Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
ведущей заседание Комиссии - временно исполняющей обязанности руководителя управления Кодерле И.В.,
членов Комиссии:
начальника отдела антимонопольного контроля и закупок Парфирьевой С.Н.,
ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и закупок Козаченко А.А.,
в присутствии представителей заказчика - Министерства транспорта и дорожного строительства Камчатского края (далее - Заказчик): Карповой Н.М. (по доверенности от 04.12.2015 N 100/2015), Егорова А.В. (по доверенности от 02.08.2016 N 12/2016), Тюшнякова Е.В. (по доверенности от 11.01.2016 N 3/2016),
в отсутствие представителя заявителя - общества с ограниченной ответственностью "АйТиСи" (далее - Заявитель), извещенного о месте и времени рассмотрения жалобы по средствам электронной почты,
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при определении исполнителя путем открытого конкурса на выполнение работ по созданию государственной региональной информационной системы "Управление автомобильным транспортом, осуществляющим регулярную перевозку пассажиров и багажа на территории Камчатского края" (закупка N 0138200003116000005), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
29.06.2016 Заказчиком начата процедура определения исполнителя путем открытого конкурса на выполнение работ по созданию государственной региональной информационной системы "Управление автомобильным транспортом, осуществляющим регулярную перевозку пассажиров и багажа на территории Камчатского края" (закупка N 0138200003116000005) (далее - Закупка, Система); начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 12 560 000, 00 рублей.
27.07.2016 в Камчатское УФАС России поступила жалоба ООО "АйТиСи" на действия Заказчика. По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика при разработке конкурсной документации, в которой:
- не установлено требование в соответствии со статьей 31 Закона о контрактной системе об обладании участником Закупки исключительным правом на результаты интеллектуальной деятельности, в то время как в техническом задании указано, что Заказчику в результате работ по созданию и внедрению Системы должно перейти исключительное право на Систему;
- в перечне единых требований к участникам Закупки установлено требование о соответствии Федеральному закону от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" или Федеральному закону от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", которое не включено в перечень единых требований, установленных частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе;
- установлен показатель нестоимостного критерия оценки: квалификация участника Закупки - "близкие по содержанию, сложности, объемам и условиям выполнения к услугам, подлежащим выполнению по контракту", по которому невозможно определить сопоставимость опыта;
- не установлен перечень видов деятельности, на которые должна быть представлена лицензия на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Лицензия);
- в техническом задании при установлении требования к обязательной аттестации Системы не установлен перечень необходимых работ для проведения аттестации, не предусмотрены поставка либо обеспечение Заказчиком технических средств защиты информации, без которых невозможно аттестовать систему и получить сертификат соответствия;
- в разделе 7 технического задания отсутствует перечень подлежащих разработке исполнителем комплектов и видов документов, которыми должна сопровождаться система;
- установлено требование о том, что исполнитель должен выполнить работы по перенастройке бортовых приборов ТС для передачи навигационных данных в Систему, однако транспортные средства, а также бортовые приборы навигационных данных принадлежат перевозчику, тем самым Заказчик использует бюджетные средства не по целевому назначению.
Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились. Представили письменное возражение на жалобу от 03.08.2016 N б/н, в котором пояснили следующее.
Поскольку Заказчик не планирует приобретение имеющихся исключительных прав третьих лиц, требование к исполнителю о необходимости обладания исключительным правом не установлено, как и не установлено, какое именно исключительное право должно быть передано.
Исполнителем должна быть создана (разработана) Система, являющаяся программой для ЭВМ и базой данных, которые согласно пунктам 2, 3 части 1 статьи 1225 Гражданского кодекса РФ являются результатами интеллектуальной собственности и на которые все права будут принадлежать Заказчику.
Установленный нестоимостной критерий оценки заявок подразумевает одну область выполнения работ - "связь и информационные технологии". Для оценки квалификации участника Закупки должны быть представлены контракты и акты выполненных работ (оказанных услуг) сопоставимого характера и объема, то есть опыт разработки и внедрения региональных систем управления пассажирским транспортом в иных субъектах РФ.
Согласно части 10 Приказа ФСТЭК России от 11.02.2013 N 17 "Об утверждении Требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах" (далее - Приказ ФСТЭК N 17) для проведения работ по защите информации в ходе создания и эксплуатации информационной системы при необходимости привлекаются организации, имеющие лицензию на деятельность по технической защите конфиденциальной информации.
Кроме того, в разделе "Требования к защите информации от несанкционированного доступа" технического задания подробно описаны требования к выполняемым работам по защите информации.
В пункте 4.4 проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью конкурсной документации (далее - проект контракта) установлено, что в Системе должно учитываться не менее 52.6 % автомобильного пассажирского транспорта.
Кроме того, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.08.2008 N 641 "Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурной спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS" (далее - Постановление Правительства РФ), приказом Министерства транспорта РФ от 31.07.2012 N 285 "Об утверждении требований к средствам навигации, функционирующим с использованием навигационных сигналов системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS и предназначенным для обязательного оснащения транспортных средств категории М, используемых для коммерческих перевозок пассажиров, и категории N, используемых для перевозки опасных грузов" (далее - Приказ Министерства транспорта РФ N 285) автобусы категории М, осуществляющие перевозки пассажиров, должны быть оснащены аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, а также подключены к диспетчерскому пункту или диспетчерскому центру и к автоматическому центру контроля и надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия выявила следующие обстоятельства.
1. Согласно пункту 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, предусмотренные статьей 51 данного Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с подпунктом г) пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, а именно документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 данного Федерального закона, или копии таких документов, а также декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 данного Федерального закона.
На основании пункта 8 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма.
1.1. Предметом Закупки является выполнение работ по созданию государственной региональной информационной системы "Управление автомобильным транспортом, осуществляющим регулярную перевозку пассажиров и багажа на территории Камчатского края".
Исполнитель только будет разрабатывать (создавать) Систему для Заказчика, поэтому участник на момент подачи заявки не может обладать исключительным правом на результат данной интеллектуальной деятельности.
Таким образом, довод Заявителя о не установлении требования к участникам Закупки об обладании исключительным правом на результаты интеллектуальной деятельности не нашел своего подтверждения.
1.2. В перечень единых требований к участникам Закупки, установленный в конкурсной документации, включено требование о соответствии Федеральному закону от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" или Федеральному закону от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
Поскольку Закупка проводится для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, Комиссия приходит к выводу о том, что указанное требование в перечне единых требований к участникам Закупки не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
1. В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с данным Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В подпункте 2 пункта 17 конкурсной документации установлен нестоимостной критерий: "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Услугами сопоставимого характера и объема, считаются услуги в области связи и информационных технологий в рамках выполнения государственных (муниципальных) контрактов, близкие по содержанию, сложности, объемам и условиям выполнения к услугам, подлежащим выполнению по контракту в рамках настоящего конкурса".
Указание "услуги в области связи и информационных технологий в рамках выполнения государственных (муниципальных) контрактов, близкие по содержанию, сложности, объемам и условиям выполнения к услугам, подлежащим выполнению по контракту в рамках настоящего конкурса" позволяет определить, что сопоставимыми для Заказчика услугами будут являться услуги по разработке государственной региональной информационной системы.
2. Согласно части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении открытого конкурса.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В конкурсной документации в составе единых требований к участникам закупки включено требование о наличии лицензии в соответствии со статьей 12 Закона о лицензировании.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании лицензированию подлежит деятельность по технической защите конфиденциальной информации.
Согласно части 2 Положения о лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации, утвержденного Постановлением (далее - Положение) под технической защитой конфиденциальной информации понимается выполнение работ и (или) оказание услуг по ее защите от несанкционированного доступа, от утечки по техническим каналам, а также от специальных воздействий на такую информацию в целях ее уничтожения, искажения или блокирования доступа к ней.
Представители Заказчика на заседании комиссии пояснили, что Заказчик не стал устанавливать требование о представлении участниками Закупки Лицензии на конкретный вид работ или услуг, поскольку данное требование могло повлечь ограничение количества участников Закупки.
Кроме того, в пункте 3.7 технического задания имеется ссылка на Приказ ФСТЭК N 17, в котором в части 10 указано: "для проведения работ по защите информации в ходе создания и эксплуатации информационной системы обладателем информации (заказчиком) и оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации при необходимости привлекаются организации, имеющие лицензию на деятельность по технической защите конфиденциальной информации в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Таким образом, исполнитель при разработке Системы может привлечь организации, имеющие Лицензию на соответствующие виды деятельности.
Следовательно, довод Заявителя о не установлении требования к виду деятельности, на который должна быть выдана Лицензия, не обоснован.
3. Согласно пункту 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 данного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
3.1. В пункте 3.7 технического задания установлено требование о том, что Система должна быть аттестована в соответствии с пунктом 13 раздела II Приказа ФСТЭК N 17.
В техническом задании отсутствует перечень необходимых работ для проведения аттестации, не указаны поставка либо обеспечение Заказчиком технических средств защиты информации, без которых невозможно аттестовать систему и получить сертификат соответствия.
Представители Заказчика на заседании комиссии пояснили, что аттестация будет проводиться после проведения аудита информационной инфраструктуры Системы (далее - аудит), ее классификации, разработки модели угроз безопасности информации при ее обработке в информационной системе и частного технического задания на создание системы защиты информации в автоматизированной информационной системе "Управление транспортом". Только после проведения аудита можно будет сделать вывод, потребуется ли поставка и установка технических средств защиты информационной безопасности для проведения аттестации или нет.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что поскольку только после проведения аудита станет известно, потребуется поставка и установка технических средств защиты информационной безопасности для проведения аттестации или нет, то не указание данных требований в техническом задании не противоречит Приказу ФСТЭК N 17.
3.2. В пункте 5 "Порядок контроля и приемки Системы" технического задания указано: "приемка результатов выполнения работ по этапам оформляется актом сдачи-приемки работ, основанием для его подписания на каждом этапе является утвержденная Заказчиком документация в составе, определенная в разделе 7 настоящего технического задания и проведение предусмотренных мероприятий".
В пункте 7 "Требования к документированию" технического задания приводится перечень подлежащих разработке исполнителем комплектов и видов документов, которыми должна сопровождаться Система:
1. отчет об аудите инфраструктуры АИС "УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТОМ";
2. технический проект на реализацию функциональных компонентов АИС "УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТОМ" в соответствии с требованиями ТЗ;
3. акт классификации АИС "УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТОМ";
4. модель угроз безопасности информации при ее обработке в АИС "УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТОМ";
5. частное техническое задание на создание системы защиты информации в АИС "УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТОМ";
6. программа и методика испытаний АИС "УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТОМ" с целью ввода в опытную эксплуатацию;
7. протокол испытаний АИС "УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТОМ";
8. комплект руководств пользователя АИС "УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТОМ" (отдельное руководство по каждому ФК);
9. руководство администратора АИС "УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТОМ";
10. технический паспорт АИС "УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТОМ";
11. руководство по обеспечению непрерывности работы АИС "УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТОМ";
12. акт ввода АИС "УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТОМ" в опытную эксплуатацию;
13. акт готовности АИС "УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТОМ" к промышленной эксплуатации.
14. технические требования на подключения к АИС "УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТОМ".
Таким образом, в разделе 7 технического задания указан перечень документов, который необходимо предоставлять при сдаче-приемке результатов работ.
Следовательно, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3.3. Представители Заказчика на заседании комиссии пояснили, что на основании конкурсного отбора бюджету Камчатского края предоставлена целевая субсидия из федерального бюджета, в том числе на реализацию проекта по созданию в целях предоставления услуг в электронной форме единой региональной системы по управлению автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, осуществляющим регулярную перевозку пассажиров и багажа.
В требованиях к проекту и субсидии установлены целевые показатели, в том числе показатель, что в Системе должно учитываться не менее 52,6 % автомобильного пассажирского транспорта. Данное требование отражено в части 4.4 проекта контракта.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ N, приказом Министерства транспорта РФ N 285 автобусы категории М, осуществляющие перевозки пассажиров, должны быть оснащены аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, а также подключены к диспетчерскому пункту или диспетчерскому центру и к автоматическому центру контроля и надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Кроме того, в разъяснениях конкурсной документации Заказчик пояснил, что перенастройка бортовых приборов транспортных средств, при необходимости, производится исполнителем самостоятельно.
Таким образом, на основании вышеизложенного перенастройка бортовых приборов транспортных средств будет осуществляться при необходимости, если иной способ передачи навигационных данных невозможен либо не гарантирует постоянное получение актуальных навигационных данных Системой.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущая заседание Комиссии: ____________________ И.В. Кодерле
Члены комиссии: ____________________ С.Н. Парфирьева
____________________ А.А. Козаченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 3 августа 2016 г. N 2271/06
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.08.2016