Какова компетенция органов местного самоуправления муниципальных образований в части осуществления мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных? Возможно ли установление и исполнение высокодотационными муниципальными образованиями расходных обязательств, обеспечивающих решение вопросов, предусмотренных статьями 14.1, 15.1 и 16.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ, в том числе на осуществление мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных?
В настоящее время отлов и содержание безнадзорных животных в специальных питомниках, их иммунизация против бешенства рассматриваются как санитарно-эпидемиологические мероприятия; организация и проведение указанных мероприятий должно осуществляться при реализации региональных программ санитарно-эпидемиологического благополучия населения и относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (пункты 9.2 и 9.5 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2627-10, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 6 мая 2010 г. N 54). Сложившаяся правоприменительная практика также исходит из того, что полномочия по отлову и содержанию безнадзорных животных относятся к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и, соответственно, к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (см., например, Определение Верховного Суда Российской Федерации от 28 января 2010 г. N 32-В09-22, письмо Минфина России от 19 сентября 2011 г. N 06-04-11/01-348).
В связи с чем, в целях более четкой регламентации рассматриваемой сферы правоотношений Федеральным законом от 30 марта 2015 г. N 64-ФЗ "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьи 14.1 и 16.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 марта 2015 г. N 64-ФЗ) были внесены соответствующие изменения в подпункт 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ), и к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации было отнесено решение вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных. Указанное полномочие органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
При этом следует учитывать, что по вопросам, указанным в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ, органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы и иные нормативные правовые акты вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право, а также принимают государственные программы субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации (пункт 31 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ).
Кроме того, по вопросам, указанным в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ, могут приниматься федеральные законы. Однако это не означает обязательного их принятия.
Также Комитетом неоднократно высказывалось мнение, что передача рассматриваемых полномочий на местный уровень нецелесообразна, в частности, потому, что это повлечет увеличение расходов местных бюджетов. В условиях общеизвестного низкого уровня бюджетной обеспеченности принятие таких решений без изыскания дополнительных источников покрытия возникающих в результате них расходов недопустимо. По мнению Комитета, положение, при котором органы местного самоуправления не обязаны, но вправе при наличии организационных и финансово-экономических возможностей заниматься отловом и содержанием безнадзорных животных, представлялось оптимальным в существующих условиях. В связи с чем Федеральным законом от 30 марта 2015 г. N 64-ФЗ законодательно закреплено право органов местного самоуправления по отлову и содержанию безнадзорных животных.
При этом необходимо учитывать, что формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации (часть 1 статьи 53 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).
Тем самым, осуществление органами местного самоуправления деятельности, предусмотренной статьями 14.1, 15.1 и 16.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ, не является их обязанностью и возможно исключительно при соблюдении требований бюджетного законодательства (статья 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Следует также иметь ввиду, что в соответствии с пунктом 6 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе передать полномочия в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, отлова и содержания безнадзорных животных органам местного самоуправления с передачей необходимых материальных и финансовых ресурсов.
При этом согласно части 1 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Вместе с тем, представляется целесообразным дальнейшее совершенствование законодательства в рассматриваемой сфере правоотношений, как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Одним из таких шагов, по нашему мнению, может послужить скорейшее принятие проекта федерального закона N 458458-5 "Об ответственном обращении с животными", находящегося на стадии подготовки ко второму чтению. В частности, данным законопроектом устанавливаются основные принципы правового регулирования в области обращения с животными, требования при обращении с животными, порядок содержания и регистрации животных, обращения с безнадзорными животными, а также определяются полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области обращения с животными. Ответственным в работе над указанным законопроектом назначен Комитет Государственной Думы по экологии и охране окружающей среды.
Комитет Государственной Думы
по федеративному устройству
и вопросам местного самоуправления
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован в разделе "Вопросы и ответы" официального сайта Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления (http://www.komitet4.km.duma.gov.ru)
Дата обращения к информационному ресурсу - 5 июля 2017 г.