Случаи, когда информация о закупке по Закону N 223-ФЗ не размещается в ЕИС и (или) на официальном сайте ЕИС
Смотрите в этом материале:
Неразмещение в ЕИС информации о закупках у единственного контрагента
Общие положения
Одним из общих принципов закупки, осуществляемой в соответствии с Законом N 223-ФЗ, является информационная открытость закупки (п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ). Этот принцип реализуется в виде установленной ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ обязанности заказчика по размещению информации о закупке, в том числе содержащейся в перечисленных в этой норме документах, в единой информационной системе (далее - ЕИС), на официальном сайте ЕИС и (или) на сайте заказчика в сети "Интернет" (чч. 7, 13 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, см. также письмо Минфина России от 07.10.2022 N 24-07-07/96855).
Исключения, т. е. случаи, когда информация о закупке не размещается в ЕИС и (или) на официальном сайте ЕИС, указаны в самой ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ. Как следует из данной нормы, заказчик не размещает в ЕИС, на официальном сайте ЕИС сведения о закупках в случаях, предусмотренных Законом N 223-ФЗ.
К таким случаям относятся:
- закрытые конкурентные закупки, информация о которых не размещается в ЕИС, за исключением закупок, проводимых в случаях, определенных Правительством РФ в соответствии с ч. 16 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, информация о которых размещается в ЕИС, но не размещается на официальном сайте ЕИС (ч. 3 ст. 3.5, чч. 15 и 16 ст. 4 Закона N 223-ФЗ). Подробно о них смотрите в отдельном материале;
- определенные Правительством РФ закупки заказчиков, реализующих инвестиционные проекты, включенные в соответствующий реестр (чч. 1, 5, 8 ст. 3.1 Закона N 223-ФЗ). Подробнее об этом смотрите в соответствующем разделе настоящего материала;
- перечисленные в абзаце первом ч. 15 ст. 4 Закона N 223-ФЗ закупки, информация о которых не размещается в ЕИС ни в каком случае;
- перечисленные в пп. 1 - 3 ч. 15 ст. 4 Закона N 223-ФЗ закупки, информацию о которых заказчик вправе не размещать в ЕИС;
- закупки, которые проводятся в случаях, определенных Правительством РФ в соответствии с ч. 16 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, информация о которых размещается в ЕИС, но не размещается на официальном сайте ЕИС. К таким закупкам относятся в том числе закупки заказчиков, в отношении которых введены санкции (смотрите о таких закупках отдельный материал). При этом в силу п. 4 ч. 8 ст. 3 Закона N 223-ФЗ Правительство РФ вправе установить особенности осуществления таких закупок, в том числе предусмотренные подп. "а" - "г" п. 4 ч. 8 ст. 3 Закона N 223-ФЗ.
Неразмещение в ЕИС информации о закупках у единственного контрагента
В силу ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ при закупке у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя (далее - контрагент) информация о такой закупке, предусмотренная этой нормой, может быть размещена заказчиком в ЕИС в случае, если это предусмотрено положением о закупке. Таким образом, по общему правилу и без дополнительного указания в положении о закупке информация о закупке у единственного контрагента в ЕИС не размещается.
В письме Минфина России от 23.01.2019 N 24-04-05/3393 разъяснено, что ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ не предусматривает возможности заказчика определять в положении о закупке отдельные виды закупок у единственного контрагента, информация о которых размещается либо не размещается в ЕИС. Заказчик вправе установить только общее требование о размещении информации обо всех таких закупках в ЕИС вне зависимости от их предмета.
При этом очевидно, что сведения о закупках у единственного контрагента, подпадающие под критерии, предусмотренные ст. 3.5, чч. 15 и 16 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, не размещаются в ЕИС и (или) на официальном сайте ЕИС даже при наличии в положении о закупке указаний об обратном.
Случаи, когда информация о закупках, перечисленных в абзаце первом ч. 15 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, не может быть размещена в ЕИС
Случаи, когда информация о закупках не может быть размещена в ЕИС, перечислены в абзаце первом ч. 15 ст. 4 Закона N 223-ФЗ. К ним относятся:
1) закупки, сведения о которых составляют государственную тайну, а также информация о заключении и об исполнении договоров, заключенных по результатам осуществления таких закупок;
2) закупки, осуществляемые в рамках выполнения государственного оборонного заказа в целях обеспечения обороны и безопасности РФ в части заказов на создание, модернизацию, поставки, ремонт, сервисное обслуживание и утилизацию вооружения, военной и специальной техники, на разработку, производство и поставки космической техники и объектов космической инфраструктуры, а также информация о заключении и об исполнении договоров, заключенных по результатам осуществления таких закупок.
Случаи, когда информация о закупках, перечисленных в ч. 16 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, размещается в ЕИС, но не может быть размещена на официальном сайте ЕИС
Случаи, когда информация о закупках размещается в ЕИС, но не на официальном сайте ЕИС, перечислены в ч. 16 ст. 4 Закона N 223-ФЗ. Такие случаи определяются Правительством РФ. К ним относятся:
1) закупки товаров, работ, услуг, включенных Правительством РФ в перечни и (или) группы товаров, работ, услуг, информация о закупке которых не подлежит размещению на официальном сайте ЕИС (п. 2 ч. 16 ст. 4 Закона N 223-ФЗ). В настоящее время действуют:
- Перечень услуг в сфере страхования предпринимательских и (или) политических рисков, связанных с экспортным кредитованием и инвестициями, сведения о закупке которых не составляют государственной тайны, но не подлежат размещению в ЕИС, утв. распоряжением Правительства РФ от 23.04.2013 N 671-р;
- Перечень товаров, работ, услуг в сфере космической деятельности, сведения о закупках которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению в ЕИС, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 30.06.2015 N 1247-р;
- Перечень товаров, работ, услуг в сфере использования атомной энергии, информация о закупке которых не подлежит размещению на официальном сайте ЕИС, утв. распоряжением Правительства РФ от 24.12.2015 N 2662-р;
- Перечень товаров, работ, услуг в сфере изготовления банковских билетов, разменных монет, бланков документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации и за ее пределами, государственных ценных бумаг, акцизных и специальных марок, знаков почтовой оплаты, бланков документов строгого учета и отчетности, форма которых утверждается Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации или федеральными органами исполнительной власти, а также персонализации, хранения и обработки документов в интересах государственных органов, сведения о закупках которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению в ЕИС, утв. распоряжением Правительства РФ от 27.09.2016 N 2027-р;
- Перечень услуг по перевозке грузов первого класса опасности, оружия, вооружений и военной техники, сведения о закупке которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению в ЕИС, утв. распоряжением Правительства РФ от 19.10.2017 N 2298-р;
2) конкретные закупки, определенные Правительством РФ, информация о которых не подлежит размещению на официальном сайте ЕИС (п. 1 ч. 16 ст. 4 Закона N 223-ФЗ);
3) закупки товаров, работ услуг, которые включены Правительством РФ в перечни и (или) группы товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются конкретными заказчиками, информация о закупке которых не подлежит размещению на официальном сайте ЕИС (п. 4 ч. 16 ст. 4 Закона N 223-ФЗ);
4) информация о контрагенте при наличии оснований из утвержденного Правительством РФ перечня оснований неразмещения на официальном сайте ЕИС информации о контрагенте, с которым заключен договор (п. 3 ч. 16 ст. 4 Закона N 223-ФЗ);
5) в соответствии с ч. 16 ст. 4 Закона N 223-ФЗ постановлением Правительства РФ от 06.03.2022 N 301 установлено, что на официальном сайте ЕИС не размещаются сведения о закупках заказчиков, в отношении которых введены политические или экономические санкции и (или) меры ограничительного характера. Подробно о таких закупках смотрите в отдельном материале.
Правила подготовки и принятия актов Правительства РФ об определении конкретной закупки, перечней и (или) групп товаров, работ, услуг, сведения о которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению в единой информационной системе в сфере закупок, утверждены на основании ч. 17 ст. 4 Закона N 223-ФЗ постановлением Правительства РФ от 14.06.2012 N 591.
Случаи, когда заказчик вправе не размещать в ЕИС информацию о закупках, перечисленных в пп. 1 - 3 ч. 15 ст. 4 Закона N 223-ФЗ
Заказчик вправе не размещать в ЕИС информацию о закупке:
- товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 100 тыс. руб. В случае, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем 5 млрд руб., заказчик вправе не размещать в ЕИС информацию о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 500 тыс. руб. (п. 1 ч. 15 ст. 4 Закона N 223-ФЗ);
- услуг по привлечению во вклады (включая размещение депозитных вкладов) денежных средств организаций, получению кредитов и займов, доверительному управлению денежными средствами и иным имуществом, выдаче банковских гарантий и поручительств, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме, открытию и ведению счетов, включая аккредитивы, о закупке брокерских услуг, услуг депозитариев (п. 2 ч. 15 ст. 4 Закона N 223-ФЗ);
- связанной с заключением и исполнением договора купли-продажи, аренды (субаренды), договора доверительного управления государственным или муниципальным имуществом, иного договора, предусматривающего переход прав владения и (или) пользования в отношении недвижимого имущества (п. 3 ч. 15 ст. 4 Закона N 223-ФЗ).
Поскольку неразмещение в ЕИС сведений о закупках в этом случае является правом заказчика, по нашему мнению, решение заказчика о реализации этого права должно быть отражено в положении о закупке. Аналогичная точка зрения по поводу закупок, указанных в п. 1 ч. 15 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, высказана в письме Минфина России от 13.02.2015 N 02-02-09/6464. Причем положение о закупке может предусматривать размещение таких сведений в ЕИС или давать право исполнительным органам заказчика принимать решения в отношении конкретных закупок.
Неразмещение в ЕИС информации о закупках заказчиков, реализующих инвестиционные проекты, включенные в соответствующий реестр
Согласно чч. 1, 5, 8 ст. 3.1 Закона N 223-ФЗ координационный орган Правительства РФ вправе, помимо прочего:
- определить конкретные закупки, сведения о которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению в ЕИС при реализации инвестиционных проектов, включенных в соответствующий реестр (если в отношении таких закупок Правительством РФ не принято решение в соответствии с п. 1 ч. 16 ст. 4 Закона N 223-ФЗ) (п. 2 ч. 8 ст. 3.1 Закона N 223-ФЗ);
- определить конкретные виды продукции машиностроения, которая включается в перечни и сведения о закупке которой не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению в ЕИС при реализации инвестиционных проектов, включенных в соответствующий реестр (если в отношении таких видов (групп) продукции Правительством РФ не принято решение в соответствии с п. 2 ч. 16 ст. 4 Закона N 223-ФЗ) (п. 3 ч. 8 ст. 3.1 Закона N 223-ФЗ).
Обратим внимание, что это касается закупок именно заказчиков, реализующих соответствующие инвестиционные проекты. Подробнее вопросы об особенностях закупки при реализации данных инвестиционных проектов и условиях их применения рассмотрены в отдельном материале.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах