Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 3 августа 2022 г. по заявке N 2021715459
Заявка: |
2021715459 |
Название: |
KAZANEXPRESS |
Объект охраны: |
товарный знак (знак обслуживания) |
Дата обращения: |
06.04.2022 |
Дата коллегии: |
16.06.2022 |
Дата утверждения: |
03.08.2022 |
Заявитель: |
ООО "МАРКЕТПЛЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ", Республика Татарстан, г. Иннополис |
Вид обращения: |
возражение на решение об отказе в государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания) |
Коллегия в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации с изменениями, внесенными Федеральным законом Российской Федерации от 12 марта 2014 г. N 35-ФЗ "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Кодекс), и Правилами рассмотрения и разрешения федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности споров в административном порядке, утвержденными приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 06.04.2022 N 644/261 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 25.08.2020, регистрационный N 59454) (далее - Правила ППС), рассмотрела поступившее 06.04.2022 возражение, поданное ООО "МАРКЕТПЛЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ", Республика Татарстан, г. Иннополис, на решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности (далее - решение Роспатента) об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2021715459, при этом установила следующее.
Обозначение " " по заявке N 2021715459, поступившей в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности 19.03.2021, заявлено на регистрацию в качестве товарного знака на имя заявителя в отношении услуг 35, 38, 39 классов Международной классификации товаров и услуг (далее - МКТУ), приведенных в перечне.
Роспатентом 06.12.2021 было принято решение об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2021715459 по основаниям, предусмотренным пунктом 1 статьи 1483 Кодекса.
В заключении по результатам экспертизы отмечено, что в результате проведения экспертизы заявленного обозначения "KazanExpress" в качестве знака обслуживания в отношении услуг 35, 38, 39 классов МКТУ, установлено, что заявленное обозначение состоит из двух значимых слов "Kazan" и "Express" ("Kazan" - англ. Казань - столица Татарстана; "Express" - экспресс - часть сложных слов, означающая "моментальный, срочный", см., например,
https://translate.google.com/#view=home&op=translate&sl=en&tl=ru&text=kaz an,
https://translate.yandex.ru/?utm_source=main_stripe_big&lang=en-ru&text=k azan,
https://academic.ru/searchall.php?SWord=%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0% BD%D1%8C&from=xx&to=ru&did=&stype=, https://gufo.me/search?term=%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D1%C,
https://translate.google.com/#view=home&op=translate&sl=en&tl=ru&text=Exp ress,
https://translate.yandex.ru/?utm_source=main_stripe_big&lang=en-ru&text=E xpress,
https://academic.ru/searchall.php?SWord=%D1%8D%D0%BA%D1%81%D0%BF%D1% 80%D0%B5%D1%81%D1%81&from=xx&to=ru&did=&stype=0,
https://gufo.me/search?term=%D1%8D%D0%BA%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%81%D1 %81 и др.),
таким образом, заявленное обозначение в силу своего семантического значения является неохраняемым, поскольку указывает на место оказания услуг и их свойства.
Представленные заявителем дополнительные материалы не снимают основание для отказа по пункту 1 статьи 1483 Кодекса, поскольку не содержат достаточного объема информации для подтверждения того, что обозначение приобрело различительную способность до даты подачи заявки в отношении заявленных услуг 35, 38, 39 классов МКТУ.
В возражении, поступившем в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности 06.04.2022, заявитель выразил несогласие с решением Роспатента от 06.12.2021. Доводы возражения сводятся к следующему.
В оспариваемом решении Роспатента отсутствуют доказательства того, что заявленное обозначение "Kazan" будет прямо и однозначно восприниматься российским потребителем именно как город Казань.
Основная часть российских потребителей будет воспринимать словесный элемент "Kazan" исходя из значения "казан" на русском языке (КАЗАН, казана, муж. (тюрк, kazan) большой котел для приготовления пищи на много человек сразу, https://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/829226).
Перевод слова "Express" (экспресс) как "моментальный, срочный" не является единственным возможным вариантом. Данный словесный элемент согласно толковому словарю Д.Н. Ушакова имеет и следующие значения "(от лат. expressus -усиленный) поезд, пароход, автобус и т.п., совершающий свой путь с максимальной скоростью. Уехать экспрессом", https://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/1096458.
Кроме того, уже имеется практика экспертизы, согласно которой существуют зарегистрированные товарные знаки со словесным элементом "Express" в отношении услуг 35, 38, 39 классов МКТУ в качестве охраняемого элемента:
" " по свидетельству N 485073, зарегистрированный для услуг 39 класса МКТУ;
" " по свидетельству N 289585, зарегистрированный для товаров/услуг 16, 35, 39, 41,43 классов МКТУ;
" " по свидетельству N 403731, зарегистрированный для товаров/услуг 21, 30, 35, 37, 38, 39, 41 ,43, 45 классов МКТУ;
" " по свидетельству N 608439, зарегистрированный для товаров/услуг 35, 39, 44 классов МКТУ;
" " по свидетельству N 781537, зарегистрированный для товаров/услуг 37, 39 классов МКТУ;
" " по свидетельству N 386922, зарегистрированный для товаров/услуг 16, 39;
" " по свидетельству N 321814, зарегистрированный для товаров/услуг 12, 30, 32, 33, 35, 36, 38, 39, 41, 43 классов МКТУ;
" " по свидетельству N 386361, зарегистрированный для услуг 39 класса МКТУ;
" " по свидетельству N 823777, зарегистрированный для услуг 35, 37 классов МКТУ;
" " по свидетельству N 401693, зарегистрированный для услуг 39 класса МКТУ;
" " по свидетельству N 782098, зарегистрированный для товаров/услуг 09, 35, 37, 39 классов МКТУ;
" " по свидетельству N 631641, зарегистрированный для товаров/услуг 25, 35, 39 классов МКТУ;
" " по свидетельству N 429384, зарегистрированный для товаров/услуг 03, 05, 06, 18, 20, 21, 28, 31, 35, 39, 43, 44 классов МКТУ;
" " по свидетельству N 730025, зарегистрированный для услуг 35 класса МКТУ;
" " по свидетельству N 339510, зарегистрированный для товаров 09, 35, 39 классов МКТУ;
" " по свидетельству N 774336, зарегистрированный для товаров/услуг 05, 35, 39 классов МКТУ.
Исходя из вышеизложенного, заявитель считает, что словесному обозначению "Express" может быть предоставлена правовая охрана в отношении испрашиваемых услуг 35, 38, 39 классов МКТУ, поскольку противоречие данного словесного элемента пункту 1 статьи 1483 Кодекса отсутствует.
Кроме того, заявленное обозначение подано в отношении услуг 35, 38, 39 классов МКТУ, которые никаким образом не связаны с городом Казань и никак его не характеризуют, и совершенно необязательно они оказываются в Казани. Также, Казань не является известным городом именно в отношении оказания этих услуг. Таким образом, говорить об однозначном восприятии заявленного обозначения "KazanExpress" применительно к данным услугам, как к городу нельзя.
В целом заявленное обозначение "KazanExpress" также никакой описательности не несет, поскольку такого понятия ка "быстрая Казань" не существует. Таким образом, словесные элементы заявленного обозначения образуют фантазийное словосочетание, которое на основании подпункта 2 пункта 1.1 статьи 1483 Кодекса может быть зарегистрировано в качестве товарного знака.
Следует также учитывать положение статьи 6 - guinguies (С) Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г. "чтобы определить, может ли быть знак предметом охраны, необходимо учитывать все фактические обстоятельства, особенно продолжительность применения знака".
Заявленное обозначение "KazanExpress" активно использовалось заявителем ООО "МАРКЕТПЛЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ" долгое время до даты подачи заявки N 2021715459 при реализации продукции, рекламе, доставке и т.д., что подтверждается представленными документами.
Необходимо отметить, что оказание услуг под наименованием "KazanExpress" осуществлялись заявителем ООО "МАРКЕТПЛЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ" и ООО "Логистическая компания "ЗаДень.ру". Между указанными компаниями подписан агентский договор от 25.01.2021, в котором ООО "Логистическая компания "ЗаДень.ру" имеет право выступать от имени заявителя.
Таким образом, представленные документы однозначно свидетельствуют о широком использовании обозначения в отношении заявленных услуг, и о том, что в результате использования в сознании потребителей заявленное обозначение воспринимается как товарный знак заявителя ООО "МАРКЕТПЛЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ".
В настоящее время компания заявителя сотрудничает с крупнейшими ритейлерами и производителями в самых различных сферах торговли, такими как "SAMSUNG", "Zarina", "BRAUBERG", "LG", "L'oreal Professionnel", "Matrix", "Maybelline New York", "My Apple", "Kotton", "Incanto", "Innamore", "Levi's", "Befree", "Reebok", "Puma", "ASICS", "Adidas", "Redmond", "Mr. Proper", "Zewa", "LOSK", "DURU", "ORAL-B", "LEGO" и другие.
Кроме того, заявителем представлено социологическое заключение Лаборатории социологической экспертизы Российской академии наук N 33-2022 от 28.04.2022.
Согласно результатам социологического исследования 75-79% респондентов считают, что заявленное обозначение по заявке N 2021715459 не указывает на свойства и место оказания услуг, обладает различительной способностью.
На основании изложенных доводов заявитель просит удовлетворить возражение, отменить решение Роспатента от 06.12.2021 и зарегистрировать товарный знак по заявке N 2021715459 в отношении всех заявленных услуг.
С возражением заявителем были представлены следующие материалы (копии):
1) агентский договор от 25.01.2021, заключенный между заявителем и ООО "Логистическая компания "ЗаДень.ру";
2) справка от АО "Региональный Сетевой Информационный Центр" о принадлежности домена KAZANEXPRESS.RU компании ООО "МАРКЕТПЛЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ" от 18.05.2021;
3) договор возмездного оказания услуг N 57-ПВЗ-С от 01.03.2021, заключенный ООО "Логистическая компания "ЗаДень.ру" и ИП Васильевым Д.В.;
4) договор на оказание услуг N 57-ПВЗ от 01.04.2021 с приложениями, заключенный ООО "Логистическая компания "ЗаДень.ру" и ИП Васильевым Д.В.;
5) договор возмездного оказания услуг N 67-ПВЗ-С от 01.04.2021, заключенный ООО "Логистическая компания "ЗаДень.ру" и ИП Гайнитдиовым А.Д.;
6) договор на оказание услуг N 67-ПВЗ от 01.05.2021 с приложениями, заключенный ООО "Логистическая компания "ЗаДень.ру" и ИП Гайнитдиовым А.Д.;
7) агентский договор на реализацию непродовольственных товаров N 365/18 от 04.12.2018, заключенный ООО "МАРКЕТПЛЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ" и АНО "Фонд развития города Иннополис", акт N 9474 от 30.06.2021;
8) агентский договор на реализацию непродовольственных товаров N 020053 от 17.01.2018, заключенный ООО "МАРКЕТПЛЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ" и ООО "АЛЬКОСТ";
9) договор NСУФ19-122 от 03.07.2019, заключенный ООО "МАРКЕТПЛЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ" и ООО "Гэллэри Сервис", с приложением, актами NСУФ000723 от 01.08.2019, NСУФ000810 от 31.08.2019;
10) договор NАРТ-136 от 06.09.2019, заключенный ООО "МАРКЕТПЛЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ" и ООО "АРТ-Дизайн", с актами N 644 от 30.09.2019, N 771 от 22.11.2019, эфирной справкой, медиапланом N 3;
11) договор N 183/19 от 05.09.2019, заключенный ООО "МАРКЕТПЛЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ" и АО "Медиа Плюс" с приложениями;
12) договор N 1554 от 09.11.2020, заключенный ООО "МАРКЕТПЛЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ" и ООО "КРЕАТИФФ", с актом N 442 от 03.12.2020;
13) договор N 107 от 17.09.2019, заключенный ООО "МАРКЕТПЛЕЙС - ТЕХНОЛОГИИ" и ООО "ТаргетМедиа", с приложением, актом N 252 от 31.10.2019;
14) акт сдачи-приемки оказанных услуг по договору ND-4202 от 02.08.2019 по счету N 1-64270 от 05.08.2019, заказ NZ2733-1 от 30.08.2019 между ООО "МАРКЕТПЛЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ" и АО "Медиа Плюс";
15) сопроводительное письмо ООО "МАРКЕТПЛЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ" N 18/03-1 от 18.03.2021;
16) отзывы клиентов заявителя;
17) справки ООО "МАРКЕТПЛЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ" N 24/03/22-5 от 24.03.2022 относительно средней и максимальной выручки за различные периоды в различных городах России;
18) информация о рекламировании услуг, сопровождаемых обозначением "KazanExpress", в медиасредствах радио, ТВ;
19) примеры упоминания маркетплейса "KazanExpress" в средствах СМИ: Комсомольская правда "Команда из Казани создала свой AliExpress с доставкой за два дня" от 13.09.2017 (https://www.kazan.kp.ru/dailv/26730/3757405/); Реальное время "В Казани запустят аналог AliExpress с доставкой по России" от 06.09.2017 (https://realnoevremva.ru/news/75745-v-kazani-zapustyat-analog-aliexpress -s-dostavkoy-po-rossii);
ИЗВЕСТИЯ "Предприниматель из Казани запускает аналог AliExpress" от 06.09.2017 (https://iz.ru/642215/2017-09-06/predprinimatel-iz-kazani-zapuskaet-analo g-aliexpress);
На телеканале РБК "Торговый город: KazanExpress построит поселок для сотрудников" (https://rt.rbc.rU/tatarstan/interview/20/12/2021/61с01a6e9a794757db95226 7);
На общественно-политической интернет-газете БИЗНЕС Online "Дмитрий Еремеев: "KazanExpress претендует стать компанией с оценкой не менее 1 миллиарда долларов" от 11.01.2021 (https://www.business-gazeta.ru/article/495063);
РИА новости "Мишустин предложил облачные технологии для оценки стоимости недвижимости" от 09.07.2022, в данной статье была опубликована информация о том, что Мишустину Михаилу Владимировичу на выставке рассказали о казанском маркетплейсе kazanexpress (https://realtv.ria.ru/20200709/1574117992.htmn);
Интернет-журнал о бизнесе в России "Секрет фирмы" "7 мобильных приложений, которые вызовут ажиотаж в посткоронавирусном мире" от 10 июня 2020, в данной статье была опубликована информация о том, что за первую половину 2020 года количество мобильных интернет-магазинов удвоилось. Крупные игроки рынка очень быстро адаптировались: посмотрите, как быстро доставляет покупки "Озон", "Lamoda", "Wildberries", "KazanExpress" и другие (https://secretmag.ru/selfie/7-mobilnvkh-prilozhenii-kotorve-vvzovut-azhi otazh-v-postkoronavirusnom-mire.htm);
"Ведомости" - "Как казанский маркетплейс привлек инвестиции от АliExpress" в данной статье была опубликована информация о том, что зимой 2017 г. (https://www.vedomosti.rU/management/articles/2021/l l/03/894299-kazanskii-marketpleis);
Издание RB.RU "KazanExpress привлёк инвестиции от "АliExpress Россия" на миллиарды рублей. В обмен корпорация получит 30% в компании, развивающей маркетплейс. Факт сделки подтвердил гендиректор и совладелец казанского проекта Динар Хуснуллин" от 10.03.2021 (https://rb.ru/news/aliexpress-rossiya/);
Финансово-экономический журнал Forbes "Татарский маркетплейс и клиники женского здоровья: кому дали денег на этой неделе" от 13.03.2021 где была опубликована информация о том, что маркетплейс KazanExpress из Татарстана привлек инвестиции от "AliExpress Россия" (https://www.forbes.ru/karera-i-svoy-biznes-photogallery/423299-tatarskiy -marketpleys-i-kliniki-zhenskogo-zdorovya-komu); 11);
В российской ежедневной общественно-политической газете Коммерсантъ "AliExpress получит 30% маркетплейса KazanExpress" от 10.03.2021 (https://www.kommersant.ru/doc/4722328);
Российская газета RG.RU "Татарстан уходит в онлайн" от 26.01.2021 (https://rg.ru/2021/01/26/reg-pfo/kak-malomu-biznesu4atarstana-zakrepitsi a internete.html);
публикация фотографии в социальной сети "Instagram" с подписью "топ 10 уже совсем близко по самым скачиваем приложениям", на фотографии размещено мобильное приложение "KazanExpress" шопинг с доставкой за 1 день (https://wvvvv.instagram.com/p/CKi)N2EH7NH/?utm_medium=copv_link);
20) социологическое заключение Лаборатории социологической экспертизы Российской академии наук N 33-2022 от 28.04.2022.
Изучив материалы дела и заслушав участников рассмотрения возражения, коллегия установила следующее.
С учетом даты подачи (19.03.2021) заявки N 2021715459 на регистрацию товарного знака правовая база для оценки его охраноспособности включает в себя упомянутый выше Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утвержденные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2015 N 482 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 18.08.2015, регистрационный N 38572), вступившие в силу 31.08.2015 (далее - Правила).
В соответствии c пунктом 1 статьи 1483 Кодекса не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов:
1) вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида;
2) являющихся общепринятыми символами и терминами;
3) характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта;
4) представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров. Согласно подпункту 1.1 статьи 1483 Кодекса положения пункта 1 настоящей статьи не применяются в отношении обозначений, которые:
1) приобрели различительную способность в результате их использования;
2) состоят только из элементов, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 настоящей статьи и образующих комбинацию, обладающую различительной способностью.
Согласно пункту 34 Правил к обозначениям, не обладающим различительной способностью, относятся: простые геометрические фигуры, линии, числа; отдельные буквы и сочетания букв, не обладающие словесным характером или не воспринимаемые как слово; общепринятые наименования; реалистические или схематические изображения товаров, заявленных на регистрацию в качестве товарных знаков для обозначения этих товаров; сведения, касающиеся изготовителя товаров или характеризующие товар, весовые соотношения, материал, сырье, из которого изготовлен товар.
К обозначениям, не обладающим различительной способностью, относятся также обозначения, которые на дату подачи заявки утратили такую способность в результате широкого и длительного использования разными производителями в отношении идентичных или однородных товаров, в том числе в рекламе товаров и их изготовителей в средствах массовой информации.
На регистрацию в качестве товарного знака по заявке N 2021715459 заявлено
словесное обозначение " ", выполненное стандартным шрифтом буквами латинского алфавита красного цвета.
Правовая охрана заявленного обозначения испрашивается в отношении услуг 35 - агентства по импорту-экспорту; демонстрация товаров; организация выставок в коммерческих или рекламных целях; предоставление места для онлайн-продаж покупателям и продавцам товаров и услуг / предоставление торговых интернет-площадок покупателям и продавцам товаров и услуг; 38 - передача информации, относящейся к электронному шоппингу (торговле) и услугам розничной торговли;
обеспечение доступа к веб - сайтам в Интернете, позволяющего третьим лицам предлагать товары и услуги, размещать и выполнять заказы; 39 - доставка товаров; хранение товаров; услуги курьеров [доставка корреспонденции или товаров] классов МКТУ.
Словесный элемент "KazanExpress" заявленного обозначения образован путем слитного написания слов "Kazan" и "Express", которые являются значимыми. Данный вывод основан на графическом исполнении знака, согласно которому написание букв "K" и "E" заглавными визуально разделяет словесный элемент "KazanExpress" на две словесные составляющие.
Слово "Кazan" имеет следующие значения:
Кazan - написание на английском языке столицы Республики Татарстан - города Казань, см., в частности, Интернет источники, приведенные в заключении по результатам экспертизы.
Слово "Express" переводится с английского на русский язык следующим образом: 1. курьерский, скоростной; 2. специальный; 3. срочный, см., например, https://translate.yandex.ru/dictionary/English-Russian/express.
В русском языке имеется фонетически тождественное слово "экспресс", означающее: 1. транспортное средство (поезд, судно, автобус и т.п.), идущее с повышенной скоростью и с остановками лишь на крупных станциях; 2. разг. срочное почтовое отправление, см., например, Т.Ф. Ефремова Новый словарь русского языка, Толково-словообразовательный, https://classes.ru/all-russian/russian-dictionary-encycl-term-64847.htm.
Коллегией исследовано смысловое содержание заявленного обозначения по отношению к испрашиваемым услугам 35, 38, 39 классов МКТУ, в результате чего установлено следующее.
Заявитель в своем возражении указал, что заявленное обозначение фактически используется им для маркировки маркетплейса (торговой площадки, используемой для продажи и покупки товаров и услуг через Интернет). Испрашиваемые услуги 35, 38, 39 классов МКТУ непосредственно относятся к маркетплейсу, либо представляют собой сопутствующие услуги.
Местонахождением заявителя является Республика Татарстан, столицей которой, как уже было отмечено в данном заключении, является город Казань.
Город Казань является широко известным географическим объектом. Казань - крупный порт на левом берегу реки Волги при впадении в неё реки Казанки. Крупнейший по численности населения город в Приволжском федеральном округе и на реке Волге. Один из крупнейших экономических, научных, образовательных, религиозных, культурных и спортивных центров России. Казанский кремль входит в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Город также именуют "Третьей столицей России", см. например, https://ru.wikipedia.org.
При этом согласно материалам возражения, именно в городе Казань у заявителя сконцентрирован основной бизнес, приносящий наибольший среднемесячный объем выручки за реализацию товаров на маркетплейсе KazanExpress.ru (17).
Также коллегия отмечает, что этимология названия города Казань связана со словом "казан"/"котел" ("казан" - котел для приготовления пищи, см. Толковый словарь Ожегова (https://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=10422).
"В настоящее время известно шестнадцать версий происхождения названия Казани. Все они основаны на толковании того или иного значения широко употребляемого в тюркских языках вообще, и в татарском в частности, слова "казан". Первая, по всей вероятности, самая древняя легенда гласит: когда выбирали место для города, обратились за советом к колдуну. Он сказал: "Постройте город там, где сам собой закипит врытый в землю котел с водой". Долго искали такое место. Наконец там, где в Казанку впадала речка Булак, котел закипел сам собою. Здесь и основали город. Отсюда и пошло название Казань (казан - котел по-татарски)", см. http://www.иске-казан.рф/pochemu-kazan.
В связи с вышеизложенным, имеются достаточные предпосылки для восприятия словесного элемента "Kazan", как выполненного буквами латинского алфавита названия определенного географического объекта - города Казань.
Кроме того, такому восприятию способствует наличие первой заглавной буквы "К" в слове "Kazan", поскольку, как известно, согласно правилам орфографии русского языка, географические названия пишутся с заглавной буквы.
Таким образом, первый элемент заявленного обозначения, с которого начинается его прочтение/восприятие, представляет собой географическое указание на место оказания услуг (продвижения/сбыта товаров и их доставки).
Таким образом, у иных у хозяйствующих субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории города Казань/Kazan, существует необходимость использования данного географического названия в своей деятельности в качестве указания на место оказания услуг.
Что касается семантики слова "Express", то с учетом специфики заявленных услуг, данное слово способно характеризовать скорость оказания услуг, а именно, то, что доставка товаров покупателям, которые приобрели товары посредством Интернет-площадки "KazanExpress", осуществляется быстро, срочно.
В отношении довода заявителя об уже имеющейся практике экспертизы по регистрации товарных знаков, в том числе, для услуг 35, 38, 39 классов МКТУ с включением словесного элемента "Express" в качестве охраняемого элемента коллегия отмечает следующее.
Анализ примеров товарных знаков, приведенных заявителем в возражении, показал, что помимо словесного элемента "Express", они включают иные охраноспособные элементы, тогда как заявленное обозначение образовано путем слитного написания со словом "Express" именно неохраноспособного элемента "Kazan". Кроме того, большинство товарных знаков являются комбинированными обозначениями (помимо слов включают изобразительные элементы) и отличаются индивидуальными композиционными особенностями.
В связи с изложенным не представляется возможным говорить о существовании большого количества различных товарных знаков со словесным элементом "Express", который в составе товарных знаков объединен со вторым неохраноспособным элементом.
Заявитель ссылается на социологическое исследование (20), по результатам которого было установлено, что 75-79% респондентов считают, что заявленное обозначение по заявке N 2021715459 не указывает на свойства и место оказания услуг.
Вместе с тем, необходимо отметить, что представленные заявителем документы в рамках социологического исследования (20) не отражают, какие именно смысловые ассоциации вызывает у потребителей обозначение "KazanExpress" в сознании потребителей. Ответы респондентов на анкетные вопросы N 1, 2, 6 о восприятии обозначения не содержатся в заключении Лаборатории социологической экспертизы Российской Академии наук (20).
При этом на вопросы N 3 и N 5 19% респондентов ответили, что обозначение может указывать на свойства, что при объеме выборки в 1000 человек является весомым показателем.
В силу указанного коллегия считает, что результаты представленного заявителем социологического исследования не опровергают выводы, содержащиеся в оспариваемом решении Роспатента.
Таким образом, применительно ко всем заявленным услугам заявленное обозначение не может быть признано охраноспособным на основании пункта 1 статьи 1483 Кодекса.
Также коллегия не усматривает оснований для применения к заявленному обозначению нормы подпункта 2 пункта 1.1 статьи 1483 Кодекса, поскольку нет оснований считать, что заявленное обозначение, выполненное как одно слово единым красным цветом без оригинальной шрифтовой проработки, образует комбинацию, обладающую различительной способностью.
Подобным обозначениям правовая охрана может быть предоставлена в том случае, если они приобрели различительную способность в результате их использования.
В этой связи заявитель просит принять во внимание представленные документы (1-19), в соответствии с которыми до даты подачи заявки (19.03.2021) заявитель начал использовать заявленное обозначение в качестве маркировки торговой площадки с наименованием KazanExpress.ru с пунктами выдачи товаров.
Первые упоминания о маркетплейсе "KazanExpress" появились в конце 2017 года в СМИ г. Казани (Комсомольская правда) (19), а с начала 2018 года заявитель начал сотрудничать с поставщиками различных товаров, заинтересованных в реализации своей продукции через маркетплейс "KazanExpress".
Маркетплейс "KazanExpress" имеет пункты выдачи в городах Уфа, Казань, Нижний Новгород, Самара, Набережные Челны, однако, наибольшее их число сконцентрировано в городе Казань. Наружная реклама и реклама на радио также осуществлялась в пределах указанных городов.
Таким образом, из представленных заявителем документов не усматривается, что осуществление фактической деятельности заявителем до даты подачи заявки N 2021715459 на территории нескольких городов привело к приобретению заявленным обозначением различительной способности в масштабах территории Российской Федерации. В этой связи отсутствуют основания для применения положения подпункта 1 пункта 1.1 статьи 1483 Кодекса.
Учитывая вышеизложенное, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
отказать в удовлетворении возражения, поступившего 06.04.2022, оставить в силе решение Роспатента от 06.12.2021.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 3 августа 2022 г. по заявке N 2021715459
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru
Решением Суда по интеллектуальным правам от 29 июля 2024 г. по делу N СИП-974/2022, оставленным без изменения постановлением Суда по интеллектуальным правам от 28 ноября 2024 г. N С01-1074/2023, настоящее решение признано недействительным