Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности
от 30 октября 2020 г. по заявке N 2015718549/33
Решением Суда по интеллектуальным правам от 20 мая 2021 г. по делу N СИП-81/2021 настоящее решение признано не противоречащим действующему законодательству
Заявка: |
2015718549/33 |
Название: |
- |
Объект охраны: |
товарный знак (знак обслуживания) |
Дата обращения: |
29.07.2020 |
Дата коллегии: |
15.10.2020 |
Дата утверждения: |
30.10.2020 |
Заявитель: |
ООО "Ритуал.ру" |
Вид обращения: |
возражение против предоставления правовой охраны товарному знаку (знаку обслуживания) |
Коллегия в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации с изменениями, внесенными Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 35-ФЗ "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Кодекс) и Правилами подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в Палате по патентным спорам, утвержденными приказом Роспатента от 22.04.2003 N 56, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 08.05.2003 N 4520 (далее - Правила ППС), рассмотрела возражение, поступившее 29.07.2020, поданное ООО "Ритуал.ру", Москва (далее - лицо, подавшее возражение), против предоставления правовой охраны товарному знаку по свидетельству N 584339, при этом установлено следующее.
Оспариваемый товарный знак "" по заявке N 2015718549, поданной 19.06.2015, зарегистрирован 18.08.2016 в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации (далее - Госреестр) за N 584339 на ООО "Гамма", Москва (далее - правообладатель) в отношении услуг 35, 41 классов МКТУ, указанных в перечне свидетельства.
В поступившем 29.07.2020 в Федеральный службу по интеллектуальной собственности возражении выражено мнение лица, его подавшего, о том, что регистрация товарного знака по свидетельству N 584339 произведена в нарушение требований, установленных положениями подпункта 2 пункта 6 статьи 1483 Кодекса.
Доводы возражения сводятся к следующему:
- оспариваемый товарный знак "ВМК" сходен до степени смешения с товарным знаком "" по свидетельству N 327451 зарегистрированного на имя лица, подавшего возражение в отношении однородных услуг 35, 41 классов МКТУ;
- в сравниваемых знаках отсутствуют указания на неохраноспособные элементы и их сходство обусловлено сходством основного элемента "ВМК";
На основании изложенного лицом, подавшим возражение, выражена просьба о признании предоставления правовой охраны товарному знаку по свидетельству N 584339 недействительной полностью.
В подтверждение изложенных доводов к возражению, поступившему 29.07.2020, были представлены следующие материалы:
1. Копия страниц сайта https://ritual.ru/, дата обращения 14.04.2020;
2. Копия страниц сайта http://www.vmkros.ru/, дата обращения 14.04.2020; 3. Копия определения Президиума ВАС РФ N 3691/06 от 17.05.2006;
4. Копия постановление Президиума ВАС РФ N 2979/06 от 18.07.2006;
5. Копия постановления Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-5297/2007-АК от 10.09.2007;
6. Копия решения Суда по интеллектуальным правам от 22.04.2014 по делу N СИП-77/2014;
7. Копия постановления Суда по интеллектуальным правам от 23.06.2017 по делу N СИП-738/2016;
8. Копия постановления Суда по интеллектуальным правам от 16.07.2018 делу N СИП-469/2017.
Правообладатель оспариваемого товарного знака 06.10.2020 представил отзыв по мотивам возражения, доводы которого сводятся к следующему:
- лицом, подавшим возражение, не представлено доказательств его заинтересованности в прекращении правовой охрана товарного знака в отношении услуг 35, 41 классов МКТУ;
- отсутствуют доказательства фактического осуществления лицом, подавшим возражения услуг 35 и 41 классов МКТУ;
- до регистрации договора отчуждения, правообладателем противопоставленного товарного знака было ЗАО "Военно-мемориальная компания", чье сокращенное наименование включено в противопоставленный товарный знак;
- доминирующим элементом, осуществляющим основную индивидуализирующую функцию в противопоставленном товарном знаке, является изображение Вечного огня с лавровой ветвью;
- сравниваемые обозначения производят разное общезрительное впечатление, за счет вхождения разных изобразительных элементов.
Изучив материалы дела и заслушав участников рассмотрения возражения, коллегия установила следующее.
С учетом даты (19.06.2015) приоритета оспариваемого товарного знака правовая база для оценки его охраноспособности включает в себя вышеупомянутый Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, утвержденные приказом Роспатента от 05.03.2003 N 32, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 25.03.2003, рег. N 4322, и введенные в действие 10.05.2003 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 6 статьи 1483 Кодекса не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет.
В соответствии с положениями пункта 14.4.2.3 Правил комбинированные обозначения сравниваются с комбинированными обозначениями и с теми видами обозначений, которые входят в состав проверяемого комбинированного обозначения как элементы. При определении сходства комбинированных обозначений используются признаки, указанные в пунктах 14.4.2.2, 14.4.2.3 настоящих Правил, а также исследуется значимость положения, занимаемого тождественным или сходным элементом в заявленном обозначении.
В соответствии с пунктом 14.4.2.2 Правил сходство словесных обозначений может быть звуковым (фонетическим), графическим (визуальным) и смысловым (семантическим) Звуковое сходство определяется на основании следующих признаков: наличие близких и совпадающих звуков в сравниваемых обозначениях; близость звуков, составляющих обозначения; расположение близких звуков и звукосочетаний по отношению друг к другу; наличие совпадающих слогов и их расположение; число слогов в обозначениях; место совпадающих звукосочетаний в составе обозначений; близость состава гласных; близость состава согласных; характер совпадающих частей обозначений; вхождение одного обозначения в другое; ударение (а).
Графическое сходство определяется на основании следующих признаков: общее зрительное впечатление; вид шрифта; графическое написание с учетом характера букв (например, печатные или письменные, заглавные или строчные); расположение букв по отношению друг к другу; алфавит, буквами которого написано слово; цвет или цветовое сочетание (б).
Смысловое сходство определяется на основании следующих признаков: подобие заложенных в обозначениях понятий, идей (в частности, совпадение значения обозначений в разных языках); совпадение одного из элементов обозначений, на который падает логическое ударение и который имеет самостоятельное значение; противоположность заложенных в обозначениях понятий, идей (в).
Признаки, указанные в пункте 14.4.2.2 (а-в) Правил, учитываются как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях.
Согласно пункту 14.4.2.3. Правил изобразительные и объемные обозначения сравниваются: с изобразительными обозначениями; с объемными обозначениями; с комбинированными обозначениями, в композиции которых входят изобразительные или объемные элементы.
Сходство изобразительных и объемных обозначений определяется на основании следующих признаков: внешняя форма; наличие или отсутствие симметрии; смысловое значение; вид и характер изображений (натуралистическое, стилизованное, карикатурное и т.д.); сочетание цветов и тонов.
Перечисленные признаки могут учитываться как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях.
Согласно пункту 14.4.3 Правил при установлении однородности товаров определяется принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному производителю. При этом принимаются во внимание род (вид) товаров, их назначение, вид материала, из которого они изготовлены, условия сбыта товаров, круг потребителей и другие признаки.
Необходимо отметить, что в соответствии с порядком оспаривания и признания недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку, установленным положениями пункта 2 статьи 1513 Кодекса, возражение против предоставления правовой охраны товарному знаку подается заинтересованным лицом. Заинтересованность ООО "Ритуал.ру" основана на наличии у данного лица раннего права на товарный знак "" по свидетельству N 327451 сходного, по его мнению, с оспариваемым товарным знаком.
Оспариваемый товарный знак "" является комбинированным и состоит из черного прямоугольника, на фоне которого размещено стилизованное изображение птицы и букв "ВМК", выполненных стандартным шрифтом заглавными буквами русского алфавита. Правовая охрана знаку предоставлена в отношении услуг 35, 41 классов МКТУ, указанных в перечне свидетельства.
Противопоставленный товарный знак "" по свидетельству N 327451 является комбинированным, состоит из стилизованного изображения Вечного огня и лавровой ветви, а также букв "ВМК", выполненных стандартным шрифтом заглавными буквами русского алфавита. Правовая охрана товарному знаку предоставлена в синем и белом цветовом сочетании, в отношении, в том числе, услуг 35 и 41 классов МКТУ, указанных в перечне свидетельства.
Сравнительный анализ заявленного обозначения "" и товарного знака "" по свидетельству N 327451 показал, что сравниваемые объекты содержат графическую композицию в виде букв "ВМК". При этом необходимо учитывать, что степень важности элемента зависит от его пространственного доминирования, а также от того, насколько этот элемент оригинален, какова его роль в осуществлении индивидуализации товаров/услуг.
Коллегия отмечает, что в оспариваемом товарном знаке композиция "ВМК" является крупной, в составе обозначения занимает центральное положение и выполнена белым цветом на черном фоне. Таким образом, указанная графическая композиция в рассматриваемом обозначении фиксирует на себе внимание потребителей, обуславливает семантическое значение всего обозначения и потому является важным его элементом.
Для определения наличия или отсутствия сходства изобразительный элемент оспариваемого товарного знака и противопоставленного товарного знака рассматриваются в целом. Различие в деталях не играет определяющей роли, так как следует учитывать, что потребитель руководствуется общими впечатлениями, часто нечеткими, о знаке, виденном ранее.
При определении сходства изобразительных и объемных обозначений наиболее важным является первое впечатление, получаемое при сравнении обозначений: если первым впечатлением от сравниваемых обозначений является сходство, а последующий анализ выявит отличие обозначений за счет расхождения отдельных элементов, то при оценке сходства обозначений следует руководствоваться первым впечатлением.
В данном случае следует констатировать сходство формы и расположения основных элементов композиций - букв русского алфавита "ВМК", которые и определяют производимое ими первое впечатление.
Смысловое значение сравниваемых изображений также следует признать сходным, поскольку в обоих случаях представлено идентичное буквосочетание, несущее соответствующее смысловое значение.
Различия в стиле (характере) сравниваемых изображений не являются достаточными для формирования качественно различного впечатления, способного оказать влияние на запоминание изображений потребителями.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют об ассоциировании сравниваемых средств индивидуализации друг с другом в целом и, следовательно, о сходстве в целом оспариваемого товарного знака и товарного знака по свидетельству N 327451.
Анализ однородности товаров и услуг, содержащихся в перечнях сравниваемых регистраций, показал следующее.
Правовая охрана товарному знаку по свидетельству N 584339 оспаривается в отношении услуг 35 класса МКТУ "аренда площадей для размещения рекламы; демонстрация товаров; изучение рынка; изучение общественного мнения; Интернет-реклама; информация и советы коммерческие потребителям [информация потребительская товарная]; исследования маркетинговые; исследования конъюнктурные; организация выставок в коммерческих или рекламных целях; оформление витрин; презентация товаров на всех медиасредствах с целью розничной продажи; производство рекламных фильмов; публикация рекламных текстов; реклама интерактивная в компьютерной сети; предоставление деловой информации через веб-сайты; предоставление места для онлайн-продаж покупателям и продавцам товаров и услуг; реклама; макетирование рекламы; распространение рекламы; услуги Интернет-магазинов; управление бизнесом оптовой и розничной продажи; услуги оптовой и розничной продажи товаров для хобби и творчества; консультации по вопросам управления бизнесом, относящиеся к стратегии, маркетингу, производству, персоналу и розничной продаже", которые являются однородными таким услугам 35 класса МКТУ как "реклама; менеджмент в сфере бизнеса; административная деятельность в сфере бизнеса; агентства по импорту-экспорту; агентства по коммерческой информации; агентства рекламные; анализ себестоимости; аренда площадей для размещения рекламы; бюро по найму; демонстрация товаров; изучение общественного мнения; изучение рынка; информация деловая; информация статистическая; исследования в области бизнеса; исследования в области маркетинга; комплектование штата сотрудников; консультации по вопросам организации и управления бизнесом; консультации по вопросам штата сотрудников; консультации по организации бизнеса; консультации по управлению бизнесом; консультации профессиональные в области бизнеса; менеджмент в области творческого бизнеса; обновление рекламных материалов; организация выставок в коммерческих или рекламных целях; организация торговых ярмарок в коммерческих или рекламных целях; оформление витрин; оценка коммерческой деятельности; подготовка платежных документов; помощь в управлении бизнесом; помощь в управлении коммерческими или промышленными предприятиями; продвижение товаров [для третьих лиц] и коммерческие операции, связанные с их оптовой и розничной продажей; прокат рекламного времени на всех средствах массовой информации; прокат рекламных материалов; публикация рекламных текстов; радиореклама; расклейка афиш; распространение образцов; распространение рекламных материалов; реклама; реклама интерактивная в компьютерной сети; реклама почтой; реклама телевизионная; сведения о деловых операциях; составление рекламных рубрик в газете; тестирование психологическое при найме на работу; услуги в области общественных отношений; услуги манекенщиков для рекламы или продвижения товаров; услуги снабженческие для третьих лиц [закупка и обеспечение предпринимателей товарами]; службы сравнения цен; представление [презентация] товаров в средствах связи с целью розничной продажи; коммерческая информация и советы [консультации] для потребителей; административная обработка заказов клиентов [покупателей]; коммерческое управление лицензированием товаров и услуг [для третьих лиц]; редактирование рекламных текстов", в том числе, в отношении которых предоставлена правовая охрана противопоставленному товарному знаку, поскольку сравниваемые перечни содержат идентичные позиции, либо могут быть взаимодополняемыми и исходить от одного лица.
Что касается оспариваемых услуг 41 класса МКТУ "организация и проведение мастер-классов [обучение]; организация и проведение семинаров и мастер-классов [подготовка]; подготовка и проведение мастер-классов, консультаций, семинаров и конференций; консультации и предоставление информации в области подготовки, проведения и организации мастер-классов; подготовка и проведение конференций, собраний, конгрессов, лекций, выставок, дневных курсов, мастер-классов, концертов, семинаров, коллоквиумов и симпозиумов в развлекательных или образовательных целях" то они являются однородными таким услугам 41 класса МКТУ как "обеспечение учебного процесса; организация спортивных и культурно-просветительных мероприятий; академии [обучение]; воспитание в дошкольных учреждениях; воспитание физическое; информация по вопросам воспитания и образования; клубы культурно-просветительные и развлекательные; образование религиозное; обучение гимнастике; обучение заочное; обучение практическим навыкам [демонстрация]; организация выставок с культурно-просветительной целью; организация и проведение коллоквиумов; организация и проведение конгрессов; организация и проведение конференций; организация и проведение мастер-классов [обучение]; организация и проведение семинаров; организация и проведение симпозиумов; организация конкурсов учебных или развлекательных; ориентирование профессиональное [советы по вопросам образования или обучения]; проведение экзаменов; услуги образовательно-воспитательные; школы-интернаты" оспариваемой регистрации ввиду отнесения их к услугам в области образования. Указанные виды услуг могут быть взаимодополняемыми и исходить от одного лица. Однородность указанных выше услуг правообладателем не оспаривается.
Довод правообладателя оспариваемого товарного знака о том, что деятельность лица, подавшего возражение, не соотносится с оспариваемыми услугами 35 и 41 классов МКТУ, не устраняет основания для вывода о несоответствии оспариваемого товарного знака требованиям изложенных в пункте 6 статьи 1483 Кодекса, поскольку в данном случае сопоставляется объём правовой охраны сравниваемых товарных знаков, а не их фактическое использование.
Таким образом, оспариваемый товарный знак является сходным до степени смешения с противопоставленным товарным знаком лица, подавшего возражение, в связи с чем его регистрация не соответствует требованиям пункта 6 статьи 1483 Кодекса.
Учитывая вышеизложенное, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
удовлетворить возражение, поступившее 29.07.2020, признать предоставление правовой охраны товарному знаку по свидетельству N 584339 недействительным полностью.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 30 октября 2020 г. по заявке N 2015718549/33
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru
Решением Суда по интеллектуальным правам от 20 мая 2022 г. N СИП-81/2021 настоящее решение признано недействительным