Фонд "Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учёта "Бухгалтерский методологический центр"
Принята 14.03.2013
Рекомендация Р-34/2013-КпР
"Пояснительная записка в бухгалтерской отчетности"
Описание проблемы
Входит ли в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности пояснительная записка в связи с вступлением в действие Федерального закона N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ)?
В соответствии с п. 1 ст. 14 Закона N 402-ФЗ: "Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним".
В ст. 13 Федерального закона "О бухгалтерском учете" от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ (утратил силу в связи с принятием Закона N 402-ФЗ) состав бухгалтерской отчетности определялся следующим образом: "Бухгалтерская отчётность организаций, за исключением отчётности бюджетных организаций, а также общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), состоит из:
б) отчёта о прибылях и убытках;
в) приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;
г) аудиторского заключения или заключения ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов, подтверждающих достоверность бухгалтерской отчётности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту или обязательной ревизии;
д) пояснительной записки".
Некоторые действующие подзаконные нормативные акты полностью дублирует утративший свою силу Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ в части состава бухгалтерской отчетности:
1) в соответствии с пунктом 8.3.3 Приказа ФСФР от 4 октября 2011 г. N 11-46/пз-н "Об утверждении положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг": "Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества должна содержать:
- отчет о прибылях и убытках;
- приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, предусмотренные нормативными актами Российской Федерации;
- аудиторское заключение, подтверждающее достоверность годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности акционерного общества, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;
- пояснительную записку".
2) в соответствии с пунктом 5 ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации": "Бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, приложений к ним и пояснительной записки"
Позиция Министерства Финансов РФ по указанному вопросу представлена двумя документами, в соответствии с которыми пояснительная записка не входит в состав финансовой отчетности:
1) Обобщение практики применения законодательства от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012 "О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
В соответствии с п.е) раздела "Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность за 2012 г.": "в связи с утратой силы с 1 января 2013 г. Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" пункт "д" части 2 статьи 13 этого Федерального закона не подлежит применению. Исходя из этого с 1 января 2013 г. пояснительная записка не входит в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности"
2) Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2012 год (приложение к письму от 9 января 2013 г. N 07-02-18/01) - далее Рекомендации аудиторам.
В разделе данного документа "Информация, сопутствующая бухгалтерской отчетности" говорится: "В связи с утратой силы с 1 января 2013 г. Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" пункт "д" части 2 статьи 13 этого Федерального закона не подлежит применению. Исходя из этого с 1 января 2013 г. пояснительная записка не входит в состав бухгалтерской отчетности. Однако в силу части 1 статьи 30 Федерального закона N 402-ФЗ продолжает применяться раздел VIII ПБУ 4/99. При этом предусмотренная этим разделом информация не является пояснениями (с точки зрения состава бухгалтерской отчетности) и, следовательно, не входит в состав бухгалтерской отчетности.
Решение
1. Закон N 402-ФЗ является нормативным актом высшего уровня в системе нормативного регулирования РФ. Все подзаконные нормативные акты, имеющие в качестве предмета регулирования отношения, регулируемые Законом N 402-ФЗ, в частности, состав бухгалтерской (финансовой) отчетности, должны применяться в части не противоречащей Закону N 402-ФЗ.
2. Пояснительная записка не входит в состав бухгалтерской отчетности.
3. Пояснительная записка может формироваться Организациями с целью отражения сопутствующей информации. К сопутствующей информации, например, может относиться информация о мероприятиях по энергосбережению, о планах развития организации и др. аналогичная информация. Сопутствующая информация также может раскрываться в годовом отчете Организации.
4. В соответствии с Рекомендациями аудиторам Минфина РФ "Из представления информации, сопутствующей бухгалтерской отчетности, должно быть ясно, что она не входит в состав бухгалтерской отчетности. Для этого: в бухгалтерской отчетности не должно быть ссылок на информацию, сопровождающую ее; из наименования такой информации у пользователя не должно создаться ошибочное впечатление, что она является частью бухгалтерской отчетности; такая информация должна быть обособлена от бухгалтерской отчетности".
Вспомогательный материал
- Состав бухгалтерской отчетности в соответствии с Законом N 129-ФЗ (до 01.01.2013 года)
2) отчет о прибылях и убытках;
3) приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, предусмотренные нормативными актами Российской Федерации;
4) аудиторское заключение, подтверждающее достоверность годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности акционерного общества, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;
5) пояснительная записка.
- Состав бухгалтерской отчетности в соответствии с Законом N 402-ФЗ (с 01.01.2013 года)
2) отчет о финансовых результатах;
3) приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах.
4) аудиторское заключение, подтверждающее достоверность годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности акционерного общества, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;
5) пояснительная записка.
- Документы, не являющиеся частью бухгалтерской отчетности
1) Аудиторское заключение;
2) Пояснительная записка.
- Состав Приложений к бухгалтерской отчетности с 01.01.2013 года
1) Отчет о движении денежных средств;
2) Отчет об изменениях капитала;
3) Пояснения.
- В соответствии с п. 4 Приказа Минфина х N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций": "Пояснения, включаемые в состав бухгалтерской отчетности, составляются в табличной и (или) текстовой форме. Содержание пояснений, оформленных в табличной форме, определяется организациями самостоятельно с учетом приложения N 3 к настоящему Приказу".
- Состав Пояснений к бухгалтерской отчетности с 01.01.2013 года
1) Таблицы из Приложения N 3 к Приказу Минфина N 66н;
2) Таблицы, разработанные Организацией самостоятельно;
- Текстовые пояснения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рекомендации Фонда "НРБУ "БМЦ" в области бухгалтерского учёта, опубликованные на сайте фонда "НРБУ "БМЦ", URL: http://bmcenter.ru.
Рекомендации в области бухгалтерского учёта, подготовленные ассоциациями (союзами, другими некоммерческими организациями), преследующими цель развития бухгалтерского учёта, относятся к документам в области регулирования бухгалтерского учёта (п. 4 части первой ст. 21, части второй ст. 22 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учёте" (с изм. и доп.)).
Следует учитывать, что рекомендации в области бухгалтерского учёта являются экспертным мнением соответствующих авторов и применяются на добровольной основе. В соответствии с п. 7.1 ПБУ 1/2008 при наличии спорных вопросов, не имеющих однозначного решения в нормативных актах, организации должны самостоятельно вырабатывать соответствующие решения и закреплять их в своей учётной политике.