Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
ведущей заседание Комиссии - временно исполняющей обязанности руководителя управления Кодерле И.В.,
членов Комиссии:
начальника отдела антимонопольного контроля и закупок Парфирьевой С.Н.,
ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и закупок Козаченко А.А.,
в присутствии представителей заказчика - Министерства транспорта и дорожного строительства Камчатского края (далее - Заказчик): Зонова О.Е. (по доверенности от 25.07.2016 N 11/2016), Карповой Н.М. (по доверенности от 04.12.2015 N 100/2015), Криворученко Н.Г. (по доверенности от 11.01.2016 N 1/2016),
в отсутствие представителя заявителя - общества с ограниченной ответственностью "АйТи Проект" (далее - Заявитель), извещенного о месте и времени рассмотрения жалобы по средствам электронной почты,
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при определении исполнителя путем открытого конкурса на выполнение работ по созданию государственной региональной информационной системы "Управление автомобильным транспортом, осуществляющим регулярную перевозку пассажиров и багажа на территории Камчатского края" (закупка N 0138200003116000005), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
29.06.2016 Заказчиком начата процедура определения исполнителя путем открытого конкурса на выполнение работ по созданию государственной региональной информационной системы "Управление автомобильным транспортом, осуществляющим регулярную перевозку пассажиров и багажа на территории Камчатского края" (закупка N 0138200003116000005) (далее - Закупка, Система); начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 12 560 000, 00 рублей.
19.07.2016 в Камчатское УФАС России поступила жалоба ООО "АйТи Проект" на действия Заказчика. По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика при разработке конкурсной документации: в пункте 3.5 "Единые требования к участникам закупки" конкурсной документации установлено требование о наличии лицензии на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации (далее - Лицензия) в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании), что противоречит статье 31 Закона о контрактной системе.
Согласно техническому заданию в разделе "Требования к защите информации от несанкционированного доступа" установлено требование о том, что Система должна быть аттестована в соответствии с пунктом 13 раздела II приказа ФСТЭК России от 11.02.2013 N 17 "Об утверждении Требований по защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах", то есть для Заказчика конечным итогом должна быть аттестованная Система, а не выполнение работ по аттестации Системы.
На основании вышеизложенного Лицензия для выполнения данных работ не требуется.
Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились. Представили письменное возражение на жалобу от 25.07.2016 N 04/04-2026, в котором пояснили следующее.
На всех этапах создания и ввода в действие автоматизированной информационной системы "Управление транспортом" должны выполняться работы по обеспечению требований информационной безопасности (технической защите конфиденциальной информации).
При этом проведение работ по аттестации информационной системы по требованиям защиты информации до ввода информационной системы в действие является обязательным условием создания информационной системы.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании деятельность по технической защите конфиденциальной информации является видом деятельности, подлежащей обязательному лицензированию (порядок лицензирования определен постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2012 N 79 "О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации" (далее - Постановление).
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что конфиденциальной информацией являются персональные данные о перевозчиках, которые подлежат включению исполнителем в Систему.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия выявила следующие обстоятельства.
Согласно части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении открытого конкурса.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В конкурсной документации в составе единых требований к участникам закупки включено требование о наличии лицензии в соответствии со статьей 12 Закона о лицензировании.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании лицензированию подлежит деятельность по технической защите конфиденциальной информации.
Согласно части 2 Положения о лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации, утвержденного Постановлением (далее - Положение) под технической защитой конфиденциальной информации понимается выполнение работ и (или) оказание услуг по ее защите от несанкционированного доступа, от утечки по техническим каналам, а также от специальных воздействий на такую информацию в целях ее уничтожения, искажения или блокирования доступа к ней.
В соответствии с частью 4 Положения при осуществлении деятельности по технической защите конфиденциальной информации лицензированию подлежат следующие виды работ и услуг:
а) контроль защищенности конфиденциальной информации от утечки по техническим каналам в:
средствах и системах информатизации;
технических средствах (системах), не обрабатывающих конфиденциальную информацию, но размещенных в помещениях, где она обрабатывается;
б) контроль защищенности конфиденциальной информации от несанкционированного доступа и ее модификации в средствах и системах информатизации;
в) сертификационные испытания на соответствие требованиям по безопасности информации продукции, используемой в целях защиты конфиденциальной информации (технических средств защиты информации, защищенных технических средств обработки информации, технических средств контроля эффективности мер защиты информации, программных (программно-технических) средств защиты информации, защищенных программных (программно-технических) средств обработки информации, программных (программно-технических) средств контроля защищенности информации);
г) аттестационные испытания и аттестация на соответствие требованиям по защите информации:
средств и систем информатизации;
помещений со средствами (системами) информатизации, подлежащими защите;
е) установка, монтаж, испытания, ремонт средств защиты информации (технических средств защиты информации, защищенных технических средств обработки информации, технических средств контроля эффективности мер защиты информации, программных (программно-технических) средств защиты информации, защищенных программных (программно-технических) средств обработки информации, программных (программно-технических) средств контроля защищенности информации).
В техническом задании конкурсной документации в разделе "Требования к защите информации от несанкционированного доступа" установлено: "к защищаемой информации в Системе относится:
- информация ограниченного доступа (конфиденциальная информация) не содержащая сведений, составляющих государственную тайну, в том числе персональные данные;
- иные данные, необходимые для нормального функционирования Системы, в целях обеспечения их защиты от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий.
Система относится к группе многопользовательских автоматизированных систем в защищенном исполнении. С учетом особенностей обрабатываемой информации Система должна соответствовать требованиям, предъявляемым действующим законодательством РФ к защите информации в информационных системах, осуществляющих обработку персональных данных.
Обеспечение требований информационной безопасности в автоматизированной информационной системе "Управление транспортом" является составной частью работ по созданию и вводу в эксплуатацию Системы и выполняется на всех стадиях (этапах) ее создания и в ходе ввода в эксплуатацию путем принятия организационных и технических мер защиты информации, направленных на блокирование (нейтрализацию) угроз безопасности информации в Системы.
Обеспечение требований информационной безопасности в Системе должно осуществляться исходя из типа информационной системы: государственная информационная система.
Автоматизированная информационная система "Управление транспортом" должна соответствовать классу защищенности автоматизированных систем не ниже "1Г" в соответствии с руководящим документом "Автоматизированные системы. Защита от несанкционированного доступа к информации. Классификация автоматизированных систем и требования по защите информации", утвержденного решением председателя Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации от 30 марта 1992 г. В рамках обеспечения информационной безопасности Системы должны использоваться сертифицированные по требованиям безопасности информации средства защиты информации".
В разделе "Требования к составу и содержанию работ по подготовке объекта автоматизации к вводу системы в действие" технического задания конкурсной документации в состав подлежащих выполнению работ включены работы по загрузке информации в базу данных и проверке системы ее введения (пункт 3.2).
Поскольку в соответствии с техническим заданием конкурсной документации исполнитель будет загружать в Систему информацию, в том числе о персональных данных перевозчиков, которая является конфиденциальной информацией, Заказчик установил требование о наличии Лицензии в соответствии со статьей 31 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущая заседание Комиссии: ____________________ И.В. Кодерле
Члены комиссии: ____________________ С.Н. Парфирьева
____________________ А.А. Козаченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 26 июля 2016 г. N 2173/06
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.08.2016