Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 21 октября 2022 г. по заявке N 2019759037/33
Заявка: |
2019759037/33 |
Название: |
VERRA |
Объект охраны: |
товарный знак (знак обслуживания) |
Дата обращения: |
11.04.2022 |
Дата коллегии: |
19.09.2022 |
Дата утверждения: |
21.10.2022 |
Заявитель: |
ПАО "ГАЗ". |
Вид обращения: |
возражение против предоставления правовой охраны товарному знаку (знаку обслуживания) |
Коллегия в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации с изменениями, внесенными Федеральным законом Российской Федерации от 12 марта 2014 г. N 35-ФЗ "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Кодекс), и Правилами рассмотрения и разрешения федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности споров в административном порядке, утвержденными приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2020 N 644/261, зарегистрированными в Министерстве юстиции Российской Федерации 25.08.2020 за N 59454, вступившими в силу 06.09.2020 (далее Правила), рассмотрела возражение, поступившее 11.04.2022, поданное Публичным акционерным обществом "ГАЗ", г. Нижний Новгород (далее - ПАО "ГАЗ", лицо, подавшее возражение), против предоставления правовой охраны товарному знаку по свидетельству N 770876 при этом установила следующее.
Регистрация товарного знака "" с приоритетом, установленным по дате подачи (20.11.2019) заявки N 2019759037, произведена в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации (далее - Госреестр) 07.08.2020 за N 770876 на имя Общества с ограниченной ответственностью "ВЕРРА ГРУП", г. Пермь (далее - правообладатель). Товарный знак зарегистрирован в отношении товаров 09, 12, 22, 28 классов и услуг 35, 36, 37, 38, 39, 41, 43, 45 Международной классификации товаров и услуг (далее - МКТУ), указанных в свидетельстве.
В возражении, поступившем в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности 11.04.2022, выражено мнение о том, что регистрация товарного знака по свидетельству N 770876 произведена в нарушение требований, установленных пунктами 3 и 9 статьи 1483 Кодекса.
Возражение основано на следующих доводах:
- лицом, подавшим возражение, было подано на регистрацию в качестве товарного знака обозначение "" по заявке N 2021720041 (далее "крылья чайки"), в результате экспертизы которого, в качестве препятствия к регистрации, был противопоставлен оспариваемый товарный знак;
- ПАО "ГАЗ" является владельцем исключительных прав на объект авторского права - произведение промышленного дизайна - обозначение "крылья чайки", которое является сходным до степени смешения с оспариваемым товарным знаком по свидетельству N 770876, чему свидетельствуют:
чертеж N 13-8401192 от 24.07.1958 г. "Орнамент облицовки радиатора", в штампе которого указан владелец КД "Горьковский автозавод", полным правопреемником которого является ПАО "ГАЗ";
автомобиль ГАЗ-13 "Чайка", разработанный в 1958 году сотрудниками конструкторской службы Горьковского автозавода Борисовым Н.И., Юшмановым Н.А., Соловьевым В.С., Пономаревым Г.А., Лебедевым Б.Б. и выпускавшийся в период с 1959 по 1981 год с использованием обозначения "крылья чайки", размещаемого на решетке радиатора;
устав ПАО "ГАЗ", согласно которому, Открытое акционерное общество "ГАЗ", созданное в 1992 году и переименованное в 2016 г. в ПАО "ГАЗ", является полным правопреемником приватизированного государственного предприятия "Автомобильный завод ПО "ГАЗ" в отношении всех его прав и обязанностей. Соответственно, исключительное право на обозначение "крылья чайки" в настоящее время принадлежит ПАО "ГАЗ";
- основным видом деятельности ПАО "ГАЗ" является производство и сбыт грузовых и легковых автомобилей, автомобильных узлов и агрегатов, запасных частей и другой продукции;
- обозначение "крылья чайки" (логотип машины в виде стилизованной птицы чайки) является историческим и очень хорошо известным автолюбителям, т.к. оно располагалось на решетке радиатора автомобиля ГАЗ-13 "Чайка", выпускавшегося на Горьковском автомобильном заводе в период с 1959-1981 года;
- в разное время Чайки были подарены Валентине Терешковой, Фиделю Кастро, Георгию Жукову, Михаилу Шолохову, Галине Улановой. "Чайки" использовались в качестве персонального транспорта высшей номенклатуры, который выдавался как составная часть положенного "пакета" привилегий. Служили они и в посольствах, как самого СССР за границей, так и других стран в СССР. И седаны, и кабриолеты "Чайка" использовались на парадах, подавались при встречах иностранных лидеров, видных деятелей и героев, применялись в качестве машин сопровождения;
- основная масса аутентичных экземпляров находятся в частных коллекциях и музеях по всему миру, в частности, автомобиль "Чайка-13" имеется в коллекциях музеев, как по России, так и за рубежом, например, в Болгарии, Узбекистане;
- автомобиль ГАЗ-13 "Чайка", , представлен в Музее истории Горьковского автомобильного завода, участвует в парадах ретро-автомобилей, в связи с чем хорошо известен большинству автолюбителей, при этом информация о логотипе машины в виде стилизованной птицы чайки находится в открытом доступе и активно используется пользователями Интернета, что подтверждается следующими ссылками: https://www.drive2.ru/b/525474749929750955; https://rg.ru/2021/04/15/gaz-oformil-patent-na-logotip-chajki.html; https://avtoclassika.com/e/gaz-13-chaika-history/; https://news.drom.ru/83591.html; https://6auto.ru/1150-gaz-oformil-patent-na-logotip-legendarnoj-chajki.html; http://nacekomie.ru/forum/viewtopic.php?f=35&t=24462; https://fishki.net/2348824-avtomobily-chajka-i-xxi-vek.html; https://fishki.net/2348824-avtomobily-chajka-i-xxi-vek.html;
- автомобиль "ГАЗ-13 "Чайка" известен широкой публике, в том числе, по его участию в кинофильмах, например, к/ф "Русский сувенир" (СССР, 1960 г.), "Огненный лис" (США, 1982 г.), автомобили "ГАЗ-13 "Чайка" предлагаются в аренду специализированными агентствами для проведения свадебных церемоний, экскурсионных поездок, лицо, подавшее возражение представляет ряд ссылок, подтверждающих популярность автомобиля "ГАЗ-13 "Чайка" среди молодожёнов и туристов: https://delux-avto.ru/categories/retro-cars/chajka/gaz-13/ (г. Москва), http://www.retrogarag.ru/retro/?gallery=336 (г. Москва), http://www.limospb.ru/arenda_avtomobiley.html (г. С-Петербург), https://www.retrovmode.ru/arenda-gaz-13-chayka-belaya-spb.html (г. С-Петербург), https://nn.gorko.ru/%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D0%B8/300819/ (г. Н. Новгород), https://retroprokat.com/Arenda_avtomobilja_%C2%ABChajka%C2%BB (г. Томск), https://mersedes-taxi.ru/gaz-13-chayka (г. Красноярск), https://nsk.nevesta.info/catalog/svadebnye-mashiny-retro-avtomobil/ (г. Новосибирск) https://sochi.com/board/7148/477055/ (г. Сочи);
- впервые произведение изобразительного искусства "крылья чайки" было обнародовано в составе автомобиля ГАЗ-13 "ЧАЙКА" на его радиаторной решетке на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году. Информация об этом содержится во многих открытых источниках, в частности, в популярной интернет-энциклопедии "Википедия":
Горьковский автозавод получил Гран-при на Всемирной выставке в Брюсселе за три автомобиля, в том числе за автомобиль ГАЗ-13 "Чайка"
- подтверждением широкой известности автомобиля "Чайка" среди широких слоев потребителей также являются лицензионные договоры ПАО "ГАЗ" на право использования товарного знака "Чайка", "Chaika" в отношении товаров - "игрушки-автомобили", "масштабные модели транспортных средств". Прилагаемые сведения от лицензиатов ПАО "ГАЗ" об объемах продаж свидетельствуют о том, что только за последние три года потребители приобрели порядка 50 тысяч экземпляров моделей автомобилей с товарными знаками "Чайка", "Chaika". При этом использование словесного элемента "Чайка", "Chaika" осуществляется производителями в сочетании с изобразительным элементом - "крылья чайки" на решетке радиатора моделей;
- лицо, подавшее возражение, полагает, что регистрация оспариваемого товарного знака способна ввести потребителя в заблуждение относительно производителя товара, поскольку на протяжении многих лет и до настоящего времени изображение "крылья чайки" неразрывно связано с историей Горьковского автозавода - первого автогиганта, построенного в нашей стране и запущенного в действие в 1932 г., и его первыми автомобилями такого класса, как "Чайка", ставшими и продолжающими быть широко известными в нашей стране.
На основании изложенного лицо, подавшее возражение, просит признать предоставление правовой охраны товарному знаку по свидетельству N 770876 недействительным полностью.
К возражению приложены следующие материалы:
1. Копия чертежа N 13-8401192 от 24.07.1958 г.;
2. Устав ПАО "ГАЗ" (выписка из действующей редакции от 19.06.2020);
3. Архивная справка о переименовании завода N 5301/019-06-04Т от 02.11.2018;
4. Сведения об автомобиле "ГАЗ-13 "Чайка", находящемся в музейной экспозиции музея истории "ГАЗ";
5. Предложения о продаже автомобиля "ГАЗ-13 "Чайка" на сайте auto.ru;
6. Перечень лицензионных договоров ПАО "ГАЗ" на право использования товарного знака "ГАЗ-13 "Чайка";
7. Сведения лицензиатов об объемах реализованных моделей "ГАЗ-13 "Чайка";
8. Фотоизображения лицензионных масштабных моделей "ГАЗ-13 "Чайка".
Правообладатель, ознакомленный в установленном порядке с поступившим возражением, 21.06.2022 представил отзыв по его мотивам, существо которого сводится к следующему:
- правообладатель считает, что на чертеже, представленном лицом, подавшим возражение для доказательства возникновения у него авторского права, отображена лишь часть объекта "крылья чайки". На чертеже нет полного изображения произведения, отображающего объект авторского права целиком и в том виде, в котором он использовался на автомобиле ГАЗ-13 "Чайка". Таким образом, представленный чертеж является сомнительным подтверждением прав ПАО "ГАЗ" на объект авторского права "крылья чайки";
- правообладатель товарного знака N 770876 обращает внимание на то, что объект авторского права "крылья чайки" прекратил свое широкое фактическое использование в гражданском обороте еще в 1981 году с прекращением серийного выпуска автомобилей ГАЗ-13 "Чайка", т.е. еще до создания Российской Федерации и практически за 40 лет до момента подачи заявки на товарный знак N 770876. Дальнейшее использование данного объекта авторского права носит ограниченный характер;
- среди доводов лица, подавшего возражение в пользу использования объекта авторского права "крылья чайки" приведены лишь единичные предложения о продаже и сдаче в аренду автомобилей ГАЗ-13 "Чайка", ссылки на сайты музеев и т.п. Как видно, в настоящее время логотип "крылья чайки" можно встретить в основном на выставках ретро-автомобилей, в музеях, частных коллекциях, посетителями которых является узкий круг любителей антиквариата;
- лицензионные договоры, на которые ссылается лицо, подавшее возражение, не могут служить подтверждением известности и использования объекта авторского права "крылья чайки", так как по ним предоставляется право на использование совершенно иных объектов, а именно право на использование словесных товарных знаков "Чайка", "Chaika";
- правообладатель оспариваемого товарного знака считает, что объект авторского права "крылья чайки" не может быть признан известным в Российской Федерации на дату подачи заявки на регистрацию товарного знака, в связи с его давним фактическим неиспользованием, в связи с чем, правовая охрана оспариваемому товарному знаку была предоставлена без нарушения требований пункта 9 статьи 1483 Кодекса;
- потребитель не может быть введен в заблуждение относительно изготовителя товара, так как изделие (автомобиль ГАЗ-13 "Чайка") не производится лицом, подавшим возражение, уже около 40 лет и практически не представлено на рынке. В силу того, что ПАО "ГАЗ" с 1980-х годов не производит продукцию с логотипом "крылья чайки", товар, маркированный оспариваемым товарным знаком, не может восприниматься современным потребителем, как товар, изготовленный ПАО "ГАЗ";
- оспариваемый товарный знак зарегистрирован в отношении различных классов товаров и услуг, часть из которых не имеет никакого отношения к автомобилестроению. Так, например, услуги по реализации товаров 35 класса МКТУ, услуги ресторанов 43 класса МКТУ, юридические услуги 45 класса МКТУ, маркированные оспариваемым товарным знаком ни каким образом не могут вызывать в сознании потребителей ассоциации с маркой автомобилей ПАО "ГАЗ", выпускавшейся в советские годы, следовательно, не могут вызвать ассоциации с ПАО "ГАЗ", как с лицом, оказывающим подобные услуги;
- в оспариваемом товарном знаке присутствует словесный элемент "VERRA", занимающий доминирующее положение в сравнении с изобразительным элементом - "галочкой" комбинированного обозначения;
- благодаря словесному элементу "VERRA", товарный знак вызывает у потребителя стойкую ассоциацию именно с правообладателем - ООО "Верра Груп", являющимся известным на рынке производителем товаров и услуг.
На основании изложенного правообладатель просит отказать в удовлетворении возражения, оставить в силе правовую охрану оспариваемого товарного знака по свидетельству N 770876.
В корреспонденции, поступившей в ведомство путем направления на электронную почту 15.07.2022, 18.08.2022, 29.08.2022 лицо, подавшее возражение, представил свою позицию на отзыв правообладателя, уточнения к возражению, а также дополнительные материалы, суть которых сводится к следующему:
- довод ООО "ВЕРРА ГРУПП" о мало известности объекта авторского права ПАО "ГАЗ" не имеет правового значения в данном деле, поскольку произведение защищается нормами гражданского права вне зависимости от его известности. Владение авторским правом презюмируется до тех пор, пока не оспорено другой стороной;
- из отзыва правообладателя следует, что ООО "ВЕРА ГРУПП" согласно с тем, что произведение "крылья чайки" ассоциируются у потребителей с товаром "легковой автомобиль" и Горьковским автокомбинатом (ПАО "ГАЗ"), но не ассоциируется с товарами ООО "ВЕРА ГРУПП";
- товарами и услугами, указанными в свидетельстве на товарный знак по свидетельству N 770876, являющимися товарами и услугами, в отношении которых потребители могут быть введены в заблуждение, ПAO "ГАЗ" считает следующие:
12 класс MKTУ: "автобусы; автобусы дальнего следования автодома; автомобили беспилотные [автономные автомобили]; автомобили гоночные; автомобили различного назначения для перевозки; автомобили роботизированные; автомобили спортивные; автомобили-бетоносмесители; автомобили-рефрижераторы; автоприцепы; амортизаторы для автомобилей; амортизаторы подвесок для транспортных средств; бамперы автомобильные; бамперы транспортных средств; бронемашины";
28 класс МKTУ: "модели (игрушки); модели масштабные сборные [игрушки]; модели транспортных средств масштабные";
- со стороны ООО "ВЕРА ГРУПП" доказательств, оспаривающих принадлежность ПАО "ГАЗ" исключительных прав на объект авторского права и их принадлежность ООО "ВЕРА ГРУПП" или иному лицу, не представлено;
- подтверждением наличия у ПАО "ГАЗ" исключительного права на указанный объект авторских прав является следующее:
1) Чертеж N 13-8401192 от 24.07.1958 г. "Орнамент облицовки радиатора" (далее - Чертеж детали), в штампе которого указано наименование организации, разработавшей данный документ - "Горьковский автозавод", полным правопреемником которого является ПАО "ГАЗ".
Чертеж детали - документ, содержащий изображение детали и другие данные, необходимые для ее изготовления и контроля качества ее исполнения.
Чертеж детали содержит:
I. Изображения, количество которых должно быть минимальным, но достаточным для полного определения геометрической формы детали "Орнамент облицовки радиатора" (далее - орнамент):
1. Основное изображение орнамента показывает геометрическую форму орнамента спереди. Основное изображение орнамента представлено в левой верхней части чертежа детали, при этом на чертеже изображена только правая часть орнамента (так называемое, правое крыло из обозначения "крылья чайки"), так как левая часть орнамента симметрична правой, в связи с чем изображение левой части на чертеже не требуется.
2. Дополнительные изображения представлены в следующем виде:
- Сечение А-А, на котором изображена внутренняя геометрическая форма орнамента. Сечение А-А орнамента представлено в правой верхней части чертежа детали.
Сечение А-А также обозначено на основном изображении орнамента линией сечения, которая также является линией симметрии.
- Вид Г, на котором изображена геометрическая форма орнамента сверху. Вид Г представлен в левой нижней части чертежа детали, также вид Г обозначен на сечении А-А.
- Сечения В-В и Б-Б, на которых изображены геометрические формы отдельных частей орнамента (места крепления орнамента к решетке радиатора), линии сечений обозначены на виде Г, данные сечения представлены в правой средней части чертежа детали.
II. Размеры.
На Чертеже детали указаны размеры всех элементов детали, определяющие их форму, а также размеры, определяющие взаимное расположение элементов.
III. Текстовые надписи. Их подразделяют на текстовую часть, состоящую из технических требований и технических характеристик; надписи с обозначением изображений, а также относящиеся к отдельным элементам изделия; таблицы с размерами и другими параметрами, условными обозначениями и т.д.
Основная надпись чертежа - это штамп, размещенный в правой нижней части Чертежа детали, правила его заполнения регламентируются ГОСТ 2.104-2006 (https://docs.cntd.ru/document/1200045443).
Основная надпись Чертежа детали содержит следующую информацию:
- Наименование изделия - "орнамент облицовки радиатора";
- Обозначение документа условными письменными знаками, состоящее из цифр и букв, записанных в определённом порядке - "13-8401192";
- Графа для обозначения материала, из которого изготавливается деталь - "МСМ";
- Масса изделия (указывается только в цифрах без обозначения измерения) - "0.110";
- Масштаб графического изображения предмета на чертеже (выбирается в зависимости от габаритных параметров изображаемой детали) - "1:1".
Изображения предмета на чертеже должно быть вычерчено в натуральную величину или в масштабе.
- Наименование предприятия, выпустившего документ - "Горьковский Автозавод";
- места для подписей в соответствии с должностными обязанностями;
- указание даты подписания документа;
- графы, предназначенные для внесения изменений в Чертеж детали.
2) Автомобиль ГАЗ-13 "Чайка", разработанный в 1958 году сотрудниками конструкторской службы Горьковского автозавода Борисовым Н.И., Юшмановым Н.А., Соловьевым В.С., Лебедевым Б.Б. и выпускавшийся Горьковским автозаводом в период с 1959 г. по 1981 г. с использованием обозначения "крылья чайки". Документы, подтверждающие, что вышеуказанные лица являлись работниками Горьковского Автозавода и принимали непосредственное участие в разработке автомобиля ГАЗ - 13 "Чайка", прилагаются. Орнамент (в виде стилизованного обозначения "крылья чайки") - это составная часть решетки радиатора автомобиля ГАЗ-13 "ЧАЙКА", являющейся неотъемлемым элементом дизайна автомобиля ГАЗ-13 "ЧАЙКА" в целом.
3) Устав ПАО "ГАЗ", согласно которому, ПАО "ГАЗ" является правопреемником преобразованного Автомобильного завода ПО "ГАЗ" в отношении всех его прав и обязанностей. Соответственно, исключительное право на объект авторского права, выраженный в произведении промышленного дизайна в виде обозначения "крылья чайки" в настоящее время принадлежит ПАО "ГАЗ".
Лицом, подавшим возражение, указано, что произведение дизайна - обозначение "крылья чайки", предназначенное для размещения на радиаторной решетке автомобиля "Чайка", было создано авторами служебного произведения "Автомобиль "Чайка" Борисовым Н.И., Юшмановым Н.А., Соловьевым В.С., Лебедевым Б.Б. Указанное обозначение является неотъемлемой частью произведения "Автомобиль "Чайка";
- обозначение соответствует критериям объекта авторского права. Лицо, подавшее возражение, отмечает, что внешний вид реальной птицы "чайка" не мог быть воспроизведен в этом обозначении ни по техническим, ни по эстетическим причинам. Поэтому перед авторами стояла задача создать образ этой птицы, который может тиражироваться техническими средствами, размещаться на радиаторной решетке автомобиля, и при этом нести в себе художественный образ, рождающий у потребителей ассоциации с "полётом", "скоростью", "свободой", "лёгкостью", "рекой, над которой кружат чайки" (последнее обусловлено расположением города Нижний Новгород, где расположен завод-производитель автомобилей "Чайка", на слиянии двух рек Волга и Ока).
К дополнениям приложены следующие документы:
9. Документы по авторам;
10. Архивная справка.
Правообладатель, уведомленный надлежащим образом, о поступивших дополнительных материалах, свою позицию не представил, на заседания коллегии, состоявшихся 24.06.2022, 20.07.2022, 19.08.2022, 19.09.2022 не являлся.
Изучив материалы дела и заслушав участников рассмотрения возражения, коллегия сочла доводы возражения неубедительными.
С учетом даты (20.11.2019) приоритета оспариваемого товарного знака по свидетельству N 770876 правовая база для оценки его охраноспособности включает в себя вышеуказанный Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, утвержденные приказом Роспатента от 05.03.2003 N 32, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 25.03.2003, рег. N 4322, и введенные в действие 10.05.2003 (далее - Правила).
Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 1483 Кодекса не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя.
В соответствии с пунктом 37 Правил при рассмотрении вопроса о ложности или способности обозначения ввести потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя учитывается, что к таким обозначениям относятся, в частности, обозначения, порождающие в сознании потребителя представление об определенном качестве товара, его изготовителе или месте происхождения, которое не соответствует действительности. В случае если ложным или вводящим в заблуждение является хотя бы один из элементов обозначения, то обозначение признается ложным или вводящим в заблуждение.
В соответствии с пунктом 9 статьи 1483 Кодекса не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные названию известного в Российской Федерации на дату подачи заявки на государственную регистрацию товарного знака (статья 1492) произведения науки, литературы или искусства, персонажу или цитате из такого произведения, произведению искусства или его фрагменту, без согласия правообладателя, если права на соответствующее произведение возникли ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1513 Кодекса возражения против предоставления правовой охраны товарному знаку по основаниям, предусмотренным подпунктами 1-4 пункта 2 статьи 1512 настоящего Кодекса, могут быть поданы заинтересованным лицом.
Лицо, подавшее возражение, утверждает, что ему принадлежат авторские права на обозначение, которое было создано в рамках служебного задания ранее даты приоритета оспариваемого товарного знака. При этом, лицо, подавшее возражение, полагает, что регистрация оспариваемого товарного знака способна ввести потребителя в заблуждение относительно производителя товара, поскольку изобразительная часть оспариваемого товарного знака ассоциируется исключительно с деятельностью Горьковского автозавода, законным правопреемником которого является ПАО "ГАЗ". Кроме того, лицом, подавшим возражение, была подана заявка N 2021720041 с обозначением "" в качестве препятствия, к регистрации которого было противопоставлен оспариваемый товарный знак. Вышеизложенное, позволяет коллегии признать ПАО "ГАЗ" заинтересованным лицом в подаче настоящего возражения.
Оспариваемый товарный знак "" по свидетельству N 770876 представляет собой комбинированное обозначение, состоящее из стилизованного изображения символа галочки и словесного элемента "VERRA", выполненного оригинальным шрифтом заглавными буквами латинского алфавита. Правовая охрана предоставлена в черном, темно-сером, сером, светло-сером, белом цветовом сочетании в отношении обширного перечня товаров 09, 12, 22, 28 и услуг 35, 36, 37, 38, 39, 41, 43, 45 классов МКТУ, указанных в свидетельстве.
Предоставление правовой охраны товарному знаку по свидетельству N 770876 оспаривается в связи с его несоответствием, по мнению лица, подавшего возражение, требованиям пункта 9 статьи 1483 Кодекса.
В возражении указано, что права на объект авторского права - произведение промышленного дизайна - обозначение "крылья чайки", принадлежат лицу, подавшему возражение, в связи с тем, что были разработаны в 1958 году сотрудниками конструкторской службы Горьковского автозавода Борисовым Н.И., Юшмановым Н.А., Соловьевым В.С., Лебедевым Б.Б. в рамках служебного задания.
Согласно представленному лицом, подавшим возражение, уставу ПАО "ГАЗ" [2], архивной справке [3], ПАО "ГАЗ" является правопреемником Горьковского автозавода, что правообладателем не оспаривается. Также лицом, подавшим возражение, были представлены сведения [9, 10] о том, что Борисов Н.И., Юшманов Н.А., Соловьев В.С., Лебедев Б.Б. действительно являлись сотрудниками Горьковского автозавода.
В подтверждение вышеизложенного довода о наличии авторских прав на объект авторского права, а именно произведение промышленного дизайна сходного с оспариваемым товарным знаком, лицом, подавшим возражение, представлена копия чертежа N 13-8401192 от 24.07.1958 г. "Орнамент облицовки радиатора" [1]:
Анализ указанного чертежа показал, что он включает в себя несколько изображений внешнего вида изделия:
Коллегия отмечает, что отраженные на чертеже виды изделия в своей совокупности следует признавать объектом авторского права, поскольку нормами авторского права защищается внешний вид чертежа изделия, а не его техническая составляющая или отдельный вид изделия.
Таким образом, сравнению подлежит изобразительная часть чертежа в целом, за исключением рамки, текстовых надписей и условных обозначений, которые являются стандартизированными, согласно единой системе конструкторской документации.
Визуальная оценка изобразительных частей чертежа и оспариваемого товарного знака "" показал отсутствие сходства ввиду следующего. Изобразительная часть чертежа, представленного лицом, подавшим возражение, содержит пять изобразительных элементов, в виде изогнутых линий и геометрических фигур, расположенных друг над другом (или напротив друг друга), в то время как оспариваемый товарный знак представляет собой единую композицию, стилизованное изображение символа галочки.
В связи с изложенным, коллегия не может сделать обоснованный вывод о несоответствии оспариваемого товарного знака по свидетельству N 770876 положениям, предусмотренным требованиями пункта 9 (1) статьи 1483 Кодекса.
Анализ соответствия оспариваемого товарного знака требованиям пункта 3 статьи 1483 Кодекса показал следующее.
В возражении содержится довод ПАО "ГАЗ" о том, что в отношении товаров 12 класса MKTУ "автобусы; автобусы дальнего следования автодома; автомобили беспилотные [автономные автомобили]; автомобили гоночные; автомобили различного назначения для перевозки; автомобили роботизированные; автомобили спортивные; автомобили-бетоносмесители; автомобили-рефрижераторы; автоприцепы; амортизаторы для автомобилей; амортизаторы подвесок для транспортных средств; бамперы автомобильные; бамперы транспортных средств; бронемашины"; 28 класса МKTУ "модели (игрушки); модели масштабные сборные [игрушки]; модели транспортных средств масштабные" регистрация оспариваемого товарного знака способна ввести потребителя в заблуждение относительно производителя товаров.
Оспариваемый товарный знак "" не содержит сведений, которые бы являлись ложными или вводящими потребителя в заблуждение относительно товаров, то есть применительно к указанным выше товарам 12 и 28 класса МКТУ обозначение "" само по себе является фантазийным.
Вместе с тем вывод о способности обозначения вводить потребителя в заблуждение относительно изготовителя товаров может быть сделан в том случае, если данное обозначение ассоциируется у потребителя с иным производителем товаров на основании имеющегося опыта.
Для такого вывода необходимо наличие доказательств, подтверждающих активное и интенсивное использование обозначения лицом, подавшим возражение, в результате чего у потребителей могла возникнуть стойкая ассоциативная связь между указанным лицом и товарами, которые вводятся в гражданский оборот под соответствующим обозначением.
Согласно правоприменительной практике способность введения потребителя в заблуждение элементами обозначений и обозначением в целом не является очевидной и, как правило, определяется через ассоциативный ряд при восприятии потребителем обозначения, вызывая у него различные представления о товаре и его изготовителе.
При этом для определения, является ли обозначение ложным или способным ввести в заблуждение, в отношении каждого элемента рассматриваемого обозначения целесообразно оценить: являются ли ложные указания правдоподобными, являются ли ассоциативные представления правдоподобными, поверит ли ложным указаниям и ассоциативным представлениям потребитель.
Таким образом, нуждаются в установлении вероятные ассоциативные связи средних потребителей-адресатов конкретных товаров - в отношении конкретного обозначения.
Для того чтобы можно было сделать вывод о возможности введения среднего российского потребителя конкретных товаров в заблуждение ввиду того, что конкретное обозначение используется иным изготовителем, должно быть установлено, как минимум, что:
- этот изготовитель использует конкретное обозначение в Российской Федерации;
- это используемое обозначение среднему российскому потребителю, по крайней мере, известно (см. решения Суда по интеллектуальным правам по делам NN СИП-96/2018, СИП-546/2014, СИП-547/2014, СИП-548/2014, СИП-383/2015, СИП-311/2015).
В своем возражении, лицо, подавшее возражение, указывает на известность производимого им автомобиля ГАЗ-13 "Чайка" и выпускаемого в период с 1959-1981 гг.
При этом, часть представленных документов, а именно: предложения о продаже автомобиля "ГАЗ-13 "Чайка" на сайте auto.ru [5], фотоизображения лицензионных масштабных моделей "ГАЗ-13 "Чайка" [8] либо не относится к периоду оценки охраноспособности товарного знака по свидетельству N 770876, либо не содержит даты, которую можно соотнести с датой приоритета оспариваемого товарного знака.
Представленные сведения о лицензионных договорах [6] не могут быть приняты к сведению, поскольку касаются иного обозначения.
Не опровергая факт определенной известности автомобиля ГАЗ-13, из представленных материалов [4, 7] коллегия не может прийти к выводу о том, что потребители каким-либо образом воспринимают продукцию, маркированную оспариваемым товарным знаком "" за продукцию лица, подавшего возражение. Таким образом, факт введения потребителя в заблуждения не доказан.
Также не было представлено и данных социологического опроса, который бы подтверждал соответствующие доводы лица, подавшего возражение.
Таким образом, коллегия не имеет оснований для признания оспариваемого товарного знака не соответствующим требованиям подпункта 1 пункта 3 статьи 1483 Кодекса.
Учитывая вышеизложенное, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
отказать в удовлетворении возражения, поступившего 11.04.2022, оставить в силе правовую охрану товарного знака по свидетельству N 770876.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 21 октября 2022 г. по заявке N 2019759037/33
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru
Решением Суда по интеллектуальным правам от 23 июня 2023 г. по делу N СИП-23/2023 настоящее решение признано недействительным