Резолютивная часть объявлена 20.07.2016 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 25.07.2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Миронов А.Н. - Заместитель руководителя Управления;
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления.
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие.
рассмотрев жалобу ИП Новохатского А.В. от 14.07.2016 N1182-ж на действия Заказчика - БУ "Сургутская городская клиническая больница" при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по текущему ремонту помещений здания Педиатрического отделения N 3, по ул.Губкина 1, стр. N 3 (извещение N0387200029416000040) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
По мнению Заявителя его права и интересы нарушены действиями Заказчика, сформировавшего аукционную документацию с нарушением требований Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В силу положений части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по текущему ремонту помещений здания Педиатрического отделения N 3, по ул.Губкина 1, стр. N 3 (извещение N0387200029416000040) размещены на официальном сайте единой информационной системы 28.06.2016.
Как указал в доводах жалобы Заявитель, в соответствии с п.2 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать: "требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе".
Единственное упоминание о конкретных показателях находится в самом конце аукционной документации и звучит следующим образом: "*Конкретные показатели применяемых материалов отражены в Локальных сметных расчетах, являющихся неотъемлемой частью Технического задания и аукционной документации" и все.
Если посмотреть на смету, то там встречаются следующие описания товаров:
- Провод в лотках, сечением: до 6 мм2. Что означает это требование с предлогом "до", конкретное это значение или нет не ясно.
- Кабель до 35 кВ - то же самое.
- Пластик поливинилхлоридный листовой толщиной 3-4 мм. Так же не понятно, что означает 3-4 мм и какое значение необходимо предоставлять Заказчику.
Изучив доводы Заявителя, Комиссия Управления установила следующее.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Пунктом 22 аукционной документации установлены аналогичные требования.
В соответствии с пунктом 23 аукционной документации "Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе" (далее - Инструкция по заполнению заявки), при подаче сведений участниками закупки должны применяться обозначения (единицы измерения, наименования показателей, технических, функциональных параметров) в соответствии с обозначениями, установленными в части II "ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ".
В случае применения заказчиком в техническом задании слов:
"до" - участником предоставляется значение меньше указанного, за исключением случаев, когда указанное значение сопровождается словом "включительно" либо используется при диапазонном значении.
В случае применения заказчиком в техническом задании значений:
- со знаком "-" - участник в заявке предлагает диапазонное значение, заданное техническим заданием (включаются верхние и нижние границы диапазона).
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что Инструкция по заполнению заявки содержит необходимые сведения по заполнению заявки, нарушений Закона о контрактной системе, в части утверждения ненадлежащей инструкции, в действиях Заказчика не установлено.
2. В смете установлено следующее описание товара: панели потолочные акустические ISOVER, грунтовка "Бетоконтакт" (КНАУФ), смесь штукатурная "Ротбанд" и другие.
Заказчик требует конкретную торговую марку, и не предлагает выбор эквивалентности, тем самым ограничивает конкуренцию и напрямую нарушает положения закона о контрактной системе.
Заказчик письменно возразил следующее.
В техническом задании в блоке "Информация о наличиии и сроках действия согласования" указано, что: "Товарные знаки, встречающиеся в локальном сметном расчете, приведены для обоснования расчетов и, при выполнении работ могут применяться аналогичные материалы, с соответствующими характеристиками".
Следовательно, доводы Заявителя, указанные в жалобе в части непредоставления выбора эквивалентности, считаем необоснованными, так как заказчиком предусмотрено применение аналогичных материалов.
Изучив доводы сторон, Комиссия Управления установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно подпункту "а" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара
Как следует из технического задания, товарные знаки, встречающиеся в локальном сметном расчете, приведены для обоснования расчетов и, при выполнении работ могут применяться аналогичные материалы, с соответствующими характеристиками.
Техническое задание содержит ссылки на конкретные торговые знаки: панели потолочные акустические ISOVER, грунтовка "Бетоконтакт" (КНАУФ), смесь штукатурная "Ротбанд" и другие.
Таким образом, исходя из письменных возражений и технического задания, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчик допускает возможность использования аналогичных материалов (эквивалентов).
Вместе с тем, в техническом задании не установлены конкретные показатели товаров с конкретными торговыми марками, в отношении которых, участники могли бы предложить товар с показателями, соответствующими значениям эквивалентности.
На основании вышеизложенного, в действиях Заказчика установлено нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе Заказчиком не установлены надлежащие требования о заполнении первой части заявки в соответствии с положениями подпункта "а" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в отношении конкретных положений технического задания, в которых указаны конкретные торговые знаки.
3. Далее Заявитель указал, что использовать смету, как требования к конкретным показателям нельзя, так как она формируется из стандартных расценок и отражает потребность в строительных работах, из чего делает выводы о нарушении Заказчиком положений Закона о контрактной системе в части объективного описания требований к товарам.
Рассмотрев доводы Заявителя, Комиссия Управления установила, что Законом о контрактной системе, иными нормативными актами не определена форма технического задания.
Статьей 33 Закона о контрактной системе установлены требования к описанию закупки, согласно которым документация должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работ, услуг установленным заказчиком требованиям, то есть заказчику предоставлено право самостоятельно устанавливать технические и функциональные характеристики необходимого ему товара, исходя из его потребностей.
В данном случае требования к качеству, техническим характеристикам работ, требования к результатам работ, товару и иные показатели отражены в документации об аукционе - техническом задании, которое представлено в том числе локальными сметами.
Таким образом, нарушений положений статьи 33 Закона о контрактной системе, в части описания закупки посредством локальных смет, в действиях Заказчика не установлено.
4. По четвертому доводу Заявитель указал следующее.
В соответствии с Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.12.2010 N 646 и Федерального казначейства от 14.12.2010 N 21н утверждены Положения о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг. При этом пунктом 3 Положений установлено, что информация, размещаемая на официальном сайте, должна быть круглосуточно доступна пользователям официального сайта для ознакомления без взимания платы и иных ограничений.
Кроме того, пунктом 3 Положений установлено, что информация в виде текста размещается на официальном сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя ("гипертекстовый формат").
Если посмотреть например на локальный сметный расчет N1,где в том числе указаны якобы конкретные показатели:
П.3. при копировании из сметы наименования материала:
Наименование материала по смете: |
Что видим при копировании: |
"прим. Стоимость металлической двери разм. 800х2100 мм с учетом порошковой окраски, скобяными изделиями/ Дверь противопожарная металлическая: однопольная ДПМ-01/30, размером 800х2100 мм" |
3- 8113 npnM CTouMocrh Merannu,reckoi ABep pa3M.800x2 1 00MM c y,reroM nopotuKoBoi oKpacKrl, cKo6f,HbrMl, 143AenurM[ / ABepb npoTl4Bonot |
Обращаем внимание комиссии УФАС, что так получается при копировании любого слова из сметной документации, поиск по сметам так же не представляется возможным.
Изучив доводы Заявителя, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно части 1 статьи 65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация размещают документацию о таком аукционе в сроки, предусмотренные соответственно частями 2 и 3 статьи 63 Закона о контрактной системе, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
В соответствии с частью 2 статьи 65 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
Приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 14.12.2010 N 646/21н утверждены Положения о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом (далее - Положения).
В соответствии с пунктом 3 Положений, размещаемая на официальном сайте информация должна быть круглосуточно доступна пользователям официального сайта для ознакомления без взимания платы и иных ограничений.
Согласно пункту 8 Положений, программное обеспечение и технологические средства ведения официального сайта должны обеспечивать ввод информации, возможность прикрепления к размещаемой информации конкурсной документации, документации об открытом аукционе, требований, предъявляемых к запросу котировок, в виде отдельных файлов. Указанные файлы должны иметь распространенные и открытые форматы и не должны быть зашифрованы или защищены иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств.
Всем указанным требованиям вполне удовлетворяют используемые заказчиками форматы файлов: bmp, jpg, jpeg, gif, tif, tiff, docx, doc, rtf, txt, pdf, xls, xisx, rar, zip, ppt, и другие.
Официальный сайт www.zakupki.gov.ru содержит руководство пользователя ППО "Общероссийский официальный сайт", согласно которому допустимым форматом прикрепляемого файла является, в том числе и формат PDF.
Формат PDF с 01.07.2008 является открытый стандартом ISO 32000. Для просмотра документов можно использовать официальную бесплатную программу Adobe Reader. Сейчас этот формат поддерживается во всех операционных системах, то есть является кроссплатформенным форматом электронных документов. Таким образом, файлы в формате pdf удовлетворяют требованиям о распространенности и открытости формата и не противоречат нормам, указанным выше.
Судебная практика говорит о том, что заказчики свободны в выборе формата для размещения документации электронного аукциона, если при этом документация доступна для ознакомления на официальном сайте без взимания платы.
На основании вышеизложенного, нарушения положений части 4 статьи 4, части 5 статьи 112 Закона о контрактной системе в действиях Заказчика не установлены.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ИП Новохатского А.В. от 14.07.2016 N1182-ж на действия Заказчика - БУ "Сургутская городская клиническая больница" при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по текущему ремонту помещений здания Педиатрического отделения N 3, по ул.Губкина 1, стр. N 3 (извещение N0387200029416000040) частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - БУ "Сургутская городская клиническая больница" нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Заказчика - БУ "Сургутская городская клиническая больница" нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику - БУ "Сургутская городская клиническая больница" обязательное для исполнения предписание.
5. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе к административной ответственности.
6. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Миронов А.Н.
Плеханов А.Н.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 20 июля 2016 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.07.2016