Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 21 октября 2016 г. N 03/КА
Резолютивная часть объявлена 21.10.2016 г. Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 26.10.2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Миронов А.Г. - Заместитель руководителя Управления.
Членов комиссии:
- Капаклы А.Д. - Ведущий специалист - эксперт отдела Управления;
- Воронцова А.Ю. - Эксперт отдела Управления,
от Заявителя - Тимофеева В.В. по доверенности от 20.10.2016;
от Заказчика - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Уполномоченного органа - Соколов О.Н. по доверенности от 26.10.2015,
рассмотрев жалобу ООО "Квадрат" (далее - Заявитель) от 14.10.2016 N1657-ж на действия аукционной комиссии Заказчика - Муниципальное казенное учреждение Ханты-Мансийского района "Управление капитального строительства и ремонта", Уполномоченного органа - Комитет по финансам администрации Ханты-Мансийского района при проведении электронного аукциона, предметом которого является строительство "Сельский дом культуры с. Реполово на 60 мест" (извещение N 0187300008416000272) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона.
По мнению Заявителя его права и интересы нарушены действиями Заказчика, в части формирования технического задания аукционной документации.
1. Уполномоченным органом по позиции 31, 33 технического задания установлено требование о предоставлении показателя в диапазонном значении, однако в указанных позициях верхняя или нижняя граница диапазона отсутствует, тем самым это исключает возможность указать диапазонное значение.
2. Наличие в аукционной документации ненадлежащей инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе.
3. Изменения в техническое задание аукционной документации вносятся с нарушением сроков, установленных действующим законодательством, либо вообще не вносятся в надлежащем виде.
В ходе осуществления внеплановой камеральной проверки, в соответствии с частью 15 статьи 99, Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является строительство "Сельский дом культуры с. Реполово на 60 мест" (извещение N 0187300008416000272) размещены на официальном сайте единой информационной системы 30.07.2016.
Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно пункту 1 и пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Проанализировав техническое задание аукционной документации Комиссией Управление было установлено, что по позициям 31, 33 Заказчиком указано следующее:
N п/п |
Наименование товара |
Количество |
Технические и функциональные параметры товара (материала), по которым будет устанавливаться соответствие потребностям заказчика или эквивалентность предлагаемого к поставке товара (материала) |
||
Наименование показателя, технического, функционального параметра и т.п. |
Значение показателя, параметра |
Требования к значению в предложении участника |
|||
31 |
Щебень |
Согласно проектно-сметной документации |
Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы, % по массе, не более |
15 |
диапазонное значение |
33 |
Краска |
Согласно проектно-сметной документации |
Массовая доля нелетучих веществ, не менее (%) |
53 |
диапазонное значение |
Техническим заданием установлены требования о соответствии ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия", ГОСТ 28196-89 "Краски водно-дисперсионные. Технические условия".
В пункте 4.3 "Содержание дробленых зерен в щебне из гравия и валунов и форма зерен" ГОСТ 8267-93 таблица 2 установлено:
Группа щебня |
Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы, % по массе |
|
1 |
|
10 включ. |
2 |
|
Св. 10 до 15 включ. |
3 |
|
" 15 " 25 " |
4 |
|
Св. 25 до 35 включ. |
5 |
|
" 35 " 50 " |
Примечание - По согласованию изготовителя с потребителем допускается выпуск щебня из изверженных горных пород, содержащего св. 50%, но не более 65% зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы. |
То есть, ГОСТ 8267-93 предусматривает нижние и верхние границы диапазона содержания зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы, % по массе.
Однако, в техническом задании аукционной документации содержится только одно значение показателя, параметра.
По данному показателю не описано в техническом задании минимального значения, для заполнения по принципу "диапазон".
Аналогичное нарушение выявлено по позициям 29, 30, 33 технического задания аукционной документации.
Кроме того, Комиссия Управления отмечает, что по иным показателям, предусмотренным техническим заданием по товару (щебень и краска позиции 29, 30, 31, 33), Заказчиком установлены показатели в соответствии с ГОСТом 8267-93.
Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В нарушение части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе аукционная документация содержит показатели, которые не позволяют определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Вместе с тем, в соответствии с требованиями части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно части 1 статьи 70 Закона о контрактной системе по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 настоящего Федерального закона признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В соответствии с требованиями части 2 статьи 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
Поскольку, первая часть заявки участника закупки фактически является Спецификацией к будущему государственному или муниципальному контракту, то она должна описывать фактические (достоверные и полные сведения) технические характеристики товара (оборудования).
Таким образом, Комиссией Управления в действиях Уполномоченного органа установлено нарушение части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе и пункта 2 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
2. На заседании Комиссии Управления представитель Заявителя в ходе рассмотрения жалобы ходатайствовал о не рассмотрении второго довода жалобы, в виду того, что после подачи настоящей жалобы и до рассмотрения жалобы по существу 16.10.2016 года Заказчиком, Уполномоченным органом были внесены изменения, а именно пункт 21 информационной карты, согласно изменениям инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе была значительно дополнена.
3. В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Частью 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
В ходе рассмотрения третьего довода жалобы, представитель Заявителя пояснил, что Заявителем был подан запрос о даче разъяснений положений аукционной документации.
На следующий день Заказчиком были размещены в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, согласно которому будут внесены изменения в аукционную документацию.
Согласно части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
На заседании Комиссии Управления представитель Заявителя подтвердил о том, что в пункты, содержащиеся в запросе о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе, были внесены соответствующие изменения.
Проанализировав сроки внесения изменений в аукционную документацию, Комиссией Управления не был установлен факт несвоевременного внесения изменений.
На основании вышеизложенного, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "Квадрат" от 14.10.2016 N1657-ж на действия аукционной комиссии Заказчика - Муниципальное казенное учреждение Ханты-Мансийского района "Управление капитального строительства и ремонта", Уполномоченного органа - Комитет по финансам администрации Ханты-Мансийского района при проведении электронного аукциона, предметом которого является строительство "Сельский дом культуры с. Реполово на 60 мест" (извещение N 0187300008416000272) частично обоснованной.
2. Признать в действиях Уполномоченного органа нарушение части 3 статьи 7, пункта 2 части 1 статьи 33, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику - Муниципальное казенное учреждение Ханты-Мансийского района "Управление капитального строительства и ремонта", Уполномоченному органу - Комитет по финансам администрации Ханты-Мансийского района обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе к административной ответственности.
5. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Миронов А.Г.
Члены Комиссии: Капаклы А.Д.
Воронцова А.Ю.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА УПРАВЛЕНИЕ Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре ул. Чехова, д. 12-А, г. Ханты-Мансийск, 628011 тел. (3467) 33-00-31, факс (3467) 33-24-74 e-mail: to86@fas.gov.ru
2016 г. N 03/КА- . |
Оператор электронной площадки: ОАО "ЕЭТП" 117312, Москва, пр-т 60-летия Октября, д. 9 Заявитель: ООО "Квадрат" 628011, г. Ханты-Мансийск, ул. Светлая, д.32 Заказчик: Муниципальное казенное учреждение Ханты-Мансийского района "Управление капитального строительства и ремонта" 628001, г. Ханты-Мансийск, ул. Гагарина, д. 142 Уполномоченный орган: Комитет по финансам администрации Ханты-Мансийского района 628002, Ханты - Мансийский автономный округ - Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Гагарина 214 |
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений законодательства
21.10.2016 г. г.Ханты-Мансийск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Миронов А.Г. - Заместитель руководителя Управления.
Членов комиссии:
- Капаклы А.Д. - Ведущий специалист - эксперт отдела Управления;
- Воронцова А.Ю. - Эксперт отдела Управления,
на основании своего решения от 21.10.2016 о рассмотрении жалобы ООО "Квадрат" от 14.10.2016 N1657-ж на действия аукционной комиссии Заказчика - Муниципальное казенное учреждение Ханты-Мансийского района "Управление капитального строительства и ремонта", Уполномоченного органа - Комитет по финансам администрации Ханты-Мансийского района при проведении электронного аукциона, предметом которого является строительство "Сельский дом культуры с. Реполово на 60 мест" (извещение N 0187300008416000272), руководствуясь положениями статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия Управления
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
В целях устранения нарушений законодательства о контрактной системе Заказчику - Муниципальное казенное учреждение Ханты-Мансийского района "Управление капитального строительства и ремонта", Уполномоченному органу - Комитет по финансам администрации Ханты-Мансийского района совершить следующие действия:
1. С учетом принятого решения от 21.10.2016 по рассмотрению жалобы ООО "Квадрат" от 14.10.2016 N1657-ж:
- разместить информацию об отмене протоколов в сети "Интернет" на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и сайте оператора электронной площадки;
- внести изменения в документацию с учетом требований части 3 статьи 7, пункта 2 части 1 статьи 33, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе;
- продлить срок подачи заявок на участие в закупке таким образом, чтобы со дня размещения изменений в документацию электронного аукциона до даты окончания срока подачи заявок этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней.
2. В срок до 17.11.2016 исполнить п.1 и п.2 данного предписания.
3. В срок до 18.11.2016 представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре информацию об исполнении предписания с приложением подтверждающих документов.
4. Оператору электронной площадки совершить следующие действия:
- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в Аукционе;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, о прекращении действия заявок, поданных на участие в Аукционе, и о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в Аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
5. Официальному сайту www.zakupki.gov.ru и Оператору электронной площадки обеспечить исполнение Заказчиком, Уполномоченным органом пунктов 1 и 2 настоящего предписания.
Председатель Комиссии Миронов А.Г.
Члены Комиссии: Капаклы А.Д.
Воронцова А.Ю.
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Примечание: настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 21 октября 2016 г. N 03/КА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.10.2016