См. Обзор основных изменений в Федеральном законе от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" - 2020
См. также Обзор основных изменений в Федеральном законе от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", вступающих в силу с 1 июля 2018 года
В первую очередь отметим, что в силу ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 31.12.2017 N 505-ФЗ (далее - Закон N 505-ФЗ) положения о закупке должны быть приведены в соответствие с положениями Закона N 223-ФЗ, действующими с 1 июля 2018 года, утверждены и размещены в ЕИС не позднее 1 января 2019 года. При этом закупки, извещения о которых были размещены в ЕИС до даты размещения положения о закупке, приведенного в соответствие с требованиями Закона N 223-ФЗ, завершаются по правилам, которые действовали на дату размещения извещения.
Заказчикам следует учитывать, что в соответствии с этой же нормой положения о закупке, которые не будут соответствовать Закону N 223-ФЗ после 1 января 2019 года, будут считаться не размещенными в ЕИС.
1. Расширен круг унитарных предприятий, которые вправе осуществлять закупки по Закону N 223-ФЗ без использования бюджетных средств
С 29 июня осуществлять закупки за счет собственных средств в соответствии с Законом N 223-ФЗ могут не только унитарные предприятия, являющиеся аптечными организациями, но и иные унитарные предприятия при наличии положения о закупке. Соответствующие изменения в подп. "в" п. 5 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, а также подп. "в" нового п. 2 ч. 2.1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ внесены Федеральным законом от 29.06.2018 N 174-ФЗ (далее - Закон N 174-ФЗ).
Для осуществления закупок по Закону N 223-ФЗ в 2018 году унитарные предприятия вправе до 1 октября изменить или утвердить положение о закупке и план закупки, соответствующие положениям Закона N 223-ФЗ в редакции Закона N 505-ФЗ. При этом унитарные предприятия - аптечные организации вправе продолжать осуществлять закупки до 1 января 2019 года в соответствии с ранее утвержденными положениями о закупке.
2. ФГУПы, имеющие существенное социальное и оборонное значение, должны осуществлять некоторые закупки по Закону N 44-ФЗ
Положениями Закона N 44-ФЗ руководствуются теперь федеральные государственные унитарные предприятия, имеющие существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан РФ, обороноспособности и безопасности государства, перечень которых утвержден Правительством РФ по согласованию с Администрацией Президента РФ, в случае осуществления ими закупок, финансируемых за счет бюджетных субсидий, предоставленных на осуществление капитальных вложений в объекты государственной и муниципальной собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную и муниципальную собственность.
Закупки за счет других средств указанные унитарные предприятия продолжают осуществлять по Закону N 223-ФЗ.
Соответствующие изменения внесены Законом N 174-ФЗ в п. 6 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, а также в п. 3 ч. 1 ст. 1 и ч. 2.1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ и действуют с 29 июня 2018 года.
3. В положении о закупке должны быть предусмотрены конкурентные и неконкурентные закупки, установлен порядок их осуществления
На это указано в ч. 2, 3 ст. 3 Закона N 223-ФЗ (в редакции Закона N 505-ФЗ).
Конкурентной закупкой признается закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий:
- информация о ней сообщается заказчиком путем размещения в ЕИС извещения, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации (в случаях, предусмотренных ст. 3.5 Закона N 223-ФЗ, направляются приглашения не менее чем 2 лицам принять участие в закрытой конкурентной закупке с приложением документации);
- обеспечивается конкуренция между участниками за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках, окончательных предложениях;
- предмет закупки описывается с соблюдением требований ч. 6.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ.
Способы конкурентных закупок перечислены в ч. 3.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ. К ним относятся:
- торги (конкурс (открытый, в электронной форме, закрытый), аукцион (открытый, в электронной форме, закрытый), запрос котировок (в электронной форме, закрытый), запрос предложений (в электронной форме, закрытый);
- иные способы, установленные положением о закупке.
Конкурс - форма торгов, при которой победителем признается участник, заявка, окончательное предложение которого соответствует требованиям документации и по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора (ч. 16 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ).
Аукцион - форма торгов, при которой победителем признается лицо, заявка которого соответствует требованиям документации, и которое предложило наиболее низкую цену договора путем снижения начальной (максимальной) цены договора (далее - НМЦД), указанной в извещении, на установленную в документации величину (далее - "шаг аукциона"). В случае, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля, аукцион проводится на право заключить договор. В этом случае победителем признается лицо, заявка которого соответствует требованиям документации, и которое предложило наиболее высокую цену за право заключить договор (ч. 18 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ).
Запрос котировок - форма торгов, при которой победителем признается участник, заявка которого соответствует требованиям извещения и содержит наиболее низкую цену договора (ч. 20 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ). Документация при запросе котировок в электронной форме не составляется (ч. 9 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ).
Запрос предложений - форма торгов, при которой победителем признается участник, заявка которого в соответствии с критериями, определенными в документации, наиболее полно соответствует требованиям документации и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг (ч. 22 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ).
Неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предъявляемым к конкурентной закупке. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного контрагента, устанавливаются положением о закупке. В силу ст. 3.6 Закона N 223-ФЗ порядок подготовки и осуществления закупки у единственного контрагента и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются положением о закупке.
4. Предусмотрен порядок осуществления конкурентной закупки
В соответствии со ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ (в редакции Закона N 505-ФЗ) конкурентная закупка проводится в следующем порядке:
- заказчик создает комиссию по осуществлению конкурентной закупки;
- заказчик разрабатывает и утверждает документацию (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в ЕИС вместе с извещением (при проведении конкурса и аукциона - не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок, при проведении запроса котировок - не менее чем за 5 рабочих дней до дня истечения срока подачи заявок, при проведении запроса предложений - не менее чем за 7 рабочих дней до дня проведения такого запроса);
- конкурентные закупки могут включать в себя 1 или несколько этапов;
- заказчик вправе отменить закупку по одному и более предмету закупки (лоту) до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок. Решение об этом в день его принятия размещается в ЕИС. За пределами этого срока закупку можно отменить только при возникновении обстоятельств непреодолимой силы;
- любой участник вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном законом и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения и (или) документации не позднее чем за 3 рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок. В течение 3 рабочих дней с даты поступления запроса заказчик размещает разъяснения положений документации в ЕИС с указанием предмета запроса, но без указания участника, от которого запрос поступил;
- участник вправе подать только 1 заявку в отношении каждого предмета закупки (лота) в любое время с момента размещения извещения до предусмотренных документацией даты и времени окончания срока подачи заявок. Участник вправе изменить или отозвать свою заявку до истечения срока подачи заявок. Требования к содержанию, оформлению и составу заявки указываются в документации в соответствии с законом и положением о закупке. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении в соответствии с положением о закупке;
- если НМЦД превышает 5 млн рублей, заказчик вправе установить требование к обеспечению заявок в размере не более 5% НМЦД. Обеспечение может предоставляться путем внесения денежных средств, предоставления банковской гарантии или иным способом, предусмотренным ГК РФ, за исключением проведения закупки в электронной форме среди субъектов МСП. При этом требование обеспечения заявок, в том числе способы, порядок, срок и случаи возврата такого обеспечения, должны быть предусмотрены в положении о закупке. В извещении, документации должны быть указаны размер обеспечения и иные требования к обеспечению, в том числе условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения предусмотрен положением о закупке заказчика). Выбор способа обеспечения заявки из числа предусмотренных заказчиком в извещении, документации осуществляется участником. Обеспечение заявки не возвращается участнику, если он уклонился или отказался от заключения договора либо не предоставил или предоставил с нарушением обеспечение исполнения договора в случаях, когда такое обеспечение предусмотрено;
- в ходе осуществления закупки (по результатам этапа конкурентной закупки) составляется протокол, содержащий установленные ч. 13 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ сведения;
- итоги конкурентной закупки оформляются итоговым протоколом, который должен содержать сведения, предусмотренные ч. 14 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ;
- договор по результатам закупки заключается не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола. В случае необходимости одобрения органом управления заказчика заключения договора или в случае обжалования в антимонопольном органе действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки договор должен быть заключен не позднее чем через 5 дней с даты указанного одобрения или с даты вынесения решения антимонопольного органа по результатам жалобы. По итогам закупки заказчик вправе заключить договоры с несколькими участниками в порядке и в случаях, которые установлены в положении о закупке;
- протоколы, составляемые в ходе закупки, а также по ее итогам, заявки, окончательные предложения, документация, извещение о проведении запроса котировок, изменения, внесенные в документацию, разъяснения положений документации хранятся заказчиком не менее 3 лет.
5. Конкурентные закупки, участниками которых могут быть не только субъекты МСП, осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке
Такое правило предусмотрено в ч. 2 ст. 3 Закона N 223-ФЗ (в редакции Закона N 505-ФЗ).
Тому, как проводятся закупки в электронной форме, посвящена ст. 3.3 Закона N 223-ФЗ. В частности:
- оператором электронной площадки (далее - оператор) может являться владеющее электронной площадкой общество с ограниченной ответственностью или непубличное акционерное общество, в уставном капитале которых доля иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц либо количество голосующих акций, которыми владеют указанные граждане и лица, составляет не более чем 25%;
- для участия в закупке необходимо получить аккредитацию на электронной площадке в порядке, установленном ее оператором;
- обмен информацией между участником, заказчиком и оператором информацией осуществляется на электронной площадке в форме электронных документов, которые должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью;
- оператором на электронной площадке обеспечиваются направление участниками запросов о даче разъяснений положений извещения и (или) документации, размещение в ЕИС таких разъяснений, подача участниками заявок, окончательных предложений, предоставление комиссии по осуществлению конкурентных закупок доступа к заявкам, сопоставление ценовых предложений, дополнительных ценовых предложений, формирование проектов протоколов;
- информация, которая подлежит размещению в соответствии с Законом N 223-ФЗ, должна быть размещена в ЕИС и на электронной площадке в течение часа с момента размещения. Такая информация должна быть доступна для ознакомления без взимания платы;
- в течение часа с момента размещения в ЕИС извещения об отказе от осуществления закупки, изменений, внесенных в извещение о закупке, документацию, разъяснений положений документации, запросов заказчиков о разъяснении положений заявки оператор размещает указанную информацию на электронной площадке, направляет уведомление об указанных изменениях, разъяснениях всем участникам, подавшим заявки, уведомление об указанных разъяснениях также лицу, направившему запрос о даче разъяснений положений документации, уведомление об указанных запросах о разъяснении положений заявки заказчикам по адресам электронной почты, указанным этими участниками при аккредитации на электронной площадке или этим лицом при направлении запроса;
- участник направляет уведомление об отзыве заявки или о внесении в нее изменений оператору;
- оператор обеспечивает конфиденциальность информации, за исключением случаев, установленных законом, а также непрерывность осуществления закупки, неизменность подписанных электронных документов, надежность функционирования программных и технических средств, используемых для осуществления закупки, равный доступ участников к участию в закупке.
6. Конкурентные закупки, участниками которых могут быть только субъекты МСП, должны осуществляться в электронной форме
Такое правило предусмотрено в ч. 2 ст. 3 Закона N 223-ФЗ (в редакции Закона N 505-ФЗ).
Закупки у субъектов МСП проводятся в электронной форме по общим правилам закупок в электронной форме, установленным ст. 3.3 Закона N 223-ФЗ. Особенности проведения в электронной форме закупок, участниками которых могут быть только МСП, в электронной форме установлены в ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ. В частности:
- закупки должны проводиться заказчиком на электронной площадке, функционирующей в соответствии с едиными требованиями, предусмотренными Законом N 44-ФЗ, и дополнительными требованиями, установленными Правительством РФ. Перечень операторов таких площадок утверждается Правительством РФ. Субъекты МСП получают аккредитацию на электронной площадке в порядке, установленном Законом N 44-ФЗ;
- денежные средства, предназначенные для обеспечения заявки, вносятся участником на специальный счет, открытый им в банке, включенном в перечень, определенный Правительством РФ в соответствии с Законом N 44-ФЗ;
- обеспечение заявок может предоставляться участниками путем внесения денежных средств или предоставления банковской гарантии. Способ обеспечения выбирает участник;
- закупки осуществляются путем проведения конкурса в электронной форме, аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме или запроса предложений в электронной форме. Предусмотрен порядок проведения этих процедур, в частности, установлены свои сроки размещения в ЕИС извещения:
конкурс |
не менее чем за 7 дней до даты окончания срока подачи заявок, если НМЦД не превышает 30 млн руб. не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок, если НМЦД превышает 30 млн руб. |
аукцион | |
запрос предложений |
не менее чем за 5 рабочих дней до дня проведения запроса. При этом НМЦД не должна превышать 15 млн руб. |
запрос котировок |
не менее чем за 4 рабочих дня до дня истечения срока подачи заявок. При этом НМЦД не должна превышать 7 млн руб. |
- договор по результатам закупки заключается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки и должен быть подписан электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника, заказчика. При наличии разногласий по проекту договора, направленному заказчиком, участник составляет протокол разногласий с указанием замечаний к положениям проекта договора, не соответствующим извещению, документации и своей заявке, с указанием соответствующих положений данных документов. Протокол разногласий направляется заказчику с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки. Заказчик рассматривает протокол разногласий и направляет участнику доработанный проект договора либо повторно направляет проект договора с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания.
7. Информацию о закупке нужно размещать в ЕИС только при проведении открытой конкурентной закупки
Такое правило содержится в ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ (в редакции Закона N 505-ФЗ).
В силу этой же нормы информация о закупке у единственного контрагента может быть размещена заказчиком в ЕИС, если это предусмотрено положением о закупке.
8. В извещении и документации о конкурентной закупке нужно указывать больше сведений
Как следует из ч.ч. 8 и 9 ст. 4 Закона N 223-ФЗ (в редакции Закона N 505-ФЗ) в извещении и документации нужно будет дополнительно указывать в том числе:
- краткое описание предмета закупки в соответствии с ч. 6.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ (при необходимости);
- вместо НМЦД можно указать формулу цены, устанавливающую правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком контрагенту в ходе исполнения договора, и максимальное значение цены договора, либо цену единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора;
- порядок, дату начала, дату и время окончания срока подачи заявок (этапов закупки) и порядок подведения итогов закупки (ее этапов);
- адрес электронной площадки в сети "Интернет";
- иные сведения, определенные положением о закупке.
9. Изменены правила продления срока подачи заявок при внесении изменений в извещение, документацию о конкурентной закупке
В силу ч. 11 ст. 4 Закона N 223-ФЗ (в редакции Закона N 505-ФЗ) при внесении изменений в извещение, документацию о конкурентной закупке срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в ЕИС указанных изменений до даты окончания срока подачи заявок оставалось не менее половины срока подачи заявок, установленного положением о закупке для данного способа закупки.
10. В положении о закупке должны быть предусмотрены требования к участникам конкурентной закупки
Соответствующее положение содержится в ч. 6 ст. 3 Закона N 223-ФЗ (в редакции Закона N 505-ФЗ).
11. Предусмотрены правила описания предмета закупки в документации о конкурентной закупке
Они содержатся в ч. 6.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ (в редакции Закона N 505-ФЗ). В частности, заказчик должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
- в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;
- при использовании в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением перечисленных в ч. 6.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ случаев.
12. Изменено содержание ежемесячного отчета, который заказчик размещает в ЕИС каждый месяц не позднее 10 числа
Законом N 505-ФЗ внесены изменения в ч. 19 ст. 4 Закона N 223-ФЗ. Как и ранее, заказчик обязан размещать в ЕИС сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных по результатам закупки. Однако прямо предусмотрено, что в эту категорию включаются и сведения об общей стоимости договоров, информация о которых не внесена в реестр договоров в соответствии с ч. 3 ст. 4.1 Закона N 223-ФЗ.
Кроме того, по-прежнему в ЕИС размещаются сведения о количестве и стоимости договоров, заключенных по результатам закупки у единственного контрагента. При этом в отдельную новую категорию отнесены сведения о количестве и стоимости договоров, заключенных с единственным контрагентом по результатам конкурентной закупки, признанной несостоявшейся.
Ежемесячного размещения в ЕИС иных сведений о заключенных договорах с 1 июля не требуется. Так, не нужно отдельно ежемесячно размещать в ЕИС:
- сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных по результатам закупки, сведения о которой составляют государственную тайну или в отношении которой приняты решения Правительства РФ в соответствии с ч. 16 ст. 4 Закона N 223-ФЗ о неразмещении в ЕИС;
- сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у субъектов МСП.
13. Установлено, в каких пределах заказчик, не исполнивший обязанности, связанные с закупкой у субъектов МСП, обязан применять положения Закона N 44-ФЗ
Согласно ч. 8.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ (в редакции Закона N 505-ФЗ) Закон N 44-ФЗ применяется такими заказчиками в части:
- обоснования НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным контрагентом;
- выбора способа закупки;
- осуществления закупок у СМП и СОНО;
- применения требований к участникам закупок;
- оценки заявок, окончательных предложений участников закупок;
- создания и функционирования комиссии по осуществлению закупок;
- определения контрагентов конкурентными способами;
- осуществления закупки у единственного контрагента.
14. Изменены нормы о закупках в рамках инвестиционных проектов
С 30 июня вступили в силу изменения, внесенные в Закон N 223-ФЗ Федеральным законом от 31.12.2017 N 496-ФЗ. Этим законом изменены нормы, касающиеся особенностей осуществления закупок в рамках инвестиционных проектов с господдержкой, включенных в реестр инвестиционных проектов.
В частности, изменено следующее:
- особенности осуществления закупок, предусмотренные ст. 3.1 Закона N 223-ФЗ, распространяются на лиц, реализующих инвестиционные проекты, стоимость которых превышает 500 млн рублей;
- особенности, предусмотренные ст. 3.1 Закона N 223-ФЗ, не распространяются на заказчиков - государственные корпорации, государственные компании, хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия РФ превышает 50%, дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% долей принадлежит указанным юридическим лицам;
- в новой ст. 3.1-1 Закона N 223-ФЗ предусмотрены особенности осуществления закупок отдельных видов товаров, работ, оказания услуг, аренды (включая фрахтование, финансовую аренду) указанными выше заказчиками и дочерними хозяйственными обществами.
15. Утратил силу Перечень финансовых услуг, сведения о закупке которых не подлежат размещению ЕИС
В соответствии с ч. 16 ст. 4 Закона N 223-ФЗ Правительством РФ определены финансовые услуги, сведения о закупке которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению в ЕИС. К ним относятся:
- банковские услуги;
- страховые услуги;
- предоставление займов;
- предоставление поручительств;
- услуги по финансовой аренде (лизинг, сублизинг).
Распоряжение Правительства РФ от 20.01.2018 N 51-р, которым утвержден данный Перечень, действует до 1 июля 2018 года.