Резолютивная часть объявлена 29.07.2016 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 03.08.2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Миронов А.Г - Заместитель руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления.
- Базанов М.Е. - Ведущий специалист-эксперт отдела Управления;
от Заявителя - Котова А.В. по доверенности б/н от 27.07.2016;
от Заказчика - Кириллова Л.С. по доверенности N10 от 28.07.2016.
от Уполномоченного органа - Жила Н.А. по доверенности N157 от 19.07.2016.
рассмотрев жалобу ООО "Мармитекс"от 22.07.2016 N1230-ж на действия Заказчика - МКУ "УКС Сургутского района", аукционной комиссии Уполномоченного органа - Администрация Сургутского района (комитет экономического развития) при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по строительству объекта "Внеплощадочные сети тепло-водоснабжения к территории "Гидронамыв" в г.п. Белый Яр Сургутского района" (извещение N0187300014716000481) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика и аукционной комиссии при проведении электронного аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями аукционной комиссии, принявшей необоснованное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в аукционе (нарушения части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе), а также действиями Заказчика, необоснованно завысившего начальную (максимальную) цену контракта.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по строительству объекта "Внеплощадочные сети тепло-водоснабжения к территории "Гидронамыв" в г.п. Белый Яр Сургутского района" (извещение N0187300014716000481) размещены на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении закупок 01.07.2016.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 20.07.2016 N0187300014716000481-1 отказано в допуске к участию в аукционе на основании несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона, требованиям документации об аукционе в электронной форме раздел 3 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе в электронной форме", Приложение 6.1 "Сведения о товарах":
- участником закупки не указана информация о наименовании страны происхождения товаров, предлагаемых к использованию при выполнении работ.
Представитель Заявителя пояснил Комиссии Управления следующее.
Отказ в допуске ООО "Мармитэкс" к участию в аукционе является незаконным, нарушает права ООО "Мармитэкс" по следующим основаниям.
Из буквального толкования пункта 3 части 3 статьи 66 ФЗ N44-ФЗ следует, что при заключении контракта на выполнение работы, для выполнения которой используется товар, первая часть заявки должна содержать:
а) согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, в том числе согласие на использование товара, требования в отношении которого содержатся в документации об аукционе, либо согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об аукционе и указание на характеристики товара, а в случае предложения участником к использованию эквивалента - конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности.... ;
Таким образом, предлог "либо" в контексте указанной нормы позволяет Участнику указать информацию об использовании товара либо путем выражения согласия на использование товара, требования, в отношении которого содержатся в документации о закупке, либо путем указания конкретных характеристик товара, в том числе страны происхождения товара.
б) согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Таким образом, если документацией о закупке не установлены требования к товарам и отсутствует возможность выразить согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, в том числе выразить согласие на использование товара, требования в отношении которого содержатся в документации об аукционе, а установлены только значения товара - участником должны быть указаны конкретные показатели используемого товара, соответствующие указанным значениям.
Вместе с тем в документации об электронном аукционе содержатся требования в отношении используемых товаров.
При этом в документации об электронном аукционе прямо указано, что все товары, не указанные в представленной Участником форме 6.1 используются подрядчиком, при выполнении работ в соответствии с проектно-сметной документацией (последнее предложение приложения 6.1 документации об электронном аукционе).
ООО "Мармитэкс" в составе заявки представлено: Согласие на выполнение работ, оказание услуг, поставку товара на условиях, предусмотренных документацией.
При этом, указаны значения товаров, указание которых требовалось в соответствии с документацией об электронном аукционе (приложение 6.1), позволяющие достоверно установить, что предлагаемый товар соответствует требованиям Документации об электронном аукционе. Кроме того, Участником указано, что все товары используются Подрядчиком при выполнении работ в соответствии с проектно-сметной документацией.
Конкретные требования к товарам, перечисленным в таблице приложения 6.1, в том числе, содержатся в Документации об электронном аукционе:
Приложение-Спецификация л.3 п.25
Приложение-Спецификация л.6 п.23
Приложение-Спецификация л.8 п. 16
Приложение-Спецификация л.012 п.26
Приложение-Спецификация л.013 п.21
Смета N02-01-01 "Конструкции строительные сетей тепловодоснабжения" п.20, п.59, п.95, п.133, п.173, п.213, п.224.
Таким образом, указание Участником на согласие поставки товаров в соответствии с Документацией об электронном аукционе позволяет с достоверностью определить товары, которые будут использовании при производстве работ и не противоречит положениям пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе и документации об электронном аукционе, предусматривающей, что все товары, не указанные в форме, заполненной в соответствии с приложением 6.1, используются Подрядчиком при выполнении работ в соответствии с проектно-сметной документацией.
Инструкция по заполнению первой части заявки приведена в разделе 5 Документации об электронном аукционе.
В соответствии с пунктом 32 раздела 5 документации при подготовке предложения о товарах, в том числе тех, которые будут использоваться участником при выполнении работ, оказании услуг, во избежание ошибок, связанных с неподачей предложения в отношении отдельных товарных единиц, за основу может быть взят раздел 6 "Описание объекта закупки" настоящей документации или необходимая таблица, в нем содержащаяся (таким образом, использование указанной таблицы не является обязательным!).
Приложение 6.1, содержащее требования к заполнению сведений о товарах при выполнении работ содержит 4 наименования товара, в отношении которого указано на возможность предоставления значений в предложении участника. При этом в представленной таблице отсутствует раздел: страна происхождения товара. В то же время указано, что все товары (материалы), не указанные в данной форме используются Подрядчиком при выполнении работ в соответствии с проектно-сметной документацией.
Таким образом, противоречия в требованиях документации об аукционе (отсутствие в приложении 6.1 графы "Страна происхождения товара", указание на то, что все товары, не указанные в приложении используются в соответствии с проектно-сметной документацией) привели к необоснованному отклонению заявки участника, в то время как:
показатели, установленные в заявке участника закупки, соответствуют характеристикам, предусмотренным в документации об аукционе (приложение 6.1) и позволяют с достоверностью определить товар, который будет использоваться Участником;
- заявка на участие в аукционе в электронной форме содержит согласие на поставку товара или его использование при выполнении работ, оказании услуг в соответствии с документацией об аукционе.
На основании вышеизложенного, представитель Заявителя пришла к выводу, что ООО "Мармитэкс" отказано в допуске неправомерно.
Представитель Уполномоченного органа не согласился с доводами Заявителя и пояснил Комиссии Управления следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с частью 1 раздела III "Требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе в электронной форме":
Часть раздела |
Части заявки |
Требования |
|
Первая часть заявки на участие в аукцине в электронной форме должна содержать следующие сведения |
Первая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме должна содержать: при заключении муниципального контракта на выполнение работ, для выполнения которых используется товар: - согласие участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работ, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара. Инструкция по заполнению первой части заявки приведена в разделе 5 настоящей документации. |
Кроме того, частью 7 раздела 2 "Требования к участникам закупок" аукционной документации установлены требования (показатели) к товарам используемым при выполнении работ:
7. |
Требования (показатели) установленные к товарам используемым при выполнении работ, оказании услуг |
В соответствии с Приложением 6.1 Раздела 6 "Описание объекта закупки" документации об аукционе в электронной форме |
Инструкция по заполнению первой части заявки приведена в разделе 5 "Инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе в электронной форме" аукционной документации".
Таким образом, документация электронного аукциона полностью соответствует требованиям закона, а ее положения исключают двусмысленные толкования, - в частности, необходимость указания в заявке на участие в аукционе наименования страны происхождения товара.
В составе первой части заявки Заявителя (заявка N3) не указана страна происхождения товаров, используемых при выполнении работ, в связи с чем ему было отказано в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, о чем, в соответствии с частью 6 статьи 67, указано в протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе.
Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
Как отмечено Заявителем, пунктом 32 части 5 "Инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе в электронной форме" аукционной документации" документации электронного аукциона предусмотрено, что при подготовке предложения о товарах, в том числе тех, которые будут использоваться участником при выполнении работ, оказании услуг, во избежание ошибок, связанных с неподачей предложения в отношении отдельных товарных единиц, за основу может быть взят раздел 6 "Описание объекта закупки" настоящей документации или необходимая таблица, в нем содержащаяся.
Следовательно, использование данной таблицы не является обязательным, что не противоречит требованиям статьи 64 Закона о контрактной системе .
Помимо этого, в Приложении 6.1 "Сведения о товарах" раздела 6 "Описание объекта закупки" аукционной документации дополнительно содержится информация о том, что участник закупки должен указать товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Таким образом, представитель Уполномоченного органа пришел к выводу, что доводы Заявителя внутренних противоречиях в аукционной документации, не позволившие Заявителю подать заявку на участие в аукционе, являются необоснованными, решение аукционной комиссии, принявшей решение об отказе ООО "Мармитэкс" в допуске к участию в аукционе, правомерным.
Изучив доводы сторон, Комиссия Управления установила следующее.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Частью 1 раздела 3 аукционной документации установлены аналогичные требования.
Таким образом, участнику закупки необходимо выразить согласие на выполнение работ, указать конкретные значения и наименование страны происхождения используемого товара
Согласно пункту 1 раздела 5 аукционной документации, перечень документов и информации, которые должны содержаться в 1 и 2 частях заявки на участие в электронном аукционе, установлен в разделе 3 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе в электронной форме" настоящей документации.
Как следует из пункта 32 раздела 5 аукционной документации, при подготовке предложения о товарах, в том числе тех, которые будут использоваться участником при выполнении работ, оказании услуг, во избежание ошибок, связанных с неподачей предложения в отношении отдельных товарных единиц, за основу может быть взят раздел 6 "Описание объекта закупки" настоящей документации или необходимая таблица, в нем содержащаяся.
Приложением 6.1 аукционной документации Заказчик установил перечень товаров, используемых при выполнении работ в виде таблицы из четырех позиций, установив минимальные и точные и диапазонные значения.
Согласно примечанию к таблице, участник закупки должен указать товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что отсутствие в таблице приложения 6.1 аукционной документации графы (раздела) "Страна происхождения товара" не может говорить о противоречиях в аукционной документации, поскольку согласно примечанию к таблице наименование страна происхождения товара указывать необходимо.
Кроме того, Законом о контрактной системе императивно установлено требование к указанию в первой части заявки на участие в электронном аукционе страны происхождения товара в отношении конкретного товара.
Заявителем в первой части заявки указано согласие на выполнение работ, предложены песок природный для строительных работ, проволока арматурная из низкоуглеродистой стали, бетон тяжелый, трубы стальные электросварные прямошовные со снятой фреской, их диапазонные и конкретные показатели.
Страна происхождения товара не указана.
Исходя из требований части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
На основании вышеизложенного, нарушения части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе в действиях аукционной комиссии не установлены.
2. Частью 1 статьи 99 Закона о контрактной системе установлено, что в соответствии с Законом о контрактной системе и иными нормативными правовыми актами, правовыми актами, определяющими функции и полномочия государственных органов и муниципальных органов, контроль в сфере закупок осуществляют следующие органы контроля в пределах их полномочий:
1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципального района, органы местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок;
2) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами;
3) органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
При этом согласно пункта 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе, контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график, осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
В связи с тем, что контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, доводы Заявителя в отношении статьи 22 Закона о контрактной системе Комиссией Управления не рассматривались.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "Мармитекс"от 22.07.2016 N1230-ж на действия Заказчика - МКУ "УКС Сургутского района", аукционной комиссии Уполномоченного органа - Администрация Сургутского района (комитет экономического развития) при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по строительству объекта "Внеплощадочные сети тепло-водоснабжения к территории "Гидронамыв" в г.п. Белый Яр Сургутского района" (извещение N0187300014716000481) необоснованной.
2. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Миронов А.Г.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Базанов М.Е.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 29 июля 2016 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.08.2016