Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Часть G - Специальные требования
Правило 18
Вертолетные устройства
1 Цель
Целью настоящего правила является обеспечение дополнительных мер для решения задач, связанных с целями пожарной безопасности настоящей главы, в отношении судов, оборудованных специальными устройствами для вертолетов. Для этой цели должны соблюдаться следующие функциональные требования:
.1 конструкция вертолетной площадки должна быть достаточной для того, чтобы защитить судно от пожарной опасности, связанной с операциями вертолета;
.2 должны быть предусмотрены противопожарные средства, обеспечивающие достаточную защиту судна от пожарной опасности, связанной с операциями вертолета;
.3 устройства для заправки топливом и ангары, а также операции должны предусматривать необходимые меры для защиты судна от пожарной опасности, связанной с операциями вертолета; и
.4 должны быть предусмотрены эксплуатационные наставления и подготовка персонала.
2 Применение
2.1 В дополнение к соответствию требованиям правил частей В, С, D и Е, в зависимости от случая, суда, оборудованные вертолетными площадками, должны отвечать требованиям настоящего правила.
2.2 Когда вертолеты производят посадку и проводят операции, зависая в воздухе, в обычной или аварийной ситуациях на судах, не оборудованных вертолетными площадками, может использоваться противопожарное оборудование, установленное в соответствии с требованиями части С. Во время вертолетных операций это оборудование должно быть готовым к использованию и находиться в непосредственной близости от районов посадки или районов, где вертолет проводит операции, зависая в воздухе.
Пункт 2 дополнен пунктом 2.3 с 1 января 2020 г. - Резолюция MSC.404(96) (принята 19 мая 2016 г.)
2.3 Несмотря на требования пункта 2.2, выше, суда, находящиеся на этапе постройки 1 января 2020 года или после этой даты, имеющие площадку для посадки вертолета, должны быть оборудованы средствами пенного пожаротушения, отвечающими соответствующим положениям главы 17 Кодекса по системам пожарной безопасности.
Пункт 2.4 изменен с 1 января 2020 г. - Резолюция MSC.404(96) (принята 19 мая 2016 г.)
2.4 Несмотря на требования пункта 2.2 или 2.3, выше, пассажирские суда ро-ро без вертолетных палуб должны отвечать требованиям правила III/28.
3 Конструкция
3.1 Конструкция из стали или другого равноценного материала
Как правило, вертолетные площадки должны быть изготовлены из стали или другого равноценного материала. Если вертолетная площадка представляет собой подволок рубки или надстройки, она должна быть изолирована по стандарту "А-60".
3.2 Конструкция из алюминия или других легкоплавких металлов
Если Администрация разрешает конструкции из алюминия или другого легкоплавкого металла, который не является равноценным стали, должны удовлетворяться следующие положения:
.1 если используется платформа консольного типа, то после каждого пожара на судне или на платформе она должна подвергаться структурному анализу для определения ее пригодности к дальнейшему использованию; и
.2 если платформа расположена над рубкой судна или аналогичной конструкцией, то должны удовлетворяться следующие условия:
.2.1 верхняя часть и переборки рубки под платформой не должны иметь отверстий;
.2.2 все окна под платформой должны быть оборудованы стальными крышками; и
.2.3 после каждого пожара на платформе или в непосредственной близости от нее платформа должна подвергаться структурному анализу для определения ее пригодности к дальнейшему использованию.
4 Пути эвакуации
На вертолетной площадке должны быть предусмотрены как основной, так и аварийный пути эвакуации, а также доступ для персонала пожарной и спасательной команд. Эти пути эвакуации и доступ должны располагаться настолько далеко друг от друга, насколько это практически осуществимо, и, предпочтительно, на противоположных сторонах вертолетной площадки.
5 Противопожарные средства
Пункт 5.1 изменен с 1 января 2020 г. - Резолюция MSC.404(96) (принята 19 мая 2016 г.)
5.1 В непосредственной близости от вертолетной площадки должны быть предусмотрены и храниться рядом со средствами доступа к данной вертолетной площадке следующие противопожарные средства:
.1 не менее двух порошковых огнетушителей общей массой заряда не менее 45 кг;
.2 углекислотные огнетушители общей массой заряда не менее 18 кг или равноценные им;
.3 подходящая пенная система, состоящая из лафетных стволов или пенообразующих патрубков, способных подавать пену ко всем частям вертолетной площадки при всех погодных условиях, в которых могут эксплуатироваться вертолеты. Система должна обеспечивать подачу пены в течение не менее 5 мин с интенсивностью, как требуется в таблице 18.1:
Таблица 18.1 - Интенсивность подачи пены
Категория |
Общая длина вертолета |
Интенсивность подачи пенного раствора (л/мин) |
H1 |
менее 15 м |
250 |
Н2 |
15 м и более, но менее 24 м |
500 |
Н3 |
24 м и более, но менее 35 м |
800 |
.4 основное вещество должно быть пригодным для использования с соленой водой и должно отвечать эксплуатационным требованиям, не ниже тех, которые приняты Организацией;
.5 не менее двух стволов одобренного комбинированного типа (дающих компактную / распыленную струю) и пожарные рукава достаточной длины для достижения любой части вертолетной площадки;
.6 вместо требований пунктов 5.1.3-5.1.5 на судах, находящихся на этапе постройки 1 января 2020 года или после этой даты, имеющих вертолетную палубу, средства пенного пожаротушения, отвечающие положениям Кодекса по системам пожарной безопасности.
.7 два комплекта снаряжения пожарного в дополнение к тем, которые требуются правилом 10.10; и
.8 по меньшей мере следующее оборудование, хранящееся таким образом, чтобы обеспечивалось его немедленное использование и защита от воздействия атмосферных условий:
.1 разводной ключ;
.2 огнестойкое покрывало;
.3 резак с рукояткой длиной 60 см;
.4 захватный крюк или пожарный багор;
.5 прочная ножовка по металлу с шестью запасными полотнами;
.6 трап;
.7 спасательный конец диаметром 5 мм и длиной 15 м;
.8 плоскогубцы с боковой режущей кромкой;
.9 набор отверток; и
.10 такелажный нож с чехлом.
6 Осушительные средства
Осушительные средства в районе вертолетных площадок должны быть изготовлены из стали, выводиться непосредственно за борт, независимо от любой другой системы, и должны быть спроектированы таким образом, чтобы сток не попадал на какую бы то ни было часть судна.
7 Устройство для заправки вертолета топливом и ангары
Если на судне имеются устройства для заправки вертолета топливом и ангары, должны соблюдаться следующие требования:
.1 для хранения топлива в цистернах должен быть отведен специальный район, который должен быть:
.1.1 расположен так далеко от жилых помещений, путей эвакуации и мест посадки в спасательные средства, как это практически возможно; и
.1.2 изолирован от районов, содержащих источник воспламенения паров;
.2 в районе хранения топлива должны быть предусмотрены устройства для сбора разлитого топлива и слива его в безопасное место;
.3 цистерны и относящееся к ним оборудование должны быть защищены от механического повреждения и от пожара в соседнем помещении или районе;
.4 если используются съемные цистерны для хранения топлива, особое внимание должно быть обращено на:
.4.1 конструкцию цистерны с учетом ее предназначения;
.4.2 устройство установки и крепления;
.4.3 электрическое заземление; и
.4.4 процедуры осмотра;
.5 топливные насосы цистерн для хранения должны быть снабжены средствами, позволяющими в случае пожара отключать их из удаленного и безопасного места. Если установлена система подачи топлива самотеком, должны быть предусмотрены равноценные средства отключения, позволяющие отключить источник топлива;
.6 топливный насос должен одновременно забирать топливо только из одной цистерны. Трубопровод между цистерной и насосом должен быть изготовлен из стали или равноценного материала, быть как можно более коротким и защищенным от повреждений;
.7 электрические топливные насосы и относящееся к ним оборудование управления должны быть подходящего типа, учитывая место их размещения и возможные опасности;
.8 топливные насосы должны включать устройство, предотвращающее образование избыточного давления в топливном трубопроводе или шланге;
.9 оборудование, используемое во время операций по заправке топливом, должно иметь электрическое заземление;
.10 в соответствующих местах должны быть надписи "НЕ КУРИТЬ";
.11 с точки зрения требований к конструктивной противопожарной защите, а также к стационарным системам пожаротушения и сигнализации обнаружения пожара, ангары и устройства для заправки топливом и технического обслуживания должны рассматриваться как машинные помещения категории А;
.12 закрытые ангары или выгороженные помещения, в которых находятся установки для заправки топливом, должны быть оборудованы искусственной вентиляцией, требуемой правилом 20.3 для закрытых помещений с горизонтальным способом погрузки и выгрузки на грузовых судах. Вентиляторы должны быть безыскрового типа; и
.13 электрическое оборудование и электропроводка в закрытых ангарах или в выгороженных помещениях, в которых находятся установки для заправки топливом, должны отвечать требованиям правил 20.3.2, 20.3.3 и 20.3.4.
8 Наставление по эксплуатации и меры по борьбе с пожаром
8.1 Для каждого вертолетного устройства должно быть предусмотрено наставление по эксплуатации, включающее описание и перечень контрольных проверок мер предосторожности, процедур и требований к оборудованию. Это наставление может быть частью судового плана действий в аварийных ситуациях.
8.2 Процедуры и меры предосторожности, которые должны соблюдаться во время операций по заправке топливом, должны быть в соответствии с признанной безопасной практикой и быть включены в наставление по эксплуатации.
8.3 Пожарная команда, состоящая не менее чем из двух человек, имеющих подготовку для выполнения обязанностей по спасанию и борьбе с пожаром, и противопожарное оборудование должны быть готовы к немедленному использованию всякий раз, когда предполагается проведение вертолетных операций.
8.4 Пожарная команда должна присутствовать во время операций по заправке топливом. Однако пожарная команда не должна участвовать в операциях по заправке топливом.
8.5 На судне должна регулярно проводиться работа по повышению квалификации персонала и должны быть предусмотрены дополнительные запасы огнетушащего вещества для проведения подготовки и проверок оборудования.
Правило 19
Перевозка опасных грузов
1 Цель
Целью настоящего правила является обеспечение дополнительных мер безопасности для решения задач, связанных с целями пожарной безопасности настоящей главы, в отношении судов, перевозящих опасные грузы. Для этой цели должны соблюдаться следующие функциональные требования:
.1 должны быть предусмотрены системы противопожарной защиты для защиты судна от дополнительной пожарной опасности, связанной с перевозкой опасных грузов;
.2 опасные грузы должны быть надлежащим образом отделены от источников воспламенения; и
.3 должно быть предусмотрено соответствующее индивидуальное защитное оборудование для защиты от опасностей, связанных с перевозкой опасных грузов.
2 Общие требования
Поправками, принятыми 4 декабря 2008 г., в пункт 2.1 внесены изменения, вступающие в силу 1 января 2011 г.
2.1 Упомянутые в пункте 2.2 типы судов и грузовые помещения, предназначенные для перевозки опасных грузов, должны отвечать не только требованиям настоящего правила, но также требованиям правил частей В, С, D, Е и правил 18 и 20 соответственно, кроме случаев, когда опасные грузы перевозятся в ограниченных количествах и в исключенных количествах, если только они уже не отвечают таким требованиям в результате выполнения требований других правил настоящей главы. Типы судов и способы перевозки опасных грузов указаны в пункте 2.2 и в таблице 19.1. Грузовые суда валовой вместимостью менее 500 должны отвечать требованиям настоящего правила, однако Администрации могут снизить эти требования, и такие пониженные требования должны быть внесены в документ о соответствии, указанный в пункте 4.
2.2 Следующие типы судов и грузовые помещения определяют применение таблиц 19.1 и 19.2:
.1 суда и грузовые помещения, которые не являются специально сконструированными для перевозки контейнеров, но предназначены для перевозки опасных грузов в упаковке, включая грузы в контейнерах и съемных танках;
.2 специально построенные суда-контейнеровозы и грузовые помещения, предназначенные для перевозки опасных грузов в контейнерах и съемных танках;
.3 суда ро-ро и помещения с горизонтальным способом погрузки и выгрузки, предназначенные для перевозки опасных грузов;
.4 суда и грузовые помещения, предназначенные для перевозки опасных грузов навалом; и
.5 суда и грузовые помещения, предназначенные для перевозки опасных грузов в судовых баржах, кроме жидкостей и газов, перевозимых наливом.
3 Специальные требования
Если не указано иное, применение таблиц 19.1, 19.2 и 19.3 при перевозке опасных грузов, как на палубе, так и под палубой, определяется нижеизложенными требованиями, при этом номера нижеследующих пунктов указаны в первой колонке таблиц.
3.1 Обеспечение водой
3.1.1 Должны быть приняты меры к тому, чтобы обеспечить немедленную подачу воды от пожарной магистрали под требуемым давлением либо путем постоянного поддержания давления в магистрали, либо с помощью расположенных в соответствующих местах устройств дистанционного управления пожарными насосами.
3.1.2 Количество подаваемой воды должно быть достаточным для питания четырех стволов с насадками, диаметр которых указан в правиле 10.2, способных подать воду под давлением, указанным в том же правиле, в любую часть порожнего грузового помещения. Это количество воды может быть подано с помощью равноценных средств, отвечающих требованиям Администрации.
3.1.3 Должны быть предусмотрены средства эффективного охлаждения назначенного под перевозку подпалубного грузового помещения путем подачи по меньшей мере 5 л/мин на квадратный метр горизонтальной площади грузового помещения либо с помощью стационарных распыливающих насадок, либо путем затопления грузового помещения водой. По усмотрению Администрации в небольших грузовых помещениях, а также на небольших участках больших грузовых помещений для этой цели могут использоваться рукава. Однако средства осушения и слива должны быть такими, чтобы предотвращать образование свободных поверхностей. Осушительная система должна быть такой, чтобы с ее помощью можно было удалить не менее 125% общего объема воды, подаваемой насосами системы водораспыления и требуемым количеством пожарных стволов. Клапаны осушительной системы должны управляться с места, находящегося вне защищаемого помещения вблизи органов управления системой пожаротушения. Льяла должны иметь достаточную емкость и располагаться у бортовой обшивки судна на расстоянии не более 40 м друг от друга в каждом водонепроницаемом отсеке. Если это невозможно, то должно учитываться, в той степени, в какой Администрация сочтет это необходимым при одобрении ею информации об остойчивости, отрицательное воздействие на остойчивость дополнительного веса и свободной поверхности воды.
3.1.4 Требования пункта 3.1.3 могут быть заменены требованием о заполнении указанного подпалубного грузового помещения другими подходящими специальными веществами.
3.1.5 Требуемый общий объем подачи воды должен отвечать требованиям пунктов 3.1.2 и 3.1.3, если применимо, и быть одновременно рассчитан для самого большого назначенного под перевозку грузового помещения. Количественные требования пункта 3.1.2 должны соответствовать общей подаче главного пожарного насоса (насосов), без учета подачи аварийного пожарного насоса, если он установлен. Если для удовлетворения требованиям пункта 3.1.3 используется система затопления, то подача насоса этой системы также должна учитываться в общем расчете подачи.
3.2 Источники воспламенения
Электрооборудование и проводка не должны устанавливаться в выгороженных грузовых помещениях или помещениях для перевозки транспортных средств, кроме случаев, когда, по мнению Администрации, это является необходимым в эксплуатационных целях. Однако, если электрооборудование установлено в таких помещениях, то должно быть документально подтверждено, что оно является безопасным для использования в опасной среде, воздействию которой оно может подвергаться, кроме случаев, когда электрическая система может быть полностью отключена (путем удаления перемычек в системе, не являющихся предохранителями). Проходы для кабелей в палубах и переборках должны быть уплотнены, с тем чтобы предотвратить прохождение газа или паров. Кабели, проложенные в грузовых помещениях, включая транзитные кабели, должны быть защищены от ударов. Любое иное оборудование, которое может стать источником воспламенения легковоспламеняющихся паров, не разрешается.
3.3 Система обнаружения пожара
В помещениях с горизонтальным способом погрузки и выгрузки должна быть установлена стационарная система сигнализации обнаружения пожара, отвечающая требованиям Кодекса по системам пожарной безопасности. В грузовых помещениях всех других типов должна быть установлена либо стационарная система сигнализации обнаружения пожара, либо система дымообнаружения путем забора проб воздуха, отвечающая требованиям Кодекса по системам пожарной безопасности. Если установлена система дымообнаружения путем забора проб воздуха, особое внимание должно быть уделено пункту 2.1.3 главы 10 Кодекса по системам пожарной безопасности с целью предотвращения утечки токсичного дыма в места, где находятся люди.
Поправками, принятыми 4 декабря 2008 г., название изложено в новой редакции, вступающей в силу 1 января 2011 г.
3.4 Устройство вентиляции
3.4.1 В выгороженных грузовых помещениях должна быть предусмотрена соответствующая искусственная вентиляция. Устройство вентиляции должно быть таким, чтобы обеспечивать в грузовом помещении по меньшей мере шесть воздухообменов в час, исходя из объема порожнего грузового помещения, и удалять пары из верхней или нижней части грузового помещения, в зависимости от случая.
3.4.2 Вентиляторы должны быть такими, чтобы избегалась вероятность воспламенения легковоспламеняющихся смесей газа и воздуха. Приемные и выпускные вентиляционные отверстия должны быть снабжены соответствующими защитными проволочными сетками.
3.4.3 Если в выгороженных грузовых помещениях, предназначенных для перевозки опасных грузов навалом, не предусмотрена искусственная вентиляция, Должна быть предусмотрена естественная вентиляция.
3.5 Осушительная система
3.5.1 Если в выгороженных грузовых помещениях предполагается перевозить легковоспламеняющиеся или токсичные жидкости, конструкция осушительной системы должна исключать случайную прокачку таких жидкостей через трубопроводы или насосы машинного помещения. Если такие жидкости перевозятся в больших количествах, должен быть рассмотрен вопрос об установке дополнительных средств осушения этих грузовых помещений.
3.5.2 Если осушительная система служит в качестве дополнения системы, обслуживаемой насосами в машинном помещении, производительность системы должна быть не менее 10 для обслуживаемого грузового помещения. Если дополнительная система является общей, производительность может не превышать 25 . Нет необходимости, чтобы дополнительная осушительная система имела резервирование.
3.5.3 Во время перевозки легковоспламеняющихся или токсичных жидкостей осушительная магистраль в машинном помещении должна быть изолирована либо путем установки глухого фланца, либо путем запираемого стопорного клапана.
3.5.4 Выгороженные помещения вне машинных помещений, содержащие осушительные насосы, которые обслуживают грузовые помещения, предназначенные для перевозки легковоспламеняющихся или токсичных жидкостей, должны быть оборудованы отдельной искусственной вентиляцией, обеспечивающей по меньшей мере шесть воздухообменов в час. Если помещение имеет доступ из другого выгороженного помещения, дверь в это помещение должна быть самозакрывающейся.
3.5.5 Если осушение грузовых помещений осуществляется самотеком, слив должен происходить непосредственно за борт либо в закрытую сточную цистерну, расположенную вне машинных помещений. Цистерна должна быть снабжена вентиляционной трубой, выходящей в безопасное место на открытой палубе. Осушение из грузового помещения в льяла расположенного ниже помещения разрешается только в том случае, если это помещение отвечает тем же требованиям, что и грузовое помещение, расположенное выше.
3.6 Защита персонала
Поправками, принятыми 4 декабря 2008 г., в пункт 3.6.1 внесены изменения, вступающие в силу 1 января 2011 г.
3.6.1 В дополнение к комплектам снаряжения пожарного, требуемым правилом 10.10, должно быть предусмотрено четыре полных комплекта защитной одежды, стойкой к химическому воздействию, которые должны отбираться с учетом опасностей, связанных с перевозимыми химическими веществами, а также стандартов, разработанных Организацией в соответствии с классом и физическим состоянием. Защитная одежда должна закрывать весь кожный покров так, чтобы никакая часть тела не оставалась незащищенной.
3.6.2 Должно быть предусмотрено по меньшей мере два автономных дыхательных аппарата в дополнение к требуемым правилом 10. Для каждого из требуемых аппаратов должно быть предусмотрено два запасных заряда, подходящих для использования с дыхательными аппаратами. На пассажирских судах, перевозящих не более 36 пассажиров, и на грузовых судах, оборудованных расположенными в соответствующих местах средствами для полной перезарядки воздушных баллонов, свободных от загрязнения, необходимо иметь только один запасной заряд для каждого из требуемых аппаратов.
3.7 Переносные огнетушители
Для грузовых помещений должны быть предусмотрены переносные огнетушители общей вместимостью по меньшей мере 12 кг сухого порошка или равноценные им. Эти огнетушители предусматриваются в дополнение к любым другим переносным огнетушителям, требуемым другими правилами настоящей главы.
3.8 Изоляция ограничивающих конструкций машинных помещений
Переборки, образующие ограничивающие конструкции между грузовыми помещениями и машинными помещениями категории А, должны быть изолированы по стандарту "А-60", кроме случаев, когда опасные грузы укладываются на расстоянии не менее 3 м по горизонтали от таких переборок. Другие ограничивающие конструкции между такими помещениями должны быть изолированы по стандарту "А-60".
3.9 Система водораспыления
Каждое открытое помещение с горизонтальным способом погрузки и выгрузки, над которым расположена палуба, и каждое помещение, рассматриваемое как закрытое помещение с горизонтальным способом погрузки и выгрузки, которое не может быть плотно закрыто, должны быть оборудованы одобренной стационарной системой водораспыления с ручным управлением, которая должна защищать все участки любой палубы и площадки для транспортных средств в таком помещении. Однако Администрация может разрешить применение любой другой стационарной системы пожаротушения, если натурными испытаниями было доказано, что она является не менее эффективной. Однако средства осушения и слива должны быть такими, чтобы предотвращать образование свободных поверхностей. Осушительная система должна быть такой, чтобы с ее помощью можно было удалить не менее 125% общего объема воды, подаваемой насосами системы водораспыления и требуемым количеством пожарных стволов. Клапаны осушительной системы должны управляться с места, находящегося вне защищаемого помещения вблизи органов управления системой пожаротушения. Льяла должны иметь достаточную емкость и располагаться у бортовой обшивки судна на расстоянии не более 40 м друг от друга в каждом водонепроницаемом отсеке. Если это невозможно, то должно учитываться, в той степени, в какой Администрация сочтет это необходимым при одобрении ею информации об остойчивости, отрицательное воздействие на остойчивость дополнительного веса и свободной поверхности воды.
3.10 Разделение помещений с горизонтальным способом погрузки и выгрузки
3.10.1 На судах, имеющих грузовые помещения с горизонтальным способом погрузки и выгрузки, должно быть предусмотрено разделение между закрытым грузовым помещением с горизонтальным способом погрузки и выгрузки и смежным открытым грузовым помещением с горизонтальным способом погрузки и выгрузки. Разделение должно быть таким, чтобы сводить к минимуму прохождение опасных паров и жидкостей между такими помещениями. В качестве альтернативы, можно не предусматривать такое разделение, если грузовое помещение с горизонтальным способом погрузки и выгрузки рассматривается как закрытое грузовое помещение по всей его длине и должно полностью отвечать соответствующим специальным требованиям настоящего правила.
3.10.2 На судах, имеющих грузовые помещения с горизонтальным способом погрузки и выгрузки, должно быть предусмотрено разделение между закрытым грузовым помещением с горизонтальным способом погрузки и выгрузки и смежной открытой палубой. Разделение должно быть таким, чтобы сводить к минимуму прохождение опасных паров и жидкостей между такими помещениями. В качестве альтернативы, можно не предусматривать такое разделение, если устройства закрытых грузовых помещений с горизонтальным способом погрузки и выгрузки соответствуют тем, которые требуются для опасных грузов, перевозимых на смежной открытой палубе.
Поправками, принятыми 4 декабря 2008 г., в пункт 4 внесены изменения, вступающие в силу 1 января 2011 г.
4 Документ о соответствии
Администрация должна снабдить судно соответствующим документом, удостоверяющим, что его конструкция и оборудование отвечают требованиям настоящего правила. Свидетельство для опасных грузов, за исключением опасных грузов, перевозимых навалом, не требуется для грузов классов 6.2 и 7 и опасных грузов, перевозимых в ограниченных количествах и в исключенных количествах.
Таблица 19.1 - Применение требований к различным способам перевозки опасных грузов на судах и в грузовых помещениях
Знак "X" в таблице 19.1 означает, что это требование применяется ко всем классам опасных грузов, перечисленным в соответствующей строке таблицы 19.3, кроме случаев, указанных в примечаниях.
/ Правило 19 |
Открытые палубы .1-.5 включительно |
||||||
Не являющиеся специально сконструированными |
Грузовые помещения для контейнеров |
Закрытые грузовые помещения с горизонтальным способом погрузки и |
Открытые грузовые помещения с горизонтальным способом погрузки и выгрузки |
Опасные грузы навалом |
Судовые баржи |
||
X |
X |
X |
X |
X |
О применении требований правила 19 к различным классам опасных грузов см. таблицу 19.2 |
X |
|
X |
X |
X |
X |
X |
- |
||
- |
X |
X |
X |
X |
X |
||
- |
X |
X |
X |
X |
X |
||
- |
X |
X |
X |
X |
|||
- |
X |
X |
X |
- |
|||
- |
X |
X |
- |
||||
- |
X |
X |
- |
||||
- |
X |
X |
X |
- |
- |
||
X |
X |
X |
X |
X |
- |
||
X |
X |
X |
X |
X |
- |
||
X |
X |
- |
- |
X |
- |
||
X |
X |
X |
X |
- |
|||
- |
- |
- |
X |
- |
|||
- |
- |
- |
X |
- |
- |
||
- |
- |
- |
X |
- |
- |
Примечания:
Поправками, принятыми 4 декабря 2008 г., сноска 1 изложена в новой редакции, вступающей в силу 1 января 2011 г.
(1) Для классов 4 и 5.1 - твердые грузы - не применяется при перевозке в закрытых грузовых контейнерах. Для классов 2, 3, 6.1 и 8 при перевозке в закрытых грузовых контейнерах кратность вентиляции может быть уменьшена до уровня не менее двух воздухообменов в час. Для классов 4 и 5.1 - жидкости - при перевозке в закрытых грузовых контейнерах кратность вентиляции может быть уменьшена до уровня не менее двух воздухообменов в час. Для целей настоящего правила съемный танк рассматривается как закрытый грузовой контейнер.
(2) Применяется только к палубам.
(3) Применяется только к закрытым грузовым помещениям с горизонтальным способом погрузки и выгрузки, которые не могут быть плотно закрыты.
(4) В особых случаях, когда баржи способны удерживать легковоспламеняющиеся пары или если имеется возможность отвода легковоспламеняющихся паров по вентиляционным каналам, подведенным к баржам, в безопасное место вне помещения, в котором перевозятся баржи, эти требования могут быть снижены или не выполняться совсем в соответствии с требованиями Администрации.
(5) Помещения специальной категории, когда они используются для перевозки опасных грузов, должны рассматриваться как закрытые грузовые помещения с горизонтальным способом погрузки и выгрузки.
Таблица 19.2 - Применение требований к различным классам опасных грузов на судах и в грузовых помещениях при перевозке опасных грузов навалом
Класс / Правило 19 |
4.1 |
4.2 |
5.1 |
6.1 |
8 |
9 |
|
X |
X |
- |
X |
- |
- |
X |
|
X |
X |
- |
X |
- |
- |
X |
|
X |
X |
- |
- |
||||
- |
X |
- |
- |
- |
- |
||
X |
- |
|
|||||
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
|
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
|
X |
X |
X |
- |
- |
Примечания:
(6) Опасность веществ этого класса, которые могут перевозиться навалом, такова, что Администрация, в дополнение к соблюдению требований, перечисленных в этой таблице, должна уделить особое внимание конструкции и оборудованию судов, занятых их перевозкой.
(7) Применимо только к жмыху, содержащему продукты экстрагирования, нитрату аммония и аммиачно-нитратным удобрениям.
(8) Применимо только к нитрату аммония и аммиачно-нитратным удобрениям. Однако степень защиты в соответствии со стандартами, содержащимися в публикации 60079 Международной электротехнической комиссии - Электрическая аппаратура для атмосфер, содержащих гремучий газ, является достаточной.
(9) Требуются только подходящие ограждения из металлической сетки.
Поправками, принятыми 4 декабря 2008 г., в сноску 10 внесены изменения, вступающие в силу 1 января 2011 г.
(10) Требования Международного кодекса морской перевозки навалочных грузов (МКМПНГ), с поправками, являются достаточными.
Поправками, принятыми 4 декабря 2008 г., таблица19.3 изложена в новой редакции, вступающей в силу 1 января 2011 г.
Таблица 19.3 - Применение требований к различным классам опасных грузов, кроме опасных грузов, перевозимых навалом
Класс
Правило 19 |
1.1-1.6 |
1.4S |
2.1 |
2.2 |
2.3 воспламеняющиеся (20) |
2.3 невоспламеняющиеся |
3 ТВ(15) < 23°С |
3 ТВ(15) 23°С до 60°С |
4.1 |
4.2 |
4.3 жидкости (21) |
4.3 твердые вещества |
5.1 |
5.2(16) |
6.1 жидкости ТВ(15) < 23°С |
6.1 жидкости ТВ(15) 23°С до 60°С |
6.1 жидкости |
6.1 твердые вещества |
8 жидкости ТВ(15) < 23°С |
8 жидкости ТВ(15) 23°С до 60°С |
8 жидкости |
8 твердые вещества |
9 |
3.1.1 |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
3.1.2 |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
- |
3.1.3 |
X |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
3.1.4 |
X |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
3.2 |
X |
- |
X |
- |
X |
- |
X |
- |
- |
- |
X(18) |
- |
- |
- |
X |
- |
- |
- |
X |
- |
- |
- |
X(17) |
3.3 |
X |
X |
X |
X |
- |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
- |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
- |
3.4.1 |
- |
- |
X |
- |
- |
X |
X |
- |
X(11) |
X(11) |
X |
X |
X(11) |
- |
X |
X |
- |
X(11) |
X |
X |
- |
- |
X(11) |
3.4.2 |
- |
- |
X |
- |
- |
- |
X |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
X |
- |
- |
- |
X |
- |
- |
- |
Х(17) |
3.5 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
X |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
X |
X |
X |
- |
X |
X(11) |
Х(19) |
- |
- |
3.6 |
- |
- |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
Х(14) |
3.7 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
- |
X |
X |
- |
- |
X |
X |
- |
- |
- |
3.8 |
X(12) |
- |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X(13) |
X |
X |
X |
- |
- |
X |
X |
- |
- |
- |
3.9 |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
3.10.1 |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
3.10.2 |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
(11) Применяется в случае, когда "искусственная вентиляция помещений" требуется МКМПОГ.
(12) Грузы во всех случаях должны размещаться на расстоянии 3 м по горизонтали от ограничивающих конструкций машинного помещения.
(13) См. МКМПОГ.
(14) Применяется в зависимости от перевозимых грузов.
(15) ТВ означает температуру вспышки.
(16) Согласно положениям МКМПОГ запрещается размещение опасных грузов класса 5.2 под палубой или в закрытых помещениях с горизонтальным способом погрузки и выгрузки.
(17) Применяется только к опасным грузам, выделяющим воспламеняющиеся пары, перечисленным в МКМПОГ.
(18)Применяется только к опасным грузам, имеющим температуру вспышки ниже 23°С, перечисленным в МКМПОГ.
(19) Применяется только к опасным грузам, имеющим вторичный риск класса 6.1.
(20) Согласно положениям МКМПОГ запрещается размещение грузов класса 2.3, имеющих вторичный риск класса 2.1, под палубой или в закрытых помещениях с горизонтальным способом погрузки и выгрузки.
(21) Согласно положениям МКМПОГ запрещается размещение жидкостей класса 4.3, имеющих температуру вспышки ниже 23°С, под палубой или в закрытых помещениях с горизонтальным способом погрузки и выгрузки.
Правило 20
Защита помещений для перевозки транспортных средств, помещений специальной категории и помещений с горизонтальным способом погрузки и выгрузки
1 Цель
Целью настоящего правила является обеспечение дополнительных мер безопасности для решения задач, связанных с целями пожарной безопасности настоящей главы, в отношении судов, оборудованных помещениями для перевозки транспортных средств, помещениями специальной категории и помещениями с горизонтальным способом погрузки и выгрузки. Для этой цели должны соблюдаться следующие функциональные требования:
.1 должны быть предусмотрены системы противопожарной защиты, обеспечивающие достаточную защиту судна от пожарной опасности, связанной с помещениями для перевозки транспортных средств, помещениями специальной категории и помещениями с горизонтальным способом погрузки и выгрузки;
.2 источники воспламенения должны быть отделены от помещений для перевозки транспортных средств, помещений специальной категории и помещений с горизонтальным способом погрузки и выгрузки; и
.3 помещения для перевозки транспортных средств, помещения специальной категории и помещения с горизонтальным способом погрузки и выгрузки должны иметь достаточную вентиляцию.
2 Общие требования
2.1 Применение
Помимо соответствия требованиям правил частей В, С, D и Е, в зависимости от случая, помещения для перевозки транспортных средств, помещения специальной категории и помещения с горизонтальным способом погрузки и выгрузки должны отвечать требованиям настоящего правила.
2.2 Основные принципы для пассажирских судов
2.2.1 Принцип, лежащий в основе положений настоящего правила, заключается в том, что деление на главные вертикальные зоны, требуемое правилом 9.2, может оказаться практически невозможным в помещениях для перевозки транспортных средств на пассажирских судах, и, следовательно, равноценная защита таких помещений должна обеспечиваться на основе концепции деления судна на горизонтальные зоны и путем установки эффективной стационарной системы пожаротушения. В соответствии с этой концепцией для целей настоящего правила горизонтальная зона может включать помещения специальной категории, расположенные более чем на одной палубе, при условии что общий габарит высоты для транспортных средств не превышает 10 м.
2.2.2 Принцип, лежащий в основе положений пункта 2.2.1, также применим к помещениям с горизонтальным способом погрузки и выгрузки.
2.2.3 Содержащиеся в настоящей главе требования к вентиляционным системам, отверстиям в перекрытиях класса "А" и проходам в перекрытиях класса "А" в целях поддержания огнестойкости вертикальных зон равным образом должны применяться к палубам и переборкам, образующим ограничивающие конструкции, отделяющие горизонтальные зоны друг от друга и от остальной части судна.
3 Меры предосторожности против воспламенения легковоспламеняющихся паров в закрытых помещениях для перевозки транспортных средств, в закрытых помещениях с горизонтальным способом погрузки и выгрузки и в помещениях специальной категории
3.1 Вентиляционные системы
3.1.1 Производительность вентиляционных систем
Должна быть предусмотрена эффективная система искусственной вентиляции, достаточная для обеспечения по меньшей мере следующих воздухообменов:
Администрация может потребовать увеличения количества воздухообменов в период погрузки и выгрузки транспортных средств.
Пункт 3.1.2 изменен с 1 января 2017 г. - Резолюция MSC.392(95) (принята 11 июня 2015 г.)
3.1.2 Характеристики вентиляционных систем
3.1.2.1 На пассажирских судах система искусственной вентиляции должна быть отделена от других вентиляционных систем. Система искусственной вентиляции должна обеспечивать по меньшей мере количество воздухообменов, как требуется в пункте 3.1.1, в течение всего периода, пока в таких помещениях находятся транспортные средства, за исключением случаев, когда предусмотрена система контроля за качеством воздуха в соответствии с пунктом 3.1.2.4. Вентиляционные каналы, обслуживающие такие грузовые помещения, которые могут быть надежно закрыты, должны быть отдельными для каждого такого помещения. Должна быть предусмотрена возможность управления системой из места вне таких помещений.
3.1.2.2 Вентиляторы на грузовых судах, когда на них находятся транспортные средства, должны, как правило, работать непрерывно и обеспечивать по меньшей мере количество воздухообменов, как требуется в пункте 3.1.1, за исключением случаев, когда предусмотрена система контроля за качеством воздуха в соответствии с пунктом 3.1.2.4. Если это практически неосуществимо, они должны работать ежедневно в течение ограниченного периода времени, когда позволяют погодные условия, и в любом случае - в течение достаточного периода времени перед выгрузкой с последующей проверкой помещения с горизонтальным способом погрузки и выгрузки или помещения для перевозки транспортных средств на отсутствие газа. Для этой цели на судне должен иметься один или несколько переносных приборов для обнаружения горючих газов. Система должна быть полностью отделена от других систем вентиляции. Должно быть предусмотрено, чтобы вентиляционные каналы, обслуживающие помещения с горизонтальным способом погрузки и выгрузки или помещения для перевозки транспортных средств, могли быть надежно закрыты для каждого грузового помещения. Должна быть предусмотрена возможность управления системой из места вне таких помещений.
3.1.2.3 Вентиляционная система должна быть такой, чтобы предотвращать воздушную стратификацию и образование застойных зон.
3.1.2.4 Для всех судов, для которых на основании руководства, разработанного Организацией, предусмотрена система контроля за качеством воздуха, вентиляционная система может работать при сниженном количестве воздухообменов и/или при сниженном объеме вентиляции. Настоящее отступление не применяется к помещениям, для которых требуется по меньшей мере десять воздухообменов в час в соответствии с пунктом 3.2.2 настоящего правила, а также к помещениям, на которые распространяется действие правил 19.3.4.1 и 20-1.
3.1.3 Индикация работы вентиляционных систем
На ходовом мостике должно быть предусмотрено средство для указания на любое падение требуемой производительности системы вентиляции.
3.1.4 Средства закрытия и каналы
3.1.4.1 Должны быть предусмотрены устройства для быстрой остановки и надежного закрытия вентиляционной системы с места вне помещения в случае пожара с учетом погодных условий и состояния моря.
Пункт 3.1.4.2 изменен с 1 января 2016 г. - Резолюция MSC.365(93) (принята 22 мая 2014 г.)
3.1.4.2 Вентиляционные каналы, включая заслонки, в пределах общей горизонтальной зоны должны быть изготовлены из стали. На пассажирских судах вентиляционные каналы, которые проходят через другие горизонтальные зоны или машинные помещения, должны быть стальными каналами класса "А-60", изготовленными в соответствии с правилами 9.7.2.4.1.1 и 9.7.2.4.1.2.
3.1.5 Постоянные отверстия
Постоянные отверстия в бортовой обшивке, оконечностях или подволоке помещения должны быть расположены так, чтобы пожар в грузовом помещении не создавал угрозы для мест размещения спасательных шлюпок и плотов и мест посадки в них, а также жилых помещений, служебных помещений и постов управления в надстройках и рубках, расположенных над грузовыми помещениями.
3.2 Электрооборудование и проводка
3.2.1 За исключением предусмотренного в пункте 3.2.2, электрооборудование и проводка должны быть типа, пригодного для работы во взрывоопасной смеси паров бензина и воздуха.
3.2.2 В случае помещений, иных чем помещения специальной категории, находящиеся ниже палубы переборок, несмотря на положения пункта 3.2.1, на высоте более 450 мм от палубы или от каждой площадки для транспортных средств, если они установлены, за исключением площадок с отверстиями достаточного размера, позволяющими парам бензина проходить вниз, в качестве альтернативы разрешается установка электрооборудования закрытого и защищенного типа, с тем чтобы предотвращать выброс искр, при условии что вентиляционная система спроектирована и эксплуатируется так, чтобы обеспечивать во время нахождения на судне транспортных средств непрерывную вентиляцию грузовых помещений с кратностью, равной по меньшей мере десяти воздухообменам в час.
3.3 Электрооборудование и проводка, установленные в вытяжных вентиляционных каналах
Электрооборудование и проводка, если они установлены в вытяжном вентиляционном канале, должны быть типа, одобренного для работы во взрывоопасной смеси паров бензина и воздуха, а выпускное отверстие любого вытяжного канала должно располагаться в безопасном месте с учетом других возможных источников воспламенения.
3.4 Другие источники воспламенения
Установка иного оборудования, которое может стать источником воспламенения легковоспламеняющихся паров, не разрешается.
3.5 Шпигаты и сливы
Шпигаты не должны выводиться в машинные или другие помещения, в которых могут иметься источники воспламенения.
4 Обнаружение и сигнализация
4.1 Стационарная система сигнализации обнаружения пожара
За исключением предусмотренного в пункте 4.3.1, должна быть предусмотрена стационарная система сигнализации обнаружения пожара, отвечающая требованиям Кодекса по системам пожарной безопасности. Стационарная система сигнализации обнаружения пожара должна быть способна быстро обнаруживать возникновение пожара. Типы автоматических извещателей, а также их размещение и местонахождение должны удовлетворять требованиям Администрации с учетом влияния вентиляции и других соответствующих факторов. После установки система должна быть испытана при обычных условиях вентиляции и показать среднее время реагирования, удовлетворяющее требованиям Администрации.
4.2 Системы дымообнаружения путем забора проб воздуха
За исключением открытых помещений с горизонтальным способом погрузки и выгрузки, открытых помещений для перевозки транспортных средств и помещений специальной категории, в качестве альтернативы стационарной системы сигнализации обнаружения пожара, требуемой в пункте 4.1, может использоваться система дымообнаружения путем забора проб воздуха, отвечающая требованиям Кодекса по системам пожарной безопасности.
4.3 Помещения специальной категории
4.3.1 В помещениях специальной категории должна нестись эффективная дозорная служба. Если эффективная дозорная служба несется в виде постоянной пожарной вахты на протяжении всего рейса, установка стационарной системы сигнализации обнаружения пожара не требуется.
4.3.2 Ручные извещатели должны быть расположены таким образом, чтобы никакая из частей помещения не находилась более чем в 20 м от ручного извещателя, причем по одному извещателю должно быть установлено у каждого выхода из таких помещений.
5 Конструктивная защита
Несмотря на положения правила 9.2.2, на пассажирских судах, перевозящих более 36 пассажиров, ограничивающие переборки и палубы помещений специальной категории и помещений с горизонтальным способом погрузки и выгрузки должны иметь стандарт изоляции класса "А-60". Однако, если с одной стороны переборки находится помещение категории (5), (9) и (10), как определено в правиле 9.2.2.3, стандарт может быть снижен до класса "А-0". Если топливные цистерны находятся под помещением специальной категории или помещением с горизонтальным способом погрузки и выгрузки, огнестойкость палубы между такими помещениями может быть снижена до стандарта "А-0".
6 Пожаротушение
Пункт 6.1 изменен с 1 июля 2014 г. - Резолюция MSC.338(91) (принята 30 ноября 2012 г.)
6.1 Стационарные системы пожаротушения
(Требования пунктов 6.1.1. и 6.1.2 применяются к судам, построенным 1 июля 2014 года или после этой даты. Суда, построенные до 1 июля 2014 года, должны отвечать ранее применимым требованиям пунктов 6.1.1 и 6.1.2.)
6.1.1 Помещения для перевозки транспортных средств и помещения с горизонтальным способом погрузки и выгрузки, которые не являются помещениями специальной категории и могут быть плотно закрыты из места вне грузовых помещений, должны быть оборудованы одной из следующих стационарных систем пожаротушения:
.1 стационарная система газового пожаротушения, отвечающая положениям Кодекса по системам пожарной безопасности;
.2 стационарная система пожаротушения пеной высокой кратности, отвечающая положениям Кодекса по системам пожарной безопасности; или
.3 стационарная система водяного пожаротушения для помещений с горизонтальным способом погрузки и выгрузки и помещений специальной категории, отвечающая положениям Кодекса по системам пожарной безопасности и пунктам 6.1.2.1-6.1.2.4.
6.1.2 Помещения для перевозки транспортных средств и помещения с горизонтальным способом погрузки и выгрузки, которые не могут быть плотно закрыты, а также помещения специальной категории должны быть оборудованы стационарной системой водяного пожаротушения для помещений с горизонтальным способом погрузки и выгрузки и помещений специальной категории, отвечающей положениям Кодекса по системам пожарной безопасности, которая должна защищать все участки любой палубы и площадки для транспортных средств в таких помещениях. Такая система водяного пожаротушения должна иметь:
.1 манометр на распределительной коробке;
.2 четкую маркировку на каждом клапане распределительной коробки, указывающую обслуживаемые помещения;
.3 инструкции по техническому обслуживанию и эксплуатации, находящиеся в отделении клапанов; и
.4 достаточное количество осушительных клапанов для обеспечения полного осушения системы.
6.1.3 Администрация может разрешить применение любой другой стационарной системы пожаротушения, если путем проведения натурных испытаний в условиях, имитирующих горение разлившегося бензина в помещении для перевозки транспортных средств или помещении с горизонтальным способом погрузки и выгрузки, будет доказано, что при борьбе с пожарами, которые могут иметь место в таком помещении, она является не менее эффективной.
Поправками, принятыми 16 мая 2008 г., пункт 6.1.4 изложен в новой редакции, вступающей в силу 1 января 2010 г.
6.1.4 Требования настоящего пункта должны применяться к судам, построенным 1 января 2010 года или после этой даты. Суда, построенные 1 июля 2002 года или после этой даты, но до 1 января 2010 года, должны отвечать ранее применимым требованиям пункта 6.1.4 с поправками, внесенными резолюцией MSC.99(73). Если установлены стационарные системы пожаротушения водораспылением, то, учитывая значительную потерю остойчивости, которая может возникнуть из-за скопления большого количества воды на палубе или палубах во время работы системы водораспыления, должны быть предусмотрены следующие меры:
.1 на пассажирских судах:
.1.1 в помещениях, расположенных выше палубы переборок, должны быть оборудованы шпигаты, обеспечивающие быстрый сток этой воды непосредственно за борт, с учетом руководства, разработанного Организацией;
.1.2.1 на пассажирских судах ро-ро клапаны сливных шпигатов, оборудованные средствами принудительного закрытия, управляемыми с места, расположенного выше палубы переборок в соответствии с требованиями действующей Международной конвенции о грузовой марке, должны оставаться открытыми во время нахождения судов в море;
.1.2.2 любые операции с клапанами, упомянутыми в пункте 6.1.4.1.2.1, должны заноситься в судовой журнал;
.1.3 в помещениях, расположенных ниже палубы переборок, Администрация может потребовать дополнительных средств осушения и слива сверх тех, которые требуются согласно правилу II-1/35-1. В таком случае система осушения должна быть такой, чтобы через нее можно было удалять не менее 125% общего количества воды, подаваемой как насосами системы водораспыления, так и требуемым количеством пожарных стволов, с учетом руководства, разработанного Организацией. Клапаны системы осушения должны управляться с места, находящегося вне защищаемого помещения вблизи органов управления системой пожаротушения. Льяла должны иметь достаточную вместимость и оборудоваться у обшивки борта судна на расстоянии не более 40 м друг от друга в каждом водонепроницаемом отсеке;
.2 на грузовых судах средства осушения и слива должны быть такими, чтобы предотвращать образование свободных поверхностей. В таком случае система осушения должна быть такой, чтобы через нее можно было удалять не менее 125% общего количества воды, подаваемой как насосами системы водораспыления, так и требуемым количеством пожарных стволов, с учетом руководства, разработанного Организацией. Клапаны системы осушения должны управляться с места, находящегося вне защищаемого помещения вблизи органов управления системой пожаротушения. Льяла должны иметь достаточную вместимость и оборудоваться у обшивки борта судна на расстоянии не более 40 м друг от друга в каждом водонепроницаемом отсеке. Если это невозможно, то должны учитываться, в той степени, в какой Администрация сочтет это необходимым при одобрении ею информации об остойчивости, отрицательный эффект на остойчивость из-за дополнительного веса и влияния свободной поверхности воды. Такие сведения должны включаться в информацию об остойчивости, передаваемую капитану согласно требованиям правила II-1/5-1.
Поправками, принятыми 16 мая 2008 г., правило 20 дополнено пунктом 6.1.5, вступающим в силу 1 января 2010 г.
6.1.5 На всех судах для закрытых помещений для перевозки транспортных средств, помещений ро-ро и помещений специальной категории, где установлены стационарные системы пожаротушения водораспылением, должны быть предусмотрены средства для предотвращения блокировки осушительных устройств, с учетом руководства, разработанного Организацией. Суда, построенные до 1 января 2010 года, должны отвечать требованиям настоящего пункта к первому освидетельствованию после 1 января 2010 года.
6.2 Переносные огнетушители
6.2.1 Переносные огнетушители должны быть предусмотрены на уровне каждой палубы в каждом трюме или отсеке, где перевозятся транспортные средства, находиться на расстоянии не более 20 м друг от друга по обеим сторонам помещения. По меньшей мере один переносной огнетушитель должен размещаться у каждого входа в такое грузовое помещение.
6.2.2 В дополнение к положениям пункта 6.2.1 должны быть предусмотрены следующие средства пожаротушения в помещениях для перевозки транспортных средств, помещениях с горизонтальным способом погрузки и выгрузки и помещениях специальной категории, предназначенных для перевозки автотранспорта с топливом в баках для передвижения своим ходом:
.1 по меньшей мере две приставки для образования водяного тумана; и
.2 один переносной пенный комплект, отвечающий положениям Кодекса по системам пожарной безопасности, при условии что по меньшей мере два таких комплекта имеется на судне для использования в таких помещениях.
Часть G дополнена правилом 20-1 с 1 января 2016 г. - Резолюция MSC.365(93) (принята 22 мая 2014 г.)
Правило 20-1
Требования к судам для перевозки транспортных средств, перевозящим в качестве груза автомобильные транспортные средства, оснащенные баллонами со сжатым водородом или природным газом для обеспечения их движения
1 Цель
Целью настоящего правила является обеспечение дополнительных мер безопасности для достижения целей в области противопожарной безопасности настоящей главы в отношении судов, оборудованных помещениями для перевозки транспортных средств и помещениями с горизонтальным способом погрузки и выгрузки и предназначенных для перевозки в качестве груза автомобильных транспортных средств, оснащенных баллонами со сжатым водородом или природным газом для обеспечения их движения.
2 Применение
2.1 Помимо соблюдения соответствующих требований правила 20 помещения для перевозки транспортных средств на судах для перевозки транспортных средств, находящихся на этапе постройки 1 января 2016 года или после этой даты и предназначенных для перевозки в качестве груза автомобильных транспортных средств, оснащенных баллонами со сжатым водородом или природным газом для обеспечения их движения, должны отвечать требованиям пунктов 3-5 настоящего правила.
2.2 Помимо соблюдения соответствующих требований правила 20 суда для перевозки транспортных средств, находящиеся на этапе постройки ранее 1 января 2016 года, включая суда, находящиеся на этапе постройки ранее 1 июля 2012 года, должны отвечать требованиям пункта 5 настоящего правила.
3 Требования к помещениям, предназначенным для перевозки в качестве груза автомобильных транспортных средств, оснащенных баллонами со сжатым природным газом для обеспечения их движения
3.1 Электрическое оборудование и электропроводка
Все электрическое оборудование и электропроводка должны быть сертифицированы как безопасные для использования в условиях взрывоопасной метано-воздушной смеси.
3.2 Вентиляция
3.2.1 Электрическое оборудование и электропроводка, если они установлены в каком-либо вентиляционном канале, должны быть сертифицированы как безопасные для использования в условиях взрывоопасных метано-воздушных смесей.
3.2.2 Вентиляторы должны исключать возможность воспламенения метано-воздушных смесей. Впускные и выпускные вентиляционные отверстия должны быть снабжены соответствующими защитными проволочными сетками.
3.3 Другие источники воспламенения
Использование другого оборудования, которое может стать источником воспламенения метано-воздушных смесей, не допускается.
4 Требования к помещениям, предназначенным для перевозки в качестве груза автомобильных транспортных средств, оснащенных баллонами со сжатым водородом для обеспечения их движения
4.1 Электрическое оборудование и электропроводка
Все электрическое оборудование и электропроводка должны быть сертифицированы как безопасные для использования в условиях взрывоопасной смеси водорода и воздуха.
4.2 Вентиляция
4.2.1 Электрическое оборудование и электропроводка, если они установлены в каком-либо вентиляционном канале, должны быть сертифицированы как безопасные для использования в условиях взрывоопасных смесей водорода и воздуха, и выпускные отверстия любых вытяжных каналов должны располагаться в безопасном месте с учетом других возможных источников воспламенения.
4.2.2 Вентиляторы должны иметь конструкцию, которая исключала бы возможность воспламенения смесей водорода и воздуха. Впускные и выпускные вентиляционные отверстия должны быть снабжены соответствующими защитными проволочными сетками.
4.3 Другие источники воспламенения
Использование другого оборудования, которое может стать источником воспламенения смесей водорода и воздуха, не допускается.
5 Газообнаружение
Если судно для перевозки транспортных средств перевозит в качестве груза одно или более автомобильных транспортных средств, оснащенных баллонами со сжатым водородом или природным газом для обеспечения их движения, на его борту должны иметься по меньшей мере два переносных датчика загазованности. Эти устройства должны быть пригодны для обнаружения газообразного топлива и сертифицированы как безопасные для использования в условиях взрывоопасной смеси газов и воздуха.
Поправками, принятыми 8 декабря 2006 г., глава II-2 дополнена правилом 21, вступающим в силу 1 июля 2010 г.
Правило 21
Порог аварии, достижение порта и зоны безопасности
1 Применение
Пассажирские суда, построенные 1 июля 2010 года и после этой даты, длиной, как определено в правиле II-1/2.5, 120 м и более или имеющие три или более главные вертикальные зоны, должны отвечать положениям настоящего правила.
2 Цель
Цель настоящего правила заключается в том, чтобы установить критерии проектирования, позволяющие судну достичь порта своим ходом после аварии, которая не превышает порог аварии, установленный в пункте 3, а также предложить функциональные и эксплуатационные требования в отношении зон безопасности.
3 Порог аварии
В контексте пожара порог аварии включает:
.1 потерю помещения, в котором возник пожар, до ближайших ограничивающих конструкций класса "А", которые могут быть частью этого помещения, если оно защищено стационарной системой пожаротушения; или
.2 потерю помещения, в котором возник пожар, и смежных помещений до ближайших ограничивающих конструкций класса "А", которые не являются частью этого помещения.
4 Достижение порта
Если повреждение в результате пожара не превышает порога аварии, указанного в пункте 3, судно должно быть способно достичь порта, обеспечивая зону безопасности, как она определена в правиле 3.51. Для того, чтобы судно считалось способным достичь порта, в остальной части судна, не затронутой пожаром, должны оставаться в работоспособном состоянии следующие системы:
.1 двигательная установка;
.2 система руля и системы управления рулем;
.3 навигационные системы;
.4 системы заполнения, перекачки и подачи жидкого топлива;
.5 внутрисудовая связь между мостиком, машинными помещениями, центром безопасности, аварийными партиями по борьбе с водой и пожаром, а также системы, требуемые для оповещения и сбора пассажиров и экипажа;
.6 средства радиосвязи;
.7 система пожарной магистрали;
.8 стационарные системы пожаротушения;
.9 система обнаружения пожара и дыма;
.10 осушительная и балластная система;
.11 водонепроницаемые и полуводонепроницаемые двери с механическим приводом;
.12 системы, предназначенные для обеспечения зон "безопасности", как указано в пункте 5.1.2;
.13 системы обнаружения поступления воды; и
.14 другие системы, определенные Администрацией как необходимые для борьбы за живучесть.
5 Зона(ы) безопасности
5.1 Функциональные требования:
.1 зона(ы) безопасности обычно должна (должны) быть внутренним(ими) помещением(ями); однако использование наружного помещения в качестве зон безопасности может разрешаться администрацией с учетом любого ограничения, вызванного районом эксплуатации и соответствующими предполагаемыми условиями окружающей среды;
.2 зона(ы) безопасности должна (должны) обеспечивать всех находящихся в ней (них) людей следующими основными службами для обеспечения охраны здоровья пассажиров и экипажа:
.1 санитария;
.2 вода;
.3 пища;
.4 запасное помещение для медицинского ухода;
.5 укрытие от непогоды;
.6 средства предотвращения перегрева и гипотермии;
.7 освещение; и
.8 вентиляция;
.3 устройство вентиляции должно снижать риск того, что дым и горячие газы отрицательно повлияют на использование зоны (зон) безопасности; и
.4 должны быть предусмотрены средства доступа к спасательным средствам из каждой зоны, установленной или используемой в качестве зоны безопасности, с учетом того, что главная вертикальная зона может быть недоступной для прохода через нее.
5.2 Запасное помещение для медицинского ухода
Запасное помещение для медицинского ухода должно отвечать стандарту, приемлемому для Администрации.
Поправками, принятыми 8 декабря 2006 г., глава II-2 дополнена правилом 22, вступающим в силу 1 июля 2010 г.
Правило 22
Критерии проектирования систем, остающихся работоспособными после пожара
1 Применение
Пассажирские суда, построенные 1 июля 2010 года и после этой даты, длиной, как определено в правиле II-1/2.2, 120 м и более или имеющие три или более главные вертикальные зоны, должны отвечать положениям настоящего правила.
2 Цель
Цель настоящего правила заключается в том, чтобы установить критерии проектирования систем, которые должны оставаться работоспособными для обеспечения организованной эвакуации и оставления судна, если порог аварии, определенный в правиле 21.3, превышен.
3 Системы
3.1 Если вследствие пожара какая-либо главная вертикальная зона становится недоступной для обслуживания, должны быть устроены и разделены таким образом, чтобы оставаться работоспособными, следующие системы:
.1 пожарная магистраль;
.2 внутрисудовая связь (необходимая для обеспечения борьбы с пожаром и для оповещения и эвакуации пассажиров и экипажа);
.3 средства радиосвязи;
.4 осушительные системы для удаления используемой для тушения пожара воды;
.5 освещение путей эвакуации, в местах сбора и в местах посадки на спасательные средства; и
.6 должны быть доступны системы указаний по эвакуации.
3.2 Вышеупомянутые системы должны быть работоспособны в течение по меньшей мере 3 ч, исходя из предположения, что отсутствуют повреждения за пределами недоступной для обслуживания главной вертикальной зоны. Не требуется, чтобы эти системы оставались работоспособными в пределах главных вертикальных зон, недоступных для обслуживания.
3.3 Для целей пункта 3.1 кабели и трубопроводы, проходящие через шахту, устроенную по стандарту "А-60", должны считаться неповрежденными и обслуживаемыми на участке прохода через недоступную для обслуживания главную вертикальную зону. Администрация может одобрить равноценную степень защиты кабелей и трубопроводов.
Поправками, принятыми 8 декабря 2006 г., глава II-2 дополнена правилом 23, вступающим в силу 1 июля 2010 г.
Правило 23
Центр безопасности на пассажирских судах
1 Применение
На пассажирских судах, построенных 1 июля 2010 года и после этой даты, должен иметься центр безопасности, отвечающий положениям настоящего правила.
2 Цель
Цель настоящего правила заключается в том, чтобы предусмотреть помещение для облегчения управления действиями в чрезвычайных ситуациях.
3 Расположение и устройство
Центр безопасности должен либо быть частью ходового мостика, либо располагаться в отдельном смежном с ходовым мостиком помещении, но имеющим прямой доступ на мостик, с тем чтобы управление действиями в чрезвычайных ситуациях не отвлекало вахтенных помощников капитана от выполнения ими своих обязанностей, связанных с судовождением.
4 Общий план и эргономика
Общий план и эргономика центра безопасности должны учитывать соответствующее руководство, разработанное Организацией.
5 Связь
Должны быть предусмотрены средства связи между центром безопасности, центральным постом управления, ходовым мостиком, постом управления двигателем, помещением(ями) системы (систем) пожаротушения и помещениями для хранения противопожарного оборудования.
6 Контроль и мониторинг систем безопасности
Несмотря на требования других правил Конвенции, полная функциональность (эксплуатация, управление, мониторинг или, если потребуется, любое их сочетание) перечисленных ниже систем безопасности должна обеспечиваться из центра безопасности:
.1 все системы принудительной вентиляции;
.2 пожарные двери;
.3 система общесудовой аварийно-предупредительной сигнализации;
.4 система громкоговорящей связи;
.5 обеспечиваемые электропитанием системы указания путей эвакуации;
.6 водонепроницаемые и полуводонепроницаемые двери;
.7 индикаторы дверей в обшивке корпуса, грузовых дверей и других средств закрытия;
.8 обнаружение протечек воды через внутренние / внешние носовые и кормовые двери и любые другие двери в обшивке корпуса;
.9 система телевизионного наблюдения;
.10 система сигнализации обнаружения пожара;
.11 стационарная(ые) система(ы) пожаротушения местного применения;
.12 спринклерные и равноценные системы;
.13 системы водяного пожаротушения для машинных помещений;
.14 аварийно-предупредительная сигнализация для сбора экипажа;
.15 система удаления дыма из атриума;
.16 системы обнаружения поступления воды; и
.17 пожарные насосы и аварийные пожарные насосы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.