Резолютивная часть объявлена 03.08.2016 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 08.08.2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Миронов А.Н. - Заместитель руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Базанов М.Е. - Ведущий специалист-эксперт отдела Управления.
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - не явились, уведомлены надлежащим образом.
рассмотрев жалобу ООО "ЭНЕРГОПРОЕКТ" от 27.07.2016 N1241-ж на действия Заказчика - Администрация городского поселения Талинка при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по актуализации схемы теплоснабжения муниципального образования городское поселение Талинка на 2016-2020 годы и на период до 2030 года (извещение N0187300015416000038) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
Заявитель ссылается на нарушение его прав, в части установления необоснованного требования к участникам закупки о предоставлении лицензии на проведение работ с использованием сведений составляющих государственную тайну и свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в том числе работы по подготовке проектов наружных сетей теплоснабжения и их сооружений, работы по подготовке технологических решений жилых зданий и их комплексов, работы по подготовке технологических решений общественных зданий и сооружений и их комплексов, работы по подготовке технологических решений производственных зданий и сооружений и их комплексов, работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком).
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по актуализации схемы теплоснабжения муниципального образования городское поселение Талинка на 2016-2020 годы и на период до 2030 года (извещение N0187300015416000038) размещены на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении закупок 19.07.2016.
В доводах жалобы Заявитель указал, что в пункте 21.1 Информационной карты Документации электронного аукциона заказчик установил требование к Участникам: копию действующей лицензии на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выданную ФСБ России.
Считает данное требование необоснованным, направленным на ограничение свободной конкуренции по следующим причинам.
Пунктом 20 статьи 2 Федерального закона РФ от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" дано однозначное определение того, что из себя представляет схема теплоснабжения: "схема теплоснабжения - документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования системы теплоснабжения, ее развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности". То есть работа заключается в описании существующей ситуации в сфере теплоснабжения в муниципальном образовании, и оформлении документа, содержащего эту информацию в соответствии со структурой указанной в техническом задании.
Результаты работ в соответствии с п. 12 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 г. N 154 "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения", они будут опубликованы на сайте в открытом доступе и будут рассматриваться в формате публичных слушаний, что исключает возможность использований какой-либо секретной информации их составе.
Заказчик письменно пояснил в возражениях.
Требования о наличии лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, должны быть включены во исполнение норм статьи 17 Закона Российской Федерации от 21.07.1993г. N 5485-1 "О государственной тайне", так как при выполнении работ по актуализации схемы теплоснабжения организацией будут использоваться сведения о расположении головных сооружений водопровода и водопроводов, их питающих (топографические съемки). В соответствии с Указом президента РФ от 30.11.1995г. N 1203 (п.42) сведения о расположении головных сооружений водопровода или водовода, их питающих включены в перечень сведений, отнесенных к государственной тайне.
Согласно положений Постановления Правительства РФ N154 от 22.02.2012 г. "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения" при разработке схем теплоснабжения используются: документы территориального планирования, опорные и адресные планы, кадастровые карты территорий муниципальных образований, схемы, чертежи, сведения о техническом состоянии объектов централизованных систем теплоснабжения. Электронная модель содержит графическое представление объектов системы теплоснабжения с привязкой к топографической основе поселения, городского округа и с полным топологическим описанием связности объектов. Раздел "Предложения по строительству, реконструкции и модернизации объектов теплоснабжения" должен содержать карты, схемы существующего размещения объектов систем теплоснабжения.
Документами территориального планирования, используемых для разработки схем являются, согласно п.п.З п.1 ст. 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральные планы городских округов. Генеральный план городского округа содержит, согласно п.З ст.23 Градостроительного кодекса положение о территориальном планировании, карту размещения объектов местного значения, параметры функциональных зон, объекты электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведение, а так же месторасположение существующих объектов местного значения. В Техническом задании так же указывается на то, что исходными данными для изготовления схемы является генеральный план поселения.
Пунктом 13 Постановления Госстроя РФ от 29.10.2002г. N 150 "Об утверждении инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации определено, что на схеме инженерной инфраструктуры и благоустройства территории показываются существующие головные сооружения и магистральные сети инженерной инфраструктуры - водопровод, канализация и т.д.
Головными сооружениями признаются сооружения, являющиеся источником энергообеспечения застройки, которые служат для забора воды из водоемов, подземных источников и стоят в "голове" - начале водопроводной сети.
Изучив доводы сторон, Комиссия Управления пришла к выводу, что доводы Заявителя не находят своего подтверждения, требование о наличии действующей лицензии на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выданную ФСБ России, установлено правомерно.
2. По второму доводу Заявитель указал следующее.
В Пункте 21.1 Информационной карты Документации электронного аукциона установлено требование к Участникам: обязательное наличие свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в том числе работы по подготовке проектов наружных сетей теплоснабжения и их сооружений, работы по подготовке технологических решений жилых зданий и их комплексов, работы по подготовке технологических решений общественных зданий и сооружений и их комплексов, работы по подготовке технологических решений производственных зданий и сооружений и их комплексов, работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком).
Считаем, что данное требование является неправомерным и направлено на ограничение свободной конкуренции, позиция ФАС по этому вопросу многократно выражалась в решениях по различным регионам. Например, Решение УФАС по Республике Алтай по делу N53-К/14 о нарушении законодательства о контрактной системе (Приложение 1); Решение УФАС по Псковской области по делу N44-64/14 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок (Приложение 2); Решение УФАС по Ставропольскому краю по делу NРЗ-1367-2014 о нарушении законодательства о закупках (Приложение 3); Решение УФАС по Ставропольскому краю по делу NРЗ-1434-2014 о нарушении законодательства о закупках (Приложение 4); Решение Комиссии Ленинградского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов по делу N636-03-4294-РЗ/14 (Приложение 5); Решение УФАС по Удмуртской Республике по делу NАА 07-06/2014-143 3 (Приложение 6); Решение Комиссии УФАС по Тверской области по контролю в сфере закупок N05-6/1-177-2014 (Приложение 7); Решение Комиссии УФАС по Калининградской области по контролю в сфере закупок NКС-252/2014 (Приложение 8).
Свидетельство о допуске необходимо для проведения работ по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком). Работы по разработке схемы теплоснабжения не являются проектными работами.
Во-первых, Пунктом 20 Статьи 2 Федерального закона РФ от 27 июля 2010г. N190-ФЗ "О теплоснабжении" дано однозначное определение того, что из себя представляет схема теплоснабжения:
"схема теплоснабжения - документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования системы теплоснабжения, ее развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности".
Во-вторых, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2012г. N154 "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения", техническим заданием по настоящей закупке установлен перечень и объемы работ, выполнение которых требуется при исполнении контракта. Ни один из пунктов данного перечня не содержит работ, на которые требуется Допуск, в соответствии с перечнем, определённым Приказом Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 209г. N624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства".
В-третьих, В Перечне видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденном Приказом Минрегиона РФ от 30 декабря 2009г. N624, так же отсутствует такой вид работ, как разработка схемы теплоснабжения.
Исходя из изложенного, вышеуказанные требования о наличии у участника размещения заказа и соответственно о предоставлении участником размещения заказа в составе заявки свидетельства о допуске к работам по подготовке проектной документации, содержащего виды работ, указанные в документации электронного аукциона, считаются незаконными.
Заказчик в возражениях указал следующее.
Согласно пункту 20 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010N 190-ФЗ "О теплоснабжении" схема теплоснабжения представляет собой документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования системы теплоснабжения, ее развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Вместе с тем, Закон о теплоснабжении и иные нормативно-правовые акты Российской Федерации не содержат определения понятия "предпроектные материалы".
На основании части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации работы в составе инженерно-геологических изысканий, трассирование линейных объектов, работы по подготовке схемы планировочной организации земельного участка, схемы планировочной организации трассы линейного объекта, схемы планировочной полосы отвода линейного сооружения, конструктивных решений, сведений о наружных сетях инженерно- технического обеспечения, о перечне инженерно-технических мероприятий, проектов наружных сетей теплоснабжения и их сооружений входят в Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, а, следовательно, требуют наличия свидетельства саморегулируемой организации о допуске к указанным видам работ.
Под линейным объектом (сооружением) в силу Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87, принято понимать газопровод, водопровод, канализацию, теплотрассу, линии связи, электричества, метрополитена и т.д.
Под трассированием линейных объектов понимается комплекс инженерных и геодезических мероприятий по изысканию трассы.
Согласно пункту 2.1 технического задания документации об Аукционе в состав разделом схемы теплоснабжения включен раздел 5 "Предложения по строительству и реконструкции тепловых сетей", в состав обосновывающих материалов - глава 7 "Предложения по строительству и реконструкции тепловых сетей и сооружений на них".
Выполнение работ по подготовке предложений по строительству и реконструкции тепловых сетей и объектов на них фактически невозможно без выполнения работ, указанных в пунктах 1.2, 1.2, 3, 5.1 Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденного Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624.
Изучив доводы сторон, Комиссия Управления пришла к выводу, что нарушения Закона о контрактной системе в действиях Заказчика отсутствуют.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "ЭНЕРГОПРОЕКТ" от 27.07.2016 N1241-ж на действия Заказчика - Администрация городского поселения Талинка при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по актуализации схемы теплоснабжения муниципального образования городское поселение Талинка на 2016-2020 годы и на период до 2030 года (извещение N0187300015416000038) необоснованной.
2. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Миронов А.Н.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Базанов М.Е.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 3 августа 2016 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.08.2016