Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Конвенция ООН о правах инвалидов и развитие инклюзивного образования в Российской Федерации (Н.С. Волкова, Е.В. Пуляева, журнал "Журнал российского права", N 9, сентябрь 2017 г.)

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Волкова Н.С., Пуляева Е.В. Конвенция ООН о правах инвалидов и развитие инклюзивного образования в Российской Федерации


Volkova N.S., Pulyaeva E.V. United Nations Convention on the Rights of Persons with Disabilities (CRPD) and the Development of Inclusive Education in the Russian Federation


Н.С. Волкова - заместитель заведующего отделом социального законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, кандидат юридических наук


N.S. Volkova - deputy head of the Department of social legislation of the Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation, candidate of legal sciences


Е.В. Пуляева - ведущий научный сотрудник отдела социального законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, кандидат юридических наук


E.V. Pulyaeva - leading research fellow of the Department of social legislation of the Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation, candidate of legal sciences


Рассматриваются вопросы развития инклюзивного образования в Российской Федерации в аспекте реализации норм Конвенции ООН о правах инвалидов. Раскрываются теоретические и практические проблемы развития инклюзии в образовании через призму отечественного и зарубежного опыта. В фокусе внимания авторов - трансформация идеи инклюзивного образования от совместного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц без таких ограничений к адаптированному обучению в зависимости от образовательных потребностей.

Анализируются особенности инклюзивного образования в России как преимущественно интегративного. Исследуется практика и выявляются недостатки нормативно-правовой регуляции инклюзии на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации. Рассматривается содержательное наполнение понятия "специальные условия обучения". Особое внимание уделяется развитию инклюзивного образования в сфере профессионального образования и профессионального обучения.

Цель статьи - выявление современного состояния нормативного правового регулирования инклюзивного образования в Российской Федерации и перспективы его развития. В числе задач: исследование сложившихся в мировой практике подходов к пониманию инклюзивного образования; анализ исторических предпосылок трансформации идеи общедоступности образования к инклюзивности как ключевому принципу системы образования, нашедшему отражение в международных актах и национальном законодательстве; изучение российской практики регулирования вопросов образования лиц с ограниченными возможностями здоровья на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации.

Одним из основных методологических приемов исследования в статье является компаративистский подход. В сравнительно-правовом ключе анализируется законодательство зарубежных государств, регулирующее вопросы инклюзивного образования. Выявляется соотношение норм международного права и законодательства Российской Федерации в части имплементации в последнем принципов инклюзивного образования, закрепленных в международно-правовых актах.

По результатам исследования сделаны следующие ключевые выводы: 1) развитие инклюзивного образования в России осуществляется главным образом путем создания специальных условий обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья; 2) в российском образовательном пространстве складывается преимущественно интегративная модель образования детей с ограниченными возможностями здоровья, исходящая из концепции адаптации обучающегося к образовательной системе; 3) для создания "истинно" инклюзивной модели образования в России необходимы реальные перемены в мышлении и культуре обучения; требуется смена парадигмы эксклюзивного образования на инклюзивное.


The issues of the development of inclusive education in the Russian Federation in the aspect of implementing the norms of the United Nations Convention on the Rights of Persons with Disabilities are considered. The authors disclose theoretical and practical problems of the development of inclusion in education through the prism of domestic and foreign experience. In the focus of authors' attention is the transformation of the idea of inclusive education from the joint education of persons with disabilities and persons without such restrictions to adapted training depending on educational needs.

The features of inclusive education in Russia as a predominantly integrative one are analyzed. Practice is being investigated and shortcomings in the regulatory and legal regulation of inclusion at the federal level and the level of the constituent entities of the Russian Federation are revealed. The content of the concept of "special training conditions" is considered. Particular attention is paid to the development of inclusive education in vocational education and vocational training.

The purpose of the article is to identify the current state of the regulatory legal regulation of inclusive education in the Russian Federation and the prospects for its development. Among the tasks: the study of the approaches to understanding inclusive education that has developed in the world practice; an analysis of the historical prerequisites for transforming the idea of the general availability of education to inclusiveness as a key principle of the education system, reflected in international instruments and national legislation; the study of the Russian practice of regulating the education of persons with disabilities at the federal level and the level of the constituent entities of the Russian Federation.

One of the main methodological methods of research in the article is the comparative approach. In the comparatively legal way the legislation of foreign states regulated the issues of inclusive education is analysed. The correlation between the norms of international law and the legislation of the Russian Federation regarding the implementation of the last principles of inclusive education, enshrined in international legal instruments, is revealed.

According to the results of the study the following key conclusions are made: 1) the development of inclusive education in Russia is carried out mainly by creating special educational conditions for children with disabilities; 2) in the Russian educational space an integrative model for the education of children with disabilities is emerging proceeding from the concept of adapting the learner to the educational system; 3) to create a "truly" inclusive model of education in Russia real changes in thinking and learning culture are necessary; it requires a paradigm shift of exclusive education to inclusive education.


Ключевые слова: инклюзивное образование, лица с ограниченными возможностями здоровья, специальные условия обучения, мейнстриминг в образовании, адаптированная образовательная программа.


Keywords: inclusive education, persons with disabilities, special training conditions, mainstreaming in education, adapted educational program.


Конвенция ООН о правах инвалидов и развитие инклюзивного образования в Российской Федерации


Авторы:


Н.С. Волкова - заместитель заведующего отделом социального законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, кандидат юридических наук


Е.В. Пуляева - ведущий научный сотрудник отдела социального законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, кандидат юридических наук


"Журнал российского права", 2017, N 9