20 февраля, 29 октября 1992 г., 26 июня, 9 сентября 1993 г., 5 июня, 14 октября 1994 г.
В соответствии с постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 октября 1990 г. N 273-1 "О Временных положениях, регламентирующих деятельность учреждений (организаций) системы образования и подготовки кадров в РСФСР" Совет Министров РСФСР постановляет:
Впредь до принятия законов об образовании в РСФСР утвердить и ввести в действие прилагаемые Временные положения об учреждениях (организациях) системы образования и подготовки кадров в РСФСР.
Председатель |
И. СИЛАЕВ |
Управляющий Делами |
А. ТРЕТЬЯКОВ |
УТВЕРЖДЕНО
постановлением
Совета Министров РСФСР
от 23 февраля 1991 г. N 119
Временное положение о государственном высшем учебном заведении в РСФСР
Утратило силу с с 26 июня 1993 г. - Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 26 июня 1993 г. N 597
УТВЕРЖДЕНО
постановлением
Совета Министров РСФСР
от 23 февраля 1991 г. N 119
Временное положение о государственных общеобразовательных учебных заведениях в РСФСР
Утратило силу с 31 августа 1994 г. - Постановление Правительства РФ от 31 августа 1994 г. N 1008
УТВЕРЖДЕНО
постановлением
Совета Министров РСФСР
от 23 февраля 1991 г. N 119
Временное положение о профессиональном учебном заведении в РСФСР
Утратило силу с 5 июня 1994 г. - Постановление Правительства РФ от 5 июня 1994 г. N 650
УТВЕРЖДЕНО
Постановлением
Совета Министров РСФСР
от 23 февраля 1991 г. N 119
Временное положение о среднем специальном учебном заведении в РСФСР
Утратило силу с 14 октября 1994 г. - Постановление Правительства РФ от 14 октября 1994 г. N 1168
УТВЕРЖДЕНО
постановлением
Совета Министров РСФСР
от 23 февраля 1991 г. N 119
Временное положение об учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
I. Общие положения
1. В РСФСР организуются учреждения для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - учреждения), дети содержатся на полном государственном обеспечении до совершеннолетия.
2. В учреждениях создаются условия, максимально приближенные к домашним, способствующие полноценной психологической реабилитации и социально-трудовой адаптации.
3. Государство обеспечивает и гарантирует социально-экономическую и правовую деятельность учреждений, предоставляет материально-технические, финансовые и другие средства для их функционирования.
4. Учреждения обладают самостоятельностью в выборе форм организации образовательно-воспитательного процесса, жизни и быта воспитанников в соответствии с их психо-физическими особенностями, требованиями охраны здоровья, защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и несут за это ответственность согласно действующему законодательству.
5. Создание, реорганизация и ликвидация учреждений производится по решению Советов Министров республик, входящих в состав РСФСР, исполкомов краевых, областных, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
Учреждения создаются в местах с благоприятными экологическими условиями.
6. Учреждение может быть открыто при наличии на соответствующей территории не менее 25 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
7. Учреждения могут находиться в ведении Советов Министров республик, входящих в состав РСФСР, исполкомов краевых, областных, городских и районных Советов народных депутатов, а также министерств, ведомств, предприятий и организаций.
8. Основным типом учреждений является детский дом.
Детские дома могут создаваться:
для детей дошкольного возраста (дошкольный детский дом);
для детей школьного возраста (школьный детский дом);
для детей дошкольного и школьного возраста (смешанный детский дом);
для детей, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии (коррекционный детский дом).
С учетом местных социально-экономических условий, национальных традиций и региональных особенностей для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут создаваться другие типы учреждений.
9. В учреждения в течение всего календарного года принимаются:
дети-сироты;
дети, отобранные у родителей по решению суда;
дети, родители которых лишены родительских прав, осуждены, признаны недееспособными, находятся на длительном лечении, а также местонахождение родителей которых не установлено.
По решению исполкомов местных Советов народных депутатов в учреждения могут временно приниматься дети одиноких матерей (отцов), из многодетных и малообеспеченных семей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством).
10. Дети - члены одной семьи или находящиеся в родственных отношениях, направляются в одно учреждение, за исключением случаев, когда по медицинским показаниям или другим причинам воспитание этих детей должно осуществляться раздельно.
11. В учреждениях при наличии соответствующих условий могут организовываться воспитательные группы:
разновозрастные (не более 8 человек в группе);
одновозрастные (для детей в возрасте до 4 лет - не более 6 человек в группе, для детей в возрасте от 4 лет и старше - не более 10 человек в группе).
Для проведения коррекционно-развивающей работы в учреждениях могут открываться группы выравнивания, при этом в штат учреждения могут быть введены дополнительные должности учителей в пределах общего фонда заработной платы.
12. На каждого ребенка, направляемого в учреждение, представляются:
решение исполкома местного Совета народных депутатов о направлении в учреждение;
направление в учреждение, выданное органом управления образованием или ведомством, в ведении которого находится учреждение;
свидетельство о рождении в подлиннике или заключение медицинской экспертизы, удостоверяющее возраст ребенка, при отсутствии свидетельства;
медицинские документы о состоянии здоровья;
документ об образовании (для детей школьного возраста);
акт обследования условий жизни ребенка;
сведения о родителях или лицах, их заменяющих (копии свидетельств о смерти родителей, приговора или решения суда, справка о болезни или розыске родителей и другие документы, подтверждающие отсутствие родителей или невозможность воспитания ими своих детей);
справка о наличии и местожительстве братьев, сестер и других близких родственников;
опись имущества, оставшегося после смерти родителей, сведения о лицах, отвечающих за его сохранность;
документы о закреплении жилой площади за несовершеннолетним;
пенсионная книжка детей, получающих пенсию, копия решения суда о взыскании алиментов (при получении их на ребенка родителем или лицом, его заменяющим).
13. При выпуске или переводе из учреждения воспитаннику выдаются:
свидетельство о рождении, а достигшему 16-летнего возраста - также паспорт;
справка о пребывании в учреждении;
справка о состоянии здоровья;
документ об образовании (для детей школьного возраста);
сведения о родителях или близких родственниках;
документы, подтверждающие его права на имущество, денежные средства, жилую площадь, ранее занимаемую им или его родителями; пенсионная и сберегательная книжки, исполнительный лист на взыскание алиментов и другие документы, если таковые имелись в личном деле.
14. Выпускники учреждений имеют право проживать в них на полном государственном обеспечении до окончания ими учебного заведения.
15. Выпускники учреждения - учащиеся профессиональных учебных заведений и средних специальных учебных заведений, а также студенты высших учебных заведений, приезжающие в учреждение на выходные, праздничные дни или на время каникул, зачисляются на бесплатное питание и проживание.
16. Выпускники учреждения, не отвечающие требованиям приема в профессиональные учебные заведения по состоянию здоровья или по иным причинам, а также направляемые на работу, могут быть оставлены в учреждении сроком до шести месяцев, а выпускники, имеющие недостатки в физическом или умственном развитии, а также хронические заболевания, - до одного года.
17. В случае необходимости перехода выпускника учреждения с одного места работы на другое в течение первого года после окончания учебного заведения он зачисляется на бесплатное питание в учреждение на срок не более одного месяца.
Администрация учреждения оказывает ему помощь в повторном устройстве на работу.
18. Медицинское обслуживание осуществляется закрепленным за учреждением медицинским персоналом, который (наряду с администрацией) несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и качества питания воспитанников.
Психологическое обеспечение образовательно-воспитательного процесса в учреждении осуществляет психолог.
II. Организация образовательно-воспитательного процесса
19. Организация образовательно-воспитательного процесса в учреждении строится с учетом психо-физиологических особенностей детей на принципах индивидуализации и дифференциации.
Полноценная социально-психологическая реабилитация и трудовая адаптация в образовательно-воспитательном процессе достигается за счет объединения усилий, единства требований и ответственности всех членов коллектива учреждения.
Все вопросы образовательно-воспитательного процесса в учреждении решаются в тесном единстве с общеобразовательными школами, в которых обучаются воспитанники.
20. Дети дошкольного возраста могут посещать дошкольные учреждения на условиях взаимных расчетов.
21. В учреждениях могут создаваться различные клубы, секции, кружки, студии и другие объединения.
Воспитанники учреждения могут посещать кружки и секции в общеобразовательных школах и во внешкольных учреждениях.
III. Управление учреждением
22. Управление учреждением осуществляется на основе принципов гласности, демократии и самоуправления во взаимодействии коллектива учреждения с общественностью.
Коллектив учреждения объединяет воспитанников и работников данного учреждения, которые являются участниками образовательно-воспитательного процесса.
Высшим органом самоуправления учреждения является общее собрание (конференция) членов коллектива.
Общее собрание (конференция):
утверждает Устав;
определяет основные направления деятельности учреждения;
создает временные или постоянные комиссии, штабы по различным направлениям работы учреждения и устанавливает их полномочия;
избирает совет учреждения, его председателя, определяет количественный и персональный состав совета, срок его полномочий.
23. В период между собраниями (конференциями) управление учреждением осуществляет совет.
24. Совет учреждения:
организует и осуществляет контроль за реализацией решений общего собрания (конференции) коллектива учреждения, предложений и критических замечаний его членов;
совместно с директором представляет в государственных органах и общественных организациях интересы учреждения и воспитанников, обеспечивает социально-правовую защиту несовершеннолетних при рассмотрении вопросов, связанных с определением их судьбы;
по представлению педагогического совета учреждения определяет компоненты содержания воспитания и образования;
организует режим работы учреждения;
контролирует рациональное расходование бюджетных ассигнований, выделяемых государством, а также материальное обеспечение воспитанников и выпускников; формирует собственный фонд, используя различные источники финансирования для решения перспективных вопросов развития учреждения;
заслушивает отчеты о работе отдельных сотрудников учреждения и вносит предложения по совершенствованию их деятельности;
в рамках действующего законодательства принимает необходимые меры, ограждающие педагогических работников и администрацию от необоснованного вмешательства в их профессиональную и должностную деятельность, ограничения самостоятельности коллектива учреждения.
Совет учреждения собирается не реже четырех раз в год.
Решения совета, принятые в пределах его полномочий, обязательны для администрации и всех членов коллектива учреждения.
25. В целях развития образовательно-воспитательного процесса, повышения профессионального мастерства и творческого роста учителей и воспитателей, распространения передового опыта создаются педагогический совет и методические объединения педагогических работников.
Председатель педагогического совета избирается коллективом педагогических работников.
26. В учреждениях могут создаваться детские организации. Воспитанники учреждения могут входить в состав детских и молодежных организаций общеобразовательных школ, в которых они обучаются.
27. Учреждением руководит директор, который назначается органом управления образованием или ведомством, в ведении которого находится данное учреждение.
28. Директор учреждения несет ответственность в установленном законодательством порядке за соблюдение требований охраны детства и труда, планирует и организует образовательно-воспитательный процесс, осуществляет контроль за его ходом и результатами, отвечает за качество и эффективность работы учреждения.
Директор утверждает структуру и штатное расписание учреждения, осуществляет другую деятельность в соответствии с должностными обязанностями.
IV. Финансирование и хозяйственная деятельность
29. Финансовая и хозяйственная деятельность учреждения осуществляется в соответствии с Основными положениями хозяйственного механизма в народном образовании, одобренными Государственной комиссией Совета Министров СССР по экономической реформе 19 декабря 1989 года.
30. Учреждение пользуется правами юридического лица, имеет гербовую печать со своим наименованием, расчетный и иные счета в банках.
31. В целях всемерного содействия учреждениям в воспитании и содержании детей при каждом учреждении может создаваться попечительский совет и другие общественные объединения, деятельность которых осуществляется в соответствии с их положениями и уставами.
32. Учреждения имеют право в установленном порядке осуществлять международные связи.
УТВЕРЖДЕНО
постановлением
Совета Министров РСФСР
от 23 февраля 1991 г. N 119
Временное положение о дошкольном учреждении в РСФСР
I. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет взаимоотношения дошкольного учреждения с учредителем, направления деятельности дошкольного учреждения, взаимодействие участников воспитательно-образовательного процесса.
Настоящее Положение распространяется на все типы дошкольных учреждений, учреждаемых местными Советами народных депутатов, дошкольные учреждения государственных предприятий, организаций, учреждений и колхозов, расположенных на территории РСФСР.
2. Дошкольное учреждение является юридическим лицом, имеет гербовую печать со своим наименованием, расчетный и другие счета в банках.
3. Дошкольное учреждение руководствуется в своей деятельности действующим законодательством, настоящим Положением, Уставом, родительским договором.
4. Дошкольное учреждение обеспечивает уход, присмотр, оздоровление, воспитание и обучение детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.
Основными функциями дошкольного учреждения являются:
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
обеспечение интеллектуального и личностного развития ребенка;
забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка;
взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
Задачи и функции дошкольного учреждения определяются применительно к региональным, национальным, экономическим, культурным и другим условиям и конкретизируются в зависимости от типа дошкольного учреждения, его Устава и договора между дошкольным учреждением и родителем каждого ребенка или лицом, его заменяющим (в дальнейшем - Родительский договор).
Родительским договором является соглашение между дошкольным учреждением и родителем каждого ребенка или лицом, его заменяющим, которым регулируются правовые отношения между дошкольным учреждением и родителем, возникающие в процессе воспитания, обучения, присмотра, ухода и оздоровления ребенка.
5. Дошкольное учреждение с учетом интересов родителей определяет для их детей образовательные услуги.
6. Дошкольные учреждения подразделяются по назначению на следующие типы:
общеразвивающие;
компенсирующие (для детей, нуждающихся в коррекции их физического или психического развития);
ухода, присмотра и оздоровления;
комбинированные.
7. Основными принципами работы дошкольного учреждения являются:
самостоятельность в организации педагогического процесса, подборе и расстановке кадров, в хозяйственно - финансовой деятельности;
саморазвитие, заключающееся в ориентации на современные достижения психолого-педагогической и медицинской науки.
II. Организация дошкольного учреждения
8. Дошкольное учреждение создается решением местных Советов народных депутатов или решением предприятий, учреждений, организаций и колхозов (учредителей дошкольного учреждения) с последующей регистрацией местными Советами народных депутатов, на территории которых открывается дошкольное учреждение.
Дошкольное учреждение имеет Устав, утверждаемый в установленном порядке, Устав дошкольного учреждения разрабатывается на основе настоящего Положения, других нормативных актов с учетом специфики деятельности дошкольного учреждения.
Реорганизация и ликвидация дошкольного учреждения производится в соответствии с действующим законодательством по решению Совета народных депутатов или предприятия, учреждения, организации, колхоза, в ведении которого находится дошкольное учреждение.
9. Дошкольное учреждение открывается в здании или помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим, противоэпидемическим требованиям и правилам противопожарной безопасности, а также психолого-педагогическим требованиям к благоустройству дошкольных учреждений различного типа, определяемым Министерством образования РСФСР.
10. Дошкольное учреждение для реализации своих задач может выбирать программу из комплекса вариативных программ, рекомендованных Министерством образования РСФСР, а также изменять их или разрабатывать собственную (авторскую) программу.
11. Режим работы дошкольного учреждения и длительность пребывания в нем детей определяются в соответствии с Уставом данного дошкольного учреждения, а также Родительским договором. Допускается создание дошкольных учреждений, работающих только в дневное, вечернее, ночное время, круглосуточно, в выходные и праздничные дни, а также свободное посещение детьми дошкольного учреждения в соответствии с условиями Родительского договора.
12. Дошкольное учреждение самостоятельно определяет потребность в материальных ресурсах и продуктах питания, приобретает их в централизованном порядке, а также на договорных началах. Исполкомы местных Советов народных депутатов обеспечивают централизованное снабжение дошкольных учреждений, действующих на их территории.
13. Дошкольное учреждение обеспечивает сбалансированное питание детей, необходимое для их нормального роста и развития. Питание детей в дошкольном учреждении организуется с учетом режима его работы. Денежные затраты на питание не могут быть ниже установленных государственных нормативов. Организация питания и его кратность определяются Уставом и конкретизируются Родительским договором.
14. Медицинское обслуживание детей осуществляется штатным, специально закрепленным или приглашенным на договорной основе медицинским персоналом.
15. Дошкольное учреждение может для реализации своих уставных задач входить на договорной основе в различные объединения в качестве самостоятельного учреждения.
16. Для проверки условий жизни и воспитания детей, а также содержания воспитательно-образовательного процесса могут создаваться комиссии с привлечением соответствующих специалистов в порядке, устанавливаемом Министерством образования РСФСР.
III. Управление и руководство дошкольным учреждением
17. Руководство деятельностью дошкольного учреждения осуществляет заведующий.
Заведующий назначается учредителем на основе соглашения (контракта), в котором определяются права, обязанности и ответственность заведующего перед учредителем и работниками дошкольного учреждения, условия оплаты его труда, срок освобождения от занимаемой должности и другие условия.
Заведующий подотчетен в своей деятельности учредителю дошкольного учреждения.
18. Заведующий дошкольным учреждением:
без доверенности действует от имени дошкольного учреждения, представляет его во всех государственных, кооперативных и общественных организациях, предприятиях, учреждениях;
является распорядителем денежных средств, заключает от имени дошкольного учреждения договоры, в том числе Родительский договор, выдает доверенности, открывает в банках расчетный и другие счета;
в пределах своей компетенции издает приказы и распоряжения, обязательные к исполнению работниками дошкольного учреждения, налагает взыскания;
осуществляет подбор и расстановку кадров, пользуется правом приема и увольнения работников в соответствии с действующим законодательством о труде, составляет штатное расписание;
организует дополнительные услуги, направленные на улучшение ухода, присмотра, оздоровления, воспитания и обучения;
обеспечивает выполнение санитарно-гигиенических, противопожарных требований и других условий по охране жизни и здоровья детей;
решает вопросы создания и ликвидации подразделений и различных служб при дошкольном учреждении;
организует проведение аттестации сотрудников в установленном порядке; учитывает результаты аттестации при расстановке кадров и составлении штатного расписания;
принимает в соответствии с действующим законодательством необходимые меры, ограждающие дошкольное учреждение от необоснованного вмешательства в его деятельность;
создает условия для осуществления воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении в соответствии с решениями Совета педагогов.
19. Управление педагогической деятельности осуществляет Совет педагогов дошкольного учреждения.
В состав Совета педагогов входят все педагоги дошкольного учреждения.
Совет педагогов избирает председателя, полномочия которого определяются Уставом дошкольного учреждения.
Совет педагогов решает вопросы своей деятельности на заседаниях.
Совет педагогов:
определяет направления воспитательно-образовательной деятельности дошкольного учреждения;
принимает программы воспитания и обучения детей в дошкольном учреждении;
рассматривает и утверждает методические направления работы с детьми в различных группах, а также все другие вопросы содержания, методов и форм воспитательно-образовательного процесса;
рассматривает вопросы повышения квалификации и переподготовки кадров;
разрабатывает и утверждает типовой проект Родительского договора данного дошкольного учреждения;
ведет протоколы своих заседаний.
Заседания Совета педагогов правомочны, если на них присутствует не менее половины его состава. Решение Совета считается принятым, если за него проголосовало более половины присутствующих. На заседаниях Совета педагогов с правом совещательного голоса могут присутствовать родители.
IV. Финансовая и материально-техническая база дошкольного учреждения
20. Вся финансово-хозяйственная деятельность дошкольного учреждения направлена на реализацию его уставных задач.
Финансово-хозяйственная деятельность дошкольного учреждения осуществляется в соответствии с Основными положениями хозяйственного механизма в народном образовании, одобренными Государственной комиссией Совета Министров СССР по экономической реформе 19 декабря 1989 года.
21. Количество групп в дошкольном учреждении общеразвивающего типа и типа присмотра, ухода и оздоровления детей определяется учредителем, исходя их наполняемости групп, принятой при расчете норматива бюджетного финансирования.
Норматив бюджетного финансирования на одного ребенка исчисляется из следующей наполняемости групп:
до 1 года - 10 детей;
от 1 года до 3 лет - 15 детей;
от 3 лет до 7 лет - 20 детей.
Допускается содержание групп с меньшей наполняемостью при условии выделения дополнительных средств учредителем, а также за счет средств местных Советов народных депутатов.
Количество и наполняемость групп в дошкольных учреждениях, в том числе в сельской местности, определяются учредителями с учетом потребностей населения.
Денежные затраты на содержание ребенка в дошкольном учреждении не могут быть ниже установленных государственных нормативов. Разница между денежными затратами на содержание ребенка и государственными нормативами выплачивается за счет учредителя, родителей или лиц, их заменяющих.
22. Родители вносят плату за содержание детей в дошкольном учреждении в установленном порядке. Размер и порядок оплаты дополнительных услуг детям определяются Родительским договором.
V. Комплектование дошкольного учреждения
23. Порядок комплектования дошкольного учреждения определяется учредителем.
24. В дошкольное учреждение общеразвивающего типа и типа присмотра, ухода и оздоровления принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет, кроме детей с хроническими инфекционными заболеваниями, тяжелыми формами расстройства опорно-двигательного аппарата и умственной отсталости.
Детей с иными отклонениями можно принимать в дошкольные учреждения общеразвивающего типа, а также типа присмотра, ухода и оздоровления при наличии условий для коррекционной работы.
Порядок комплектования и наполняемость групп детьми в компенсирующих дошкольных учреждениях и комплектующих группах определяются Министерством образования РСФСР и Министерством здравоохранения РСФСР.
Предельный возраст пребывания ребенка в дошкольном учреждении компенсирующего типа устанавливается решением медико-педагогической комиссии.
25. Комплектование дошкольных учреждений предприятий, учреждений, организаций и колхозов детьми, родители которых или лица, их заменяющие, не работают на данном предприятии, учреждении, организации, в колхозе производится решением местного Совета народных депутатов и учредителя дошкольного учреждения.
26. Для зачисления ребенка в дошкольное учреждение необходимо заявление родителей или лиц, их заменяющих, медицинская справка о состоянии здоровья ребенка, а также Родительский договор.
27. В дошкольном учреждении могут комплектоваться группы по одновозрастному или разновозрастному принципу в соответствии с современными психолого-педагогическими и медицинскими рекомендациями.
28. За ребенком сохраняется место в дошкольном учреждении в случае его болезни, прохождения санаторно-курортного лечения, карантина, болезни или отпуска родителей или лиц, их заменяющих, а также в летний период сроком до 75 дней независимо от времени и продолжительности отпуска родителей или лиц, их заменяющих. В иных случаях сохранение места за ребенком в дошкольном учреждении определяется Родительским договором.
29. Отчисление детей из дошкольного учреждения производится заведующим:
при наличии медицинского заключения о состоянии здоровья ребенка, препятствующем его дальнейшему пребыванию в дошкольном учреждении;
по заявлению родителей или лиц, их заменяющих;
при систематическом невыполнении родителями своих договорных обязательств;
в других случаях, предусмотренных Уставом дошкольного учреждения.
VI. Воспитательно-образовательный процесс в дошкольном учреждении
30. Содержание воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении определяется его Уставом.
31. В дошкольном учреждении осуществляется комплекс мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья, закаливание и физическое развитие детей, интеллектуальное и личностное развитие ребенка, создание условий для развития его воображения и творчества, способностей и становления общечеловеческих ценностей.
32. Основными участниками воспитательно-образовательного процесса являются дети, родители или лица, их заменяющие, педагоги-воспитатели.
33. Отношения ребенка и педагога-воспитателя строятся на основе сотрудничества, уважения личности ребенка и предоставления ему свободы развития в соответствии с индивидуальными особенностями.
VII. Права и обязанности участников воспитательно-образовательного процесса
34. Права ребенка охраняются действующим законодательством, а также Родительским договором между дошкольным учреждением и родителем ребенка или лицом, его заменяющим.
Каждому ребенку в дошкольном учреждении гарантируется:
защита его достоинства;
защита от всех форм физического и психического насилия;
удовлетворение потребности в эмоционально-личностном общении;
развитие его творческих способностей и интересов;
получение квалифицированной помощи в коррекции имеющихся недостатков развития.
35. Родители или лица, их заменяющие, имеют право:
принимать участие в работе Совета педагогов дошкольного учреждения;
вносить предложения по улучшению работы с детьми и по организации дополнительных услуг в дошкольном учреждении;
выбирать педагога, работающего с ребенком;
требовать предоставления ребенку присмотра, ухода, воспитания и обучения в условиях, определенных Родительским договором;
требовать уважительного отношения к личности ребенка;
создавать различные родительские объединения, клубы, ассоциации и другие объединения;
оставаться с ребенком, поступившим в дошкольное учреждение, необходимое время на условиях Родительского договора;
досрочно расторгать Родительский договор;
заслушивать отчеты заведующего и педагогов дошкольного учреждения о работе в группе.
36. Родители или лица, их заменяющие, обязаны:
вносить плату за содержание ребенка в дошкольном учреждении в установленном порядке;
своевременно ставить в известность дошкольное учреждение об отсутствии или болезни ребенка.
Права и обязанности родителей конкретизируются Уставом дошкольного учреждения и Родительским договором.
37. Педагог-воспитатель дошкольного учреждения имеет право:
свободно выбирать, разрабатывать и применять методики воспитания и обучения детей, работая в тесном контакте с Советом педагогов;
повышать квалификацию с выплатой ему стипендии при наличии внебюджетных средств;
требовать от руководителя организации условий для осуществления воспитательно-образовательного процесса.
38. Педагог-воспитатель дошкольного учреждения обязан:
соблюдать Устав дошкольного учреждения;
обеспечивать охрану жизни и здоровья детей, соблюдать санитарные правила;
выполнять Родительский договор;
сотрудничать с семьей ребенка дошкольного учреждения по вопросам воспитания и обучения.
39. Права и обязанности работников дошкольного учреждения определяются Уставом дошкольного учреждения, их должностными инструкциями, правилами внутреннего трудового распорядка, а также Родительским договором и другими нормативными актами.
Работники дошкольного учреждения в установленном порядке проходят медицинский осмотр.
40. Работники дошкольного учреждения несут ответственность за жизнь, физическое и психическое здоровье каждого ребенка.
41. Дошкольное учреждение в установленном порядке осуществляет международные связи.
УТВЕРЖДЕНО
постановлением
Совета Министров РСФСР
от 23 февраля 1991 г. N 119
Временное положение о внешкольном учреждении в РСФСР
I. Общие положения
1. Внешкольные учреждения являются составной частью единой системы непрерывного образования и предназначены для духовного и физического развития детей, подростков и юношества*, удовлетворения их творческих и дополнительных образовательных потребностей.
-----------------------------
* В дальнейшем - "учащиеся".
-----------------------------
Комплексные и профильные внешкольные учреждения предоставляют всем учащимся равные возможности для разностороннего развития и самоопределения.
2. Основные задачи внешкольного учреждения - создание оптимальных условий для личностного развития, укрепления здоровья, самообразования и творческого труда учащихся, их профессионального самоопределения, досуга.
Деятельность внешкольного учреждения строится на принципах демократии и гуманизма, открытости и альтернативности, доступности и преемственности, на основе учета индивидуальных особенностей учащихся, культурно-исторических и национальных традиций.
3. Внешкольное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством и настоящим Положением.
4. На основе настоящего Положения внешкольное учреждение разрабатывает свой Устав с учетом профиля учреждения, традиций коллектива, материально-технической базы и программы деятельности. Уставом не могут быть изменены цели, задачи и основные принципы деятельности внешкольного учреждения, ограничены права учащихся и педагогических работников.
II. Организация и основы деятельности
5. Внешкольное учреждение открывается по решению учредителей при наличии кадров, необходимой материально-технической базы, соответствующего финансирования, строгого соблюдения санитарно-гигиенических требований и правил противопожарной безопасности, может действовать как самостоятельно, так и в составе других учреждений, предприятий и организаций.
Государственная регистрация внешкольного учреждения осуществляется в исполнительном комитете Совета народных депутатов по месту его открытия.
6. Внешкольное учреждение самостоятельно разрабатывает программу своей деятельности с учетом запросов учащихся, потребностей семьи, детских и юношеских общественных организаций, особенностей социально-экономического развития региона и национально-культурных традиций.
7. Деятельность учащихся во внешкольном учреждении осуществляется как в одновозрастных, так и в разновозрастных объединениях по интересам (кружок, секция, студия, клуб, ансамбль, театр и другие)*.
-----------------------------
* В дальнейшем - "объединения".
-----------------------------
С детьми-инвалидами проводится индивидуальная работа по месту жительства.
Каждый учащийся имеет право заниматься в нескольких объединениях, менять их.
При приеме в спортивные, спортивно-технические, туристские, хореографические объединения необходимо медицинское заключение врачебно-физкультурного диспансера или поликлиники о состоянии здоровья учащихся.
8. Цели, задачи и содержание деятельности объединения определяются его руководителем с учетом учебных планов и программ, рекомендованных Государственным комитетом СССР по народному образованию и Министерством образования РСФСР. Педагогические работники могут разрабатывать авторские программы, утверждаемые педагогическим (методическим) советом внешкольного учреждения.
9. Занятия в объединениях могут проводиться как по программам одного, двух профилей, так и по комплексным, сквозным программам (эстетика, театр, искусство, музыка, спорт и другие) индивидуально, по группам или всем составом объединения.
Численный состав объединения, продолжительность занятий в нем устанавливается исходя из психофизиологической и педагогической целесообразности, условий работы и ежегодно утверждается педагогическим (методическим) советом внешкольного учреждения.
Расписание занятий объединений составляется администрацией внешкольного учреждения по представлению педагогических работников с учетом пожеланий родителей, наиболее благоприятного режима труда и отдыха учащихся, их возрастных особенностей и установленных санитарно-гигиенических норм.
10. В работе объединений могут участвовать совместно с учащимися их родители (без включения в основной состав) при наличии условий и согласия руководителя объединения.
11. Внешкольное учреждение может создавать объединения в других учебно-воспитательных учреждениях, на предприятиях и в организациях по согласованию с ними, а также по месту жительства учащихся.
Материально-техническое обеспечение этих объединений и контроль за их работой осуществляется внешкольным учреждением и предприятием, организацией, учреждением, в котором действуют объединения.
12. Внешкольное учреждение организует работу с учащимися в течение всего календарного года, в праздничные и выходные дни, увеличивая ее объем во время каникул. В летнее время внешкольное учреждение может открывать в установленном порядке профильные лагеря и туристские базы, создавать различные объединения с постоянными или переменными составами учащихся в лагерях (загородных или с дневным пребыванием), а также по месту жительства учащихся.
13. Внешкольное учреждение организует и проводит массовые мероприятия, создает необходимые условия для совместного труда, отдыха, общения учащихся и их родителей.
14. Внешкольное учреждение взаимодействует с предприятиями, организациями, учреждениями, учебными заведениями; создает на своей и их базе лаборатории для опытнической, экспериментальной, научно-исследовательской работы, научные объединения учащихся; осуществляет поиск современных форм работы; поддерживает социально значимые инициативы и движения.
15. Внешкольное учреждение, имеющее квалифицированные кадры и необходимую материально-техническую базу, по согласованию с органами народного образования может осуществлять производственную практику учащихся, занимающихся в данном учреждении, а также выполнять в установленном порядке заказы предприятий, организаций, учреждений на изготовление изделий, необходимых народному хозяйству; при этом тематика и содержание работ должны способствовать творческому развитию учащихся.
16. По договорам с предприятиями, организациями и при наличии условий для получения определенной профессии в период занятий во внешкольном учреждении учащимся, сдавшим квалификационные экзамены и прошедшим квалификационные испытания, выдается свидетельство (удостоверение) о присвоении квалификации (разряда, класса, категории) по профессии.
17. Во внешкольном учреждении ведется методическая работа, направленная на совершенствование программ, содержания, форм и методов деятельности объединений, повышение мастерства педагогических работников; оказание помощи педагогическим коллективам других учебно-воспитательных учреждений в проведении внешкольной работы, детским и юношеским общественным организациям и движениям.
III. Управление и руководство
18. Управление внешкольным учреждением осуществляется на принципах единоначалия и коллегиальности.
Руководство учебно-воспитательным процессом и текущей деятельностью внешкольного учреждения осуществляет директор, опираясь в своей работе на педагогический коллектив и общественные организации.
Директор по согласованию с общественными организациями решает следующие вопросы: утверждает структуру учреждения, штатное расписание, устанавливает должностные оклады и тарифные ставки, доплаты и надбавки к ним, условия и порядок премирования. При этом размеры заработной платы работников не ограничиваются. На премирование, доплаты и надбавки работникам не могут быть направлены средства, предназначенные для оплаты труда учащихся.
19. Работники внешкольного учреждения выполняют свои обязанности и пользуются правами в соответствии с действующим законодательством, Уставом учреждения, должностными инструкциями и правилами внутреннего трудового распорядка. Возложение на педагогических работников внешкольных учреждений несвойственных им функций запрещается.
20. В целях развития и совершенствования учебно-воспитательного процесса, повышения профессионального мастерства и творческого роста педагогических работников во внешкольном учреждении создается педагогический (методический) совет. Порядок его работы определяется Уставом внешкольного учреждения.
21. Коллектив внешкольного учреждения, объединяющий учащихся и педагогических работников, осуществляет свои задачи во взаимодействии с родителями и общественностью и может создавать органы самоуправления.
22. Высшим органом самоуправления внешкольного учреждения является собрание (конференция) педагогов, учащихся, родителей и представителей общественности.
23. Собрание (конференция):
утверждает Устав внешкольного учреждения и вносит в него изменения;
принимает основные направления развития внешкольного учреждения;
при необходимости избирает совет внешкольного учреждения, его председателя, создает временные или постоянные комиссии, советы по различным направлениям работы и устанавливает их полномочия.
24. По инициативе учащихся при внешкольном учреждении могут создаваться детские и юношеские общественные организации, действующие в соответствии со своими уставами и положениями. Администрация учреждения оказывает помощь и содействие в работе таких организаций.
IV. Финансовая и хозяйственная деятельность. Материально-техническая база
25. Финансовая и хозяйственная деятельность внешкольного учреждения осуществляется в соответствии с Основными положениями хозяйственного механизма в народном образовании, одобренными Государственной комиссией Совета Министров СССР по экономической реформе 19 декабря 1989 г. (протокол N 8, раздел IV).
26. Ведение бухгалтерского учета, статистической отчетности и документации во внешкольном учреждении осуществляется в соответствии с действующим законодательством. Бухгалтерский учет может проводиться самостоятельно или через централизованную бухгалтерию.
Требование государственными и иными органами представления каких-либо сводок и отчетов, не предусмотренных государственной отчетностью, не допускается.
27. Материально-техническую базу внешкольного учреждения составляют здания, сооружения, лагеря, туристские базы, транспортные средства и иное имущество, находящееся на балансе учреждения.
Развитие материально-технической базы внешкольного учреждения осуществляется на основе утверждаемых нормативов с учетом региональных и иных особенностей.
V. Заключительные положения
28. Внешкольное учреждение является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РСФСР и со своим наименованием.
29. Должностные лица внешкольного учреждения несут ответственность за реализацию программы деятельности, соблюдение требований охраны труда, здоровья учащихся и работников внешкольного учреждения.
30. Работники учреждения, учащиеся и их родители (лица, их заменяющие) несут ответственность за порчу зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря внешкольного учреждения в соответствии с действующим законодательством.
Использование помещений внешкольного учреждения не по назначению запрещается.
31. Внешкольное учреждение имеет право в установленном порядке осуществлять международные контакты.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства РСФСР от 23 февраля 1991 г. N 119 "О временных положениях, регламентирующих деятельность учреждений (организаций) системы образования и подготовки кадров в РСФСР"
Текст постановления официально опубликован не был
Настоящий документ фактически прекратил действие в связи с утратой силы всех утвержденных им норм
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 677
Изменения вступают в силу с 1 июля 1995 г.
Постановление Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 676
Изменения вступают в силу с 1 июля 1995 г.
Постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 233
Изменения вступают в силу с 7 марта 1995 г.
Постановление Правительства РФ от 14 октября 1994 г. N 1168
Изменения вступают в силу с 14 октября 1994 г.
Постановление Правительства РФ от 31 августа 1994 г. N 1008
Изменения вступают в силу с 31 августа 1994 г.
Постановление Правительства РФ от 5 июня 1994 г. N 650
Изменения вступают в силу с 5 июня 1994 г.
Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 9 сентября 1993 г. N 892
Изменения вступают в силу с 9 сентября 1993 г.
Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 26 июня 1993 г. N 597
Изменения вступают в силу с 26 июня 1993 г.
Постановление Правительства РФ от 29 октября 1992 г. N 838
Изменения вступают в силу с 29 октября 1992 г.
Постановление Правительства РФ от 20 февраля 1992 г. N 100
Изменения вступают в силу с 20 февраля 2018 г.