Резолютивная часть объявлена 08.08.2016 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 11.08.2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Миронов А.Н. - Заместитель руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Базанов М.Е. - Ведущий специалист-эксперт отдела Управления.
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - не явились, уведомлены надлежащим образом.
рассмотрев жалобу ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ" от 01.08.2016 N1259-ж на действия Заказчика - БУ "Сургутская городская клиническая больница" при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по текущему ремонту помещений здания Педиатрического отделения N 3, по ул.Губкина 1, стр. N 3 (извещение N0387200029416000040) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика.
1. Заказчиком в пп. 2 п. 17 Информационной карты установлено требование об отсутствии сведений об участнике электронного аукциона в реестре недобросовестных поставщиков, сформированном в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Федерального закона РФ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О Контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Локальные сметные расчеты содержат ссылки на конкретные торговые знаки товаров (материалов), вместе с тем, значения эквивалентности не установлены.
3. В нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе Заказчиком не установлены надлежащие требования о заполнении первой части заявки в соответствии с положениями подпункта "а" пункта 3 части 3 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе в отношении конкретных положений технического задания, в которых указаны конкретные торговые знаки.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по текущему ремонту помещений здания Педиатрического отделения N 3, по ул.Губкина 1, стр. N 3 (извещение N0387200029416000040) размещены на официальном сайте единой информационной системы 28.06.2016.
Как указал Заявитель, согласно части 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
В соответствии с частью 21 статьи 112 Закона о контрактной системе в течение двух лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона заказчик вправе устанавливать при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) требование об отсутствии сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков, сформированном в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 114 Федерального закона о контрактной системе установлено, что настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2014 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.
Заказчиком в пп. 2 п. 17 Информационной карты установлено требование об отсутствии сведений об участнике электронного аукциона в реестре недобросовестных поставщиков, сформированном в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Федерального закона РФ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О Контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Данное требование, противоречит нормам Закона о контрактной системе.
Изучив документацию электронного аукциона, Комиссия Управления установила, что в документацию, в части требований об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков, внесены изменения, документация электронного аукциона приведена в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе.
Таким образом, на момент рассмотрения жалобы нарушения Закона о контрактной системе Заказчиком устранены.
При этом, Комиссия Управления считает необходимым отметить, что данное нарушение не влечет нарушения прав участников.
2. 3. По второму доводу Заявитель указал, что в соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно подпункту "а" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара
Согласно п. 22 Информационной карты документации об аукционе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие сведения:
- согласие, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным в локальных сметах части II "ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ" настоящей документации, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
При этом локальные сметные расчеты содержат ссылки на конкретные торговые знаки товаров (материалов), например "Панели потолочные акустические ISOVER" (п. 24 ЛСР N1), "Грунтовка "Бетоконтакт" (КНАУФ)" (п. 30 ЛСР N1), "Смесь штукатурная "Ротбанд"" (п. 32 ЛСР N1), "Шпатлевка Ветонит LR" (п. 36 ЛСР N1) и другие.
Как следует из технического задания, товарные знаки, встречающиеся в локальном сметном расчете, приведены для обоснования расчетов и, при выполнении работ могут применяться аналогичные материалы, с соответствующими характеристиками.
Вместе с тем, в техническом задании, локальных сметных расчетах, в отношении товаров, которые содержат указание на товарный знак, не установлены значения эквивалентности, предусмотренные пп. "а" п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Таким образом, участникам закупки, в том числе Заявителю, не предоставляется возможным предложить товар, эквивалентный указанному в документации о таком аукционе.
На основании вышеизложенного, Заявитель делает выводы о наличии в действиях Заказчика усматривается нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе Заказчиком не установлены надлежащие требования о заполнении первой части заявки в соответствии с положениями подпункта "а" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в отношении конкретных положений технического задания, в которых указаны конкретные торговые знаки.
Изучив документацию электронного аукциона, Комиссия Управления установила, что в документацию, в части не установления конкретных показателей товаров с конкретными торговыми марками, в отношении которых, участники могли бы предложить товар с показателями, соответствующими значениям эквивалентности, по предписанию Ханты-Мансийского УФАС России по жалобе ИП Новохатского А.В. от 14.07.2016 N1182-ж Заказчиком внесены изменения, приложением N1 к техническому заданию утвержден перечень товаров, в отношении которого участникам необходимо подавать первые части заявок в соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе. Поскольку описание товара в указанном перечне ссылок на торговые знаки не содержит, то отсутствует необходимость подачи заявок в соответствии с подпунктом "а" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что доводы Заявителя не находят своего подтверждения, нарушения пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в действиях Заказчика не установлены.
4. В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает в том числе единое требование к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частями 4 - 5.1 статьи 48, 2 - 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации заказчик при осуществлении закупок на выполнение работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства устанавливает в документации о закупке требования к участникам закупок о наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства, а в закупках на выполнение работ по подготовке проектной документации - выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации подготовки проектной документации.
Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Техническим заданием предусмотрены работы, указанные в Перечне, утвержденном Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624.
Следовательно, условием допуска к участию в электронном аукционе должно являться наличие у участника закупки свидетельства о допуске к работам по организации строительства. При этом требование о наличии у участника закупки свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (за исключением работ по организации строительства) не соответствует части 3 статьи 52 ГрК РФ и является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Требования к работам по организации строительства аукционной документацией не установлены, что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Техническим заданием и проектом контракта установлены требования о наличии у подрядчика лицензии МЧС.
В соответствии с письмом Федеральной антимонопольной службы от 07.07.2011 NИА/26163 "О требованиях к участникам размещения заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объекта капитального строительства" согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией (например, услуги по сбору, транспортировке отходов, услуги по монтажу пожарной сигнализации). В случае, если в один лот со строительными работами включены иные работы или услуги, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии и которые могут выполняться (оказываться) посредством привлечения иных лиц (субподрядчиков), обладающих соответствующей лицензией (например, услуги по сбору, транспортировке отходов; услуги по монтажу пожарной сигнализации), то установление требования о выполнении таких работ или услуг лицом, осуществляющим строительство, лично и, соответственно, установление требования о предоставлении в составе заявки на участие в торгах копии соответствующей лицензии является нарушением части 4 статьи 11, части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов, а также статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Аналогичная позиция изложена в письме ФАС России NАЦ/61741/15 от 06.11.2015г.
В соответствии с требованиями части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
При таких обстоятельствах, включение требований о наличии лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений к участникам закупки является неправомерными, в связи с чем, данные действия Заказчика нарушают положения пункта 1 части 1 статьи 31 и части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ" от 01.08.2016 N1259-ж на действия Заказчика - БУ "Сургутская городская клиническая больница" при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по текущему ремонту помещений здания Педиатрического отделения N 3, по ул.Губкина 1, стр. N 3 (извещение N0387200029416000040) необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - БУ "Сургутская городская клиническая больница" нарушения пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 2 части 5 статьи 66, части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание Заказчику - БУ "Сургутская городская клиническая больница" не выдавать в связи с ранее выданным предписанием по рассмотрению жалобы ООО "СТРОЙИНДУСТРИЯ" от 03.08.2016 N1274-ж.
4. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Миронов А.Н.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Базанов М.Е.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 8 августа 2016 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.08.2016