Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности
от 21 августа 2020 г. по заявке N 2013729192
(Заключение по результатам рассмотрения возражения)
Решением Суда по интеллектуальным правам от 17 июня 2021 г. по делу N СИП-1045/2020, оставленным без изменения постановлением президиума Суда по интеллектуальным правам от 11 ноября 2021 г. N С01-1582/2021, настоящее решение признано недействительным
Заявка: |
2013729192 |
Название: |
IDЕЯ |
Объект охраны: |
товарный знак (знак обслуживания) |
Дата обращения: |
16.12.2019 |
Дата коллегии: |
29.07.2020 |
Дата утверждения: |
21.08.2020 |
Заявитель: |
Общество с ограниченной ответственностью "ОРИГАМИ" |
Вид обращения: |
возражение против предоставления правовой охраны товарному знаку (знаку обслуживания) |
Коллегия в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 1 января 2008 г. Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ в редакции Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Кодекс), и Правилами подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в Палате по патентным спорам, утвержденными приказом Роспатента от 22.04.2003 N 56, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 08.05.2003 N 4520, рассмотрела возражение, поступившее в Федеральную службу по интеллектуальной собственности (далее - Роспатент) 16.12.2019, поданное Обществом с ограниченной ответственностью "ОРИГАМИ", г. Уфа, Республика Башкортостан (далее - лицо, подавшее возражение), против предоставления правовой охраны товарному знаку по свидетельству N 526270, при этом установлено следующее.
Товарный знак по заявке N 2013729192 с приоритетом от 23.08.2013 зарегистрирован в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации (далее - Госреестр) 10.11.2014 за N 526270 на имя Общества с ограниченной ответственностью "Инвест-Групп", Свердловская обл., г. Каменск-Уральский", (далее - правообладатель) в отношении услуг 35 класса Международной классификации товаров и услуг (далее - МКТУ), указанных в перечне регистрации.
Оспариваемый товарный знак по свидетельству N 526270 - (1) представляет собой комбинированное обозначение, включающее изобразительный элемент в виде стилизованного изображения сказочного персонажа, и словесный элемент "idея", выполненный буквами латинского и русского алфавитов оригинальным шрифтом.
В Федеральную службу по интеллектуальной собственности 16.12.2019 поступило возражение против предоставления правовой охраны указанному товарному знаку, мотивированное несоответствием оспариваемого товарного знака требованиям, установленным пунктом 6 (2) статьи 1483 Кодекса.
Доводы возражения сводятся к следующему:
- оспариваемый товарный знак (1) сходен до степени смешения с принадлежащими лицу, подавшему возражение, товарными знаками по свидетельству N 171758 с приоритетом от 17.09.1996 - (2) и по свидетельству N 174335 с приоритетом от 17.09.1996 - (3);
- услуги 35 класса МКТУ, в отношении которых зарегистрированы оспариваемый товарный знак (1) и противопоставленные товарные знаки (2, 3), однородны.
С учетом изложенного лицо, подавшее возражение, просит признать предоставление правовой охраны товарному знаку по свидетельству N 526270 недействительным полностью.
Правообладатель, надлежащим образом был уведомлен о дате заседания коллегии, назначенной на 29.07.2020, однако на указанную дату заседания не явился и отзыв по мотивам поступившего возражения представлен не был.
Изучив материалы дела, коллегия установила следующее.
С учетом даты приоритета (23.08.2013) товарного знака по свидетельству N 526270 правовая база для оценки его охраноспособности включает в себя вышеуказанный Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, утвержденные Приказом Роспатента N 32 от 05.03.2003, зарегистрированным Минюстом России 25.03.2003 N 4322 (далее - Правила).
В соответствии с требованиями пункта 6 статьи 1483 Кодекса не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет.
В соответствии с пунктом 14.4.2 Правил обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением, если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.
В соответствии с требованиями пункта 14.4.2.4 Правил комбинированные обозначения сравниваются с комбинированными обозначениями и с теми видами обозначений, которые входят в состав проверяемого комбинированного обозначения как элементы.
При определении сходства комбинированных обозначений используются признаки, приведенные в пункте 14.4.2.2 Правил, а также исследуется значимость положения, занимаемого тождественным или сходным элементом в заявленном обозначении.
Согласно пункту 14.4.2.2 Правил сходство словесных обозначений может быть звуковым (фонетическим), графическим (визуальным), и смысловым (семантическим) и определяется по признакам, изложенным в подпунктах (а), (б), (в) пункта 14.4.2.2.Правил.
Признаки, перечисленные в подпунктах (а) - (в) указанного пункта, могут учитываться как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях (пункт 14.4.2.2 (г) Правил).
В соответствии с пунктом 14.4.3 Правил при установлении однородности товаров определяется принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному производителю. Для установления однородности товаров принимается во внимание род (вид) товаров, их назначение, вид материала, из которого они изготовлены, условия сбыта товаров, круг потребителей и другие признаки.
В соответствии с порядком оспаривания и признания недействительной предоставления правовой охраны товарному знаку, установленным положениями пункта 2 статьи 1513 Кодекса, возражение против предоставления правовой охраны товарному знаку подается заинтересованным лицом.
Поступившее возражение подано Обществом с ограниченной ответственностью "ОРИГАМИ", заинтересованность которого обусловлена тем, что данное лицо является правообладателем товарных знаков по свидетельствам N 171758 - (2) и N 174335 - (3) с приоритетом от 17.09.1996, с которым оспариваемый товарный знак (1) является сходным до степени смешения.
Оспариваемый товарный знак по свидетельству N 526270 - (1) представляет собой комбинированное обозначение, включающее изобразительный элемент в виде стилизованного изображения сказочного персонажа, и словесный элемент "idея", выполненный буквами латинского и русского алфавитов оригинальным шрифтом. Знак охраняется в сером, белом, черном, синем, красном цветовом сочетании.
Противопоставленные знаки по свидетельству N 171758 - (2) и по свидетельству N 174335 - (3) представляют собой словесные обозначения, выполненные буквами латинского и русского алфавитов стандартным шрифтом.
С точки зрения фонетики оспариваемый (1) и противопоставленные (2, 3) товарные знаки содержат в своем составе фонетически тождественные словесные элементы "idея" - "IDEA" - "ИДЕЯ", что свидетельствует о фонетическом вхождении одного обозначения в другое и о сходстве сравниваемых знаков по фонетическому критерию сходства.
Что касается семантического фактора сходства, то следует отметить, что слово "idея" не имеет лексического значения, однако оно выполнено буквами латинского и русского алфавита и фонетически созвучно слову "идея", в связи с чем российским потребителем сравниваемые слова "idея" - "IDEA" - "ИДЕЯ" будут ассоциироваться друг с другом в целом и вызывать сходные смысловые ассоциации, связанные со значением слова "идея".
Визуально между оспариваемым (1) и противопоставленными (2, 3) товарными знаками имеются отличия, однако в данном случае они второстепенны, поскольку ассоциирование обозначений друг с другом достигается за счет фонетического и семантического сходства доминирующих словесных элементов.
С учетом изложенного, оспариваемый (1) и противопоставленные (2, 3) товарные знаки, несмотря на незначительные различия, ассоциирующимися друг с другом в целом, то есть являются сходными.
Анализ однородности сопоставляемых услуг 35 класса МКТУ показал следующее.
Правовая охрана оспариваемому товарному знаку предоставлена в отношении следующих услуг 35 класса МКТУ "услуги розничной продажи товаров, а именно: электроники и бытовой техники, теле-, видео-, аудиотехники, цифровой техники, средств навигации и сотовой связи, автотоваров, садовой техники, электроинструмента, текстиля, садовой техники и принадлежностей, детских непродовольственных товаров, мебели, иных непродовольственных товаров с использованием Интернет-сайтов", т.е. услуг, которые могут быть объединены общим родовым понятием "торговая деятельность".
Противопоставленные товарные знаки (2, 3) зарегистрирован в отношении следующих услуг 35 класса МКТУ "аренда площадей для размещения рекламы; размещение и расклейка афиш (вне помещений); оформление витрин; выпуск рекламных материалов; организация выставок для коммерческих или рекламных целей; демонстрация товаров; изучение рынка; распространение рекламных объявлений; почтовая рассылка рекламных материалов (проспектов, брошюр и т.д.), прокат рекламных материалов; публикация рекламных материалов; реклама телевизионная; составление рекламных полос в печатных изданиях рекламной хроники; рекламные агентства", т.е. услуг, которые могут быть объединены общим родовым понятием "реклама".
Услуги 35 класса МКТУ "реклама" в различных ее видах, в качестве родовой услуги относится к распространению информации; ее назначение - распространение (расклейка, озвучивание, раздача листовок, образцов и т.д.) информации словом и звуком, на бумажном, пластиковом или электронном носителе; условия сбыта - производство самой рекламы в любом виде и ее размещение (распространение) на любые рекламные конструкции и (или) площади, транспорт, теле-радио и т.д.
Услуги "торговая деятельность" в качестве родовой услуги относится к услугам торговли; ее назначение - реализовывать (продавать) покупателям товары любых производителей, вида и ассортимента; условия сбыта - торговые предприятия (магазины), в определенных случаях имеющие специальное разрешение (лицензию) на торговую деятельность в целом или реализацию отдельных групп товаров; круг потребителей - все покупатели, заходящие в магазин для покупок, а также производители для размещения своих товаров для продажи.
Таким образом, сопоставляемые услуги "реклама" - "торговая деятельность" не являются однородными, поскольку, относятся к разным видам деятельности, имеют разное назначение и условия сбыта.
В этой связи даже при маркировке услуг сходными товарными знаками отсутствует принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности их одному лицу.
При этом коллегия отмечает, что лицом, подавшим возражение, не представлены доказательства того, что потребителями сопоставляемые услуги могут быть отнесены к одному и тому же источнику происхождения.
Таким образом, утверждение лица, подавшего возражение, о несоответствии оспариваемого товарного знака по свидетельству N 526270 положениям, предусмотренным пунктом 6 статьи 1483 Кодекса, не может быть признано правомерным.
Учитывая вышеизложенное, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
отказать в удовлетворении возражения, поступившего 16.12.2019, оставить в силе правовую охрану товарного знака по свидетельству N 526270.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 21 августа 2020 г. по заявке N 2013729192
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru
Решением Суда по интеллектуальным правам от 17 июня 2021 г. по делу N СИП-1045/2020 настоящее решение признано недействительным