Резолютивная часть объявлена 29.08.2016 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 01.09.2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Иванов В.П. - Заместитель руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Воронцова А.Ю. - Эксперт отдела Управления.
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - не явились, уведомлены надлежащим образом.
рассмотрев жалобу АНО УМЦ ДПО "Статус" от 22.08.2016 N1346-ж на действия единой комиссии Заказчика - БУ "Радужнинская городская больница" при проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по специальному обучению по курсам: "Ежегодные занятия с водителями автотранспортных средств"; "Пожарно-технический минимум для руководителей и лиц, ответственных за пожарную безопасность и проведение противопожарных инструктажей учреждений здравоохранения";"Повышение квалификации электротехнического персонала по электробезопасности ;" Лифтер";"Обучение и проверка знаний по охране труда специалистов и руководителей служб охраны труда организаций";"Допуск к работе лиц, обслуживающих сосуды, работающие под давлением (извещение N0387200028616000156) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия единой комиссии при проведении электронного аукциона.
Заявитель считает, что его права и законные интересы нарушены действиями единой комиссии, принявшей необоснованное решение о признании заявки Заявителя несоответствующей требованиям аукционной документации (нарушения части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе).
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по специальному обучению по курсам: "Ежегодные занятия с водителями автотранспортных средств"; "Пожарно-технический минимум для руководителей и лиц, ответственных за пожарную безопасность и проведение противопожарных инструктажей учреждений здравоохранения";"Повышение квалификации электротехнического персонала по электробезопасности ;"Лифтер";"Обучение и проверка знаний по охране труда специалистов и руководителей служб охраны труда организаций";"Допуск к работе лиц, обслуживающих сосуды, работающие под давлением (извещение N0387200028616000156) размещены на официальном сайте единой информационной системы 29.07.2016.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 16.08.2016 N0387200028616000156-3 заявка Заявителя N1 признана несоответствующей требованиям документации по следующим основаниям: отсутствует документ подтверждающий соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ (копия лицензии - Приложение).
В доводах жалобы Заявитель указал, что данное отклонение заявки является необоснованным, поскольку предоставленная копия лицензии, несмотря на отсутствие приложений, содержала все сведения, необходимые комиссии для удостоверения того, что АНО УМЦ ДПО "Статус" является организацией, имеющей лицензию на осуществление образовательной деятельности.
Как видно из определения "лицензия" (ФЗ от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"), основное назначение лицензии - удостоверить право на занятие определенным видом деятельности. Предоставленная копия содержала эту информацию, из копии видно, какая лицензия предоставлена и кому. Кроме того, реестр лицензий находится в открытом доступе на сайте Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор РФ). Основная лицензия на образовательную деятельность, не может быть признана недействующей без Приложений к ней, это Приложения без основной Лицензии могут быть признаны недействующими.
В соответствии с п.З ч.5 ст.66 Федерального закона от 05.04.2013 года 44-ФЗ вторая часть заявки должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром. Аналогичное требование содержится и в п.22 информационной карты документации об аукционе.
В п.23 документации об аукционе установлено, что "...Все документы, входящие в состав заявки на участие в электронном аукционе, должны иметь четко читаемый текст.
Сведения, содержащиеся в заявке на участие в электронном аукционе, не должны допускать двусмысленных толкований"
Исходя из вышеизложенного, считаем, что лицензия АНО УМЦ ДПО "Статус" на осуществление образовательной деятельности, представленная в составе второй части заявки, содержала полную информацию, достаточную для подтверждения соответствия требованиям п.З ч.5 ст.66 Федерального закона от 05.04.2013 года 44-ФЗ и п.22 информационной карты аукционной документации. Более того, все необходимые сведения относительно лицензии находятся в свободном доступе на сайте Рособрнадзора РФ. Считаем отклонение второй части заявки Заявителя, формальной отговоркой Заказчика, а также считаем, что имеется предварительный сговор между Заказчиком и участником под N2 относительно определения ЧОУ ВУЦ "Нефтяник" ДПО - победителем.
Таким образом, просим признать незаконными действия аукционной комиссии при отклонении второй части заявки АНО УМЦ ДПО "Статус".
Заказчик письменно возразил следующее.
Частью 1 статьи 69 Закона о контрактной системе установлено, что аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Согласно части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе Заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1 1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона 44-ФЗ во второй части заявки участник обязан представить документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3-9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ГОСТа Р 7.0.8-2013 "СИБИД. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения":
· Копия документа - документ, несущий информацию, аналогичную, содержащейся в подлиннике;
· Копия документа в электронном виде или электронная копия документа - электронная форма документа, полностью повторяющая подлинник.
На основании п.3 ч.4 ст 1 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ " О лицензировании отдельных видов деятельности" образовательная деятельность подлежит обязательному лицензированию (далее Закон N99-ФЗ).
Таким образом пунктом 22 документации об электронном аукционе Заказчиком установлено требование к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление образовательных услуг (Федеральный закон от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").
В соответствии с ч.1 ст.91 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N273-ФЗ) лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования. Как предусмотрено ч.4 ст.91 Закона Об образовании в российской Федерации - Лицензия на осуществление образовательной деятельности имеет пюиложение, являющееся ее неотъемлемой частью В приложении к лицензии указываются сведения о видах образования, об уровнях образования (для профессионального образования также сведения о профессиях, специальностях, направлениях подготовки и присваиваемой по соответствующим поофессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации), о подвидах дополнительного образования, а также адреса мест осуществления образовательной деятельности, за исключением мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения.
Также, Приказом Министерства образования и науки РФ от 10 декабря 2013 года N 1320 "Об утверждении формы лицензии на осуществление образовательной деятельности, формы приложения к лицензии на осуществление образовательной деятельности и технических требований к указанным документам утверждена форма лицензии на осуществление образовательной деятельности, приложения к лицензии на осуществление образовательной деятельности Таким образом, лицензия без приложения недействительна.
Как следует из протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе вторая часть заявки АНО УМЦ ДПО "Статус" была признана не соответствующей по причинам не соответствия требованиям п.2 ч.6 ст.69 Федерального закона от 05 04.2013 44 - ФЗ; п.22 информационной карты аукционной документации а именно: отсутствует документ подтверждающий соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ (копия лицензии - Приложение), а именно: заявка содержала лицевую и оборотную стороны лицензии без приложений, являющихся ее неотъемлемой частью что подтверждается самой лицензией выданной службой по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N1976 от 23.03.2015 года АНО УМЦ ДПО "Статус", цитата: "... на право оказывать образовательные услуги по реализации образовательных программ по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования, указанным в приложении к настоящей лицензии...", ".. настоящая лицензия имеет приложение (приложения), являющееся ее неотъемлемой частью ..". Представленная в составе заявки лицензия не содержала указанных в ней приложений. Согласно ГОСТа Р 7.0.8-2013 СИБИД. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения: "...Копия документа в электронном виде или электронная копия документа - электронная форма документа, полностью повторяющая подлинник...". Следовательно лицензия на образовательную деятельность без приложений к ней, не может являться копией документа подтверждающего соответствие участника закупки требованиям установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В Протокол N 0387200028616000156-3 от 16 08.2016 с ошибочно указанной преамбулой ".. рассмотрения единственной заявки ", были внесены изменения. Преамбула не меняет суть протокола, который содержит необходимую информацию согласно ч.8 ст. 69 Закона о контрактной системе.
Изучив доводы сторон, Комиссия Управления установила следующее.
В соответствии с пунктом 40 части 1 статьи 12 Закона N99-ФЗ лицензированию подлежит образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра "Сколково").
Согласно части 4 статьи 91 Закона N273-ФЗ лицензия на осуществление образовательной деятельности (далее также - лицензия) имеет приложение, являющееся ее неотъемлемой частью. В приложении к лицензии указываются сведения о видах образования, об уровнях образования (для профессионального образования также сведения о профессиях, специальностях, направлениях подготовки и присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации), о подвидах дополнительного образования, а также адреса мест осуществления образовательной деятельности, за исключением мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения. По каждому филиалу организации, осуществляющей образовательную деятельность, оформляется отдельное приложение к лицензии с указанием также наименования и места нахождения такого филиала. Форма лицензии, форма приложения к лицензии и технические требования к указанным документам устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Приказом Минобрнауки России от 10.12.2013 N1320 утверждены формы лицензии на образовательную деятельность и приложения к лицензии на осуществление образовательной деятельности, при этом как следует из формы лицензии на образовательную деятельность, лицензия имеет приложение (приложения), являющееся ее неотъемлемой частью.
В приложении к лицензии должны быть указаны сведения о видах образования, об уровнях образования (для профессионального образования также сведения о профессиях, специальностях, направлениях подготовки и присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации), о подвидах дополнительного образования.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает в том числе единое требование к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Предметом закупки является оказание услуг по специальному обучению по курсам: "Ежегодные занятия с водителями автотранспортных средств"; "Пожарно-технический минимум для руководителей и лиц, ответственных за пожарную безопасность и проведение противопожарных инструктажей учреждений здравоохранения";"Повышение квалификации электротехнического персонала по электробезопасности ;"Лифтер";"Обучение и проверка знаний по охране труда специалистов и руководителей служб охраны труда организаций";"Допуск к работе лиц, обслуживающих сосуды, работающие под давлением.
Пунктом 22 раздела 1 аукционной документации установлены требования предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а именно: вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы (их копии), подтверждающие соответствие участника аукциона следующим требованиям:
соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, являющихся объектом закупки: Наличие действующей лицензии на осуществление образовательных услуг. (Федеральный закон от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ " О лицензировании отдельных видов деятельности").
В техническом задании указаны требуемые услуги:
- "Ежегодные занятия с водителями автотранспортных средств" - не менее 20 часов;
- "Пожарно-технический минимум для руководителей и лиц, ответственных за пожарную безопасность и проведение противопожарных инструктажей учреждений здравоохранения" - не менее 18 часов;
- "Повышение квалификации электротехнического персонала по электробезопасности (III группа допуска - 2 чел.; на V группу допуска - 1 чел.)" - не менее 40 часов;
- "Лифтер" - не менее 160 часов;
- "Обучение и проверка знаний по охране труда специалистов и руководителей служб охраны труда организаций - не менее 40 часов;
- Допуск к работе лиц, обслуживающих сосуды, работающие под давлением (автоклав медицинский 2.2 мПа) - не менее 50 часов.
Заявителем в составе второй части заявки была предоставлена копия лицензии на осуществление образовательной деятельности N1976 от 23.03.2015 без приложений (приложения).
Согласно "ГОСТ Р 7.0.8-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения" копия документа - это экземпляр документа, полностью воспроизводящий информацию подлинника документа.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что копиями документов считаются полные копии документов со всеми листами и приложениями. Предоставление копии документа, воспроизводящего информацию подлинника частично, не может считаться предоставлением копии документа.
Кроме того, единая комиссия при рассмотрении вторых частей заявок участников закупки из-за отсутствия приложения к лицензии на образовательную деятельность не могла удостовериться в соответствии Заявителя требованиям технического задания, поскольку сведения о видах образования, об уровнях образования (для профессионального образования также сведения о профессиях, специальностях, направлениях подготовки и присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации), о подвидах дополнительного образования указываются в приложении к лицензии.
Согласно пункту 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с частью 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается.
Таким образом, нарушения части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе в действиях единой комиссии не установлены.
Доводы Заявителя о том, что сведения о лицензиях находятся в открытом доступе на сайте Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор РФ) не могут быть рассмотрены Комиссией Управления по следующим основаниям.
В соответствии с требованиями части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе копии документов, подтверждающих соответствие участника аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, должны содержаться в составе второй части заявки.
Кроме того, согласно части 1 статьи 60 Закона о контрактной системе, обмен информацией, связанной с получением аккредитации на электронных площадках и проведением электронного аукциона, между участником такого аукциона, заказчиком, оператором электронной площадки осуществляется на электронной площадке в форме электронных документов.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Заявление Заявителя о том, что имеется предварительный сговор между Заказчиком и участником под N2 относительно определения ЧОУ ВУЦ "Нефтяник" ДПО - победителем, не находит своего подтверждения, поскольку Заявителем не приложены соответствующие документы об обоснованности данного довода.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу АНО УМЦ ДПО "Статус" от 22.08.2016 N1346-ж на действия единой комиссии Заказчика - БУ "Радужнинская городская больница" при проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по специальному обучению по курсам: "Ежегодные занятия с водителями автотранспортных средств"; "Пожарно-технический минимум для руководителей и лиц, ответственных за пожарную безопасность и проведение противопожарных инструктажей учреждений здравоохранения";"Повышение квалификации электротехнического персонала по электробезопасности ;" Лифтер";"Обучение и проверка знаний по охране труда специалистов и руководителей служб охраны труда организаций";"Допуск к работе лиц, обслуживающих сосуды, работающие под давлением (извещение N0387200028616000156) необоснованной.
2. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Иванов В.П.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Воронцова А.Ю.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 29 августа 2016 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.09.2016