для студентов устанавливаются различные формы морального и материального поощрения.
За нарушение предусмотренных уставом учебного заведения обязанностей к студентам могут быть применены меры дисциплинарного воздействия, вплоть до исключения из учебного заведения.
19. Трудоустройство выпускников дневных отделений средних специальных учебных заведений осуществляется в соответствии с нормативными актами в области труда и занятости, действующими в РСФСР.
Среднее специальное учебное заведение обязано информировать студентов о положении в сфере занятости, содействовать им в заключении трудовых договоров (контрактов) с предприятиями, учреждениями и организациями.
20. Обучение по отдельным предметам и темам, дополняющим государственный уровень обязательных требований к образованию, производится за плату, вносимую обучающимися или направившими их организациями.
III. Преподаватели и сотрудники среднего специального учебного заведения
21. Комплектование среднего специального учебного заведения преподавательскими кадрами на вакантные места осуществляется по конкурсу или на контрактной основе. Порядок проведения конкурсов и заключения контрактов определяет Государственный комитет РСФСР по делам науки и высшей школы по согласованию с Министерством юстиции РСФСР, Министерством труда РСФСР, Советом Федерации независимых профсоюзов РСФСР.
22. Преподаватели и сотрудники среднего специального учебного заведения имеют право:
на необходимое материально-техническое обеспечение своей профессиональной деятельности;
избирать и быть избранными в органы самоуправления, участвовать в обсуждении и решении важнейших вопросов жизни учебного заведения;
самостоятельно выбирать средства и методы обучения, обеспечивающие высокое качество учебного процесса;
пользоваться в установленном уставом учебного заведения порядке услугами учебных, информационных, социально-бытовых, культурных и других подразделений учебного заведения;
обжаловать приказы и распоряжения администрации учебного заведения в установленном законодательством порядке.
23. Преподаватели и сотрудники среднего специального учебного заведения обязаны обеспечивать высокую эффективность педагогического процесса, развивать у студентов самостоятельность, инициативу, творческие способности, постоянно повышать свою профессиональную квалификацию, педагогическое мастерство и общекультурный уровень, соблюдать устав учебного заведения.
24. В целях оценки результатов педагогической деятельности проводится периодическая аттестация преподавателей и руководящих работников средних специальных учебных заведений (за исключением директора).
Преподаватели средних специальных учебных заведений в установленном порядке могут быть назначены на должность старшего преподавателя, а также им может быть присвоено звание преподаватель-методист.
IV. Организация учебного процесса
25. Подготовка и переподготовка специалистов в среднем специальном учебном заведении осуществляется по специальностям и в сроки, установленные в соответствии с Перечнем специальностей средней специальной школы по дневной, вечерней и заочной формам обучения, в рамках экстерната, а также путем их сочетания.
Подготовка в рамках экстерната осуществляется с разрешения органа управления учебным заведением.
Открытие и ликвидация специальностей проводятся учебным заведением по согласованию с исполкомами местных Советов народных депутатов и утверждаются органом управления средним специальным учебным заведением.
26. Количество обучаемых и структура их подготовки определяются средним специальным учебным заведением исходя из возможностей качественного обучения и договоров с предприятиями, организациями и учреждениями, государственными органами и иными заказчиками по согласованию с органом управления.
27. Содержание обучения определяется учебными планами и программами, обеспечивающими фундаментальную, профессиональную, специальную и общекультурную подготовку.
Требования к знаниям и умениям, которыми должен обладать специалист, определяются квалификационной характеристикой.
Порядок разработки квалификационных характеристик, учебно-программной документации, обеспечения ею средних специальных учебных заведений, а также издание учебной литературы устанавливается Государственным комитетом РСФСР по делам науки и высшей школы.
28. Учебный процесс строится на педагогически обоснованном выборе средств и методов обучения.
Основные виды учебных занятий определяются учебными планами и программами. Помимо основных видов занятий учебные заведения могут вводить факультативные занятия, направленные на развитие интересов и способностей студентов.
29. Среднее специальное учебное заведение исходя из задач обеспечения качества подготовки специалистов и с учетом имеющихся возможностей и запросов студентов самостоятельно определяет язык обучения.
30. Начало учебного года, его окончание, недельная нагрузка студентов обязательными учебными занятиями (не более 36 учебных часов), сроки и продолжительность экзаменационных сессий и каникул, а также формы завершения обучения и виды практического обучения устанавливаются учебными планами.
Для студентов средних специальных учебных заведений два раза в год устанавливаются каникулы общей продолжительностью 8 - 11 недель.
Продолжительность учебной недели устанавливается учебным заведением. Продолжительность одного учебного часа - 45 минут.
31. Отвлечение педагогических работников от исполнения их прямых обязанностей, привлечение студентов на работы, не связанные с учебным процессом, не допускаются, за исключением случаев, определяемых Советом Министров РСФСР.
32. Знания, умения и навыки студентов в документах об образовании определяются следующими оценками: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно).
Оценка может быть выставлена на экзамене или по окончании изучения предмета (прохождения практики) на основании результатов текущего контроля учебной работы студента. Студентам, не согласным с оценкой, выставленной по итогам текущей успеваемости, предоставляется право сдачи экзамена по изученному материалу данного предмета.
33. Студентам, выполнившим все требования учебных планов и программ, решением Государственной квалификационной комиссии присваивается квалификация в соответствии с полученной специальностью, выдается диплом об окончании среднего специального учебного заведения и нагрудный знак установленного образца. В приложении к диплому указываются оценки всех дисциплин, изученных студентом.
Студентам, получившим оценку "5" не менее чем по 75% учебных предметов, включая завершающие формы контроля знаний и умений, и оценку "4" по остальным, выдается диплом с отличием.
34. Численность учебной группы при государственном финансировании обучения устанавливается при дневной форме обучения 25 - 30 человек, при обучении без отрыва от производства - 15 - 20 человек.
При финансировании подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов предприятиями, учреждениями, организациями и иными заказчиками численность учебной группы устанавливается учебным заведением.
При проведении лабораторных работ, практических и семинарских занятий, занятий по физическому воспитанию, учебных занятий по отдельным предметам, перечень которых определяется учебным заведением самостоятельно, а также при курсовом проектировании и производственном обучении в мастерских (на полигонах, в хозяйствах) учебная группа может делиться на подгруппы численностью не менее 8 человек. Исходя из специфики учебного заведения, учебные занятия могут проводиться и с отдельными студентами (индивидуальные занятия).
35. Практика студентов организуется на предприятиях, в учреждениях и организациях на основании договоров, заключенных с ними средним специальным учебным заведением, а также в собственных учебно-производственных подразделениях.
36. Воспитательные задачи средних специальных учебных заведений реализуются в совместной учебной, производственной и общественной деятельности студентов и преподавателей.
Органы самоуправления, профсоюзные и иные общественные организации организуют работу кружков, клубов по интересам, коллективов и самодеятельных объединений студентов и работников учебных заведений.
Повседневное руководство учебной и воспитательной работой в учебных группах может осуществляться кураторами, назначаемыми руководителем учебного заведения.
V. Управление средним специальным учебным заведением
37. Управление средним специальным учебным заведением строится на принципах участия в решении важнейших вопросов его деятельности преподавателей, сотрудников и студентов.
38. Общее руководство средним специальным учебным заведением осуществляет Совет учебного заведения, в состав которого входят представители всех категорий работников учебного заведения, студентов, а также представители заинтересованных предприятий, учреждений и организаций.
Число членов Совета, порядок их избрания и срок полномочий определяются общим собранием или конференцией работников и студентов учебного заведения. Председателем Совета среднего специального учебного заведения является директор (начальник). Совет рассматривает основные вопросы деятельности и развития учебного заведения.
39. Руководство всей деятельностью среднего специального учебного заведения осуществляет директор (начальник), который представляется Советом учебного заведения из числа специалистов, имеющих высшее образование и опыт педагогической работы, для назначения органом управления.
Директор (начальник) среднего специального учебного заведения в соответствии с законодательством действует от имени учебного заведения, представляет его во всех организациях, распоряжается его имуществом и средствами, заключает договоры, выдает доверенности, открывает в банках счета и является распорядителем кредитов, издает в пределах своей компетенции приказы и дает указания, обязательные для всех работников и обучающихся.
Директор (начальник) в соответствии с действующим законодательством назначает и освобождает от должности своих заместителей, главного бухгалтера, заведующих структурными подразделениями учебного заведения и других работников, определяет по согласованию с профсоюзной организацией должностные обязанности всех работников учебного заведения.
Директор (начальник) ежегодно отчитывается по итогам деятельности администрации учебного заведения перед Советом или собранием (конференцией) коллектива учебного заведения.
40. В целях совершенствования качества преподавания и воспитания студентов, методической работы, повышения педагогического мастерства преподавателей в среднем специальном учебном заведении могут создаваться органы, объединяющие педагогических и других работников учебного заведения (педагогические или методические советы, предметные или цикловые комиссии и т.п.).
Состав, функции и порядок работы таких органов определяются уставом среднего специального учебного заведения.
41. В соответствии с действующим законодательством в среднем специальном учебном заведении могут создаваться и действовать на основе своих уставов и положений профсоюзная и другие общественные организации, добровольные общества, органы студенческого самоуправления, самодеятельные объединения преподавателей, сотрудников и студентов.
Учебное заведение оказывает им содействие в осуществлении своих полномочий.
VI. Труд и его оплата
42. Среднее специальное учебное заведение обеспечивает создание необходимых условий для учебы, труда, отдыха и быта всех категорий обучающихся, преподавателей и сотрудников.
43. Размеры и формы оплаты труда, материального стимулирования и материальной помощи всем категориям работников среднего специального учебного заведения устанавливаются средним специальным учебным заведением в соответствии с действующими условиями оплаты труда в пределах фонда оплаты труда, определяемого в установленном порядке. При этом работникам среднего специального учебного заведения могут быть установлены надбавки к должностному окладу, которые предельными размерами не ограничиваются. Размеры надбавок устанавливаются в зависимости от личного вклада каждого работника и могут быть уменьшены либо отменены при ухудшении качества работы.
В случае привлечения работников на контрактной основе им могут устанавливаться оклады, не ограниченные максимальными размерами, но не ниже минимальных окладов, установленных для данной должности.
Премиальный фонд среднего специального учебного заведения и премии конкретным работникам предельными размерами не ограничиваются.
44. В случае создания в среднем специальном учебном заведении структурных подразделений и должностей, не предусмотренных соответствующей схемой, размеры должностных окладов по данным структурным подразделениям и должностям определяются с учетом специфики их деятельности применительно к существующим подразделениям и должностям.
45. Среднее специальное учебное заведение может привлекать к работе профессорско-преподавательский состав высших учебных заведений и специалистов предприятий, организаций и учреждений на условиях совместительства с почасовой оплатой, установленной для вузов, или в счет учебной нагрузки по основному месту работы.
VII. Финансовая и хозяйственная деятельность среднего специального учебного заведения
46. Финансирование деятельности среднего специального учебного заведения осуществляется в установленном порядке за счет:
ассигнований из бюджета;
средств, получаемых от выполнения хозяйственных и иных договоров;
банковских кредитов;
реализации научной и товарной продукции, услуг населению;
собственных средств;
добровольных взносов;
других законных источников.
47. Финансово-хозяйственная деятельность среднего специального учебного заведения осуществляется в соответствии с Основными положениями хозяйственного механизма в народном образовании, одобренными Государственной комиссией Совета Министров СССР по экономической реформе от 19 декабря 1989 года.
Особенности формирования доходов среднего специального учебного заведения, переведенного на новые условия хозяйствования, а также порядок определения экономических нормативов устанавливаются органом управления, в ведении которого находится среднее специальное учебное заведение.
48. Экономия расходов по всем видам деятельности изъятию не подлежит, остается в распоряжении среднего специального учебного заведения и используется им на свои нужды по решению Совета учебного заведения в установленном порядке.
УТВЕРЖДЕНО
постановлением
Совета Министров РСФСР
от 23 февраля 1991 г. N 119
Временное положение об учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
I. Общие положения
1. В РСФСР организуются учреждения для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - учреждения), дети содержатся на полном государственном обеспечении до совершеннолетия.
2. В учреждениях создаются условия, максимально приближенные к домашним, способствующие полноценной психологической реабилитации и социально-трудовой адаптации.
3. Государство обеспечивает и гарантирует социально-экономическую и правовую деятельность учреждений, предоставляет материально-технические, финансовые и другие средства для их функционирования.
4. Учреждения обладают самостоятельностью в выборе форм организации образовательно-воспитательного процесса, жизни и быта воспитанников в соответствии с их психо-физическими особенностями, требованиями охраны здоровья, защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и несут за это ответственность согласно действующему законодательству.
5. Создание, реорганизация и ликвидация учреждений производится по решению Советов Министров республик, входящих в состав РСФСР, исполкомов краевых, областных, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
Учреждения создаются в местах с благоприятными экологическими условиями.
6. Учреждение может быть открыто при наличии на соответствующей территории не менее 25 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
7. Учреждения могут находиться в ведении Советов Министров республик, входящих в состав РСФСР, исполкомов краевых, областных, городских и районных Советов народных депутатов, а также министерств, ведомств, предприятий и организаций.
8. Основным типом учреждений является детский дом.
Детские дома могут создаваться:
для детей дошкольного возраста (дошкольный детский дом);
для детей школьного возраста (школьный детский дом);
для детей дошкольного и школьного возраста (смешанный детский дом);
для детей, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии (коррекционный детский дом).
С учетом местных социально-экономических условий, национальных традиций и региональных особенностей для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут создаваться другие типы учреждений.
9. В учреждения в течение всего календарного года принимаются:
дети-сироты;
дети, отобранные у родителей по решению суда;
дети, родители которых лишены родительских прав, осуждены, признаны недееспособными, находятся на длительном лечении, а также местонахождение родителей которых не установлено.
По решению исполкомов местных Советов народных депутатов в учреждения могут временно приниматься дети одиноких матерей (отцов), из многодетных и малообеспеченных семей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством).
10. Дети - члены одной семьи или находящиеся в родственных отношениях, направляются в одно учреждение, за исключением случаев, когда по медицинским показаниям или другим причинам воспитание этих детей должно осуществляться раздельно.
11. В учреждениях при наличии соответствующих условий могут организовываться воспитательные группы:
разновозрастные (не более 8 человек в группе);
одновозрастные (для детей в возрасте до 4 лет - не более 6 человек в группе, для детей в возрасте от 4 лет и старше - не более 10 человек в группе).
Для проведения коррекционно-развивающей работы в учреждениях могут открываться группы выравнивания, при этом в штат учреждения могут быть введены дополнительные должности учителей в пределах общего фонда заработной платы.
12. На каждого ребенка, направляемого в учреждение, представляются:
решение исполкома местного Совета народных депутатов о направлении в учреждение;
направление в учреждение, выданное органом управления образованием или ведомством, в ведении которого находится учреждение;
свидетельство о рождении в подлиннике или заключение медицинской экспертизы, удостоверяющее возраст ребенка, при отсутствии свидетельства;
медицинские документы о состоянии здоровья;
документ об образовании (для детей школьного возраста);
акт обследования условий жизни ребенка;
сведения о родителях или лицах, их заменяющих (копии свидетельств о смерти родителей, приговора или решения суда, справка о болезни или розыске родителей и другие документы, подтверждающие отсутствие родителей или невозможность воспитания ими своих детей);
справка о наличии и местожительстве братьев, сестер и других близких родственников;
опись имущества, оставшегося после смерти родителей, сведения о лицах, отвечающих за его сохранность;
документы о закреплении жилой площади за несовершеннолетним;
пенсионная книжка детей, получающих пенсию, копия решения суда о взыскании алиментов (при получении их на ребенка родителем или лицом, его заменяющим).
13. При выпуске или переводе из учреждения воспитаннику выдаются:
свидетельство о рождении, а достигшему 16-летнего возраста - также паспорт;
справка о пребывании в учреждении;
справка о состоянии здоровья;
документ об образовании (для детей школьного возраста);
сведения о родителях или близких родственниках;
документы, подтверждающие его права на имущество, денежные средства, жилую площадь, ранее занимаемую им или его родителями; пенсионная и сберегательная книжки, исполнительный лист на взыскание алиментов и другие документы, если таковые имелись в личном деле.
14. Выпускники учреждений имеют право проживать в них на полном государственном обеспечении до окончания ими учебного заведения.
15. Выпускники учреждения - учащиеся профессиональных учебных заведений и средних специальных учебных заведений, а также студенты высших учебных заведений, приезжающие в учреждение на выходные, праздничные дни или на время каникул, зачисляются на бесплатное питание и проживание.
16. Выпускники учреждения, не отвечающие требованиям приема в профессиональные учебные заведения по состоянию здоровья или по иным причинам, а также направляемые на работу, могут быть оставлены в учреждении сроком до шести месяцев, а выпускники, имеющие недостатки в физическом или умственном развитии, а также хронические заболевания, - до одного года.
17. В случае необходимости перехода выпускника учреждения с одного места работы на другое в течение первого года после окончания учебного заведения он зачисляется на бесплатное питание в учреждение на срок не более одного месяца.
Администрация учреждения оказывает ему помощь в повторном устройстве на работу.
18. Медицинское обслуживание осуществляется закрепленным за учреждением медицинским персоналом, который (наряду с администрацией) несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и качества питания воспитанников.
Психологическое обеспечение образовательно-воспитательного процесса в учреждении осуществляет психолог.
II. Организация образовательно-воспитательного процесса
19. Организация образовательно-воспитательного процесса в учреждении строится с учетом психо-физиологических особенностей детей на принципах индивидуализации и дифференциации.
Полноценная социально-психологическая реабилитация и трудовая адаптация в образовательно-воспитательном процессе достигается за счет объединения усилий, единства требований и ответственности всех членов коллектива учреждения.
Все вопросы образовательно-воспитательного процесса в учреждении решаются в тесном единстве с общеобразовательными школами, в которых обучаются воспитанники.
20. Дети дошкольного возраста могут посещать дошкольные учреждения на условиях взаимных расчетов.
21. В учреждениях могут создаваться различные клубы, секции, кружки, студии и другие объединения.
Воспитанники учреждения могут посещать кружки и секции в общеобразовательных школах и во внешкольных учреждениях.
III. Управление учреждением
22. Управление учреждением осуществляется на основе принципов гласности, демократии и самоуправления во взаимодействии коллектива учреждения с общественностью.
Коллектив учреждения объединяет воспитанников и работников данного учреждения, которые являются участниками образовательно-воспитательного процесса.
Высшим органом самоуправления учреждения является общее собрание (конференция) членов коллектива.
Общее собрание (конференция):
утверждает Устав;
определяет основные направления деятельности учреждения;
создает временные или постоянные комиссии, штабы по различным направлениям работы учреждения и устанавливает их полномочия;
избирает совет учреждения, его председателя, определяет количественный и персональный состав совета, срок его полномочий.
23. В период между собраниями (конференциями) управление учреждением осуществляет совет.
24. Совет учреждения:
организует и осуществляет контроль за реализацией решений общего собрания (конференции) коллектива учреждения, предложений и критических замечаний его членов;
совместно с директором представляет в государственных органах и общественных организациях интересы учреждения и воспитанников, обеспечивает социально-правовую защиту несовершеннолетних при рассмотрении вопросов, связанных с определением их судьбы;
по представлению педагогического совета учреждения определяет компоненты содержания воспитания и образования;
организует режим работы учреждения;
контролирует рациональное расходование бюджетных ассигнований, выделяемых государством, а также материальное обеспечение воспитанников и выпускников; формирует собственный фонд, используя различные источники финансирования для решения перспективных вопросов развития учреждения;
заслушивает отчеты о работе отдельных сотрудников учреждения и вносит предложения по совершенствованию их деятельности;
в рамках действующего законодательства принимает необходимые меры, ограждающие педагогических работников и администрацию от необоснованного вмешательства в их профессиональную и должностную деятельность, ограничения самостоятельности коллектива учреждения.
Совет учреждения собирается не реже четырех раз в год.
Решения совета, принятые в пределах его полномочий, обязательны для администрации и всех членов коллектива учреждения.
25. В целях развития образовательно-воспитательного процесса, повышения профессионального мастерства и творческого роста учителей и воспитателей, распространения передового опыта создаются педагогический совет и методические объединения педагогических работников.
Председатель педагогического совета избирается коллективом педагогических работников.
26. В учреждениях могут создаваться детские организации. Воспитанники учреждения могут входить в состав детских и молодежных организаций общеобразовательных школ, в которых они обучаются.
27. Учреждением руководит директор, который назначается органом управления образованием или ведомством, в ведении которого находится данное учреждение.
28. Директор учреждения несет ответственность в установленном законодательством порядке за соблюдение требований охраны детства и труда, планирует и организует образовательно-воспитательный процесс, осуществляет контроль за его ходом и результатами, отвечает за качество и эффективность работы учреждения.
Директор утверждает структуру и штатное расписание учреждения, осуществляет другую деятельность в соответствии с должностными обязанностями.
IV. Финансирование и хозяйственная деятельность
29. Финансовая и хозяйственная деятельность учреждения осуществляется в соответствии с Основными положениями хозяйственного механизма в народном образовании, одобренными Государственной комиссией Совета Министров СССР по экономической реформе 19 декабря 1989 года.
30. Учреждение пользуется правами юридического лица, имеет гербовую печать со своим наименованием, расчетный и иные счета в банках.
31. В целях всемерного содействия учреждениям в воспитании и содержании детей при каждом учреждении может создаваться попечительский совет и другие общественные объединения, деятельность которых осуществляется в соответствии с их положениями и уставами.
32. Учреждения имеют право в установленном порядке осуществлять международные связи.
УТВЕРЖДЕНО
постановлением
Совета Министров РСФСР
от 23 февраля 1991 г. N 119
Временное положение о дошкольном учреждении в РСФСР
I. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет взаимоотношения дошкольного учреждения с учредителем, направления деятельности дошкольного учреждения, взаимодействие участников воспитательно-образовательного процесса.
Настоящее Положение распространяется на все типы дошкольных учреждений, учреждаемых местными Советами народных депутатов, дошкольные учреждения государственных предприятий, организаций, учреждений и колхозов, расположенных на территории РСФСР.
2. Дошкольное учреждение является юридическим лицом, имеет гербовую печать со своим наименованием, расчетный и другие счета в банках.
3. Дошкольное учреждение руководствуется в своей деятельности действующим законодательством, настоящим Положением, Уставом, родительским договором.
4. Дошкольное учреждение обеспечивает уход, присмотр, оздоровление, воспитание и обучение детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.
Основными функциями дошкольного учреждения являются:
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
обеспечение интеллектуального и личностного развития ребенка;
забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка;
взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
Задачи и функции дошкольного учреждения определяются применительно к региональным, национальным, экономическим, культурным и другим условиям и конкретизируются в зависимости от типа дошкольного учреждения, его Устава и договора между дошкольным учреждением и родителем каждого ребенка или лицом, его заменяющим (в дальнейшем - Родительский договор).
Родительским договором является соглашение между дошкольным учреждением и родителем каждого ребенка или лицом, его заменяющим, которым регулируются правовые отношения между дошкольным учреждением и родителем, возникающие в процессе воспитания, обучения, присмотра, ухода и оздоровления ребенка.
5. Дошкольное учреждение с учетом интересов родителей определяет для их детей образовательные услуги.
6. Дошкольные учреждения подразделяются по назначению на следующие типы:
общеразвивающие;
компенсирующие (для детей, нуждающихся в коррекции их физического или психического развития);
ухода, присмотра и оздоровления;
комбинированные.
7. Основными принципами работы дошкольного учреждения являются:
самостоятельность в организации педагогического процесса, подборе и расстановке кадров, в хозяйственно - финансовой деятельности;
саморазвитие, заключающееся в ориентации на современные достижения психолого-педагогической и медицинской науки.
II. Организация дошкольного учреждения
8. Дошкольное учреждение создается решением местных Советов народных депутатов или решением предприятий, учреждений, организаций и колхозов (учредителей дошкольного учреждения) с последующей регистрацией местными Советами народных депутатов, на территории которых открывается дошкольное учреждение.
Дошкольное учреждение имеет Устав, утверждаемый в установленном порядке, Устав дошкольного учреждения разрабатывается на основе настоящего Положения, других нормативных актов с учетом специфики деятельности дошкольного учреждения.
Реорганизация и ликвидация дошкольного учреждения производится в соответствии с действующим законодательством по решению Совета народных депутатов или предприятия, учреждения, организации, колхоза, в ведении которого находится дошкольное учреждение.
9. Дошкольное учреждение открывается в здании или помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим, противоэпидемическим требованиям и правилам противопожарной безопасности, а также психолого-педагогическим требованиям к благоустройству дошкольных учреждений различного типа, определяемым Министерством образования РСФСР.
10. Дошкольное учреждение для реализации своих задач может выбирать программу из комплекса вариативных программ, рекомендованных Министерством образования РСФСР, а также изменять их или разрабатывать собственную (авторскую) программу.
11. Режим работы дошкольного учреждения и длительность пребывания в нем детей определяются в соответствии с Уставом данного дошкольного учреждения, а также Родительским договором. Допускается создание дошкольных учреждений, работающих только в дневное, вечернее, ночное время, круглосуточно, в выходные и праздничные дни, а также свободное посещение детьми дошкольного учреждения в соответствии с условиями Родительского договора.
12. Дошкольное учреждение самостоятельно определяет потребность в материальных ресурсах и продуктах питания, приобретает их в централизованном порядке, а также на договорных началах. Исполкомы местных Советов народных депутатов обеспечивают централизованное снабжение дошкольных учреждений, действующих на их территории.
13. Дошкольное учреждение обеспечивает сбалансированное питание детей, необходимое для их нормального роста и развития. Питание детей в дошкольном учреждении организуется с учетом режима его работы. Денежные затраты на питание не могут быть ниже установленных государственных нормативов. Организация питания и его кратность определяются Уставом и конкретизируются Родительским договором.
14. Медицинское обслуживание детей осуществляется штатным, специально закрепленным или приглашенным на договорной основе медицинским персоналом.
15. Дошкольное учреждение может для реализации своих уставных задач входить на договорной основе в различные объединения в качестве самостоятельного учреждения.
16. Для проверки условий жизни и воспитания детей, а также содержания воспитательно-образовательного процесса могут создаваться комиссии с привлечением соответствующих специалистов в порядке, устанавливаемом Министерством образования РСФСР.
III. Управление и руководство дошкольным учреждением
17. Руководство деятельностью дошкольного учреждения осуществляет заведующий.
Заведующий назначается учредителем на основе соглашения (контракта), в котором определяются права, обязанности и ответственность заведующего перед учредителем и работниками дошкольного учреждения, условия оплаты его труда, срок освобождения от занимаемой должности и другие условия.
Заведующий подотчетен в своей деятельности учредителю дошкольного учреждения.
18. Заведующий дошкольным учреждением:
без доверенности действует от имени дошкольного учреждения, представляет его во всех государственных, кооперативных и общественных организациях, предприятиях, учреждениях;
является распорядителем денежных средств, заключает от имени дошкольного учреждения договоры, в том числе Родительский договор, выдает доверенности, открывает в банках расчетный и другие счета;
в пределах своей компетенции издает приказы и распоряжения, обязательные к исполнению работниками дошкольного учреждения, налагает взыскания;
осуществляет подбор и расстановку кадров, пользуется правом приема и увольнения работников в соответствии с действующим законодательством о труде, составляет штатное расписание;
организует дополнительные услуги, направленные на улучшение ухода, присмотра, оздоровления, воспитания и обучения;
обеспечивает выполнение санитарно-гигиенических, противопожарных требований и других условий по охране жизни и здоровья детей;
решает вопросы создания и ликвидации подразделений и различных служб при дошкольном учреждении;
организует проведение аттестации сотрудников в установленном порядке; учитывает результаты аттестации при расстановке кадров и составлении штатного расписания;
принимает в соответствии с действующим законодательством необходимые меры, ограждающие дошкольное учреждение от необоснованного вмешательства в его деятельность;
создает условия для осуществления воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении в соответствии с решениями Совета педагогов.
19. Управление педагогической деятельности осуществляет Совет педагогов дошкольного учреждения.
В состав Совета педагогов входят все педагоги дошкольного учреждения.
Совет педагогов избирает председателя, полномочия которого определяются Уставом дошкольного учреждения.
Совет педагогов решает вопросы своей деятельности на заседаниях.
Совет педагогов:
определяет направления воспитательно-образовательной деятельности дошкольного учреждения;
принимает программы воспитания и обучения детей в дошкольном учреждении;
рассматривает и утверждает методические направления работы с детьми в различных группах, а также все другие вопросы содержания, методов и форм воспитательно-образовательного процесса;
рассматривает вопросы повышения квалификации и переподготовки кадров;
разрабатывает и утверждает типовой проект Родительского договора данного дошкольного учреждения;
ведет протоколы своих заседаний.
Заседания Совета педагогов правомочны, если на них присутствует не менее половины его состава. Решение Совета считается принятым, если за него проголосовало более половины присутствующих. На заседаниях Совета педагогов с правом совещательного голоса могут присутствовать родители.
IV. Финансовая и материально-техническая база дошкольного учреждения
20. Вся финансово-хозяйственная деятельность дошкольного учреждения направлена на реализацию его уставных задач.
Финансово-хозяйственная деятельность дошкольного учреждения осуществляется в соответствии с Основными положениями хозяйственного механизма в народном образовании, одобренными Государственной комиссией Совета Министров СССР по экономической реформе 19 декабря 1989 года.
21. Количество групп в дошкольном учреждении общеразвивающего типа и типа присмотра, ухода и оздоровления детей определяется учредителем, исходя их наполняемости групп, принятой при расчете норматива бюджетного финансирования.
Норматив бюджетного финансирования на одного ребенка исчисляется из следующей наполняемости групп:
до 1 года - 10 детей;
от 1 года до 3 лет - 15 детей;
от 3 лет до 7 лет - 20 детей.
Допускается содержание групп с меньшей наполняемостью при условии выделения дополнительных средств учредителем, а также за счет средств местных Советов народных депутатов.
Количество и наполняемость групп в дошкольных учреждениях, в том числе в сельской местности, определяются учредителями с учетом потребностей населения.
Денежные затраты на содержание ребенка в дошкольном учреждении не могут быть ниже установленных государственных нормативов. Разница между денежными затратами на содержание ребенка и государственными нормативами выплачивается за счет учредителя, родителей или лиц, их заменяющих.
22. Родители вносят плату за содержание детей в дошкольном учреждении в установленном порядке. Размер и порядок оплаты дополнительных услуг детям определяются Родительским договором.
V. Комплектование дошкольного учреждения
23. Порядок комплектования дошкольного учреждения определяется учредителем.
24. В дошкольное учреждение общеразвивающего типа и типа присмотра, ухода и оздоровления принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет, кроме детей с хроническими инфекционными заболеваниями, тяжелыми формами расстройства опорно-двигательного аппарата и умственной отсталости.
Детей с иными отклонениями можно принимать в дошкольные учреждения общеразвивающего типа, а также типа присмотра, ухода и оздоровления при наличии условий для коррекционной работы.
Порядок комплектования и наполняемость групп детьми в компенсирующих дошкольных учреждениях и комплектующих группах определяются Министерством образования РСФСР и Министерством здравоохранения РСФСР.
Предельный возраст пребывания ребенка в дошкольном учреждении компенсирующего типа устанавливается решением медико-педагогической комиссии.
25. Комплектование дошкольных учреждений предприятий, учреждений, организаций и колхозов детьми, родители которых или лица, их заменяющие, не работают на данном предприятии, учреждении, организации, в колхозе производится решением местного Совета народных депутатов и учредителя дошкольного учреждения.
26. Для зачисления ребенка в дошкольное учреждение необходимо заявление родителей или лиц, их заменяющих, медицинская справка о состоянии здоровья ребенка, а также Родительский договор.
27. В дошкольном учреждении могут комплектоваться группы по одновозрастному или разновозрастному принципу в соответствии с современными психолого-педагогическими и медицинскими рекомендациями.
28. За ребенком сохраняется место в дошкольном учреждении в случае его болезни, прохождения санаторно-курортного лечения, карантина, болезни или отпуска родителей или лиц, их заменяющих, а также в летний период сроком до 75 дней независимо от времени и продолжительности отпуска родителей или лиц, их заменяющих. В иных случаях сохранение места за ребенком в дошкольном учреждении определяется Родительским договором.
29. Отчисление детей из дошкольного учреждения производится заведующим:
при наличии медицинского заключения о состоянии здоровья ребенка, препятствующем его дальнейшему пребыванию в дошкольном учреждении;
по заявлению родителей или лиц, их заменяющих;
при систематическом невыполнении родителями своих договорных обязательств;
в других случаях, предусмотренных Уставом дошкольного учреждения.
VI. Воспитательно-образовательный процесс в дошкольном учреждении
30. Содержание воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении определяется его Уставом.
31. В дошкольном учреждении осуществляется комплекс мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья, закаливание и физическое развитие детей, интеллектуальное и личностное развитие ребенка, создание условий для развития его воображения и творчества, способностей и становления общечеловеческих ценностей.
32. Основными участниками воспитательно-образовательного процесса являются дети, родители или лица, их заменяющие, педагоги-воспитатели.
33. Отношения ребенка и педагога-воспитателя строятся на основе сотрудничества, уважения личности ребенка и предоставления ему свободы развития в соответствии с индивидуальными особенностями.
VII. Права и обязанности участников воспитательно-образовательного процесса
34. Права ребенка охраняются действующим законодательством, а также Родительским договором между дошкольным учреждением и родителем ребенка или лицом, его заменяющим.
Каждому ребенку в дошкольном учреждении гарантируется:
защита его достоинства;
защита от всех форм физического и психического насилия;
удовлетворение потребности в эмоционально-личностном общении;
развитие его творческих способностей и интересов;
получение квалифицированной помощи в коррекции имеющихся недостатков развития.
35. Родители или лица, их заменяющие, имеют право:
принимать участие в работе Совета педагогов дошкольного учреждения;
вносить предложения по улучшению работы с детьми и по организации дополнительных услуг в дошкольном учреждении;
выбирать педагога, работающего с ребенком;
требовать предоставления ребенку присмотра, ухода, воспитания и обучения в условиях, определенных Родительским договором;
требовать уважительного отношения к личности ребенка;
создавать различные родительские объединения, клубы, ассоциации и другие объединения;
оставаться с ребенком, поступившим в дошкольное учреждение, необходимое время на условиях Родительского договора;
досрочно расторгать Родительский договор;
заслушивать отчеты заведующего и педагогов дошкольного учреждения о работе в группе.
36. Родители или лица, их заменяющие, обязаны:
вносить плату за содержание ребенка в дошкольном учреждении в установленном порядке;
своевременно ставить в известность дошкольное учреждение об отсутствии или болезни ребенка.
Права и обязанности родителей конкретизируются Уставом дошкольного учреждения и Родительским договором.
37. Педагог-воспитатель дошкольного учреждения имеет право:
свободно выбирать, разрабатывать и применять методики воспитания и обучения детей, работая в тесном контакте с Советом педагогов;
повышать квалификацию с выплатой ему стипендии при наличии внебюджетных средств;
требовать от руководителя организации условий для осуществления воспитательно-образовательного процесса.
38. Педагог-воспитатель дошкольного учреждения обязан:
соблюдать Устав дошкольного учреждения;
обеспечивать охрану жизни и здоровья детей, соблюдать санитарные правила;
выполнять Родительский договор;
сотрудничать с семьей ребенка дошкольного учреждения по вопросам воспитания и обучения.
39. Права и обязанности работников дошкольного учреждения определяются Уставом дошкольного учреждения, их должностными инструкциями, правилами внутреннего трудового распорядка, а также Родительским договором и другими нормативными актами.
Работники дошкольного учреждения в установленном порядке проходят медицинский осмотр.
40. Работники дошкольного учреждения несут ответственность за жизнь, физическое и психическое здоровье каждого ребенка.
41. Дошкольное учреждение в установленном порядке осуществляет международные связи.
УТВЕРЖДЕНО
постановлением
Совета Министров РСФСР
от 23 февраля 1991 г. N 119
Временное положение о внешкольном учреждении в РСФСР
I. Общие положения
1. Внешкольные учреждения являются составной частью единой системы непрерывного образования и предназначены для духовного и физического развития детей, подростков и юношества*, удовлетворения их творческих и дополнительных образовательных потребностей.
-----------------------------
* В дальнейшем - "учащиеся".
-----------------------------
Комплексные и профильные внешкольные учреждения предоставляют всем учащимся равные возможности для разностороннего развития и самоопределения.
2. Основные задачи внешкольного учреждения - создание оптимальных условий для личностного развития, укрепления здоровья, самообразования и творческого труда учащихся, их профессионального самоопределения, досуга.
Деятельность внешкольного учреждения строится на принципах демократии и гуманизма, открытости и альтернативности, доступности и преемственности, на основе учета индивидуальных особенностей учащихся, культурно-исторических и национальных традиций.
3. Внешкольное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством и настоящим Положением.
4. На основе настоящего Положения внешкольное учреждение разрабатывает свой Устав с учетом профиля учреждения, традиций коллектива, материально-технической базы и программы деятельности. Уставом не могут быть изменены цели, задачи и основные принципы деятельности внешкольного учреждения, ограничены права учащихся и педагогических работников.
II. Организация и основы деятельности
5. Внешкольное учреждение открывается по решению учредителей при наличии кадров, необходимой материально-технической базы, соответствующего финансирования, строгого соблюдения санитарно-гигиенических требований и правил противопожарной безопасности, может действовать как самостоятельно, так и в составе других учреждений, предприятий и организаций.
Государственная регистрация внешкольного учреждения осуществляется в исполнительном комитете Совета народных депутатов по месту его открытия.
6. Внешкольное учреждение самостоятельно разрабатывает программу своей деятельности с учетом запросов учащихся, потребностей семьи, детских и юношеских общественных организаций, особенностей социально-экономического развития региона и национально-культурных традиций.
7. Деятельность учащихся во внешкольном учреждении осуществляется как в одновозрастных, так и в разновозрастных объединениях по интересам (кружок, секция, студия, клуб, ансамбль, театр и другие)*.
-----------------------------
* В дальнейшем - "объединения".
-----------------------------
С детьми-инвалидами проводится индивидуальная работа по месту жительства.
Каждый учащийся имеет право заниматься в нескольких объединениях, менять их.
При приеме в спортивные, спортивно-технические, туристские, хореографические объединения необходимо медицинское заключение врачебно-физкультурного диспансера или поликлиники о состоянии здоровья учащихся.
8. Цели, задачи и содержание деятельности объединения определяются его руководителем с учетом учебных планов и программ, рекомендованных Государственным комитетом СССР по народному образованию и Министерством образования РСФСР. Педагогические работники могут разрабатывать авторские программы, утверждаемые педагогическим (методическим) советом внешкольного учреждения.
9. Занятия в объединениях могут проводиться как по программам одного, двух профилей, так и по комплексным, сквозным программам (эстетика, театр, искусство, музыка, спорт и другие) индивидуально, по группам или всем составом объединения.
Численный состав объединения, продолжительность занятий в нем устанавливается исходя из психофизиологической и педагогической целесообразности, условий работы и ежегодно утверждается педагогическим (методическим) советом внешкольного учреждения.
Расписание занятий объединений составляется администрацией внешкольного учреждения по представлению педагогических работников с учетом пожеланий родителей, наиболее благоприятного режима труда и отдыха учащихся, их возрастных особенностей и установленных санитарно-гигиенических норм.
10. В работе объединений могут участвовать совместно с учащимися их родители (без включения в основной состав) при наличии условий и согласия руководителя объединения.
11. Внешкольное учреждение может создавать объединения в других учебно-воспитательных учреждениях, на предприятиях и в организациях по согласованию с ними, а также по месту жительства учащихся.
Материально-техническое обеспечение этих объединений и контроль за их работой осуществляется внешкольным учреждением и предприятием, организацией, учреждением, в котором действуют объединения.
12. Внешкольное учреждение организует работу с учащимися в течение всего календарного года, в праздничные и выходные дни, увеличивая ее объем во время каникул. В летнее время внешкольное учреждение может открывать в установленном порядке профильные лагеря и туристские базы, создавать различные объединения с постоянными или переменными составами учащихся в лагерях (загородных или с дневным пребыванием), а также по месту жительства учащихся.
13. Внешкольное учреждение организует и проводит массовые мероприятия, создает необходимые условия для совместного труда, отдыха, общения учащихся и их родителей.
14. Внешкольное учреждение взаимодействует с предприятиями, организациями, учреждениями, учебными заведениями; создает на своей и их базе лаборатории для опытнической, экспериментальной, научно-исследовательской работы, научные объединения учащихся; осуществляет поиск современных форм работы; поддерживает социально значимые инициативы и движения.
15. Внешкольное учреждение, имеющее квалифицированные кадры и необходимую материально-техническую базу, по согласованию с органами народного образования может осуществлять производственную практику учащихся, занимающихся в данном учреждении, а также выполнять в установленном порядке заказы предприятий, организаций, учреждений на изготовление изделий, необходимых народному хозяйству; при этом тематика и содержание работ должны способствовать творческому развитию учащихся.
16. По договорам с предприятиями, организациями и при наличии условий для получения определенной профессии в период занятий во внешкольном учреждении учащимся, сдавшим квалификационные экзамены и прошедшим квалификационные испытания, выдается свидетельство (удостоверение) о присвоении квалификации (разряда, класса, категории) по профессии.
17. Во внешкольном учреждении ведется методическая работа, направленная на совершенствование программ, содержания, форм и методов деятельности объединений, повышение мастерства педагогических работников; оказание помощи педагогическим коллективам других учебно-воспитательных учреждений в проведении внешкольной работы, детским и юношеским общественным организациям и движениям.
III. Управление и руководство
18. Управление внешкольным учреждением осуществляется на принципах единоначалия и коллегиальности.
Руководство учебно-воспитательным процессом и текущей деятельностью внешкольного учреждения осуществляет директор, опираясь в своей работе на педагогический коллектив и общественные организации.
Директор по согласованию с общественными организациями решает следующие вопросы: утверждает структуру учреждения, штатное расписание, устанавливает должностные оклады и тарифные ставки, доплаты и надбавки к ним, условия и порядок премирования. При этом размеры заработной платы работников не ограничиваются. На премирование, доплаты и надбавки работникам не могут быть направлены средства, предназначенные для оплаты труда учащихся.
19. Работники внешкольного учреждения выполняют свои обязанности и пользуются правами в соответствии с действующим законодательством, Уставом учреждения, должностными инструкциями и правилами внутреннего трудового распорядка. Возложение на педагогических работников внешкольных учреждений несвойственных им функций запрещается.
20. В целях развития и совершенствования учебно-воспитательного процесса, повышения профессионального мастерства и творческого роста педагогических работников во внешкольном учреждении создается педагогический (методический) совет. Порядок его работы определяется Уставом внешкольного учреждения.
21. Коллектив внешкольного учреждения, объединяющий учащихся и педагогических работников, осуществляет свои задачи во взаимодействии с родителями и общественностью и может создавать органы самоуправления.
22. Высшим органом самоуправления внешкольного учреждения является собрание (конференция) педагогов, учащихся, родителей и представителей общественности.
23. Собрание (конференция):
утверждает Устав внешкольного учреждения и вносит в него изменения;
принимает основные направления развития внешкольного учреждения;
при необходимости избирает совет внешкольного учреждения, его председателя, создает временные или постоянные комиссии, советы по различным направлениям работы и устанавливает их полномочия.
24. По инициативе учащихся при внешкольном учреждении могут создаваться детские и юношеские общественные организации, действующие в соответствии со своими уставами и положениями. Администрация учреждения оказывает помощь и содействие в работе таких организаций.
IV. Финансовая и хозяйственная деятельность. Материально-техническая база
25. Финансовая и хозяйственная деятельность внешкольного учреждения осуществляется в соответствии с Основными положениями хозяйственного механизма в народном образовании, одобренными Государственной комиссией Совета Министров СССР по экономической реформе 19 декабря 1989 г. (протокол N 8, раздел IV).
26. Ведение бухгалтерского учета, статистической отчетности и документации во внешкольном учреждении осуществляется в соответствии с действующим законодательством. Бухгалтерский учет может проводиться самостоятельно или через централизованную бухгалтерию.
Требование государственными и иными органами представления каких-либо сводок и отчетов, не предусмотренных государственной отчетностью, не допускается.
27. Материально-техническую базу внешкольного учреждения составляют здания, сооружения, лагеря, туристские базы, транспортные средства и иное имущество, находящееся на балансе учреждения.
Развитие материально-технической базы внешкольного учреждения осуществляется на основе утверждаемых нормативов с учетом региональных и иных особенностей.
V. Заключительные положения
28. Внешкольное учреждение является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РСФСР и со своим наименованием.
29. Должностные лица внешкольного учреждения несут ответственность за реализацию программы деятельности, соблюдение требований охраны труда, здоровья учащихся и работников внешкольного учреждения.
30. Работники учреждения, учащиеся и их родители (лица, их заменяющие) несут ответственность за порчу зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря внешкольного учреждения в соответствии с действующим законодательством.
Использование помещений внешкольного учреждения не по назначению запрещается.
31. Внешкольное учреждение имеет право в установленном порядке осуществлять международные контакты.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства РСФСР от 23 февраля 1991 г. N 119 "О временных положениях, регламентирующих деятельность учреждений (организаций) системы образования и подготовки кадров в РСФСР"
Текст постановления официально опубликован не был
Настоящий документ фактически прекратил действие в связи с утратой силы всех утвержденных им норм
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 677
Изменения вступают в силу с 1 июля 1995 г.
Постановление Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 676
Изменения вступают в силу с 1 июля 1995 г.
Постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 233
Изменения вступают в силу с 7 марта 1995 г.
Постановление Правительства РФ от 14 октября 1994 г. N 1168
Изменения вступают в силу с 14 октября 1994 г.
Постановление Правительства РФ от 31 августа 1994 г. N 1008
Изменения вступают в силу с 31 августа 1994 г.
Постановление Правительства РФ от 5 июня 1994 г. N 650
Изменения вступают в силу с 5 июня 1994 г.
Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 9 сентября 1993 г. N 892
Изменения вступают в силу с 9 сентября 1993 г.
Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 26 июня 1993 г. N 597
Изменения вступают в силу с 26 июня 1993 г.
Постановление Правительства РФ от 29 октября 1992 г. N 838
Изменения вступают в силу с 29 октября 1992 г.
Постановление Правительства РФ от 20 февраля 1992 г. N 100
Изменения вступают в силу с 20 февраля 2018 г.