Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности
от 27 марта 2020 г. по заявке N 2017737558
Решением Суда по интеллектуальным правам от 29 апреля 2021 г. по делу N СИП-554/2020, оставленным без изменения постановлением президиума Суда по интеллектуальным правам от 13 августа 2021 г. N С01-1228/2021, настоящее решение признано недействительным
Заявка: |
2017737558 |
Название: |
X LINE |
Объект охраны: |
товарный знак (знак обслуживания) |
Дата обращения: |
17.01.2020 |
Дата коллегии: |
05.03.2020 |
Дата утверждения: |
27.03.2020 |
Заявитель: |
Киа Моторс Корпорейшн |
Вид обращения: |
возражение на решение об отказе в государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания) |
Коллегия в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 1 января 2008 г. Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ, в редакции Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Кодекс) и Правилами подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в Палате по патентным спорам, утвержденными приказом Роспатента от 22.04.2003 N 56, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 08.05.2003 N 4520, рассмотрела возражение, поступившее 17.01.2020, поданное компанией "Киа Моторс Корпорейшн", Республика Корея (далее - заявитель), на решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2017737558 (далее - решение Роспатента), при этом установила следующее.
Предоставление правовой охраны товарному знаку по заявке N 2017737558, поданной 12.09.2017, испрашивалось на имя заявителя в отношении товаров 12 класса МКТУ, указанных в перечне заявки.
Согласно материалам заявки заявлено комбинированное обозначение .
Решение Роспатента от 19.03.2019 об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2017737558 было принято на основании заключения по результатам экспертизы, согласно которому установлено что, заявленное обозначение [1] не соответствует требованиям пункта 6 (2) статьи 1483 Кодекса в отношении всех товаров 12 класса МКТУ, поскольку сходно до степени смешения с товарным знаком [2] по свидетельству N 533352 с приоритетом от 29.04.2013, зарегистрированным ранее на имя Ивус Олег Александрович, 346720, Ростовская область, Аксайский р-н, г. Аксай, ул. Зелёная, 6, в отношении товаров 12 класса, однородных заявленным товарам 12 класса МКТУ.
В Федеральную службу по интеллектуальной собственности поступило 17.01.2020 возражение, в котором заявитель выразил несогласие с решением Роспатента от 19.03.2019.
Доводы возражения, поступившего 17.01.2020, сводятся к следующему:
- заявитель не оспаривает решение Роспатента в отношении части товаров 12 класса МКТУ "составные конструкционные детали для автомобилей, включенные в 12 класс; мотоциклы; велосипеды; шины для колес транспортных средств, включенные в 12 класс, бандажи колес транспортных средств; камеры для шин транспортных средств, включенные в 12 класс; амортизаторы подвесок для транспортных средств; рессоры подвесок для транспортных средств; системы тормозные для транспортных средств, включенные в 12 класс; двигатели для наземных транспортных средств; трансмиссии для наземных транспортных средств; передачи зубчатые для наземных транспортных средств; подшипники для наземных транспортных средств, включенные в 12 класс; транспорт военный; гудки сигнальные для транспортных средств; противовесы для балансировки колес транспортных средств; борта грузоподъемные [части наземных транспортных средств]; воздушные насосы для двухколесных транспортных средств ши велосипедов, включенные в 12 класс";
- сравниваемые обозначения [1] и [2] воспроизводят различные лексические единицы и относятся к обозначениям различного вида. Заявленное обозначение [1] является фантазийным, верхняя часть стилизована под математический знак "корень". Элемент "LINE" ("линия") обладает слабой различительной способностью, поскольку широко используется в качестве термина в автомобильной отрасли для обозначения наименования видовой линии, модельного ряда автомобилей, выпускаемых независимыми производителями (например, товарные знаки по свидетельству N 602142, приоритет от 23.12.2015, товары 12 класса МКТУ;
по свидетельству N 631156, приоритет от 09.12.2016, товары 12 класса МКТУ и т.д.). Противопоставленный словесный товарный знак [2] представляет собой одну лексическую единицу в слитном написании "XLine";
- сравниваемые обозначения [1] и [2] имеют графические отличия (цветовое исполнение, графическая манера, доминирование в обозначении [1] эллипсовидного прямоугольника и стилизованного под математический знак "корня");
- сравниваемые обозначения [1] и [2] имеют семантические различия (товарный знак [2] является фантазийным, вызывает ассоциации с размером одежды "XL"; обозначение [1] вызывает ассоциации либо с математическим "корнем" или с линией/моделью автомобиля "Х");
- сравниваемые виды товаров 12 класса МКТУ не однородны: "автомобили" заявленного обозначения [1] и "части транспортных средств", "части велосипедов", "товары для ремонта шин, колес" противопоставленного товарного знака [2] имеют: различную природу "сложносоставное моторное техническое устройство", "простые механические детали"; различное назначение: "перевозка", "ремонт, обеспечение работы сложного механизма / ремонт (сырьевое обеспечение, техническая функция)" и относятся потребителями к различным источникам происхождения: по мнению 71,5% потребителей "автомобили" и "части ТС" (шины) изготавливаются различными производителями;
- согласно опросу ВЦИОМ 84,8% определившихся с ответом потребителей считают, что "автомобили" и "шины", являющиеся одними из наиболее часто приобретаемых владельцами автомобилей "частями ТС", выпускаются разными компаниями, т.е. имеют различный источник происхождения. Никому из потребителей (94.2%) не известна ни одна компания-производитель шин, которая в то же время выпускает и автомобили. Из данных опроса также следует низкий уровень различительной способности противопоставленного товарного знака [2];
- заявителем приведены ссылки на практику Суда по интеллектуальным правам (дела N СИП-694/2016, СИП-119/2017 и т.д.);
- неиспользование товарного знака влияет на вывод о вероятности смешения сравниваемых обозначений. Прекращение деятельности индивидуального предпринимателя - правообладателя товарного знака по свидетельству Российской Федерации N 533352 [2] исключает фактическое смешение этого товарного знака с заявленным обозначением [1]. Определением Арбитражного суда Ростовской области от 25.07.2018 в отношении О.А. Ивуса введена процедура, применяемая в деле о банкротстве ИП - реструктуризация долгов. Поскольку правообладатель товарного знака [2] официально прекратил деятельность 18.12.2018 г., а фактически - до июня 2018 г., правомерен и обоснован вывод о неиспользовании противопоставленного товарного знака [2] и об отсутствии вероятности его смешения с заявленным обозначением [1];
- как следует из выписки ЕГРИП РФ, основным видом деятельности О.А. Ивуса являлась "торговля автомобильными деталями", дополнительным видом деятельности являлась "деятельность по предоставлению вспомогательных услуг". В связи с чем, правообладатель противопоставленного товарного знака [2] не занимался производством товаров 12 класса МКТУ, что свидетельствует о неиспользовании товарного знака [2] и отсутствием вероятности его смешения с заявленным обозначением [1].
На основании изложенного в возражении, поступившем 17.01.2020, содержится просьба об отмене решения Роспатента и регистрации заявленного обозначения [1] в качестве товарного знака в отношении товаров 12 класса МКТУ "автомобили различного назначения для перевозки".
В подтверждение своих доводов заявителем к материалам возражения были приложены следующие документы:
- копия решения об отказе в регистрации от 19.03.2019 г. - [3];
- копия публикации свидетельства N 533352 и материалов заявки N 2013714541 на товарный знак "XLine" - [4];
- распечатка из Википедии в отношении математического знака "корень" - [5];
- распечатка из англо-русского переводного словаря касательно перевода слова "LINE" ("линия") - [6];
- распечатка из англо-русского переводного словаря касательно перевода слова "XLINE" - [7];
- распечатка из Википедии в отношении значения "XL" - [8];
- распечатка из Википедии касательно понятия "автомобиль" - [9];
- аналитический отчет по итогам всероссийского социологического опроса "Характер сравнительного восприятия среди потребителей России обозначений и
", 2019 г. (в оригинале) - [10];
- копии Определения Верховного Суда Российской Федерации от 05.12.2017 N 300-КП7-12018, от 05.12.2017 N 300-КП7-12021, от 05.12.2017 N 300-КГ17-12023, Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.07.2006 N 2979/06 - [11];
- выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей кас. О.А. Ивуса - [12];
- определение Арбитражного суда Ростовской области от 25.07.2018 по делу N А53-16841/2018 "О признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и о введении процедуры реструктуризации долгов гражданина" - [13];
- таблица анализа признаков неоднородности сравниваемых видов товаров - [14].
На заседании коллегии от заявителя к материалам дела были приобщены:
- сведения о товарных знаках, включающих элемент "X LINE" (международная регистрация N 784580, свидетельство N 360561) - [15].
Изучив материалы дела и заслушав лиц, участвующих в рассмотрении возражения, поступившего 17.01.2020, коллегия установила следующее.
С учетом даты подачи (12.09.2017) заявки N 2017737558 правовая база для оценки охраноспособности заявленного обозначения [1] включает в себя вышеуказанный Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утвержденные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2015 N 482, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 18.08.2015, рег. N 38572, и введенные в действие 31.08.2015 (далее - Правила).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 6 статьи 1483 Кодекса не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет.
Согласно требованиям пункта 41 Правил обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением (товарным знаком), если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.
Согласно требованиям пункта 41 Правил обозначение считается тождественным с другим обозначением (товарным знаком), если оно совпадает с ним во всех элементах. Обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением (товарным знаком), если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия. Сходство обозначений для отдельных видов обозначений определяется с учетом требований пунктов 42-44 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 44 Правил комбинированные обозначения сравниваются с комбинированными обозначениями и с теми видами обозначений, которые входят в состав проверяемого комбинированного обозначения как элементы.
При определении сходства комбинированных обозначений используются признаки, указанные в пунктах 42 и 43 настоящих Правил, а также исследуется значимость положения, занимаемого тождественным или сходным элементом в заявленном обозначении.
В соответствии с пунктом 42 Правил сходство словесных обозначений оценивается по звуковым (фонетическим), графическим (визуальным) и смысловым (семантическим) признакам и определяется на основании признаков, перечисленных в подпунктах (1) - (3) настоящего пункта. Признаки, перечисленные в подпунктах (1) - (3) настоящего пункта, учитываются как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях.
В соответствии с пунктом 45 Правил при установлении однородности товаров определяется принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному изготовителю. При этом принимаются во внимание род, вид товаров, их потребительские свойства, функциональное назначение, вид материала, из которого они изготовлены и т.д.
Заявленное на регистрацию в качестве товарного знака обозначение [1] является комбинированным, включает словесный элемент "XLINE", выполненный заглавными буквами латинского алфавита. Согласно материалам дела регистрация заявленного обозначения [1] испрашивается в отношении товаров 12 класса МКТУ "автомобили различного назначения для перевозки".
Решение Роспатента от 19.03.2019 оспаривается только в отношении товаров 12 класса МКТУ "автомобили различного назначения для перевозки".
Доминирующим элементом в заявленном обозначении [1] является словесный элемент "XLINE", который, благодаря своему шрифтовому исполнению, в первую очередь запоминается потребителем, не утрачивает своего словесного характера и несет основную индивидуализирующую нагрузку в обозначении.
В отношении несоответствия заявленного обозначения [1] требованиям пункта 6 (2) статьи 1483 Кодекса коллегия отмечает следующее.
Противопоставленный товарный знак [2] по свидетельству N 533352 с приоритетом от 29.04.2013 является словесным, выполнен оригинальным шрифтом буквами латинского алфавита. Правовая охрана товарного знака [2] действует в отношении товаров 12 класса МКТУ "бандажи колес транспортных средств; вентили шин транспортных средств; гребни бандажей колес для железнодорожного подвижного состава; гусеницы [ленты гусеничные] для транспортных средств; заплаты самоклеящиеся резиновые для ремонта камер шин; камеры велосипедов; камеры для пневматических шин; колеса для велосипедов;
колеса для транспортных средств; колеса рудничных тачек; колесики для тележек [транспортных средств]; колпаки для колес; крепления для ступиц колес; ленты протекторные для восстановления шин; наборы инструментов и принадлежностей для ремонта камер шин; ободья колес велосипедов; ободья колес транспортных средств; покрышки; приспособления для шин транспортных средств, предохраняющие от скольжения; противовесы для балансировки колес транспортных средств; рулевые колеса для транспортных средств; спицы велосипедных колес; спицы колес транспортных средств; ступицы колес велосипедов; ступицы колес транспортных средств; устройства натяжные для спиц колес; чехлы для запасных колес; шины бескамерные для велосипедов; шины велосипедов; шины для автомобилей; шины для транспортных средств; шины пневматические; шипы для шин" в цветовом сочетании: "серый, белый, красный".
Анализ заявленного обозначения [1] и противопоставленного товарного знака [2] на тождество и сходство показал следующее.
Сопоставительный анализ по фонетическому критерию сходства доминирующих элементов заявленного обозначения [1] и противопоставленного товарного знака [2] показал тождество звучания словесных элементов "XLINE" (произносится как "ИКСЛАЙН"), входящих в их состав.
Сопоставительный анализ по семантическому критерию сходства доминирующих элементов заявленного обозначения [1] и противопоставленного товарного знака [2] показал следующее. Сравниваемые обозначения содержат словесный элемент "LINE" [1] / [2], имеющий перевод с английского на русский язык как "линия, направление" (см. электронный словарь: https://translate.yandex.ru/?utm_source=wizard&text=LINE&lang=en-ru). Таким образом, сравниваемые обозначения [1] / [2] формируют у потребителей одинаковые семантические образы, связанные с названием линии, направлением "Х". С учетом изложенного, коллегия считает, что в сравниваемые обозначения [1] / [2] заложено одно и то же понятие, и они могут быть признаны сходными по семантическому критерию сходства словесных обозначений.
Визуально сравниваемые обозначения [1] и [2] имеют разное зрительное впечатление, обусловленное шрифтовым исполнением сравниваемых словесных элементов, наличием изобразительных элементов, цветового сочетания. Вместе с тем, визуальные отличия носят второстепенный характер и не оказывают решающего воздействия при оценке сходства сравниваемых обозначений.
Таким образом, с учетом всех вышеперечисленных признаков у коллегии есть основания для вывода о том, что сравниваемые обозначения [1] и [2] ассоциируются друг с другом в целом, несмотря на их отдельные отличия.
В отношении однородности сравниваемых товаров 12 класса МКТУ коллегия отмечает следующее.
Товары 12 класса МКТУ "колеса для транспортных средств; рулевые колеса для транспортных средств" противопоставленного товарного знака [2] имеют прямое отношение к товарам 12 класса МКТУ "автомобили различного назначения для перевозки" заявленного обозначения [1], поскольку являются рабочими частями автомобилей и направлены на функционирование автомобиля в целом, как сложного технического устройства. Следует пояснить, что "рулевое колесо" - это устройство для управления движением автомобиля в заданном направлении. Рулевое колесо - часть системы управления, на которую воздействует водитель. См. электронный словарь: https://ru.wikipedia.org/wiki/. Таким образом, рулевые колеса, в отличие от шин, ободьев, колпаков и т.п., которые легко меняются в процессе использования, являются неотъемлемой частью автомобиля, без которых его эксплуатация не возможна. Также на всех рулевых колесах вмонтирован символ автомобиля, что также позволяет их отнести к одинаковому источнику происхождения - фирме-производителю автомобилей. Следовательно, возникает принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности сравниваемых товаров 12 класса МКТУ одному изготовителю, что свидетельствует об их однородности.
Резюмируя изложенное, сравниваемые обозначения [1] и [2] являются сходными до степени смешения в отношении однородных товаров 12 класса МКТУ.
Следовательно, вывод, указанный в заключении по результатам экспертизы, о несоответствии заявленного обозначения [1] в отношении товаров 12 класса МКТУ требованиям пункта 6 (2) статьи 1483 Кодекса является правомерным.
Социологическое исследование [10] касается сравнения таких товаров как "шины" и "автомобили", а также известности обозначения (51,9%) и его высокого уровня различительной способности по отношению к заявителю. Противопоставленный товарный знак [2] известен только 18,2% потребителей. Большинству потребителей (94,2%) не известны какие-либо компании-производители шин, которые выпускают также автомобили. Вместе с тем, данные социологического исследования [10] не могут быть положены в основу выводов коллегии о соответствии заявленного обозначения [1] требованиям пункта 6 (2) статьи 1483 Кодекса, так как в данном случае речь идет о "старшем" праве иного лица на средство индивидуализации в отношении однородных товаров. Кроме того, данные социологического исследования в части отсутствия однородности таких товаров как "шины" и "автомобили" не позволяют прийти к иным выводам коллегии, поскольку перечень товаров 12 класса МКТУ противопоставленного товарного знака [2], помимо шин, содержит другие однородные товары, анализ которых приведен выше.
Довод заявителя о терминологическом характере элемента "LINE" в автомобильной отрасли не опровергает вышеизложенные выводы коллегии, поскольку в составе противопоставленного товарного знака [2] данный элемент является охраняемым в отношении однородных товаров 12 класса МКТУ.
Доводы заявителя в части неиспользования противопоставленного товарного знака [2], а также прекращения деятельности его правообладателя [11-13] не влияют на вышеизложенные выводы коллегии. Согласно данным Государственного реестра товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации правовая охрана товарного знака [2] является действующей. В рамках оценки соответствия/несоответствия заявленного обозначения [1] требованиям пункта 6 (2) статьи 1483 Кодекса не предусмотрено исследование противопоставленных товарных знаков на предмет использования, поскольку речь идет о "старшем" праве иных лиц на средства индивидуализации в отношении однородных товаров.
В отношении приведенной заявителем судебной практики коллегия отмечает следующее. Делопроизводство по каждой заявке ведется независимо, исходя из совокупности обстоятельств каждого конкретного дела.
Принимая во внимание все вышеизложенное, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
отказать в удовлетворении возражения, поступившего 17.01.2020, оставить в силе решение Роспатента от 19.03.2019.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 27 марта 2020 г. по заявке N 2017737558
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru
Решением Суда по интеллектуальным правам от 29 апреля 2021 г. по делу N СИП-554/2020 настоящее решение признано недействительным