Определение Верховного Суда РФ от 25.05.2017 N 308-ЭС16-20201
Предъявить иск о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности на объект, который не обладает признаками недвижимого имущества, вправе собственник земельного участка, на котором этот объект расположен, арендатор земельного участка, которому участок предоставлен его собственником для строительства объекта недвижимости, а также в исключительных случаях лица, законные права которых нарушены юридическим фактом регистрации права собственности иного лица на спорный объект.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в редакции до 01.01.2017 государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ; государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В п. 52 постановления Пленума ВС РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующим.
Предъявить иск о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности на объект, который не обладает признаками недвижимого имущества, вправе собственник земельного участка, на котором этот объект расположен, арендатор земельного участка, которому участок предоставлен его собственником для строительства объекта недвижимости, а также в исключительных случаях лица, законные права которых нарушены юридическим фактом регистрации права собственности иного лица на спорный объект.
Понежина Ю.М. не является ни собственником, ни арендатором земельного участка, находящегося в государственной собственности, на котором расположено спорное здание склада, принадлежащее с 2008 г. Хворову В.А. Свое право на предъявление настоящего иска Понежина Ю.М. обосновала тем, что она претендует на выкуп находящегося в государственной собственности земельного участка, сформированного по ее заявлению в 2014 г. для эксплуатации приобретенных ею в 2012-2013 гг. всех помещений административно-бытового корпуса, а наличие в границах сформированного участка здания склада, принадлежащего Хворову В.А., является препятствием для приватизации этого участка.
В соответствии с п. 1 ст. 36 ЗК РФ, действовавшей до 01.03.2015, и п. 1 ст. 39.20 этого же Кодекса исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане и юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (если иное не установлено законом).
В силу ст. 552 ГК РФ и п. 1 ст. 35 ЗК РФ при продаже недвижимости (переходе права собственности), находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.
Как установлено судами и следует из материалов дела, истец приобрел в собственность административно-бытовой корпус, который находится на государственном земельном участке площадью 21 536,98 кв. м с кадастровым номером 61:45:0000150:2. Ранее данный участок был предоставлен в аренду обществу "СКБ КО" для эксплуатации производственной базы с расположенными на нем объектами, в том числе теми, собственниками которых в дальнейшем стали ответчик и истец. Таким образом, к истцу перешло право пользования той частью земельного участка, которая занята его объектом и необходима для его использования с учетом находящихся на участке с кадастровым номером 61:45:0000150:2 иных объектов.
Сам по себе факт формирования по заявлению истца из земельного участка с кадастровым номером 61:45:0000150:2 земельного участка площадью 8146 кв. м не свидетельствует о том, что весь этот участок, на котором находится административно-бытовой корпус и спорный склад, который, как указано в договоре купли-продажи от 29.02.2008, был приватизирован его предыдущим собственником в 1992 г. (доказательств обратного истец не представил), необходим для эксплуатации объекта недвижимости, принадлежащего Понежиной Ю.М.
Поскольку спорный склад расположен на государственном земельном участке более 20 лет, ранее находился в государственной собственности, публичный собственник участка не высказывал возражений против нахождения этого объекта на участке и его наличие не являлось препятствием для эксплуатации административно-бытового корпуса, при приобретении данного здания Понежиной Ю.М было известно о нахождении на земельном участке склада, у судов не имелось оснований считать, что государственной регистрацией права собственности ответчика на спорный объект нарушены законные права истца и он вправе требовать признания отсутствующим зарегистрированного права собственности ответчика на спорный объект, который на момент составления плана приватизации от 09.12.1992 и на момент приобретения его Хворовым В.А. (29.02.2008) был учтен как объект недвижимости и согласно имеющемуся в деле техническому паспорту имеет бетонный фундамент и металлические стены.