Резолютивная часть объявлена 22.08.2016 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 25.08.2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Миронов А.Н. - Заместитель руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Базанов М.Е. - Ведущий специалист-эксперт отдела Управления.
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Уполномоченного органа - Старостенко Т.И. по доверенности N124/1-01Д от 19.08.2016.
рассмотрев жалобу ОАО "НижневартовскНИПИнефть" от 15.08.2016 N1320-ж на действия Заказчика - Администрация города Нижневартовска, Уполномоченного органа - Управление муниципальных закупок администрации города Нижневартовска при проведении открытого конкурса, предметом которого является выполнение работ по подготовке проекта планировки территории и проекта межевания территории Восточной коммунально-складской зоны города Нижневартовска (извещение N0187300001216000290) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении открытого конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в конкурсной документации необоснованные требования к участникам закупки, ведущие к ограничению количества участников.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Извещение и конкурсная документация открытого конкурса, предметом которого является выполнение работ по подготовке проекта планировки территории и проекта межевания территории Восточной коммунально-складской зоны города Нижневартовска (извещение N0187300001216000290) размещены на официальном сайте единой информационной системы 26.07.2016.
В доводах жалобы Заявитель указал следующее.
Заказчиком в качестве показателей критерия оценки заявок участников "квалификация участников закупки" были установлены требования о наличии опыта участника закупки по успешному выполнению работы сопоставимого характера и объема, а именно: по успешному выполнению работ по подготовке проектов планировки и проектов межевания территории уровня городских округов и выше. а также требования к деловой репутации участника закупки в части наличия положительных отзывов заказчиков о выполненных участником закупки работах по подготовке проектов планировки и проектов межевания территории уровня городских округов и выше.
При этом в ответах на запросы заявителя о разъяснении положений конкурсной документации заказчик пояснил, что при оценке конкурсных заявок участников будет учитываться опыт выполнения работ по подготовке проектов планировки и межевания территорий городских округов, административных центров субъектов РФ, городов федерального значения, городских агломераций. Однако, наличие у участника закупки опыта выполнения работ по подготовке проектов планировки и межевания территорий лицензионных участков нефтяных месторождений, расположенных в границах городских округов или муниципальных районов, учитываться не будет, поскольку выполнение указанных работ осуществлялось не в целях развития непосредственно городской территории.
Однако, статьями 42.43 Градостроительного кодекса РФ определены понятия "проект планировки территории", "проект межевания территории" без применения разграничения по признаку "цель разработки", а также установлены единые требования к составу указанных проектов независимо от цели их разработки (развитие городской либо иной территории).
Кроме того, для проектов планировки территории, подготовка которых осуществляется на основании документов территориального планирования ХМАО - Югры. муниципальных образований ХМЛО - Югры, единые требования к их составу и содержанию независимо от цели разработки установлены Постановлением Правительства ХМЛО - Югры от 13.06.2007г. N 153-п.
Необходимо также учесть, что статьей 45 Градостроительного кодекса РФ определен единый порядок согласования и утверждения документации по планировке территории независимо от целей разработки указанной документации.
Таким образом, установление заказчиком вышеуказанных критериев незаконно ограничивает количество возможных участников конкурса и доступ к участию в открытом конкурсе, поскольку ни объем, ни наличие необходимого опыта выполнения работ по подготовке проектов планировки и межевания территорий, ни качество указанных работ не могут быть определены в зависимости от целей разработки проектов (развитие непосредственно городской территории или развитие территории нефтяных месторождений, расположенных в границах городских округов или муниципальных районов).
Установление заказчиком в качестве критерия оценки заявок наличие опыта выполнения работ уровня городского округа и выше в целях развития территории города ставит в преимущественное положение хозяйствующих субъектов, имеющих опыт выполнения работ по подготовке проектов планировки и межевания территорий для развития территории города, перед хозяйствующими субъектами, которые такого опыта не имеют либо имеют опыт выполнения работ по подготовке проектов планировки и межевания территорий уровня городских округов и выше, но не для целей развития непосредственно городской территории, что нарушает положения ч. 3 ст. 33, п. 4 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 05.04.2013г. 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Кроме того, заказчиком при установлении в качестве показателей критерия оценки заявок участников "квалификация участников закупки" требования о наличии опыта участника закупки по успешному выполнению работы сопоставимого характера и объема было определено, что выполненной работой сопоставимого характера и объема считается выполненная участником закупки работа по подготовке проекта планировки и проекта межевания уровня городского округа и выше с ценой контракта не менее 20% от начальной (максимальной) цены контракта, указанной в конкурсной документации.
Однако, в соответствии с ч. 2 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44- ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" указанное дополнительное требование устанавливается только для участников следующих видов закупок: конку рсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов.
Кроме того. Постановлением Правительства от 04.02.2015г. N 99 предусмотрено, что дополнительные требования устанавливаются для участников вышеприведенных видов закупок строительных работ (разработка проектов гражданского строительства, код ОКДП 2 - 42) только в случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 000 000,00 рублей. Таким образом, поскольку закупка проводится в виде открытого конкурса и начальная (максимальная) цена контракта не превышает 10 000 000,00 рублей, установление заказчиком требования к наличию опыта по выполнению работ сопоставимого характера и объема с ценой контракта не менее 20% от начальной (максимальной) цены контракта, указанной в конкурсной документации, является неправомерным.
Таким образом, установление заказчиком вышеуказанных критериев оценки заявок нарушает предусмотренный ст. 8 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44- ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" принцип создания равных условий участникам закупок для обеспечения добросовестной конкуренции.
Представитель Уполномоченного органа пояснил Комиссии Управления.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительные требования к участникам закупки устанавливаются в случаях, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а такж:е документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям^) (далее - постановление N99). Данное постановление устанавливает исчерпывающий перечень таких случаев.
Учитывая, что работы, являющиеся предметом данной закупки, не включены в постановление N99, какие-либо дополнительные требования к участникам закупки конкурсной документацией не установлены, что подтверждается пунктом 20 Информационной карты (часть II конкурсной документации).
Таким образом, конкурсной документацией дополнительные требования к участникам не установлены, соответственно, участником закупки может стать любое лицо) соответствующее обязательным требованиям, независимо от наличия у него опыта выполнения работ.
Согласно части 3 статьи 24 Закона о контрактной системе под конкурсом понимается "способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта". С целью выявления лучших условий исполнения контракта конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе на основе критериев, указанных в конкурсной документации (часть 5 статьи 53 Закона о контрактной системе, пункт 3 постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров., работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд) (далее - Правила).
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе Заказчиком в конкурсной документации (пункт 35 Информационной карты) установлены следующие критерии оценки заявок на участие в конкурсе:
1) Цена контракта - 60%.
2) Квалификация участников закупки - 40%.
Согласно пункту 27 Правил предусмотрены показатели, раскрывающие содержание критерия "Квалификация участников закупки", одним из которых является "Опыт участника закупки по успешному выполнению работы сопоставимого характера и объема".
То есть, ссылка участника закупки ОАО "НижневартовскНИПИнефть" на нарушения положений части 3 статьи 33 и пункта 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе является несостоятельной, так как конкурсной документацией не установлены дополнительные требования к наличию у участника опыта выполнения работ, влекущие за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе, поскольку информация о наличии у участника опыта выполнения работ является качественным показателем, установленным в соответствии со статьей 32 Закона о контрактной системе, и служит для выявления победителя, предлагающего лучшие условия исполнения контракта.
В Приложении 1 к Информационной карте определено, что "Выполненной работой сопоставимого характера и объема считается выполненная участником закупки работа по подготовке проекта планировки и проекта межевания уровня городских округов и выше с ценой контракта не менее 20% от начальной (максимальной) цены контракта, указанной в конкурсной документации".
Исходя из того, что Закон о контрактной системе, как и Правила, не устанавливает условия определения сопоставимости работ и цены контракта таких работ, Заказчик самостоятельно раскрывает содержание, определяющее сопоставимость имеющегося у участника закупки опыта выполнения работ с предметом осуществляемой закупки, и самостоятельно устанавливает процентное соотношение такой цены от начальной (максимальной) цены контракта, указанной в конкурсной документации.
При определении сопоставимости работ Заказчик учитывал следующее.
Предметом работы сопоставимого характера должны являться работы по подготовке проектов планировки и межевания, разработанные в целях устойчивого развития территории города, его планировочных элементов (районов, кварталов, микрорайонов). Такие проекты решают задачи обеспечения нормативных значений показателей жизнедеятельности населения города, заложенных генеральным планом, - развитие и упорядочение планировочных элементов города, инженерной и транспортной инфраструктур, размещения объектов жилищного строительства, социального и производственного назначений.
Проекты планировки и межевания территорий лицензионных участков нефтяных месторождений, расположенных в границах городских округов или муниципальных районов, подготавливаются в целях развития нефтедобывающей отрасли и решают .задачи иного характера, несопоставимого с предметом закупки.
Критерий выполнения работ сопоставимого характера относится к опыту подготовки проектов планировки и межевания уровня городских округов и выше, к которым были отнесены:
- городские округа - муниципальные образования республиканского краевого, окружного, областного подчинения, не входящие в состав муниципальных районов;
- административные центры субъектов Российской Федерации;
- города федерального значения - Москва, Санкт-Петербург, Севастополь а также городские агломерации.
Положения статей 42, 43, 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, требования постановления Правительства ХМАО - Югры от 13.06.2007 N153-п, разработанного в соответствии с частью 8 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, определяют состав, содержание и порядок утверждения документации по планировке территории. Требования, установленные нормативной правовой базой, являются едиными для документации по планировке, подготовленной в отношении территорий любого уровня Российской Федерации. Точно такими требованиями должен руководствоваться исполнитель работ по предмету закупки.
Градостроительный кодекс не устанавливает конкретные цели и задачи проектов планировки и межевания, разрабатываемых в отношении выбранных элементов планировочной структуры. Такие цели устанавливаются на основании документов территориального планирования, а именно решений, принятых в отношении развития территорий, в нашем случае - городского округа. То есть, цели и задачи документации по планировке территории Восточной коммунально-складской зоны города Нижневартовска определяются в зависимости от первоочередных потребностей органов местного самоуправления на основании утвержденных решений генерального плана города. Пунктами 7 и 8 Технического задания, являющегося III частью конкурсной документации, определены конкретные цели и задачи проектов планировки и межевания и их проектные решения. Генеральный план города Нижневартовска не содержит мероприятий по развитию нефтегазодобывающего комплекса, а лишь отражает территории лицензионных участков и размещение объектов нефтегазодобывающей отрасли в границах городского округа.
Все вышесказанное поясняет значение сопоставимости работ в соответствии с предметом конкурса для возможности оценки опыта выполнения работ, в противном случае теряется смысл установления данного критерия для оценки заявок с целью выявления участника, имеющего высокую квалификацию по выполнению работ, аналогичных предмету конкурса.
Изучив доводы сторон, Комиссия Управления установила следующее.
Частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Одним из принципов проведения открытого конкурса, предусмотренным статьей 8 Закона о контрактной системе является обеспечение конкуренции - как указано в законе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе предусматривает, что конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
Часть 8 статьи 32 Закона о контрактной системе устанавливает, что порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, определяется Правительством Российской Федерации.
Во исполнение вышеуказанной нормы Закона о контрактной системе Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N1085 утверждены "Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки).
В целях указанных Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке критерии оценки, характеризующиеся как стоимостные (пункт "а") и как нестоимостные (пункт "б") критерии оценки (пункт 4 Правил).
К характеризующимся как стоимостные критерии оценки относится цена контракта (подп. "а" п. 4 Правил).
К характеризующимся как нестоимостные критерии оценки относится квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (подп. "б" п. 4 Правил).
В силу пункта 10 Правил оценки в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 27 Правил оценки заявок определено, что показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Согласно п. 28 Правил оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 настоящих Правил.
Предметом закупки является выполнение работ по подготовке проекта планировки территории и проекта межевания территории Восточной коммунально-складской зоны города Нижневартовска.
Установление Заказчиком в конкурсной документации условия о том, что при определении опыта оказания услуг будет учитывается опыт участника выполнения работ по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема: опыт выполнения работ по подготовке проектов планировки и проектов межевания территорий уровня городских округов и выше (копии государственных и муниципальных контрактов, гражданско-правовых договоров) за последние 3 года, предшествующих дате подачи заявки на участие в конкурсе, не ставит в неравные условия участников конкурса, не ограничивает конкуренцию, а направлено по своему характеру на раскрытие содержания соответствующего подкритерия оценки - опыт выполнения работ по подготовке проектов планировки и проектов межевания территорий уровня городских округов и выше, что также отвечает предмету конкурса и характеру деятельности именно Заказчика.
На основании вышеизложенного, в действиях Заказчика отсутствуют нарушения Закона о контрактной системе.
Доводы Заявителя о нарушении Заказчиком части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99, в части установления заказчиком требования к наличию опыта по выполнению работ сопоставимого характера и объема с ценой контракта не менее 20% от начальной (максимальной) цены контракта, указанной в конкурсной документации, не находят своего подтверждения, поскольку Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 установлены дополнительные требования к участникам закупок в соответствии со статьей 31 Закона о контрактной системе, а Заказчиком установлены требования в соответствии со статьей 32 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N1085.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ОАО "НижневартовскНИПИнефть" от 15.08.2016 N1320-ж на действия Заказчика - Администрация города Нижневартовска, Уполномоченного органа - Управление муниципальных закупок администрации города Нижневартовска при проведении открытого конкурса, предметом которого является выполнение работ по подготовке проекта планировки территории и проекта межевания территории Восточной коммунально-складской зоны города Нижневартовска (извещение N0187300001216000290) необоснованной.
2. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Миронов А.Г.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Базанов М.Е.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 22 августа 2016 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.08.2016