Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ДОКУМЕНТ

Приложение. Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке

Информация об изменениях:

Приказом ФСТ России от 21 октября 2008 г. N 209-э/1 в настоящее приложение внесены изменения

См. текст приложения в предыдущей редакции

 

Приложение
к приказу Федеральной
службы по тарифам
от 6 августа 2004 г. N 20-э/2

 

Методические указания
по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке

С изменениями и дополнениями от:

23 ноября, 14 декабря 2004 г., 28 ноября 2006 г., 30 января, 31 июля, 23 ноября 2007 г., 21 октября 2008 г., 22, 31 декабря 2009 г., 24 июня, 26 декабря 2011 г., 14 апреля 2014 г., 21 ноября 2017 г., 29 марта 2018 г., 14 сентября 2020 г.

ГАРАНТ:

Настоящие Методические указания не применяются при установлении тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах и на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами

См. Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах и на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, за исключением электрической энергии (мощности), производимой на квалифицированных генерирующих объектах, утвержденные приказом ФАС России от 29 мая 2019 г. N 686/19

Настоящие Методические указания не применяются в части государственного регулирования цен (тарифов) для населения на электрическую энергию (мощность) с 11 ноября 2014 г.

См. Методические указания по расчету тарифов на электрическую энергию (мощность) для населения и приравненных к нему категорий потребителей, тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, утвержденные приказом ФСТ России от 16 сентября 2014 г. N 1442-Э

См. также разъяснения к настоящим Методическим указаниям, направленные письмом ФСТ России от 18 февраля 2005 г. N СН-570/14, информационное письмо ФСТ России от 14 сентября 2005 г. N СН-5495/14

 

I. Общие положения

 

1. Настоящие "Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке" (далее - Методические указания) разработаны в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 16, ст. 1316; 1999, N 7, ст. 880; 2003, N 2, ст. 158; N 13, ст. 1180; N 28, ст. 2894), Федеральным законом "Об электроэнергетике" от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 13, ст. 1177), "Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" (далее - Основы ценообразования) и "Правилами государственного регулирования и применения тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - "Правила регулирования"), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии" от 26 февраля 2004 г. N 109 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 9, ст. 791).

2. Методические указания предназначены для использования регулирующими органами (федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов), органами местного самоуправления, регулируемыми организациями для расчета методом экономически обоснованных расходов уровней регулируемых тарифов и цен на розничном (потребительском) рынке электрической энергии (мощности) и тепловой энергии (мощности).

 

Информация об изменениях:

Приказом ФСТ России от 31 декабря 2009 г. N 558-э/1 в пункт 3 настоящего приложения внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

 

3. Понятия, используемые в настоящих Методических указаниях, соответствуют определениям, данным в Федеральном законе "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ, Федеральном законе "Об электроэнергетике" от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ и в постановлении Правительства Российской Федерации "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии" от 26 февраля 2004 г. N 109 и Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861 (Собрание законодательства Российской Федерации 2004, N 52 (часть 2), ст. 5525; 2006, N 37, ст. 3876; 2007, N 14, ст. 1687; N 31, ст. 4100; 2009, N 9, ст. 1103; N 8, ст. 979; N 17, ст. 2088; N 25, ст. 3073; N 41, ст. 4771).

4. Утратил силу с 30 ноября 2020 г. - Приказ ФАС России от 14 сентября 2020 г. N 836/20

Информация об изменениях:

См. предыдущую редакцию

 

II. Виды регулируемых цен и тарифов, применяемых на потребительских рынках электрической энергии (мощности) и тепловой энергии (мощности)

 

Утратила силу с 30 ноября 2020 г. - Приказ ФАС России от 14 сентября 2020 г. N 836/20

Информация об изменениях:

См. предыдущую редакцию

 

III. Формирование тарифов на электрическую и тепловую энергию на потребительском рынке

 

Утратила силу с 30 ноября 2020 г. - Приказ ФАС России от 14 сентября 2020 г. N 836/20

Информация об изменениях:

См. предыдущую редакцию

 

IV. Основные методические положения по формированию регулируемых тарифов (цен) с использованием метода экономически обоснованных расходов

 

14. Регулирование тарифов (цен) основывается на принципе обязательности ведения раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, объемов продукции (услуг), доходов и расходов по производству, передаче и сбыту энергии в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, которые не являются основным видом их деятельности, распределение косвенных расходов между регулируемыми и нерегулируемыми видами деятельности по решению регионального органа рекомендуется производить в соответствии с одним из нижеследующих методов:

- согласно учетной политике, принятой в организации;

- пропорционально прямым расходам.

Для организаций, осуществляющих производство (передачу) электрической (тепловой) энергии сторонним потребителям (субабонентам) и для собственного потребления, распределение расходов по указанному виду деятельности между субабонентами и организацией по решению регионального органа рекомендуется производить в соответствии с одним из нижеследующих методов:

- согласно учетной политике, принятой в организации;

- пропорционально отпуску (передаче) электрической (тепловой) энергии.

При установлении тарифов (цен) не допускается повторный учет одних и тех же расходов по указанным видам деятельности.

 

Информация об изменениях:

Приказом ФСТ России от 31 декабря 2009 г. N 558-э/1 в пункт 15 настоящего приложения внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

 

15. При использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) тарифы рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, от реализации каждого вида продукции (услуг) и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования.

Расчетный годовой объем производства продукции и (или) оказываемых услуг определяется исходя из формируемого в установленном порядке сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации (далее - сводный баланс).

16. Определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

17. Если деятельность организации регулируется более чем одним регулирующим органом, то регулирующие органы обязаны согласовывать устанавливаемые ими размеры необходимой валовой выручки с тем, чтобы суммарный объем необходимой валовой выручки возмещал экономически обоснованные расходы и обеспечивал экономически обоснованную доходность инвестированного капитала этой организации в целом по регулируемой деятельности.

18. Если организация осуществляет кроме регулируемой иные виды деятельности, расходы на их осуществление и полученные от этих видов деятельности доходы (убытки) не учитываются при расчете регулируемых тарифов (цен).

19. При установлении тарифов регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.

В случае если по итогам расчетного периода регулирования на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности и иных материалов выявлены необоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность за счет поступлений от регулируемой деятельности, регулирующие органы обязаны принять решение об исключении этих расходов из суммы расходов, учитываемых при установлении тарифов на следующий расчетный период регулирования.

20. Если организации, осуществляющие регулируемую деятельность, в течение расчетного периода регулирования понесли экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении тарифов (цен), в том числе расходы, связанные с объективным и незапланированным ростом цен на продукцию, потребляемую в течение расчетного периода регулирования, эти расходы учитываются регулирующими органами при установлении тарифов (цен) на последующий расчетный период регулирования (включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств).

21. Необходимая валовая выручка (далее - НВВ) на период регулирования, для покрытия обоснованных расходов на производство регулируемого вида деятельности, с учетом корректировки по избытку (исключению необоснованных расходов) средств и возмещению недостатка средств, рассчитывается по формуле:

 

        (2)

где:

- необходимый доход регулируемой организации в расчетном периоде, обеспечивающий компенсацию экономически обоснованных расходов на производство продукции (услуг) и получение прибыли, определяемой в соответствии с настоящими Методическими указаниями;

- экономически обоснованные расходы регулируемой организации, подлежащие возмещению (со знаком "+") и исключению из (со знаком "-") по статьям расходов в соответствии с пунктами 19 и 20 настоящих Методических указаний.

 

V. Расчет расходов, относимых на регулируемые виды деятельности

 

22. В необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).

 

Информация об изменениях:

Приказом ФСТ России от 31 декабря 2009 г. N 558-э/1 в пункт 22.1 настоящего приложения внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

 

22.1. Расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают следующие составляющие расходов:

1) топливо, определяемое на основе пункта 22 Основ ценообразования;

2) покупная электрическая энергия, определяемая в соответствии с пунктом 23 Основ ценообразования;

3) оплата услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, определяемая на основе пункта 24 Основ ценообразования;

4) сырье и материалы, определяемые в соответствии с пунктом 25 Основ ценообразования;

5) ремонт основных средств, определяемый на основе пункта 26 Основ ценообразования;

6) оплата труда, определяемая на основе пункта 27 Основ ценообразования;

7) амортизация основных средств, определяемая на основе пункта 28 Основ ценообразования;

8) выпадающие доходы сетевой организации при оплате заявителем технологического присоединения, энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), в объеме, не превышающем 550 рублей, расходы на выплату процентов по кредитным договорам, связанным с рассрочкой по оплате технологического присоединения субъектов малого и среднего предпринимательства при присоединении энергопринимающих устройств максимальной мощностью свыше 15 кВТ и до 100 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности);

9) другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией продукции, в том числе расходы, связанные с осуществлением коммерческого учета электроэнергии, расходы на оплату услуг организаций коммерческой инфраструктуры оптового рынка.

22.2. Внереализационные расходы (рассчитываемые с учетом внереализационных доходов), в том числе расходы по сомнительным долгам. При этом в составе резерва по сомнительным долгам может учитываться дебиторская задолженность, возникшая при осуществлении соответствующего регулируемого вида деятельности. Уплата сомнительных долгов, для погашения которых был создан резерв, включенный в тариф в предшествующий период регулирования, признается доходом и исключается из необходимой валовой выручки в следующем периоде регулирования с учетом уплаты налога на прибыль организаций.

В состав внереализационных расходов включаются также расходы на консервацию основных производственных средств, используемых в регулируемых видах деятельности.

22.3. Расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения), включают в себя следующие основные группы расходов:

1) капитальные вложения (инвестиции) на расширенное воспроизводство;

2) выплата дивидендов и других доходов из прибыли после уплаты налогов;

3) взносы в уставные (складочные) капиталы организаций;

4) прочие экономически обоснованные расходы, относимые на прибыль после налогообложения, включая затраты организаций на предоставление работникам льгот, гарантий и компенсаций в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями.

23. При отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использовать в расчетах экспертные оценки, основанные на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.

24. Планируемые расходы по каждому виду регулируемой деятельности рассчитываются как сумма прямых и косвенных расходов. Прямые расходы относятся непосредственно на соответствующий регулируемый вид деятельности.

Распределение косвенных расходов между различными видами деятельности, осуществляемыми организацией по решению регионального органа производится в соответствии с одним из нижеследующих методов:

- согласно учетной политике, принятой в организации;

- пропорционально условно-постоянным расходам;

- пропорционально прямым расходам по регулируемым видам деятельности.

25. Регулирующие органы на основе предварительно согласованных с ними мероприятий по сокращению расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, обязаны в течение 2 лет после окончания срока окупаемости расходов на проведение этих мероприятий сохранять расчетный уровень расходов, учтенных при регулировании тарифов на период, предшествующий сокращению расходов.

 

VI. Ценообразование для отдельных групп потребителей электрической и тепловой энергии (мощности)

 

Утратила силу с 30 ноября 2020 г. - Приказ ФАС России от 14 сентября 2020 г. N 836/20

Информация об изменениях:

См. предыдущую редакцию

 

VII. Расчет экономически обоснованного уровня цены на электрическую энергию на шинах и тепловую энергию на коллекторах производителей энергии (энергоснабжающей организации) - субъекта розничного рынка

 

Утратила силу с 30 ноября 2020 г. - Приказ ФАС России от 14 сентября 2020 г. N 836/20

Информация об изменениях:

См. предыдущую редакцию

 

VIII. Расчет тарифа на услуги по передаче электрической энергии по региональным электрическим сетям

 

43. Расчет тарифа на услуги по передаче электрической энергии по региональным электрическим сетям определяется исходя из стоимости работ, выполняемых организацией, эксплуатирующей на правах собственности или на иных законных основаниях электрические сети и/или устройства преобразования электрической энергии, в результате которых обеспечиваются:

передача электрической энергии (мощности) как потребителям, присоединенным к данной сети, так и отпускаемой в электрические сети других организаций (собственников);

поддержание в пределах государственных стандартов качества передаваемой электрической энергии;

содержание в соответствии с техническими требованиями к устройству и эксплуатации собственных электроустановок и электрических сетей, технологического оборудования, зданий и энергетических сооружений, связанных с эксплуатацией электрических сетей.

44. Размер тарифа на услуги по передаче электрической энергии рассчитывается в виде экономически обоснованной ставки, которая в свою очередь дифференцируется по четырем уровням напряжения в точке подключения потребителя (покупателя, другой энергоснабжающей организации) к электрической сети рассматриваемой организации:

на высоком напряжении: (ВН) 110 кВ и выше;

на среднем первом напряжении: (СН1) 35 кВ;

на среднем втором напряжении: (СН11) 20-1 кВ;

на низком напряжении: (НН) 0,4 кВ и ниже.

 

ГАРАНТ:

Решением Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 февраля 2006 г. N 16609/05 пункт 45 настоящих Методических указаний признан соответствующим статьям 2, 4 Федерального закона от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ, пунктам 1, 4, 59, 64 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. N 109, и не противоречащим пункту 1 статьи 7 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1

 

45. При расчете тарифа на услуги по передаче электрической энергии за уровень напряжения принимается значение питающего (высшего) напряжения центра питания (подстанции) независимо от уровня напряжения, на котором подключены электрические сети потребителя (покупателя, ЭСО), при условии, что граница раздела балансовой принадлежности электрических сетей рассматриваемой организации и потребителя (покупателя, ЭСО) устанавливается на: выводах проводов из натяжного зажима портальной оттяжки гирлянды изоляторов воздушных линий (ВЛ), контактах присоединения аппаратных зажимов спусков ВЛ, зажимах выводов силовых трансформаторов со стороны вторичной обмотки, присоединении кабельных наконечников КЛ в ячейках распределительного устройства (РУ), выводах линейных коммутационных аппаратов, проходных изоляторах линейных ячеек, линейных разъединителях.

46. При определении тарифа на услуги по передаче электрической энергии (мощности) по указанным четырем уровням напряжения не учитываются сети потребителей, находящиеся у них на правах собственности или иных законных основаниях при условии, что содержание, эксплуатация и развитие этих сетей производится за счет средств указанных потребителей.

47. Расчетный объем необходимой валовой выручки (НВВ_сети) сетевой организации, осуществляющей деятельность по передаче электрической энергии по сетям высокого, среднего первого, среднего второго и низкого напряжения, определяется исходя из:

- расходов по осуществлению деятельности по передаче электрической энергии, в том числе: часть общехозяйственных расходов, относимых на деятельность по передаче электрической энергии, а также расходов на оплату услуг по передаче электрической энергии, принимаемой из сети, присоединенной к сети рассматриваемой организации;

- суммы прибыли, отнесенной на передачу электрической энергии.

48. Необходимая валовая выручка распределяется по уровням напряжения по следующим формулам:

 

        (11)

 

        (11.1)

 

        (11.2)

 

        (11.3)

 

        (11.4)

 

        (11.5)

 

        (11.6)

 

        (11.7)

 

        (11.8)

 

        (11.9)

 

        (11.10)

 

        (11.11)

 

где:

 

НВВ - суммарный расчетный объем необходимой валовой выручки, обеспечивающей компенсацию экономически обоснованных расходов (с учетом расходов из прибыли) на осуществление деятельности по передаче электрической энергии;

, , и - расчетный объем необходимой валовой выручки, обеспечивающей компенсацию экономически обоснованных расходов (с учетом расходов из прибыли) на осуществление деятельности по передаче электрической энергии соответственно по сетям (объектам электросетевого хозяйства) высокого, среднего первого, среднего второго и низкого напряжения;

, , , - амортизационные отчисления на полное восстановление основных производственных фондов, по принадлежности к тому или иному уровню напряжения в соответствии с Приложением 2 (таблицы 2.1 и 2.2). Прочая амортизация в целях определения НВВ для каждого уровня напряжения учитывается в составе прочих (распределяемых) расходов; , , , - прямые расходы из прибыли на производственное развитие (с учетом налога на прибыль), относимые, соответственно на ВН, СН1, СН11, НН:

по ВЛЭП и КЛЭП - в соответствии с таблицей 2.1. Приложения 2;

по подстанциям, трансформаторным подстанциям, комплексным трансформаторным подстанциям и распределительным пунктам - пропорционально мощности трансформатора на соответствующем уровне напряжения;

, , , - налог на имущество, база для которого исчисляется в соответствии с принадлежностью такого имущества к тому или иному уровню напряжения в соответствии с Приложением 2 (таблицы 2.1. и 2.2.). Налог на имущество, рассчитанный от прочей базы в целях определения НВВ для каждого уровня напряжения учитывается в составе прочих (распределяемых) расходов;

- суммарные прямые расходы сетевой организации, включающие в себя амортизационные отчисления, расходы на производственное развитие и налог на имущество;

Сумма У - сумма условных единиц по оборудованию всех уровней напряжения, определяется в соответствии с Приложением 2;

, , и - суммы условных единиц по оборудованию, отнесенных соответственно к высокому, среднему первому, среднему второму и низкому уровням напряжения, определяемых в соответствии с Приложением 2;

, , , - прочие расходы сетевой организации относимые на соответствующий уровень напряжения и рассчитываемые по формулам (11.2), (11.5), (11.8) и (11.11).

 

Объекты электросетевого хозяйства учитываются на соответствующем уровне напряжения согласно условным единицам.

В целях раздельного учета в расходов на содержание объектов электросетевого хозяйства, относимых к единой национальной (общероссийской) электрической сети (ЕНЭС) и не относимых к ЕНЭС, указанные расходы региональным органом рекомендуется распределять в соответствии с Приложением N 3.

Передача электрической энергии из сетей территориальной сетевой организации, расположенной в одном субъекте Российской Федерации, в сеть территориальной сетевой организации, расположенной в другом субъекте Российской Федерации (далее - транзит), учитывается при установлении тарифов на передачу электрической энергии обеих сетевых организаций, если по итогам предыдущего периода регулирования из сетей одной из сетевых организаций (первая сетевая организация) в сеть другой (вторая сетевая организация) была передана электрическая энергия в большем объеме, чем было передано в ее сети. При этом вторая сетевая организация является плательщиком за транзит (организация-плательщик), а первая сетевая организация является получателем за транзит (организация-получатель).

Расходы территориальной сетевой организации-плательщика на оплату транзита включаются в экономически обоснованные расходы, учитываемые при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии для иных потребителей ее услуг. Доходы от предоставления транзита по сетям сетевой организации-получателя и доходы от услуг по передаче электрической энергии, предоставляемых ею иным потребителям, должны суммарно обеспечивать ее необходимую валовую выручку.

Расчет размера платы за указанную услугу производится в соответствии с пунктами 49, 50, 51, 52 и 53 настоящих Методических указаний, при этом величина заявленной мощности в отношении транзита определяется исходя из величины сальдированного перетока электроэнергии (мощности) по итогам предыдущего периода регулирования.

Расходы территориальной сетевой организации, связанные с временным осуществлением функций гарантирующего поставщика, не компенсируемые сбытовой надбавкой, подлежат компенсации путем их включения в следующем периоде регулирования в состав тарифов на услуги по передаче электрической энергии (в том числе в состав их предельных уровней), устанавливаемых в отношении потребителей, которые обслуживались в предыдущем периоде регулирования этой организацией, выступавшей в качестве гарантирующего поставщика, пропорционально отпуску электрической энергии указанным потребителям в предыдущем периоде регулирования.

 

Информация об изменениях:

Пункт 49 изменен с 17 апреля 2018 г. - Приказ ФАС России от 29 марта 2018 г. N 401/18

См. предыдущую редакцию

49. Расчет тарифов на услуги по передаче электрической энергии осуществляется с учетом необходимости обеспечения равенства тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории) из числа тех, по которым пунктом 27 настоящих Методических указаний предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность).

Расчет единых на территории субъекта Российской Федерации тарифов на услуги по передаче электрической энергии, дифференцированных по уровням напряжения, для потребителей услуг по передаче электрической энергии (кроме сетевых организаций) (далее в данном пункте, а также в пунктах 54.1 и 54.2 - потребители), независимо от того, к сетям какой сетевой организации они присоединены (далее - единые (котловые) тарифы), производится на основе НВВ, рассчитанной в соответствии с пунктом 47 Методических указаний для каждой сетевой организации, расположенной на территории субъекта Российской Федерации. Указанная НВВ дифференцируется по уровням напряжения в соответствии с пунктом 48 Методических указаний.

 

ГАРАНТ:

В соответствии с приказом Федеральной службы по тарифам от 21 октября 2008 г. N 209-э/1 пункты 54.1 и 54.2 перенумерованы соответственно в пункты 50 и 52

 

Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории субъекта Российской Федерации устанавливаются одновременно в двух вариантах:

- двухставочный;

- одноставочный.

Для расчета единых (котловых) тарифов на территории субъекта Российской Федерации на каждом уровне напряжения суммируются НВВ всех сетевых организаций по соответствующему уровню напряжения.

При наличии согласования между высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), ставки единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии могут устанавливаться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в целях обеспечения их равенства для всех потребителей услуг, расположенных на территориях 2 и более субъектов Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории) из числа тех, по которым законодательством Российской Федерации предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность), в соответствии с настоящими Методическими указаниями.

Для территориальных сетевых организаций, находящихся в пределах технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем, единые (котловые) тарифы устанавливаются отдельно.

Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, которые территориальные сетевые организации оказывают друг другу, то есть для взаиморасчетов пары сетевых организаций (далее - индивидуальные тарифы), определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций).

Расходы территориальной сетевой организации на оплату предоставляемых ей услуг по передаче электрической энергии прочими сетевыми организациями включаются в экономически обоснованные расходы, учитываемые при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии электрической# энергии# для иных потребителей ее услуг, а доходы от предоставления услуги сетевой организации, предоставляющей услугу по передаче электрической энергии, и доходы от услуг по передаче электрической энергии, предоставляемых иным потребителям, должны суммарно обеспечивать необходимую валовую выручку данной организации.

Установление единых (котловых) тарифов, дифференцированных по уровням напряжения, и индивидуальных тарифов осуществляется на основании показателей, представленных в Таблице N П1.30.

 

ГАРАНТ:

Решением Высшего Арбитражного Суда РФ от 3 июля 2012 г. N ВАС-4853/12 пункт 50 настоящего приложения признан не противоречащим действующему законодательству

Информация об изменениях:

Приказом ФСТ России от 31 декабря 2009 г. N 558-э/1 пункт 50 настоящего приложения изложен в новой редакции

См. текст пункта в предыдущей редакции

50. Расчет двухставочных единых (котловых) тарифов предусматривает определение двух ставок:

- единой ставки на содержание электрических сетей соответствующего уровня напряжения в расчете за МВт заявленной мощности потребителя , , и ;

- единой ставки на оплату технологического расхода (потерь) электроэнергии в процессе ее передачи потребителям по сетям соответствующего уровня напряжения, определяемого исходя из сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, рассчитанного с учетом нормативных технологических потерь, утверждаемых Министерством энергетики Российской Федерации, , , и .

Ставки на содержание электрических сетей , , и на соответствующем уровне напряжения определяются следующим образом:

 

Высокое напряжение 110 кВ и выше

 

, (15.4)

 

 

Среднее напряжение первого уровня 35 кВ

 

, (15.5)

 

 

Среднее напряжение второго уровня 20-1 кВ

 

, (15.6)

 

 

Низкое напряжение 0,4 кВ и ниже

 

, (15.7)

 

 

где:

- заявленная мощность потребителей, присоединенных к сетевой организации (i,r) на низком уровне напряжения (НН), МВт;

- заявленная мощность потребителей, присоединенных к сетевой организации (i,r) на среднем втором уровне напряжения (СН2), без учета объема мощности опосредованно (через энергетические установки производителя электрической энергии) присоединенных к электрической сети потребителей, в соответствии с пунктом 55 настоящих Методических указаний, МВт;

- заявленная мощность потребителей, присоединенных к сетевой организации (i,r) на среднем первом уровне напряжения (СН1), с учетом заявленной мощности опосредованно присоединенных к электрической сети потребителей, не учтенной на среднем втором уровне напряжения при условии, что наивысшее напряжение производителя электроэнергии соответствует среднему первому уровню напряжения, МВт;

- заявленная мощность потребителей, присоединенных к сетевой организации (i,r) на высоком уровне напряжения (ВН), с учетом заявленной мощности опосредованно присоединенных к электрической сети потребителей, не учтенной на среднем втором уровне напряжения при условии, что наивысшее напряжение производителя электроэнергии соответствует высокому уровню напряжения, МВт;

- заявленная мощность потребителей, присоединенных к сетевой организации на уровне напряжения НН и трансформированная с уровня напряжения СН2, учтенная в сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности), МВт;

- заявленная мощность потребителей, присоединенных к сетевой организации на уровне напряжения НН и трансформированная с уровня напряжения СН1, учтенная в сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности), МВт;

- заявленная мощность потребителей, трансформированная с уровня напряжения СН1 на уровень напряжения СН2, учтенная в сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности), МВт;

- заявленная мощность потребителей, трансформированная с уровня напряжения ВН на уровень напряжения СН2, учтенная в сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности), МВт;

- заявленная мощность потребителей, трансформированная с уровня напряжения ВН на уровень напряжения СН1, учтенная в сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности), МВт;

, , и - НВВ на соответствующем уровне напряжения, руб.;

Знак означает суммирование по сетевым организациям субъекта Российской Федерации.

Ставки на оплату технологического расхода (потерь) электроэнергии , , и на соответствующем уровне напряжения определяются следующим образом:

 

Высокое напряжение 110 кВ и выше

 

, (15.8)

 

 

, (15.9)

 

тыс. руб.

 

Среднее напряжение первого уровня 35 кВ

 

, (15.10)

 

 

, (15.11)

тыс. руб.

 

, (15.12)

тыс. руб.

 

Среднее напряжение второго уровня 20-1 кВ

 

, (15.13)

 

 

, (15.14)

тыс. руб.

 

, (15.15)

тыс. руб.

 

, (15.16)

тыс. руб.

 

Низкое напряжение 0,4 кВ и ниже

 

, (15.17)

 

, (15.18)

тыс. руб.

 

, (15.19)

тыс. руб.

 

, (15.20)

тыс. руб.

 

где:

 

, , и - плановый отпуск из сети электроэнергии потребителям на ВН, СН1, СН2 и НН, млн. кВт.ч;

, , , и - плановая трансформация электроэнергии из сети более высокого уровня напряжения (нижний индекс) в смежную сеть более низкого уровня напряжения (верхний индекс), МВт;

, , , - расходы на оплату потерь в сетях соответствующего уровня напряжения, ВН, СН1, СН2 и НН, тыс. руб.;

, , и - величина технологического расхода (потерь) электроэнергии в сети на ВН, СН1, СН2 и НН, соответственно, млн. кВт.ч;

, , , и - часть расходов на оплату потерь электроэнергии в сети более высокого напряжения (нижний индекс), учитываемая при расчете ставки на компенсацию потерь электроэнергии в сети более низкого напряжения (верхний индекс), тыс. руб.

 

, где i=ВН, СН1, СН2 и НН

 

- тариф покупки потерь электроэнергии, руб./МВт.ч.

Тариф покупки потерь устанавливается регулирующим органом для каждой сетевой организации (s), входящей в состав потребителей 4 группы, отдельно по каждому ГП (g) и рассчитывается следующим образом:

 

(15.21)

 

где:

 

- ставка средневзвешенной стоимости единицы электрической энергии за 1 , определенная в соответствии с пунктом 63.1 настоящих Методических указаний;

- ставка средневзвешенной стоимости единицы электрической расчетной мощности, определенная в соответствии с пунктом 63.1 настоящих Методических указаний;

- потери электрической энергии в сети (s), учтенные в сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности). ();

- потери электрической мощности в сети (s), учтенные в сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности) (с учетом покупки резервной мощности с ОРЭМ, учтенной в сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности)). ();

- сбытовая надбавка и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей и размер платы за которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит государственному регулированию. ();

В случае если какая-либо сетевая организация не представила необходимых данных для целей формирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии, то единый (котловой) тариф рассчитывается исходя из данных, использованных для установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии на текущий период регулирования.

 

Информация об изменениях:

Приказом ФСТ России от 31 декабря 2009 г. N 558-э/1 пункт 51 настоящего приложения изложен в новой редакции

См. текст пункта в предыдущей редакции

 

51. Для потребителей, рассчитывающихся по одноставочному котловому тарифу, указанный тариф на услуги по передаче электрической энергии определяется следующим образом:

 

,  (13)

 

,  (13.1)

 

, (13.2)

 

, (13.3)

Информация об изменениях:

Приказом ФСТ России от 31 декабря 2009 г. N 558-э/1 в пункт 52 настоящего приложения внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

 

52. Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются одновременно в двух вариантах:

- двухставочный;

- одноставочный.

Расчет двухставочного индивидуального тарифа предусматривает определение двух ставок:

- ставки на содержание электрических сетей в расчете на МВА (МВт) суммарной присоединенной (заявленной) мощности без разбивки по напряжениям ТС(СОД);

- ставки на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии на ее передачу в расчете на МВт.ч без разбивки по напряжениям ТС(ПОТ).

Базой для расчета ставки индивидуальных тарифов на содержание электрических сетей является присоединенная (заявленная) мощность сетевой организации.

Базой для расчета ставки индивидуальных тарифов на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии является плановый сальдированный переток электроэнергии между сетевыми организациями. Оплата услуг осуществляется за фактический объем сальдированного перетока.

Избыток/недостаток средств, относимый на содержание электрических сетей Р(СОД) и на потери электроэнергии Р(ПОТ), который должна получить сетевая организация, рассчитывается следующим образом:

 

руб. (15.21)

 

руб. (15.22)

 

В случае, если сетевая организация по заключенным договорам получает плату от нескольких сетевых организаций, ее избыток/недостаток должен учитывать совокупные платежи от всех таких организаций.

При этом НВВ любой сетевой организации региона должна суммарно обеспечиваться за счет платежей от потребителей, а также от сетевых организаций.

Ставка на содержание электрических сетей ТС(СОД), установленная для сетевой организации - получателя платы, по которой сетевая организация-плательщик рассчитывается с сетевой организацией - получателем платы, определяется следующим образом:

 

,      (15.23)

 

где:

N - суммарная величина присоединенной (заявленной) мощности на всех уровнях напряжения для точек присоединения сетевой MBА (МВт).

 

Ставка на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии ТС(ПОТ), установленная для сетевой организации - получателя платы, по которой сетевая организация-плательщик рассчитывается с организацией - получателем платы, определяется следующим образом:

 

,            (15.24)

 

где:

- суммарный сальдированный переток электроэнергии из сети сетевой организации - получателя платежа в сеть сетевой организации-плательщика во всех точках присоединения на всех уровнях напряжения, МВт.ч.

 

При поступлении платежей потребителей по заключенным договорам только в одну сетевую организацию электрической энергии)#, индивидуальные тарифы определяются по формулам (15.23) и (15.24), с учетом того, что Р(СОД) и Р(ПОТ) рассчитываются следующим образом:

 

, руб. (15.25)

 

. руб. (15.26)".

 

Расчет одноставочного индивидуального тарифа производится следующим образом:

 

; (13.4)

 

- суммарная величина присоединенной (заявленной) мощности на всех уровнях напряжения для точек присоединения сетевой МВА (МВт).

53. Исключен.

Информация об изменениях:

См. текст пункта 53

ГАРАНТ:

Нумерация пунктов приводится в соответствии с изменениями, внесенными приказом ФСТ России от 21 октября 2008 г. N 209-э/1

 

Информация об изменениях:

Приказом ФСТ России от 31 декабря 2009 г. N 558-э/1 в пункт 55 настоящего приложения внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

ГАРАНТ:

Решением Верховного Суда РФ от 24 июня 2016 г. N АКПИ16-442 пункт 55 настоящих Методических указаний признан не противоречащим действующему законодательству

Решением Высшего Арбитражного Суда РФ от 10 февраля 2011 г. N ВАС-14764/10 пункт 55 настоящих Методических указаний признан не противоречащим действующему законодательству

55. Для потребителей электрической энергии, энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии, регулирующий орган устанавливает тарифы с учетом следующих особенностей оплаты услуг по передаче электрической энергии:

в случае если все энергопринимающие устройства потребителя присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии, и потребитель получает от данного производителя весь объем потребляемой электрической энергии, потребитель оплачивает услуги по передаче электрической энергии по установленной ставке тарифа на содержание электрических сетей для уровня напряжения, на котором производитель присоединен к электрическим сетям сетевой организации по напряжению станции наиболее высокого уровня;

ГАРАНТ:

Решением Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 июня 2010 г. N 5275/10 абзац третий пункта 55 настоящих Методических указаний признан не противоречащим действующему законодательству

в случае, если часть энергопринимающих устройств потребителя присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии, а часть - непосредственно, величина заявленной мощности потребителя указывается отдельно для непосредственных присоединений и присоединений к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии. При этом потребитель оплачивает услуги по передаче электрической энергии:

ГАРАНТ:

Решением Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 июня 2010 г. N 5275/10 абзац четвертый пункта 55 настоящих Методических указаний признан не противоречащим действующему законодательству

при присоединении к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии - за заявленную мощность энергоустановок, присоединенных к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии, аналогично положениям абзаца второго настоящего пункта;

ГАРАНТ:

Решением Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 июня 2010 г. N 5275/10 абзац пятый пункта 55 настоящих Методических указаний признан не противоречащим действующему законодательству

при непосредственном присоединении - по установленному тарифу на услуги по передаче электрической энергии для уровня напряжения, на котором энергопринимающие устройства потребителя непосредственно присоединены к электрическим сетям сетевой организации (с учетом пункта 45 Методических указаний). При этом оплата производится по ставке тарифа на содержание электрических сетей - за заявленную мощность энергоустановок, непосредственно присоединенных к электрическим сетям, а по ставке тарифа на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии - за объем электрической энергии, получаемой потребителем из электрической сети.

Абзацы 6 - 12 утратили силу с 30 ноября 2020 г. - Приказ ФАС России от 14 сентября 2020 г. N 836/20

Информация об изменениях:

См. предыдущую редакцию

55.1. Утратил силу со дня вступления в законную силу решения ВАС РФ от 28 октября 2013 г. N ВАС-10864/13.

Информация об изменениях:

См. текст пункта 55.1

56. Исключен.

Информация об изменениях:

См. текст пункта 56

57. Для расчета тарифов (цен) используются следующие материалы:

расчет технологического расхода электрической энергии (потерь) в электрических сетях ЭСО (региональные электрические сети) (Таблица П1.3);

баланс электрической энергии по сетям ВН, СН1, СН11 и НН (Таблица П1.4);

электрическая мощность по диапазонам напряжения ЭСО (таблица П1.5);

структура полезного отпуска электрической энергии (мощности) по группам потребителей ЭСО (Таблица П1.6);

расчет суммы платы на услуги по организации функционирования и развитию ЕЭС России, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, организации функционирования торговой системы оптового рынка электрической энергии (мощности), передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети (Таблица П1.13);

смета расходов (Таблица П1.15);

расчет расходов на оплату труда (Таблица П1.16);

расчет амортизационных отчислений на восстановление основных производственных фондов (Таблица П1.17);

расчет среднегодовой стоимости основных производственных фондов по линиям электропередачи и подстанциям (Таблица П1.17.1);

калькуляция расходов, связанных с передачей электрической энергии (Таблица П1.18.2);

расчет источников финансирования капитальных вложений (таблица П1.20);

справка о финансировании и освоении капитальных вложений в электросетевое строительство (передача электроэнергии) (таблица П1.20.3);

расчет балансовой прибыли, принимаемой при установлении тарифов на передачу электрической энергии (Таблица П1.21.3);

расчет платы за услуги по содержанию электрических сетей (таблица П1.24);

расчет ставки по оплате технологического расхода (потерь) электрической энергии на ее передачу по сетям (Таблица П1.25);

экономически обоснованные тарифы на электрическую энергию (мощность) по группам потребителей (Таблица П1.27);

расчет условных единиц для распределения общей необходимой валовой выручки на содержание электрических сетей по уровням напряжения (Приложение 2);

бухгалтерская и статистическая отчетность на последнюю отчетную дату.

 

IX. Расчет размера платы за услуги по передаче тепловой энергии в системах централизованного теплоснабжения

 

Утратила силу с 30 ноября 2020 г. - Приказ ФАС России от 14 сентября 2020 г. N 836/20

Информация об изменениях:

См. предыдущую редакцию

 

X. Расчет тарифов по группам потребителей электрической и тепловой энергии на потребительском рынке

 

Утратила силу с 30 ноября 2020 г. - Приказ ФАС России от 14 сентября 2020 г. N 836/20

Информация об изменениях:

См. предыдущую редакцию

 

XI. Тарифы на электрическую энергию (мощность), реализуемую по двусторонним договорам

 

Утратила силу с 30 ноября 2020 г. - Приказ ФАС России от 14 сентября 2020 г. N 836/20

Информация об изменениях:

См. предыдущую редакцию