Резолютивная часть объявлена 07.09.2016 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 12.09.2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Воронцова А.Ю. - Эксперт отдела Управления.
от Заявителя - Муромцев С.А. по доверенности N16 от 29.08.2016;
от Заказчика - Доронина Н.М. по доверенности N57 от 07.09.2016;
от Уполномоченного органа - не явились, уведомлены надлежащим образом.
рассмотрев жалобу ООО "Д-Марк" от 31.08.2016 N1383-ж на действия Заказчика - МКУ "Служба ЖКХ и благоустройства гп.Пойковский", Уполномоченного органа - Отдел экономики МУ "Администрация городского поселения Пойковский" при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по завозу грунта на объект "Общественное кладбище в гп.Пойковский Нефтеюганского района" в 2016 году (извещение N0187300000916000059) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона.
По мнению Заявителя его права и интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа в части формирования аукционной документации с нарушением Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по завозу грунта на объект "Общественное кладбище в гп.Пойковский Нефтеюганского района" в 2016 году (извещение N0187300000916000059) размещены на официальном сайте единой информационной системы 23.08.2016.
Как следует из доводов жалобы, Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 N99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N99) устанавливает дополнительные требования к участникам при проведении закупок которые осуществляются путём проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов.
Учитывая, что размещаемый заказ проводится в форме электронного аукциона, следовательно заказчик не имеет право устанавливать к участникам дополнительные требования установленные Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N99.
Представитель Заказчика пояснил Комиссии Управления, что дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предусмотренные частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, установлены в приложении N 1 к постановлению N 99.
В приложении N 2 к постановлению N 99 определены предусмотренные частью 2 статьи 56 Закона о контрактной системе случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, в которых заказчик осуществляет закупку путем проведения конкурса с ограниченным участием, а также дополнительные требования к участникам закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием.
Частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрена обязанность заказчика установить указанные дополнительные требования к участникам закупок.
Постановление N 99 не устанавливает требований к выбору заказчиком способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) для осуществления указанных в приложениях N 1 и N 2 закупок товаров, работ, услуг, поскольку способ определяется заказчиком в соответствии с частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе.
Учитывая, что частью 2 статьи 24 Закона о контрактной системе предусмотрены такие виды аукциона, как аукцион в электронной форме и закрытый аукцион, дополнительные требования, согласно приложению N 1 к постановлению N 99, устанавливаются к участникам закупки, осуществляемой путем проведения как закрытого аукциона, так и аукциона в электронной форме.
Учитывая, что доводы представителя Заказчика подтверждаются письмом Минэкономразвития России N 23275-ЕЕ/Д28и, ФАС России N АЦ/45739/15 от 28.08.2015 "О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу о применении постановления Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям", нарушения Закона о контрактной системе в действиях Заказчика, Уполномоченного органа не установлены.
2. По второму доводу представитель Заявителя пояснил, что в соответствие с пунктом 2 приложения N1 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N99 дополнительные требования устанавливаются только для строительных работ, включённых в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКДП2), в случае если цена контракта превышает 10 млн. рублей.
Код 41.2 - Здания и работы по возведению зданий;
Код 42 - Сооружения и строительные работы в области гражданского строительства;
Код 43 - Работы строительные специализированные.
Код 43.12.11 - Работы земляные, работы по расчистке территории не включает в себя установленную заказчиком группировку: 43.12.11.190 Работы земляные прочие, не включенные в другие группировки и соответственно не может устанавливаться как дополнительное требование к участникам.
В ходе заседания Комиссии Управления представитель Заявителя от второго довода жалобы отказался.
3. Представитель Заявителя пояснил, что в соответствии с пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ под объектом капитального строительства понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Вид работ являющийся предметом электронного аукциона - погрузка и завоз грунта относится в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ и приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 года N 624 к группе работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства, (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки), поэтому считаю требование заказчика в части подтверждения опыта исполнения за последние 3 года предоставлением в составе заявки следующих документов: копии ранее исполненного контракта, договора и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации), при этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - незаконным и необоснованным, нарушающим требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", влекущее необоснованное ограничение количества участников закупки, сокращающее число потенциальных участников, что может привести к ограничению конкуренции.
Представитель Заказчика не согласился с доводами жалобы и возразил следующее.
В соответствии с п. 10 ГКРФ объект "Общественное кладбище" относится к объектам капитального строительства, строительство которого на сегодняшний день не завершено. Данный объект не является временной постройкой, киоском, навесом. Выполнение работ по завозу грунта выполняются в рамках и с целью завершения строительства данного объекта.
Общероссийский классификатор ОКПД2 не содержит ни одного кода, который полностью соответствует формулировке "Завоз грунта", соответственно Заказчик использовал общий код, который подходил для данного вида работ - код 43 Работы строительные специализированные , который в свою очередь включает подкод 43.12.11.190 Работы земляные прочие, не включенные в другие группировки. Соответственно Заказчик правомерно установил дополнительные требования к участникам в соответствии с постановлением N 99.
В ходе заседания Комиссия Управления установила, что в извещении о проведении закупки установлен код ОКПД2 43.12.11.190 - работы земляные прочие, не включенные в другие группировки
Выполнение работ по завозу грунта выполняется в рамках и с целью завершения объекта капитального строительства.
Аукционная документация содержит локальный сметный расчет, составленный в соответствии с федеральными сметными ценами на перевозку грузов для строительства.
Доказательств того, что завоз грунта на объект не может относиться к группе работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, представителем Заявителя не представлено.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что нарушения Закона о контрактной системе в действиях Заказчика, Уполномоченного органа отсутствуют.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "Д-Марк" от 31.08.2016 N1383-ж на действия Заказчика - МКУ "Служба ЖКХ и благоустройства гп.Пойковский", Уполномоченного органа - Отдел экономики МУ "Администрация городского поселения Пойковский" при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по завозу грунта на объект "Общественное кладбище в гп.Пойковский Нефтеюганского района" в 2016 году (извещение N0187300000916000059) необоснованной.
2. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Воронцова А.Ю.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 7 сентября 2016 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.09.2016