Настоящая форма вводится в действие с отчета за 2019 г.
См. Методические указания по расчету индекса физического объема природоохранных расходов, утвержденные приказом Росстата от 21 ноября 2018 г. N 682
См. данную форму в редакторе MS-Excel
Приложение 4
УТВЕРЖДЕНА
приказом Росстата
от 18.07.2019 N 412
|
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ СТАТИСТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ |
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ ГАРАНТИРУЕТСЯ ПОЛУЧАТЕЛЕМ ИНФОРМАЦИИ |
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
Нарушение порядка предоставления первичных статистических данных или несвоевременное предоставление этих данных, либо предоставление недостоверных первичных статистических данных влечет ответственность, установленную статьей 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ, а также статьей 3 Закона Российской Федерации от 13.05.1992 N 2761-1 "Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности" |
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" обработка персональных данных осуществляется для статистических целей при условии обязательного обезличивания персональных данных |
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
ВОЗМОЖНО ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ |
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
СВЕДЕНИЯ О ТЕКУЩИХ ЗАТРАТАХ НА ОХРАНУ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ за 20__ г. |
|
|
|
Предоставляют: |
Сроки предоставления |
|
Форма N 4-ОС |
юридические лица, физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), осуществляющие природоохранную деятельность: - территориальному органу Росстата в субъекте Российской Федерации по установленному им адресу |
25 января после отчетного периода |
|
Приказ Росстата: |
Об утверждении формы | |||
от __________ N ___ | |||
О внесении изменений (при наличии) | |||
от __________ N ___ | |||
от __________ N ___ | |||
Годовая |
------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Линия отрыва (для отчетности, предоставляемой индивидуальным предпринимателем)
Код формы по ОКУД |
Код |
||
отчитывающейся организации по ОКПО (для территориально обособленного подразделения и головного подразделения юридического лица - идентификационный номер) |
|
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
0609030 |
|
|
|
Текущие затраты на охрану окружающей среды и выручка (поступления) от продажи побочной продукции, тысяча рублей
N |
Наименование направлений природоохранной деятельности |
Текущие (эксплуатационные) затраты за год, всего |
из них за счет собственных средств |
Из гр. 3 состав текущих затрат по основным видам |
|
материальные затраты |
затраты на оплату труда и отчисления на социальные нужды |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
01 |
Всего (сумма строк 02-10) |
|
|
|
|
|
в том числе: |
|
|
|
|
02 |
на охрану атмосферного воздуха и предотвращение изменения климата |
|
|
|
|
03 |
на сбор и очистку сточных вод |
|
|
|
|
04 |
на обращение с отходами |
|
|
|
|
05 |
на защиту и реабилитацию земель, поверхностных и подземных вод |
|
|
|
|
06 |
на защиту окружающей среды от шумового, вибрационного и других видов физического воздействия |
|
|
|
|
07 |
на сохранение биоразнообразия и охрану природных территорий |
|
|
|
|
08 |
на обеспечение радиационной безопасности окружающей среды |
|
|
|
|
09 |
на научно-исследовательскую деятельность и разработки по снижению негативных антропогенных воздействий на окружающую среду |
|
|
|
|
10 |
на другие направления деятельности в сфере охраны окружающей среды |
|
|
|
|
продолжение
N |
Наименование направлений природоохранной деятельности |
Оплата услуг природоохранного назначения |
Затраты на капитальный ремонт основных фондов по охране окружающей среды |
Выручка (поступления) от продажи побочной продукции |
1 |
2 |
7 |
8 |
9 |
01 |
Всего (сумма строк 02-10) |
|
|
|
|
в том числе: |
|
|
|
02 |
на охрану атмосферного воздуха и предотвращение изменения климата |
|
|
|
03 |
на сбор и очистку сточных вод |
|
|
|
04 |
на обращение с отходами |
|
|
|
05 |
на защиту и реабилитацию земель, поверхностных и подземных вод |
|
|
|
06 |
на защиту окружающей среды от шумового, вибрационного и других видов физического воздействия |
|
|
|
07 |
на сохранение биоразнообразия и охрану природных территорий |
|
|
|
08 |
на обеспечение радиационной безопасности окружающей среды |
|
|
|
09 |
на научно-исследовательскую деятельность и разработки по снижению негативных антропогенных воздействий на окружающую среду |
|
|
|
10 |
на другие направления деятельности в сфере охраны окружающей среды |
|
|
|
Справочно:
(11) Сектор _______________________ (25 - коммерческий сектор; 26 - сектор производителей специализированных услуг по охране окружающей среды)
------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Линия отрыва (для отчетности, предоставляемой индивидуальным предпринимателем)
Должностное лицо, ответственное за предоставление первичных статистических данных (лицо, уполномоченное предоставлять первичные статистические данные от имени юридического лица или от имени гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица) |
|
|
|
|
|
|
|
(должность) |
|
(Ф.И.О.) |
|
(подпись) |
|
|
|
|
E-mail: |
|
|
"__" _________ 20__ год |
|
(номер контактного телефона) |
|
|
|
(дата составления документа) |
Указания по заполнению формы федерального статистического наблюдения
Форму федерального статистического наблюдения N 4-ОС "Сведения о текущих затратах на охрану окружающей среды" (далее - форма) предоставляют юридические лица, а также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), имеющие основные фонды природоохранного назначения, осуществляющие у себя природоохранные мероприятия (самостоятельно или в виде потребления сторонних природоохранных услуг), имеющие объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду.
Сведения предоставляются по юридическому лицу (юридическому лицу, имеющему обособленные подразделения), индивидуальному предпринимателю при наличии текущих затрат на охрану окружающей среды и (или) оплаты услуг природоохранного назначения более 100 тысяч рублей в год.
Если в отчетном году у обособленного подразделения юридического лица объем текущих затрат на охрану окружающей среды и (или) оплаты услуг природоохранного назначения составил менее 100 тысяч рублей, то первичные статистические данные предоставляются в установленном порядке при условии, что указанные затраты для юридического лица с учетом его обособленных подразделений, расположенных с ним в одном субъекте Российской Федерации, превышали 100 тысяч рублей.
Форма предоставляется в территориальные органы Росстата только при наличии наблюдаемого события. В случае отсутствия события отчет по форме в территориальные органы Росстата не предоставляется.
При наличии у юридического лица обособленных подразделений настоящая форма заполняется как по каждому обособленному подразделению, так и по юридическому лицу без этих обособленных подразделений.
Обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (п. 2 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации).
Все подразделения предприятия, расположенные на одной территории (по одному почтовому адресу), относятся к одному обособленному подразделению; части предприятия, расположенные на разных территориях, отражаются как разные обособленные подразделения.
Части предприятия, расположенные по разным почтовым адресам на небольшом расстоянии друг от друга (например, в границах одного муниципального района или городского округа), могут отражаться как одно обособленное подразделение, если их деятельность технологически тесно связана друг с другом (например, отдельные участки одного и того же производства). Части предприятия, расположенные на территории разных муниципальных районов и городских округов, считаются разными обособленными подразделениями.
Форму предоставляют также филиалы, представительства и подразделения действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций в порядке, установленном для юридических лиц.
Заполненные формы предоставляются юридическим лицом в территориальные органы Росстата по месту нахождения соответствующего обособленного подразделения (по обособленному подразделению) и по месту нахождения юридического лица (без обособленных подразделений). В случае, когда юридическое лицо (его обособленное подразделение) не осуществляет деятельность по месту государственной регистрации, форма предоставляется по месту фактического осуществления им деятельности. Индивидуальные предприниматели предоставляют первичные статистические данные в территориальные органы Росстата по месту своего нахождения.
В случае, когда индивидуальный предприниматель не осуществляет деятельность по месту своего нахождения, форма предоставляется по месту фактического осуществления им деятельности.
Временно не работающие организации, на которых в течение части отчетного периода имели место производство товаров и оказание услуг, форму федерального статистического наблюдения предоставляют на общих основаниях с указанием, с какого времени они не работают.
Организации-банкроты, на которых введено конкурсное производство, не освобождаются от предоставления сведений по указанной форме. Только после вынесения определения арбитражного суда о завершении в отношении организации конкурсного производства и внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о его ликвидации (п. 3 ст. 149 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)") организация-должник считается ликвидированной и освобождается от предоставления сведений по указанной форме.
При реорганизации юридического лица в форме преобразования юридическое лицо, являющееся правопреемником, с момента своего создания должно предоставлять отчет по форме (включая данные реорганизованного юридического лица) в срок, указанный на бланке формы за период с начала отчетного года, в котором произошла реорганизация.
Руководитель юридического лица, назначает должностных лиц, уполномоченных предоставлять первичные статистические данные от имени юридического лица.
В адресной части указывается полное наименование отчитывающейся организации в соответствии с учредительными документами, зарегистрированными в установленном порядке, а затем в скобках - краткое наименование. На бланке формы, содержащей сведения по обособленному подразделению юридического лица, указывается наименование обособленного подразделения и юридического лица, к которому оно относится. Индивидуальный предприниматель указывает фамилию, имя, отчество (при наличии).
По строке "Почтовый адрес" указывается наименование субъекта Российской Федерации, юридический адрес с почтовым индексом; если фактический адрес не совпадает с юридическим, то указывается фактическое местонахождение респондента (почтовый адрес). Для обособленных подразделений, не имеющих юридического адреса, указывается почтовый адрес с почтовым индексом. Индивидуальный предприниматель указывает почтовый адрес.
В кодовой части титульного листа формы на основании Уведомления о присвоении кода ОКПО (идентификационного номера), размещенного на Интернет-портале Росстата по адресу: http://websbor.gks.ru/online/#!/gs/statistic-codes, отчитывающаяся организация проставляет:
код по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО) - для юридического лица, не имеющего территориально обособленных подразделений и для индивидуальных предпринимателей;
идентификационный номер - для территориально обособленного подразделения юридического лица и для головного подразделения юридического лица.
В качестве головного подразделения юридического лица выступает обособленное подразделение, где находится администрация предприятия или местонахождение которого соответствует зарегистрированному юридическому адресу.
Мероприятия и затраты, отражаемые в данной форме, должны иметь преимущественно природоохранный характер и быть направлены главным образом на охрану окружающей среды.
В данной форме не отражаются мероприятия и затраты на их проведение:
- по охране здоровья, улучшению условий труда и повышению техники безопасности, реализованные по техническим соображениям, но дающие положительный экологический эффект;
- по непосредственному использованию природных ресурсов (например, водоснабжение; мониторинг загрязнения питьевой воды; платежи за водопользование по договорам);
- по предотвращению или борьбе с последствиями стихийных бедствий и природных катастроф. Например, не включается деятельность по прогнозу (профилактике) и устранению последствий засухи, заморозков, землетрясений, лавин, оползней;
- строительство, модернизация и реконструкция объектов по охране окружающей среды;
- приобретение основных фондов природоохранного назначения;
- амортизационные отчисления по основным фондам природоохранного назначения.
Кроме того, в данной форме не учитываются:
- налог на добычу полезных ископаемых;
- водный налог;
- лесные подати;
- сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
- другие аналогичные налоги и платежи за природопользование и при природопользовании;
- экологический сбор.
Форма заполняется на основании данных первичного учета фактических затрат на охрану окружающей среды. Данные представляются в тысячах рублей, в целых числах, без десятичных знаков.
Если в отчетном периоде имели место реорганизация, изменение структуры юридического лица, изменение методологии исчисления показателей или значительные изменения объемов текущих затрат по охране окружающей среды по сравнению с прошлым годом, то эти сведения должны быть приведены в пояснении к отчету.
В форме отражаются фактическая сумма текущих затрат, образующаяся в процессе внутрипроизводственной деятельности и покрываемая за счет собственных, средств, средств бюджетов всех уровней и других источников, а также дополнительные затраты и поступления, связанные с охраной окружающей среды.
Информация приводится без налога на добавленную стоимость (НДС).
Сумма текущих затрат на охрану окружающей среды включает расходы на проведение мероприятий, обеспечение текущей работы технологических процессов и производств, а также на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, которые разработаны и функционируют в целях предотвращения, уменьшения, очистки (переработки) и/или устранения загрязняющих веществ (продуктов) или самого загрязнения.
В состав текущих затрат на охрану окружающей среды (графа 3) включается:
- содержание и эксплуатация основных фондов по охране окружающей среды: сырье, материалы и другие продукты, топливо и электроэнергия, используемые при эксплуатации природоохранных фондов; затраты на текущий ремонт этих фондов, на содержание персонала, обслуживающего данные фонды; рентные (лизинговые) платежи, платежи по страховке, касающиеся природоохранных сооружений и оборудования (Перечень основных фондов природоохранного назначения приведен в приложении N 1);
- затраты на сбор, хранение/захоронение и утилизацию/обезвреживание, уничтожение, размещение отходов производства и потребления собственными силами;
- организация самостоятельного контроля за вредным воздействием на окружающую среду и мониторинговые мероприятия, научно-технические исследования, управление природоохранной деятельностью в организации;
- текущие мероприятия по сохранению и восстановлению качества окружающей среды, нарушенной в результате ранее проводившейся хозяйственной деятельности;
- прочие текущие мероприятия по снижению вредного воздействия на окружающую среду;
- заработная плата эколога.
В состав текущих затрат (графа 3) не включается:
- капитальный ремонт природоохранных основных фондов (отражаются по графе 8);
- закупки природоохранных услуг у внешних организаций (выплаты сторонним организациям за прием и очистку сточных вод, а также за вывоз, утилизацию, захоронение отходов производства и потребления, за оказание других услуг по охране окружающей среды) (отражаются по графе 7).
По строке 01 показываются текущие (эксплуатационные) затраты в целом на все мероприятия по охране окружающей среды, которые в строках 02-10 распределяются по направлениям природоохранной деятельности в соответствии с Перечнем основных фондов природоохранного назначения (приложение N 1) и Перечнем видов природоохранной деятельности (приложение N 2).
По строке 02 указываются текущие затраты, направленные на деятельность по охране атмосферного воздуха и предотвращению изменения климата, входящие в состав текущих (эксплуатационных) затрат:
- на содержание и эксплуатацию основных фондов по охране атмосферного воздуха и предотвращению изменения климата;
- на осуществление контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух (включая контроль за соблюдением нормативов содержания загрязняющих веществ в отработанных газах механическими транспортными средствами), лабораторные исследования;
- на организацию наблюдения и контроля за качественным состоянием атмосферного воздуха;
- на модификацию (совершенствование) производственных процессов, переход на другие виды топлива, сырья, материалов с целью уменьшения (ликвидации) выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
- на администрирование и экологический менеджмент, информационное обеспечение, образовательную деятельность в области охраны атмосферного воздуха и предотвращения изменения климата;
- на прочие текущие мероприятия в области охраны атмосферного воздуха и предотвращения изменения климата.
По строке 03 включаются текущие затраты, направленные на деятельность по сбору и очистке сточных вод, входящие в состав текущих (эксплуатационных) затрат:
- на содержание и эксплуатацию основных фондов для сбора, транспортировки, очистки сточных вод, систем оборотного и повторного водоснабжения, локальных очистных сооружений;
- на снижение образования загрязненных сточных вод в производственном процессе;
- на повторное использование охлаждающей воды и очистку охлаждающей воды перед сбросом;
- на осуществление контроля за качеством сбрасываемых сточных вод, лабораторные исследования;
- на администрирование и экологический менеджмент, информационное обеспечение, образовательную деятельность по сбору и очистке сточных вод;
- на прочие текущие мероприятия по сбору и очистке сточных вод.
В текущие затраты по сбору и очистке сточных вод не включаются:
- затраты на содержание и эксплуатацию промышленных и коммунальных водопроводов, включая сооружения по предварительной очистке забираемой воды (водоподготовке) и ее транспортировке до потребителя;
- затраты на содержание и эксплуатацию городских, промышленных и других канализационных сетей, не подведенных к очистным сооружениям и осуществляющих сброс загрязненных сточных вод непосредственно в естественные водные объекты.
По строке 04 указываются текущие затраты, направленные на деятельность по обращению с отходами (включая переработку низкорадиоактивных отходов, компостирование, смет при уборке улиц, утилизацию), входящие в состав текущих (эксплуатационных) затрат:
- на содержание и эксплуатацию основных фондов по охране окружающей среды от отходов производства и потребления (для сбора, разделения на виды (сортировки), размещения, обезвреживания и (или) утилизации отходов производства и потребления);
- на мероприятия по осуществлению сбора, разделения по видам, хранения и транспортирования отходов производства и потребления к специально организованным местам их размещения, обезвреживания или утилизации, находящиеся в ведении отчитывающегося объекта или других организаций (свалки, полигоны, мусороперерабатывающие и мусоросжигающие установки и заводы), также к местам их санкционированного неорганизованного хранения;
- на осуществление инструментальных измерений и контроля за величиной и структурой образования и размещения отходов производства и потребления, лабораторные исследования в сфере обращения с отходами;
- на определение физико-химического состава отходов и (или) на определение класса опасности отходов;
- на администрирование и экологический менеджмент, информационное обеспечение, образовательную деятельность в области обращения с отходами;
- на прочие текущие мероприятия по обращению с отходами.
По строке 05 указываются текущие затраты, направленные на деятельность по защите и реабилитации земель, поверхностных и подземных вод, входящие в состав текущих (эксплуатационных) затрат:
- на содержание и эксплуатацию основных фондов по защите и реабилитации земель, поверхностных и подземных вод, включая общестроительную и специальную технику;
- на ликвидацию свалок, полигонов, отстойников, отвалов, "хвостов" обогатительных организаций;
- на предотвращение инфильтрации загрязнителей в почвы, поверхностные и подземные водные объекты;
- на мероприятия по поддержанию в установленном порядке водоохранных зон, по регулированию стока и поддержанию благоприятного гидрологического режима и санитарного состояния малых рек;
- на очистку почв и водных объектов от загрязнения и засорения;
- на предотвращение эрозии и других видов деградации почвы;
- по предотвращению засоления и по рассолению почв;
- по рекультивации нарушенных земель;
- инструментальные измерения и контроль, лабораторные исследования качественного состояния земель, поверхностных и подземных водных объектов;
- на администрирование и экологический менеджмент, информационное обеспечение, образовательную деятельность в области охраны земель, поверхностных и подземных водных объектов;
- на прочие текущие мероприятия по защите и реабилитации земель, поверхностных и подземных вод.
По строке 06 указываются текущие затраты, направленные на деятельность по защите окружающей среды от шумового, вибрационного и других видов физического воздействия, входящие в состав текущих (эксплуатационных) затрат:
- на содержание и эксплуатацию основных фондов по защите окружающей среды, предотвращению и снижению шумового, вибрационного и других видов физического воздействия на транспорте, на промышленных производствах и других стационарных источниках шума и вибрации, по применению антишумовых и виброизолирующих конструкций;
- инструментальные измерения и контроль, лабораторные исследования в области шумового, вибрационного и других видов физического воздействия на окружающую среду;
- на администрирование и экологический менеджмент, информационное обеспечение, образовательную деятельность в области защиты окружающей среды от шумового, вибрационного и других видов физического воздействия;
- на прочие текущие мероприятия.
В строку 07 включаются текущие затраты, направленные на деятельность по сохранению биоразнообразия и охрану природных территорий, входящие в состав текущих (эксплуатационных) затрат:
- по защите и восстановлению видов животных, растений и грибов и по сохранению среды их обитания (например, по сохранению и восстановлению редких и находящихся под угрозой исчезновения видов, по осуществлению искусственного воспроизводства природных популяций, по реинтродукции (реакклиматизации), по предотвращению неконтролируемого распространения инвазивных чужеродных видов, по сохранению и восстановлению редких и находящихся под угрозой исчезновения видов посредством применения технологий криоконсервации и создания других типов хранилищ генетического материала для восстановления исчезнувших популяций и видов, а также для поддержания или восстановления генетического разнообразия в сильно нарушенных популяциях, по проведению мониторинга, по проведению инвентаризации (учета), по ведению Красных книг);
- по сохранению и восстановлению природных территорий;
- инструментальные измерения и контроль, лабораторные исследования в области сохранения биоразнообразия и охраны природных территорий;
- на администрирование и экологический менеджмент, информационное обеспечение, образовательную деятельность в области сохранения биоразнообразия и охраны природных территорий;
- на прочие текущие мероприятия по сохранению биоразнообразия и охрану природных территорий.
К текущим (эксплуатационным) затратам, направленным на сохранение биоразнообразия и охрану природных территорий не относятся затраты на:
- создание и уход за зелеными участками дорог;
- охрану и реабилитацию исторических памятников и ландшафтов, созданных главным образом искусственно;
- мероприятия, связанные с городскими парками и садами.
Также в текущие затраты на сохранение биоразнообразия и охрану природных территорий не должны включаться затраты, отраженные в следующих формах федерального статистического наблюдения:
- форма N 2-ТП (охота) "Сведения об охоте и охотничьем хозяйстве";
- форма N 1-ООПТ "Сведения об особо охраняемых природных территориях";
- форма N 1-ЛХ "Сведения о воспроизводстве лесов и лесоразведении";
- форма N 12-ЛХ "Сведения о защите лесов";
- форма N 1-РЛХ (Чернобыль) "Сведения о лесовосстановлении и лесоразведении на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению";
- форма N 5-ОС "Сведения об искусственном воспроизводстве водных биологических ресурсов".
По строке 08 указываются текущие затраты, направленные на деятельность по обеспечению радиационной безопасности окружающей среды, входящие в состав текущих (эксплуатационных) затрат:
- по снижению радиационного воздействия на окружающую среду (по реабилитации природных территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению лесов, водных объектов, земель);
- по обращению с радиоактивными отходами (по осуществлению сбора, транспортированию, переработке, хранению (локализации) радиоактивных отходов, захоронению радиоактивных отходов);
- инструментальные измерения и контроль, лабораторные исследования в области обеспечения радиационной безопасности;
- на администрирование и экологический менеджмент, информационное обеспечение, образовательную деятельность в области радиационной безопасности окружающей среды;
- на прочие текущие мероприятия в области радиационной безопасности окружающей среды.
В текущие затраты, направленные на деятельность по обеспечению радиационной безопасности окружающей среды, не включаются:
- затраты на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций;
- затраты по сбору и переработке низкорадиоактивных отходов.
По строке 09 указываются текущие затраты, направленные на научно-исследовательскую деятельность и разработки по снижению негативных антропогенных воздействий на окружающую среду, входящие в состав текущих (эксплуатационных) затрат. Например, затраты на разработки в сфере охраны атмосферного воздуха, предотвращения изменения климата и защиты озонового слоя, в области сбора и очистки сточных вод, включая предотвращение (или очистку) сбросов в поверхностные воды, в области обращения с отходами, защиты и реабилитации почвы, подземных и поверхностных вод, защиты окружающей среды от шумового, вибрационного и других видов физического воздействия, сохранения биоразнообразия и охраны природных территорий.
В текущие затраты, направленные на научно-исследовательскую деятельность и разработки по снижению негативных антропогенных воздействий на окружающую среду, не должны включаться затраты, отраженные в форме федерального статистического наблюдения N 2-наука "Сведения о выполнении научных исследований и разработок".
По строке 10 указываются текущие затраты на другие направления деятельности в сфере охраны окружающей среды, входящие в состав текущих (эксплуатационных) затрат. Они включают затраты на охрану окружающей среды, не вошедшие в вышеперечисленные направления (строки 02-09): общая административная и управленческая деятельность, деятельность по экологической сертификации и экологическому аудиту, по экологическому менеджменту и консалтингу, по экологическому просвещению и информационному обеспечению в области охраны окружающей среды, по информационному обеспечению гражданского общества о состоянии окружающей среды, по организации и развитию системы экологического образования, по воспитанию и формированию экологической культуры, по обучению, подготовке и повышению квалификации специалистов в области охраны окружающей среды. Сюда включаются затраты, не подпадающие под другие группировки видов природоохранной деятельности.
Обязательной для заполнения является строка 11. В ней следует указать сектор, к которому относится респондент - "25" (коммерческий сектор) или "26" (сектор производителей специализированных услуг по охране окружающей среды) соответственно.
Коммерческий сектор* - респонденты, осуществляющие деятельность по кодам 01-99 ОКВЭД2, за исключением кода 84, а также деятельности производителей специализированных услуг по охране окружающей среды (в строке 11 должны указать - 25).
Производители специализированных услуг по охране окружающей среды - респонденты, осуществляющие деятельность по предоставлению (оказанию) услуг по охране окружающей среды (в строке 11 должны указать - 26).
В случае если респондент, оказывающий природоохранные услуги, имеет также текущие затраты на охрану окружающей среды, не связанные с указанными услугами, ему следует составить два отчета: один - по специализированным природоохранным услугам (сектор - 26), и второй - по всем прочим текущим затратам на охрану окружающей среды (сектор - 25). В отчет по сектору 25 не должны включаться затраты на предоставление природоохранных услуг (сектор 26).
Например, респондент оказывает специализированные природоохранные услуги по сбору и очистке сточных вод, при этом у него были также текущие затраты на охрану окружающей среды, не связанные с оказанием природоохранных услуг, например, затраты на защиту и реабилитацию земель, поверхностных и подземных вод. В описанном случае респонденту следует составить два отчета:
- в первом отчете заполнить графы по строке 03 (сбор и очистка сточных вод), в строке 11 указать сектор 26;
- во втором отчете заполнить графы по строке 05 (защита и реабилитация земель, поверхностных и подземных вод), в строке 11 указать сектор 25.
В графе 3 отражаются сведения о фактических текущих (эксплуатационных) затратах на охрану окружающей среды, произведенных за год.
В графе 4 отражаются сведения о текущих (эксплуатационных) затратах на охрану окружающей среды за счет собственных средств респондента.
По графе 5 указываются материальные затраты, включающие затраты на приобретение сырья и (или) материалов; инструментов, приспособлений, инвентаря; комплектующих изделий и (или) полуфабрикатов; топлива, энергии всех видов, необходимых для функционирования основных фондов природоохранного назначения и выполнения других работ по охране окружающей среды. К материальным затратам приравниваются также расходы на рекультивацию земель. При заполнении графы 5 используются данные форм первичной бухгалтерской отчетности (например, приходные накладные на приобретаемые сырье и материалы, платежные документы, товарно-транспортные накладные).
В графе 6 отражаются затраты на оплату труда и отчисления на социальные нужды (включая отчисления во внебюджетные фонды) работникам, связанным с эксплуатацией природоохранного оборудования и проведением других мероприятий по охране окружающей среды, которые включают сумму заработной платы и выплаты социального характера, начисленные работникам списочного состава и внешним совместителям. Сюда входят работники, непосредственно занятые по эксплуатации и обслуживанию природоохранных объектов. Кроме того, включается оплата труда и социальные выплаты при проведении других средозащитных мероприятий (рекультивации нарушенных земель, вывозу и захоронению отходов производства и потребления). В данном показателе также отражается оплата труда работников заводских лабораторий, осуществляющих мониторинг (контрольные замеры, учет, контроль) в области охраны окружающей среды.
При обслуживании одновременно как природоохранных, так и других объектов, не связанных с защитой окружающей среды (например, ремонтными бригадами, электриками), соответствующая зарплата и выплаты при этом должны определяться расчетно - по доле времени, затраченной на обслуживание природоохранного оборудования или проведение природоохранных мероприятий, и/или другими методами.
В графу 7 включается сумма фактической оплаты текущих услуг сторонним организациям за: а) прием, транспортировку и очистку сточных вод; б) сбор, транспортировку (вывоз), временное хранение, переработку (обезвреживание), уничтожение и/или захоронение отходов производства и потребления; в) другие услуги по охране окружающей среды, в том числе за проведение инвентаризации источников загрязнения, разработку проектов нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу - ПДВ (строка 02), разработку проектов нормативов допустимого воздействия на водные объекты - НДВ (строка 03), разработку проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (строка 04), экологическую сертификацию и аудит, другие аналогичные услуги и работы.
В этой графе не отражаются бюджетные платежи за негативное воздействие на окружающую среду, другие налоги и платежи, штрафы и выплаты за возмещение ущерба, нанесенного окружающей среде.
В графу 8 включаются затраты на осуществление капитального ремонта основных фондов природоохранного назначения по направлениям природоохранной деятельности. Капитальным ремонтом машин, оборудования и транспортных средств* считается вид ремонта с периодичностью свыше одного года, при котором, как правило, производится полная разборка агрегата, ремонт базовых и корпусных деталей и узлов, замена или восстановление всех изношенных деталей и узлов на новые и более современные, сборка, регулирование и испытание агрегата. При капитальном ремонте зданий и сооружений производится смена изношенных конструкций и деталей или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов, за исключением полной замены основных конструкций, срок службы которых в данном объекте является наибольшим (каменные и бетонные фундаменты зданий, трубы подземных сетей, опоры мостов).
В этой графе не отражаются затраты на модернизацию, реконструкцию имеющихся объектов основных фондов по охране окружающей среды, а также приравненные к ним долгосрочные затраты на их обслуживание (возникающие через определенные длительные временные интервалы (более 12 месяцев) регулярные крупные затраты на проведение ремонта основных фондов и иные аналогичные мероприятия, если они отражены в бухгалтерском балансе в разделе I "Внеоборотные активы" в качестве показателя, детализирующего группу статей "Основные средства").
По графе 9 показывается выручка (поступления) от продажи побочной продукции, полученной в ходе природоохранной деятельности.
Такого рода дополнительные поступления связаны со специфическим характером некоторых работ природоохранного назначения и, соответственно, затрат на охрану окружающей среды. Выручка от реализации побочной продукции представляет собой суммарный объем продаж (совокупную стоимость реализации) побочной продукции. Кроме того, поступления могут выражаться через суммарное уменьшение издержек (снижение себестоимости производства), если побочная продукция используется на том же предприятии, где она была получена.
К побочной продукции, полученной в ходе природоохранной деятельности, может относиться биогаз, образовавшийся на очистных сооружениях, нефтепродукты, полученные при очистке сточных вод, металлолом только в том случае, если он получен в ходе обработки отходов производства и потребления на полигонах, свалках, мусороперерабатывающих заводах.
Сюда включается стоимость возвратных отходов, вновь поступивших в собственное основное производство.
Под возвратными отходами производства* понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, теплоносителей и других видов материальных ресурсов, образовавшиеся в процессе природоохранной деятельности (выполнения работ, оказания услуг), частично утратившие потребительские качества исходного ресурса (химические или физические свойства) и в силу этого используемые с повышенными расходами (пониженным выходом продукции) или вовсе не используемые по прямому назначению.
Не относятся к возвратным отходам остатки материально-производственных запасов, которые в соответствии с технологическим процессом передаются в другие подразделения в качестве полноценного сырья (материалов) для производства других видов товаров (работ, услуг), а также попутная (сопряженная) продукция, получаемая в результате осуществления технологического процесса.
Возвратные отходы оцениваются в следующем порядке:
- по пониженной цене исходного материального ресурса (по цене возможного использования), если отходы могут быть использованы для основного производства, но с повышенными затратами (пониженным выходом готовой продукции);
- по цене реализации, если эти отходы реализуются на сторону.
Данное указание касается, в частности, отходов деревообработки, уловленных пылеосадительными камерами или другими пылеулавливающими устройствами и использованных в дальнейшем в качестве топлива на отчитывающемся предприятии, проданных другим потребителям, включая население. Сюда же могут относиться нефтепродукты, полученные при очистке сточных вод и также использованные на собственном производстве (для собственных нужд) или реализованные на сторону.
Если отходы (продукты) передаются не на коммерческой основе (например, отдаются работникам того же предприятия в качестве топлива), соответствующий оборот не отражается в графе 9.
Арифметические и логические контроли
1. стр. 01 = стр. 02 + стр. 03 + стр. 04 + стр. 05 + стр. 06 + стр. 07 + стр. 08 + стр. 09 + стр. 10 для всех граф
2. гр. 4 гр. 3 по всем строкам
3. гр. 5 гр. 3 по всем строкам
4. гр. 6 гр. 3 по всем строкам
5. гр. 5 + гр. 6 гр. 3 по всем строкам
6. стр. 11 25
7. стр. 11 26
______________________________
* Определение приведено исключительно в целях заполнения настоящей формы федерального статистического наблюдения.