Предоставление гарантий и компенсаций работникам, занятым на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда
В.И. Власов,
специалист Федерации независимых профсоюзов России
О.М. Крапивин,
руководитель группы Научного центра профсоюзов,
кандидат экономических наук
Журнал "Гражданин и право", N 6, июнь 2017 г.
I. О реформировании системы предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда
Рассмотрим отдельные положения информационного письма Министерства труда и социальной защиты РФ "Реформирование системы предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда"*(1) в части, представляющей практический интерес непосредственно для работодателей, работников, профсоюзных комитетов.
Нормативные предпосылки реформирования системы предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда.
На протяжении многих десятилетий указанные гарантии и компенсации предоставлялись работникам на основании:
Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденного постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. N 298/П-22*(2), а также Типового положения об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда, утвержденного постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 3 октября 1986 г. N 387/22-78*(3);
Списков N 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 (Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях; Список N 2 производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях).
Сложившаяся со времен СССР модель списочного компенсирования причиняемого работникам вреда была обусловлена тем, что единственным работодателем было государство, которое обеспечивало (должно было обеспечивать) одинаковые (типовые) условия труда и производственные процессы в зависимости от профессий, должностей и видов выполняемых работ. Такой подход давал работникам государственные гарантии компенсации причиненного вреда здоровью в процессе трудовой деятельности, а также гарантированный государством доход в случае утраты способности самостоятельного заработка. Соответственно, если видов работ, профессий и должностей, имеющихся у работодателя, в указанных выше списках нет, компенсации работникам не предоставлялись.
В современных реалиях обеспечиваемые работодателями условия труда в рамках одного и того же вида деятельности могут иметь значительные различия. Однако указанный выше списочный подход не позволяет провести экономически справедливую дифференциацию затрат как работодателей, так и государства (в части пенсионной системы) в зависимости от степени реальной вредности и опасности условий труда на конкретном рабочем месте. Соответственно работодателям невыгодно вкладывать средства в улучшение условий труда, поскольку никакие мероприятия по данному направлению не снизят их затраты по указанным выше направлениям.
Работа по реформированию сложившейся системы предоставления гарантий и компенсаций была начата путем введения в 2006 г. в ст. 219 ТК РФ нормы, согласно которой размеры компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия их предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Правительство РФ постановлением от 20 ноября 2008 г. N 870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда"*(4) определило минимальный размер соответствующих компенсаций, устанавливаемых по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда.
Порядок аттестации рабочих мест по условиям труда был утвержден на основании ст. 209 ТК РФ приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. N 342н*(5) и введен в действие с 1 сентября 2011 г.
В этих условиях стала формироваться неоднозначная судебная практика по вопросам предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда.
Так, с одной стороны, Конституционный Суд РФ определением от 7 февраля 2013 г. N 135-О*(6) определил, что ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее семи календарных дней должен предоставляться всем работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, включая тех, чьи профессии, должности или выполняемая работа не предусмотрены Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, но работа которых в условиях воздействия вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса подтверждается результатами аттестации рабочих мест по условиям труда.
С другой стороны, Верховный Суд РФ решением от 14 января 2013 г. N АКПИ12-1570 разъяснил, что при установлении по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда 3-го класса любой степени вредности работник независимо от того, поименована или нет его профессия, должность в Списке 1974 г., имеет право на соответствующие компенсации в размерах не ниже установленных постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. N 870. Вместе с тем в случаях, когда по данной профессии, должности Списком предусмотрены более высокие компенсации работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, подлежит применению Список, поскольку до настоящего времени не принят нормативный правовой акт, предусмотренный пунктом 2 указанного постановления, позволяющий дифференцировать виды и размеры компенсаций в зависимости от степени вредности условий труда.
Кроме того, статьей 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"*(7) с 2013 г. установлен дополнительный тариф страховых взносов в Пенсионный фонд РФ для плательщиков, использующих труд наемных рабочих, чьи профессии предусмотрены Списками N 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10.
При этом часть 4 указанной статьи предусматривает, что плательщики страховых взносов освобождаются от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ по дополнительным тарифам по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, устанавливаемом отдельным федеральным законом.
Соответствующий федеральный закон в настоящее время отсутствует, при этом упомянутое выше наименование данной процедуры не позволяет применить к ней нормы, регулирующие проведение аттестации рабочих мест по условиям труда.
Таким образом, существующее в настоящее время правовое регулирование вопросов предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, является противоречивым и недостаточным.
Мероприятия по реформированию системы предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на рабочих местах с особыми условиями труда
Как следует из приведенного выше текста, действовали две процедуры исследования условий труда на рабочих местах с особыми условиями труда:
- аттестация рабочих мест, осуществляемая на основании ст. 209 ТК РФ, с целью установления сокращенной продолжительности рабочего времени, минимальной продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимального размера повышения оплаты труда;
- специальная оценка условий труда, которая должна осуществляться на основании отдельного федерального закона во исполнение ст. 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ в целях освобождения от уплаты дополнительных страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Очевидно, что указанные две процедуры, по сути, должны были быть объединены и унифицированы, с тем чтобы работодатель проводил исследование рабочего места своих работников однократно, а не дважды и чтобы результаты данного исследования использовались как в целях уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, так и в целях предоставления иных гарантий и компенсаций в процессе осуществления работником его трудовой деятельности.
Важная проблема, связанная с разработкой проекта федерального закона о специальной оценке условий труда, заключалась в том, что данная процедура, которая придет на смену аттестации рабочих мест, не может являться самодостаточной, так как должна представлять собой инструмент перехода от формального "списочного" подхода к предоставлению гарантий и компенсаций к подходу, учитывающему в указанных целях исключительно фактическое вредное и (или) опасное воздействие на организм работника.
Такой подход позволит, с одной стороны, максимально объективно решать вопрос о необходимости компенсации вредных (опасных) условий труда конкретному работнику на конкретном рабочем месте, а с другой - экономически простимулировать работодателей вкладывать средства в улучшение условий и в охрану труда в целях оптимизации своих дальнейших издержек (по предоставлению гарантий и компенсаций и по уплате дополнительных страховых взносов в Пенсионный фонд РФ).
В этой связи разработка условий проведения специальной оценки условий труда должна была осуществляться не самостоятельно, а в пакете с иными законодательными инициативами и подзаконными актами и представлять собой целостный, комплексный проект, направленный на улучшение условий труда и замещение рабочих мест с вредными (опасными) условиями труда.
В состав вышеуказанного нормативного "пакета" должны были войти:
а) проект федерального закона о специальной оценке условий труда;
б) поправки в ТК РФ, предусматривающие процедуру специальной оценки условий труда как основание для решения вопроса о предоставлении работнику гарантий и компенсаций в связи с работой во вредных и опасных условиях труда; подзаконные акты, конкретизирующие порядок, условия и размеры предоставления соответствующих гарантий и компенсаций, выдачи средств индивидуальной защиты;
в) поправки в законодательство о страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, направленные на дифференциацию тарифов дополнительных страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в зависимости от выявленного по результатам специальной оценки условий труда класса профессионального риска (класса условий труда);
г) поправки в пенсионное законодательство, регулирующие учет пенсионных прав и условия пенсионного обеспечения работников, за которых осуществляется уплата дополнительных взносов в Пенсионный фонд РФ, а также особенности сохранения, учета и конвертации (при необходимости) прав работников, осуществляющих трудовую деятельность на рабочих местах, включенных в Списки N 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденные постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10;
д) поправки в законодательство об обязательном социальном страховании, направленные на постепенный переход возмещения так называемого досрочного периода выплаты пенсии из системы обязательного пенсионного страхования в систему обязательного социального страхования с установлением процедуры индивидуальной оценки риска приобретения профессионального заболевания при условии продолжения работы и, соответственно, индивидуальной оценки нуждаемости в выплате страхового обеспечения досрочно.
Отдельно следует отметить, что все предлагаемые законодательные новеллы должны были обеспечивать преемственность с существующими процедурами, сохранение ранее приобретенных прав, а также учитывать неоднократно сформулированные Конституционным Судом РФ принципы стабильности правового регулирования и поддержания доверия граждан к действиям государства.
Вопросы введения единого способа исследования условий труда на рабочих местах - специальной оценки условий труда
В соответствии с действующим порядком аттестация рабочих проводится совместно работодателем и независимой аттестующей организацией, имеющей государственную аккредитацию.
Аттестующая организация отвечает за проведение оценки соответствия условий труда государственным нормативным требованиям. Оценка производится по следующим параметрам:
- физические факторы рабочей среды;
- травмоопасность оборудования;
- обеспеченность работников средствами индивидуальной защиты;
- оценка тяжести и напряженности трудового процесса.
Аттестующая организация сопоставляет фактические значения проведенных оценок с государственными нормативами. На основании проведенной оценки рабочему месту присваивается класс условий труда, который зависит от уровня превышения фактических значений факторов установленных государством нормативов.
Далее по решению аттестационной комиссии, в которую входят представители работодателя, работников и аттестующей организации, принимается решение о формировании перечней контингентов работников, подлежащих периодическим медицинским осмотрам, перечней работников, которым положены компенсации, а также в случае необходимости корректируется перечень выдаваемых работникам средств индивидуальной защиты.
Вводимая процедура специальной оценки условий труда должна, исходя из принципа стабильности правового регулирования, сохранять преемственность к процедуре аттестации рабочих мест и одновременно учитывать и исправить все выявленные в правоприменительной практике недостатки данной системы.
Примерный перечень вопросов, требующих переосмысления и корректировки, может быть следующим:
1) Процедура допуска на рынок услуг по проведению специальной оценки условий труда. Существующий механизм аккредитации соответствующих лабораторий в органах Росаккредитации требует более четкого описания предмета аккредитации в части, например, оценки напряженности труда, осуществляемой чаще всего исключительно экспертным путем, без проведения инструментальных исследований. Требует дополнительной проработки процедура выдачи Минтрудом России финального документа, подтверждающего право проводить специальную оценку условий труда, а также возможность участия в регулировании деятельности соответствующих компаний их саморегулируемых организаций.
Оптимальным вариантом представляется разделение процедуры на две составляющие в любой последовательности:
- аккредитация лаборатории (средств измерений) в системе Росаккредитации;
- сертификация экспертов по охране труда (экспертов по специальной оценке условий труда), осуществляемая Минтрудом России. В рамках данной процедуры будет проверено соответствие эксперта утвержденным квалификационным требованиям, включая его знания и умения по осуществлению объективной экспертной оценки напряженности труда.
В перспективе может быть рассмотрен вопрос о возможности осуществления сертификации специалистов силами саморегулируемой организации, однако на первоначальном этапе целесообразно сохранить данную функцию за государством.
Выданные в настоящее время без указания срока действия уведомления о включении в реестр организаций, занимающихся аттестацией рабочих мест, должны в течение переходного периода (три-пять лет) давать право на проведение специальной оценки условий труда с последующей заменой в изложенном выше порядке.
2) При проведении специальной оценки условий труда должно оцениваться не только рабочее место, но и используемые работником для защиты от вредных и опасных факторов средства индивидуальной защиты. Только такой подход позволит, с одной стороны, объективно оценивать класс вредности труда на соответствующем рабочем месте, а с другой - стимулировать работодателя использовать более эффективные средства индивидуальной защиты.
Однако при этом необходимо разумное ограничение возможности снижения класса условий труда в зависимости от используемых средств индивидуальной защиты, с тем чтобы проводимые работодателями мероприятия по охране труда не ограничивались исключительно обеспечением работников указанными средствами. В целях такого рода ограничения можно использовать определенные правила и пределы снижения класса условий труда по данному основанию.
3) Требуют переосмысления и, возможно, корректировки государственные нормативы, на основании которых присваивается класс вредности. Представляется, что наряду с абсолютно бесспорными и не вызывающими сомнения показателями, характеризующими, например, температуру, магнитное излучение, загрязнение воздуха пылью и т.д., ряд нормативов либо не используется практически нигде в мире (пульсация света), либо завышен (уровень шума для отдельных категорий работников, например врачей), либо носит оценочный, субъективный характер с сомнительным воздействием на жизнь и здоровье работника (показатели напряженности труда для значительного количества профессий, в первую очередь, руководящих).
Оптимальной представляется гармонизация нормативов с нормативами сопоставимых по уровню промышленного и экономического развития стран, например государств - членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Соответствующие нормативы условий труда должны устанавливаться Минтрудом России на основе научно обоснованных данных и существующих нормативов в различных сферах (в том числе на основе санитарно-гигиенических нормативов).
4) Специальная оценка условий труда должна осуществляться с определенной законом периодичностью (например, один раз в пять лет) безусловно в отношении рабочих мест, предусмотренных Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденным постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. N 298/П-22, а также Списками N 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденными постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10.
Специальная оценка условий труда на иных рабочих местах (в том числе офисных и торговых) может осуществляться только для целей предоставления гарантий и компенсаций в соответствии с трудовым законодательством (без возникновения права на досрочное пенсионное обеспечение) по следующему алгоритму.
На первоначальном этапе эксперт по специальной оценке условий труда на основе утверждаемого Минтрудом России в соответствии с законом классификатора опасностей совместно с работодателем экспертным путем оценивает наличие или отсутствие тех или иных факторов опасности (факторов вредного воздействия) для работника. При их отсутствии работодателем на основании заключения эксперта подается в орган Роструда декларация о безопасности рабочих мест, находящихся под контролем данного работодателя. Если опасности (вредные факторы) присутствуют, то проводится полноценная процедура специальной оценки условий труда, по итогам которой производится классификация условий труда.
Также специальная оценка условий труда должна проводиться по требованию профсоюзов либо в порядке проведения государственной экспертизы условий труда в соответствии со ст. 216.1 ТК РФ.
5) В перспективе может быть введено правило, согласно которому, если по результатам, например, трех или четырех процедур специальной оценки условий труда данные условия признаны благоприятными или допустимыми, дальнейшая оценка данного рабочего места не проводится.
6) В перспективе результаты специальной оценки рабочих мест должны аккумулироваться в единой базе данных, принципы ведения которой должны позволять использовать ее данные совместно с данными системы индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Корректировка трудового законодательства
Требуется внесение в ТК РФ изменений, направленных на замену процедуры аттестации рабочих мест процедурой специальной оценки условий труда (проводимой в соответствии с отдельным федеральным законом) в качестве основания для предоставления гарантий и компенсаций в связи с работой во вредных и (или) опасных условиях.
В развитие упомянутых норм потребуется принятие подзаконных нормативных правовых актов (на уровне Правительства РФ либо на уровне Минтруда России), устанавливающих размеры (уровни) указанных гарантий и компенсаций в зависимости от класса вредности (класса профессионального риска), начиная с класса 3.1.
Учитывая, что в настоящее время в силу отраслевого лоббизма в позднем советском периоде в целом ряде случаев одни и те же вредные производственные факторы компенсируются по-разному в различных отраслях, представляется целесообразным установление гибкого уровня предоставления гарантий и компенсаций по каждому классу с возможностью его корректировки как в сторону понижения (на основании коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда либо ранее проведенной аттестации рабочих мест) с указанием предельного "шага" снижения, так и в сторону увеличения по таким же правилам. Возможность реализации такого подхода требует углубленных консультаций со всеми сторонами социального партнерства. Разработка указанных документов может осуществляться параллельно с принятием законодательных решений.
Определение размера тарифов страховых взносов
Закрепленный статьей 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" подход, согласно которому плательщики страховых взносов освобождаются от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ по дополнительным тарифам по результатам специальной оценки условий труда, представляется несколько упрощенным и требующим корректировки.
Очевидно, что перспектива такого освобождения является действенным стимулом для работодателя вкладывать средства в улучшение условий труда и модернизацию основных фондов. Экономический эффект от таких вложений мультиплицируется не только на охрану и производительность труда, но и на сферу здравоохранения, налоговую систему и т.д. Это означает, что затраты работодателя на улучшение условий труда и модернизацию производства дадут выгоды и ему самому, и работнику, и государству.
При этом представляется, что условия труда по большинству профессий, предусмотренных Списком N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, могут быть существенно улучшены, но не до такой степени, чтобы быть признанными безопасными или допустимыми (классы 1 и 2).
В существующем правовом регулировании это означает, что работодатель, имеющий такие рабочие места, не заинтересован вкладывать средства в улучшение условий труда, поскольку быть освобожденным от уплаты дополнительного тарифа страховых взносов он не сможет.
Данная проблема может быть решена путем установления дифференцированного тарифа дополнительных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по каждому из классов, начиная с классов 1 и 2 (с тарифом 0%) и заканчивая классом 4 (с тарифом 9% или более). Шкала требует тщательных расчетов, для того чтобы на старте остаться в бюджетных параметрах уже принятого решения по дополнительному тарифу страховых взносов (чтобы совокупные доходы от их поступления на дату вступления закона в силу не уменьшились по сравнению с расчетными).
По результатам специальной оценки условий труда на конкретном рабочем месте сроком на пять лет будет устанавливаться тариф дополнительных взносов в Пенсионный фонд РФ, соответствующий присвоенному классу вредности (классу профессионального риска).
Таким образом, работодатель, имеющий рабочие места, отнесенные, например, к Списку N 1, не сможет быть полностью освобожден от уплаты дополнительных взносов, но в случае снижения на этих рабочих местах класса вредности тариф дополнительных страховых взносов за эти рабочие места также снизится.
При этом уплата дополнительного тарифа страховых взносов будет осуществляться по данным правилам только в отношении работников, занятых на рабочих местах, предусмотренных Списками N 1 и 2. За иных работников уплата страховых взносов по дополнительному тарифу осуществляться не будет вне зависимости от установленного по итогам специальной оценки класса условий труда.
Пенсионные права работников на текущем этапе и в переходный период
Результаты специальной оценки условий труда возможно применить к пенсионным правам работников с существенными ограничениями.
1. Право на досрочное назначение трудовой пенсии обусловлено наличием профессии в Списке N 1 или 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10.
Это означает, что независимо от того, какой класс вредности присвоен рабочему месту по результатам специальной оценки условий труда (например, класс вредности по профессии, включенной в Список N 1, может быть установлен на уровне, который более соответствовал бы Списку N 2), право на досрочное пенсионное обеспечение работник получит по условиям, соответствующим Списку, в который включена его профессия.
Исключением из этого правила может являться установление рабочему месту класса вредности 1 или 2 (благоприятные или допустимые условия труда). В этом случае на период до проведения следующей специальной оценки условий труда право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с работой на данном рабочем месте не формируется (т.е. рабочее место считается как бы условно изъятым из Списка сроком на пять лет).
2. Применение "списочного" подхода к формированию пенсионных прав граждан предлагается сохранить в отношении всех лиц, которые по состоянию на определенную дату будут иметь хотя бы один день трудового стажа работы во вредных и опасных условиях. Дату целесообразно установить с соблюдением конституционного принципа "разумного переходного периода" и "возможности адаптации действий и поведения граждан к меняющемуся правовому регулированию". С учетом изложенного представляется правильным установить после вступления закона в силу переходный период.
Перевод досрочного пенсионного обеспечения в систему Фонда социального страхования РФ
В качестве конечной цели реформирования предоставления права на досрочное пенсионное обеспечение в связи с вредными и опасными условиями труда представляется целесообразным перевод данной системы в Фонд социального страхования Российской Федерации с переходом на индивидуальную оценку:
- состояния здоровья работника;
- риска возникновения у работника профессионального заболевания при условии продолжения работы во вредных и (или) опасных условиях;
- нуждаемости в выплате работнику страхового обеспечения до достижения им общеустановленного возраста выхода на пенсию при условии оставления работы во вредных и (или) опасных условиях.
Такой подход позволит в долгосрочной перспективе существенно снизить нагрузку на пенсионную систему в связи с существующим в настоящее время тотальным назначением всем досрочного пенсионного обеспечения с одновременным продолжением работы во вредных и (или) опасных условиях, а также пересмотреть фискальную политику в отношении работодателей в части дополнительного тарифа страховых взносов, призванного компенсировать указанные расходы пенсионной системы.
Реализация подобного подхода в современных условиях представляется небесспорной и требует детального и глубокого научного обоснования.
II. Специальная оценка условий труда
Правовые и организационные основы, порядок проведения специальной оценки условий труда, правовое положение, права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда определены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда"*(8) (далее - Закон).
Предметом регулирования Закона являются отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Одновременно с Законом был принят Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда"*(9), которым в ТК РФ были внесены изменения, направленные на замену процедуры аттестации рабочих мест по условиям труда процедурой специальной оценки условий труда в качестве основания для предоставления работникам гарантий и компенсаций в связи с работой во вредных и (или) опасных условиях труда.
Обратимся к тексту тех положений Закона, которые имеют непосредственное отношение к организации охраны труда в организациях, на предприятиях - теме настоящей работы.
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ст. 3 Закона).
Результаты проведения специальной оценки условий труда применяются для:
1) разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников;
2) информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;
3) обеспечения работников средствами индивидуальной защиты (ст. 212, 221 ТК РФ), а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты (ст. 212 ТК РФ);
4) осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах (ст. 212 ТК РФ);
5) организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников (ст. 213 ТК РФ);
6) установления работникам предусмотренных ТК РФ гарантий и компенсаций (ст. 92, 117, 147, 213, 221, 222 ТК РФ);
7) решения вопроса о связи возникших у работников заболеваний с воздействием на работников на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, а также расследования несчастных случаев на производстве (ст. 227-231 ТК РФ) и профессиональных заболеваний;
8) рассмотрения и урегулирования разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда, между работниками и работодателем и (или) их представителями (главы 60 и 61 ТК РФ);
9) определения в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и с учетом государственных нормативных требований охраны труда видов санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников, их объема и условий их предоставления (ст. 223 ТК РФ);
10) оценки уровней профессиональных рисков (Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 12.0.010-2009 "Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков");
11) иных целей, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 7 Закона).
Регулирование специальной оценки условий труда осуществляется ТК РФ, настоящим Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом нормы, регулирующие специальную оценку условий труда и содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, должны соответствовать нормам ТК РФ (ст. 2 Закона).
В связи с изложенным приведем перечень статей ТК РФ, в которые внесены изменения указанным выше Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 421 в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда".
К ним относятся ст. 6, 11, 15, 16, 19.1, 20-22, 57, 61, 67, 67.1, 92, 94, 104, 117, 126, 146, 147, 186, 209, 210, 212, 213, 215, 216, 216.1, 217, 219, 220, 224, 253, 282, 283, 312.3, 351.3, 356, 357, 360.
Обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возложены Законом на работодателя. Она проводится (порядок проведения специальной оценки условий труда определен главой 2 Закона) не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено Законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. Она проводится совместно работодателем и организацией или организациями (правовое положение этих организаций определено главой 3 Закона), привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.
Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой Минтрудом РФ. В настоящее время действует Приказ Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки труда и инструкции по ее заполнению"*(10).
Важно отметить, что пунктом 3 ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ предусмотрено, что при реализации, согласно ТК РФ, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на работников вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу данного закона при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.
Таким образом, указанные компенсации, установленные до 1 января 2014 г. (день вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 421), должны быть сохранены в том случае, если они меньше компенсаций, предусмотренных ТК РФ в редакции указанного Федерального закона. Однако при условии, что сохранились условия труда на рабочих местах, явившихся основанием для назначения компенсаций до 1 января 2014 г.
В ст. 27 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ, вступившего в силу 1 января 2014 г., содержатся нормы, определяющие преемственность в работе специализированных организаций, исследующих состояние условий труда на рабочих местах, в переходный период, обусловленной отменой аттестации рабочих мест по условиям труда и введением специальной оценки условий труда. Определены полномочия этих специализированных организаций, которые до 1 января 2014 г. проводили аттестацию рабочих мест по условиям труда, в формально новой для них деятельности - специальной оценке условий труда на рабочих местах.
1. Организации, аккредитованные в порядке, действовавшем до 1 января 2014 г., в качестве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда, вправе проводить специальную оценку условий труда до истечения срока действия имеющихся на 1 января 2014 г. аттестатов аккредитации испытательных лабораторий (центров) этих организаций, но не позднее 31 декабря 2018 г.
До вступления в силу федерального закона об аккредитации в национальной системе аккредитации аккредитация испытательных лабораторий (центров) осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании"*(11)).
2. Организации, которые аккредитованы в порядке, действовавшем до 1 января 2014 г., в качестве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда, и имеют в своем составе испытательные лаборатории (центры), срок действия аттестатов аккредитации которых истекает в 2014 г., вправе проводить специальную оценку условий труда без учета требований, установленных пунктом 2 ч. 1 ст. 19 указанного выше закона, до 31 декабря 2014 г. включительно.
Напомним читателям, что, согласно п. 2 ч. 1 ст. 19 Закона, в организации, проводящей специальную оценку условий труда, должно быть не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей: врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям.
3. В случае если до 1 января 2014 г. в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, то специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в ч. 1 ст. 17 Закона. При возникновении обстоятельств, перечисленных в ч. 1 ст. 17 (замена производственного оборудования, изменение производственного процесса, состава применяемых материалов и (или) сырья, ввод в эксплуатацию новых рабочих мест и т.д.), работодатель обязан провести внеплановую специальную оценку условий труда. Она проводится на соответствующих рабочих местах в течение шести месяцев со дня наступления указанных в ч. 1 ст. 17 обстоятельств.
При этом для целей, определенных статьей 7 Закона, используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до 1 января 2014 г. порядком.
(Продолжение следует)
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Профсоюзная юридическая газета. Приложение к газете "Солидарность". 2013. N 19.
*(2) См.: Ветеринарное законодательство. Сб. Т. III. М., 1981.
*(3) См.: Бюллетень Госкомтруда СССР. 1987. N 2.
*(4) См.: Российская газета. 2008. 28 ноября. Утратило силу в связи с постановлением Правительства РФ от 30 июля 2014 г. N 726 // СЗ РФ. 2014. N 32. Ст. 44-99.
*(5) См.: Российская газета. 2011. 24 июня.
*(6) См.: Вестник Конституционного Суда РФ. 2013. N 2.
*(7) См.: Российская газета. 2009. 28 июля.
*(8) См.: Российская газета. 2013. 30 декабря.
*(9) См.: Российская газета. 2013. 31 декабря.
*(10) См.: Российская газета. 2014. 28 марта.
*(11) См.: Российская газета. 2002. 31 декабря.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Власов В.И., Крапивин О.М. Предоставление гарантий и компенсаций работникам, занятым на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда
В.И. Власов - специалист Федерации независимых профсоюзов России
О.М. Крапивин - руководитель группы Научного центра профсоюзов, кандидат экономических наук
В статье комментируются положения Трудового кодекса РФ, других правовых нормативных актов о предоставлении гарантий и компенсаций работникам, занятым на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Предоставление гарантий и компенсаций работникам, занятым на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда
Авторы
В.И. Власов - специалист Федерации независимых профсоюзов России
О.М. Крапивин - руководитель группы Научного центра профсоюзов, кандидат экономических наук
Журнал "Гражданин и право", 2017, N 6, 7