ФТС России в связи с поступающими запросами таможенных органов и изданием распоряжения ФТС России от 30.11.2005 N 532-р "Об упорядочении правовой базы таможенного дела" разъясняет следующее.
На основании пункта 69 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств (далее - Положение о ПТС), утвержденного приказом МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 23.06.2005 N 496/192/134 (зарегистрирован Минюстом России 29.07.2005, рег. N 6842), снятие установленных таможенным органом ограничений по использованию и распоряжению транспортным средством производится таможенным органом по письменному заявлению в произвольной форме собственника или владельца транспортного средства.
Согласно абзацу второму пункта 69 Положения о ПТС при снятии наложенных ограничений в разделе "Особые отметки" паспорта напротив строки "20. Таможенные ограничения" паспорта транспортного средства таможенным органом проставляется отметка: "Ограничения по использованию и распоряжению транспортным средством сняты", а также указывается наименование, номер и дата документа об уплате таможенных платежей или решения таможенного органа о снятии установленных ограничений либо номер пункта и наименование нормативного акта с датой издания и регистрационным номером, на основании которого ограничения были сняты.
Учитывая изложенное, в тех случаях, когда соответствующие ограничения в паспорте были установлены на основании положений правового акта, признанного недействующим на основании распоряжения ФТС России от 30.11.2005 N 532-р "Об упорядочении правовой базы таможенного дела", таможенным органам следует принимать решения о снятии установленных ограничений по письменному заявлению в произвольной форме собственника или владельца транспортного средства с оформлением принятого решения согласно порядку, установленному пунктом 69 Положения о ПТС, руководствуясь следующими положениями законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 44 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденному приказом МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 23.06.2005 N 496/192/134 (зарегистрирован Минюстом России 29.07.2005, рег. N 6842) в строке 20 "Таможенные ограничения" указываются установленные таможенными органами в соответствии с законодательством Российской Федерации ограничения по пользованию и (или) распоряжению транспортными средствами, ввозимыми на территорию Российской Федерации. Если ограничения не были установлены, в данной строке производится запись: "не установлены".
Возможность применения специальной таможенной процедуры перемещение товаров физическими лицами (глава 23 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК России) обусловлена предназначением товаров/транспортных средств (далее - товары). Предназначение товаров для личного пользования либо для осуществления предпринимательской деятельности определяется таможенным органом исходя из заявления физического лица о товарах, их характера и количества, а также из частоты перемещения товаров через таможенную границу.
Пунктом "б" статьи 282 ТК России четко определено, что товары, ввозимые на таможенную территорию в соответствии с данной статьей, рассматриваются для таможенных целей как выпущенные для свободного обращения.
Кроме того, согласно положениям статьи 151 ТК России условному выпуску подлежат товары в случае, если льготы по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации сопряжены с ограничением по пользованию и распоряжению товарами. Согласно положениям Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" от 21.05.1993 N 5003-1 (далее - Закон) тарифной льготой, предоставляемой в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами и не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности в соответствии с ТК России, является только полное освобождение от уплаты пошлины (статья 34, подп. "и" статьи 35 Закона). При этом применение в отношении транспортных средств, классифицируемых в товарной позиции 8704 ТН ВЭД России единой ставки таможенных пошлин, налогов в размере 30 процентов таможенной стоимости указанных транспортных средств не является предоставлением тарифной льготы в виде снижения ставки пошлины, поскольку статья 37 Закона допускает предоставление указанной тарифной льготы только в отношении категорий товаров по перечню, установленному данной статьей. В указанный перечень не включены товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в рамках соответствующих специальных таможенных процедур, установленных ТК России.
Положениями пункта 3 статьи 151 и пункта 3 статьи 185 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при перемещении физическими лицами товаров, предназначенных для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, порядок уплаты налога на добавленную стоимость и акциза, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяется ТК России. Согласно положениям главы 23 ТК России применение единых ставок таможенных пошлин, налогов не является льготой по уплате таможенных пошлин, налогов и установлено общим порядком уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования (пункт 2 статьи 287 ТК России).
Таким образом, ограничения на пользование и распоряжение транспортными средствами, классифицируемыми в товарной позиции 8704 ТН ВЭД России и ввезенными в соответствии со статьей 282 ТК России (т.е. в отношении которых были уплачены таможенные платежи и произведено таможенное оформление в соответствии с нормами таможенного законодательства Российской Федерации), не могут быть установлены.
При таможенном оформлении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами, должностным лицам, таможенных органов в случаях возникновения спорных вопросов необходимо учитывать, что основанием для отказа в таможенном оформлении товаров в порядке, установленном главой 23 ТК России, является только факт установления предназначения их как товаров, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Толкование положений таможенного законодательства Российской Федерации таким образом, что общий порядок уплаты таможенных платежей должен навязывать физическим лицам в тех случаях, когда сумма таможенных пошлин, налогов, исчисленных по ставкам, применяемым в рамках общего порядка выше, чем в неторговом обороте, не соответствует сути и смыслу таможенного законодательства Российской Федерации.
Заместитель руководителя
ФТС России |
Ю. Азаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ФТС России разъясняет порядок снятия таможенным органом ограничений по использованию и распоряжению транспортным средством и указывает следующее.
Согласно Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденному приказом МВД России, Минпромэнерго России и Минэкономразвития России от 23.06.2005 N 496/192/134, снятие установленных таможенным органом ограничений по использованию и распоряжению транспортным средством производится по письменному заявлению собственника или владельца транспортного средства. Отметка о снятии ограничений проставляется в разделе "Особые отметки" паспорта. Такой порядок в полной мере применяется при отмене ограничений, установленных на основании положений правового акта, признанного недействующим в соответствии с распоряжением ФТС России от 30.11.2005 N 532-р "Об упорядочении правовой базы таможенного дела". При этом необходимо иметь в виду следующее.
Во-первых, не могут быть установлены ограничения на пользование и распоряжение транспортными средствами, классифицируемыми в товарной позиции 8704 ТН ВЭД России (моторные транспортные средства для перевозки грузов), которые были ввезены на территорию РФ в соответствии со ст. 282 ТК России (т.е. в отношении которых были уплачены таможенные платежи и произведено таможенное оформление в соответствии с нормами таможенного законодательства РФ).
Во-вторых, при таможенном оформлении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ физическими лицами, необходимо учитывать, что основанием для отказа в таможенном оформлении товаров в порядке, установленном главой 23 ТК России ("Перемещение товаров физическими лицами"), является только факт установления предназначения их как товаров, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Толкование положений таможенного законодательства РФ таким образом, что общий порядок уплаты таможенных платежей должен устанавливаться для физических лиц во всех случаях, когда сумма таможенных пошлин, налогов, исчисленных по ставкам, применяемым в рамках общего порядка выше, чем в неторговом обороте, не соответствует смыслу таможенного законодательства.
Письмо Федеральной таможенной службы от 31 января 2006 г. N 01-06/2955 "О ввозе на таможенную территорию Российской Федерации транспортных средств, классифицируемых в товарной позиции 8704 ТН ВЭД России, физическими лицами"
Текст письма опубликован в газете "Таможенный вестник", март 2006 г., N 5, в Бюллетене "Таможенные ведомости", 2006 г., N 3