Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 10 октября 2016 г. N 03/АМ
Резолютивная часть объявлена 10.10.2016 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 13.10.2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления.
Членов комиссии:
- Миронов А.Г. - Заместитель руководителя Управления.
- Капаклы А.Д. - Ведущий специалист - эксперт отдела Управления;
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - Чепухин В.А. по доверенности от 10.10.2016;
от Уполномоченного органа - Козырева И.В. по доверенности от 01.01.2016
рассмотрев жалобу ООО "КРУСТ" от 03.10.2016 N1570-ж на действия Заказчика - Департамент труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, Уполномоченного органа - Департамент государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка тактильно-звуковых мнемосхем (извещение N 0187200001716000925) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона.
I. По мнению Заявителя, требования, установленные заказчиком, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Заказчиком в пунктах 6.2.2, 6.2.3, 6.4, 7 столбца "номер показателя", содержится требования к компонентам товара и к показателям технологии производства:
"6.2.2, 6.2.3 Блок памяти; Цифро-аналоговый преобразователь"
"6.4 Воспроизведение при нажатии на соответствующую кнопку динамиком части информации, записанной в блоке памяти, через цифро-аналоговый преобразователь"
"7 Отображение на поверхности тактильно-звуковой мнемосхемы текстовой информации шрифтом Брайля, нанесенным послойным полимером с защитным покрытием".
Требование в пункте 6.4 обязывают использовать производтеля конкретные компоненты (составные части), которые, при этом, не влияют на достижение результата, так как могут быть выполнены, например, в виде единой схемы, обеспечивающей как хранение информации, так и ее преобразование из цифрового вида в аналоговый сигнал.
Требование, указанное в пункте 7, обязывает осуществить изготовление товара по конкретной технологии производства.
Указанные требования к товарам ограничивают количество участников закупки, создают дополнительные барьеры для участия в закупке, а также, влекут формальные отклонения заявок.
Данное положение документации нарушает нормы пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
II. Заказчиком в пунктах 6.1, 6.2. столбца "номер показателя" указано: "Первая область с текстом, выполненная стандартным шрифтом; Вторая область с текстом, выполненным шрифтом Брайля".
Поскольку заказчиком не указано какой текст (содержание, размер, высота, цвет и т. д.) должен быть выполнен участником закупки, у участников закупки отсутствует возможность ознакомиться с объемом работ до подачи заявок по изготовлению мнемосхемы с требуемым текстом, определить степень их сложности и рассчитать временные затраты на выполнение работ.
Таким образом, Заказчик не включив в аукционную документацию план мнемосхемы, а также, не указав текстовую информацию, которая должна на ней содержаться, нарушил часть 1 и часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона на поставку тактильно-звуковых мнемосхем (извещение N 0187200001716000925) размещены на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении закупок 27.09.2016.
В соответствии с пунктами 1, 2 и 3 части 1 статьи 33 Закона о контраткной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии;
В соответствии с пунктом 6 Технического задания определено требование о наличии функциональных областей тактильно-звуковой мнемосхемы, в том числе:
6.1. первая область с текстом, выполненным стандартным шрифтом;
6.2. вторая область с текстом, выполненным шрифтом Брайля, в состав которой входят блок питания (6.2.1.), блок памяти (6.2.2.), цифро- аналоговый преобразователь (6.2.3.) и динамик (6.2.4.);
6.3. третья область с кнопкой, доступной с внешней стороны корпуса.
6.4. воспроизведение при нажатии на соответствующую кнопку динамиком части информации, записанной в блоке памяти, через цифро- аналоговый преобразователь.
Процесс передачи информации от механического воздействия пользователя (нажатие кнопки) до момента получения информации пользователем (звуковая информация, соответствующая информации означающей нажатую кнопку) проходит следующий путь:
- от кнопки электрический сигнал поступает в цифро-аналоговый преобразователь, который преобразует электрический сигнал в электромагнитный или цифровой выявляет информацию, находящуюся в ячейке блока памяти, которую необходимо через цифро-аналоговый преобразователь преобразовать из цифрового вида в электромагнитный и подать на динамик, откуда информация будет подана пользователю.
В соответствии с пунктом 10 Технического задания определен порядок работы пользователя мнемосхемы - активация речевых сообщений путем нажатия тактильных кнопок с внутренней подсветкой.
Вследствие вышеуказанного требования, установленные в Техническом задании, определяют принцип взаимодействия пользователя с тактильно-звуковой мнемосхемой. Требования к определенным устройствам Техническим заданием не установлены, установлена возможность дальнейшей работы с информацией в пункте 14 Технического задания, предусматривающего возможность записи звуковой информации на флэш карту, что в дальнейшем при изменении целевых помещений, указанных на мнемосхеме позволяет перезаписать звуковую информацию с применением блока памяти, а именно флеш-карты. Это позволит при дальнейшем использовании тактильно-звуковой мнемосхемы перепрограммировать их при помощи стандартных программ.
В соответствии с пунктом 7 Технического задания определено требование "Отображение на поверхности тактильно-звуковой мнемосхемы текстовой информации шрифтом Брайля, нанесенным послойным полимером с защитным покрытием.".
Данные значения не обязывают осуществлять изготовление по определенной технологии, а указывают на физические и сенсорные свойства поверхности, нацеленные на получение товара с качественными потребительскими свойствами.
Для улучшения эксплуатационных свойств металла используются полимеры. Полимерные покрытия представляют собой сухие составы на основе порошка мелкой дисперсии, куда дополнительно добавляются отвердители, наполнители и пигменты. Полимерное покрытие осуществляется для повышения защитных средств металла, так как металлы проводят электрический ток, как следствие, заряд передается товару, в результате чего образуется электростатическое поле, которое притягивает частицы порошка, удерживая их на поверхности обрабатываемого изделия. Полимерное покрытие обладает высокой степенью устойчивости к любым видам воздействия.
Поверхность мнемосхемы с послойным полимером является поверхностью, качественно передающей тактильную информацию, а так как тактильно-звуковая мнемосхема предназначена для восприятия руками, это требует ежедневной очистки, вследствие чего в целях сохранения тактильной информации, нанесение защитного покрытия установлено обязательным условием.
По вопросу раздела II жалобы Комиссией Управления установлено, что в соответствии с пунктом 1 (подпункты 1.1. - 1.8.) Технического задания конкретно определено, что должно находиться на тактильно-звуковой мнемосхеме, какими функциями должна обладать мнемосхема, указана ссылка на объектах, в которые будет поставляться товар. Объекты определены в соответствии с перечнем, указанным в приложении к Техническому заданию.
Пунктами 36 и 37 части I Документации "СВЕДЕНИЯ О ПРОВОДИМОМ АУКЦИОНЕ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ" не установлены требования о соответствии поставляемого товара изображению товара и требования о соответствии поставляемого товара образцу или макету товара.
В соответствии с пунктом 1.3. проекта Контракта указано: "Товар должен обеспечивать предусмотренную производителем функциональность. Товар должен быть пригоден для целей, указанных в Контракте (в случае наличия такого указания), а также для целей, для которых товары такого рода обычно используются".
В соответствии с пунктом 3.2.1. Контракта Заказчик обязан предоставить Поставщику планы помещений казенных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Центров занятости населения, указанных в Техническом задании, в течение 5 рабочих дней с момента заключения Контракта.
Представители Заказчика и Уполномоченного органа на заседании Комиссии Управления пояснили, что на участие в аукционе в электронной форме по закупке N 0187200001716000925 было подано 5 (пять) заявок, что в свою очередь свидетельствует об отсутствии каких-либо огранивший и созданию дополнительных барьеров для участия в данной закупке.
На основании вышеизложенного, нарушения Закона о контрактной системе в действиях Заказчика и Уполномоченного органа не установлены.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "КРУСТ" от 03.10.2016 N1570-ж на действия Заказчика - Департамент труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, Уполномоченного органа - Департамент государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка тактильно-звуковых мнемосхем (извещение N 0187200001716000925) необоснованной.
2. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Миронов А.Г.
Капаклы А.Д.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 10 октября 2016 г. N 03/АМ
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.10.2016