Порядок закупки у единственного поставщика на электронной площадке по Закону N 44-ФЗ
Смотрите в этом материале:
Общее описание электронной закупки у единственного поставщика
Указание электронной закупки у единственного контрагента в плане-графике
Порядок проведения электронной закупки у единственного поставщика
Последствия выбора единственного поставщика на электронной площадке
Может ли закупка у единственного поставщика быть сочтена несостоявшейся?
Общее описание электронной закупки у единственного поставщика
С 1 апреля 2021 года вступили в силу изменения в пп. 4, 5 ч. 1 и новая ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, регулирующие порядок закупки у единственного поставщика на (торговой) электронной площадке (далее - ЭП).
Такие закупки ранее предусматривались разного рода подзаконными нормативными актами. В частности, закупки на основании пп. 4, 5 и 28 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ с использованием ЭП - ЕАТ "Березка", созданного согласно распоряжению Правительства РФ от 28.04.2018 N 824-р, обязаны по общему правилу осуществлять федеральные органы исполнительной власти и находящиеся в их ведении федеральные казенные учреждения. Аналогичные или схожие с этим распоряжением нормативные акты приняты в ряде субъектов РФ в отношении закупок для обеспечения нужд этих субъектов РФ и в ряде муниципальных образований - для обеспечения соответствующих муниципальных нужд. При этом порядок закупки регулировался исключительно регламентом соответствующей ЭП. Полагаем, что после вступления в силу новой редакции пп. 4, 5 ч. 1 и ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ все вышеуказанные подзаконные нормативные акты и регламенты ЭП должны быть сверены с новыми нормами и, при необходимости, приведены в соответствие с ними.
Действующая редакция п. 4 и (для отдельных категорий заказчиков) п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ допускают закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по выбору заказчика, без дополнительных оснований, приведенных в иных пунктах той же части, в зависимости только от суммы закупки - 600 тыс. руб. (данное ограничение не распространяется на закупки по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ заказчиков, осуществляющих деятельность на территории иностранного государства) и доли в совокупном годовом объеме закупок (не выше 2 млн руб. или не выше 10% и 50 млн руб. для п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, а также не выше 50% и 30 млн руб. для п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ). С 1 апреля 2021 года указание относительно суммы закупки дополнены указанием "либо закупки товара на сумму, предусмотренную частью 12 настоящей статьи, если такая закупка осуществляется в электронной форме". Предельный минимальный размер суммы закупки не установлен, в связи с чем не ограничен (п. 2 письма Минфина России от 12.02.2021 N 24-06-08/9591).
Таким образом, закупка у единственного поставщика на электронной площадке возможна только в отношении товаров, только на основании пп. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, только в пределах лимита общей суммы закупок по каждому из этих пунктов, только на сумму, указанную выше. Подробнее условия применения закупки у единственного поставщика на электронной площадке рассмотрены в соответствующем разделе отдельного материала.
Подчеркнем, что и в приведенных нормах и в новой ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ говорится именно о закупке у единственного поставщика, хотя она осуществляется на ЭП и предусмотренный ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ порядок осуществления такой закупки предусматривает ряд конкурентных элементов.
Таким образом, мы имеем своеобразную процедуру закупки, которая относится, с одной стороны, к электронным закупкам, для участия в котором необходимо зарегистрироваться в ЕИС (см. также п. 2 письма Минфина России от 20.08.2020 N 24-06-08/73161, п. 1 письма Минфина России от 12.02.2021 N 24-06-08/9591), а с другой - к закупке у единственного поставщика (см. также п. 3 письма Минфина России от 25.05.2020 N 24-06-08/43310, пп. 2, 3 письма Минфина России от 12.02.2021 N 24-06-08/9591).
Указание электронной закупки у единственного контрагента в плане-графике
Правила указания в плане-графике закупок, осуществляемых на ЭП в соответствии с ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, с 1 апреля 2021 года содержатся в подп. "г" п. 18 Положения о порядке формирования, утверждения планов-графиков закупок, внесения изменений в такие планы-графики, размещения планов-графиков закупок в единой информационной системе в сфере закупок, об особенностях включения информации в такие планы-графики и о требованиях к форме планов-графиков закупок (далее - Положение), на основании чч. 3, 4 ст. 16 Закона N 44-ФЗ, утв. постановлением Правительства РФ от 30.09.2019 N 1279.
Согласно этой норме в план-график в форме отдельной закупки включается информация о закупках, которые планируется осуществлять в соответствии с п. 4 (за исключением закупки у единственного поставщика на сумму, предусмотренную ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ), п. 5 (за исключением закупки у единственного поставщика на сумму, предусмотренную ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ) ч. 1 и ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, в размере годового объема финансового обеспечения соответствующих закупок. В качестве наименования объекта закупки указывается положение Закона N 44-ФЗ, являющееся основанием для осуществления указанных закупок.
Таким образом, все закупки, которые планируется осуществить на основании пп. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ на ЭП в соответствии с ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ в очередном календарном году, указываются в плане-графике одной отдельной строкой. При этом суммы, которые планируется израсходовать на такие закупки, не включаются в объем финансового обеспечения для закупок по пп. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, которые планируется осуществить не в соответствии с ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, для которых в плане-графике также предусмотрены отдельные строки.
Требования к форме и содержанию контракта, заключаемого в ходе электронной закупки у единственного поставщика
С 1 апреля 2021 года в ч. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, предусматривающей в качестве исключения выведение ряда контрактов, заключаемых с единственным контрагентом, из-под требований чч. 4 - 9, 11 - 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ к содержанию контракта, предусмотрено "исключение из исключения" в отношении закупок, осуществляемых на ЭП в соответствии с ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Иными словами, с указанной даты контракт, заключаемый в соответствии с пп. 4, 5 ч. 1, ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, должен содержать обязательные условия, предусмотренные ст. 34 Закона N 44-ФЗ (эти условия рассмотрены в отдельных материалах).
Также, как следует из ч. 4 ст. 93 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупок в случаях, предусмотренных пп. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, у единственного контрагента на ЭП в соответствии с ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, заказчик обязан определить цену контракта в порядке, установленном Законом N 44-ФЗ (рассмотрен в отдельных материалах).
Кроме того, определенные требования к условиям контракта, заключаемого с единственным поставщиком на ЭП, вытекают из требований к содержанию предварительных предложений о поставке товара участников закупки, с одной стороны, и извещений об осуществлении закупки у единственного поставщика на ЭП заказчиков, с другой стороны. Из этих требований вытекает, что такой контракт всегда предусматривает условие о доставке товара до места, указанного заказчиком, за счет поставщика (см. ниже).
Включение требования о предоставлении обеспечения исполнения контракта в рассматриваемых случаях остается на усмотрение заказчика (чч. 1, 2 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).
Установление вышеназванного "исключения из исключения" означает и то, что в отношении закупок у единственного поставщика, осуществляемых на ЭП в соответствии с пп. 4, 5 ч. 1, ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, не действует и указание ч. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, о возможности заключения контрактов в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом РФ. В данном случае контракт заключается в порядке, предусмотренном ст. 51 Закона N 44-ФЗ, с учетом особенностей, установленных ч. 6 ст. 50 Закона N 44-ФЗ, т. е. в порядке, который предусмотрен для заключения контракта по итогам электронного запроса котировок. То есть контракт заключается путем подписания единого документа в электронной форме квалифицированными усиленными электронными подписями сторон.
Порядок проведения электронной закупки у единственного поставщика
Вкратце порядок закупки у единственного поставщика на ЭП можно обрисовать так:
1. Формирование предложений о поставке товаров
Поставщики формируют и размещают на ЭП предварительные предложения о поставке товаров, содержащие информацию, указанную в п. 1 ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ и подробно рассмотренную в отдельном материале. Для общего обзора важно отметить, что в предварительных предложениях указываются:
- информация, идентифицирующая товар, предлагаемый к поставке;
- территорию административно-территориальной единицы (единиц) на которой поставщик готов осуществить поставку товара с его доставкой заказчику (далее - место поставки);
- количество (в том числе, при установлении таких пределов, - минимальное и (или) максимальное) товара, которое он может поставить по месту поставки;
- сроки доставки товара на место поставки;
- цену единицы товара, включающую все расходы поставщика, связанные с поставкой, в том числе и стоимость доставки;
- срок действия предварительного предложения.
2. Размещение заказчиком извещения об осуществлении закупки
Заказчики, со своей стороны, формируют извещения об осуществлении закупки (далее - извещения), в которых аналогичным образом описывают свои требования к поставке товара, в том числе (с учетом разъяснений в п. 7 письма Минфина России от 12.02.2021 N 24-06-08/9591) одно наименование товара и его общее количество, одно место и один срок его поставки, одну начальную (максимальную) цену единицы товара (п. 3 ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ). Также к извещению прилагается проект контракта и обоснование цены контракта у единственного поставщика (п. 4 ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).
Подробнее содержание извещения рассмотрено в отдельном материале.
3. Отбор предварительных предложений / формирование заявок оператором ЭП
После размещения каждого извещения оператор ЭП в течение 1 часа проводит отбор предварительных предложений, которые соответствуют требованиям, установленным в извещении. Если находится не менее 2 подходящих, они расцениваются как заявки, из которых поставщик отбирает не более 5, содержащих наименьшие цены единицы товара, и направляет их заказчику вместе с идентифицирующими поставщиков документами, предусмотренными п. 2 ч. 6 ст. 43 Закона N 44-ФЗ. Фактически в качестве заявки может направляться не все предварительное предложение, а только "выписка" из него, причем теоретически из одного предварительного предложения может быть направлено неограниченное количество заявок, подробно данный вопрос рассмотрен в соответствующем разделе отдельного материала. Если в выбранных заявках указано максимальное количество предлагаемого к поставке на месте поставки товара - оператор одновременно блокирует количество товара, равное указанному в данном конкретном извещении (п. 5 ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ). Подробнее данные действия оператора рассмотрены в отдельном материале.
Если же оператор ЭП не находит 2 и более предварительных предложений, соответствующих требованиям извещения, то он формирует уведомление об этом, которое размещает в ЕИС и направляет заказчику, но не направляет ему заявок (п. 8 ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ). Полагаем, что в этом случае закупка должна считаться фактически не состоявшейся, хотя в законе этого не сказано; подробнее этот вопрос рассмотрен в отдельном разделе настоящего материала.
В соответствии с ч. 13 ст. 93 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупок у единственного поставщика на ЭП обеспечивается доступность информации обо всех предварительных предложениях, размещенных участниками закупок на всех ЭП, посредством информационного взаимодействия с ЕИС, осуществляемому с учетом требований, установленных Правительством РФ. Однако на настоящий момент соответствующий нормативный акт Правительством РФ не принят, вступление в силу ч. 13 ст. 93 Закона N 44-ФЗ отложено до 1 января 2023 года (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 31.07.2020 N 249-ФЗ, ч. 4 ст. 2 Федерального закона от 27.12.2019 N 449-ФЗ, см. также п. 14 письма Минфина России от 12.02.2021 N 24-06-08/9591).
4. Выбор единственного поставщика заказчиком
После получения от оператора заявок заказчик проверяет их на соответствие требованиям извещения и отклоняет те, которые таким требованиям не соответствуют, после чего присваивает тем заявкам, которые не были отклонены, места в порядке возрастания цены. Результаты рассмотрения заявок фиксируются заказчиком с использованием ЭП в протоколе подведения итогов определения поставщика и направляет этот протокол оператору ЭП, который размещает его в ЕИС и на ЭП в течение 1 часа (п. 6 ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ). Подробнее требования к выбору единственного поставщика на электронной площадке рассмотрены в отдельном материале.
При этом контракт заключается с участником закупки, заявке которого присвоен первый номер (п. 7 ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ), даже если это единственная заявка, которая не была отклонена, поскольку в данном случае осуществляется закупка у единственного поставщика и законом не предусмотрено признание такой закупки несостоявшейся при отклонении всех заявок, кроме одной (см. также п. 13 письма Минфина России от 12.02.2021 N 24-06-08/9591). Иным образом дело обстоит в том случае, если были отклонены все заявки - в этом случае, по нашему мнению, закупка также должна считаться фактически не состоявшейся; подробнее этот вопрос рассмотрен в отдельном разделе настоящего материала.
5. Заключение контракта
Контракт по итогам закупки у единственного поставщика на электронной площадке заключается в порядке, установленном ст. 51 Закона N 44-ФЗ, с учетом особенностей, предусмотренных ч. 6 ст. 50 Закона N 44-ФЗ, т. е. в порядке, предусмотренном для заключения контракта по итогам электронного запроса котировок (п. 7 ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).
Подробно этот порядок рассмотрен в отдельном материале.
Несмотря на то, что в данном случае осуществляется закупка у единственного поставщика, а не конкурентным способом, из ст. 51 Закона N 44-ФЗ следует обязанность подписания контракта как у заказчика, так и у выбранного им поставщика. В том числе, поставщик может быть признан уклонившимся от заключения контракта (см. подп. "в" п. 9 ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).
Отметим, что формулировка ч. 3 ст. 7.32 КоАП РФ, предусматривающая ответственность за нарушение сроков заключения контракта или уклонение от заключения контракта также не делает никаких оговорок для данной ситуации.
Последствия выбора единственного поставщика на электронной площадке
Для участника закупки у единственного поставщика на ЭП, помимо собственно возникновения обязательств, вытекающих из контракта, последствия его заключения возникают только в том случае, если в его предварительном предложении было указано максимальное количество товара, которое он предлагает к поставке по определенному месту поставки. При отборе такого рода предварительных предложений в качестве заявок на участие в закупке, оператор ЭП, как уже указывалось выше, одновременно блокирует количество товара, равное указанному в данном конкретном извещении (п. 5 ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ). Однако не позднее 1 часа с момента размещения протокола подведения итогов определения поставщика оператор ЭП прекращает блокирование количества товара всех участников данной закупки, за исключением того, заявке которого присвоен первый номер и с которым заключается контракт (подп. "а" п. 9 ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ). В отношении последнего оператор ЭП в такой ситуации автоматически уменьшает указанное в предварительном предложении количество товара, предлагаемое к поставке, на количество закупаемого товара, предусмотренного в извещении (подп. "б" п. 9 ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).
Заказчик же в соответствии с ч. 3 ст. 103 Закона N 44-ФЗ в течение 5 рабочих дней с даты заключения контракта направляет для включения в реестр контрактов указанную в этой норме информацию, в том числе заключенный контракт (с прилагаемыми документами) и его копию, подписанную усиленной электронной подписью заказчика, в Федеральное казначейство как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ (см. п. 1 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 703). Федеральное казначейство размещает предоставленные заказчиком информацию и документы в реестре контрактов в ЕИС в течение 3 рабочих дней с даты их получения (ч. 4 ст. 103 Закона N 44-ФЗ). Подробно о реестре контрактов смотрите в отдельном материале.
С 1 апреля 2023 года документы (в том числе контракт), подписанные с использованием ЕИС, а также содержащаяся в них информация в силу ч. 3 ст. 103 Закона N 44-ФЗ, ч. 11 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ будут направляться для включения в реестр контрактов с использованием ЕИС.
Может ли закупка у единственного поставщика быть сочтена несостоявшейся?
Закон N 44-ФЗ указывает, что если оператор ЭП не находит 2 и более предварительных предложений, соответствующих требованиям извещения, то он только уведомляет об этом заказчика, но не направляет ему заявок (п. 8 ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ), никак не характеризуя эту ситуацию и не предписывая заказчику совершения каких-либо действий. Равным образом никак не характеризуется ситуация, когда заказчиком были отклонены все присланные ему оператором ЭП заявки, не определяются и последствия такой ситуации. В аналогичных ситуациях при проведении закупок конкурентными способами закон предлагает признавать соответствующую процедуру несостоявшейся. В отношении закупок у единственного контрагента данный термин не употребляется вовсе.
Тем не менее, мы полагаем, что в указанных выше ситуациях закупку у единственного поставщика на ЭП следует считать несостоявшейся, если и не "в официальном смысле" - благо, закон и не требует какого-либо специального оформления данного факта и не предусматривает каких-либо зависящих от такого оформления последствий, - то, во всяком случае, по сути.
При этом в том случае, когда такая ситуация случается именно вследствие отклонения заказчиком всех заявок, полученных от оператора ЭП, заказчику, по нашему мнению, следует всё же оформить протокол подведения итогов определения поставщика, поскольку такая обязанность установлена законом и освобождения от нее в сложившейся ситуации не предусмотрено. Однако при этом в таком протоколе должны быть отражены и констатация факта отклонения всех заявок и следствие этой ситуации - то, что контракт с единственным поставщиком не заключается (закупка у единственного поставщика признана несостоявшейся).
В том же случае, когда оператор не нашел 2 и более заявок, заказчику, полагаем, не нужно каким-либо образом отражать тот факт, что закупка фактически не состоялась, поскольку это по сути будет отражено в соответствующем уведомлении оператора ЭП, размещенном в ЕИС.
Относительно дальнейших действий, в отсутствие специальных указаний по данному поводу закона, заказчику следует принимать решение самостоятельно, исходя из фактических обстоятельств - сохранения или отпадения потребности в товаре - и руководствуясь общими принципами Закона N 44-ФЗ. При сохранении потребности заказчик может осуществить новую закупку или тем же способом, или иным, определенным в зависимости от суммы закупки и иных обстоятельств, которыми Закон N 44-ФЗ обуславливает выбор способа закупки.
Тема
Порядок закупки по Закону N 44-ФЗ у единственного поставщика
См. также
Предварительные предложения о поставке товаров на электронной площадке по Закону N 44-ФЗ
Выбор единственного поставщика на электронной площадке по Закону N 44-ФЗ
Реестр контрактов, заключенных в соответствии с Законом N 44-ФЗ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах