Постановление Администрации Томской области от 27 декабря 2013 г. N 577а
"Об утверждении государственной программы "Развитие инновационного территориального кластера "Фармацевтика, медицинская техника и информационные технологии Томской области" на 2014-2016 годы"
22 мая, 9 октября, 25 декабря 2014 г.
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2013 N 188 "Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, предусмотренных программами развития пилотных инновационных территориальных кластеров", постановлением Администрации Томской области от 22.06.2012 N 237а "О государственных программах Томской области"
Постановляю:
1. Утвердить государственную программу "Развитие инновационного территориального кластера "Фармацевтика, медицинская техника и информационные технологии Томской области" на 2014-2016 годы" согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 01.01.2014.
Постановлением Администрации Томской области от 9 октября 2014 г. N 385а настоящее постановление дополнено пунктом 2-1
2-1. Определить, что функции уполномоченного органа по взаимодействию с Министерством экономического развития Российской Федерации осуществляют:
по вопросам реализации мероприятий, предусмотренных государственной программой "Развитие инновационного территориального кластера "Фармацевтика, медицинская техника и информационные технологии Томской области" на 2014-2016 годы", - Департамент по науке и инновационной политике Администрации Томской области;
по вопросам финансового обеспечения реализации мероприятий, предусмотренных государственной программой "Развитие инновационного территориального кластера "Фармацевтика, медицинская техника и информационные технологии Томской области" на 2014-2016 годы", - Финансово-хозяйственное управление Администрации Томской области.
Постановлением Администрации Томской области от 9 октября 2014 г. N 385а в пункт 3 настоящего постановления внесены изменения
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Томской области по научно-образовательному комплексу и инновационной политике Сонькина М.А.
Губернатор Томской области |
С.А. Жвачкин |
Постановлением Администрации Томской области от 25 декабря 2014 г. N 523а в настоящую Программу внесены изменения, вступающие в силу со вступлением в силу соответствующих изменений в Закон Томской области от 27 декабря 2013 г. N 227-ОЗ "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов"
Государственная программа
"Развитие инновационного территориального кластера "Фармацевтика, медицинская техника и информационные технологии Томской области" на 2014-2016 годы"
(утв. постановлением Администрации Томской области от 27 декабря 2013 г. N 577а)
22 мая, 9 октября, 25 декабря 2014 г.
Паспорт
государственной программы "Развитие инновационного территориального кластера "Фармацевтика, медицинская техника и информационные технологии Томской области" на 2014-2016 годы"
Наименование Программы |
Государственная программа "Развитие инновационного территориального кластера "Фармацевтика, медицинская техника и информационные технологии Томской области" на 2014-2016 годы" (далее - Программа) |
||||
Координатор Программы |
Департамент по науке и инновационной политике Администрации Томской области |
||||
Заказчик Программы |
Департамент по науке и инновационной политике Администрации Томской области |
||||
Соисполнители Программы |
Департамент по науке и инновационной политике Администрации Томской области; Департамент промышленности и развития предпринимательства Томской области; Департамент транспорта, дорожной деятельности и связи Томской области; администрация Города Томска (по согласованию); организации, входящие в состав инновационного территориального кластера "Фармацевтика, медицинская техника и информационные технологии Томской области", организации научно-образовательного комплекса, организации инновационной инфраструктуры, определенные в соответствии с действующим законодательством (далее - организации-участники Кластера) (по согласованию) |
||||
Стратегическая цель социально-экономического развития Томской области, на которую направлена реализация Программы |
Инновационная и конкурентоспособная экономика |
||||
Цель Программы |
Обеспечение на территории Томской области высоких темпов роста объемов производства и вывода на глобальные рынки инновационных лекарственных препаратов, медицинской техники, биодеградируемых и композитных материалов, аппаратно-программных комплексов, в том числе медицинского назначения |
||||
Показатели цели Программы и их значения |
Показатели |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
|
Объем совокупной выручки организаций-участников Кластера от продаж несырьевой продукции на внутреннем и внешнем рынках, млрд. руб. |
6,7 |
7,4 |
9,8 |
||
Объем отгруженной организациями-участниками Кластера инновационной продукции собственного производства, млн. руб. |
4620 |
5082 |
5590 |
||
Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг, % |
13 |
15 |
18 |
||
Выработка на одного работника в среднем в организациях-участниках Кластера, млн. руб./чел. в год |
3,0 |
3,4 |
4,1 |
||
Число рабочих мест в организациях-участниках Кластера с уровнем заработной платы, превышающим на 100% средний уровень в регионе базирования Кластера, ед. |
1200 |
1700 |
2350 |
||
Задачи Программы |
1. Увеличение темпов роста производства научно-технической продукции по тематическим направлениям деятельности инновационного территориального кластера "Фармацевтика, медицинская техника и информационные технологии Томской области" (далее - Кластер). 2. Развитие системы адресной подготовки и повышения квалификации научных, инженерно-технических и управленческих кадров для организаций-участников Кластера. 3. Развитие инновационной, транспортной инфраструктуры, производственного потенциала и производственной кооперации организаций-участников Кластера. 4. Продвижение инновационной продукции организаций-участников Кластера на глобальные рынки. 5. Методическое, организационное, экспертно-аналитическое и информационное сопровождение деятельности Кластера |
||||
Показатели задач Программы и их значения |
Показатели |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
|
Объем НИОКТР в области разработки инновационных лекарственных препаратов, медицинской техники, биодеградируемых и композитных материалов, аппаратно-программных комплексов, в том числе медицинского назначения, выполняемых совместно двумя и более организациями-участниками Кластера либо одной или более организациями-участниками Кластера совместно с иностранными организациями, млрд. руб. |
2,5 |
3,3 |
4,4 |
||
Рост количества технологических "стартапов" (малых инновационных предприятий), созданных при участии организаций-участников Кластера, ед. |
20 |
25 |
30 |
||
Рост объема услуг со стороны инновационной инфраструктуры Кластера, оказанных организациям-участникам Кластера, % |
15 |
25 |
40 |
||
Увеличение количества работников организаций-участников Кластера, прошедших профессиональную переподготовку и повышение квалификации по программам дополнительного профессионального образования в области управления инновационной деятельностью, к уровню 2013 года, % |
50 |
100 |
150 |
||
Рост средней заработной платы работников организаций-участников Кластера, прошедших профессиональную переподготовку и повышение квалификации по программам дополнительного профессионального образования в области управления инновационной деятельностью, % |
12 |
15 |
20 |
||
Объем инвестиций в развитие производства, разработку и продвижение на рынок новых продуктов, млрд. руб. |
0,2 |
0,7 |
0,8 |
||
Рост совокупной выручки организаций-участников Кластера от продаж продукции на внешнем рынке, % |
12 |
15 |
20 |
||
Сроки реализации Программы |
2014-2016 годы |
||||
Объем и источники финансирования (с детализацией по годам реализации, тыс. рублей) |
Источники |
Всего |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
Федеральный бюджет (по согласованию) |
2289439,487 |
197490,487 |
1076549 |
1015400 |
|
Областной бюджет (утверждено) |
30000 |
30000 |
- |
- |
|
Областной бюджет (потребность) |
200000 |
- |
100000 |
100000 |
|
Местные бюджеты (по согласованию) |
- |
- |
- |
- |
|
Внебюджетные источники (по согласованию) |
2210000 |
808000 |
833000 |
569000 |
|
Всего |
4729439,487 |
1035490,487 |
2009549 |
1684400 |
|
Объем и основные направления расходования средств (с детализацией по годам реализации, тыс. рублей) |
Основные направления расходования средств |
Всего |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
Инвестиции |
3813439,487 |
856490,487 |
1651549 |
1305400 |
|
НИОКР |
150000,000 |
25000 |
50000 |
75000 |
|
Прочие |
766000,000 |
154000 |
308000 |
304000 |
|
Организация управления Программой |
Реализацию Программы осуществляет Департамент по науке и инновационной политике Администрации Томской области. Контроль за реализацией Программы осуществляет заместитель Губернатора Томской области по научно-образовательному комплексу и инновационной политике. Текущий контроль и мониторинг реализации Программы осуществляют Департамент по науке и инновационной политике Администрации Томской области, соисполнители Программы, являющиеся главными распорядителями средств областного бюджета |
Введение
Настоящая государственная программа развития инновационного территориального кластера "Фармацевтика, медицинская техника и информационные технологии Томской области" на 2014-2016 годы" направлена на стимулирование производства на территории Томской области и вывода на глобальные рынки конкурентоспособных наукоемких высокотехнологичных товаров и услуг по направлениям разработки инновационных лекарственных препаратов, медицинской техники, биодеградируемых и композитных материалов, аппаратно-программных комплексов, в том числе медицинского назначения, на основе сочетания инструментов кластерной политики, интеллектуальных человеческих ресурсов в секторах высшего профессионального образования, научных исследований и разработок и региональной инновационной инфраструктуры.
Программа действует в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 06.03.2013 N 188 "Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, предусмотренных программами развития пилотных инновационных территориальных кластеров".
Сфера действия Программы - научно-производственная сфера, включая объекты инженерной и социальной инфраструктуры.
Основные понятия и сокращения
Аппаратно-программный комплекс - это продукт, в состав которого входят технические средства и программное обеспечение, совместно применяемые для решения задач определенного типа.
Инновационный территориальный кластер - совокупность размещенных на ограниченной территории предприятий и организаций (участников кластера), которая характеризуется наличием объединяющей участников кластера научно-производственной цепочки; механизма координации деятельности и кооперации участников кластера; синергетического эффекта, выраженного в повышении экономической эффективности и результативности деятельности каждого предприятия за счет высокой степени их концентрации.
Инновационная инфраструктура - совокупность организаций, способствующих реализации инновационных проектов, включая предоставление управленческих, материально-технических, финансовых, информационных, кадровых, консультационных и организационных услуг.
Инновационная продукция - продукция, технологические характеристики (функциональные признаки, конструктивное выполнение, дополнительные операции, а также состав применяемых материалов и компонентов) либо предполагаемое использование которой являются принципиально новыми или существенно отличаются от аналогичной ранее производимой продукции.
Инжиниринговый центр - организация, оказывающая инженерно-консультационные услуги исследовательского, проектно-конструкторского, расчетно-аналитического характера, в том числе разрабатывающая технико-экономические обоснования проектов, осуществляющая выработку рекомендаций в области организации производства и управления, то есть оказывающая комплекс коммерческих услуг по обеспечению процессов подготовки к производству и реализации наукоемкой продукции, по обслуживанию и эксплуатации промышленных, инфраструктурных и других объектов.
Инновационный ваучер - сертификат, используя который, средние и малые предприятия могут приобрести инновационные консультационные услуги, информацию научно-технического характера, заказать проектно-конструкторские работы у научно-исследовательских учреждений, вузов и других организаций.
Инструмент кластерной политики - комплекс взаимоувязанных мероприятий, направленных на создание дополнительных условий для повышения конкурентоспособности и эффективного взаимодействия участников кластера, реализуемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления совместно с участниками кластера.
Информационные технологии - это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы.
Инфраструктурные проекты - проекты, направленные на развитие элементов инновационной и производственной инфраструктуры.
Испытательный центр - юридическое лицо, аккредитованное на проведение испытаний продукции в одной из действующих систем сертификации в соответствии со своей областью аккредитации.
Кластер - сконцентрированная на определенной территории группа взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга хозяйствующих субъектов (предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг), научно-исследовательских и образовательных организаций, которые находятся в отношениях функциональной зависимости в процессе производства и реализации товаров и услуг в определенной сфере.
Кластерная политика - составная часть экономической политики государства, проводимая в целях формирования и поддержки кластеров на определенных территориях за счет создания дополнительных условий для повышения конкурентоспособности и эффективного взаимодействия участников кластера.
Кластерная инициатива - согласованные действия участников кластера, направленные на повышение конкурентоспособности и развитие кластера.
Коммерциализация технологий - введение результатов научных исследований и разработок в коммерческий оборот путем создания нового юридического лица или через технологический трансфер.
Медицинская техника - совокупность технических средств, используемых в медицине в целях профилактики, диагностики, лечении заболеваний, реабилитации, проведении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, а также работ по приготовлению лекарств в аптеках.
Наукоемкая продукция - продукция (товар, работа, услуга), имеющая в составе затрат результат интеллектуальной деятельности.
НИОКТР - научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы.
НИР - научно-исследовательская работа.
Территориальный кластер - объединение предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости в сфере производства и реализации товаров и услуг. При этом кластеры могут размещаться на территории как одного, так и нескольких субъектов Российской Федерации.
Участник кластера - хозяйствующий субъект (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель), входящий в состав кластера.
Фармация - комплекс научно-практических дисциплин, изучающих проблемы создания, безопасности, исследования, хранения, изготовления, отпуска и маркетинга лекарственных средств, а также поиска природных источников лекарственных субстанций.
Центр кластерного развития (ЦКР) - элемент инновационной инфраструктуры, создаваемый в целях развития кластера, обеспечивающий кооперационное взаимодействие участников кластера между собой. ЦКР создается в целях содействия принятию решений и координации проектов, обеспечивающих развитие инновационных кластеров и повышающих конкурентоспособность региона базирования соответствующих инновационных кластеров и кооперационное взаимодействие участников кластера между собой.
1. Приоритетные задачи социально-экономического развития Томской области, на решение которых направлена Программа
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Томской области до 2020 года (с прогнозом до 2025 года), утвержденной постановлением Государственной Думы Томской области от 27.10.2005 N 2539, и Концепцией создания в Томской области Центра образования, исследований и разработок, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.10.2011 N 1756-р, развитие фармацевтической, биотехнологической промышленности, информационно-технологической инфраструктуры является приоритетным направлением государственной политики.
В результате реализации мероприятий Программы планируется достижение обозначенной в Стратегии социально-экономического развития Томской области до 2020 года (с прогнозом до 2025 года) цели "Инновационная и конкурентоспособная экономика" в сфере фармацевтической, биотехнологической промышленности, информационно-технологической инфраструктуры.
В рамках достижения указанной цели приоритетными задачами социально-экономического развития Томской области, на решение которых направлена Программа, являются:
1. Формирование благоприятного инвестиционного климата и содействие интернационализации экономики.
2. Содействие повышению конкурентоспособности и инновационной активности организаций.
3. Содействие развитию высокотехнологичных производств и кластеров.
Одним из инновационных инструментов реализации Стратегии социально-экономического развития Томской области до 2020 года (с прогнозом до 2025 года) и разрабатываемых в ее рамках программ социально-экономического развития является региональная кластерная политика, направленная на организацию поддержки развития групп предприятий, научных и образовательных организаций области, объединенных связями сетевого характера, которые в ближайшей перспективе могут привести к формированию полноценного инновационного территориального кластера, ориентированного на производство наукоемких товаров и услуг, конкурентоспособных не только на российском, но и на мировом рынке.
Томская область характеризуется яркой выраженностью ключевой компоненты Кластера - мощным научно-образовательным и научно-исследовательским потенциалом. Наличие широкой и диверсифицированной профильной научной базы гарантирует успешное развитие Кластера и его самоподдерживающее функционирование. Формирование и развитие кластеров является эффективным механизмом привлечения прямых иностранных инвестиций и активизации внешнеэкономической интеграции. Включение отечественных кластеров в глобальные цепочки создания добавленной стоимости позволяет существенно поднять уровень национальной технологической базы, повысить скорость и качество экономического роста за счет повышения международной конкурентоспособности организаций, входящих в состав Кластера. Развитие кластеров позволяет также обеспечить оптимизацию положения отечественных предприятий в производственных цепочках создания стоимости, содействуя импортозамещению и росту локализации сборочных производств, а также повышению уровня неценовой конкурентоспособности отечественных товаров и услуг. 1
Динамика целевых показателей за предшествующие годы (таблица 1) свидетельствует о необходимости подключения механизмов и инструментов государственной поддержки к уже сложившемуся Кластеру. Так, рост объема отгруженной организациями-участниками Кластера инновационной продукции собственного производства за период 2012-2013 годов составил 0,5%. Динамика аналогичного показателя в Новосибирской области составила 16,7%.
1 Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации (письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 26.12.2008 N 20615-АК/Д19).
Динамика целевых показателей за предшествующие годы
Таблица 1
Показатели цели |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
Объем совокупной выручки организаций-участников Кластера от продаж несырьевой продукции на внутреннем и внешнем рынках, млрд. руб. |
- |
5,5 |
6,0 |
Объем отгруженной организациями-участниками Кластера инновационной продукции собственного производства, млн. руб. |
- |
4179,1 |
4200 |
Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг, % |
- |
10,1 |
11 |
Выработка на одного работника в среднем в организациях-участниках Кластера, млн. руб./чел. в год |
- |
2,4 |
2,7 |
Число рабочих мест в организациях-участниках Кластера с уровнем заработной платы, превышающим на 100% средний уровень в регионе базирования Кластера, ед. |
- |
945 |
1000 |
Показатели задач |
|
|
|
Объем НИОКТР в области разработки инновационных лекарственных препаратов, медицинской техники, биодеградируемых и композитных материалов, аппаратно-программных комплексов, в том числе медицинского назначения, выполняемых совместно двумя и более организациями-участниками Кластера либо одной или более организациями-участниками Кластера совместно с иностранными организациями, млрд. руб. |
- |
- |
1,9 |
Рост количества технологических "стартапов" (малых инновационных предприятий), созданных при участии организаций-участников Кластера, ед. |
19 |
15 |
17 |
Рост объема услуг со стороны инновационной инфраструктуры Кластера, оказанных организациям-участникам Кластера, % |
- |
- |
10 |
Численность работников организаций-участников Кластера, прошедших профессиональную переподготовку и повышение квалификации по программам дополнительного профессионального образования в области управления инновационной деятельностью, чел. |
- |
- |
10 |
Рост средней заработной платы работников организаций-участников Кластера, прошедших профессиональную переподготовку и повышение квалификации по программам дополнительного профессионального образования в области управления инновационной деятельностью, % |
- |
- |
10 |
Объем инвестиций в развитие производства, разработку и продвижение на рынок новых продуктов, млрд. руб. |
- |
0,189 |
0,132 |
Рост совокупной выручки организаций-участников Кластера от продаж продукции на внешнем рынке, % |
- |
- |
10 |
В Томской области в настоящее время действует целый ряд факторов (ценовых, инфраструктурных, институциональных и т.д.), определяющих невысокий уровень насыщенности рынка фармацевтических препаратов и медицинской техники. Однако можно рассчитывать на то, что меры поддержки, предусмотренные Программой, будут способствовать развитию Кластера и, как следствие, стабильному росту производства продукции в организациях-участниках Кластера.
В состав Кластера входят фармацевтические производители; ИТ-компании; производители биодеградируемых и композитных материалов медицинского назначения, медицинских приборов и оборудования, средств молекулярной диагностики; организации высшего образования; научно-исследовательские организации. Кооперационное взаимодействие организаций-участников Кластера обеспечивает специализированная организация развития Кластера (ЦКР). Показатели текущего уровня развития Кластера представлены в таблице 1-1.
Показатели текущего уровня развития Кластера
Таблица 1-1
N |
Наименование показателя |
Значение по состоянию на 29.12.2012 |
||||
Показатели текущего уровня развития научно-технологического и образовательного потенциала Кластера | ||||||
1. |
Объем затрат на исследования и разработки, развитие инновационной инфраструктуры организаций-участников Кластера, а также региональных и местных органов власти, млрд. руб. |
6,4 |
||||
2. |
Численность персонала организаций-участников Кластера, занятого исследованиями и разработками, чел. |
> 2200 |
||||
3. |
Численность студентов, обучающихся по программам высшего образования в образовательных учреждениях-участниках Кластера, чел. |
52216 (на 01.10.2013) |
||||
4. |
Количество федеральных и национальных исследовательских университетов, университетов - победителей конкурсов по постановлениям Правительства Российской Федерации от 09.04.2010 N 218, N 219, N 220, входящих в состав участников Кластера (включая их филиалы), ед. |
1) категория "НИУ" - 2; 2) постановление N 218 - 14 проектов; 3) постановление N 219 - 4 программы; 4) постановление N 220 - 4 проекта |
||||
5. |
Число публикаций в научных журналах, индексируемых в базах данных SCOPUS и Web of Science, штатных сотрудников организаций-участников Кластера, ед. |
> 1952 |
||||
6. |
Количество технологических "стартапов" (малых инновационных предприятий), созданных при участии организаций-участников Кластера, ед. |
17 (на 31.12.2013) |
||||
Показатели текущего уровня производственного потенциала Кластера | ||||||
1. |
Совокупная выручка организаций-участников Кластера от продаж несырьевой продукции 2 на внутреннем и внешнем рынках, млрд. руб. |
5,5 |
||||
2. |
Доля продаж продукции организаций-участников Кластера в объеме мирового рынка, % |
0,018 |
||||
3. |
Общее число рабочих мест в организациях-участниках Кластера с уровнем заработной платы, превышающим на 100% средний уровень в регионе базирования Кластера, ед. |
945 |
||||
4. |
Доля малых и средних инновационных компаний в экономике, % |
44 |
||||
5. |
Выработка на одного работника в среднем в организациях-участниках Кластера, тыс. руб./чел. в год |
2448 |
||||
6. |
Доля работающих в малых организациях-участниках Кластера от общей численности занятых в организациях-участниках Кластера, % |
18 |
||||
7. |
Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг силами организаций-участников Кластера, % |
10,1 |
||||
8. |
Доля продаж продукции организаций-участников Кластера в объеме российского рынка, % |
3,4 |
||||
9. |
Объем частных инвестиций в развитие производства, разработку и продвижение на рынок новых продуктов, осуществленных в последние 3 года, млрд. руб. |
0,573 |
||||
10. |
Объем финансирования работ по развитию инфраструктуры Кластера и территории его базирования, в том числе из средств федерального, регионального и местного бюджетов и институтов развития, за последние 3 года, млн. руб. |
Объем финансирования работ по развитию инфраструктуры Кластера в Томской области |
||||
Год |
Всего |
Федеральный бюджет |
Региональный бюджет |
Местный бюджет |
||
2010 |
14941,2 |
3088,95 |
3227,89 |
730 |
||
2011 |
11465,1 |
1395,5 |
1259,72 |
620 |
||
2012 |
31351,5 |
2301,91 |
2181,46 |
629,36 |
||
Объем финансирования работ по развитию территории базирования Кластера | ||||||
Год |
Всего |
Федеральный бюджет |
Региональный бюджет |
Местный бюджет |
||
2010 |
45795,8 |
6068,48 |
4766,93 |
921,55 |
||
2011 |
53085,5 |
6149,23 |
4502,9 |
828,42 |
||
2012 |
63905,8 |
18093,32 |
3549,76 |
1965,87 |
||
(Источник - Программа социально-экономического развития Томской области на 2006-2010 годы и на период до 2012 года) |
________________________
2 К несырьевой продукции относится продукция, произведенная в рамках следующих видов экономической деятельности, относящихся к высокотехнологичному производству и среднетехнологичному производству высокого уровня: производство офисного оборудования и вычислительной техники (код ОКВЭД - 30); производство аппаратуры для радио, телевидения и связи (код ОКВЭД - 32); производство изделий медицинской техники, средств измерений, оптических приборов и аппаратуры, часов (код ОКВЭД - 33); химическое производство (код ОКВЭД - 24); производство машин и оборудования (без производства оружия и боеприпасов) (код ОКВЭД - 29); производство электрических машин и электрооборудования (код ОКВЭД - 31); производство автомобилей, прицепов и полуприцепов (код ОКВЭД - 34); производство судов, летательных и космических аппаратов и прочих транспортных средств (код ОКВЭД - 35); производство резиновых и пластмассовых изделий (код ОКВЭД - 25).
Необходимость разработки Программы назрела в связи с невозможностью решения в рамках имеющихся механизмов целого ряда проблем, препятствующих достижению стратегической цели социально-экономического развития Томской области. К ним относятся:
недостаточное развитие инжиниринговой базы для коммерциализации разработок;
малое количество комплексных проектов мирового уровня конкурентоспособности;
недостаточное развитие транспортной инфраструктуры для решения ряда экономических, социальных проблем, стоящих перед Кластером;
ограниченность финансовых ресурсов организаций-участников Кластера для проведения прикладных НИР и НИОКТР;
отсутствие испытательных центров, позволяющих испытывать продукцию на соответствие требованиям, в том числе международным, отсутствие органов по сертификации по тематике Кластера;
недостаток специалистов в сфере международного маркетинга, способных продавать продукцию и услуги организаций-участников Кластера на мировых рынках;
снижение количества создаваемых технологических "стартапов", в том числе организациями-участниками Кластера;
отсутствие опыта кластерного взаимодействия.
В настоящее время Кластер включает в себя 239 крупных, малых и средних предприятий, 22 вуза и НИИ, ведущих научное и технологическое сопровождение, подготовку и повышение квалификации кадров для предприятий. Организации-участники Кластера выпускают более 2700 наименований продукции и услуг по широкому спектру направлений. Большая часть организаций-участников Кластера связывает свое развитие с особой экономической зоной технико-внедренческого типа г. Томска (далее - ОЭЗ), 3 крупные компании уже ведут строительство промышленных объектов на территории ОЭЗ. Реализуемые Кластером проекты рассчитаны на привлечение более 22 млрд. рублей инвестиций в ближайшие три года. Ввод крупных предприятий в Кластер в 2015-2016 годах ставит вопрос обеспечения транспортных коммуникаций между участками ОЭЗ и центрами товарно-транспортной логистики, основным из которых для фармацевтических и медицинских предприятий является Аэропорт "Томск" и его международный терминал. Планируемый в 2014 году запуск грузопассажирского терминала только обострит существующую проблему.
В настоящий момент геометрические параметры имеющейся дороги не соответствуют установленным требованиям по интенсивности и составу движения, и весь грузопоток из аэропорта до ОЭЗ проходит по центральным городским улицам, что делает крайне затруднительной оперативную доставку готовой продукции фармацевтическим предприятиям. Особенно актуально решение этой проблемы для организаций-участников Кластера, производящих продукцию с ограниченным сроком реализации (например, радиофармпрепараты и биологические субстанции).
Строительство дороги "Аэропорт "Томск" - ОЭЗ", модернизация узких участков существующей дороги, связывающей Южную и Северную площадки ОЭЗ, и строительство грузового транспортного подъезда к международному терминалу аэропорта позволят создать оптимальные дорожные условия для организации доставки грузов с Северной площадки ОЭЗ, а также снизить транспортную и экологическую нагрузки на центральные районы города.
Томская область обладает достаточными базовыми условиями для успешного решения вышеперечисленных проблем, а концентрация ресурсов на их решении возможна только через постановку задач в рамках реализации Программы. Программа является основным документом в ряду документов, разрабатываемых в рамках региональной кластерной политики Томской области. Успешная реализация данной Программы позволит повысить экономические показатели не только организаций-участников Кластера, но и области в целом, а кроме того, даст неоценимый опыт для формирования и развития других высокотехнологичных кластеров в Томской области.
2. Цель, задачи, целевые показатели Программы
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р стратегической целью социально-экономического развития Российской Федерации, на которую направлена реализация Программы, является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан.
Целью Программы является обеспечение на территории Томской области высоких темпов роста объемов производства и вывода на глобальные рынки инновационных лекарственных препаратов, медицинской техники, биодеградируемых и композитных материалов, аппаратно-программных комплексов, в том числе медицинского назначения.
Приоритетными задачами Программы, обеспечивающими достижение этой цели, являются:
1. Увеличение темпов роста производства научно-технической продукции по тематическим направлениям деятельности Кластера.
2. Развитие системы адресной подготовки и повышения квалификации научных, инженерно-технических и управленческих кадров для организаций-участников Кластера.
3. Развитие инновационной, транспортной инфраструктуры, производственного потенциала и производственной кооперации организаций-участников Кластера.
4. Продвижение инновационной продукции организаций-участников Кластера на глобальные рынки.
5. Методическое, организационное, экспертно-аналитическое и информационное сопровождение деятельности Кластера.
Ключевые индикаторы решения задач Программы представлены в таблице 2. Методика расчета отдельных показателей цели и задач Программы приведена в таблице 2-1.
Ключевые индикаторы решения задач Программы
Таблица 2
Показатели 3 |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
Объем НИОКТР в области разработки инновационных лекарственных препаратов, медицинской техники, биодеградируемых и композитных материалов, аппаратно-программных комплексов, в том числе медицинского назначения, выполняемых совместно двумя и более организациями-участниками Кластера либо одной или более организациями-участниками Кластера совместно с иностранными организациями, млрд. руб. |
2,5 |
3,3 |
4,4 |
Рост количества технологических "стартапов" (малых инновационных предприятий), созданных при участии организаций-участников Кластера, ед. |
20 |
25 |
30 |
Рост объема услуг со стороны инновационной инфраструктуры Кластера, оказанных организациям-участникам Кластера, % |
15 |
25 |
40 |
Численность работников организаций-участников Кластера, прошедших профессиональную переподготовку и повышение квалификации по программам дополнительного профессионального образования в области управления инновационной деятельностью, чел. |
15 |
20 |
25 |
Рост средней заработной платы работников организаций-участников Кластера, прошедших профессиональную переподготовку и повышение квалификации по программам дополнительного профессионального образования в области управления инновационной деятельностью, % |
12 |
15 |
20 |
Объем инвестиций в развитие производства, разработку и продвижение на рынок новых продуктов, млрд. руб. |
0,2 |
0,7 |
0,8 |
Рост совокупной выручки организаций-участников Кластера от продаж продукции на внешнем рынке, % |
12 |
15 |
20 |
3 Показатели цели, задач и мероприятий Программы указаны с учетом планируемых объемов финансирования на 2014 год в соответствии с законом об областном бюджете на 2014 год и плановый период, а на 2015-2016 годы спрогнозированы исходя из заявленной потребности объемов финансирования. Работы по мониторингу деятельности организаций-участников Кластера и расчету показателей в целях Программы осуществляет ООО "Центр кластерного развития Томской области" в рамках финансирования своей деятельности.
Методика расчета отдельных показателей цели и задач Программы
Таблица 2-1
Наименование показателя цели, задачи Программы |
Единица измерения |
Методика расчета показателя цели, задачи деятельности Департамента по науке и инновационной политике Администрации Томской области |
Рост совокупной выручки организаций-участников Кластера от продаж продукции на внешнем рынке |
% |
(Выручка от продаж продукции на внешнем рынке в текущем году - Выручка от продаж продукции на внешнем рынке в прошлом году) / Выручка от продаж продукции на внешнем рынке в прошлом году * 100% |
Рост объема услуг со стороны инновационной инфраструктуры Кластера, оказанных организациям-участникам Кластера |
% |
(Объем услуг, оказанных со стороны инновационной инфраструктуры организациям-участникам Кластера в текущем году - Объем услуг, оказанных со стороны инновационной инфраструктуры организациям-участникам Кластера в прошлом году) / Объем услуг, оказанных со стороны инновационной инфраструктуры организациям-участникам Кластера в прошлом году * 100% |
Рост средней заработной платы работников организаций-участников Кластера, прошедших профессиональную переподготовку и повышение квалификации по программам дополнительного профессионального образования в области управления инновационной деятельностью |
% |
(Размер средней заработной платы работников организаций-участников Кластера после обучения - Размер средней заработной платы работников организаций-участников Кластера до обучения) / Размер средней заработной платы работников организаций-участников Кластера до обучения * 100% |
3. Перечень мероприятий Программы
1. Увеличение темпов роста производства научно-технической продукции по тематическим направлениям деятельности Кластера.
Для решения данной задачи необходимы мероприятия Программы, направленные на стимулирование инноваций, организацию совместных научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ научными институтами, вузами и промышленными организациями-участниками Кластера, разработку программ долгосрочных партнерских исследований, кооперацию предприятий при финансировании и реализации НИОКТР, развитие механизмов коммерциализации технологий, консультационное сопровождение процесса создания наукоемкой продукции организациями-участниками Кластера.
2. Развитие системы адресной подготовки и повышения квалификации научных, инженерно-технических и управленческих кадров для организаций-участников Кластера.
Для решения данной задачи необходимы программные мероприятия, направленные на обеспечение сотрудничества между предприятиями и образовательными организациями, в том числе по направлениям прогнозирования потребности организаций-участников Кластера в специализированных человеческих ресурсах, совместной разработке и реализации образовательных программ среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, переподготовке и повышении квалификации научных, инженерно-технических и управленческих кадров организаций-участников Кластера, в том числе в области управления инновационной деятельностью, метрологии, сертификации и постановки наукоемкой продукции на производство.
3. Развитие инновационной, транспортной инфраструктуры, производственного потенциала и производственной кооперации организаций-участников Кластера.
Для решения данной задачи необходимы мероприятия Программы, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства, в том числе в рамках разработки и производства инновационной продукции крупными организациями-участниками Кластера путем выполнения отдельных работ силами компаний малого и среднего бизнеса (производственный аутсорсинг); оказание инновационных консультационных услуг, выполнение научно-технических работ силами научно-исследовательских учреждений, вузов по заказу организаций-участников Кластера через механизм инновационных ваучеров; обеспечение комфортной транспортной связи; развитие производства и производственной инфраструктуры, включая инжиниринговый центр, испытательный центр в области медицинских приборов, включающей сеть аккредитованных лабораторий для испытаний продукции (в том числе оценки электромагнитной совместимости).
4. Продвижение инновационной продукции организаций-участников Кластера на глобальные рынки.
Для решения данной задачи необходимы мероприятия Программы, направленные на поддержку международного патентования инновационной продукции, созданной промышленными партнерами организаций-участников Кластера; поддержку организаций-участников Кластера при оформлении нормативно-технических документов на созданную ими инновационную продукцию и получении разрешительных документов, необходимых для выхода на глобальные рынки. В рамках мероприятий Программы необходимо стимулирование создания совместных производств с участием международных партнеров; поддержка мероприятий по рекламе продукции и продвижению бренда Кластера, включая регистрацию и продвижение коллективных товарных марок, с целью привлечения иностранных инвестиций. Для продвижения продукции на российский и международные рынки необходимо содействие экспорту производимых на территории Кластера товаров и услуг; реализации индивидуальных и коллективных маркетинговых проектов, связанных с выходом на внешний рынок; поддержка участия организаций-участников Кластера в выставочно-ярмарочных и коммуникативных мероприятиях по представлению научно-технической продукции по тематике деятельности Кластера (форумы, конференции, семинары, круглые столы) в Российской Федерации и за рубежом.
5. Методическое, организационное, экспертно-аналитическое и информационное сопровождение деятельности Кластера.
Для решения данной задачи необходимы мероприятия Программы, направленные на поддержку деятельности центра кластерного развития Томской области, организацию мониторинга реализации Программы, стимулирование организационных механизмов кооперации участников Кластера в сфере образования, включая создание базовых кафедр производственных компаний в вузах, проведение стажировок; субсидирование подготовки и издания методических материалов Кластера.
Мероприятия Программы представлены в таблице 3.
Перечень
мероприятий Программы
Таблица 3
N |
Наименование цели, задачи, мероприятия Программы |
Срок исполнения |
Объем финансирования (тыс. руб.) |
В том числе за счет средств: |
Ответственные исполнители |
Показатели результата мероприятия |
|||||
федерального бюджета (тыс. руб.)* |
областного бюджета (тыс. руб.) |
местных бюджетов (тыс. руб.)* |
внебюджетных источников (тыс. руб.)* |
||||||||
утверждено |
потребность |
||||||||||
|
Цель Программы: обеспечение на территории Томской области высоких темпов роста объемов производства и вывода на глобальные рынки инновационных лекарственных препаратов, медицинской техники, биодеградируемых и композитных материалов, аппаратно-программных комплексов, в том числе медицинского назначения |
||||||||||
1. |
Задача 1. Увеличение темпов роста производства научно-технической продукции по тематическим направлениям деятельности Кластера |
||||||||||
1.1. |
Создание условий для формирования Кластера с учетом планов инновационного развития ведущих государственных корпораций. Оказание консультационных услуг организациям-участникам Кластера по вопросам подготовки заявок на конкурсное финансирование НИОКТР в рамках государственных и федеральных целевых программ |
всего |
9000 |
|
|
|
|
9000 |
Департамент по науке и инновационной политике Администрации Томской области |
Количество победивших заявок на конкурсное финансирование НИОКТР организаций-участников Кластера в рамках государственных и федеральных целевых программ - не менее 10 ежегодно |
|
2014 год |
2000 |
|
|
|
|
2000 |
|||||
2015 год |
3000 |
|
|
|
|
3000 |
|||||
2016 год |
4000 |
|
|
|
|
4000 |
|||||
1.2. |
Поддержка НИОКТР в области разработки инновационных лекарственных препаратов, медицинской техники, биодеградируемых и композитных материалов, аппаратно-программных комплексов, в том числе медицинского назначения, выполняемых совместно двумя и более организациями-участниками Кластера либо одной или более организациями-участниками Кластера совместно с иностранными организациями |
всего |
150000 |
|
|
|
|
150000 |
Департамент по науке и инновационной политике Администрации Томской области |
Количество поддержанных организаций-участников Кластера, ед. - не менее 40 к 2016 году |
|
2014 год |
25000 |
|
|
|
|
25000 |
|||||
2015 год |
50000 |
|
|
|
|
50000 |
|||||
2016 год |
75000 |
|
|
|
|
75000 |
|||||
1.3. |
Поддержка испытаний с целью подтверждения соответствия требованиям, сертификации предприятий и продукции, регистрации наукоемкой высокотехнологичной продукции, созданной организациями-участниками Кластера |
всего |
|
|
|
|
|
|
Департамент по науке и инновационной политике Администрации Томской области |
Количество поддержанных организаций-участников Кластера, ед. - не менее 1 ежегодно |
|
2014 год |
|
|
|
|
|
|
|||||
2015 год |
|
|
|
|
|
|
|||||
2016 год |
|
|
|
|
|
|
|||||
1.4. |
Оказание консультационных услуг по вопросам постановки продукции на производство и оценке ее соответствия обязательным требованиям |
всего |
|
|
|
|
|
|
Департамент по науке и инновационной политике Администрации Томской области |
Количество инновационных проектов для размещения в инжиниринговом центре с целью подготовки к запуску в промышленное производство (от предприятий и организаций-участников Кластера) - не менее 5 ежегодно |
|
2014 год |
|
|
|
|
|
|
|||||
2015 год |
|
|
|
|
|
|
|||||
2016 год |
|
|
|
|
|
|
|||||
2. |
Задача 2. Развитие системы адресной подготовки и повышения квалификации научных, инженерно-технических и управленческих кадров для организаций-участников Кластера |
||||||||||
2.1. |
Организация совместной учебной деятельности в учебных заведениях Консорциума томских университетов и научных организаций по программам среднего, высшего и дополнительного профессионального образования с участием промышленных организаций-участников Кластера (магистерские программы, спецкурсы, производственные практики) с последующим трудоустройством на предприятиях и организациях-участниках Кластера |
всего |
|
|
|
|
|
|
Департамент по науке и инновационной политике Администрации Томской области |
Количество специалистов, прошедших подготовку по программам среднего, высшего и дополнительного профессионального образования с участием промышленных организаций и трудоустроенных в организациях-участниках Кластера - не менее 2350 человек к 2016 году |
|
2014 год |
|
|
|
|
|
|
|||||
2015 год |
|
|
|
|
|
|
|||||
2016 год |
|
|
|
|
|
|
|||||
2.2. |
Профессиональная переподготовка, повышение квалификации и проведение стажировок работников организаций-участников Кластера (в том числе за рубежом) по тематике деятельности Кластера, в том числе в области управления инновационной деятельностью, метрологии, сертификации и постановки наукоемкой продукции на производство. Предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) на возмещение части затрат по организации и проведению образовательных мероприятий |
всего |
128000 |
77000 |
1000 |
20000 |
|
30000 |
Департамент по науке и инновационной политике Администрации Томской области |
Подготовка специалистов, ориентированных на реализацию и продвижение проектов Кластера, а также продукции и услуг организаций-участников Кластера - не менее 15 человек ежегодно |
|
2014 год |
28000 |
17000 |
1000 |
|
|
10000 |
|||||
2015 год |
50000 |
30000 |
|
10000 |
|
10000 |
|||||
2016 год |
50000 |
30000 |
|
10000 |
|
10000 |
|||||
3. |
Задача 3. Развитие инновационной, транспортной инфраструктуры, производственного потенциала и производственной кооперации организаций-участников Кластера |
||||||||||
3.1. |
Содействие развитию инновационной инфраструктуры Кластера, включая инжиниринговый центр, испытательный центр в области медицинских приборов. Предоставление субсидии Автономной некоммерческой организации "Томский региональный инжиниринговый центр" на приобретение производственного и лабораторного оборудования и оказание комплекса инженерно-консультационных услуг организациям-участникам Кластера |
всего |
2721490,487 |
894490,487 |
20000 |
60000 |
|
1747000 |
Департамент по науке и инновационной политике Администрации Томской области |
Количество организаций-участников Кластера, получивших инжиниринговые услуги, ед. - не менее 5 ежегодно |
|
2014 год |
856490,487 |
154490,487 |
20000 |
|
|
682000 |
|||||
2015 год |
1075000 |
370000 |
|
30000 |
|
675000 |
|||||
2016 год |
790000 |
370000 |
|
30000 |
|
390000 |
|||||
3.2. |
Содействие продвижению на рынок лекарственных препаратов, разработанных организациями-участниками Кластера. Предоставление субсидии Автономной некоммерческой организации "Томский региональный инжиниринговый центр" на обеспечение деятельности по лицензированию производства лекарственных препаратов |
всего |
23000 |
2000 |
1000 |
20000 |
|
|
Департамент по науке и инновационной политике Администрации Томской области |
Количество лицензий на производство лекарственных препаратов, полученных организациями-участниками Кластера: 2014 год - 1; 2015 год - 2; 2016 год - 2 |
|
2014 год |
3000 |
2000 |
1000 |
|
|
|
|||||
2015 год |
10000 |
|
|
10000 |
|
|
|||||
2016 год |
10000 |
|
|
10000 |
|
|
|||||
3.3. |
Субсидирование технологических работ по тематике деятельности Кластера по заказу крупных компаний-участников Кластера силами компаний малого и среднего бизнеса Томской области |
всего |
210000 |
|
|
20000 |
|
190000 |
Департамент по науке и инновационной политике Администрации Томской области; Департамент промышленности и развития предпринимательства Томской области |
Доля инновационной продукции Кластера в валовой добавленной стоимости базовых отраслей экономики Томской области - не менее 9% к 2016 году |
|
2014 год |
65000 |
|
|
|
|
65000 |
|||||
2015 год |
75000 |
|
|
10000 |
|
65000 |
|||||
2016 год |
70000 |
|
|
10000 |
|
60000 |
|||||
3.4. |
Содействие коммерциализации инновационных продуктов, разработанных организациями-участниками Кластера, в том числе лекарственных препаратов, медицинской техники, биодеградируемых и композитных материалов, аппаратно-программных комплексов, в том числе медицинского назначения. Предоставление субсидии Автономной некоммерческой организации "Томский региональный инжиниринговый центр" на обеспечение деятельности по поддержке организаций-участников Кластера в виде инновационных ваучеров |
всего |
52000 |
4000 |
4000 |
20000 |
|
24000 |
Департамент по науке и инновационной политике Администрации Томской области |
Количество организаций-участников Кластера, получивших поддержку в виде инновационных ваучеров, - не менее 8 ежегодно |
|
2014 год |
12000 |
4000 |
4000 |
|
|
4000 |
|||||
2015 год |
20000 |
|
|
10000 |
|
10000 |
|||||
2016 год |
20000 |
|
|
10000 |
|
10000 |
|||||
3.5. |
Оказание консультационных услуг по вопросам разработки инвестиционных проектов организациями-участниками Кластера в инновационной сфере по тематике деятельности Кластера |
всего |
110000 |
60000 |
|
20000 |
|
30000 |
Департамент по науке и инновационной политике Администрации Томской области |
Количество крупных инновационных и инвестиционных проектов, подготовленных организациями-участниками Кластера, - не менее 10 к 2016 году |
|
2014 год |
10000 |
|
|
|
|
10000 |
|||||
2015 год |
50000 |
30000 |
|
10000 |
|
10000 |
|||||
2016 год |
50000 |
30000 |
|
10000 |
|
10000 |
|||||
3.6. |
Содействие развитию объектов транспортной инфраструктуры для обеспечения деятельности Кластера |
всего |
1091949 |
1091949 |
|
|
|
|
Департамент транспорта, дорожной деятельности и связи Томской области; администрация Города Томска (по согласованию); Департамент по науке и инновационной политике Администрации Томской области |
Количество созданных и реконструированных объектов транспортной инфраструктуры, ед. - не менее 5 к 2016 году |
|
2014 год |
|
|
|
|
|
|
|||||
2015 год |
576549 |
576549 |
|
|
|
|
|||||
2016 год |
515400 |
515400 |
|
|
|
|
|||||
4. |
Задача 4. Продвижение инновационной продукции организаций-участников Кластера на глобальные рынки |
||||||||||
4.1. |
Содействие брендированию и рекламе продукции организаций-участников Кластера. Проведение выставочно-ярмарочных мероприятий, а также участие представителей организаций-участников Кластера в выставочно-ярмарочных и коммуникативных мероприятиях по представлению научно-технической продукции по тематике деятельности Кластера (форумы, конференции, семинары, круглые столы) в Российской Федерации и за рубежом, в том числе предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) на финансовое обеспечение затрат по проведению выставочно-ярмарочных мероприятий, а также участию представителей организаций-участников Кластера в выставочно-ярмарочных и коммуникативных мероприятиях по представлению научно-технической продукции по тематике деятельности Кластера (форумы, конференции, круглые столы) в Российской Федерации и за рубежом |
всего |
128000 |
75000 |
3000 |
20000 |
|
30000 |
Департамент по науке и инновационной политике Администрации Томской области |
Количество экспозиций, подготовленных для участия в выставочных мероприятиях, в том числе международных, - не менее 2 ежегодно |
|
2014 год |
28000 |
15000 |
3000 |
|
|
10000 |
|||||
2015 год |
50000 |
30000 |
|
10000 |
|
10000 |
|||||
2016 год |
50000 |
30000 |
|
10000 |
|
10000 |
|||||
4.2. |
Оказание консультационных услуг по вопросам, связанным с оформлением нормативно-технических документов на инновационную продукцию организаций-участников Кластера и получение разрешительных документов, необходимых для выхода на глобальные рынки |
всего |
|
|
|
|
|
|
Департамент по науке и инновационной политике Администрации Томской области; Департамент промышленности и развития предпринимательства Томской области |
Подготовленные нормативно-технические документы на инновационную продукцию, произведенную организациями-участниками Кластера |
|
2014 год |
|
|
|
|
|
|
|||||
2015 год |
|
|
|
|
|
|
|||||
2016 год |
|
|
|
|
|
|
|||||
4.3. |
Предоставление субсидий организациям-участникам Кластера на международное патентование инновационной продукции |
всего |
|
|
|
|
|
|
Департамент по науке и инновационной политике Администрации Томской области |
Количество зарубежных патентов и заключенных лицензионных соглашений организациями-участниками Кластера - не менее 10 за период действия Программы |
|
2014 год |
|
|
|
|
|
|
|||||
2015 год |
|
|
|
|
|
|
|||||
2016 год |
|
|
|
|
|
|
|||||
4.4. |
Содействие созданию совместных производств с участием международных партнеров |
всего |
|
|
|
|
|
|
Департамент по науке и инновационной политике Администрации Томской области; Департамент промышленности и развития предпринимательства Томской области |
Количество производств, созданных организациями-участниками Кластера совместно с международными партнерами - не менее 5 за период действия Программы |
|
2014 год |
|
|
|
|
|
|
|||||
2015 год |
|
|
|
|
|
|
|||||
2016 год |
|
|
|
|
|
|
|||||
5. |
Задача 5. Методическое, организационное, экспертно-аналитическое и информационное сопровождение деятельности Кластера |
||||||||||
5.1. |
Поддержка деятельности специализированной организации развития Кластера. Предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) на возмещение части затрат по осуществлению методического, организационного, экспертно-аналитического, информационного сопровождения деятельности Кластера, оказанию консультационных услуг по вопросам разработки, администрированию и управлению инвестиционными проектами, реализуемыми организациями-участниками Кластера в инновационной сфере по тематике деятельности Кластера |
всего |
106000 |
85000 |
1000 |
20000 |
|
|
Департамент по науке и инновационной политике Администрации Томской области; Департамент промышленности и развития предпринимательства Томской области |
Количество подготовленных кластерных проектов, реализуемых двумя или более организациями-участниками Кластера, ед.- не менее 5 ежегодно |
|
2014 год |
6000 |
5000 |
1000 |
|
|
|
|||||
2015 год |
50000 |
40000 |
|
10000 |
|
|
|||||
2016 год |
50000 |
40000 |
|
10000 |
|
|
|||||
5.2. |
Проведение мониторинга реализации Программы |
всего |
|
|
|
|
|
|
Департамент по науке и инновационной политике Администрации Томской области |
Рекомендации по совершенствованию механизмов реализации Программы |
|
2014 год |
|
|
|
|
|
|
|||||
2015 год |
|
|
|
|
|
|
|||||
2016 год |
|
|
|
|
|
|
|||||
5.3. |
Стимулирование организационных механизмов кооперации участников Кластера в сфере образования, включая создание базовых кафедр производственных компаний в вузах, проведение стажировок |
всего |
|
|
|
|
|
|
Департамент по науке и инновационной политике Администрации Томской области |
Количество базовых кафедр производственных компаний в вузах, ед. - не менее 1 ежегодно |
|
2014 год |
|
|
|
|
|
|
|||||
2015 год |
|
|
|
|
|
|
|||||
2016 год |
|
|
|
|
|
|
|||||
|
Итого |
всего |
4729439,487 |
2289439,487 |
30000 |
200000 |
|
2210000 |
|
|
|
2014 год |
1035490,487 |
197490,487 |
30000 |
|
|
808000 |
|||||
2015 год |
2009549 |
1076549 |
|
100000 |
|
833000 |
|||||
2016 год |
1684400 |
1015400 |
|
100000 |
|
569000 |
* По согласованию.
Распределение объемов финансирования за счет средств областного бюджета по главным распорядителям средств областного бюджета представлено в таблице 4.
Распределение
объемов финансирования за счет средств областного бюджета по главным распорядителям средств областного бюджета
Таблица 4
N п/п |
Наименование задачи, мероприятия Программы |
Срок исполнения |
Объем финансирования за счет средств областного бюджета (тыс. руб.) |
Ответственные исполнители - главные распорядители средств областного бюджета (ГРБС) |
Задача 2. Развитие системы адресной подготовки и повышения квалификации научных, инженерно-технических и управленческих кадров для организаций-участников Кластера | ||||
2.2. |
Профессиональная переподготовка, повышение квалификации и проведение стажировок работников организаций-участников Кластера (в том числе за рубежом) по тематике деятельности Кластера, в том числе в области управления инновационной деятельностью, метрологии, сертификации и постановки наукоемкой продукции на производство. Предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) на возмещение части затрат по организации и проведению образовательных мероприятий |
всего |
21000 |
Администрация Томской области в лице Финансово-хозяйственного управления Администрации Томской области |
2014 год |
1000 |
|||
2015 год |
10000 |
|||
2016 год |
10000 |
|||
Итого по задаче 2 |
всего |
21000 |
||
Задача 3. Развитие инновационной, транспортной инфраструктуры, производственного потенциала и производственной кооперации организаций-участников Кластера | ||||
3.1. |
Содействие развитию инновационной инфраструктуры Кластера, включая инжиниринговый центр, испытательный центр в области медицинских приборов. Предоставление субсидии Автономной некоммерческой организации "Томский региональный инжиниринговый центр" на приобретение производственного и лабораторного оборудования и оказание комплекса инженерно-консультационных услуг организациям-участникам Кластера |
всего |
80000 |
Администрация Томской области в лице Финансово-хозяйственного управления Администрации Томской области |
2014 год |
20000 |
|||
2015 год |
30000 |
|||
2016 год |
30000 |
|||
3.2. |
Содействие продвижению на рынок лекарственных препаратов, разработанных организациями-участниками Кластера. Предоставление субсидии Автономной некоммерческой организации "Томский региональный инжиниринговый центр" на обеспечение деятельности по лицензированию производства лекарственных препаратов |
всего |
21000 |
|
2014 год |
1000 |
|||
2015 год |
10000 |
|||
2016 год |
10000 |
|||
3.3. |
Субсидирование технологических работ по тематике деятельности Кластера по заказу крупных компаний-участников Кластера силами компаний малого и среднего бизнеса Томской области |
всего |
20000 |
|
2014 год |
- |
|||
2015 год |
10000 |
|||
2016 год |
10000 |
|||
3.4. |
Содействие коммерциализации инновационных продуктов, разработанных организациями-участниками Кластера, в том числе лекарственных препаратов, медицинской техники, биодеградируемых и композитных материалов, аппаратно-программных комплексов, в том числе медицинского назначения. Предоставление субсидии Автономной некоммерческой организации "Томский региональный инжиниринговый центр" на обеспечение деятельности по поддержке организаций-участников Кластера в виде инновационных ваучеров |
всего |
24000 |
|
2014 год |
4000 |
|||
2015 год |
10000 |
|||
2016 год |
10000 |
|||
3.5. |
Оказание консультационных услуг по вопросам разработки инвестиционных проектов организациями-участниками Кластера в инновационной сфере по тематике деятельности Кластера |
всего |
20000 |
|
2014 год |
- |
|||
2015 год |
10000 |
|||
2016 год |
10000 |
|||
Итого по задаче 3 |
всего |
165000 |
||
Задача 4. Продвижение инновационной продукции организаций-участников Кластера на глобальные рынки | ||||
4.1. |
Содействие брендированию и рекламе продукции организаций-участников Кластера. Проведение выставочно-ярмарочных мероприятий, а также участие представителей организаций-участников Кластера в выставочно-ярмарочных и коммуникативных мероприятиях по представлению научно-технической продукции по тематике деятельности Кластера (форумы, конференции, семинары, круглые столы) в Российской Федерации и за рубежом, в том числе предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) на финансовое обеспечение затрат по проведению выставочно-ярмарочных мероприятий, а также участию представителей организаций-участников Кластера в выставочно-ярмарочных и коммуникативных мероприятиях по представлению научно-технической продукции по тематике деятельности Кластера (форумы, конференции, круглые столы) в Российской Федерации и за рубежом |
всего |
23000 |
Администрация Томской области в лице Финансово-хозяйственного управления Администрации Томской области |
2014 год |
3000 |
|||
2015 год |
10000 |
|||
2016 год |
10000 |
|||
Итого по задаче 4 |
всего |
23000 |
||
Задача 5. Методическое, организационное, экспертно-аналитическое и информационное сопровождение деятельности Кластера | ||||
5.1. |
Поддержка деятельности специализированной организации развития Кластера. Предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) на возмещение части затрат по осуществлению методического, организационного, экспертно-аналитического, информационного сопровождения деятельности Кластера, оказанию консультационных услуг по вопросам разработки, администрированию и управлению инвестиционными проектами, реализуемыми организациями-участниками Кластера в инновационной сфере по тематике деятельности Кластера |
всего |
21000 |
Администрация Томской области в лице Финансово-хозяйственного управления Администрации Томской области |
2014 год |
1000 |
|||
2015 год |
10000 |
|||
2016 год |
10000 |
|||
Итого по задаче 5 |
всего |
21000 |
||
Итого по Программе |
всего |
230000 |
|
|
2014 год |
30000 |
|||
2015 год |
100000 |
|||
2016 год |
100000 |
4. Механизмы реализации и управления Программы, включая ресурсное обеспечение
Реализация Программы осуществляется путем выполнения предусмотренных мероприятий. Финансирование основных мероприятий Программы осуществляется в формах, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Общий объем финансирования Программы на 2014-2016 годы прогнозируется в размере 4729,439487 млн. руб. (2014 год - 1035,490487 млн. руб., 2015 год - 2009,549 млн. руб., 2016 год - 1684,4 млн. руб.), в том числе:
средства федерального бюджета - 2289,439487 млн. руб. (2014 год - 197,490487 млн. руб., 2015 год - 1076,549 млн. руб., 2016 год - 1015,4 млн. руб.);
средства областного бюджета - 230 млн. руб. (2014 год - 30 млн. руб., 2015 год - 100 млн. руб., 2016 год - 100 млн. руб.);
внебюджетные средства организаций, включая средства частных инвесторов (зарубежных и отечественных), международных программ и грантов, собственные средства организаций Томской области, направленные на развитие инновационной деятельности, - 2210,0 млн. руб. (2014 год - 808 млн. руб., 2015 год - 833 млн. руб., 2016 год - 569 млн. руб.).
Объемы финансирования Программы ежегодно уточняются после принятия федерального, областного и местных бюджетов на очередной финансовый год.
5. Контроль и мониторинг реализации Программы
Контроль за исполнением Программы осуществляет заместитель Губернатора Томской области по научно-образовательному комплексу и инновационной политике.
Исполнители Программы ежеквартально, в срок до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют заказчику Программы отчет о реализации Программы (годовой отчет - в срок до 25 января года, следующего за отчетным годом) и об использовании финансовых ресурсов по установленным заказчиком Программы формам.
Департамент по науке и инновационной политике Администрации Томской области представляет отчет о реализации Программы в Департамент экономики Администрации Томской области в сроки и по формам, утвержденным постановлением Администрации Томской области от 22.06.2012 N 237а "О государственных программах Томской области".
6. Оценка рисков в ходе реализации Программы
К основным рискам, которые могут повлиять на ход реализации Программы, относятся:
- резкие скачки в мировой экономике;
- возможное снижение финансирования федеральных и отраслевых программ, направленных на развитие научно-технической и инновационной деятельности;
- конкуренция со стороны региональных кластеров медико-биологического направления;
- непредсказуемый рост тарифов на обеспечение функционирования инфраструктуры Кластера.
Основными механизмами снижения угроз и рисков являются прогнозирование развития научно-технических и продуктовых трендов, развитие региональной инновационной инфраструктуры, усиление поддержки малых и средних инновационных предприятий, реализация мер государственной политики по развитию частно-государственного партнерства в инновационной сфере (реализация кластерной политики, деятельность технологической платформы "Медицина будущего").
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Томской области от 27 декабря 2013 г. N 577а "Об утверждении государственной программы "Развитие инновационного территориального кластера "Фармацевтика, медицинская техника и информационные технологии Томской области" на 2014-2016 годы"
Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2014 г.
Текст постановления опубликован в сборнике "Собрание законодательства Томской области" от 15 января 2014 г. N 1/2 часть 1
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Томской области от 25 декабря 2014 г. N 523а
Изменения вступают в силу со вступлением в силу соответствующих изменений в Закон Томской области от 27 декабря 2013 г. N 227-ОЗ "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов"
Постановление Администрации Томской области от 9 октября 2014 г. N 385а
Постановление Администрации Томской области от 22 мая 2014 г. N 191а