Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности
от 13 марта 2018 г. по заявке N 2015719852
Заявка: |
2015719852 |
Название: |
DOMINO'S |
Объект охраны: |
товарный знак |
Дата обращения: |
25.10.2017 |
Дата коллегии: |
05.02.2018 |
Дата утверждения: |
13.03.2018 |
Заявитель: |
Домино'с АйПи Холдер ЛЛК |
Вид обращения: |
Возражение на решение об отказе в государственной регистрации ТЗ |
Коллегия в порядке, установленном пунктом 3 статьи 1248 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и Правилами подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в Палате по патентным спорам, утвержденными приказом Роспатента от 22.04.2003 N 56, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 08.05.2003 N 4520 (далее - Правила ППС), рассмотрела возражение, поступившее 25.10.2017, поданное компанией Домино'с АйПи Холдер ЛЛК, США (далее - заявитель), на решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2015719852 (далее - решение Роспатента), при этом установлено следующее.
Комбинированное обозначение "" по заявке N 2015719852, поступившей в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности 30.06.2015, заявлено на регистрацию в качестве товарного знака на имя заявителя в отношении товаров 30 и услуг 35, 43 классов МКТУ, указанных в перечне заявки.
Федеральной службой по интеллектуальной собственности было принято решение от 01.02.2017 об отказе в государственной регистрации товарного знака (далее - решение Роспатента), основанное на заключении по результатам экспертизы, которое мотивировано несоответствием заявленного обозначения требованиям пункта 6 статьи 1483 Кодекса. Указанное обосновывается тем, что в отношении заявленных товаров 30 и услуг 35, 43 классов МКТУ заявленное обозначение сходно до степени смешения с ранее зарегистрированными на имя других лиц товарными знаками:
- с товарным знаком "DOMINO" по свидетельству N 485681 с приоритетом от 21.02.2007 в отношении однородных услуг 43 класса МКТУ[1];
- с товарным знаком "ДОМИНО" по свидетельству N 485682 с приоритетом от 21.02.2007 в отношении однородных услуг 43 класса МКТУ [2];
- со знаком "DOMINO" по международной регистрации N 571098 с конвенционным приоритетом от 21.12.1990 в отношении однородных товаров 30 класса МКТУ [3];
- со знаком "DOMINO" по международной регистрации N 430366В с приоритетом от 16.05.1997 в отношении однородных товаров 30 класса МКТУ [4];
- с товарным знаком "ДОМИНО" по свидетельству N 351943 с приоритетом от 09.01.2007 в отношении однородных услуг 35 класса МКТУ [5].
В поступившем возражении заявитель выразил свое несогласие с решением Роспатента, при этом доводы возражения сводятся к следующему:
- срок действия противопоставленного товарного знака N 351943 истек 09.01.2017, соответственно, льготный период для продления срока действия регистрации истек 09.07.2017. В связи с этим, заявитель просит снять данное противопоставление и полагает, что заявленное обозначение может быть зарегистрировано в качестве товарного знака (знака обслуживания) в отношении услуг 35 класса МКТУ ("услуги франчайзинга, а именно помощь в управлении бизнесом по созданию и управлению ресторанами, ресторанами, предлагающими еду на вынос, и ресторанами, осуществляющими доставку еды на дом");
- ссылаясь на пункт 2 статьи 1500 Кодекса, в соответствии с которым в период рассмотрения возражения заявитель может подать выделенную заявку, заявитель просит разделить заявку N 2015719852, путем выделения отдельной заявки, включающей товары 30 класса и услуги 43 класса МКТУ.
На основании вышеизложенного заявитель просит отменить решение Роспатента и принять решение о государственной регистрации товарного знака в отношении заявленных услуг 35 класса МКТУ.
Изучив материалы дела и заслушав присутствующих, коллегия установила следующее.
С учетом даты (30.06.2015) поступления заявки N 2015719852 правовая база для оценки охраноспособности заявленного обозначения включает в себя упомянутый выше Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, утвержденные приказом Роспатента N 32 от 05.03.2003, зарегистрированным Минюстом России 25.03.2003 за N 4322, вступившие в силу 10.05.2003 (далее - Правила).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 6 статьи 1483 Кодекса не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет.
Регистрация в качестве товарного знака в отношении однородных товаров обозначения, сходного до степени смешения с товарными знаками других лиц, допускается только с согласия правообладателей.
В соответствии с пунктом 14.4.2 Правил обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением, если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.
В соответствии с положениями пункта 14.4.2.4 Правил комбинированные обозначения сравниваются с комбинированными обозначениями; с теми видами обозначений, которые входят в состав проверяемого обозначения как элементы.
При определении сходства комбинированных обозначений используются признаки, приведенные в пунктах 14.4.2.2, 14.4.2.3 Правил, а также исследуется значимость положения, занимаемого тождественным или сходным элементом в заявленном обозначении.
В соответствии с пунктом 14.4.2.2 Правил словесные обозначения сравниваются со словесными обозначениями, с комбинированными обозначениями, в композиции которых входят словесные элементы.
Сходство словесных обозначений может быть звуковым (фонетическим), графическим (визуальным), смысловым (семантическим) и определяется по признакам, изложенным в подпунктах (а), (б), (в) пункта 14.4.2.2 Правил.
Звуковое сходство определяется на основании признаков, перечисленных в пункте 14.4.2.2(а) Правил, а именно: наличие близких и совпадающих звуков в сравниваемых обозначениях; близость звуков, составляющих обозначения; расположение близких звуков и звукосочетаний по отношению друг к другу; наличие совпадающих слогов и их расположение; число слогов в обозначениях; место совпадающих звукосочетаний в составе обозначений; близость состава гласных; близость состава согласных; характер совпадающих частей обозначений, вхождение одного обозначения в другое; ударение.
Графическое сходство словесных обозначений в соответствии с пунктом 14.4.2.2(б) Правил определяют по общему зрительному впечатлению, виду шрифта, графическому написанию с учетом характера букв, расположению букв по отношению друг к другу, алфавиту и цветовой гамме.
Смысловое сходство определяют на основании признаков, перечисленных в пунктах 14.4.2.2 (в) Правил:
- подобие заложенных в обозначениях понятий, идей; в частности, совпадение значения обозначений в разных языках;
- совпадение одного из элементов обозначений, на который падает логическое ударение и который имеет самостоятельное значение;
- противоположность заложенных в обозначениях понятий, идей.
Признаки, перечисленные в подпунктах (а) - (в) указанного пункта, могут учитываться как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях (пункт 14.4.2.2 (г) Правил).
В соответствии с пунктом 14.4.3 Правил при установлении однородности товаров принимаются во внимание род (вид) товаров, их назначение, вид материала, из которого они изготовлены, условия сбыта товаров, круг потребителей и другие признаки.
Заявленное обозначение "" является комбинированным, состоящим из изобразительного элемента в виде детали игры в домино, и словесного элемента "Domino's", выполненного стандартным шрифтом буквами латинского алфавита. Обозначение выполнено в красном, синем, белом цветовом сочетании. Правовая охрана испрашивается, согласно возражению, в отношении услуг 35 класса МКТУ.
При проведении анализа заявленного обозначения коллегией было установлено, что основным, "сильным" элементом, по которому знак (и, как следствие, товары/услуги и их производители) идентифицируется потребителем, является словесный элемент "Domino's". Данный факт обусловлен тем, что данный словесный элемент занимает доминирующее положение и является наиболее запоминаемым.
Противопоставленный товарный знак [1] является словесным "Domino", выполненным стандартным шрифтом буквами латинского алфавита. Правовая охрана предоставлена в отношении услуг 43 класса МКТУ.
Противопоставленный товарный знак [2] является словесным "", выполненным оригинальным шрифтом буквами русского алфавита. Правовая охрана предоставлена в отношении услуг 43 класса МКТУ.
Противопоставленный знак [3] является словесным "DOMINO", выполненным стандартным шрифтом буквами латинского алфавита. Правовая охрана предоставлена в отношении товаров 30 класса МКТУ.
Противопоставленный знак [4] является словесным "Domino", выполненным стандартным шрифтом буквами латинского алфавита. Правовая охрана предоставлена в отношении товаров 30 класса МКТУ.
Противопоставленный знак [5] является словесным "ДОМИНО", выполненным стандартным шрифтом буквами русского алфавита. Правовая охрана предоставлена в отношении услуг 35 класса МКТУ.
Как было указано выше, решение Роспатента об отказе в государственной регистрации товарного знака в отношении всех заявленных товаров и услуг основано на наличии сходных до степени смешения знаков [1-5].
Анализ заявленного обозначения и противопоставленных знаков [1-5] показал, что они содержат фонетически сходные словесные элементы "Domino's"/"Domino"/ "ДОМИНО"/"DOMINO"/"ДОМИНО".
Так, фонетическое сходство этих элементов обусловлено тождественным составом гласных и очень близким составом согласных звуков, а также их одинаковым расположением по отношению друг к другу.
Графическое отличие сопоставляемых обозначений не оказывает существенного влияния на вывод об их сходстве, поскольку графическая проработка заявленного обозначения и противопоставленных знаков не снимает высокой степени фонетического сходства их словесных составляющих, которое определяет запоминание знаков потребителями.
Что касается семантического фактора сходства, следует отметить следующее.
Заявленное обозначение и противопоставленные знаки [1, 3, 4] переводятся с английского языка в значении "домино", см. Интернет словари, Яндекс, в свою очередь слово "домино" имеет следующие значения: 1) маскарадный костюм в виде плаща с рукавами и капюшоном; 2) игра в пластинки, на которые нанесены очки, см. Интернет, Толковый словарь Ожегова. Противопоставленные знаки [2], [5] также состоят из словесного элемента "ДОМИНО".
Таким образом, наличие в заявленном и в противопоставленных обозначениях словесных элементов "Домино", "Domino", имеющих значение в русском и английском языках и хорошо известных российскому потребителю, сближает знаки по семантическому критерию.
В соответствии с изложенным, коллегия пришла к выводу, что, несмотря на отдельные отличия, сопоставляемые обозначения ассоциируются друг с другом, что позволяет сделать заключение об их сходстве.
Анализ товаров и услуг, представленных в перечнях сравниваемых обозначений, показал следующее.
Услуги 35 класса МКТУ "услуги франчайзинга, а именно помощь в управлении бизнесом по созданию и управлению ресторанами, ресторанами, предлагающими еду на вынос, и ресторанами, осуществляющими доставку еды на дом" и услуги 43 класса МКТУ "услуги ресторанов, а именно предоставление пиццы, другой еды и напитков для употребления или на вынос; услуги ресторанов, предлагающих еду на вынос; рестораны осуществляющие доставку еды на дом" заявленного обозначения являются однородными с услугами 35 класса МКТУ "исследования в области бизнеса; консультации по вопросам организации и управления бизнесом; консультации по организации бизнеса; консультации по управлению бизнесом; консультации профессиональные в области бизнеса; менеджмент в области творческого бизнеса; помощь в управлении бизнесом" противопоставленного знака [5] и с услугами 43 класса МКТУ "закусочные; кафе; кафетерии; рестораны; рестораны самообслуживания; услуги баров; услуги по приготовлению блюд и доставке их на дом" противопоставленных знаков [1-2], поскольку относятся к услугам в области питания и имеют одно назначение (ресторанный бизнес), в связи с чем, может возникнуть представление о происхождении указанных услуг из одного коммерческого источника.
Товары 30 класса МКТУ "пицца готовая, горячие и холодные бутерброды/сэндвичи, хлебные палочки, свежеиспеченные шарики из готового теста и горячие закуски в виде готовой пасты, приготовленные для употребления или на вынос; конфеты, сладости, печенье, творожные пудинги, сладкие ватрушки и хлебобулочные десерты; сушеный перец для использования в качестве приправы" заявленного обозначения, являются однородными товарам 30 класса МКТУ "Coffee, instant coffee, artificial coffee, tea, chocolate, pralines, pastry and confectionery (кофе, растворимый кофе, чай, шоколад, конфеты, выпечка и кондитерские изделия)" противопоставленного знака [3] и товарам 30 класса МКТУ "The, pates alimentaires, epices, sauces, sel de cuisine, cacao, chocolat, produits de boulangerie et de patisserie, levure, levure chimique, poudre a pouding (чай, макароны, специи, соусы, соль, какао, шоколад, продукты хлебобулочных и кондитерских изделий, дрожжи, выпечка порошок, порошок пудинг)" противопоставленного знака [4] поскольку соотносятся как род/вид, относятся к хлебобулочным и кондитерским изделиям, имеют одно назначение и круг потребителей.
Таким образом, проведенный анализ показал, что заявленное обозначение сходно до степени смешения с противопоставленными знаками [1-5] в отношении однородных товаров 30 и услуг 35, 43 классов МКТУ, и, следовательно, вывод Роспатента о несоответствии заявленного обозначения требованиям пункта 6 статьи 1483 Кодекса следует признать правомерным.
В отношении противопоставленного товарного знака [5] коллегия отмечает следующее.
Согласно сведениям из Государственного реестра товарных знаков, и знаков обслуживания Российской Федерации, срок действия противопоставленного товарного знака [5] истек 09.01.2017.
Вместе с тем, данное обстоятельство не приводит к возможности регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака в отношении услуг 35 класса МКТУ, поскольку, как указывалось выше, заявленные услуги 35 класса МКТУ являются однородными с услугами 43 класса МКТУ противопоставленных знаков [1-2].
Также, коллегия отмечает, что в возражении не содержится доводов о несогласии с решением экспертизы. Заявитель выразил лишь просьбу о разделении заявки N 2015719852, путем выделения отдельной заявки, включающей товары 30 и услуги 43 классов МКТУ.
Вместе с тем, экспертизой было отказано в выделении отдельной заявки, поскольку услуги 35 класса МКТУ, в отношении которых, как считает заявитель, заявленное обозначение может быть зарегистрировано в качестве товарного знака, так как срок действия противопоставленного знака [5] истек, являются однородными товарам 30 и услугам 43 классов МКТУ, указанным в выделенной заявке.
Действительно, товары 30 класса МКТУ "пицца готовая, горячие и холодные бутерброды/сэндвичи, хлебные палочки, свежеиспеченные шарики из готового теста и горячие закуски в виде готовой пасты, приготовленные для употребления или на вынос;
конфеты, сладости, печенье, творожные пудинги, сладкие ватрушки и хлебобулочные десерты; сушеный перец для использования в качестве приправы" и услуги 43 класса МКТУ "услуги ресторанов, а именно предоставление пиццы, другой еды и напитков для употребления или на вынос; услуги ресторанов, предлагающих еду на вынос; рестораны осуществляющие доставку еды на дом" представленные в перечне выделенной заявки являются однородными с услугами 35 класса МКТУ "услуги франчайзинга, а именно помощь в управлении бизнесом по созданию и управлению ресторанами, ресторанами, предлагающими еду на вынос, и ресторанами, осуществляющими доставку еды на дом" рассматриваемой заявки, поскольку имеют одно назначение (ресторанный бизнес), в связи с чем может возникнуть представление о происхождении указанных товаров и услуг из одного коммерческого источника.
Также коллегия отмечает, что на заседании коллегии заявитель представил ходатайство с просьбой о переносе рассмотрения возражения на более поздний срок, мотивированное тем, что ему необходимо получить ответ на жалобу на действия экспертизы по рассматриваемой заявке, а именно на отказ в выделении отдельной заявки из первоначальной, направленную на имя руководителя Федеральной службы по интеллектуальной собственности.
Коллегия рассмотрела указанное ходатайство и отказала в его удовлетворении, поскольку считает, как указано выше, что данные услуги являются однородными, в связи с чем, основания в переносе отсутствуют.
Что касается доводов особого мнения, поступившего в федеральный орган исполнительный власти по интеллектуальной собственности 07.02.2018, следует отметить, что доводы особого мнения повторяют доводы возражения, оценка которым дана выше, поэтому не требуют дополнительного исследования.
В соответствии с вышеизложенным, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
отказать в удовлетворении возражения, поступившего 25.10.2017, оставить в силе решение Роспатента от 01.02.2017.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 13 марта 2018 г. по заявке N 2015719852
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru