Резолютивная часть объявлена 14.07.2016 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 19.07.2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Миронов А.Г. - Заместитель руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Базанов М.Е. - Ведущий специалист-эксперт отдела Управления.
от Заявителя - Агаев Б.А., действующий от имени Заявителя без доверенности;
от Заказчика - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Уполномоченного органа - не явились, уведомлены надлежащим образом.
рассмотрев жалобу ООО "Релакс" от 07.07.2016 N1152-ж на действия Заказчика - Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрация города Нижневартовска при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по отсыпке дорог и проездов на территориях затопления в период паводка (извещение N0187300001216000159) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, принявшего необоснованное решение о признании ООО "Релакс" уклонившимся от заключения контракта.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по отсыпке дорог и проездов на территориях затопления в период паводка (извещение N0187300001216000159) размещены на официальном сайте единой информационной системы 16.05.2016.
Представитель Заявителя пояснил Комиссии Управления, что ООО "Релакс" было признано победителем по электронному аукциону, предметом которого является выполнение работ по отсыпке дорог и проездов на территориях затопления в период паводка.
В соответствии с частью 2 статьи 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Процент снижения начальной (максимальной) цены контракта в ходе торгов составил более чем 25%, в связи с чем ООО "Релакс" при заключении контракта представило отзывы по исполненным контрактам, исполненные контракты, подтверждающие добросовестность ООО "Релакс" и платежное поручение, подтверждающее внесение обеспечения исполнения контракта в размере 10% от начальной (максимальной) цены контракта.
Контракты были исполнены в рамках Федерального закона от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Все действия ООО "Релакс" были направлены на подписание контракта по электронному аукциону, предметом которого является выполнение работ по отсыпке дорог и проездов на территориях затопления в период паводка.
Вместе с тем Заказчиком было принято неправомерное решение о признании ООО "Релакс" уклонившимся от заключения контракта.
В письменных возражениях Заказчик указал следующее.
14.06.2016 были подведены итоги аукциона в электронной форме на выполнение работ по отсыпке дорог и проездов на территории затопления в период паводка.
Победителем аукциона в электронной форме признано ООО "Релакс".
Статьей 37 Закона о контрактной системе предусмотрены антидемпинговые меры, применяемые при проведении аукциона, то есть меры, направленные на недопустимость искусственного занижения цен при проведении аукциона: данные меры, являются механизмом защиты законных интересов заказчика от возможных рисков.
Согласно части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе, в случае если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 статьи 37 Федерального закона, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 статьи 37 Федерального закона.
К информации, подтверждающей добросовестность участника закупки в соответствии с частью 3 статьи 37 Закона о контрактной системе, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение одного года до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение двух лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе четырех и более контрактов (при этом не менее чем семьдесят пять процентов контрактов должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). В этих случаях цена одного из контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов цены, по которой участником закупки предложено заключить контракт в соответствии с частью 2 статьи 37 Закона о контрактной системе.
Участником закупки ООО "Релакс" была предложена цена контракта, сниженная на 45,12%. При заключении контракта ООО "Релакс" представлена сканированная копия платежного поручения N15 от 04.07.2016 на сумму 399 330,80 руб. (что составляет 10% начальной (максимальной) цены контракта - размер обеспечения исполнения контракта, установленный в документации об аукционе, из чего следует, что обеспечение исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта участником не представлено) и информация для подтверждения своей добросовестности, а именно: отзывы по контрактам от 06.03.2013 N3к, от 06.03.2013 N1к, от 06.03.2013 N2к, от 05.06.2013 N15к, от 06.03.2013 N4к, от 05.06.2013 N21к, от 05.06.2013 N16к, от 05.06.2013 N20к (информация прилагается).
При рассмотрении представленной ООО "Релакс" информации заказчик установил, что закупки по вышеуказанным контрактам проводились в рамках Федерального закона от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", следовательно, информация, представленная ООО "Релакс" по вышеуказанным контрактам заказчиком не могла быть принята в рамках Закона о контрактной системе как информация, подтверждающая добросовестность участника, так как информация по данным контрактам не содержалась в реестре контрактов, заключенных заказчиками в единой информационной системе, ведение которого предусмотрено статьей 103 Закона о контрактной системе.
Таким образом, законодателем установлены две альтернативные антидемпинговые меры: увеличение обеспечения исполнения контракта в полтора раза либо представление документов, подтверждающих добросовестность участника аукциона на дату подачи заявки. ООО "Релакс" имело возможность исполнить все предусмотренные законодательством требования по заключению контракта по результатам проведения открытого аукциона в электронной форме, но им не были предприняты зависящие от него меры.
В соответствии с частями 5 и 6 статьи 37, частью 13 статьи 70 Закона о контрактной системе при неисполнении требований, предусмотренных статьей 37 Закона о контрактной системе, а именно: не представления информации, подтверждающей добросовестность участника закупки и не представления обеспечения, указанного в части 2 статьи 37 Федерального закона (как одного из вариантов подтверждения добросовестности), победитель аукциона признается уклонившимся от заключения контракта.
Руководствуясь частями 5 и 6 статьи 37, частью 13 статьи 70 Закона о контрактной системе, победитель аукциона в электронной форме - ООО "Релакс" - было признано уклонившимся от заключения контракта по причине не представления информации, подтверждающей добросовестность, или обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 статьи 37 Федерального закона.
Руководствуясь частью 13 статьи 70 Закона о контрактной системе Заказчиком был оформлен протокол отказа от заключения контракта с победителем аукциона на выполнение работ по отсыпке дорог и проездов на территории затопления в период паводка в связи с признанием, его уклонившимся от заключения контракта.
Таким образом, в письменных возражениях Заказчик указал, что действовал строго в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Изучив доводы сторон, Комиссия Управления установила следующее.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 37 Закона о контрактной системе:
1. Если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
2. Если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Согласно части 3 статьи 37 Закона о контрактной системе к информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение одного года до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение двух лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе четырех и более контрактов (при этом не менее чем семьдесят пять процентов контрактов должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). В этих случаях цена одного из контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов цены, по которой участником закупки предложено заключить контракт в соответствии с частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 9 статьи 3 Закона о контрактной системе единая информационная система в сфере закупок (далее - единая информационная система) - совокупность информации, указанной в части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона и содержащейся в базах данных, информационных технологий и технических средств, обеспечивающих формирование, обработку, хранение такой информации, а также ее предоставление с использованием официального сайта единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Как следует из части 3 статьи 4 Закона о контрактной системе, единая информационная система содержит в том числе реестр контрактов, заключенных заказчиками.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что участниками, при наступлении случая, предусмотренного статьей 37 Закона о контрактной системе, при заключении контракта необходимо представить либо увеличенное в полтора раза обеспечение исполнения контракта либо представить обеспечение исполнения контракта, предусмотренное положениями аукционной документации и информацию подтверждающую добросовестность участника аукциона на дату подачи заявки, при этом, к информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов.
Согласно протоколу проведения электронного аукциона от 09.06.2016 N0187300001216000159-2 процент снижения от начальной (максимальной) цены контракта предложения участника N1 (ООО "Релакс") в ходе торгов составил 45,12%.
При заключении контракта ООО "Релакс" предоставило платежное поручение N15 от 04.07.2016 на сумму 399 330,80 руб. (что составляет 10% начальной (максимальной) цены контракта - размер обеспечения исполнения контракта, установленный в документации об аукционе) и отзывы по контрактам от 06.03.2013 N3к, от 06.03.2013 N1к, от 06.03.2013 N2к, от 05.06.2013 N15к, от 06.03.2013 N4к, от 05.06.2013 N21к, от 05.06.2013 N16к, от 05.06.2013 N20к.
Информация, содержащаяся в реестре контрактов и подтверждающая добросовестность участника закупки, ООО "Релакс" при заключении контракта предоставлена не была.
Согласно части 5 статьи 37 Закона о контрактной системе, в случае проведения аукциона информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, предоставляется участником закупки при направлении заказчику подписанного проекта контракта. При невыполнении таким участником, признанным победителем аукциона, данного требования или признании комиссией по осуществлению закупок информации, предусмотренной частью 3 настоящей статьи, недостоверной контракт с таким участником не заключается и он признается уклонившимся от заключения контракта. В этом случае решение комиссии по осуществлению закупок оформляется протоколом, который размещается в единой информационной системе и доводится до сведения всех участников аукциона не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.
В соответствии с частью 13 статьи 70 Закона о контрактной системе победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, или направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, по истечении тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении такого аукциона цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта).
На основании вышеизложенного, нарушения Закона о контрактной системе, в части необоснованного признания ООО "Релакс" уклонившимся от заключения контракта, в действиях Заказчика не установлены.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "Релакс" от 07.07.2016 N1152-ж на действия Заказчика - Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрация города Нижневартовска при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по отсыпке дорог и проездов на территориях затопления в период паводка (извещение N0187300001216000159) необоснованной.
2. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Миронов А.Г.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Базанов М.Е.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 14 июля 2016 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.07.2016