Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика задачи СПБ, для решения которой разработана ВЦП
Ведомственная целевая программа "Развитие сельскохозяйственной кооперации и логистических центров" (далее - Программа) направлена на развитие и укрепление многоуровневой системы сельской кооперации в Томской области.
В Томской области система сельскохозяйственной потребительской кооперации охватывает практически все районы. На территории области зарегистрированы 48 сельскохозяйственных потребительских кооператива, из них 26 кредитных кооператива, 22 обслуживающих кооператива (17 перерабатывающих и 5 снабженческо-сбытовых). За последние два года активно развиваются перерабатывающие кооперативы, которые создаются ЛПХ, КФХ вместе с коллективными предприятиями.
Развивается кредитная кооперация, действуют 21 кредитный кооператив, ими создано более 50 удалённых рабочих мест по оформлению займов удалённых деревень. Доля выданных займов кредитными кооперативами от общей суммы привлечённых финансовых средств малыми формами хозяйствования (МФХ) на селе Томской области составляет около 20%. Займы кредитных кооперативов население берёт на покупку кормов, молодняка скота и птицы, ГСМ, в среднем не более 50 тыс. рублей. Развитие сельскохозяйственной кредитной кооперации это залог успешного развития сельских территорий, МФХ на селе.
Таблица 1.
Сравнительный анализ деятельности сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов*
Показатели |
2006 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Количество СПКК |
26 |
26 |
26 |
25 |
25 |
25 |
26 |
Число членов СПКК |
3665 |
4220 |
4440 |
4838 |
5361 |
4010 |
3835 |
Паевой фонд (млн. руб.) |
17,8 |
48,6 |
61,3 |
51,2 |
55,1 |
49,0 |
35,2 |
Сумма займов (кредитн. портфель) млн. р. |
149,7 |
249,3 |
294,7 |
252,4 |
293,7 |
138,6 |
148,9 |
в т.ч. ЛПХ |
64,5 |
87,4 |
64,0 |
81,3 |
139,2 |
97,4 |
108,3 |
КФХ |
19,5 |
32,2 |
44,0 |
6,7 |
7,2 |
1,1 |
2,9 |
потребительские цели |
65,7 |
129,7 |
186,7 |
164,4 |
147,3 |
40,1 |
40,7 |
* без кредитных кооперативов граждан
Последнее время активно стали развиваться потребительские перерабатывающие кооперативы: их сегодня работает - 17, из которых 8 зарегистрировались в последнее время. Из 17 цехов по переработке сельскохозяйственной продукции (12 цехов по переработке молока и 5 цехов по убою скота и переработке мяса), введённых в 2010-2014 годах.
Пять снабженческо-сбытовых кооператива постепенно наращивают объёмы оказания услуг, ежегодный прирост объёмов услуг составляет 15-20%.
За три года (2011-2013 годы) сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, снабженческо-сбытовые) привлекли на своё развитие 42 млн. рублей субсидируемых кредитов банков. Кредитные кооперативы за этот же период привлекли 26 млн. рублей кредитных ресурсов банков для последующей выдачи займов ЛПХ и КФХ удалённых деревень.
Томский областной потребительский союз объединяет 42 сельских потребительских общества и входит в Центральный союз потребительских обществ Российской Федерации. В составе облпотребсоюза 270 магазинов, 42 предприятия общественного питания, 28 предприятий по производству хлебобулочных и кондитерских изделий, рыбной и мясной продукции, копчёностей и консервов; 2 крупных городских рынка (в городах Томске и Асино), база (одна из самых крупных) по хранению продукции. Потребительские общества активно участвуют в ярмарках выходного дня, за ними закреплены постоянные торговые точки (кроме торговли на собственных рынках), проводят заготовки дикоросов, закупки от населения излишков сельскохозяйственной продукции.
В настоящее время производственный и социальный потенциал малых форм хозяйствования на селе используется недостаточно эффективно. Крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства, другие малые формы хозяйствования испытывают в процессе хозяйственной деятельности ряд характерных проблем:
1. не сформирована достаточная правовая основа для развития индивидуально-семейного сельскохозяйственного производства и сельскохозяйственной потребительской кооперации, должным образом не прописаны правовые условия государственной поддержки малого аграрного предпринимательства;
2. фермеры, владельцы ЛПХ, сельские предприниматели испытывают острый дефицит финансово-кредитных ресурсов в силу недостаточной государственной поддержки этого сектора экономики, слабой доступности для малого бизнеса рынка коммерческого кредита, недостаточного развития сельской кредитной кооперации, несмотря на её положительную динамику;
3. не налажена эффективная система сбыта продукции, материально-технического и производственного, жилищно-коммунального обслуживания К(Ф)Х, ЛПХ, других малых форм хозяйствования. В большинстве семейных хозяйств используются низкомеханизированные технологии, велики затраты ручного труда, недостаток мощностей для хранения, предпродажной подготовки, доработки, переработки и фасовки продукции, что приводит к ее реализации по низким ценам, а также невозможность влиять на цены из-за небольших партий продаваемой продукции;
сельское население испытывает существенные трудности в получении рыночной информации, консультационных услуг правового, экономического и технологического характера, в повышении квалификации, дефицит агрономических, ветеринарных и зоотехнических услуг, эффективной организации производства, недостаточное снабжение элитным скотом, удобрениями и ядохимикатами, качественными кормами и эффективным приёмам кормления.
Система кооперации является базовой составляющей механизма комплексного, устойчивого развития сельских территорий, основным разделом программ социально-экономического развития муниципальных образований на селе.
Эффективная государственная поддержка решения указанных проблем в рамках настоящей Программы позволит не только сконцентрировать необходимые средства на цели развития сельскохозяйственной кооперации, но и обеспечить повышение значимости в структуре агропромышленного комплекса области.
На решение указанных проблем и направлена настоящая Программа.
Для оценки эффективности реализации настоящей Программы используются целевые индикаторы, представленные в таблице 2.
Таблица 2.
Основные целевые индикаторы и показатели Программы
Показатели |
Ед. изм. |
2015 |
2016 |
Количество сельскохозяйственных кооперативов, реализовавших проекты развития своей материально-технической базы |
Ед. |
1 |
1 |
Обеспечение государственной поддержки в полном объеме позволит обеспечить достижение поставленной цели и решение задач Программы по всем индикаторам.
Кроме того, реализация Программы обеспечит создание новых рабочих мест, будет способствовать привлечению в отрасль молодых высококвалифицированных кадров, что особенно актуально в сельскохозяйственном производстве, увеличит поступление финансовых средств от налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, в том числе в местные бюджеты.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.