Резолютивная часть объявлена 02.09.2016 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 06.09.2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Иванов В.П. - Врио руководителя;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Воронцова А.Ю. - Эксперт отдела Управления.
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - Забирова И.Р. по доверенности N2 от 31.12.2015.
рассмотрев жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" от 26.08.2016 N1367-ж на действия Заказчика - Администрация городского поселения Советский при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по содержанию и обслуживанию улично-дорожной сети в г.п. Советский (извещение N0187300002816000096) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
По мнению Заявителя его права и интересы нарушены действиями Заказчика, в части формирования аукционной документации с нарушением Закона о контрактной системе.
1. В Аукционной документации неправомерно воспроизведено последнее предложение части 3 ст. 96 Закона о контрактной системе и должен быть указан конкретный минимальный срок действия банковской гарантии, например один месяц.
2. В Извещении о проведение закупки установлена дата и время окончание срока подачи заявок, которые приходятся на нерабочий день, что ограничивает круг участников закупки.
3. В документации не установлено условие отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней), что является нарушением части 6.1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
4. Заказчиком в документации об аукционе не установлено положение о том, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, что нарушает часть 2 статьи 34 Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по содержанию и обслуживанию улично-дорожной сети в г.п. Советский (извещение N0187300002816000096) размещены на официальном сайте единой информационной системы 12.08.2016.
Как следует из доводов жалобы, в соответствии с (п. 8 ст. 64) Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта;
Согласно части 3 ст. 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Анализируя приведенные положения, следует заключить, что в Аукционной документации должны приводиться конкретные условия обеспечения исполнения контракта, в частности, касающиеся срока действия банковской гарантии, предоставление которой выбирается участником закупки в качестве обеспечения исполнения контракта.
В Проекте контракта указано:
"7.4. Срок действия обеспечения исполнения Контракта в форме банковской гарантии должен превышать срок действия Контракта не менее, чем на один месяц. Срок действия указанного обеспечения может быть прекращен до наступления указанного срока в случае досрочного исполнения Подрядчиком всех своих обязательств по Контракту".
Заказчикам дословно воспроизведена норма последнего предложения части 3 ст. 96 Закона о контрактной системе.
Между тем, как следует из ст. 190 ГК РФ, установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Учитывая данную норму в совокупности с тем обстоятельством, что в Аукционной документации должны приводиться конкретные условия обеспечения исполнения контракта, следует заключить, что в Аукционной документации неправомерно воспроизведение последнего предложения части 3 ст. 96 Закона о контрактной системе и должен быть указан конкретный минимальный срок действия банковской гарантии, например один месяц.
Таким образом, Заказчиком в Проекте контракта неправомерно установлено требование, что срок действия банковской гарантии, предоставление которой выбирается участником закупки в качестве обеспечения исполнения контракта, должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц, если иные положения конкурсной документации не дают возможности установить конкретный минимальный срок банковской гарантии.
Изучив доводы Заявителя Комиссия Управления установила следующее.
Закон о контрактной системе не устанавливает правил, регулирующих срок действия контракта.
Согласно п. п. 1, 3 ст. 425 ГК РФ контракт становится обязательным для сторон с момента его заключения и по общему правилу действует до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательств.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Пунктом 4.1 проекта муниципального контракта установлен срок выполнения работ: с 01.10.2016 г. до 31.12.2016 г.
Подпунктом 7.4 проекта муниципального контракта установлено требование к сроку действия банковской гарантии для обеспечения исполнения муниципального контракта: - срок действия обеспечения исполнения Контракта в форме банковской гарантии должен превышать срок действия Контракта не менее, чем на один месяц. Срок действия указанного обеспечения может быть прекращен до наступления указанного срока в случае досрочного исполнения Подрядчиком всех своих обязательств по Контракту..
Из письма Министерства экономического развития Российской Федерации от 7 октября 2014 г. N Д28и-2103 следует, что установление срока предоставления обеспечения исполнения контракта в документации о закупке должно осуществляться заказчиком с учетом срока исполнения основного обязательства поставщиком (подрядчиком, исполнителем). При этом гарантийный срок не включается в срок действия обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, при которых условиями контракта на выполнение работ предусмотрены гарантийные обязательства подрядчика в отношении объекта, созданного в результате выполнения таких работ.
Таким образом, положения муниципального контракта не противоречат нормам действующего законодательства о контрактной системе, доводы Заявителя не нашли своего подтверждения.
2. В Извещении о проведение закупки установлена дата и время окончание срока подачи заявок, которые приходятся на нерабочий день, что ограничивает круг участников закупки.
В соответствии с пунктом 6 статьи 42 Закона о контрактной системе, Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено законом о контрактной системе. В извещение об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено законом о контрактной системе, информация о сроке, месте и порядке подачи заявок участников закупки.
Согласно части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, Заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведение электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе: "описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки".
Заказчиком в Извещении о проведении закупки установлена дата окончания срока подачи заявок 28.08.2016г, что является воскресеньем, то есть нерабочим днем. Вместе с тем, согласно ст.193 Гражданского кодекса РФ, если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Таким образом, неверно установленный Заказчиком срок окончания подачи первых частей заявок ограничивает круг потенциальных участников закупки.Рассмотрев доводы Заявителя, Комиссия Управления установила, что согласно части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Условия о том, что срок окончания подачи заявок должен приходиться на рабочий день, Закон о контрактной системе не содержит.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 8 927 797,00 руб.
Дата и время начала подачи заявок: 12.08.2016 11:35.
Дата и время окончания подачи заявок: 28.08.2016 12:00.
Таким образом, требования части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе Заказчиком соблюдены.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Заявление Заявителя о том, что срок окончания подачи первых частей заявок ограничивает круг потенциальных участников закупки, не находит своего подтверждения, поскольку Заявителем не приложены соответствующие документы об обоснованности данного довода.
3. По третьему доводу Заявитель указал, что на основании ч. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Согласно п. 6.1 ст. 34 Закона о контрактной системе в 2015 и 2016 годах в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).
Во исполнение указанного пункта Закона о контрактной системе Правительством РФ принято Постановление от 14 марта 2016г. N190 "О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)" действующее до 01.01.2017.
Согласно данному постановлению заказчики предоставляют отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляют списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) в случае завершения в полном объеме в 2015 или 2016 годах исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) всех обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением гарантийных обязательств.
Следовательно, действия Заказчика, не установившего условие отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) нарушают пункт 6.1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
В ходе заседания Комиссия Управления установила, что на основании части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. Такая ответственность установлена разделом 8 проекта муниципального контракта.
Согласно части 6.1 статьи 34 Закона о контрактной системе в 2015 и 2016 годах в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).
При этом ни Закон о контрактной системе, ни порядок предоставления отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней), утвержденный постановлением Правительства РФ от 14.03.2016 N190 "О случаях и порядке представления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пени) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)" (далее - Постановление N190), не устанавливают обязанность включения условий предоставления отсрочки в проект контракта.
Кроме того, согласно Постановлению N190 Заказчики предоставляют отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляют списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) в случае завершения в полном объеме в 2015 или 2016 годах исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) всех обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением гарантийных обязательств.
Возможная отсрочка или списание производится не в силу наличия данного обстоятельства в документации, в том числе проекте контракта, а в силу наличия нормативно-правовых актов Правительства Российской Федерации. В случае обращения подрядчика о предоставлении отсрочки, такая возможность будет предоставлена в соответствии с Постановлением N190, отсутствие указания в аукционной документации, в том числе в проекте контракта на Постановление N190 не является основанием для не предоставления такой отсрочки.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления пришла к выводу о том, что отсутствие указания в аукционной документации требований, установленных Постановлением N190 не является основанием для их неисполнения. Следовательно, нарушение части 6.1 статьи 34 Закона о контрактной системе в действиях Заказчика отсутствует.
4. В соответствии с часть 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях предусмотренных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочные значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев предусмотренных статьей 34 и статьей 95 Закона о контрактной системе.
Общие положения о заключении, изменении и расторжении договоров устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) и в случаях, им предусмотренных, могут определяться иными федеральными законами (статьи 1 - 3, главы 27 - 19 Гражданского кодекса).
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 424 Гражданского кодекса исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон, при этом изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
В силу норм статей 1, 34 Закона о контрактной системе заключаемый по итогам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении закупки для обеспечения государственных или муниципальных нужд контракт является формой гражданско-правового договора, в отношении заключения, изменения и исполнения которого Законом о контрактной системе устанавливаются дополнительные требования.
К таким дополнительным требованиям в том числе относятся нормы:
- статей 54, 70, 78, 83 Закона о контрактной системе о том, что контракт по итогам конкурентных процедур заключается по цене, предложенной лицом, с которым заключается контракт (при этом по контракту, заключенному с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, выплаты будут уменьшены на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта);
- частей 2, 3 статьи 34 Закона о контрактной системе, согласно которым цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта;
- частей 1 - 7 статьи 95 Закона о контрактной системе, предусматривающих основания изменения контрактных обязательств, в том числе возможность изменения цены контракта.
Из смысла указанных норм следует, что условие о твердой цене контракта является существенным условием государственного (муниципального) контракта.
Таким образом, Заказчиком в документации об аукционе не установлено положение о том, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, что нарушает часть 2 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Изучив доводы Заявителя, Комиссия Управления установила следующее.
В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Закон о контрактной системе содержит требования к содержанию контракта, установленные статьей 34 Закона о контрактной системе, так и вытекающие из требований к описанию объекта закупки, установленных статьей 33 Закона о контрактной системе, и иных общих норм этого Закона. При этом частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе введено единое требование: контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении контрагента, документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, когда в соответствии с этим Законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении контрагента, документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В силу части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 Закона о контрактной системе.
Согласно части 4 статьи 709 Гражданского кодекса РФ цена работы (смета) может быть приблизительной или твердой, при отсутствии других указаний в договоре подряда цена работы считается твердой.
Другие указания, подразумеваемые частью 4 статьи 709 Гражданского кодекса РФ, в проекте контракта отсутствуют.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что нарушения части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе в действиях Заказчика отсутствуют.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" от 26.08.2016 N1367-ж на действия Заказчика - Администрация городского поселения Советский при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по содержанию и обслуживанию улично-дорожной сети в г.п. Советский (извещение N0187300002816000096) необоснованной.
2. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Иванов В.П.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Воронцова А.Ю.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 2 сентября 2016 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.09.2016