Резолютивная часть объявлена 29.08.2016 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 01.09.2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Иванов В.П. - Заместитель руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Воронцова А.Ю. - Эксперт отдела Управления.
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Уполномоченного органа - не явились, уведомлены надлежащим образом.
рассмотрев жалобу ООО "ФедералПресс" от 22.08.2016 N1345-ж на действия Заказчика - Дума города Нижневартовска, Уполномоченного органа - Управление муниципальных закупок администрации города Нижневартовска при проведении запроса котировок, предметом которого является оказание услуг по подготовке и организации комплексного размещения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайтах информационных агентств материалов о деятельности главы города Нижневартовска, депутатов Думы города Нижневартовска, контрольно-счетного органа муниципального образования и иной информации (извещение N0187300001216000311) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении запроса котировок.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего необоснованные требования к составу документов, которые необходимо предоставить в составе котировочной заявки.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 72 Закона о контрактной системе под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта.
Извещение о проведении запроса котировок, предметом которого является оказание услуг по подготовке и организации комплексного размещения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайтах информационных агентств материалов о деятельности главы города Нижневартовска, депутатов Думы города Нижневартовска, контрольно-счетного органа муниципального образования и иной информации (извещение N0187300001216000311) размещены на официальном сайте единой информационной системы 15.08.2016.
Как следует из доводов жалобы, извещение о проведении запроса котировок содержит пункт 9 (страница 5 документации):
"Исчерпывающий перечень документов, которые должны быть предоставлены участником запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе: копии действующих свидетельств о регистрации каждого информационного агентства (со всеми приложениями к ним), предлагаемого для размещения материалов по данной закупке."
ООО "ФедералПресс" считает, что данное положение извещения запроса котировок противоречит п.З ст. 73 Федерального закона N 44 от 05.04.2013г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Далее - Федеральный закон), а именно: пункт Федерального закона содержит исчерпывающий перечень документов (информации) которую Заказчик может потребовать предоставить в составе заявки от участника запроса котировок. В данном пункте нет положений, которые бы предоставляли возможность Заказчику запрашивать документы, подтверждающие соответствие участника запроса котировок, требованиям, предусмотренным п.1. части 1 статьи 31 Федерального закона.
Кроме того п.4. ст. 73 Федерального закона содержит прямой запрет запрашивать у частника запроса котировок иные документы, помимо документов, предусмотренных п.З. ст.73 Федерального закона.
Иными словами, Заказчик пренебрегая положениями Федерального закона требует от участников Запроса котировок предоставить в составе заявки документы, подтверждающие соответствие п.1 ч. 1 ст.31, а именно: копии действующих свидетельств о регистрации каждого информационного агентства (со всеми приложениями к ним), предлагаемого для размещения материалов по данной закупке.
Мнение ООО "ФедералПресс", относительно документации Запроса котировок, аналогично мнению Министерства экономического развития РФ в Письме от 31.12.2014г. N Д28и-2918 (Приложение N 1).
Из формулировки, указанной Заказчиком в Извещении о проведении запроса котировок: "Исчерпывающий перечень документов, которые должны быть предоставлены участником запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе: копии действующих свидетельств о регистрации каждого информационного агентства (со всеми приложениями к ним), предлагаемого для размещения материалов по данной закупке." можно сделать вывод, что данные документы подаются именно на этапе подачи заявки на участие в запросе котировок, а не по завершению закупочной процедуры - победителем.
Исходя из указанного выше, Заявитель пришел к выводу, что документация запроса котировок на Оказание услуг по подготовке и организации комплексного размещения в информационно- телекоммуникационной сети Интернет на сайтах информационных агентств материалов о деятельности главы города Нижневартовска, депутатов Думы города Нижневартовска, контрольно-счетного органа муниципального образования и иной информации содержит нарушение действующего законодательства РФ, что выражается в ограничении количества участник, которые бы могли принять участие в закупке.
Уполномоченный орган письменно возразил следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки Заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе требование о соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе извещение о проведении запроса котировок (далее - Извещение) должно содержать требования, установленные пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В связи с чем, на основании Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N2124-1 "О средствах массовой информации", пунктом 6 Извещения установлены требования о наличии у участника закупки действующего свидетельства о регистрации каждого информационного агентства, предлагаемого для размещения материалов по данной закупке, и в пункте 9 Извещения воспроизведены нормы закона, обязывающие определить исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участником закупки.
Таким образом, извещение о проведении запроса котировок на оказание услуг по подготовке и организации комплексного размещения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайтах информационных агентств материалов о деятельности главы города Нижневартовска, депутатов Думы города Нижневартовска, контрольно-счетного органа муниципального образования и иной информации, составлено в соответствии с требованиями, установленными Законом о контрактной системе.
Частью 3 статьи 73 Закона о контрактной системе установлен перечень информации и документов, которые должна содержать заявка на участие в запросе котировок.
В соответствии с частью 4 статьи 73 Закона о контрактной системе требовать от участника запроса котировок предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частью 3 статьи 73 Закона о контрактной системе информации и документов, не допускается.
Учитывая, что частью 3 статьи 73 Закона о контрактной системе не предусмотрено содержание в составе заявки на участие в запросе котировок документов, предоставление которых участником является обязательным согласно пункту 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе, Извещение содержит Форму Заявки на участие в запросе котировок (Приложение 4 к извещению о проведении запроса котировок), в которой не предусмотрено приложение каких-либо информации и документов участником закупки.
Таким образом, хотя Извещением и установлены требования к участникам в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, предоставление документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, в составе заявки не предусмотрено; ссылка участника закупки ООО "ФедералПресс" на противоречие положений Извещения части 3 статьи 73 Закона о контрактной системе является несостоятельной.
Кроме того, при рассмотрении котировочных заявок не учитывается наличие (отсутствие) документов, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, соответственно, ограничение количества участников - не допускается.
На основании вышеизложенного, Уполномоченный орган считает, что Извещение о проведении запроса котировок соответствует всем требованиям действующего законодательства о контрактной системе и просим признать жалобу необоснованной.
Изучив доводы сторон Комиссия Управления установила следующее.
Пунктом 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе установлено требование об указании в извещении исчерпывающего перечня документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Частью 3 статьи 73 Закона о контрактной системе установлены требования к составу заявок, согласно которому заявка на участие в запросе котировок должна содержать наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), банковские реквизиты участника закупки, а также следующие информацию и документы:
1) согласие участника запроса котировок исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок, наименование и характеристики поставляемого товара в случае осуществления поставки товара;
2) предложение о цене контракта;
3) документы, подтверждающие право участника запроса котировок на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона, или копии таких документов;
4) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника запроса котировок;
5) декларацию о принадлежности участника запроса котировок к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона;
6) документы, подтверждающие соответствие предлагаемых участником запроса котировок товара, работы или услуги условиям допуска, запретам на допуск, ограничениям допуска в случае, если такие условия, запреты, ограничения установлены заказчиком в извещении о проведении запроса котировок в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, либо заверенные копии данных документов.
В силу части 4 статьи 73 Закона о контрактной системе, требовать от участника запроса котировок предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частью 3 настоящей статьи информации и документов, не допускается.
Таким образом, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе требования необходимо указывать в извещении о проведении запроса котировок, требовать указанные документы в составе котировочной заявки не допускается.
К извещению, сформированному программно-аппаратным комплексом официального сайта единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) прикреплено извещение о проведении запроса котировок, утвержденное начальником управления муниципальных закупок администрации города и исполняющим обязанности главы города Нижневартовска.
Пунктом 9 указанного извещения установлено требование об исчерпывающем перечне документов, которые должны быть предоставлены участником запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе: копии действующих свидетельств о регистрации каждого информационного агентства (со всеми приложениями к ним), предлагаемого для размещения материалов по данной закупке, что не противоречит пункту 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе.
Приложением 4 к извещению о проведении запроса котировок утверждена форма заявки на участие в запросе котировок.
В данной заявке требование о предоставлении документов в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе: копии действующих свидетельств о регистрации каждого информационного агентства, отсутствует.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу об отсутствии в действиях Заказчика и Уполномоченного органа нарушения части 4 статьи 73 Закона о контрактной системе, в части установления неправомерных требований о предоставлении участником запроса котировок документов и информации, не предусмотренных частью 3 статьи 73 Закона о контрактной системе.
2. В извещении о проведении запроса котировок, утвержденном начальником управления муниципальных закупок администрации города и исполняющим обязанности главы города Нижневартовска, установлены требования к участникам запроса котировок, предусмотренные пунктами 1, 3-5, 7-10 части 1, частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, согласно части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться следующая информация:
1) информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 настоящего Федерального закона (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также в пункте 8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона;
2) форма заявки на участие в запросе котировок, в том числе подаваемой в форме электронного документа;
3) место, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок;
4) информация о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель запроса котировок или иной участник запроса котировок, с которым заключается контракт при уклонении победителя запроса котировок от заключения контракта, должен подписать контракт, условия признания победителя запроса котировок или иного участника запроса котировок уклонившимися от заключения контракта;
5) информация о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 настоящего Федерального закона;
6) преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Таким образом, в нарушение части 1 статьи 73, части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок, утвержденном начальником управления муниципальных закупок администрации города и исполняющим обязанности главы города Нижневартовска, установлены требования к участникам запроса котировок, предусмотренные пунктами 3-5, 7-10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. В соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 73 Закона о контрактной системе заявка на участие в запросе котировок должна содержать декларацию о принадлежности участника запроса котировок к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона.
В извещении, сформированном программно-аппаратным комплексом официального сайта единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru), установлено ограничение, предусмотренного частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе.
В нарушение пункта 5 части 3 статьи 73 Закона о контрактной системе, форма заявки (Приложением 4 к извещению о проведении запроса котировок) не содержит требований о предоставлении декларации о принадлежности участника запроса котировок к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Согласно части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
По мнению Комиссии Управления, нарушения Закона о контрактной системе в сфере закупок, допущенные Заказчиком не влияют на результаты запроса котировок, в связи с чем необходимость выдачи предписания отсутствует, что соответствует требованиям Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "ФедералПресс" от 22.08.2016 N1345-ж на действия Заказчика - Дума города Нижневартовска, Уполномоченного органа - Управление муниципальных закупок администрации города Нижневартовска при проведении запроса котировок, предметом которого является оказание услуг по подготовке и организации комплексного размещения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайтах информационных агентств материалов о деятельности главы города Нижневартовска, депутатов Думы города Нижневартовска, контрольно-счетного органа муниципального образования и иной информации (извещение N0187300001216000311) необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - Дума города Нижневартовска, Уполномоченного органа - Управление муниципальных закупок администрации города Нижневартовска нарушение части 1 статьи 73, части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, в части установления извещением о проведении запроса котировок требований к участникам, не предусмотренных законом.
3. Признать в действиях Заказчика - Дума города Нижневартовска, Уполномоченного органа - Управление муниципальных закупок администрации города Нижневартовска нарушение пункта 5 части 3 статьи 73 Закона о контрактной системе.
4. Обязательное для исполнения предписание не выдавать.
5. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе к административной ответственности.
6. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Иванов В.П.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Воронцова А.Ю.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 29 августа 2016 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.09.2016