Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности
от 18 марта 2021 г. по заявке N 2014716034
Заявка: |
2014716034 |
Название: |
СТОЛИЧНЫЙ ГУРМАН |
Объект охраны: |
товарный знак (знак обслуживания) |
Дата обращения: |
20.11.2020 |
Дата коллегии: |
08.02.2021 |
Дата утверждения: |
18.03.2021 |
Заявитель: |
ФКП "Союзплодоимпорт" |
Вид обращения: |
возражение против предоставления правовой охраны товарному знаку (знаку обслуживания) |
Коллегия в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации с изменениями, внесенными Федеральным законом Российской Федерации от 12 марта 2014 г. N 35-ФЗ "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Кодекс), и Правилами рассмотрения и разрешения федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности споров в административном порядке, утвержденными приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2020 N 644/261, зарегистрированными в Министерстве юстиции Российской Федерации 25.08.2020 за N 59454, вступившими в силу 06.09.2020 (далее - Правила ППС), рассмотрела возражение, поступившее 20.11.2020, поданное ФКП "Союзплодоимпорт", Москва (далее - лицо, подавшее возражение), против предоставления правовой охраны товарному знаку по свидетельству N 557868, при этом установлено следующее.
Регистрация словесного товарного знака "" по свидетельству N 557868 с приоритетом от 15.05.2014 была произведена в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации 19.11.2015 по заявке N 2014716034 на имя ООО "Челны-Мясо", Республика Татарстан, Тукаевский р-он, пос. Комсомолец (далее - правообладатель) в отношении товаров 29, 30 и услуг 35, 40 классов МКТУ, указанных в перечне регистрации.
В возражении, поступившем в Федеральную службу по интеллектуальной собственности 20.11.2020, выражено мнение о том, что регистрация товарного знака по свидетельству N 557868 произведена с нарушением требований пункта 6 статьи 1483 Кодекса.
Доводы возражения сводятся к следующему:
- оспариваемый товарный знак является сходным до степени смешения со следующими средствами индивидуализации, правообладателем которых является ФКП "Союзплодоимпорт": - серией товарных знаков, в основе которых лежат доминирующие словесные элементы "STOLICHNAYA"/"Столичная"/"Столичный"/"Stolichnaya", свидетельства NN38388, 283120, 283119, 262682, 275940, 263016, 275045, 332553, 332552, 332551, 263741, 292673, 292672, 292671; общеизвестным товарным знаком "Stolichnaya", свидетельство N 53;
- сходство оспариваемого товарного знака с противопоставленными средствами индивидуализации обусловлено тем, что в данных обозначениях доминирующим элементом являются словесные элементы: "Stolichnaya" /"Столичная"/ "Столичный";
- противопоставленный товарный знак по свидетельству N 38388 был введен в гражданский оборот во времена СССР, когда собственником всего имущественного комплекса государственных предприятий, включавшего объекты интеллектуальной собственности, было советское государство (ст. ст. 94, 97 ГК РСФСР 1964 г.);
- выпуск и дальнейшая реализация продукции, в том числе продукции под определенным наименованием, фактически осуществлялись самим государством в соответствии с утвержденным плановым заданием. Техническая документация и этикетки для продукции, в том числе водки "Stolichnaya", разрабатывались централизованно и использовались при выпуске продукции государственными предприятиями в объемах и ассортименте, установленных в государственных планах;
- с 1968 года водка "Stolichnaya" выпускалась на ликеро-водочных заводах СССР с единой этикеткой и под единым названием, а в 1969 году этикетка водки "Stolichnaya" была зарегистрирована в качестве товарного знака, свидетельство N 38388. С 2002 года и по настоящее время использование и распоряжение исключительными правами на товарные знаки, включая товарный знак по свидетельству N 38388, осуществляет ФКП "Союзплодоимпорт";
- факт широкой известности подтверждается признанием товарного знака общеизвестным в Российской Федерации с 31.12.1985;
- товарный знак "Stolichnaya" использовался и используется государственными предприятиями начиная с 1969 года и на текущий 2020 год длительность его использования составляет 51 год;
- водка "Столичная" - одна из самых известных русских водок, бренд, являющийся символичным для России;
- водка "Столичная" имеет многочисленные награды;
- водка "Stolichnaya" имеет не только всероссийскую, но мировую известность. В частности, правовая охрана знака по международной регистрации N 571311 распространяется на 12 стран, регистрация N 827377 охраняется в 7 странах, N 1351638 - в 3 странах;
- водка "Stolichnaya" продается по всей России, в том числе через крупнейшие торговые сети России;
- товары и услуги, в отношении которых зарегистрированы и используются противопоставленные знаки, являются однородными с товарами и услугами оспариваемого товарного знака;
- водка "Stolichnaya" имеет не только всероссийскую, но мировую известность. В частности, правовая охрана товарного знака по международной регистрации N 571311 распространяется на 12 стран, регистрация N 828377 охраняется в 7 странах, N 1351638 охраняется в 3 странах;
- общеизвестность товарного знака "Stolichnaya" неоспорима. Он известен даже людям, не употребляющим алкоголь благодаря, например, очень частому появлению водки "Stolichnaya" на киноэкранах и телевидении;
- учитывая наличие общеизвестного товарного знака по свидетельству N 53, серии противопоставленных товарных знаков, более полувековое их использование, очевидно, что словесные элементы "Stolichnaya"/"Столичная"/ "Столичный" в результате их интенсивного использования широко известны потребителю и ассоциируется с ФКП "Союзплодоимпорт";
- следует отметить и то, что известные, заслужившие в какой-либо области доверие бренды, очень часто приходят на новые рынки, не связанные с изначальной деятельностью бренда, поскольку, имея уже широкоизвестный бренд, проще завоевать доверие потребителей;
- в реальности, увидев в магазине товар, маркированный обозначением схожим с широко и давно известным брендом, потребитель ассоциирует его с таким брендом, даже если товар неоднороден товарам, в отношении которых бренд стал известным. Потребители, оказавшись обмануты качеством или каким-либо другим образом, начинают негативно относиться к самому бренду;
- правовая охрана серии противопоставленных товарных знаков "Stolichnaya", помимо алкогольных напитков, предоставлена и используется, также для разных товаров и услуг;
- в действовавших на дату подачи заявки на регистрацию оспариваемого товарного знака "Методических рекомендациях по определению однородности товаров и услуг при экспертизе заявок на государственную регистрацию товарных знаков и знаков обслуживания" в пункте 3.8 указано: "При наличии противопоставленного товарного знака или блока противопоставленных товарных знаков одного и того же правообладателя, зарегистрированных для широкого и разнообразного диапазона товаров (как в пределах разных классов МКТУ, так и в пределах одного класса МКТУ), может быть расширен круг товаров, рассматриваемых как однородные", в связи с чем, в рассматриваемом случае, круг товаров, определяемых как однородные, должен быть расширен;
- ФКП "Союзплодоимпорт" отмечает, что продолжает расширять ассортимент товаров, выпускаемых под брендом "Stolichnaya", не относящимся к алкогольным напиткам;
- наличие на рынке серии товарных знаков одного лица ФКП "Союзплодоимпорт", объединенных одним доминирующим элементом, зарегистрированных в отношении различных, неоднородных товаров и услуг усиливает возможность того, что потребитель, приобретая товар, маркированный сходным товарным знаком, обращаясь за услугой, оказываемой под сходным товарным знаком, закономерно делает вывод, что это продолжение (новая вариация) уже известной ему серии товарных знаков одного лица и расширение ассортимента товаров/услуг их правообладателя; - главную индивидуализирующую функцию в оспариваемом товарном знаке выполняет слово "СТОЛИЧНЫЙ", на него падает логическое ударение, поскольку слово "ГУРМАН" воспринимается абстрактно, в то время как указание "СТОЛИЧНЫЙ" поясняет потребителю, что это именно столичная классика, что приводит к формированию определенного образа;
- с учетом семантики слово "гурман", особенно применительно к товарам 29 и 30 классов МКТУ, т.е. пищевым продуктам и напиткам, является "слабым" элементом оспариваемого товарного знака, поскольку смысловое значение слова "гурман" априори "связывает" его с пищей;
- в сочетании с таким известным брендом как "Столичная" с более чем 50-летней историей, слово "гурман" на товаре пищевой продукции с большой долей вероятности будет воспринято потребителем, в том смысле, что это продукт для гурманов от легендарной "Столичной", известной с советских времен;
- слово "гурман" используется в товарных знаках разных правообладателей в сочетании с другим словом, непосредственно выполняющим индивидуализирующую функцию в таких обозначениях, предназначенных для индивидуализации различных товаров, в том числе товаров 29, 30 и услуг 35 классов МКТУ, это также говорит, что "ГУРМАН" - "слабый" элемент с точки зрения различительной способности;
- таким образом, сопоставительный анализ оспариваемого товарного знака и противопоставленных товарных знаков, показывает, что в их состав входят доминирующие семантически и фонетически тождественные, графически сходные словесные элементы: "СТОЛИЧНЫЙ ГУРМАН" "STOLICHNAYA"/"Stolichnaya"/"Cтoличнaя"/"Стoличный"/ "CTOЛИЧHЫЙ";
- оспариваемый товарный знак и серия противопоставленных товарных знаков обладают высокой степенью сходства, такой, что она может вызвать смешение в глазах рядовых потребителей в отношении источника происхождения товаров либо экономической связи между ООО "Челны-Мясо" и ФКП "Союзплодоимпорт", что не соответствует действительности.
На основании изложенного лицо, подавшее возражение, просит признать предоставление правовой охраны товарному знаку по свидетельству N 557868 недействительным полностью.
К возражению приложены следующие материалы:
1. Скриншоты с товаром водка "Stolichnaya", коньяк "Столичный" с веб-сайтов торговых сетей, магазинов на 14 л. в 1 экз.;
2. Кадры с водкой "Stolichnaya" в кино, сериалах на 5 л. в 1 экз.;
3. Скриншоты с товаром селедка "Stolichnaya" с веб-сайтов торговых сетей, онлайн-магазинов и отзыве о данном товаре на 4 л. в 1 экз.;
4. Скриншоты с товаром икра "Stolichnaya" с веб-сайтов продавцов товара на 2 л. в 1 экз.;
5. Данные социологических исследований на 6 л. в 1 экз. Правообладатель, уведомленный в установленном порядке о поступившем возражении, на заседание коллегии не явился и не представил отзыв по мотивам возражения.
Изучив материалы дела и заслушав участников рассмотрения возражения, коллегия установила следующее.
С учетом даты приоритета (15.05.2014) оспариваемого товарного знака правовая база для оценки его охраноспособности включает вышеуказанный Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, утвержденные Приказом Роспатента N 32 от 05.03.2003, зарегистрированным Минюстом России 25.03.2003 N 4322 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 6 статьи 1483 Кодекса не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 6 статьи 1483 Кодекса не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 6 статьи 1483 Кодекса не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц, признанными в установленном настоящим Кодексом порядке общеизвестными в Российской Федерации товарными знаками, в отношении однородных товаров.
Регистрация в качестве товарного знака в отношении однородных товаров обозначения, сходного до степени смешения с каким-либо из товарных знаков, указанных в настоящем пункте, допускается только с согласия правообладателя.
В соответствии с пунктом 14.4.2. Правил обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением, если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.
В соответствии с пунктом 14.4.2.2 Правил сходство словесных обозначений может быть звуковым (фонетическим), графическим (визуальным) и смысловым (семантическим) и определяется на основе совпадения признаков, изложенных в пункте 14.4.2.2 (подпункты (а) - (в)) Правил.
Согласно пункту 14.4.3 Правил при установлении однородности товаров определяется принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному производителю. При этом принимаются во внимание род (вид) товаров, их назначение, вид материала, из которого они изготовлены, условия сбыта товаров, круг потребителей и другие признаки.
Оспариваемый товарный знак по свидетельству N 557868 представляет собой словесное обозначение "", выполненное стандартным шрифтом буквами русского алфавита в две строки. Товарный знак зарегистрирован в отношении товаров 29, 30 и услуг 35, 40 классов МКТУ.
Противопоставленный общеизвестный товарный знак "" N 53 [1] является комбинированным и представляет собой этикетку, включающую в свой состав в качестве основного индивидуализирующего элемента слова "STOLICHNAYA", "Stolichnaya", причем слово "STOLICHNAYA" выполнено заглавными буквами латинского алфавита стандартным шрифтом и расположено в верхней части этикетки, а слово "Stolichnaya" выполнено оригинальным шрифтом буквами латинского алфавита, имитирующим пропись, и расположено в центральной части этикетки.
Товарный знак признан общеизвестным с 31.12.1985 в отношении товаров 33 класса МКТУ: "водка".
Противопоставленный товарный знак "" по свидетельству N 38388 [2] является комбинированным и представляет собой этикетку, включающую в свой состав в качестве основного индивидуализирующего элемента слова "STOLICHNAYA", "Stolichnaya", причем слово "STOLICHNAYA" выполнено заглавными буквами латинского алфавита стандартным шрифтом и расположено в верхней части этикетки, а слово "Stolichnaya" выполнено оригинальным шрифтом буквами латинского алфавита, имитирующим пропись, и расположено в центральной части этикетки. Правовая охрана знаку предоставлена в отношении товаров 33 класса МКТУ: "водка".
Противопоставленный товарный знак "СТОЛИЧНАЯ" по свидетельству N 283120 [3] является словесным, выполненным стандартным шрифтом буквами русского алфавита. Правовая охрана знаку предоставлена в отношении товаров 33 класса МКТУ.
Противопоставленный товарный знак "" по свидетельству N 283119 [4] является словесным, выполненным оригинальным шрифтом буквами русского алфавита, имитирующим пропись. Правовая охрана знаку предоставлена в отношении товаров 33 класса МКТУ.
Противопоставленный товарный знак "" по свидетельству N 262682 [5] является комбинированным и представляет собой этикетку, включающую в свой состав в качестве основного индивидуализирующего элемента слова "STOLICHNAYA", "Stolichnaya", причем слово "STOLICHNAYA" выполнено заглавными буквами латинского алфавита стандартным шрифтом и расположено в верхней части этикетки, а слово "Stolichnaya" выполнено оригинальным шрифтом буквами латинского алфавита, имитирующим пропись, и расположено в центральной части этикетки. Знак выполнен в черном, белом, красном цветовом сочетании. Правовая охрана знаку предоставлена в отношении товаров 05, 31 классов МКТУ.
Противопоставленный товарный знак "" по свидетельству N 275940 [6] является словесным, выполненным оригинальным шрифтом буквами латинского алфавита, имитирующим пропись. Правовая охрана знаку предоставлена в отношении товаров 33 класса МКТУ.
Противопоставленный товарный знак "" по свидетельству N 263016 [7] является изобразительным и представляет собой этикетку, включающую в свой состав в качестве основного индивидуализирующего элемента слова "STOLICHNAYA", "Stolichnaya", причем слово "STOLICHNAYA" выполнено заглавными буквами латинского алфавита стандартным шрифтом и расположено в верхней части этикетки и в боковой части этикетки, а слово "Stolichnaya" выполнено оригинальным шрифтом буквами латинского алфавита, имитирующим пропись, и расположено в центральной части этикетки. Знак выполнен в красном, белом, зеленом, голубом, черном, сером цветовом сочетании. Правовая охрана знаку предоставлена в отношении товаров 33 класса МКТУ.
Противопоставленный товарный знак "" по свидетельству N 275045 [8] является комбинированным и представляет собой этикетку, включающую в свой состав в качестве основного индивидуализирующего элемента слова "STOLICHNAYA", "Stolichnaya", причем слово "STOLICHNAYA" выполнено заглавными буквами латинского алфавита стандартным шрифтом и расположено в верхней части этикетки, а слово "Stolichnaya" выполнено оригинальным шрифтом буквами латинского алфавита, имитирующим пропись, и расположено в центральной части этикетки. Знак выполнен в белом, красном, черном, золотистом, коричневом цветовом сочетании. Правовая охрана знаку предоставлена в отношении товаров 33 класса МКТУ.
Противопоставленный товарный знак "" по свидетельству N 332553 [9] является словесным, выполненным оригинальным шрифтом буквами латинского алфавита, имитирующим пропись. Правовая охрана знаку предоставлена в отношении товаров и услуг 9, 16, 28, 35, 38, 41 классов МКТУ.
Противопоставленный товарный знак "" по свидетельству N 332552 [10] является словесным, выполненным оригинальным шрифтом буквами латинского алфавита, имитирующим пропись. Правовая охрана знаку предоставлена в отношении товаров и услуг 9, 16, 28, 35, 38, 41 классов МКТУ.
Противопоставленный товарный знак "" по свидетельству N 332551 [11] является словесным, выполненным оригинальным шрифтом буквами русского алфавита, имитирующим пропись. Правовая охрана знаку предоставлена в отношении товаров и услуг 9, 16, 28, 35, 38, 41 классов МКТУ.
Противопоставленный товарный знак "" по свидетельству N 263741 [12] является комбинированным и представляет собой этикетку, включающую в свой состав в качестве основного индивидуализирующего элемента слово "STOLICHNAYA", выполненное заглавными буквами латинского алфавита стандартным шрифтом и расположено в верхней части этикетки. Знак выполнен в белом, красном, золотистом, черном цветовом сочетании. Правовая охрана знаку предоставлена в отношении товаров 33 класса МКТУ.
Противопоставленный товарный знак "" по свидетельству N 292673 [13] является комбинированным и представляет собой этикетку, включающую в свой состав в качестве основного индивидуализирующего элемента слово "СТОЛИЧНЫЙ", выполненное заглавными буквами русского алфавита оригинальным шрифтом и расположено в верхней части этикетки. Знак выполнен в бордовом, золотистом цветовом сочетании. Правовая охрана знаку предоставлена в отношении товаров 33 класса МКТУ.
Противопоставленный товарный знак "" по свидетельству N 292672 [14] является комбинированным и представляет собой этикетку, включающую в свой состав в качестве основного индивидуализирующего элемента слово "Столичный", выполненное прописными буквами русского алфавита оригинальным шрифтом и расположено в центральной части этикетки. Знак выполнен в бордовом, золотистом, красном, белом, черном цветовом сочетании. Правовая охрана знаку предоставлена в отношении товаров 33 класса МКТУ.
Противопоставленный товарный знак "" по свидетельству N 292671 [15] является комбинированным и представляет собой этикетку, включающую в свой состав в качестве основного индивидуализирующего элемента слово "СТОЛИЧНЫЙ", выполненное заглавными буквами русского алфавита оригинальным шрифтом и расположено в верхней части этикетки. Знак выполнен в бордовом, золотистом, темно-желтом, черном цветовом сочетании. Правовая охрана знаку предоставлена в отношении товаров 33 класса МКТУ.
Анализ товарного знака по свидетельству N 557868 на предмет его соответствия требованиям пункта 6 статьи 1483 Кодекса, показал следующее.
Оспариваемый товарный знак содержит в своем составе словосочетание "СТОЛИЧНЫЙ ГУРМАН", в котором слова "СТОЛИЧНЫЙ" и "ГУРМАН" связаны грамматически как существительное и прилагательное. Входящий в состав оспариваемого обозначения словесный элемент "СТОЛИЧНЫЙ" образован от слова "столица", означающего "главный город государства, как правило, место пребывания правительства и правительственных учреждений", а "ГУРМАН" - это (Гурман - термин, произошедший от французского gourmand, которым характеризуется ценитель хорошей кулинарии и изысканных напитков, современный синоним древнего понятия "гастроном" (см. https://dic.academic.ru). При этом сочетание слов "СТОЛИЧНЫЙ" и "ГУРМАН" в силу их семантического значения не формирует новой оригинальной семантики, которая бы не совпадала со значением составляющих его слов. Так, гурман обозначает человека, любящего вкусно поесть, который не изменяется в зависимости от столичных или каких-либо иных условий.
Следует отметить, что в словосочетании "СТОЛИЧНЫЙ ГУРМАН" словесный элемент "СТОЛИЧНЫЙ" занимает первоначальное положение, при этом словесные элементы расположены в две строки, в связи с чем, внимание потребителя акцентируется в первую очередь именно на нем.
В противопоставленных же товарных знаках слова "СТОЛИЧНОЕ"/"STOLICHNOE"/"STOLICHNAYA"/"СТОЛИЧНАЯ"/ "СТОЛИЧНЫЙ" являются либо единственными, либо доминирующими словесными элементами.
В этой связи при оценке сходства за основу должно быть взято сравнение словесных элементов "СТОЛИЧНАЯ"/ - "СТОЛИЧНОЕ"/"STOLICHNOE"/"STOLICHNAYA"/"СТОЛИЧНАЯ"/ "СТОЛИЧНЫЙ".
Сравниваемые словесные элементы образованы от одного слова "столица", что свидетельствует о подобии заложенных в обозначении понятий и обуславливает вывод об их сходстве по семантическому критерию.
Фонетическое сходство сравниваемых словесных элементов обусловлено совпадением большинством звуков, входящих в их состав, одинаковым количеством слогов и ударением.
При сравнительном анализе оспариваемого товарного знака и указанных выше противопоставленных общеизвестного товарного знака [1] и товарных знаков [2-15] коллегия исходила из того, что решающее значение при их восприятии в целом имеют именно фонетический и семантический факторы, на основе которых и было установлено сходство соответствующих слов.
При этом некоторые отличия сравниваемых знаков по графическому критерию сходства обозначений (разное цветовое и шрифтовое исполнение, разное количество слов, слогов, звуков и букв, наличие иных слов и разная внешняя форма изобразительных элементов) играют лишь второстепенную роль при восприятии данных знаков в целом.
Следует отметить, что для констатации сходства обозначений наличие сходства по всем критериям (визуальный, звуковой, смысловой) не обязательно, так как соответствующие признаки учитываются как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях (пункты 42 и 43 Правил).
Необходимо отметить, что противопоставленный товарный знак [1] является общеизвестным для товаров 33 класса МКТУ "водка" (признан таковым на основании ранее зарегистрированного товарного знака по свидетельству N 38388 [2]), следовательно, была установлена известность противопоставленных товарных знаков в отношении товара 33 класса МКТУ "водка" на основании их длительного и интенсивного использования на территории Российской Федерации под контролем правообладателя - ФКП "Союзплодоимпорт". При этом слово "STOLICHNAYA" противопоставленных товарных знаков [1, 2] является их основным индивидуализирующим элементом и занимает доминирующее положение.
В соответствии с изложенным коллегия пришла к выводу, что, несмотря на отдельные отличия, сопоставляемые обозначения ассоциируются друг с другом, что позволяет сделать заключение об их сходстве.
Анализ однородности товаров, в отношении которых предоставлена правовая охрана товарному знаку по свидетельству N 557868 и противопоставленных знаков [1-15], показал следующее.
Правовая охрана общеизвестному товарному знаку [1], противопоставленным товарным знакам [2] предоставлена в отношении товара 33 класса МКТУ "водка", который относится к алкогольным напиткам.
Правовая охрана противопоставленным товарным знакам [3, 8] предоставлена в отношении товаров 33 класса МКТУ "аперитивы, арак, бренди, вина, вино из виноградных выжимок, виски, водка, джин, дижестивы, коктейли, ликёры, напитки алкогольные, напитки алкогольные, содержащие фрукты, напитки спиртовые, напитки, полученные перегонкой, напиток медовый, настойка мятная, настойки горькие, ром, саке, сидры, спирт рисовый, экстракты спиртовые, экстракты фруктовые спиртовые, эссенции спиртовые".
Правовая охрана противопоставленным товарным знакам [4, 6, 12] предоставлена в отношении товаров 33 класса МКТУ "алкогольные напитки (за исключением пива); аперитивы, арак, бренди, вина, вино из виноградных выжимок, виски, водка, джин, дижестивы, коктейли, ликёры, напитки алкогольные, напитки алкогольные, содержащие фрукты, напитки спиртовые, напитки, полученные перегонкой, напиток медовый, настойка мятная, настойки горькие, ром, сакэ, сидры, спирт рисовый, экстракты спиртовые, экстракты фруктовые спиртовые, эссенции спиртовые".
Правовая охрана противопоставленному товарному знаку [7] предоставлена в отношении товаров 33 класса МКТУ "напитки алкогольные, в частности коктейли".
Правовая охрана противопоставленным товарным знакам [13, 14, 15] предоставлена в отношении товаров 33 класса МКТУ "алкогольные напитки (за исключением пива), бренди, виски, джин, дижестивы, коктейли, ликёры, напитки алкогольные, напитки алкогольные, содержащие фрукты, напитки, полученные перегонкой, напиток медовый, ром, сидры, экстракты спиртовые, экстракты фруктовые спиртовые".
Указанные выше товары 33 класса МКТУ противопоставленных знаков [1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 12, 13, 14, 15] относятся к одной и той же родовой группе товаров - "алкогольные напитки".
Правовая охрана противопоставленного товарного знака [5] предоставлена в отношении товаров 05 "воды минеральные для медицинских целей; добавки минеральные пищевые" и 31 "альгаробилла [корм для животных]; арахис; барда; белок кормовой; галеты для собак; добавки кормовые; древесина необработанная; древесина неокоренная;
дрожжи кормовые; жвачка для животных; животные; животные, содержащиеся в зверинцах; жмых арахисовый кормовой; жмых для скота кукурузный; жмых кормовой; жмых рапсовый для скота; жом сахарного тростника [сырье]; известь для кормов; каштаны; копра; кора; кора пробковая; корма для животных; корма для комнатных животных; корма для откармливания животных в стойле; корма для птиц; корма укрепляющие для животных; кунжут; лангусты [живые]; материалы для подстилок для животных; миндаль; моллюски [живые]; мука арахисовая кормовая; мука кормовая; мука рыбная, добавка в пищу животных; мульча; наживка для рыбной ловли; напитки для комнатных животных; омары [живые]; орехи; орехи кокосовые; орехи кола; остатки перегонки вина; отруби зерновые; отруби кормовые; отходы винокурения [корма]; пенка из каракатицы для птиц; песок ароматизированный для подстилок комнатным животным; пойло из отрубей для скота; препараты для откорма животных; препараты для повышения яйценоскости домашней птицы; продукты обработки хлебных злаков, кормовые; птица домашняя [живая]; птица домашняя для разведения; пыльца растений [сырье]; ракообразные [живые]; растения, засушенные для декоративных целей; сено; скорлупа кокосовых орехов; скот племенной; смесь из бумаги и песка для подстилок комнатным животным; солома для подстилок для скота; соль для скота; стружка древесная для изготовления древесной массы; торф для подстилок для скота; трепанги [живые]; устрицы [живые]; фундук; фураж; цветы, засушенные для декоративных целей; черви шелковичные; яйца для выведения цыплят; яйца шелковичных червей" классов МКТУ.
Указанные товары 05 класса МКТУ относятся к минеральным водам и добавкам.
Правовая охрана противопоставленных товарных знаков [9, 10, 11] предоставлена в отношении товаров 09, 16, 28, 35, 38, 41 классов МКТУ, где товары 09 класса МКТУ представляют собой "различную аппаратуру, измерительные приборы; принтеры; программы для компьютеров;
наушники; носители звукозаписи; товары 16 класса МКТУ - "различную печатную продукцию; изделия из бумаги, картона; фотографии"; товары 28 класса МКТУ - "устройства для игр и развлечений, включая устройства управляющие; изделия для развлечения, шуток и розыгрышей, например, маски карнавальные, шляпы бумажные для танцев с играми, предметы для охоты и рыболовства, например удочки, сети для рыбной ловли, приманки, манки для охоты; механизмы для спорта и различных игр"; услуги 35 класса МКТУ - "услуги в области рекламы; менеджмента в сфере бизнеса; деятельность административная в сфере бизнеса"; услуги 38 класса МКТУ -"услуги, относящиеся к телекоммуникации, различным видам связи"; услуги 41 класса МКТУ - "услуги в области воспитания; образования; развлечения; организация спортивных и культурно-просветительных мероприятий".
Таким образом, анализ однородности товаров 29, 30 классов МКТУ и услуг 35, 40 классов МКТУ оспариваемого товарного знака с товарами и услугами противопоставленных товарных знаков [1-15] показал следующее.
Указанные товары 05, товары 31 "альгаробилла [корм для животных]; арахис; барда; белок кормовой; галеты для собак; добавки кормовые; древесина необработанная; древесина неокоренная; дрожжи кормовые; жвачка для животных; животные; животные, содержащиеся в зверинцах; жмых арахисовый кормовой; жмых для скота кукурузный; жмых кормовой; жмых рапсовый для скота; жом сахарного тростника [сырье]; известь для кормов; каштаны; копра; кора; кора пробковая; корма для животных; корма для комнатных животных; корма для откармливания животных в стойле; корма для птиц; корма укрепляющие для животных; кунжут; лангусты [живые]; материалы для подстилок для животных; моллюски [живые]; мука арахисовая кормовая; мука кормовая; мука рыбная, добавка в пищу животных; мульча; наживка для рыбной ловли; напитки для комнатных животных; омары [живые]; орехи кокосовые; орехи кола; остатки перегонки вина; отруби зерновые; отруби кормовые; отходы винокурения [корма]; пенка из каракатицы для птиц; песок ароматизированный для подстилок комнатным животным; пойло из отрубей для скота; препараты для откорма животных; препараты для повышения яйценоскости домашней птицы; птица домашняя [живая]; птица домашняя для разведения; пыльца растений [сырье]; ракообразные [живые]; растения, засушенные для декоративных целей; сено; скорлупа кокосовых орехов; скот племенной; смесь из бумаги и песка для подстилок комнатным животным; солома для подстилок для скота; соль для скота; стружка древесная для изготовления древесной массы; торф для подстилок для скота; трепанги [живые]; устрицы [живые]; фундук; фураж; цветы, засушенные для декоративных целей; черви шелковичные; яйца для выведения цыплят; яйца шелковичных червей" классов МКТУ противопоставленного товарного знака [5] не являются однородными товарам 29, 30 и услугам 35, 40 класса МКТУ оспариваемого товарного знака, так как анализируемые товары и услуги относятся к разному виду товаров и услуг, имеют различные характерные особенности, различный круг потребителей и условия реализации, а также имеют различное назначение и область применения, то есть обладают высокой степенью неоднородности.
Однако, что касается однородности товаров 31 класса МКТУ "арахис; миндаль; орехи; продукты обработки хлебных злаков, кормовые" противопоставленного товарного знака [5] и товаров 30 класса МКТУ "мука и зерновые продукты; изделия кондитерские на основе арахиса; изделия кондитерские на основе миндаля" оспариваемого товарного знака, коллегия отмечает, что данные товары являются однородными, поскольку относятся к продукции на основе орехов и муки, соотносятся как род/вид и имеют одно назначение.
Указанные товары 09, 16, 28, 35, 38, 41 классов МКТУ противопоставленных товарных знаков [9, 10, 11] не являются однородными товарам 29, 30 и услугам 35, 40 классов МКТУ оспариваемого товарного знака, так как анализируемые товары и услуги относятся к разному виду товаров и услуг, имеют различные характерные особенности, различный круг потребителей и условия реализации, а также имеют различное назначение и область применения, то есть обладают высокой степенью неоднородности.
Что касается услуг 35 класса МКТУ "демонстрация товаров; агентства по импорту-экспорту; организация торговых ярмарок в коммерческих или рекламных целях; продажа аукционная; продвижение товаров для третьих лиц" оспариваемого товарного знака, коллегия отмечает, что по своей сути данные услуги представляют собой "бизнес услуги", в том числе, связанные с продовольственными товарами.
В силу чего, исходя из общего перечня товаров оспариваемого товарного знака, нет оснований полагать, что они связаны с продвижением алкогольной продукции.
Таким образом, у коллегии имеются основания для отнесения оспариваемого товарного знака к обозначениям, не соответствующим требованиям пункта 6 статьи 1483 Кодекса в отношении товаров 30 класса МКТУ "мука и зерновые продукты; изделия кондитерские на основе арахиса; изделия кондитерские на основе миндаля".
С учетом изложенного, довод лица, подавшего возражение, о том, что оспариваемый товарный знак по свидетельству N 557868 противоречит требованиям пункта 6 статьи 1483 Кодекса, следует признать убедительным.
Учитывая вышеизложенное, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
удовлетворить возражение, поступившее 20.11.2020 и признать предоставление правовой охраны товарному знаку по свидетельству N 557868 недействительным в отношении товаров 30 класса МКТУ "мука и зерновые продукты; изделия кондитерские на основе арахиса; изделия кондитерские на основе миндаля".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 18 марта 2021 г. по заявке N 2014716034
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru
Решением Суда по интеллектуальным правам от 22 марта 2022 г. по делу N СИП-616/2021 настоящее решение признано недействительным в части отдельных классов товаров и услуг по МКТУ