Обзор. Как изменился порядок применения КОСГУ в 2018 году
апрель 2018 г.
См. также сопоставительную таблицу кодов КОСГУ, применяемых в 2017 и 2018 годах
Минфин подготовил поправки в Указания 65н, обусловленные вступлением в силу федеральных стандартов бухучета. Новые правила надо применять с 1 января 2018 года. Запланирована детализация многих статей КОСГУ, уточнение порядка их применения, а также изменение наименования некоторых кодов. Кроме того, уточнены возможные увязки кодов видов расходов (КВР) и КОСГУ.
Более того, с 1 января 2019 года вообще запланировано внедрение принципиально новой Классификации операций сектора государственного управления. Эта классификация уже утверждена отдельным приказом Минфина от 29.11.2017 N 209н. Из Указаний 65н соответствующие положения планируют исключить.
Остановимся на наиболее важных вопросах применения КОСГУ в 2018 году.
1. Уплата налогов и сборов
Теперь налоги и взносы надо учитывать по одной подстатье КОСГУ, а для пеней и штрафов предусмотрена другая подстатья:
Что оплачиваем |
2018 |
2017 |
Советы по применению КОСГУ |
1. Налоги, включаемые в состав расходов. 2. НДС и налог на прибыль, уплачиваемые казенными учреждениями 2. Госпошлины. 3. Сборы. 4. Плата за загрязнение окружающей среды 5. Различные платежи в бюджеты всех уровней |
290 |
К налогам, включаемым в состав расходов, относятся, в частности: - налог на имущество; - земельный налог, в т.ч. в период строительства; - транспортный налог |
|
НДС и налог на прибыль, уплачиваемые бюджетными и автономными учреждениями |
130 или 180 |
Выбрать конкретный код доходов, в уменьшение которого будут списываться НДС и налог на прибыль, надо при составлении Учетной политики |
|
Штрафы, пени за несвоевременную уплату налогов, сборов и страховых взносов |
290 |
Подробнее о штрафах за нарушение налогового законодательства - в нашей справке |
Согласно Приложению N 5 коды 291, 292 применяйте в увязке с КВР...
Согласно новой редакции Приложения N 5 КОСГУ 291 "Налоги, пошлины и сборы" применяйте в увязке с КВР 851, 852.
В Приложении N 5 по прежнему остается увязка КВР 853 с "укрупненной" статьей 290 "Прочие расходы". Соответственно, допустимо применение нового кода КОСГУ 292 "Штрафы за нарушение законодательства о налогах и сборах, законодательства о страховых взносах" одновременно с КВР 853.
2. Расходы и доходы по штрафам и иным экономическим санкциям
Экономические санкции, которые оплачивает учреждение, теперь надо детализировать по 4-м подстатьям КОСГУ:
Что оплачиваем |
2018 |
2017 |
Советы по применению КОСГУ |
Штрафы, пени за несвоевременную уплату налогов, сборов и страховых взносов |
290 |
Подробнее о штрафах за нарушение налогового законодательства - в нашей справке |
|
Штрафы за нарушение законодательства о закупках товаров, работ и услуг |
290 |
1. Перечень расходов, относимых на новый код 293, открытый. На него можно отнести иные аналогичные по экономическому содержанию расходы. 2. В наших справках можно посмотреть перечень штрафов, уплачиваемых при закупках: 3. О штрафах и пенях, начисляемых по Закону 44-ФЗ: - поставщику; |
|
Штрафные санкции за нарушение условий контрактов (договоров) по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг |
290 |
||
Штрафы за несвоевременное погашение: - бюджетных кредитов; - кредитов в иностранной валюте, полученных от субъектов международного права и иностранных юрлиц |
231, 232 |
Подробнее о бюджетных кредитах читайте в Энциклопедии решений |
|
Иные экономические санкции |
290 |
Речь идет о санкциях, не отнесенных к кодам 292-294 |
Согласно Приложению N 5 коды 294, 295 применяйте в увязке с КВР...
Для кода 294:
710 "Обслуживание государственного долга Российской Федерации"
720 "Обслуживание государственного долга субъекта Российской Федерации"
730 " Обслуживание муниципального долга"
Для кода 295:
863 "Платежи в целях обеспечения реализации соглашений по обязательствам Российской Федерации перед иностранными государствами и международными организациями"
Сумму уплаченного учреждением административного штрафа суды лишь иногда признают прямым действительным ущербом, за причинение которого сотрудник несет материальную ответственность. Гораздо чаще судьи приходят к выводу, что в подобных ситуациях на работника не может быть возложена обязанность по возмещению уплаченной работодателем суммы штрафа. Подробности - в Энциклопедии решений.
Доходы бюджетных и автономных учреждений, а также доходы бюджетов от сумм принудительного изъятия учитывайте согласно предусмотренной новым приказом детализации статьи КОСГУ 140:
Какой доход получаем |
2018 |
2017 |
Советы по применению КОСГУ |
Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о закупках товаров, работ и услуг |
140 |
1. В наших справках можно посмотреть перечень штрафов, уплачиваемых при закупках: 2. О штрафах и пенях, начисляемых по Закону 44-ФЗ: - поставщику; |
|
Денежные взыскания (штрафы) за нарушение условий контрактов (договоров) по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг |
140 |
||
Штрафные санкции по долговым обязательствам |
140 |
- |
|
Страховые возмещения |
140 |
Поступления страхового возмещения от страховых организаций |
|
Возмещение ущерба имуществу, за исключением полученных страховых возмещений |
140 |
Доходы от возмещения ущерба, нанесенного недостачами НФА, отражайте соответствующим статьям группы КОСГУ 400 "Выбытие нефинансовых активов". Пример: Поступление денег в счет возмещения недостачи основных средств отражайте по подстатье КОСГУ 410 "Уменьшение стоимости основных средств" |
|
Прочие доходы от сумм принудительного изъятия |
140 |
Перечень расходов, которые можно учитывать по новому коду 145 - открытый. Главное, чтобы расходы относились к суммам принудительного изъятия - обязательство по уплате этих сумм должно возникать в силу закона или исполнительного документа. Примеры: 1. Административный штраф по КоАП РФ - на основании постановления контролирующего органа. 2. Возмещение на основании решения суда ущерба, нанесенного незаконным или нецелевым расходованием средств. Разграничивайте суммы принудительного изъятия и доходы от компенсации затрат. Например, если сотрудник добровольно возмещает стоимость трудовой книжки или неслужебных телефонных переговоров, применяйте новый код 134 "Доходы от компенсации затрат" |
3. Операции с нефинансовыми активами
Внесено несколько существенных изменений в коды КОСГУ по учету увеличения и уменьшения стоимости нефинансовых активов. Кроме того, введена отдельная подстатья для учета убытков от обесценения активов. Нововведения прежде всего связаны с началом применения федеральных стандартов.
Что отражаем |
2018 |
2017 |
Советы по применению КОСГУ |
Увеличение стоимости права пользования активом |
- |
1. Новые коды КОСГУ 350, 450 предназначены для учета объектов операционной аренды по новому стандарту "Аренда" 2. Для отражения кассовых поступлений и выбытий коды 350, 450 не применяются |
|
Уменьшение стоимости права пользования активом |
- |
||
Уменьшение стоимости основных средств |
410 |
По новым подстатьям учитывайте начисление амортизации ОС и НМА |
|
Уменьшение стоимости нематериальных активов |
420 |
||
Убытки от обесценения активов |
- |
Новые коды 274, 412, 422 и 432 предназначены для признания обесценения ОС, НМА и НПА согласно новому стандарту "Обесценение активов" Код 274 используйте в 24-26 разрядах счетов: - 0 401 20 274 "Убытки от обесценения активов", - 0 109 ХХ 274 "Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг" Коды 412, 422 и 432 применяйте в 24-26 разрядах счета 0 114 00 000 "Обесценение нефинансовых активов" |
|
Обесценение основных средств |
- |
||
Обесценение нематериальных активов |
- |
||
Обесценение непроизведенных активов |
- |
4. Статьи КОСГУ с новой детализацией
Прежняя редакция Указаний 65н предусматривала возможность детализации в рамках 3-го разряда кода многих доходных и расходных кодов КОСГУ согласно Учетной политике учреждения. По некоторым статьям (310, 320, 330, 340 и 530) такое право сохраняется за учреждениями и в 2018 году. В то же время 5 кодов Минфин подробно детализировал непосредственно в Указаниях 65н. И эту детализацию, чтобы не было штрафов за искажение отчетности, в 2018 году надо применять обязательно:
Статья 120. Новая детализация
2018 |
2017 |
Советы по применению новых статей |
121 "Доходы от операционной аренды" |
120 |
1. При признании доходов будущих периодов арендодателем согласно новому стандарту "Аренда" используйте проводки: Дебет 0 205 21 560 Кредит 0 401 40 121 - начислена арендная плата при операционной аренде; Дебет 0 205 22 560 Кредит 0 401 40 122 - начислена арендная плата при финансовой аренде. 2. Как различать операционную и финансовую аренду, смотрите здесь 3. Доходы арендодателя в виде компенсации его расходов на оплату "коммуналки", услуг связи и др. согласно стандарту "Аренда" относятся к условным арендным платежам. Начисляйте такие доходы по новому коду КОСГУ 135 "Доходы по условным арендным платежам" 4. Согласно стандарту "Аренда" сдача в аренду земель и других НПА является операционной арендой. Однако доходы по таким договорам НЕ подлежат учету по коду 121. |
122 "Доходы от финансовой аренды" | ||
123 "Платежи при пользовании природными ресурсами" |
120 |
Учитываются, в частности, плата за пользование: - земельными участками; - водными объектами; - лесами; - участками недр |
124 "Проценты по депозитам, остаткам денежных средств" |
120 |
- |
125 "Проценты по предоставленным заимствованиям" |
120 |
- |
126 "Проценты по иным финансовым инструментам" |
120 |
- |
127 "Дивиденды от объектов инвестирования" |
120 |
- |
128 "Доходы от предоставления неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации" |
120 |
Если решили продавать лицензии, проверьте, а числится ли на счете 102 00 соответствующее исключительное право. Если проданная лицензия будет действовать несколько лет, однозначно надо признать доходы будущих периодов (кредит счета 401 40), а потом постепенно согласно учетной политике признавать доходы текущего года. |
129 "Иные доходы от собственности" |
120 |
- |
Статья 130. Новая детализация
2018 |
2017 |
Советы по применению новых статей |
131 "Доходы от оказания платных услуг (работ)". |
130 |
Относите на эту подстатью: 1. Доходы от платных услуг и работ, а также от реализации товаров и готовой продукции (КФО 2) 2. Доходы от поступления субсидий на выполнение задания (КФО 4) О новом порядке учета субсидий на выполнение задания читайте здесь 3. Доходы от привлечения осужденных к оплачиваемому труду (КФО 1, в специализированных учреждениях) |
132 "Доходы от оказания услуг (работ) по программе обязательного медицинского страхования" |
130 |
- |
133 "Плата за предоставление информации из государственных источников (реестров)" |
130 |
На код 133 относите доходы от услуг за предоставление статистической информации, информации из ЕГРН, сведений и документов из ЕГРЮЛ, ЕГРИП и других госреестров, а также иные аналогичные доходы |
134 "Доходы от компенсации затрат" |
130 |
Чтобы правильно применять код 134 обязательно разграничивайте понятия - компенсация затрат учреждения; |
135 "Доходы по условным арендным платежам". |
130 |
Учитывайте по коду 135 компенсацию затрат на коммунальные услуги и других расходов по содержанию сданного в аренду имущества. Согласно стандарту "Аренда" они называются условными арендными платежами |
136 "Доходы бюджета от возврата дебиторской задолженности прошлых лет" |
130 |
Подробнее о бюджетном учете расчетов по дебиторке прошлых лет читайте здесь |
Статья 140. Новая детализация
141 "Доходы от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)"
142 "Доходы от штрафных санкций по долговым обязательствам"
143 "Страховые возмещения"
144 "Возмещение ущерба имуществу (за исключением страховых возмещений)"
145 "Прочие доходы от сумм принудительного изъятия"
Смотрите подробнее здесь
Статья 180. Новая детализация
2018 |
2017 |
Советы по применению новых статей |
181 "Невыясненные поступления" |
180 |
Код 181 применяйте для учета невыясненных поступлений, зачисляемых в бюджеты |
182 "Доходы от безвозмездного права пользования" |
180 |
Операции по передаче имущества в безвозмездное пользование учитывайте согласно стандарту "Аренда" в порядке, предусмотренном для учета льготной аренды |
183 "Доходы от получения субсидии на иные цели" |
180 |
В учете бюджетных и автономных учреждений код 183 применяется в увязке с КФО 5 |
184 "Доходы от получения субсидии на осуществление капитальных вложений" |
180 |
В учете бюджетных и автономных учреждений код 184 применяется в увязке с КФО 6 |
189 "Иные доходы" |
180 |
Отражайте по коду 189, в частности, доходы от полученных в качестве пожертвования НФА, грантов |
Статья 290. Новая детализация
291 "Налоги, пошлины и сборы"
292 "Штрафы за нарушение законодательства о налогах и сборах, законодательства о страховых взносах"
293 "Штрафы за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)"
294 "Штрафные санкции по долговым обязательствам"
295 "Другие экономические санкции"
296 "Иные расходы"
В обновленной классификации статья 290 "Прочие расходы" детализирована несколькими подстатьями в целях обособления расходов по уплате налогов, а также обособления затрат по уплате штрафов и иных санкций. Другие расходы, которые ранее надо было относить непосредственно на код 290, теперь перечислены в описании подстатьи 296 "Иные расходы".
Статья 410. Новая детализация
411 "Амортизация основных средств"
412 "Обесценение основных средств"
Подробности смотрите здесь
Статья 420. Новая детализация
421 "Амортизация нематериальных активов"
422 "Обесценение нематериальных активов"
Подробности смотрите здесь
5. Новые коды КОСГУ
Статья 170. Дополнительные подстатьи
175 "Курсовые разницы по результатам пересчета бухгалтерской (финансовой) отчетности загранучреждений"
176 "Доходы от оценки активов и обязательств"
Статьи 350, 450. Новые статьи
350 "Увеличение стоимости права пользования активом"
450 "Уменьшение стоимости права пользования активом"
Подробности смотрите здесь
6. Новые наименования кодов КОСГУ
Код КОСГУ |
Как было |
Как стало |
"Доходы от оказания платных услуг (работ)" |
"Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат" |
|
"Суммы принудительного изъятия" |
"Штрафы, пени, неустойки, возмещения ущерба" |
|
"Поступление на счета бюджетов" |
"Поступление на счета"
В описании статьи 510 теперь прямо указано, что по ней отражаются поступления бюджетных и автономных учреждений от возврата дебиторской задолженности прошлых лет по ранее произведенным расходам |
|
"Выбытие со счетов бюджетов" |
"Выбытие со счетов" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.