Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением Министерства
просвещения Российской Федерации
от 28 февраля 2019 г. N Р-16
Методические рекомендации
о создании и функционировании центров опережающей профессиональной подготовки
30 апреля 2019 г.
1. Общая информация
Настоящие методические рекомендации предназначены для организации и обеспечения деятельности центров опережающей профессиональной подготовки (далее - ЦОПП, Центр, Центры) на основе целевой модели, а также организационно-правовой, финансово-экономической и методологической основ их деятельности.
Методические рекомендации направлены на обеспечение единых организационных и методических условий создания и функционирования ЦОПП в субъектах Российской Федерации.
Методические рекомендации разработаны во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года"; поручений Президента Российской Федерации по итогам поездки в Свердловскую область от 6 апреля 2018 г. N Пр-580; Плана мероприятий Федерального проекта "Молодые профессионалы" (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" Национального проекта "Образование", Государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" (п.п. 4.6).
ЦОПП создаются решением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Обязательством субъекта Российской Федерации является издание нормативного правового акта высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, утверждающего:
- регионального координатора,
- концепцию создания ЦОПП,
- комплекс мер по созданию ЦОПП, включающий "дорожную карту" по функционированию ЦОПП на период до 2024 г.
Данный нормативный правовой акт формируется в соответствии с требованиями документации на участие в отборе субъектов Российской Федерации на предоставление субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на разработку и распространение в системе среднего профессионального образования новых образовательных технологий и формы опережающей профессиональной подготовки в рамках федерального проекта "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" национального проекта "Образование" государственной программы "Развитие образования" (далее - конкурсная документация).
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 6 апреля 2018 г. N Пр-580 (п. 1 "в") ЦОПП создается как самостоятельная организация либо на базе лучших образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального или высшего образования, в субъекте Российской Федерации (как структурное подразделение, филиал существующей образовательной организации), с предоставлением им возможности:
использования, совместно с другими образовательными организациями, современного оборудования для подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан по наиболее востребованным, перспективным профессиям на уровне, соответствующем стандартам "Ворлдскиллс", в том числе по программам ускоренного обучения;
реализации программ повышения квалификации педагогов и мастеров производственного обучения профессиональных образовательных организаций;
проведения демонстрационного экзамена по стандартам "Ворлдскиллс" для лиц, освоивших образовательные программы среднего профессионального образования;
осуществления мероприятий по профессиональной ориентации лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях, а также обучения их первой профессии.
При организации информационного обеспечения деятельности ЦОПП руководствуется Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных".
Применение настоящих рекомендаций не является требованием, подлежащим контролю при проведении проверок в организациях, реализующим образовательные программы, органами государственного контроля (надзора).
2. Термины и определения
Центр опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП) - организация (структурное подразделение организации), координирующая развитие и использование ресурсов субъекта Российской Федерации в целях опережающей профессиональной подготовки, в том числе профессиональной ориентации, ускоренного профессионального обучения, подготовки, переподготовки, повышения квалификации всех категорий граждан по наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям и компетенциям на уровне, соответствующем лучшим мировым стандартам и практикам, в том числе стандартам "Ворлдскиллс".
Объем полномочий ЦОПП по координации деятельности образовательных ресурсов определяется решением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Опережающая профессиональная подготовка - система мероприятий по обеспечению соответствия компетенций граждан изменяющимся технологиям и способам производства, мировым изменениям профессиональных сфер деятельности. Опережающая профессиональная подготовка обеспечивает освоение новых и перспективных компетенций, наиболее востребованных для социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.
Образовательные ресурсы:
материально-технические ресурсы - учебные аудитории, мастерские, лаборатории, полигоны и другие подразделения образовательных и иных организаций субъекта Российской Федерации (в том числе межрегиональные и специализированные центры компетенций, центры проведения демонстрационного экзамена, центры оценки квалификаций), предназначенные для проведения всех видов занятий, предусмотренных образовательными программами опережающей профессиональной подготовки, оснащенные оборудованием и материалами, соответствующими современным стандартам и передовым технологиям, в том числе инфраструктурным листам "Ворлдскиллс";
кадровые ресурсы - педагогические работники (преподаватели, мастера производственного обучения, методисты), прошедшие повышение квалификации с целью трансляции лучших мировых стандартов и практик, в том числе стандартов "Ворлдскиллс", сертифицированные эксперты Ворлдскиллс, наставники;
образовательно-методические ресурсы - разработанные и реализуемые образовательные программы или модули образовательных программ, включая онлайн-курсы, банки оценочных средств, направленных на оценку профессиональных компетенций, методические рекомендации по профессиональному развитию, реализованные в рамках проекта "Билет в будущее", соответствующие лучшим мировым стандартам и практикам, в том числе стандартам "Ворлдскиллс";
информационно-коммуникационные ресурсы - информационные и аналитические платформы, платформы онлайн-образования, профориентации, профессионального тестирования и оценки компетенций и иные информационно-коммуникационные ресурсы, используемые ЦОПП в своей деятельности.
Базовые принципы объективной оценки результатов подготовки рабочих кадров - условия, устанавливаемые в рамках организации и проведения демонстрационного экзамена по стандартам "Ворлдскиллс" (одобрено Координационным советом Министерства просвещения Российской Федерации).
Демонстрационный экзамен - процедура, проводимая в рамках промежуточной или (государственной) итоговой аттестации по основным или дополнительным профессиональным образовательным программам, которая предусматривает моделирование реальных производственных условий для решения практических задач профессиональной деятельности в соответствии с лучшими мировыми и национальными практиками, обеспечивающая объективную оценку достижения результатов освоения образовательных программ среднего профессионального образования, дополнительных профессиональных программ и реализуемая с учетом базовых принципов объективной оценки результатов подготовки рабочих кадров.
Имущественный комплекс ЦОПП - все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая здания, сооружения, оборудование, инвентарь, а также его продукцию, работы и услуги (коммерческое обозначение, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права.
Индивидуальная образовательная траектория - путь освоения профессиональных компетенций, самостоятельно формируемый человеком с использованием возможностей, предоставляемых сферой непрерывного образования.
Перечень компетенций опережающей профессиональной подготовки - список приоритетных для субъекта Российской Федерации групп компетенций или отдельных компетенций, формируемый на основе перечня компетенций Ворлдскиллс или вновь разработанных компетенций, соответствующих приоритетам развития экономики субъекта Российской Федерации, утвержденный решением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Получение первой профессии - освоение основных программ профессионального обучения - программ профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих.
Программа ускоренного обучения - основная или дополнительная профессиональная образовательная программа, осваиваемая в короткие сроки (не более шести месяцев).
Профессиональная ориентация - система последовательных, научно обоснованных мероприятий, направленных на обеспечение профессионального самоопределения и выбора индивидуальной образовательной и трудовой траектории.
Региональный координатор в сфере образования - орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования.
3. Организационно-управленческая модель функционирования ЦОПП
3.1. Нормативно-правовая основа создания и функционирования ЦОПП, определяется действующим законодательством и нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства просвещения Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, локальными нормативными актами организации, на базе которой создается ЦОПП, или вновь создаваемой в целях выполнения функций ЦОПП организации.
Организационные формы ЦОПП:
с образованием юридического лица;
без образования юридического лица, на базе профессиональной образовательной организации, образовательной организации высшего образования или организации дополнительного профессионального образования в качестве структурного подразделения.
При создании ЦОПП как юридического лица (организации) учитываются, в том числе, требования законодательства в части лицензирования образовательной деятельности.
Нормативные и правовые основы создания ЦОПП как структурных подразделений образовательных организаций определяет Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
ЦОПП функционирует в соответствии с уставом образовательной организации, структурным подразделением которой является ЦОПП, или уставом юридического лица, создаваемого как ЦОПП, и положением о ЦОПП. Положение о ЦОПП разрабатывается на основе настоящих методических рекомендаций и утверждается в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, на базе которой создается ЦОПП.
Организационная структура определяется руководителем ЦОПП и должна обеспечивать реализацию основных направлений деятельности и функций, возложенных на ЦОПП, а также в соответствии с типовым штатным расписанием (п. 12 настоящих методических рекомендаций).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "п. 13"
Пункт 3.2 изменен. - Распоряжение Минпросвещения России от 30 апреля 2019 г. N Р-56
3.2. Финансово-экономическая основа создания и функционирования ЦОПП.
Финансовое обеспечение деятельности ЦОПП предусматривает различные механизмы финансового обеспечения:
для победителей конкурсных процедур Минпросвещения России:
предоставление единовременной субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение создания ЦОПП (в рамках конкурсной процедуры, ежегодно организуемой Министерством просвещения Российской Федерации);
софинансирование из средств бюджета субъекта Российской Федерации;
софинансирование из внебюджетных средств.
Для Центров, создаваемых в инициативном порядке:
финансирование из внебюджетных средств, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства и (или) финансирование из средств бюджета субъекта Российской Федерации.
В соответствии с конкурсной документацией Министерства просвещения Российской Федерации, субсидия из федерального бюджета предоставляется в целях софинансирования расходов субъекта Российской Федерации на создание ЦОПП, а именно: расходов на приобретение средств вычислительной техники и лицензионного программного обеспечения, интерактивного и презентационного оборудования, мебели, расходных материалов обеспечивается из внебюджетных средств.
В соответствии с документацией на участие в отборе субъектов Российской Федерации на предоставление субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на разработку и распространение в системе среднего профессионального образования новых образовательных технологий и формы опережающей профессиональной подготовки в рамках федерального проекта "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)", утвержденного проектным комитетом по национальному проекту "Образование" от 7 декабря 2018 г. N 3, Паспорта национального проекта "Образование", утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16), государственной программой Российской Федерации "Развитие образования", субсидия из федерального бюджета предоставляется в целях софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации на создание не более одного ЦОПП, а именно: на приобретение средств обучения и учебного оборудования, средств вычислительной техники и лицензионного программного обеспечения, интерактивного и презентационного оборудования, мебели. При проведении закупок средств обучения и учебного оборудования, мебели для оснащения центра необходимо руководствоваться актуальными нормами законодательства Российской Федерации, устанавливающими в том числе приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими юридическими лицами.
При создании ЦОПП в инициативном порядке финансирование расходов на приобретение средств обучения, средств вычислительной техники и лицензионного программного обеспечения, интерактивного и презентационного оборудования, мебели, расходных материалов обеспечивается из внебюджетных средств.
Оплата труда сотрудников ЦОПП, аренды помещений, коммунальных расходов, расходных материалов, повышения квалификации и подготовки работников Центра может финансироваться, на усмотрение регионального координатора, как из средств субъекта Российской Федерации, так и из внебюджетных средств организации.
3.3. Целевая модель деятельности ЦОПП.
Целевая модель определяет основные принципы создания и функционирования ЦОПП.
Деятельность ЦОПП направлена на:
- мониторинг, анализ актуальной ситуации и динамики изменений на рынке труда субъекта Российской Федерации, прогнозирование востребованности рабочих кадров с целью формирования перечня компетенций опережающей профессиональной подготовки, разработки и реализации комплекса мер по устранению существующего и потенциального дефицитов кадров и компетенций;
- развитие приоритетных для субъекта Российской Федерации групп компетенций или отдельных компетенций, формирование новых компетенций, соответствующих приоритетам развития экономики региона;
- формирование современной системы подготовки по приоритетным для региона компетенциям;
- обеспечение доступности для граждан, включая граждан предпенсионного возраста, всех видов образовательных ресурсов для реализации образовательных программ по приоритетным для региона компетенциям;
- конструирование образовательных программ с использованием принципа конструктора компетенций;
- обеспечение реализации индивидуальных образовательных траекторий;
- реализация комплекса мер по профессиональной ориентации лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях, в том числе обучение их первой профессии на современном оборудовании;
- создание условий для проведения государственной итоговой аттестации обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования с использованием механизма демонстрационного экзамена.
3.3.1. Информационное обеспечение деятельности ЦОПП.
В целях информационного обеспечения деятельности создается и функционирует информационный ресурс (цифровая платформа) Центра в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
На платформе размещаются и поддерживаются в актуальном состоянии базы данных ресурсов для опережающей профессиональной подготовки.
База данных информационно-справочных ресурсов включает в себя данные мониторинга и анализа актуальной ситуации и динамики изменений на рынке труда субъекта Российской Федерации, прогноз востребованности рабочих кадров и компетенций.
База данных материально-технических ресурсов включает в себя:
1) перечень образовательных и иных организаций, участвующих в реализации программ опережающей профессиональной подготовки, а также перечень учебных аудиторий, мастерских и лабораторий (в том числе межрегиональные и специализированные центры компетенций, центры проведения демонстрационного экзамена, центры оценки квалификации) и т.д.; для проведения занятий всех видов, предусмотренных образовательными программами опережающей профессиональной подготовки;
2) перечни имеющегося оборудования в разрезе компетенций, отвечающего современным стандартам и передовым технологиям, в том числе инфраструктурным листам "Ворлдскиллс", технических средств обучения и компьютерной техники с возможностью подключения к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
ЦОПП координирует степень и график загрузки оборудования, публикует его на платформе и поддерживает в актуальном состоянии.
База данных кадровых ресурсов включает в себе перечни (по компетенциям) преподавателей (мастеров производственного обучения), прошедших дополнительное профессиональное образование на уровне лучших национальных и мировых стандартов и практик, в том числе стандартов "Ворлдскиллс", сертифицированных экспертов "Ворлдскиллс", наставников, в том числе учебных центров предприятий, преподавателей, реализующих дополнительные общеразвивающие программы на базе детских технопарков "Кванториум" и наставников, участвующих в мероприятиях по профессиональной ориентации обучающихся общеобразовательных организаций в рамках проекта "Билет в будущее".
База данных образовательных программ включает в себя разработанные и реализуемые основные и дополнительные профессиональные программы и/или аннотации к программам по компетенциям, основанные на лучших мировых стандартах и практиках, в том числе стандартах "Ворлдскиллс", в том числе онлайн-курсы, размещаемые на портале "Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; банки оценочных средств, направленных на оценку профессиональных компетенций; методические рекомендации по профессиональному развитию, реализованные в рамках проекта "Билет в будущее", соответствующие лучшим мировым стандартам и практикам, в том числе стандартам "Ворлдскиллс".
База данных информационно-коммуникационных ресурсов включает в себя перечень ссылок на платформы онлайн-образования, профориентации, профессионального тестирования, оценки компетенций, иные информационные и аналитические платформы, обеспечивающие организацию деятельности ЦОПП.
Базы данных ЦОПП формируются и размещаются на цифровой платформе в информационно-коммуникационной сети Интернет в порядке, установленном действующим законодательством.
При формировании баз данных по перечисленным направлениям ЦОПП получает доступ к аналогичным базам данных других субъектов Российской Федерации, а также к федеральным цифровым платформам и иным информационным ресурсам.
Правила и процедуры подключения цифровой платформы ЦОПП к другим цифровым платформам и обмен данными регулируются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти.
3.3.2. Формирование заказа на программы опережающей профессиональной подготовки и их продвижение.
При формировании перечней компетенций и направлений программ для опережающей профессиональной подготовки учитываются:
национальные и федеральные проекты Российской Федерации (в том числе национальный проект "Образование", федеральные проекты "Молодые профессионалы", "Старшее поколение", "Современная цифровая образовательная среда", "Кадры для цифровой экономики" и другие);
стратегические приоритеты субъекта Российской Федерации, включающие приоритетные направления развития региона, а также программы и проекты социально-экономического развития;
"точки роста" субъекта Российской Федерации, в том числе реализуемые в регионе инвестиционные проекты, формирующиеся и действующие на территории опережающего социально-экономического развития, особые экономические зоны, технопарки, кластеры, научно-образовательные центры и иные институты, определяющие перспективные направления развития экономики;
перспективные компетенции корпораций, холдингов, компаний, профессиональных объединений работодателей, действующих на территории субъекта Российской Федерации;
отраслевые программы развития кадрового потенциала;
общемировые и общероссийские тренды и требования к компетенциям, обусловленные трансформацией национальной и мировой экономики.
3.3.3. Проектирование, конструирование, разработка и реализация программ опережающей профессиональной подготовки.
ЦОПП формирует модульную структуру программ опережающей профессиональной подготовки, обеспечивает конструирование и разработку (проектирование) программ опережающей профессиональной подготовки.
Программы и модули образовательных программ разрабатываются с использованием лучших мировых и отечественных практик подготовки кадров, лучших отраслевых практик, новых и перспективных профессиональных технологий, в том числе стандартов "Ворлдскиллс".
Программы и их отдельные модули разрабатываются с использованием принципа "конструктора компетенций". Программа опережающей профессиональной подготовки может состоять из всех или части элементов (модулей) компетенции, а также включать элементы (модули) из разных компетенций.
Каждому модулю любой из компетенций соответствуют определенные требования к материально-техническому оснащению и к компетентности педагога, мастера, эксперта или наставника, которые могут проводить обучение по данному модулю. При разработке программ используются также базовые принципы объективной оценки результатов подготовки рабочих кадров.
Принципом реализации программ опережающей профессиональной подготовки является ускоренное обучение с длительностью программ не более шести месяцев.
Оценка результатов освоения программ опережающей профессиональной подготовки осуществляется с применением механизма демонстрационного экзамена в соответствии с базовыми принципами объективной оценки результатов подготовки рабочих кадров. В ходе демонстрационного экзамена производится оценка освоения модулей компетенции (компетенций), входящих в состав программы опережающей профессиональной подготовки.
Обработка результатов и хранение данных по результатам демонстрационного экзамена осуществляются с использованием соответствующего информационного ресурса, в том числе "Цифровая платформа - Система мониторинга качества подготовки кадров" (eSim).
В целях опережающей профессиональной подготовки разрабатываются следующие программы по компетенциям:
1. Базовые программы профессиональных модулей для среднего профессионального образования.
Программы, предусматривающие освоение компетенции (или модулей компетенции) и являющиеся частью основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования (в том числе за счет вариативной части программ).
2. Программы для обучающихся общеобразовательных организаций включают в себя:
дополнительные образовательные программы, обеспечивающие профессиональную ориентацию обучающихся в виде профессиональных проб;
программы профессионального обучения, направленные на получение обучающимися первой профессии;
программы, направленные на обеспечение возможности изучать предметную область "Технология" и других предметных областей на базе организаций, имеющих высокооснащенные ученико-места, в том числе на базе детских технопарков "Кванториум".
3. Программы под заказ работодателей.
Указанные программы включают в себя дополнительные профессиональные программы и программы профессионального обучения, ориентированные на специфику конкретного производства и особенности технологического процесса на отдельных предприятиях и направлены на целевое освоение сотрудниками предприятий новых и перспективных профессиональных технологий.
4. Отраслевые программы.
Указанные программы включают в себя дополнительные профессиональные программы и программы профессионального обучения, ориентированные на программы развития отраслей, в том числе на освоение новых и сквозных отраслевых технологий, оборудования, инструментов, материалов.
5. Программы для граждан предпенсионного возраста.
Указанные программы включают в себя программы профессионального обучения и дополнительного профессионального образования, ориентированные на целевую группу граждан предпенсионного возраста (отнесенных к данной категории в соответствии с Федеральным законом от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ) в соответствии со специальной программой, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2018 г. N 3025-р.
6. Программы по компетенциям будущего, включая компетенции цифровой экономики.
Разрабатываются и реализуются в формате демонстрационных профессиональных проб для обучающихся общеобразовательных организаций, а также как профессиональные модули основных профессиональных образовательных программ или как дополнительные профессиональные программы.
Программы предназначены для формирования компетенций, в том числе в области современных информационно-коммуникационных технологий и базовой цифровой грамотности, освоения компетенций, связанных с цифровой трансформацией сфер профессиональной деятельности.
При разработке программ опережающей профессиональной подготовки Центр пользуется индикаторами готовности программы к реализации:
а) определена компетенция программы, соответствующая перечню компетенций опережающей профессиональной подготовки;
б) сформирован заказ на опережающую профессиональную подготовку по программе;
в) разработан макет программы и содержание модулей программы;
г) определены и доступны все виды образовательных ресурсов для реализации программы;
д) определены требования к результату подготовки и форме его оценки;
е) разработаны комплекты оценочной документации для осуществления оценки результатов, обучающихся программе.
ЦОПП содействует появлению в регионе новых компетенций путем организации разработки документации по новой компетенции, повышения квалификации педагогов и мастеров производственного обучения, обеспечения доступности современной материально-технической базы (оснащения мастерских), формирования и развития экспертных сообществ по новым компетенциям.
ЦОПП также обеспечивает сетевое взаимодействие с другими региональными центрами по всем направлениям деятельности.
ЦОПП содействует формированию экспертных и педагогических сообществ по новым и актуальным компетенциям, обеспечивает мероприятия по вводу новых компетенций, в том числе в соответствующий перечень, утверждаемый Союзом Ворлдскиллс Россия.
3.3.4. Совместное использование материально-технической базы для реализации образовательных программ.
Использование ЦОПП совместно с другими организациями материально-технической базы осуществляется в сетевой форме реализации образовательных программ в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", а также в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации по договорам аренды (субаренды) или безвозмездного пользования.
3.4. Методической основой функционирования ЦОПП является комплект методических материалов, включающий в себя:
разрабатываемые самостоятельно на основе положений, приведенных в данных методических рекомендациях, с учетом специфики конкретного региона;
материалы лучших практик по разработке и реализации программ опережающей подготовки, презентуемые на мероприятиях Центра и размещаемые в открытом доступе информационно-коммуникационной сети Интернет.
3.5. Условия функционирования ЦОПП.
Для организации деятельности Центра создаются необходимые условия и формируется имущественный комплекс, соответствующий требованиям конкурсной документации (N ПЗ-381/02 от 1 октября 2018 г.) Министерства просвещения Российской Федерации, а также требованиям и изменениям, вносимым в данную документацию (п. 6) от 12 октября 2018 г. N ПЗ-488/02.
Рекомендуемые требования к помещениям.
Площадка, на которой размещается ЦОПП, должна предусматривать транспортную доступность и удобную логистику для привлечения различных категорий населения.
Помещения ЦОПП должны располагаться единым комплексом на площади не менее 500 .
При планировании площадей Центра необходимо учитывать наличие следующих функциональных зон и помещений: зона коворкинга, лекторий, зона проектной деятельности, компьютерный класс(ы), аудитории-трансформеры (не менее 3-х).
Рекомендуемые требования к материально-техническому оснащению деятельности ЦОПП.
Минимально необходимые технические требования, количество средств обучения, средств вычислительной техники, лицензионного программного обеспечения, интерактивного презентационного оборудования, мебели, расходных материалов, для оснащения определяются Типовым инфраструктурным листом (п. 12 данных рекомендаций). Помещения Центра должны быть оформлены в соответствии с Руководством по брендированию ЦОПП.
Рекомендуемые требования к кадровому составу ЦОПП.
Штатное расписание ЦОПП формируется в соответствии с типовым штатным расписанием (п. 13 данных рекомендаций). Перечень штатных единиц Центра является рекомендуемым и может быть скорректирован в случае служебной и производственной необходимости.
4. Модель мониторинга и прогнозирования востребованности рабочих кадров на территории субъектов Российской Федерации
Мониторинг и прогнозирование востребованности рабочих кадров (в том числе в разрезе профессиональных компетенций) на территории субъекта Российской Федерации предназначены для формирования и актуализации перечня компетенций опережающей профессиональной подготовки.
Модель мониторинга и прогнозирования востребованности рабочих кадров на территории субъектов Российской Федерации описывает основные информационно-аналитические ресурсы и порядок проведения их анализа.
Для обеспечения мониторинга и прогнозирования востребованности рабочих кадров ЦОПП использует необходимые информационно-аналитические ресурсы, в том числе:
сводные данные о востребованности рабочих кадров на территории субъекта Российской Федерации и среднесрочный прогноз её изменений (включая исчезающие, новые и перспективные компетенции);
отраслевые прогнозы востребованности рабочих кадров, данные о востребованности рабочих кадров работодателями и объединениями работодателей (в том числе полученные путем специальных опросов и исследований), востребованности рабочих кадров в рамках реализуемых на территории субъекта Российской Федерации инвестиционных проектов;
перечень 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования, формируемый и актуализируемый Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации;
перечень компетенций "Ворлдскиллс", формируемый и актуализируемый Союзом "Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)", включая Future Skills ("компетенции будущего");
государственный информационный ресурс "Справочник профессий";
материалы форсайтов, касающиеся прогноза развития компетенций и перспективных профессий (международные, отраслевые, корпоративные, региональные форсайты) и др.;
иные данные, относящиеся к мониторингу и прогнозированию востребованности рабочих кадров.
ЦОПП дополнительно проводит аналитические мероприятия, организует опросы и исследования, запрашивает необходимые данные.
Порядок предоставления, анализа, актуализации и использования данных о востребованности рабочих кадров определяется субъектом Российской Федерации.
5. Типовая модель формирования условий для внедрения практико-ориентированных, гибких образовательных программ, обеспечения построения индивидуальных образовательных траекторий
Типовая модель формирования условий для внедрения практико-ориентированных, гибких образовательных программ, обеспечения построения индивидуальных образовательных траекторий включает в себя:
нормативно-правовое регулирование построения индивидуальных образовательных траекторий;
перечень инструментов для разработки и реализации практико-ориентированных и гибких образовательных программ.
В качестве инструментов практико-ориентированных и гибких программ, обеспечивающих индивидуальные образовательные траектории, выступают:
модульный принцип разработки и реализации программ опережающей профессиональной подготовки, подразумевающий возможность освоения как программы в целом, так и ее отдельных модулей ("конструктор компетенций");
получение первой профессии обучающимися общеобразовательных организаций, в том числе в рамках мероприятий по профессиональной ориентации на основе профессиональных проб;
включение модулей по новым компетенциям, приоритетным для развития экономики региона в программы среднего профессионального образования, за счет вариативной части программ;
опережающее освоение дополнительных профессиональных программ по запросам работодателей, параллельно с освоением программ среднего профессионального образования;
освоение нескольких компетенций в рамках программ среднего профессионального образования;
зачет компетенций (модулей компетенций), освоенных в рамках предшествующих образовательных программ, с целью сокращения сроков освоения программ;
учет индивидуальных возможностей обучающихся по обеспечению реализации программ среднего профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
6. Механизмы организации в субъектах Российской Федерации профессиональной ориентации лиц, обучающихся в образовательных организациях, обучению их первой профессии (реализация программ профессионального обучения)
Механизм организации профессиональной ориентации предусматривает работу по основным направлениям:
- сопровождение мероприятий в рамках реализуемых федеральных и региональных проектов;
- организация доступности профессиональных проб;
- реализация программ по освоению приоритетных для региона компетенций;
- организация обучения первой профессии обучающихся общеобразовательных организаций;
- создание и внедрение образовательных программ и необходимых условий для обеспечения возможности изучать предметную область "Технология" и других предметных областей на базе организаций, имеющих высокооснащенные ученико-места, в том числе на базе детских технопарков "Кванториум".
ЦОПП содействует реализации на территории субъекта Российской Федерации федерального проекта "Билет в будущее" и проектов и мероприятий, направленных на профессиональную ориентацию.
В целях реализации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных организаций ЦОПП:
а) привлекает представителей научных организаций и образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального, высшего образования и дополнительного образования, представителей промышленных предприятий и высокотехнологичного бизнеса, представителей иных организаций;
б) содействует разработке и использованию современных методик, используемых при ранней профессиональной ориентации, видов мероприятий и образовательных программ, технологий профессиональной ориентации и методик тестирования (анкетирования), в том числе с использованием дистанционной формы, для проведения ранней профессиональной ориентации;
в) участвует в формировании экспертного сообщества из числа наставников эффективных практик профессиональной ориентации.
7. Типовая модель подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан по наиболее востребованным профессиям совместно с другими образовательными организациями субъекта Российской Федерации, а также в интересах организаций реального сектора экономики
Ключевой задачей ЦОПП является обеспечение разработки и реализации программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан по перечню компетенций опережающей профессиональной подготовки.
Необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования, а также направления работников на прохождение независимой оценки квалификации для собственных нужд определяет работодатель (статья 196 Трудового кодекса Российской Федерации).
Деятельность ЦОПП в соответствии с типовой моделью подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан по наиболее востребованным профессиям предусматривает:
- формирование заказа на реализацию программ опережающей профессиональной подготовки (в соответствии с п. 3.3.2. настоящих методических рекомендаций);
- конструирование программ опережающей профессиональной подготовки (в соответствии с п. 3.3.3. настоящих методических рекомендаций);
- организацию реализации разработанных программ в сетевой форме с учетом имеющихся или привлекаемых образовательных ресурсов (в соответствии с п. 3.3.5. настоящих методических рекомендаций);
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "п. 3.3.4"
- организацию и развитие сетевых форм реализации образовательных программ в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- организация оценки результативности проведенных образовательных программ с применением механизма демонстрационного экзамена.
8. Механизмы организации в субъекте Российской Федерации повышения квалификации педагогов и мастеров производственного обучения профессиональных образовательных организаций
Дополнительные профессиональные программы повышения квалификации педагогов и мастеров производственного обучения организуются по программам опережающей профессиональной подготовки, в том числе в рамках исполнения п. 25 Плана мероприятий Федерального проекта "Молодые профессионалы" и в соответствии с Методическими рекомендациями о проведении повышения квалификации по программам, основанным на опыте Союза Ворлдскиллс Россия, в том числе сертификации в качестве экспертов Ворлдскиллс.
ЦОПП оказывает содействие Союзу Ворлдскиллс России в проведении конкурсного отбора лучших стажировочных площадок на территории субъекта Российской Федерации для реализации программ повышения квалификации педагогов и мастеров производственного обучения и сертификации в качестве экспертов Ворлдскиллс по перечню компетенций опережающей профессиональной подготовки.
ЦОПП организует сбор и формирование заявок образовательных организаций, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, на участие в программах повышения квалификации педагогов и мастеров производственного обучения по компетенциям, включенным в перечень компетенций опережающей профессиональной подготовки.
Центр может инициировать включение компетенции в перечень компетенций для организации повышения квалификации педагогов и мастеров производственного обучения, а также самостоятельно организовать повышение квалификации педагогов и мастеров производственного обучения по новым, перспективным и востребованным компетенциям, в том числе с привлечением для этих целей образовательных ресурсов (в первую очередь, кадров) других субъектов Российской Федерации.
9. Проведение государственной итоговой аттестации обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования с использованием механизма демонстрационного экзамена по стандартам "Ворлдскиллс"
Проведение государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования, регламентируется:
федеральными государственными образовательными стандартами, устанавливающими требования к результатам освоения образовательной программы, по отношению к которым осуществляется оценка в рамках государственной итоговой аттестации;
соответствующими нормативными правовыми актами и методическими рекомендациями о проведении аттестации в виде демонстрационного экзамена.
Организация и проведение демонстрационного экзамена по стандартам "Ворлдскиллс" регламентируются:
базовыми принципами объективной оценки результатов подготовки рабочих кадров;
методическими рекомендациями об организации и проведении демонстрационного экзамена по стандартам "Ворлдскиллс", утверждаемыми ежегодно приказом Союза Вордскиллс Россия и размещенными на сайте организации в информационно-коммуникационной сети Интернет.
Для организации процесса проведения демонстрационного экзамена ЦОПП формирует базу данных ресурсного обеспечения процесса. Данные доводятся до сведения всех образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования.
10. План первоочередных действий по созданию и функционированию ЦОПП
План первоочередных действий по созданию и функционированию ЦОПП ("дорожная карта") должен включать мероприятия, предусмотренные конкурсной документацией.
11. Перечень основных индикаторов и показателей эффективности создания и функционирования ЦОПП
12. Типовой инфраструктурный лист
N |
Наименование |
Характеристики |
Количество |
1. |
Средства обучения |
||
Наглядные средства обучения | |||
1.1. |
Флипчарт |
|
5 шт. |
Средства "смешенной реальности" | |||
|
Виртуальные тренажеры по реализуемым в образовательной организации программам |
|
|
2. |
Средства вычислительной техники |
||
2.1. |
Сервер |
|
1 шт. |
2.2. |
Системный блок |
|
25 шт. |
2.3. |
Монитор |
|
25 шт. |
2.4. |
Вебкамера |
|
2 шт. |
2.5. |
Микрофоны |
|
8 шт. |
2.6. |
Звукоусилительная аппаратура |
Звуковая панель, колонки, монитор и др. |
2 комплекта |
2.7. |
Оборудование для локальной сети |
|
1 комплект |
2.8. |
Сетевые принтеры |
|
5 шт. |
2.9. |
Подключение к сети |
|
Не менее 3 зон |
2.10 |
VR/AR-оборудование |
|
1 комплект для каждой практической зоны коворкинга |
3. |
Лицензионное программное обеспечение |
||
3.1. |
Антивирус для сети компьютеров |
|
1 |
3.2. |
Операционная система |
|
На 25 мест |
3.3. |
Офисные программы |
|
На 25 мест |
3.4. |
Для работы с базами данных |
|
На 5 мест |
4. |
Интерактивное и презентационное оборудование |
||
4.1. |
Мультимедиапроектор |
|
3 |
4.3. |
Экраны |
|
3 |
4.2. |
Интерактивная доска |
|
2 |
5. |
Мебель |
||
5.1 |
Компьютерные столы |
|
25 |
5.2. |
Офисные столы (трансформер) |
|
10 секций |
5.3. |
Компьютерные стулья |
|
25 |
5.4. |
Складные стулья |
|
200 |
6. |
Расходные материалы |
||
6.1. |
Бумага для флипчарта |
|
5 шт. |
6.2 |
Фломастеры для флипчартов |
|
5 комплектов |
6.3. |
Бумага |
|
10 Пачек |
13. Типовое штатное расписание
Категория персонала |
Позиция (содержание деятельности) |
Количество штатных единиц |
Управленческий персонал |
Директор ЦОПП |
1 |
Заместитель директора ЦОПП |
2 |
|
Основной персонал (учебная часть) |
Преподаватели, мастера производственного обучения |
Не менее 5 |
Преподаватели, мастера производственного обучения (по профориентации) |
Не менее 5 |
|
Преподаватели, мастера производственного обучения (по первой профессии) |
Не менее 3 |
|
Методист |
1 |
|
Административный персонал |
CDO (Chief Data Officer) ответственный за взаимодействие с организациями социальной сферы и реального сектора экономики (промышленности) |
2 |
Специалист по работе с большими данными (аналитик) |
2 |
|
Методист |
1 |
|
Системный администратор |
1 |
|
Администратор |
1 |
|
Главный бухгалтер* |
1 |
|
Юрисконсульт* |
1 |
|
Заведующий хозяйством* |
1 |
|
Специалист по работе с персоналом* |
1 |
|
Уборщик служебных помещений* |
2 |
|
Дворник* |
2 |
|
Специалист по работе со средствами массовой информации* |
1 |
______________________________
* Должности, утверждаемые по мере служебной и производственной необходимости, а также при условии отдельно выделенного юридического лица.
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Министерства просвещения РФ от 28 февраля 2019 г. N Р-16 "Об утверждении методических рекомендаций о создании... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.