Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к решению Томской городской Думы
от 18 ноября 2003 г. N 494
Положение
"О бюджетном устройстве и бюджетном
процессе в городе Томске"
20 апреля 2004 г.
Настоящее Положение определяет основополагающие принципы, содержание и механизм осуществления бюджетного процесса в муниципальном образовании "Город Томск", полномочия органов местного самоуправления по составлению, рассмотрению, утверждению, исполнению и контролю за исполнением бюджета города Томска.
I. Бюджетное устройство в городе Томске
1.1. Бюджет города Томска
Под бюджетом города Томска применительно к настоящему Положению понимается форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления на территории города Томска, а также для обеспечения интересов муниципального образования "Город Томск" за пределами городской территории, в том числе для осуществления переданных государственных полномочий
1.2. Правовая форма бюджета города Томска
Бюджет города Томска принимается в форме решения Томской городской Думы о бюджете на соответствующий финансовый год.
Решение Томской городской Думы о бюджете принимается на финансовый год и вступает в силу с момента опубликования.
1.3. Правовые акты органов местного самоуправления
города Томска, регулирующие бюджетные отношения
Правовыми актами органов местного самоуправления, регулирующими бюджетные отношения на территории города Томска, являются Устав города Томска, настоящее Положение, решения Томской городской Думы о бюджете города на соответствующий финансовый год, иные решения Томской городской Думы, регулирующие бюджетные правоотношения, а также постановления и распоряжения Мэра города Томска, изданные в пределах его полномочий.
В случае, если решение Томской городской Думы о бюджете на соответствующий финансовый год противоречит настоящему Положению, применяются нормы настоящего Положения.
В случае противоречия между настоящим Положением и иными решениями Томской городской Думы, регулирующими бюджетные правоотношения, а также противоречий между настоящим Положением и правовыми актами Мэра города Томска применяются нормы настоящего Положения.
1.4. Целевые бюджетные фонды
Целевые бюджетные фонды - это предусматриваемые в бюджете города Томска обособленные фонды денежных средств, образуемые по решению Томской городской Думы. Средства целевых бюджетных фондов используются в соответствии с назначением целевых бюджетных фондов, определенным в Положениях о них.
Сметы доходов и расходов целевых бюджетных фондов утверждаются Томской городской Думой отдельно по каждому фонду как приложения к решению о бюджете города Томска на очередной финансовый год.
1.5. Резервные фонды
В расходной части бюджета предусматривается создание резервных фондов Администрации города Томска:
фонд непредвиденных расходов;
фонд предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Размеры резервных фондов утверждаются Положениями "О фонде непредвиденных расходов" и "О фонде предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" , утверждаемыми решениями Томской городской Думы.
По-видимому, в предыдущем абзаце имеется в виду Положение о фонде чрезвычайных ситуаций Администрации города Томска (резервном фонде), утвержденное решением Томской городской Думы от 18 апреля 2002 г. N 140
Средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году.
Порядок расходования средств резервных фондов Администрации города Томска устанавливается Положениями, утверждаемыми решениями Томской городской Думы.
1.6. Бюджетная классификация
Основы классификации доходов и расходов городского бюджета, а также источников финансирования дефицита городского бюджета определяются бюджетным законодательством 35841 Российской Федерации.
Томская городская Дума может осуществлять дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации Российской Федерации в части целевых статей и видов расходов, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации Российской Федерации. При утверждении решения о бюджете на очередной финансовый год Томская городская Дума может производить соответствующие изменения детализации объектов бюджетной классификации.
В случае внесения изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О бюджетной классификации", приказы Министерства финансов Российской Федерации, департамент финансов Администрации города Томска осуществляет соответствующие изменения детализации объектов бюджетной классификации. После чего Томская городская Дума вносит соответствующие изменения в решение Томской городской Думы о городском бюджете на соответствующий финансовый год.
При утверждении Томской городской Думой целевых программ, подлежащих финансированию (софинансированию) за счет средств бюджета города Томска, одновременно утверждается соответствующая детализация объектов бюджетной классификации.
II. Доходы городского бюджета
2.1. Понятие доходов городского бюджета
Под доходами городского бюджета применительно к настоящему Положению понимаются денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов местного самоуправления города Томска.
2.2. Состав доходов городского бюджета
Доходы городского бюджета образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.
В городской бюджет поступают средства на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых из бюджетов других уровней органам местного самоуправления, средства на финансирование реализации органами местного самоуправления федеральных законов и законов Томской области, средства на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов муниципального образования "город Томска", безвозмездные перечисления по взаимным расчетам из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации, связанные с изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве, передачей полномочий по финансированию расходов или передачей доходов, происшедшими после утверждения решения о городском бюджете и не учтенными решением о городском бюджете.
2.3. Виды доходов городского бюджета
К налоговым доходам городского бюджета относятся:
- собственные налоговые доходы местных бюджетов от местных налогов и сборов, определенные налоговым законодательством Российской Федерации;
- отчисления от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов, передаваемые в установленном порядке городскому бюджету Российской Федерацией и Томской областью;
- государственная пошлина, за исключением государственной пошлины, зачисляемой в доходы федерального бюджета.
К неналоговым доходам относятся:
- доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности;
- часть доходов от продажи государственного имущества, определяемая в соответствии с действующим законодательством;
- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного городу Томску, и иные суммы принудительного изъятия;
- штрафы, взимаемые органами или должностными лицами, находящимися на территории города Томска, если зачисление конкретного штрафа в бюджет другого уровня не предусмотрено действующими законодательными актами Российской Федерации;
- иные неналоговые доходы.
Финансовая помощь от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации в форме дотаций, субвенций и субсидий либо иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств подлежит учету в доходах бюджета города Томска.
В доходы бюджета города Томска могут зачисляться безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, а также безвозмездные перечисления по взаимным расчетам.
Доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления города Томска, после уплаты налогов (доходы муниципального бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход) в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах городского бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг в соответствии с действующим законодательством.
2.4. Зачисление доходов в городской бюджет
Все доходы городского бюджета подлежат зачислению на единый счет городского бюджета в полном объеме.
Налоговые доходы городского бюджета считаются уплаченными в бюджет с момента, определяемого налоговым законодательством Российской Федерации.
Неналоговые доходы и иные поступления считаются уплаченными в городской бюджет с момента списания денежных средств со счета плательщика в кредитной организации.
Денежные средства считаются зачисленными в доход городского бюджета с момента совершения территориальным органом Банка России операции по зачислению (учету) денежных средств на единый счет бюджета, открытый департаментом финансов Администрации города Томска.
2.5. Решения Томской городской Думы
о местных налогах и сборах
Местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются решениями Томской городской Думы о налогах и сборах в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Решения Томской городской Думы о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу или сбору.
Решения Томской городской Думы, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1-го января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.
Решения Томской городской Думы о внесении изменений и дополнений в нормативные акты о местных налогах и сборах, вступающие в силу с начала очередного финансового года, должны быть приняты до утверждения решения о городском бюджете на очередной финансовый год.
Внесение изменений и дополнений в нормативные акты о местных налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускается только в случае внесения соответствующих изменений и дополнений в решение Томской городской Думы о бюджете города Томска на текущий финансовый год.
Решения Томской городской Думы о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положения налогоплательщиков и плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Решения Томской городской Думы о налогах и сборах, отменяющие налоги (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если решения Томской городской Думы прямо предусматривают это.
III. Расходы городского бюджета
3.1. Формирование расходов бюджета города Томска
Объем расходов, предусмотренных решением Томской городской Думы о городском бюджете на очередной финансовый год, должен соответствовать суммарному объему доходов городского бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
Доходы городского бюджета и поступления из источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами городского бюджета, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством.
3.2. Виды расходов городского бюджета
Расходы бюджета города Томска в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие расходы, капитальные расходы и расходы на предоставление бюджетных кредитов (бюджетных ссуд) за вычетом погашения. В составе капитальных расходов городского бюджета может быть сформирован бюджет развития.
3.3. Формы расходов городского бюджета
Расходы городского бюджета могут осуществляться в следующих формах:
ассигнований на содержание бюджетных учреждений, находящихся в ведении органов местного самоуправления города Томска;
средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по муниципальным контрактам;
трансфертов населению, включающих в себя:
ассигнования на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных законодательством Российской Федерации, Томской области, праовыми актами представительных органов местного самоуправления города Томска;
ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления города Томска;
ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;
бюджетных кредитов юридическим лицам (в том числе налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств);
субвенций и субсидий;
инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых с участием муниципального образования "город Томск" юридических лиц;
бюджетных ссуд, дотаций, субвенций и субсидий бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации, государственным внебюджетным фондам;
средств на обслуживание долговых обязательств, в том числе муниципальных гарантий.
Порядок осуществления отдельных видов расходов городского бюджета определяется действующим бюджетным законодательством Российской Федерации.
3.4. Расходование бюджетных средств
бюджетными учреждениями
Под бюджетными учреждениями города Томска применительно к настоящему Положению понимаются муниципальные учреждения, созданные органами местного самоуправления города Томска для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которых финансируется из городского бюджета на основе сметы доходов и расходов, а равно иные организации города, имеющие на праве оперативного управления муниципальное имущество города Томска, в том числе органы местного самоуправления города Томска, имеющие статус юридического лица.
Бюджетные учреждения расходуют бюджетные средства исключительно на цели, предусмотренные Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается.
Все закупки товаров, работ и услуг, в том числе разовые закупки, осуществляемые бюджетными учреждениями города на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда, производятся исключительно на основе муниципальных контрактов, заключаемых на конкурсной основе.
3.5. Особенности финансирования
некоторых видов расходов
В решении Томской городской Думы о городском бюджете на соответствующий финансовый год могут определяться обязательные для исполнения получателем бюджетных средств условия финансирования конкретных расходов, предусмотренных решением о городском бюджете.
Если получатель бюджетных средств не выполняет условий, определенных решением о городском бюджете, руководитель департамента финансов Администрации города Томска на любом этапе исполнения городского бюджета обязан осуществить блокировку расходов, связанных с выполнением определенных условий, впредь до выполнения указанных условий.
В случае, если решение о городском бюджете г.Томска не вступило в силу с начала финансового года, орган, исполняющий городской бюджет, правомочен осуществлять расходование бюджетных средств в размере не более 1/4 ассигнований предыдущего года в расчете на квартал (не более 1/12 в расчете на месяц) по соответствующим разделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
3.6. Финансирование расходов, не предусмотренных
решением о городском бюджете на текущий финансовый год
Финансирование новых видов расходов городского бюджета или увеличение финансирования существующих видов расходов может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии их включения в решение о городском бюджете либо в текущем году после внесения соответствующих изменений в решение о городском бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении расходов по отдельным статьям городского бюджета.
При определении источников финансирования новых видов расходов городского бюджета исключается увеличение дефицита бюджета.
В решении Томской городской Думы о городском бюджете на очередной финансовый год (в виде приложения) указывается перечень нормативных правовых актов (статей, отдельных пунктов статей, подпунктов, абзацев), действие которых отменяется или приостанавливается на очередной финансовый год в связи с тем, что городским бюджетом не предусмотрены средства на их реализацию. В случае, если расходы на реализацию нормативного правового акта частично (не в полной мере) обеспечены источниками финансирования, в решении Томской городской Думы о городском бюджете указывается, в какой части не предусмотрено финансирование нормативного правового акта.
3.7. Расходы, финансируемые исключительно
из городского бюджета
Перечень расходов, финансируемых исключительно из городского бюджета, определяется Бюджетным кодексом Российской Федерации.
IV. Сбалансированность городского бюджета
4.1. Дефицит городского бюджета
Размер дефицита городского бюджета, утвержденный решением Томской городской Думы о городском бюджете на соответствующий год, не может превышать 10 процентов объема доходов городского бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней. В случае утверждения решением Томской городской Думы о городском бюджете на соответствующий год размера поступлений от продажи имущества предельный размер дефицита городского бюджета может превышать ограничение, предусмотренное частью первой настоящего пункта, но не более чем на величину поступлений от продажи имущества.
При утверждении бюджета города Томска с дефицитом решением Томской городской Думы о городском бюджете на соответствующий финансовый год в обязательном порядке утверждаются источники финансирования дефицита городского бюджета.
При утверждении бюджета города Томска без дефицита решением Томской городской Думы о городском бюджете на соответствующий финансовый год может быть предусмотрено привлечение средств из источников финансирования дефицита бюджета для финансирования расходов городского бюджета в пределах расходов на погашение муниципального долга города Томска.
4.2. Источники финансирования дефицита
городского бюджета
Источниками финансирования дефицита городского бюджета являются внутренние источники в следующих формах:
- муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования "Город Томск";
- кредиты, полученные от кредитных организаций;
- бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов Российской Федерации и Томской области;
- поступления от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности;
- изменение остатков средств городского бюджета на счете по учету средств городского бюджета;
- иные источники в соответствии с действующим законодательством.
4.3. Муниципальный долг города Томска
Муниципальный долг - совокупность долговых обязательств муниципального образования "Город Томск".
Долговые обязательства города Томска могут существовать в форме:
- кредитных соглашений и договоров;
- займов, осуществляемых путем выпуска муниципальных ценных бумаг;
- договоров и соглашений о получении городом Томском бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов Российской Федерации и Томской области;
- договоров о предоставлении муниципальных гарантий.
Долговые обязательства города Томска не могут существовать в иных формах, за исключением перечисленных.
Долговые обязательства города Томска погашаются в сроки, которые определяются условиями заимствований, и не могут превышать 10 лет.
Управление муниципальным долгом города Томска осуществляет департамент финансов Администрации города Томска.
4.4. Предельный объем муниципального долга
Решением Томской городской Думы о городском бюджете на очередной финансовый год должен быть установлен верхний предел муниципального долга, с указанием в том числе предельного объема обязательств по муниципальным гарантиям. В решении Томской городской Думы о городском бюджете на очередной финансовый год должен быть установлен перечень муниципальных гарантий, составляющих более 0,01 процента расходов городского бюджета.
4.5. Программа муниципальных внутренних заимствований
При составлении проекта решения Томской городской Думы о городском бюджете на соответствующий финансовый год департамент финансов Администрации города в качестве приложения к указанному решению разрабатывает программу муниципальных внутренних заимствований. Требования к содержанию программы муниципальных внутренних заимствований определяются Бюджетным кодексом Российской Федерации.
4.6. Обслуживание и погашение муниципального долга
Осуществление муниципальных заимствований, а также предоставление муниципальных гарантий иным заемщикам допускаются только в случае утверждения решением Томской городской Думы о городском бюджете на текущий финансовый год следующих параметров:
привлечения средств из источников финансирования дефицита городского бюджета;
предельного размера муниципального долга;
расходов на обслуживание муниципального долга в текущем финансовом году. При этом предельный объем расходов на обслуживание муниципального долга, утвержденный решением Томской городской Думы о городском бюджете, не должен превышать размера, предусмотренного действующим бюджетным законодательством Российской Федерации.
Муниципальные внутренние заимствования и выдача муниципальных гарантий осуществляются департаментом финансов Администрации города Томска в соответствии с решениями Томской городской Думы на основании постановлений Мэра города Томска.
4.7. Эмиссия муниципальных ценных бумаг
Решение об проведении муниципального займа, осуществляемого путем эмиссии муниципальных ценных бумаг, принимается Мэром города Томска в соответствии с решением Томской городской Думы о городском бюджете на соответствующий финансовый год, в том числе Программой внутренних заимствований муниципального образования "город Томск" на указанный год. Требования к эмиссии муниципальных ценных бумаг определяются Бюджетным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг", а также решениями Томской городской Думы, регламентирующими выпуск муниципальных ценных бумаг.
4.8. Заимствования муниципальных унитарных предприятий
и бюджетных учреждений у третьих лиц
Бюджетные учреждения не имеют права получать кредиты у кредитных организаций и других юридических и физических лиц, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законодательными актами.
Муниципальные унитарные предприятия в обязательном порядке регистрируют свои заимствования у третьих лиц в департаменте финансов Администрации города Томска.
Департамент финансов Администрации города Томска ведет реестр задолженности муниципальных унитарных предприятий.
4.9. Муниципальная долговая книга
Департамент финансов Администрации города Томска является органом, осуществляющим ведение муниципальной долговой книги.
Форма, по которой ведется муниципальная долговая книга, а также перечень информации, вносимой в нее, утверждается решением Томской городской Думы.
Департамент финансов Администрации города Томска передает информацию, содержащуюся в муниципальной долговой книге, органу, осуществляющему ведение государственной долговой книги Томской области, в сроки, согласованные с этим органом.
4.10. Межбюджетные отношения
При принятии органами государственной власти Российской Федерации или Томской области решений, влекущих снижение доходов или увеличение расходов бюджета города Томска, указанные правовые акты должны определить источники компенсации городскому бюджету выпадающих доходов и дополнительных расходов.
Органы местного самоуправления города Томска вправе принять к исполнению правовые акты органов государственной власти Российской Федерации и Томской области только в части средств, переданных в качестве компенсации.
Правовые акты органов государственной власти Российской Федерации и Томской области, предусматривающие неполную компенсацию расходов городского бюджета или не предусматривающие такой компенсации, не подлежат исполнению в непрофинансированной части, как противоречащие Конституции Российской Федерации.
V. Бюджетный процесс в городе Томске
5.1. Органы местного самоуправления города Томска,
обладающие бюджетными полномочиями
В систему органов местного самоуправления, обладающих бюджетными полномочиями на территории города Томска, входят:
- Томская городская Дума;
- Счетная палата Томской городской Думы;
- Мэр города Томска;
- Администрация города Томска;
- департамент финансов Администрации города Томска;
- главные распорядители и распорядители средств городского бюджета, являющиеся структурными подразделениями Администрации города Томска.
Перечень главных распорядителей и распорядителей средств городского бюджета определяется Мэром города Томска.
5.2. Участники бюджетного процесса в городе Томске
Участниками бюджетного процесса в городе Томске являются:
- Томская городская Дума;
- Счетная палата Томской городской Думы;
- Мэр города Томска;
- Администрация города Томска;
- департамент финансов Администрации города Томска;
- Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Томску;
- главные распорядители и распорядители средств городского бюджета;
- получатели средств городского бюджета;
- ГРКЦ ГУ ЦБ РФ по Томской области и иные кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами городского бюджета;
- иные органы, на которые законодательством Российской Федерации, Томской области возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.
5.3. Полномочия Томской городской Думы
как участника бюджетного процесса
Томская городская Дума:
- представляет интересы муниципального образования при формировании межбюджетных отношений в Томской области;
- рассматривает и утверждает бюджет города Томска на текущий финансовый год;
- утверждает отчет об исполнении бюджета города;
- в соответствии с действующим бюджетным законодательством Российской Федерации определяет основы бюджетного процесса в городе Томске;
- осуществляет контроль за исполнением городского бюджета;
- определяет состав и компетенцию Счетной палаты Томской городской Думы;
- принимает решения по установлению, изменению и отмене местных налогов и сборов;
- определяет порядок направления в городской бюджет доходов от использования и приватизации муниципальной собственности;
- определяет порядок предоставления налоговых кредитов, инвестиционных налоговых кредитов за счет средств городского бюджета, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и сборов, а также неналоговых платежей в городской бюджет;
- осуществляет иные функции в соответствии с действующим бюджетным законодательством Российской Федерации и Уставом города Томска.
5.4. Полномочия Счетной палаты Томской городской Думы
как участника бюджетного процесса
Счетная палата Томской городской Думы:
осуществляет контроль за исполнением бюджета города Томска;
проводит экспертизу проектов решений Томской городской Думы о бюджете города на соответствующий финансовый год, о местных налогах и сборах, проектов иных решений и правовых актов других органов местного самоуправления, регулирующих бюджетные правоотношения;
осуществляет контроль за состоянием муниципального внутреннего и внешнего долга и использованием кредитных ресурсов;
осуществляет контроль за использованием средств городских бюджетных фондов;
осуществляет контроль за поступлением в городской бюджет средств от управления, распоряжения и продажи муниципальной собственности города Томска;
информирует Томскую городскую Думу и Мэра города Томска о результатах проведенных контрольных проверок и ревизий;
для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного ущерба, привлечению к ответственности должностных лиц и применению мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства в установленном порядке направляет органам местного самоуправления города Томска, руководителям проверяемых организаций представления или предписания;
при выявлении фактов нецелевого использования бюджетных средств направляет сведения об имеющихся нарушениях в Департамент финансов Администрации города Томска для принятия (или непринятия) руководителем департамента решения о блокировке расходов бюджета или иных мерах воздействия на любом этапе его исполнения;
осуществляет иные полномочия в соответствии с Положением о Счетной палате Томской городской Думы, утверждаемым решением Томской городской Думы.
Счетная палата имеет право запрашивать (требовать) от главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств предоставления отчетов об использовании средств бюджета города Томска и иной информации, связанной с составлением и исполнением городского бюджета.
5.5. Полномочия Мэра города Томска
как участника бюджетного процесса
Мэр города Томска:
- представляет интересы муниципального образования при формировании межбюджетных отношений в Томской области;
- вносит на рассмотрение в Томскую городскую Думу проект решения о городском бюджете, отчет об исполнении городского бюджета;
- организует исполнение городского бюджета на соответствующий финансовый год;
- принимает решения об эмиссии муниципальных ценных бумаг в соответствии с положением, утверждаемым решением Томской городской Думы, и решением Томской городской Думы о бюджете на соответствующий финансовый год;
- утверждает перечень главных распорядителей, распорядителей и получателей средств городского бюджета;
- организует осуществление финансового контроля;
- осуществляет иные функции в соответствии с Уставом города Томска, решениями Томской городской Думы и настоящим Положением.
Решением Томской городской Думы от 20 апреля 2004 г. N 642 в пункт 5.6 настоящего Положения внесены изменения
5.6. Полномочия департамента финансов Администрации города Томска
как участника бюджетного процесса
Департамент финансов Администрации города Томска:
- составляет проект бюджета города на соответствующий финансовый год на основании прогноза социально-экономического развития города Томска с учетом необходимости достижения минимальных государственных социальных стандартов на основе нормативов финансовых затрат на предоставление муниципальных услуг, а также в соответствии с другими нормами (нормативами), установленными законодательством Российской Федерации, Томской области, правовыми актами органов местного самоуправления города Томска;
- составляет основные направления бюджетной и налоговой политики города Томска на соответствующий финансовый год;
- исполняет бюджет города Томска в соответствии с решением о городском бюджете, иными решениями Томской городской Думы и правовыми актами Мэра г. Томска;
- осуществляет финансовый контроль за операциями со средствами городского бюджета всех участников бюджетного процесса;
- осуществляет функции муниципального казначейства;
- утверждает лимиты бюджетных обязательств для главных распорядителей, распорядителей и получателей средств городского бюджета;
- осуществляет открытие и закрытие счетов городского бюджета;
- от имени муниципального образования осуществляет операции с единым счетом городского бюджета;
- по поручению Мэра выступает стороной в договорах о предоставлении средств городского бюджета на возвратной основе, а также о предоставлении муниципальных гарантий от имени города Томска;
- разрабатывает программу внутренних муниципальных заимствований;
- ведет муниципальную долговую книгу;
- осуществляет методическое руководство по вопросам составления и исполнения городского бюджета, в том числе издает приказы об утверждении инструкций;
- обладает правом запрашивать (или требовать) от главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств предоставления отчетов об использовании средств бюджета города Томска и иной информации, связанной с составлением и исполнением городского бюджета;
- составляет сводную бюджетную роспись города Томска;
- перемещает бюджетные ассигнования, выделенные главному распорядителю бюджетных средств, между разделами, подразделами, целевыми статьями и видами расходов функциональной классификации расходов бюджетов РФ в пределах 10 процентов бюджетных ассигнований, выделенных главному распорядителю бюджетных средств;
- принимает решения о предоставлении отсрочек, рассрочек по уплате обязательных платежей в бюджет города Томска, а также о предоставлении налоговых кредитов и инвестиционных налоговых кредитов за счет средств, подлежащих перечислению в городской бюджет в соответствии с положением, утверждаемым решением Томской городской Думы;
- на основании постановлений Мэра г. Томска принимает решение о привлечении кредитов от имени муниципального образования;
- от имени муниципального образования "город Томск" выступает стороной в договорах о предоставлении отсрочек, рассрочек, налоговых кредитов и инвестиционных налоговых кредитов, а также в иных договорах в пределах своей компетенции;
- организует бюджетный учет, составляет отчеты об исполнении бюджета города Томска;
- представляет отчет об исполнении бюджета города Томска в департамент финансов Администрации Томской области;
- осуществляет управление муниципальным долгом;
- в соответствии со своей компетенцией представляет муниципальное образование "Город Томск" в судах по делам, связанным с использованием бюджетных средств;
- осуществляет предварительный, текущий и последующий финансовый контроль за использованием средств городского бюджета;
- применяет меры принуждения за нарушение бюджетного законодательства в установленном порядке;
- осуществляет иные функции и полномочия в соответствии с федеральным законодательством, настоящим Положением, иными решениями Томской городской Думы и Мэра города Томска.
Решением Томской городской Думы от 20 апреля 2004 г. N 642 в пункт 5.7 настоящего Положения внесены изменения
5.7. Полномочия руководителя департамента финансов
Администрации города Томска по перемещению
ассигнований и блокировке расходов
Руководитель департамента финансов Администрации города Томска имеет право сократить лимиты бюджетных обязательств, если бюджетные ассигнования в соответствии с решением Томской городской Думы о городском бюджете выделялись при условии выполнения главным распорядителем, распорядителем и получателем бюджетных средств определенных требований, а к моменту составления лимитов бюджетных обязательств эти требования оказались невыполненными.
Руководитель департамента финансов Администрации города Томска имеет право отменить решение о блокировке расходов по ходатайству соответствующего главного распорядителя, распорядителя или получателя бюджетных средств только после выполнения последним условий, невыполнение которых повлекло за собой блокировку расходов.
Руководитель департамента финансов Администрации города Томска осуществляет блокировку расходов при выявлении фактов нецелевого использования бюджетных средств, в т.ч. по представлениям Счетной палаты на основании актов проверок.
5.8. Полномочия ГРКЦ ГУ ЦБ РФ по Томской области
как участника бюджетного процесса
ГРКЦ ГУ ЦБ РФ по Томской области на основании заключаемых с ним договоров осуществляет обслуживание единого счета городского бюджета. В случае, если по причинам отсутствия возможности ГРКЦ ГУ ЦБ РФ по Томской области отказывается от заключения или продления договора на расчетно-кассовое обслуживание единого счета городского бюджета, такой договор может быть заключен на конкурсной основе с иной кредитной организацией.
Решением Томской городской Думы от 20 апреля 2004 г. N 642 в пункт 5.9 настоящего Положения внесены изменения
5.9. Полномочия главных распорядителей бюджетных средств как
участников бюджетного процесса
Главные распорядители бюджетных средств - органы местного самоуправления города Томска, бюджетные учреждения, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенные ведомственной классификацией расходов городского бюджета.
Главные распорядители бюджетных средств:
- составляют бюджетную роспись, распределяют лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняют соответствующую часть городского бюджета;
- определяют задания по предоставлению муниципальных услуг для подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств с учетом нормативов финансовых затрат;
- утверждают сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений;
- имеют право на основании мотивированного представления бюджетного учреждения вносить изменения в утвержденную смету доходов и расходов бюджетного учреждения в части распределения средств между ее статьями с уведомлением департамента финансов Администрации города Томска, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации;
- осуществляют контроль получателей бюджетных средств в части обеспечения целевого использования бюджетных средств, своевременного их возврата, предоставления отчетности, выполнения заданий по предоставлению муниципальных услуг;
- осуществляют контроль за использованием бюджетных средств распорядителями бюджетных средств, бюджетными учреждениями и другими получателями бюджетных средств, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, которым передана на праве хозяйственного ведения или в оперативное управление собственность муниципального образования "город Томск".
- составляют и представляют органу, ответственному за контроль исполнения соответствующего бюджета, сводный отчет об исполнении бюджета по выделенным средствам, сводную смету доходов и расходов, а также отчет о выполнении задания по предоставлению муниципальных услуг;
- имеют право перемещать бюджетные ассигнования между получателями бюджетных средств в объеме не более 5 процентов бюджетных ассигнований, доведенных до получателя бюджетных средств;
- имеют право в пределах своей компетенции перемещать бюджетные ассигнования между получателями бюджетных средств в объеме не более 5 процентов бюджетных ассигнований, доведенных до получателя бюджетных средств;
- в соответствии со своей компетенцией представляют муниципальное образование "Город Томск" в судах по делам, вытекающим из правоотношений, связанных с использованием средств бюджета города Томска;
- осуществляют иные функции в соответствии с федеральным и областным законодательством, настоящим Положением, решениями Томской городской Думы, постановлениями и распоряжениями Мэра города Томска.
Решением Томской городской Думы от 20 апреля 2004 г. N 642 в пункт 5.10 настоящего Положения внесены изменения
5.10. Полномочия распорядителей бюджетных средств как участников
бюджетного процесса
Распорядители бюджетных средств - органы местного самоуправления города Томска, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств.
Распорядители бюджетных средств:
- составляют бюджетную роспись, распределяют лимиты бюджетных обязательств по подведомственным получателям бюджетных средств и исполняют соответствующую часть городского бюджета;
- определяют задания по предоставлению муниципальных услуг для подведомственных получателей бюджетных средств;
- утверждают сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений;
- осуществляют контроль за целевым использованием бюджетных средств, своевременностью предоставления отчетности, выполнением заданий по предоставлению муниципальных услуг подведомственными получателями бюджетных средств;
- имеют право перемещать бюджетные ассигнования между получателями бюджетных средств в объеме не более 5 процентов бюджетных ассигнований, доведенных до получателя бюджетных средств;
- имеют право в пределах своей компетенции перемещать бюджетные ассигнования между получателями бюджетных средств в объеме не более 5 процентов бюджетных ассигнований, доведенных до получателя бюджетных средств;
- в соответствии со своей компетенцией представляют муниципальное образование "Город Томск" в судах по делам, вытекающим из правоотношений, связанных с использованием средств бюджета города Томска;
- осуществляют иные функции в соответствии с федеральным и областным законодательством, настоящим Положением, решениями Томской городской Думы, постановлениями и распоряжениями Мэра города Томска.
5.11. Составление проекта городского бюджета
Составлению проекта городского бюджета предшествует разработка Администрацией города Томска прогноза социально - экономического развития города Томска.
Составление проекта городского бюджета основывается на:
- бюджетном послании Президента Российской Федерации;
- прогнозе социально - экономического развития города Томска на очередной финансовый год;
- основных направлениях бюджетной и налоговой политики Российской Федерации, Томской области и города Томска на очередной финансовый год;
- прогнозе сводного финансового баланса по городу Томску на очередной финансовый год;
- плане развития муниципального сектора экономики города Томска на очередной финансовый год.
В части доходов бюджет города Томска составляется по группам, подгруппам, статьям классификации доходов бюджетов Российской Федерации. В части расходов бюджет города Томска составляется по функциональной, ведомственной и экономической классификациями расходов бюджетов Российской Федерации.
Порядок и сроки составления проекта городского бюджета, а также порядок, сроки и перечень органов Администрации города Томска, ответственных за подготовку документов, представляемых одновременно с проектом решения о бюджете города Томска, определяются Мэром города Томска.
5.12. План развития муниципального сектора экономики
города Томска на очередной финансовый год
План развития муниципального сектора экономики города Томска на очередной финансовый год включает:
- перечень и сводный план финансово - хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий;
- программу приватизации муниципального имущества и приобретения имущества в муниципальную собственность;
- сведения о предельной штатной численности муниципальных служащих по главным распорядителям бюджетных средств - сводный план предоставления муниципальных услуг бюджетными учреждениями.
5.13. Долгосрочные целевые программы
Под долгосрочной целевой программой, применительно к настоящему Положению понимается целевая программа расходования средств, в т.ч. городского бюджета, принимаемая решением Томской городской Думы, предполагаемый срок реализации которой выходит за пределы одного финансового года.
Долгосрочные целевые программы, предлагаемые к финансированию (софинансированию) за счет средств городского бюджета, должны содержать:
- технико-экономическое обоснование;
- прогноз ожидаемых социально - экономических (экологических) результатов реализации указанных программ;
- наименование заказчика указанных программ;
- сведения о распределении объемов и источников финансирования по годам;
- другие документы и материалы, необходимые для их утверждения.
5.14. Проект решения Томской городской Думы о городском бюджете
В проекте решения Томской городской Думы о городском бюджете на очередной финансовый год должны содержаться:
- общий объем доходов бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов Российской Федерации;
- нормативы отчислений в городской бюджет средств из бюджетов Российской Федерации и Томской области;
- расходы бюджета по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации;
- общий объем капитальных и текущих расходов городского бюджета, расходов на предоставление бюджетных кредитов (бюджетных ссуд) за вычетом погашения;
- доходы и расходы целевых бюджетных фондов;
- лимиты предоставления налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в городской бюджет на срок, превышающий пределы очередного финансового года;
- распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям и распорядителям бюджетных средств в соответствии с ведомственной структурой расходов городского бюджета по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов с расшифровкой видов расходов по экономической классификации;
- дефицит городского бюджета и источники его финансирования;
- верхний предел муниципального долга по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом;
- структура муниципального долга и программа внутренних муниципальных заимствований;
- адресная инвестиционная программа капитальных вложений на очередной финансовый год;
- перечень объектов, подлежащих капитальному ремонту, на очередной финансовый год;
- перечень целевых программ, утвержденных Томской городской Думой, подлежащих финансированию (софинансированию) из городского бюджета на текущий финансовый год;
- иные показатели, определенные действующим бюджетным законодательством.
5.15. Документы, представляемые одновременно
с проектом бюджета города Томска на очередной финансовый год
Одновременно с проектом городского бюджета на очередной финансовый год Администрацией города Томска в Томскую городскую Думу представляются:
- основные направления бюджетной и налоговой политики города Томска на предстоящий финансовый год;
- прогноз социально-экономического развития города на предстоящий финансовый год;
- план развития муниципального сектора экономики, в том числе программа приватизации муниципального имущества;
- оценка потерь городского бюджета от предоставленных налоговых льгот;
- оценка ожидаемого исполнения городского бюджета за текущий финансовый год;
- предложения по изменению в налоговой системе города, целевым налоговым льготам и инвестиционным налоговым кредитам;
- другие документы и материалы, предусмотренные действующим бюджетным законодательством.
5.16. Внесение проекта бюджета города Томска на
рассмотрение Томской городской Думы
За 2 месяца до начала соответствующего финансового года Мэр города направляет в Томскую городскую Думу проект решения о бюджете города на предстоящий финансовый год, а также все документы, которые необходимо представить в соответствии с пунктом 5.14. настоящего Положения одновременно с проектом решения Томской городской Думы о городском бюджете. Указанный срок автоматически продлевается на указанный период времени, если к этому моменту не принят закон Томской области об областном бюджете на предстоящий финансовый год.
5.17. Рассмотрение проекта городского бюджета
Рассмотрение проекта городского бюджета в Томской городской Думе начинается с его изучения Счетной палатой, а также на комиссиях и комитетах Томской городской Думы в порядке и в сроки, определенные настоящим Положением.
Счетная палата Томской городской Думы, а также комитеты и комиссии Томской городской Думы в течение двух недель с момента получения проекта решения Томской городской Думы о городском бюджете на очередной финансовый год рассматривают данный проект решения и выносят соответствующие заключения. После получения всех заключений бюджетно-налоговый комитет в течение двух недель готовит сводное заключение и окончательный проект решения Томской городской Думы о городском бюджете.
Предложения и поправки депутатов Томской городской Думы, вносимые в проект бюджета города, должны быть сбалансированными, то есть предусматривать одновременное согласованное изменение доходов и расходов городского бюджета либо перераспределение расходов городского бюджета.
Томская городская Дума рассматривает проект городского бюджета в двух чтениях.
Первое чтение проекта городского бюджета проводится не позднее, чем за один месяц до начала нового финансового года.
При первом чтении проекта городского бюджета перед обсуждением слово для доклада предоставляется Мэру города (его представителю).
Томская городская Дума по итогам слушаний принимает проект городского бюджета за основу либо отклоняет его.
В случае отклонения проекта городского бюджета на предстоящий финансовый год, Томская городская Дума принимает одно из следующих решений:
- о создании на паритетных началах согласительной комиссии из представителей Томской городской Думы и Администрации города для корректировки проекта бюджета города Томска исходя из заключения Счетной палаты и замечаний и предложений, высказанных на собрании Томской городской Думы;
- о возвращении проекта городского бюджета Администрации города.
В случае принятия решения Томской городской Думой о создании согласительной комиссии, согласительная комиссия в течение последующих 10 дней разрабатывает согласованный проект бюджета города Томска и представляет его на очередное заседание Томской городской Думы для рассмотрения его в первом чтении. В случае, если комиссией не будет представлен согласованный проект городского бюджета, первоначальный проект городского бюджета считается возвращенным в Администрацию города Томска с момента окончания работы согласительной комиссии.
В случае принятия решения Томской городской Думой о возвращении проекта городского бюджета Администрации города Томска, Администрация города в течение последующих 10 дней представляет в Томскую городскую Думу для рассмотрения в первом чтении новый проект решения Томской городской Думы с учетом рекомендаций, изложенных в заключении бюджетно-налогового комитета, а также замечаний и предложений, высказанных в ходе обсуждения на собрании Томской городской Думы. Возвращение указанного проекта может осуществляться не более одного раза.
В случае принятия проекта городского бюджета за основу, Томская городская Дума утверждает следующие основные характеристики бюджета города Томска:
- общий объем доходов бюджета города Томска;
- общий объем капитальных и текущих расходов, расходов на предоставление бюджетных кредитов (бюджетных ссуд) за вычетом погашения;
- размер дефицита городского бюджета и источники его финансирования;
- верхний предел муниципального долга.
В случае принятия основных характеристик, проект бюджета города Томска считается принятым в первом чтении.
После принятия бюджета в первом чтении и до его вынесения во второе чтение могут проводиться открытые общественные слушания.
Во втором чтении проект городского бюджета должен быть внесен на постатейное обсуждение не позднее чем за 15 дней до начала очередного финансового года.
Если проект городского бюджета принят в первом чтении, то перед постатейным обсуждением его во втором чтении председательствующий ставит на голосование принятие доработанного проекта с учетом замечаний проекта городского бюджета "за основу".
Постатейное обсуждение проекта городского бюджета во втором чтении состоит из доклада Мэра города (либо его представителя) о работе с поступившими предложениями, замечаниями, поправками, обоснованием их включения в проект или отклонения, выступлений депутатов Томской городской Думы.
Обсуждение доходной и расходной частей проекта городского бюджета проводится отдельно по группам, подгруппам и статьям классификации доходов и по разделам, подразделам, целевым статьям и видам в соответствии с бюджетной классификацией расходов.
В случае отклонения предложений, замечаний, поправок в проекте городского бюджета, Администрация города обязана в семидневный срок внести корректировки в рамках основных характеристик городского бюджета с обязательным предоставлением информации об этом в Томскую городскую Думу.
При постатейном обсуждении проекта городского бюджета на собрании Томской городской Думы председательствующий ставит на голосование все поправки депутатов и Мэра города, как учтенные, так и неучтенные, если автор поправок не заявит иного.
После постатейного обсуждения проекта городского бюджета на собрании Томской городской Думы, проведения проверки на наличие возможных противоречий, проект решения Томской городской Думы о городском бюджете представляется Администрацией города в Томскую городскую Думу для принятия в целом.
5.18. Порядок принятия решений Томской городской Думы по бюджетным
вопросам
Решения Томской городской Думы об утверждении городского бюджета на очередной финансовый год, внесении изменений и дополнений в городской бюджет, утверждение отчета об исполнении бюджета принимаются не менее чем 2/3 голосов от установленного числа депутатов.
5.19. Исполнение городского бюджета
В городе Томске устанавлено# казначейское исполнение городского бюджета. Организация исполнения и исполнение городского бюджета, управление счетами бюджета и бюджетными средствами, регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств, совершение разрешительной надписи на право осуществления расходов в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств возлагается на департамент финансов Администрации города Томска. Департамент финансов Администрации города Томска является кассиром всех главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляет платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению получателей бюджетных средств.
На департамент финансов Администрации города Томска, в структуре которого функционирует муниципальное казначейство, возлагается функция по ведению лицевых счетов всех получателей бюджетных средств, осуществляемая в порядке, определяемом Мэром города Томска. Расходование бюджетных средств осуществляется только через лицевые счета главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств.
Исполнение городского бюджета осуществляется на основе отражения всех операций и средств городского бюджета в системе балансовых счетов департамента финансов Администрации города Томска.
В процессе исполнения городского бюджета запрещается осуществление операций, минуя систему балансовых счетов департамента финансов Администрации города Томска.
5.20. Счета департамента финансов Администрации города Томска
Право открытия и закрытия счетов городского бюджета, определения их режима их функционирования принадлежит департаменту финансов Администрации города Томска.
Единый счет городского бюджета (единый счет департамента финансов Администрации города Томска) открывается в Банке России на основании договора на расчетно-кассовое обслуживание. В случае отказа Банка России от заключения договора на расчетно-кассовое обслуживание бюджета города Томска, такой договор может быть заключен на конкурсной основе с иной кредитной организацией.
В целях управления средствами городского бюджета, муниципальным долгом и совершения платежей, департаменту финансов Администрации города Томска предоставлено право открывать и закрывать иные счета городского бюджета.
Открытие и закрытие счетов городского бюджета, изменение режима их функционирования без соответствующего решения департамента финансов Администрации города Томска не допускаются.
До приведения в соответствие с Бюджетным кодексом Российской Федерации законодательства Российской Федерации, регулирующего учет доходов бюджетных учреждений, открытие и закрытие внебюджетных счетов главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств осуществляется с разрешения департамента финансов Администрации города Томска.
5.21. Сводная бюджетная роспись городского бюджета
Исполнение городского бюджета осуществляется на основании сводной бюджетной росписи.
Поквартальное распределение годовых назначений по доходам городского бюджета составляется департаментом финансов исходя из установленных сроков платежей.
Бюджетная роспись (смета) составляется главным распорядителем, распорядителем (получателем) бюджетных средств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств на основе и в пределах сумм, утвержденных решением Томской городской Думы о городском бюджете на очередной финансовый год в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов Российской Федерации с поквартальной разбивкой. Бюджетные росписи (сметы) главных распорядителей, распорядителей (получателей) бюджетных средств представляются в департамент финансов Администрации города Томска в течение 10 дней после утверждения городского бюджета.
На основании бюджетных росписей (смет) главных распорядителей, распорядителей (получателей) бюджетных средств департамент финансов Администрации города Томска составляет сводную бюджетную роспись городского бюджета в течение 15 дней со дня принятия решения Томской городской Думы о городском бюджете на очередной финансовый год.
Сводная бюджетная роспись утверждается руководителем департамента финансов Администрации города Томска не позднее 17 дней после утверждения решением Томской городской Думы городского бюджета.
Утвержденная сводная бюджетная роспись городского бюджета направляется для сведения в Томскую городскую Думу и Счетную палату.
В течение финансового года в сводной бюджетной росписи отражаются все изменения бюджетных ассигнований в соответствии с решениями Томской городской Думы, постановлениями (распоряжениями) Мэра города Томска (глав администраций округов), уведомлениями департамента финансов Администрации города Томска, уведомлениями по взаимным расчетам с областным бюджетом, в том числе уточнения.
5.22. Исполнение доходов городского бюджета
Исполнение городского бюджета по доходам предусматривает:
- перечисление и зачисление доходов городского бюджета на единый счет городского бюджета;
- возврат излишне уплаченных сумм доходов на основании заключений налоговых органов и органа местного самоуправления, осуществляющего функции собственника муниципального имущества;
- учет доходов городского бюджета и отчетность о доходах городского бюджета в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.
5.23. Исполнение расходов городского бюджета
Основные этапы исполнения бюджетов по расходам
Бюджеты по расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете городского бюджета с соблюдением обязательных последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования.
Основными этапами санкционирования расходов городского бюджета являются:
- составление и утверждение бюджетной росписи;
- утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, а также утверждение смет доходов и расходов главным распорядителям, распорядителям и получателям бюджетных средств;
- утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств;
- принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;
- подтверждение денежных обязательств.
Процедура финансирования заключается в расходовании бюджетных средств.
Финансирование и кассовые расходы получателей бюджетных средств происходят непосредственно в момент осуществления платежа с единого счета городского бюджета в адрес поставщиков товаров (работ, услуг) или получения бюджетополучателями наличных денежных средств в учреждениях Банка России.
5.24. Утверждение, доведение и изменение лимитов бюджетных обязательств
Лимиты бюджетных обязательств определяются и утверждаются для главных распорядителей, распорядителей (получателей) бюджетных средств департаментом финансов на период, не превышающий 3 месяца.
Лимиты бюджетных обязательств формируются на основании сводной бюджетной росписи городского бюджета, на основе проектов распределения, утвержденных главными распорядителями, распорядителями (получателями) бюджетных средств.
Распределение лимитов бюджетных обязательств между подведомственными получателями бюджетных средств производится главным распорядителем, распорядителем бюджетных средств.
Лимиты бюджетных обязательств доводятся до главных распорядителей, распорядителей (получателей) бюджетных средств департаментом финансов, не позднее, чем за 5 дней до начала периода их действия.
Сводный реестр лимитов бюджетных обязательств представляется департаментом финансов в Счетную палату Томской городской Думы.
Изменение лимитов бюджетных обязательств производится в порядке, установленном бюджетным законодательством.
5.25. Принятие и подтверждение денежных обязательств
Получатели бюджетных средств имеют право принятия денежных обязательств по осуществлению расходов и платежей путем составления платежных и иных документов, необходимых для совершения расходов и платежей, в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств и сметы доходов и расходов.
Департамент финансов Администрации города Томска совершает расходование средств городского бюджета после проверки соответствия составленных платежных и иных документов, необходимых для совершения расходов, требованиям настоящего Положения и иных правовых актов, утвержденным сметам доходов и расходов бюджетных учреждений и доведенным лимитам бюджетных обязательств.
Перечень и формы документов, представляемых в департамент финансов Администрации города Томска для подтверждения принятых денежных обязательств, утверждаются Мэром города Томска.
Департамент финансов Администрации города Томска осуществляет процедуры выверки и подтверждения исполнения денежных обязательств и, не позднее трех дней с момента представления документов, совершает разрешительную надпись.
Объем принятых денежных обязательств не может превышать лимиты бюджетных обязательств.
Объем подтвержденных денежных обязательств может отличаться от объема принятых денежных обязательств только в случае отказа департамента финансов Администрации города подтвердить принятые денежные обязательства по основаниям, установленным действующим законодательством.
Подтвержденное денежное обязательство городского бюджета является основанием для совершения расходования средств городского бюджета.
5.26. Расходование средств городского бюджета
Финансирование расходов с единого счета городского бюджета представляет собой последовательно совершаемые действия и включает:
- распоряжение на осуществление платежа;
- осуществление платежа.
Расходование средств городского бюджета осуществляется департаментом финансов Администрации города Томска на основании его распоряжения путем списания денежных средств с единого счета бюджета в размере подтвержденного бюджетного обязательства в пользу физических и юридических лиц. Объем расходуемых бюджетных средств должен соответствовать объему подтвержденных денежных обязательств.
На основании представленных получателем средств городского бюджета платежных документов, оформленных надлежащим образом, департамент финансов Администрации города Томска в день совершения разрешительной надписи осуществляет платеж, списав средства с единого счета городского бюджета и отразив выполненную операцию на лицевом счете.
В процессе осуществления платежа соответствующая сумма денежных средств списывается на основании распоряжения департамента финансов Администрации города Томска с единого счета городского бюджета в пользу физических и юридических лиц.
Сумма платежа из городского бюджета не может превышать сумму, указанную в подтвержденных денежных обязательствах.
5.27. Лицевые счета бюджетных средств
Исполнение городского бюджета по расходам осуществляется с использованием лицевых счетов бюджетных средств (далее - лицевые счета), открываемых в едином учетном регистре департамента финансов Администрации города Томска для каждого главного распорядителя, распорядителя и получателя средств городского бюджета.
На лицевом счете отражается объем средств городского бюджета, которыми располагает главный распорядитель, распорядитель либо получатель этих средств в процессе реализации процедур санкционирования и расходования средств городского бюджета.
Получатель бюджетных средств вправе распоряжаться средствами, зачисленными на его лицевой счет, только в том размере, который отражен на его лицевом счете.
5.28. Изменение бюджетных ассигнований
Изменение бюджетных ассигнований осуществляется департаментом финансов Администрации города Томска, главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств в пределах предоставленных им полномочий.
При этом Мэром города возможно перемещение бюджетных ассигнований в адресной инвестиционной программе капитальных вложений и перечни объектов, подлежащих капитальному ремонту между объектами, в пределах 10% бюджетных ассигнований, с последующим утверждением Томской городской Думой.
Изменение бюджетных ассигнований по сравнению с доведенными в уведомлении о бюджетных ассигнованиях для каждого главного распорядителя, распорядителя (получателя) бюджетных средств может быть произведено вследствие введения режима сокращения расходов городского бюджета (согласно статьи 5.29 настоящего Положения), исполнения бюджета по доходам сверх утвержденных решением Томской городской Думы о городском бюджете (согласно статьи 5.31 настоящего Положения), либо вследствие перемещения бюджетных ассигнований главным распорядителем, распорядителем бюджетных средств в пределах их полномочий.
5.29. Сокращение расходов городского бюджета
Если в процессе исполнения городского бюджета происходит снижение объема поступлений доходов городского бюджета или поступлений из источников финансирования дефицита городского бюджета, что приводит к неполному, по сравнению с утвержденным бюджетом, финансированию расходов не более чем на 10 процентов годовых назначений, Мэр города Томска вправе принять постановление о введении режима сокращения расходов городского бюджета.
В постановлении о введении режима сокращения расходов городского бюджета должны быть указаны дата, с которой вводится указанный режим, и размеры сокращения расходов городского бюджета. При этом сокращение бюджетных ассигнований не должно составлять более 10 процентов годовых назначений по каждому главному распорядителю, распорядителю (получателю) бюджетных средств, а также по каждому объекту, включенному в муниципальную адресную инвестиционную программу, городские целевые программы, за исключением ассигнований за счет безвозмездных поступлений из бюджетов других уровней.
Уведомление главных распорядителей, распорядителей (получателей) бюджетных средств о введении режима сокращения расходов городского бюджета производится не позднее, чем за 15 дней до даты его введения.
На основании постановления о введении режима сокращения расходов городского бюджета производится сокращение неиспользованных лимитов бюджетных обязательств.
Отмена режима сокращения расходов городского бюджета и изменение размеров сокращения расходов производится Мэром города Томска.
5.30. Сокращение расходов городского бюджета
более чем на 10 процентов
Если в процессе исполнения городского бюджета происходит снижение объема поступлений доходов или поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, что приводит к неполному финансированию по сравнению с утвержденным городским бюджетом более чем на 10 процентов годовых назначений, Мэр города Томска представляет в Томскую городскую Думу проект решения Томской городской Думы о внесении изменений и дополнений в решение о бюджете.
Томская городская Дума рассматривает указанный проект решения в 15-дневный срок со дня его внесения Мэром города Томска.
Если проект решения Томской городской Думой о внесении изменений и дополнений в решение о бюджете не принимается в указанный срок, Мэр города Томска имеет право на пропорциональное сокращение остатков ассигнований расходов городского бюджета впредь до принятия Томской городской Думой решения по данному вопросу.
5.31. Использование доходов, фактически полученных
при исполнении городского бюджета сверх
утвержденных решением Томской городской Думы
о бюджете города Томска
Доходы, фактически полученные при исполнении городского бюджета сверх утвержденных решением Томской городской Думы о бюджете, направляются департаментом финансов Администрации города Томска на уменьшение размера дефицита городского бюджета и на выплаты, сокращающие долговые обязательства городского бюджета.
В случае необходимости направить дополнительные доходы на цели, отличные от указанных выше, либо в случае превышения ожидаемых фактических доходов над утвержденными годовыми назначениями более чем на 10 процентов финансирование расходов городского бюджета сверх ассигнований, утвержденных решением Томской городской Думы о городском бюджете, осуществляется после внесения изменений и дополнений в решение Томской городской Думы о городском бюджете. Внесение изменений и дополнений в решение Томской городской Думы о бюджете г.Томска принимается по итогам исполнения городского бюджета за квартал (полугодие), в котором указанное превышение было получено, а также с учетом Закона Томской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Проект решения Томской городской Думы о внесении изменений и дополнений в решение о городском бюджете в связи с получением дополнительных доходов должен быть рассмотрен Томской городской Думой во внеочередном порядке в течение 15 дней со дня его внесения Мэром города Томска.
Если указанный проект не принимается в указанный срок, Мэр города Томска имеет право осуществить равномерную индексацию расходов городского бюджета по всем направлениям после сокращения дефицита бюджета и погашения долговых обязательств.
5.32. Учет исполнения бюджета города Томска
Все доходы городского бюджета, источники финансирования дефицита городского бюджета, расходы городского бюджета, а также операции, осуществляемые в процессе исполнения городского бюджета, подлежат бюджетному учету, основывающемуся на едином плане счетов.
Бюджетный учет организуется департаментом финансов Администрации города.
Департамент финансов Администрации города Томска регистрирует все операции, связанные с поступлением в городской бюджет доходов и поступлений из источников финансирования дефицита городского бюджета, а также с санкционированием и финансированием расходов городского бюджета, в Главной книге исполнения городского бюджета.
Департамент финансов Администрации города Томска ведет сводный реестр получателей средств городского бюджета. Порядок регистрации и учета получателей средств городского бюджета устанавливается Мэром города Томска.
Главная книга исполнения городского бюджета ведется на основе плана счетов, утверждаемого Министерством финансов Российской Федерации.
Записи в Главной книге исполнения городского бюджета осуществляются по факту совершения соответствующих операций в процессе исполнения городского бюджета.
Данные Главной книги исполнения городского бюджета являются основой для формирования отчетов об исполнении городского бюджета.
5.33. Завершение исполнения городского бюджета
Исполнение городского бюджета завершается 31 декабря.
Лимиты бюджетных обязательств прекращают свое действие 31 декабря.
Принятие денежных обязательств после 25 декабря не допускается. Подтверждение денежных обязательств должно быть завершено департаментом финансов Администрации города Томска до 28 декабря.
До 31 декабря включительно департамент финансов Администрации города Томска обязан оплатить принятые и подтвержденные денежных обязательства.
Средства, полученные денежных учреждениями от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности и не использованные по состоянию на 31 декабря, переходят в тех же суммах на лицевые счета бюджетных учреждений.
После завершения операций по принятым денежных обязательствам завершившегося года, остаток средств на едином счете городского бюджета подлежит учету в качестве остатка средств на начало очередного финансового года.
После завершения финансового года все решения Томской городской Думы, постановления и распоряжения Мэра города Томска, касающиеся вопросов расходования денежных средств в прошедшем финансовом году, считать утратившими силу.
5.34. Представление текущих отчетов об
исполнении бюджета города Томска
Отчеты о текущем исполнении бюджета города Томска представляются департаментом финансов Администрации города Томска в Томскую городскую Думу и Мэру города в форме ежемесячных отчетов нарастающим итогом в срок до 15-го числа месяца, следующего за отчетным. Томская городская Дума может принять решение о рассмотрении отчета о текущем исполнении бюджета.
5.35. Представление годового отчета об
исполнении бюджета города Томска
Не позднее двух месяцев со дня получения бланков Министерства финансов Российской Федерации и его указаний о форме составления годового отчета, Мэр города Томска направляет в Томскую городскую Думу отчет об исполнении городского бюджета за прошедший финансовый год.
Годовой отчет об исполнении бюджета города Томска предоставляется в соответствии с той же структурой и бюджетной классификацией, которые применялись при утверждении бюджета города Томска. Отчет предоставляется с учетом изменений сводной бюджетной росписи, предусмотренных пунктом 5.21 настоящего положения, с учетом уточнений.
5.36. Рассмотрение годового отчета об
исполнении бюджета города Томска
Рассмотрение годового отчета об исполнении городского бюджета начинается с его изучения в комитетах и комиссиях Томской городской Думы.
Счетная палата, комитеты и комиссии Томской городской Думы в течение двух недель со дня получения отчета об исполнении городского бюджета за истекший финансовый год рассматривают данный отчет и выносят соответствующие заключения. Бюджетно-налоговый комитет после получения всех заключений в течение двух недель составляет сводное заключение.
После получения сводного заключения бюджетно-налогового комитета, отчет об исполнении бюджета города Томска выносится на собрание Томской городской Думы.
В ходе рассмотрения отчета об исполнении бюджета города Томска Томская городская Дума вправе заслушивать распорядителей средств городского бюджета.
При рассмотрении отчета об исполнении бюджета города Томска Томская городская Дума может принять одно из следующих решений:
- утвердить отчет об исполнении бюджета города Томска;
- отклонить отчет об исполнении бюджета города Томска в соответствии с действующим законодательством.
Решение об отклонении отчета об исполнении бюджета города Томска должно быть мотивированным.
Если отчет об исполнении городского бюджета отклоняется решением Томской городской Думы (в случае выявления несоответствия исполнения городского бюджета принятому Томской городской Думой решению о городском бюджете, за исключением введения режима сокращения и блокировки расходов), то Томская городская Дума имеет право обратиться в прокуратуру Российской Федерации для проверки обстоятельств нарушений бюджетного законодательства и привлечения к ответственности виновных должностных лиц.
VI. Финансовый контроль в городе Томске
6.1. Органы, осуществляющие финансовый контроль в городе Томске
Органами, осуществляющими финансовый контроль на территории города Томска, являются:
- Томская городская Дума;
- Мэр города Томска;
- Счетная палата Томской городской Думы;
- департамент финансов Администрации города Томска;
- главные распорядители и распорядители средств городского бюджета.
6.2. Формы финансового контроля
Контроль, осуществляемый органами финансового контроля Администрации города Томска и Томской городской Думой, подразделяется на:
- предварительный контроль;
- текущий контроль;
- последующий контроль.
Контроль за операциями со средствами городского бюджета участников бюджетного процесса, осуществляемый департаментом финансов Администрации города Томска, охватывает все стадии финансового контроля и носит постоянный характер.
Порядок осуществления финансового контроля и компетенция органов, осуществляющих финансовый контроль на территории города Томска, определяются Бюджетным кодексом Российской Федерации, решениями Томской городской Думы и правовыми актами Мэра города Томска, регулирующими порядок осуществления финансового контроля на территории города Томска.
VII. Ответственность за нарушение
бюджетного законодательства в городе Томске
7.1. Ответственность в сфере реализации бюджетных правоотношений
Основания и порядок применения мер ответственности за нарушение бюджетного законодательства, виды мер, применяемых в качестве санкций за нарушение бюджетного законодательства, перечень и границы полномочий органов, применяющих меры ответственности к нарушителям бюджетного законодательства, определяются действующим законодательством.
7.2. Полномочия руководителя департамента финансов
Администрации города Томска в отношении нарушителей
бюджетного законодательства
Руководитель департамента финансов Администрации города Томска или по его поручению заместитель руководителя имеют право:
- списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, и в других случаях, предусмотренных действующим законодательством;
- списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, подлежащих возврату в городской бюджет, срок возврата которых истек;
- списывать в бесспорном порядке суммы процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, срок уплаты которых наступил;
- взыскивать в бесспорном порядке пени за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, просрочку уплаты процентов за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки;
- выносить предупреждение руководителям органов местного самоуправления и получателей бюджетных средств о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;
- составлять протоколы, являющиеся основанием для наложения штрафов;
- взыскивать в бесспорном порядке пени с кредитных организаций за несвоевременное исполнение платежных документов на зачисление или перечисление бюджетных средств в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки;
- изымать в бесспорном порядке бюджетные средства, размещенные на банковских депозитах либо переданные в доверительное управление с нарушением порядка, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации;
- осуществлять блокировку расходов городского бюджета при выявлении органом, исполняющим городской бюджет, и органами муниципального (государственного) финансового контроля фактов нецелевого использования бюджетных средств и в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством.
Порядок применения мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства по материалам ревизий и проверок органов финансового контроля утверждается решением Томской городской Думы.
7.3. Ответственность руководителей главных
распорядителей, распорядителей бюджетных средств и
руководителей бюджетных учреждений за нарушение
бюджетного законодательства в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации, Томской области
Нарушение руководителями главных распорядителей, распорядителей бюджетных средств и руководителями бюджетных учреждений порядка исполнения бюджетного процесса, установленного в городе Томске, признается нарушением бюджетного законодательства, влекущим вынесение руководителем департамента финансов Администрации города Томска предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.
В случае неустранения руководителем главного распорядителя, распорядителя бюджетных средств или руководителем бюджетного учреждения нарушений бюджетного процесса в сроки, определенные предупреждением, либо совершения повторного нарушения бюджетного процесса, руководитель главного распорядителя, распорядителя бюджетных средств или руководитель бюджетного учреждения несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.
7.4. Полномочия Томской городской Думы в отношении
нарушителей бюджетного законодательства
Полномочия Томской городской Думы в отношении нарушителей бюджетного законодательства определяются действующим законодательством.
Председатель |
Мэр г.Томска |
Томской городской Думы
____________ Н.А.Николайчук |
_____________ А.С.Макаров |
<< Назад |
||
Содержание Решение Томской городской Думы от 18 ноября 2003 г. N 494 "Об утверждении Положения "О бюджетном устройстве и бюджетном... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.