Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 5 августа 2022 г. по заявке N 2010732307
Заявка: |
2010732307 |
Название: |
САМУРАЙ SAMURAI |
Объект охраны: |
товарный знак (знак обслуживания) |
Дата обращения: |
22.09.2021 |
Дата коллегии: |
08.06.2022 |
Дата утверждения: |
05.08.2022 |
Заявитель: |
ООО "АТ-ХОЛДИНГ" |
Вид обращения: |
возражение против предоставления правовой охраны товарному знаку (знаку обслуживания) |
Коллегия в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации с изменениями, внесенными Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 35-ФЗ "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Кодекс) и Правилами рассмотрения и разрешения федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности споров в административном порядке, утвержденными приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2020 N 644/261, зарегистрированными в Министерстве юстиции Российской Федерации 25.08.2020 за N 59454, вступившими в силу 06.09.2020 (далее - Правила ППС), рассмотрела возражение, поступившее 22.09.2021, поданное Обществом с ограниченной ответственностью "АТ-Холдинг" г. Москва (далее - лицо, подавшее возражение), против предоставления правовой охраны товарному знаку по свидетельству N 472013, при этом установлено следующее.
Оспариваемый товарный знак "" по заявке N 2010732307, поданной 08.10.2010, зарегистрирован 01.10.2012 в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации (далее - Госреестр) за N 472013 в отношении товаров и услуг 05, 08, 10, 36, 45 классов МКТУ, указанных в перечне свидетельства, на имя ООО "Коминформ", Москва. В результате произведенной Роспатентом государственной регистрации 23.01.2019 за N РД0283808 отчуждения исключительного права на товарный знак по свидетельству N 472013 его правообладателем стала компания "СИА "Баллиста", Латвия. В дальнейшем, в результате договора от 05.05.2022 за NРД0396174 об отчуждении исключительного права на товарный знак, зарегистрированного Роспатентом от 05.05.2022, правообладателем оспариваемого товарного знака по свидетельству N 472013 стало ООО "Котлер", 125371, Москва, Волоколамское шоссе, 116, стр. 1, оф. 440 (далее - правообладатель).
В поступившем в Федеральную службу по интеллектуальной собственности возражении и пояснениях к нему, выражено мнение лица, его подавшего, о том, что регистрация товарного знака по свидетельству N 472013 произведена в нарушение требований, установленных положениями подпункта 1 пункта 3 статьи 1483 Кодекса.
Доводы возражения и пояснения к нему сводятся к следующему:
- лицо, подавшее возражение, является одним из крупнейших поставщиков на территорию Российской Федерации бытовой и профессиональной посуды из различных стран, в том числе из государства Япония;
- лицо, подавшее возражение, является одним из поставщиков на территорию Российской Федерации ножевых изделий, в том числе под обозначением "SAМURAI", производства японской компании "Mitsuboshi Cutlery Со. Ltd", о чем свидетельствует представленная декларация о соответствии товара;
- лицо, подавшее возражение, имеет законный интерес в подаче настоящего возражения против предоставления правовой охраны оспариваемому товарному знаку, поскольку между компанией "СИА "Баллиста" ведутся судебные споры;
- слово "SAMURAI", как наименование привилегированного японского воина, хорошо известно среднему российскому потребителю, поскольку данная информация широко распространена в российской словарно-справочной литературе, российской художественной литературе, в кинематографии, а также в русифицированном сегменте информационно-телекоммуникационной сети Интернет, поэтому при восприятии словесного элемента "SAMURAI" оспариваемого товарного знака у рядового российского потребителя возникает устойчивая ассоциативная связь с государством Япония;
- государство Япония всемирно известно производством, как ножевой стали, так и самими ножевыми изделиями. При этом данная известность была достигнута благодаря использованию ножевых изделий непосредственно самураями;
- позиция лица, подавшего возражение, подтверждается судебной практикой, изложенной в соответствующих решениях, указанных в тексте возражения;
- подтверждением того, что ножевые изделия со словесным элементом "SAMURAI"/"САМУРАЙ" ассоциируются потребителями с Японией как страной-производителем данных изделий, является представленный соцопрос, проведенный компанией "Аналитическая социология";
- таким образом, при восприятии оспариваемого товарного знака в отношении товаров 08, 10 классов МКТУ у российского потребителя будет возникать правдоподобное представление о происхождении (изготовлении) данных товаров непосредственно из Японии, а также о соответствующем месте нахождения их изготовителя, что не соответствует действительности;
- оспариваемый товарный знак по свидетельству Российской Федерации N 472013 способен ввести потребителя в заблуждение относительно места производства товаров 08, 10 классов МКТУ, а также места нахождения их производителя;
- представленный правообладателем отзыв АНО "Левада-Центр" на соцопрос лица, подавшего возражение, не является объективным, сделан исключительно с фиктивным намерением опорочить выводы, сделанные компанией "Аналитическая социология".
На основании изложенного лицом, подавшим возражение, выражена просьба о признании предоставления правовой охраны товарному знаку по свидетельству N 472013 недействительным в отношении товаров 08 класса МКТУ "бритвы электрические и неэлектрические; бруски точильные для кос; бруски точильные металлические, изделия ножевые, инструменты для депиляций неэлектрические и электрические, инструменты для заточки режущих поверхностей, инструменты для обрезания ногтей [электрические или неэлектрические], инструменты для открывания устриц, инструменты режущие ручные, камни, круги точильные, кинжалы, клинки, косы, косы с короткой ручкой, круги наждачные, кувалды, лезвия [ручные инструменты], лезвия бритвенные, мачете, машинки для стрижки волос электрические и неэлектрические для личного пользования, машинки для стрижки животных [ручные инструменты], мечи, шпаги, молотки для заточки, наборы маникюрных инструментов, наборы педикюрных инструментов, несессеры для бритвенных принадлежностей, ножи для нарезания сыра, ножи для нарезания яиц, ножи для пиццы, ножи для снятия чешуи, ножи калевочные, ножи консервные, ножи копытные, ножи круглые, ножи окулировочные, ножи охотничьи, ножи перочинные, ножи прививочные, ножи садовые, ножи садовые кривые, ножи, ножницы для стрижки скота, ножницы механические для стрижки волос, ножницы садовые, ножницы, ножны для холодного оружия, овощерезки, оружие холодное, палаши, сабли, шашки, пилы, пилы лучковые, полотна пил [части ручных инструментов], приборы столовые [ножи, вилки и ложки], резаки, резаки для очистки поверхности, ремни для правки бритв, ремни для правки бритв, режущих инструментов кожаные, секаторы, серебро столовое [ножи, вилки и ложки], серпетки, серпы, тесаки, топорики, топоры, устройства и приспособления для освежения туш животных, футляры для бритв, шинковки", товаров 10 класса МКТУ "ножи хирургические, ножницы".
В подтверждение изложенных доводов лицом, подавшим возражение, были представлены следующие материалы.
1. Декларация о соответствии с товара.
2. Копия резолютивной части решения Арбитражного суда г. Москвы от 10.08.2021 по делу N А40-254152/2020.
3. Словарно-справочные материалы: N 1; N 2.
4. Художественная и научная литература о быте, оружии и традициях самураев.
5. Сведения о художественных и документальных фильмах о самураях.
6. Сведения о японской углеродистой стали.
7. Сведения о японских ножах.
8. Сведения с официального сайта правообладателя оспариваемого товарного знака.
9. Ссылки на Интернет-источники.
10. Социологический опрос "Характер восприятия словесного элемента "SAMURAI"/"САМУРАЙ" на ножевых изделиях среди потребителей России, проведенный ООО компанией "Аналитическая Социология".
11. Пояснительная записка к вышеуказанному социологическому опросу.
12. Общедоступная литература с отсылкой на словесные элементы "SAMURAI"/"САМУРАЙ".
13. Сведения о АНО "Левада-Центр".
Правообладатель, ознакомленный в установленном порядке с возражением и дополнениями к нему, представил отзыв по мотивам возражения и письменные пояснения, в которых указывалось следующее:
- правообладателем не отрицается японское происхождение словесного элемента "самураи"/"samurai";
- вместе с тем, оспариваемый товарный знак является фантазийным применительно к товарам и услугам, в отношении которых зарегистрирован;
- использование латинских букв при написании словесного элемента товарного знака не является свидетельством иностранного происхождения товара также в том случае, если оно не обозначает конкретного человека, связанного с определенным местом;
- слово "samurai"/"самурай" не является описательным, не обозначает какой-либо предмет материального мира или услугу. Слово "самурай" в общеупотребительном значении понимается как воин, как сословие, т.е. является характеристикой людей, живших в 12-18 веке, либо характеристикой простых, отважных, стойких и преданных людей ("самурайский характер"). Слово "самурай" является фантазийным как в целом, так и применимо к товарам и услугам, в отношении которых зарегистрирован оспариваемый товарный знак. Также слово "самурай" не является нарицательным, вошедшим во всеобщее употребление в отношении каких-либо товаров;
- происхождение термина "самурай" из японского языка само по себе не свидетельствует о географической связи с Японией как местом происхождения товара или изготовителя;
- на территории Российской Федерации существует множество регистраций с использованием слов иностранного происхождения, примеры которых указаны в тексте отзыва;
- в материалах возражения не содержится доказательств известности Японии производством ножевых изделий и взаимосвязи с самураями;
- довод лица, подавшего возражение, о том, что использование словесного элемента "samurai" свидетельствует о качестве товара как свойстве, не подтверждены документально;
- довод лица, подавшего возражение, о том, что он является заинтересованным в подаче возражения лицом, не соответствует фактическим обстоятельствам дела;
- позиция правообладателя, подтверждается судебной практикой и практикой Роспатента, изложенной в соответствующих решениях, указанных в тексте отзыва;
- проведенный соцопрос не может быть принят во внимание и не является обоснованным доказательством позиции лица, подавшего возражение, поскольку отсутствует объективность, достоверность и точность полученных результатов.
Правообладателем приложены следующие документы:
14. Свидетельство о регистрации товарного знака N 472013;
15. Скриншот статьи "Самураи в Японии - кто это такие, их история и культура";
16. Словарно-справочные материалы о значении слова самурай;
17. Сведения об образе самурая;
18. Скриншот статьи "Поймем друг друга";
19. Сведения об образе самурая в массовой культуре;
20. Скриншот статьи "Самураи: История и Легенды" Хироаки Сато;
21. Выписки из реестра товарных знаков РФ;
22. Выписки из реестра ВОИС по мадридскому соглашению;
23. Словарно-справочные материалы о значении слов гейша, сакура, ниндзя, бусидо;
24. Сведения о рейтингах предпочитаемых ножей;
25. Сведения о ножевой стали;
26. Решение суда от 07.10.2021;
27. Выписка из ЕГРЮЛ на ООО "АТ-Холдинг";
28. Скриншот статьи из Интернет.
29. Отзыв АНО "Левада-Центр" на отчет ООО компании "Аналитическая Социология" и сопроводительная документация к нему.
На основании изложенного, правообладатель оспариваемого товарного знака просит отказать в удовлетворении возражения и оставить в силе правовую охрану товарного знака по свидетельству N 472013.
Изучив материалы дела и заслушав участников рассмотрения возражения, коллегия установила следующее.
С учетом даты (08.10.2010) приоритета оспариваемого товарного знака правовая база для оценки его охраноспособности включает в себя Кодекс в редакции Федерального закона Российской Федерации от 18 декабря 2006 года N 230-ФЗ и Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, утв. приказом Роспатента от 05 марта 2003 г. N 32, зарегистрированном в Минюсте РФ 25 марта 2003 г. N 4322 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Закона не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя.
В соответствии с подпунктом (2.5.1) пункта 2.5 Правил не допускается регистрация в качестве товарных знаков или их элементов обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя.
К таким обозначениям относятся, в частности, обозначения, порождающие в сознании потребителя представление об определенном качестве товара, его изготовителе или месте происхождения, которое не соответствует действительности. Обозначение признается ложным или вводящим в заблуждение, если ложным или вводящим в заблуждение является хотя бы один из его элементов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1513 Кодекса возражения против предоставления правовой охраны товарному знаку по основаниям, предусмотренным подпунктами 1-4 пункта 2 статьи 1512 Кодекса, могут быть поданы заинтересованным лицом.
В соответствии с пунктом 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 N 10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление ВС РФ N 10) по возражениям против предоставления правовой охраны товарному знаку основания для признания недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку определяются исходя из законодательства, действовавшего на дату подачи заявки в Роспатент. Вместе с тем подлежит применению порядок рассмотрения соответствующих возражений, действующий на момент обращения за признанием недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку.
Лицо, подавшее возражение, обосновывает свою заинтересованность в подаче данного возражения тем, что между лицом, подавшим возражение, и компанией "СИА "Баллиста" (предыдущим правообладателем оспариваемого товарного знака) существует судебный спор от 10.08.2021 по делу N А40-254152/2020 (2), а также наличием Декларации о соответствия товара (1).
В данной категории спора, с учетом основания оспаривания, представленная декларация и судебный спор являются достаточным основанием для признания заинтересованности лица, подавшего возражение, в оспаривании правовой охраны товарного знака.
Основным видом деятельности лица, подавшего возражение, является торговля оптовая ножевыми изделиями и бытовой металлической посудой. Решением Арбитражного суда города Москвы от 07.10.2021 по делу N А40-254152/2020, оставленным в силе Постановлением апелляционной инстанции, установлен факт нарушения лицом, подавшим возражение, исключительных прав правообладателя на товарные знаки (в том числе, товарный знак N 472013) путем размещения на сайте предложения к продаже ножей "Самурай".
Оспариваемый товарный знак зарегистрирован в отношении холодного оружия, изделий ножевых различного назначения, столовых приборов, инструментов/принадлежностей кухонных, а также в отношении услуг по заточке ножей, то есть в отношении товаров и услуг, связанных с ножевыми изделиями и бытовой металлической посудой.
Совокупность вышеизложенных обстоятельств с учетом указанных в возражении оснований для оспаривания, свидетельствует о наличии у ООО "АТ-Холдинг" законного интереса в оспаривании правовой охраны товарного знака по свидетельству N 472013 в отношении всех товаров, перечисленных в возражении.
Анализ соответствия оспариваемого товарного знака пункту 3 (1) статьи 1483 Кодекса показал следующее.
Оспариваемый товарный знак "" является словесным, выполнен стандартным шрифтом заглавными буквами русского и латинского алфавитов. Правовая охрана товарному знаку предоставлена в отношении товаров и услуг 05, 08, 10, 36, 45 классов МКТУ, указанных в перечне свидетельства.
Выполнение слова "samurai" оспариваемого товарного знака буквами латинского алфавита само по себе не обуславливает ложное восприятие знака как места производства или место нахождения изготовителя товаров, поскольку использование российскими предприятиями на сегодняшний день обозначений, выполненных в латинице, является распространенным и известным российскому потребителю фактом.
Вместе с тем, для того чтобы определить, является ли заявленное обозначение способным ввести в заблуждение, оценивается смысловое значение элементов, входящих в состав оспариваемого обозначения и устанавливается, может ли элемент вызвать у потребителя ассоциативное представление о товаре, которое способно ввести потребителя в заблуждение.
В случае выявления способных ввести в заблуждение элементов, оценивается, являются ли такие ассоциативные представления правдоподобными, поверит ли ассоциативным представлениям потребитель.
Обращение к словарным источникам, представленным сторонами спора, показало, что словесный элемент "samurai" (с японского языка - "стражник, рыцарь") и его русская транслитерация "самурай" является лексической единицей русского языка японского происхождения и относится к названию воина в средневековой Японии, члену привилегированной феодальной военной касты Японии. Обращает на себя внимание тот факт, что правообладатель не оспаривает японское происхождение словесного элемента "samurai"/"самурай".
Слово "самурай" появилось как производное от глагола "сабурау", обозначающего действие - "служить", соответственно, в буквальном переводе термин "самурай" означает служилого человека.
Первое упоминание о самураях появляется в средневековой Японии во время правления сегуна Минамото, в 12 веке. Последним известным японским самураем был Миямото Мусаси (1584 - 1685), который основал собственную технику искусства боя на двух мечах, а также написал множество книг по философии войн, стратегии и тактике.
Слово "самурай", как наименование привилегированного японского война, хорошо известно среднему российскому потребителю, поскольку данная информация широко распространена в российской словарно-справочной литературе, российской художественной литературе, в кинематографии, а также в русифицированном сегменте информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Так, задолго до даты приоритета оспариваемого товарного знака по свидетельству N 472013 на территории Российской Федерации были опубликованы "Кодекс Бусидо. Хагакурэ. Сокрытое в листве" (Москва, издательство "Эксмо", 2004), "Оружие и техника Самурайских воинов" (Москва, издательство "Астрель"), "Символика японских самураев" (Москва, издательство "Астрель", 2007) и т.д., повествующие о происхождении, укладе жизни, правилах поведения, ведения военного дела и военного искусства, а также об атрибутах самураев.
Словесный элемент "самурай" представлен в различных документальных и художественных фильмах о жизни, укладе и оружии самураев, о чем свидетельствует информация из сети Интернет (https://www.afsha.ru/selection/luchshie-fllmy-pro-samuraev/).
Информация о самураях, их культуре и вооружении присутствует в учебной литературе общеобразовательной школьной программы, а также в учебной литературе высших образовательных учреждений, в числе которых: "История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века (10-11 классы)" В.М. Хачатурян, Издательство "Дрофа", 2002 год, "ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ начало колониальных империй", 2002 год, Издательство "АСТ", "Всемирная история нового времени (7 и 8 классы)", "Всемирная история" учебник для вузов под редакцией Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой, издательство "ЮНИТИ" 1997 год, "История востока" Л.С. Васильев, Москва, издательство "Высшая школа", 1998 год, "История мировой культуры" Е.П. Борзова, Санкт-Петербург, издательство "История", 2001 год, "Словарь исторических терминов" Г.В. Згурский, издательство "ЭКСМО", 2008 год и так далее.
В многочисленной художественной литературе содержится упоминание о воинах-самураях, в числе которых роман "Сёгун" (Джеймс Клавелл 1975 год), "Самурай без меча" Китами Macao 2005 год и др.
На территории Российской Федерации широко распространены детские энциклопедии (7-10 лет), посвященные самураям, их культуре и оружию, в числе которых "САМУРАЙ загадочный мир прошлого" издательство "Лабиринт пресс" и др., а также осуществлялся прокат кинематографических произведений посвященных самураям, их культуре и оружию, в том числе "47 ронинов" (2013 год), "Последний самурай" (2003 год) - получил премию "Оскар", "13 убийц" (2010 год), "Затойчи" (2003 год) и так далее.
Более того, рядовому российскому потребителю известно о происхождении самураев, их оружии, а также культуре, из курса истории России, в частности из курса истории Русско-японской войны.
На основании изложенной информации следует, что слово "самурай"/"samurai" четко ассоциируется с социальным классом Японии, с японскими воинами "самурями", которые составляли примерно 10% японского населения во времена их популярности, сыгравшими важную роль за последние 1500 лет японской истории. Более того, в настоящее время у каждого японца, есть, по меньшей мере, один предок самурай, в связи с чем сохраняется и передается поколениям история и культура воинов "самураев".
Таким образом, средний российский потребитель еще со школьной скамьи хорошо осведомленный о японских воинах "самураях", японском происхождении самого слова "самурай", однозначно будет связывать словесные элементы "самурай"/"samurai" непосредственно с островным государством Японией, что в свою очередь, позволяет коллегии сделать вывод о том, что оспариваемый товарный знак по свидетельству N 472013, содержащий словесные элементы "самурай"/"samurai", способен порождать в сознании потребителей представление об изготовителе товаров и лице, оказывающем услуги, которые не соответствуют действительности, так как правообладатель товарного знака никоим образом не относится и не связан с территорией, относящейся к Японии.
Кроме того, из представленных материалов следует, что образ самурая связан, в том числе, с холодным оружием - дайсё. Меч считался "душой самурая" и являлся неотъемлемой частью воина "самурая". Самураи всегда носили два меча - короткий и длинный. Знаменитый меч мог иметь собственное имя и передавался по наследству.
Таким образом, является очевидным, что образ воина самурая связывается с холодным оружием.
Необходимо отметить, что государство Япония всемирно известна производством углеродистой стали ("Тамахаганэ" (японский "ЕВ", "алмазная сталь")), используемой для изготовления колюще-режущих и ножевых изделий.
При этом следует отметить, что Япония приобрела всемирную известность производством стали непосредственно из-за использования ее в ножевых изделиях самураев, в том числе, в боевых мечах "катана", "тати", а также в ножах "танто" (6, 7).
В настоящее время, ножевые изделия, произведенные на территории государства Япония, обладают повышенной прочностью, долгое время сохраняют остроту (заточку), в связи с чем пользуются широкой популярностью среди потребителей, в том числе на территории Российской Федерации.
Известность Японии ножевыми изделиями (холодным оружием) подтверждается также и официальным сайтом правообладателя оспариваемого товарного знака (8).
Оспариваемые товары, указанные в возражении, относятся к холодному оружию или могут относиться к таковому, к колюще-режущим предметам, к ножевым изделиям, к кухонным и бытовым изделиям, а также содержат сопутствующие им товары, предназначенные для их хранения, ухода и использования.
Ввиду изложенного и с учетом установленного выше, рядовой российский потребитель ассоциирует словесный элемент "самурай"/"samurai" оспариваемого товарного знака по свидетельству N 472013 непосредственно с государством Япония, которое, в свою очередь, всемирно известно производством ножевых изделий.
В этой связи при восприятии оспариваемого товарного знака по свидетельству N 472013 в отношении указанных в возражении товаров 08, 10 классов МКТУ у российского потребителя будут возникать правдоподобные представления о происхождении (изготовлении) данных товаров непосредственно из Японии, а также месте нахождения их изготовителя (лица оказывающего услуги).
Вместе с тем, данные представления не соответствует действительности, поскольку, как предыдущие правообладатели оспариваемого товарного знака, так и нынешний правообладатель оспариваемого товарного знака, не находятся на территории государства Япония.
В этой связи, оспариваемый товарный знак по свидетельству N 472013 не соответствует требованиям пункта 3 статьи 1483 Кодекса, поскольку способен ввести потребителя в заблуждение относительно места производства товаров 08, 10 классов МКТУ, а также места нахождения их производителя.
Указанный вывод подтверждается представленным к материалам дела результатам Аналитического отчета (10), проведенного по итогам всероссийского социологического опроса "Характер восприятия словесного элемента "SAMURAI" (САМУРАИ) на ножевых изделиях среди потребителей России", проведенного ООО "Компания "Аналитическая социология", при поддержке ученых-социологов Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, которые зафиксировали следующее.
Согласно данным соцопроса было установлено, что большинству российских потребителей (86,8%) хорошо известен словесный элемент "SAMURAI". При ответе на открытый вопрос "с чем у Вас ассоциируется словесный элемент "SAMURAI" (САМУРАЙ) более половины опрошенных респондентов (54%) ответили, что "с оружием древнего японского война самурая", а также 18% респондентов прямо указали на то, что данный словесный элемент ассоциируется с государством Япония.
36,3% опрошенных потребителей Российской Федерации указали на то, что государство Япония ассоциируется у них с ножевыми изделиями. При этом 25% опрошенных респондентов считают, что только японские мастера владеют искусством изготовления ножевых изделий.
Таким образом, большому количеству потребителей Российской Федерации известно государство Япония как производитель ножевых изделий.
Согласно выводам соцопроса большинство опрошенных респондентов (84,4%) указали на то, что ножевые изделия, маркированные обозначением "SAMURAI" (САМУРАЙ), были произведены в Японии.
В этой связи, словесный элемент "SAMURAI" (САМУРАЙ), размещенный на ножевых изделиях, устойчиво ассоциируется у рядового российского потребителя с государством Япония.
Также следует отметить, что 79,2% опрошенных респондентов указали, что если бы они увидели на ножевых изделиях словесный элемент "SAMURAI" (САМУРАЙ) подумали бы, что это качественные ножи, которыми славится Япония и подделать их невозможно.
Таким образом, из данных социологического опроса следует, что рядовому российскому потребителю хорошо известен словесный элемент "SAMURAI" (САМУРАЙ), а также то, что вышеуказанный словесный элемент ассоциируется с государством Япония. В этой связи довод правообладателя оспариваемого товарного знака о том, что государство Япония не известна рядовому российскому потребителю производством ножевых изделий, а также производством ножевой стали, является необоснованным.
Таким образом, лицом, подавшим возражение, представлено достаточно доказательств для обоснованного вывода о возможности неверного восприятия российскими потребителями спорного обозначения "", как указывающего на определенное место происхождения товаров или место нахождения изготовителя товаров.
Относительно представленного правообладателем товарного знака отзыва АНО "Левада-Центр" на отчет ООО компании "Аналитическая Социология" (29), в котором выявлены некоторые нарушения по проведению соцопроса и достоверности его данных, коллегия отмечает следующее.
В соответствии с решением Суда по интеллектуальным правам от 18.03.2021 по делу N СИП-867/2020 было установлено, что методика проведения социологических исследований законодательно не закреплена, поэтому разрабатывается самостоятельно той организацией, которая проводит исследование, на свое усмотрение исходя из цели и условий исследования. На основании чего, выводы отзыва АНО "Левада-Центр" не могут опровергать выбранную методику для проведения социологических исследований ООО "Компания "Аналитическая социология".
Предположения отзыва АНО "Левада-Центр" об отсутствии факта проведения опроса относятся к вопросу фальсификации, и не могут быть приняты во внимание при рассмотрении спора в административном порядке.
Результаты социологического исследования не могут быть точечными, поскольку они только отображают диапазон возможных значений. Оценка каждого социологического исследования проводится применительно поставленной проблеме и в совокупности с другими доказательствами, представленными в материалы административного дела.
Некоторые разночтения, выявленные при подготовке соцопроса (10, 11) являются техническими опечатками (незначительными погрешностями), которые не влияют на полученные ООО "Компания "Аналитическая социология" результаты в целом.
Таким образом, выводы отзыва АНО "Левада-Центр" являются необоснованными и не опровергают проведенное социологическое исследование ООО "Компания "Аналитическая социология".
Резюмируя изложенное, коллегия имеет все основания для признания оспариваемого товарного знака в отношении товаров 08, 10 классов МКТУ, указанных в возражении, не соответствующим требованиям подпункта 1 пункта 3 статьи 1483 Кодекса.
Учитывая вышеизложенное, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
удовлетворить возражение, поступившее 22.09.2021, признать предоставление правовой охраны товарному знаку по свидетельству N 472013 недействительным в отношении товаров 08 класса МКТУ "бритвы электрические и неэлектрические; бруски точильные для кос; бруски точильные металлические, изделия ножевые, инструменты для депиляций неэлектрические и электрические, инструменты для заточки режущих поверхностей, инструменты для обрезания ногтей [электрические или неэлектрические], инструменты для открывания устриц, инструменты режущие ручные, камни, круги точильные, кинжалы, клинки, косы, косы с короткой ручкой, круги наждачные, кувалды, лезвия [ручные инструменты], лезвия бритвенные, мачете, машинки для стрижки волос электрические и неэлектрические для личного пользования, машинки для стрижки животных [ручные инструменты], мечи, шпаги, молотки для заточки, наборы маникюрных инструментов, наборы педикюрных инструментов, несессеры для бритвенных принадлежностей, ножи для нарезания сыра, ножи для нарезания яиц, ножи для пиццы, ножи для снятия чешуи, ножи калевочные, ножи консервные, ножи копытные, ножи круглые, ножи окулировочные, ножи охотничьи, ножи перочинные, ножи прививочные, ножи садовые, ножи садовые кривые, ножи, ножницы для стрижки скота, ножницы механические для стрижки волос, ножницы садовые, ножницы, ножны для холодного оружия, овощерезки, оружие холодное, палаши, сабли, шашки, пилы, пилы лучковые, полотна пил [части ручных инструментов], приборы столовые [ножи, вилки и ложки], резаки, резаки для очистки поверхности, ремни для правки бритв, ремни для правки бритв, режущих инструментов кожаные, секаторы, серебро столовое [ножи, вилки и ложки], серпетки, серпы, тесаки, топорики, топоры, устройства и приспособления для освежения туш животных, футляры для бритв, шинковки", товаров 10 класса МКТУ "ножи хирургические, ножницы".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 5 августа 2022 г. по заявке N 2010732307
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru