Резолютивная часть объявлена 02.09.2016 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 06.09.2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Иванов В.П. - Врио руководителя;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Базанов М.Е. - Ведущий специалист-эксперт отдела Управления.
от Заявителя - Крылов М.О. по доверенности от 14.06.2016;
от Заказчика - Вшивцев А.Н. по доверенности Nисх-3580-15/общ от 26.10.2015, Русинов Л.А. по доверенности б/д б/н, со сроком действия до 31.12.2017, Яковищенко В.И. по доверенности Nисх-2821-16/общ от 08.08.2016.
рассмотрев жалобу ООО "ЮГРА-СТРОЙ" от 26.08.2016 N1366-ж на действия Заказчика - БУ "ДЭСЗ" при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по текущему ремонту объекта "Стоматологическая поликлиника" г. Ханты-Мансийск, у. Рознина, 75 (извещение N0387200017716000237) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
Заявитель считает, что его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. инструкция по заполнению заявки составлена ненадлежащим образом;
2. описание закупки не соответствует требованиям статьи 33 Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по текущему ремонту объекта "Стоматологическая поликлиника" г. Ханты-Мансийск, у. Рознина, 75 (извещение N0387200017716000237) размещены на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении закупок 15.07.2016.
Как следует из устных пояснений представителя Заявителя и письменных доводов, указанных в жалобе, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие сведения: согласие, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным в части II "ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ" настоящей документации об аукционе ("Перечень материальных ресурсов (товаров), используемых при выполнении работ"), и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.".
При этом в пункте 24 Информационной части Аукционной документации приведена "Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, рекомендуемая форма заявки".
ООО "ЮГРА-СТРОЙ" в ходе подготовки первой части заявки выявила, что "Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе" не устанавливает исчерпывающий порядок заполнения заявки для всех видов словосочетании устанавливающих "неконкретные значения" показателей использованных в "Перечне материальных ресурсов (товаров), используемых при выполнении работ", а именно:
N п/п |
Наименование товара (материала) |
Функциональные характеристики (потребительские свойства) товара (материала) |
Нарушения ст.33 Закона о контрактной системе |
16. |
Клей "Бустилат" или эквивалент |
массовая доля сухого остатка должна быть в диапазоне от не менее 50 до не более 52%; |
В описании товара использованы словосочетания устанавливающее "неконкретные значения": "от не менее 50 до не более 52%" согласно инструкции при описании значения показателя с использованием слова : "от" - участником предоставляется значение превышающее указанное, и одновременно с этим, слова "не менее" - участником предоставляется значение равное или превышающее указанное; "до" - участником предоставляется значение меньше указанного, и одновременно с этим слова "не более" - участником предоставляется значение равное или менее указанного Соответственно имеет место некорректное установление требование к показателю массовая доля сухого остатка, на которое не возможно дать "конкретное предложение" в первой части заявки соответствующее требованиям "Инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе" |
39. |
Пена монтажная |
Диапазон значений термоустойчивости (после упрочнения) должен быть от не более - 65°С до не менее + 110°С. |
В описании товара использованы словосочетания устанавливающее "неконкретные значения": "от не более - 65°С до не менее + 110°С" согласно инструкции при описании значения показателя с использованием слова: "от" - участником предоставляется значение превышающее указанное, и одновременно с этим, слова "не более" - участником предоставляется значение равное или менее указанного; "до" - участником предоставляется значение меньше указанного, и одновременно с этим слова "не менее" - участником предоставляется значение равное или превышающее указанное Соответственно имеет место некорректное установление требование к показателю термоустойчивости, на которое не возможно дать "конкретное предложение" в первой части заявки соответствующее требованиям "Инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе" |
53. |
Подложка под паркет и ламинат |
Должен быть мягкий, эластичный материал с диапазоном температуры применения от не выше -40 до не ниже +90 С, имеющий малый вес. |
В описании товара использованы словосочетания устанавливающее "неконкретные значения": "от не выше -40 до не ниже +90 С" согласно инструкции при описании значения показателя с использованием слова : "от" - участником предоставляется значение превышающее указанное, и одновременно с этим, слова "не выше" - участником предоставляется значение равное или менее указанного; "до" - участником предоставляется значение меньше указанного, и одновременно с этим слова "не ниже " - участником предоставляется значение равное или превышающее указанное Соответственно имеет место некорректное установление требование к показателю температуры применения, на которое не возможно дать "конкретное предложение" в первой части заявки соответствующее требованиям "Инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе" |
Таким образом одновременное указание различных словосочетаний устанавливающех "неконкретные значения" в отношении одного и того показателя товара, некорректно и не позволяет участнику заполнить заявку в соответствии с требованием Аукционной документации.
В соответствии требованиями ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки, при необходимости, указываются функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики объекта закупки, которые должны носить объективный характер.
Однако при наличии указанных выше разночтений, предложенные Заказчиком описания характеристик товара носят не объективный и противоречивый характер, что не только нарушает законодательство в сфере закупок, но и не позволяет не позволяет заполнить заявку в соответствии с требованием Аукционной документации ущемляя, права и законные интересы нашей организации -ООО "ЮГРА-СТРОИ".
Представители Заказчика пояснили, что пунктом 24 аукционной документации утверждена Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе (далее - Инструкция).
Разделом II Инструкции установлено, что в случае, если заказчик в техническом задании перед значением показателя прописал слово "диапазон (интервал)", участник должен предложить диапазонное (интервальное) значение в указанных границах заданными техническим заданием:
- если в Техническом задании устанавливается диапазонное значение, сопровождаемое словами "диапазон должен быть не менее от_- до", или "диапазон должен быть не более от_ - до_", участник предлагает конкретные значения верхней и нижней границ диапазона показателя, соответствующие заявленным требованиям, но без сопровождения словами "должен быть не менее", "должен быть не более", допускается использование знака "-".
Изучив доводы сторон, Комиссия Управления пришла к выводу, что доводы Заявителя не находят своего подтверждения, поскольку в Инструкции содержится указание по заполнению участниками диапазонных значений, сопровождаемых словами "диапазон должен быть не менее от_- до", или "диапазон должен быть не более от_ - до_".
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На основании вышеизложенного, нарушений пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, а также нарушений статьи 33 Закона о контрактной системе в отношении пунктов 16, 39, 53 технического задания, в действиях Заказчика не установлено.
2. По второму доводу представитель Заявителя пояснил следующее.
В соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе "...в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент".
Между тем в п. 52 "Приложения к части II "ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ" документации об аукционе: Перечень материальных ресурсов (товаров), используемых при выполнении работ" Заказчиком использовано указание на технологию Tech3S
52 |
Ламинат |
Размеры доски должны быть более: 1290*192*7 мм. Поверхность каждой доски должна быть обработана по технологии Tech3S (защита от влаги). Крепление досок между собой должно осуществляться замковой системой. Эффект оптической фаски - наличие, эффект ручной обработки - наличие. Цвет должен согласовываться с заказчиком непосредственно при выполнении работ. Класс износостойкости не ниже 33. |
Указанная технология в соответствии информацией размещенной на официальном сайте компании Tarkett (http://www.tarkett.ru/page/product/pics/), и официальных дилеров (http://tarkett.shop.by/laminat-structure.xhtml и иных, поиск которых, возможно осуществить в сети Интернет по поисковому запросу # Tech3S#) является "влагозащитным барьером Tech3S - самой новой разработкой от компании Tarkett", т.е. является фирменным наименованием технологии. Указанная технология применяется исключительно в товаре, производимом под торговым знаком "Tarkett", при этом Заказчиком не включены в описание объекта закупки слова "или эквивалент".
Вследствие несоблюдения заказчиком требований стати 33 Закона о контрактной системе, нарушены наши права и законные интересы, а именно Заказчик вынуждает нас использовать товар компании Tarkett с более высокой ценой, при том, что на рынке присутствует большое количество предложений ламината иных товарных знаков с эквивалентными техническими характеристиками и потребительскими свойствами, но с более низкой ценой. Т. е. заказчиком установлены несправедливые - кабальные условия закупки.
Представители Заказчика пояснили Комиссии Управления, что компания Tarkett не регистрировала технологию Tech3S в качестве фирменного наименования, в связи с чем включать в описание закупки слова "или эквивалент" нет необходимости.
Включение в описание закупки технологии Tech3S представители Заказчика мотивировали увеличенным сроком эксплуатации данного товара по сравнению с аналогичными товарами.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Заявление Заявителя о том, что заказчиком установлены несправедливые - кабальные условия закупки, не находит своего подтверждения, поскольку Заявителем не приложены соответствующие документы об обоснованности данного довода.
На основании вышеизложенного, нарушения в действиях Заказчика не установлены.
3. В ходе внеплановой проверки Комиссия Управления установила следующее.
В силу положений части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
- В пунктах. 34, 35, 36, 38 заказчик устанавливает требования: "Вес должен быть до 0,05 кг", "Вес может быть менее 0,04 кг и более 0,01кг.", "Вес более 0,01 кг.", "Вес менее 0,5 кг и более 0,2 кг." соответственно. Между тем, вес не измеряется в килограммах, вес - сила воздействия тела на опору (или подвес или другой вид крепления), препятствующую падению, возникающая в поле сил тяжести, единица измерения веса в Международной системе единиц (СИ) - Ньютон. Вес является векторной величиной (имеет направление).
- В п 18. "Ерши металлические строительные" заказчик устанавливает требование: масса одинарного или двойного: 94 гр или 201 гр соответственно.
Согласно ГОСТ 8.417-2002 ГСИ. "Единицы величин" масса должна измеряться в килограммах (кг) или граммах (г). Таким образом, заказчиком установлены требования к единицам измерения массы в "гр", которых не существует.
- В п.47 и п.48 "Раствор", заказчик устанавливает требования: "морозостойкость не ниже Р15" и "морозостойкость не ниже Р25". Согласно ГОСТ 28013-98 пункт 4.11 для растворов установлены следующие марки по морозостойкости: F10, F15, F25, F35, F50, F75, F100, F150, F200. Таким образом техническое задание, в части неправильного указания марок по морозостойкости, не соотвествует ГОСТ.
- В п.49 "Смесь сухая для наливных полов", п.53 "Подложка под паркет и ламинат", п.55 "Линолеум коммерческий гетерогенный ТАРКЕТТ или эквивалент", заказчик указывает температуры: (+23С, +20С, +90С, +27С). Согласно ГОСТ 8.417-2002 ГСИ Таблица 3 - Производные единицы СИ температура имеет обозначение: °C
Представитель Заказчика пояснил, что при составлении технического задания были допущены технические ошибки.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления пришла к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В п.15 "Болты с гайками и шайбами строительные" заказчиком установлены требования: диаметр резьбы должен быть не менее 5 мм; шаг резьбы не менее 1мм; размер "под ключ" не менее 3,0мм. Класс прочности гайки должен быть не менее 7,8.
Согласно ГОСТ5927-70:
Изучив техническое задание и ГОСТ5927-70, Комиссия Управления установила, что диаметру резьбы 5 мм соответствует шаг резьбы 0,8 мм и размер "под ключ" 8 мм.
Представитель Заказчика пояснил, что диаметру резьбы не менее 5 мм размер "под ключ" не менее 3,0мм соответствует, поскольку размер "под ключ" указан как минимальный показатель.
По мнению Комиссии Управления, указание минимальных значений (диаметр резьбы, шаг резьбы, размер "под ключ") не соответствующих друг другу и ГОСТу, является нарушением части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, согласно которой документация о закупке, в соответствии с требованиями указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Таким образом, в действиях Заказчика установлено нарушение части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Согласно части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
По мнению Комиссии Управления, нарушения Закона о контрактной системе в сфере закупок, допущенные Заказчиком не влияют на результаты электронного аукциона, в связи с чем необходимость выдачи предписания отсутствует, что соответствует требованиям Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "ЮГРА-СТРОЙ" от 26.08.2016 N1366-ж на действия Заказчика - БУ "ДЭСЗ" при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по текущему ремонту объекта "Стоматологическая поликлиника" г. Ханты-Мансийск, у. Рознина, 75 (извещение N0387200017716000237) необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - БУ "ДЭСЗ" нарушение пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Заказчика - БУ "ДЭСЗ" нарушение части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
4. Обязательное для исполнения предписание не выдавать.
5. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе к административной ответственности.
6. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Иванов В.П.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Базанов М.Е.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 2 сентября 2016 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.09.2016