Резолютивная часть объявлена 15.07.2016 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 20.07.2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Миронов А.Г. - Заместитель руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Базанов М.Е. - Ведущий специалист-эксперт отдела Управления.
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - Мелен Д.Д. по доверенности N20 от 14.07.2016;
от Уполномоченного органа - Козырева И.В. по доверенности от 01.01.2016, Раевская В.К. по доверенности от 01.01.2016.
рассмотрев жалобу ООО "БЕРКАНА" от 08.07.2016 N1158-ж на действия конкурсной комиссии Уполномоченного органа - Департамент государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры при проведении открытого конкурса, предметом которого является оказание услуг по организации отдыха детей в г. Санкт-Петербурге (извещение N0187200001716000407) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия конкурсной комиссии при проведении открытого конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями конкурсной комиссии, в части необоснованного признания заявки Заявителя не соответствующей требованиям конкурсной документации.
В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Извещение и конкурсная документация открытого конкурса, предметом которого является оказание услуг по организации отдыха детей в г. Санкт-Петербурге (извещение N0187200001716000407), размещены на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении закупок 08.06.2016.
В доводах жалобы Заявитель указал, что им была предоставлена заявка на участие в открытом конкурсе, при рассмотрении заявок заявка ООО "БЕРКАНА" была отклонена, при этом в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе указано: "Заявка не соответствует требованиям конкурсной документации: заявка не скреплена печатью участника открытого конкурса и не подписана на месте прошивки заявки".
Отклонение заявки в связи с отсутствием печати и подписи участника на месте прошивки заявки считаем неправомерным. Кроме того, нами подана копия заявки, на которой есть печать и подпись.
Таким образом, Заявитель приходит к выводу, что заявка ООО "БЕРКАНА" необоснованно отклонена, чем нарушены положения Закона о контрактной системе.
Представителя Уполномоченного органа пояснил Комиссии Управления следующее.
В соответствии со статьей 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению.
Согласно части 1 статьи 51 закона о контрактной системе заявки на участие в открытом конкурсе представляются по форме и в порядке, которые указаны в конкурсной документации, а также в месте и до истечения срока, которые указаны в извещении о проведении открытого конкурса.
Частью 4 статьи 51 Закона о контрактной системе установлено, что все листы поданной в письменной форме заявки на участие в открытом конкурсе, все листы тома такой заявки должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в открытом конкурсе и том такой заявки должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника открытого конкурса при наличии печати (для юридического лица) и подписаны участником открытого конкурса или лицом, уполномоченным участником открытого конкурса. Соблюдение участником открытого конкурса указанных требований означает, что информация и документы, входящие в состав заявки на участие в открытом конкурсе и тома заявки на участие в открытом конкурсе, поданы от имени участника открытого конкурса и он несет ответственность за подлинность и достоверность этих информации и документов. Не допускается устанавливать иные требования к оформлению заявки на участие в открытом конкурсе, за исключением предусмотренных настоящей частью требований к оформлению такой заявки. При этом ненадлежащее исполнение участником открытого конкурса требования о том, что все листы таких заявки и тома должны быть пронумерованы, не является основанием для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе.
Разделом 3 конкурсной документации установлены требования к содержанию заявки на участие в конкурсе.
В соответствии с пунктами 3.1.1-3.1.2 раздела 3 конкурсной документации "ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ЗАЯВКИ НА УЧАСТИЕ В КОНКУРСЕ" участник закупки подает заявку на участие в конкурсе в письменной форме в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия в установленном порядке.
Согласно пунктов 3.1.7-3.1.8 раздела 3 конкурсной документации "ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ЗАЯВКИ НА УЧАСТИЕ В КОНКУРСЕ" все листы поданной в письменной форме заявки на участие в открытом конкурсе, все листы тома такой заявки на участие в открытом конкурсе должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в открытом конкурсе и том заявки на участие в открытом конкурсе должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника открытого конкурса при наличии печати (для юридического лица) и подписаны участником открытого конкурса или лицом, уполномоченным участником открытого конкурса на месте прошивки заявки (каждого тома заявки) на участие в конкурсе.
Соблюдение участником открытого конкурса указанных требований означает, что документы и информация, входящие в состав заявки на участие в открытом конкурсе и тома заявки на участие в открытом конкурсе, поданы от имени участника открытого конкурса, и он несет ответственность за подлинность и достоверность представленных в составе заявки на участие в открытом конкурсе и тома заявки на участие в открытом конкурсе документов и сведений. При этом ненадлежащее исполнение участником открытого конкурса требования о том, что все листы указанных заявки и тома должны быть пронумерованы, не является основанием для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе.
Во всех случаях предоставления документов в составе заявки на участие в конкурсе участник закупки вправе вместо оригиналов документов предоставить их копии. Верность копий документов, представляемых в составе заявки на участие в конкурсе, рекомендуется подтверждать печатью при наличии печати и подписью уполномоченного лица на данной копии, если иная форма заверения не установлена нормативными правовыми актами Российской Федерации. Копии документов должны быть заверены в нотариальном порядке в случае, если указание на это содержится в пункте 3.4.1 настоящей документации.
Таким образом, положения конкурсной документации фактически дублируют нормы Закона о контрактной системе, устанавливающие императивные требования к заявке участника закупки.
Из буквального толкования положений части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе следует, что законодатель установил единственный случай оформления заявки (несоблюдение требований к нумерации), при котором заявка допускается к участию в конкурсе. Следовательно, наличие иных нарушений при оформлении участником заявки служит основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе.
Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
На основании вышеизложенного, представители Уполномоченного органа заявили, что поскольку заявка Заявителя не была скреплена печатью участника открытого конкурса и не подписана на месте прошивки, как того требовала конкурсная документация, то принятое конкурсной комиссии решение об отклонении заявки Заявителя правомерно.
Представитель Заказчика доводы представителей Уполномоченного органа поддержал в полном объеме.
Изучив доводы сторон, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно пункта 3.1.7 раздела 3 конкурсной документации, устанавливающего требования к оформлению заявки, все листы поданной в письменной форме заявки на участие в открытом конкурсе, все листы тома такой заявки на участие в открытом конкурсе должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в открытом конкурсе и том заявки на участие в открытом конкурсе должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника открытого конкурса при наличии печати (для юридического лица) и подписаны участником открытого конкурса или лицом, уполномоченным участником открытого конкурса на месте прошивки заявки (каждого тома заявки) на участие в конкурсе.
Соблюдение участником открытого конкурса указанных требований означает, что документы и информация, входящие в состав заявки на участие в открытом конкурсе и тома заявки на участие в открытом конкурсе, поданы от имени участника открытого конкурса, и он несет ответственность за подлинность и достоверность представленных в составе заявки на участие в открытом конкурсе и тома заявки на участие в открытом конкурсе документов и сведений. При этом ненадлежащее исполнение участником открытого конкурса требования о том, что все листы указанных заявки и тома должны быть пронумерованы, не является основанием для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе.
Данные требования не противоречат Закону о контрактной системе.
Представленный на обозрение Комиссии Управления оригинал заявки Заявителя не скреплен печатью Заявителя и не подписан на месте прошивки.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 53 Закона о контрактной системе:
2. Заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям настоящего Федерального закона, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
3. Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что заявка ООО "БЕРКАНА" отклонена правомерно, нарушений части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе в действиях конкурсной комиссии не установлено.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "БЕРКАНА" от 08.07.2016 N1158-ж на действия конкурсной комиссии Уполномоченного органа - Департамент государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры при проведении открытого конкурса, предметом которого является оказание услуг по организации отдыха детей в г. Санкт-Петербурге (извещение N0187200001716000407) необоснованной.
2. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Миронов А.Г.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Базанов М.Е.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 15 июля 2016 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.07.2016