Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ведущей заседание Комиссии - временно исполняющей обязанности руководителя управления Кодерле И.В.,
членов Комиссии:
начальника отдела антимонопольного контроля и закупок Парфирьевой С.Н.,
главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и закупок Ермоловой О.В.,
в присутствии представителей муниципального заказчика - Администрации Усть-Большерецкого муниципального района (далее - Заказчик): Кисельникова Г.И. (по доверенности от 09.08.20165 N 1418), Трушиной Т.В. (по доверенности от 09.08.20165 N 1418), Лисиченко Т.М. (по доверенности от 09.08.20165 N 1418),
в отсутствие представителя заявителя - общества с ограниченной ответственностью "ГОССНАБ" (далее - Заявитель, ООО "ГОССНАБ", Общество), уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы по средствам электронной почты,
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при определении поставщика путем запроса котировок на приобретение автомобильных шин, камер (закупка N 0138300006616000096) (далее - товар), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), приказом ФАС России от 11.02.2014 N 75/14, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
29.07.2016 Заказчиком начата процедура определения поставщика путем запроса котировок на приобретение автомобильных шин, камер (закупка N 0138300006616000096) (далее - Закупка); начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 136 628,35 рублей.
04.08.2016 в Камчатское УФАС России поступила жалоба ООО "ГОССНАБ".
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика. Заказчик установил требования к техническим характеристикам поставляемого товара, указав при этом производителей: Dunlop, Yokohama, Bridgestone. В результате исключена возможность поставки товара иных производителей, ограничивая тем самым количество участников Закупки, в нарушение части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Заказчик с доводами жалобы не согласился и представил письменные возражения на жалобу, в которых пояснил следующее.
Установление Заказчиком значимых характеристик товара обусловлено потребностями Заказчика и является его правом.
Усть-Большерецкий муниципальный район, не имеет дорог с асфальтовым покрытием (за исключением с. Усть-Большерецк). Климатические условия региона жесткие, дорожные условия сложные - грунтовые дороги, грязь, мокрый, рыхлый снег, талые воды.
Автомобили, находящиеся в эксплуатации Заказчика и на которые приобретаются автомобильные шины согласно Закупке, относятся к классу "внедорожники", а именно: TOYOTAHiLuxSurf (производства Япония), TOYOTALandCruiser (производства Япония).
Соблюдение рекомендаций производителя относительно используемых шин важно для владельцев внедорожников даже в большей мере, чем для седанов, хэтчбеков и прочих чисто городских автомобилей. Помимо соответствия рекомендуемым размерам, важно соблюсти соответствие индексов нагрузки и скорости, поскольку практически любой внедорожник имеет значительный вес. Соответственно, "внедорожная" резина должна выдерживать нагрузки, связанные с особенностями параметров внедорожника - мощностью двигателя, скоростными режимами, стилем управления. Например, как верно отметил Заявитель в жалобе "Автошины компании Yokohama "Йокогама" поставляются на первичную комплектацию всех без исключения японских производителей автомобилей.
Вышеуказанные автомобили находятся в эксплуатации уже не первый год. Указанные в извещении о Закупке наименования производителей автомобильных шин использовались ранее и используются по настоящее время.
Приложением N 3 к Правилам дорожного движения РФ установлены Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации (утвержденного постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090). Согласно пункту 11 запрещается эксплуатация: автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, тракторов и др. самоходных машин, если их техническое состояние и оборудование не отвечают требованиям Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (согласно приложению). Запрещается эксплуатация автомобиля, если в соответствии с пунктом 5.5 Перечня "на одну ось транспортного средства установлены шины различных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей, с различными рисунками протектора, морозостойкие и неморозостойкие, новые и восстановленные, новые и с углубленным рисунком протектора. На транспортном средстве установлены ошипованные и неошипованные шины".
Осуществляя закупку автомобильных шин тех же размеров и моделей производителя, Заказчик будет иметь возможность наиболее эффективного использования расходных материалов - укомплектации парами на одну ось шин различной степени износа, что в конечном счете приведет к более длительному сроку эксплуатации шин и наиболее эффективному использованию бюджетных средств, что полностью соответствует принципу эффективности осуществления закупок согласно статье 6 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о контрактной системе участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация, указанная в пунктах 1-6 статьи 42 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении Закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчик имеет в пользовании транспортные средства марки Toyota Land Cruiser (производство Япония), Toyota Hi-Lux Surf (производство Япония).
В приложении N 2 к извещению о проведении запроса котировок и в Техническом задании указаны характеристики к автомобильным шинам для выше указанных марок автомобилей, а именно:
1) автомобильные шины: производитель - Dunlop, размер шины - 285/75R16, модель - АТ-3, сезонность - зимняя шипованная (или эквивалент);
2) автомобильные шины: производитель - Yokohama, размер шины - 265/70R16, модель - G-012, сезонность - летняя (или эквивалент);
3) автомобильные шины: производитель - Bridgestone, размер шины - 245/70R16, модель - DMV-1, сезонность - летняя (или эквивалент).
Заказчик установил характеристики к товару, учитывая руководство технической документации к данным автомобилям, а также климатические условия при эксплуатации автомобилей.
Заявитель доказательств того, что поставка может осуществляться только производителями товара, но при этом не может осуществляться иными поставщиками, не представил.
Таким образом, описание объекта Закупки соответствует требованиям, установленным Законом о контрактной системе, и потребностям Заказчика.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ГОССНАБ" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущая заседание Комиссии: ___________________ И.В. Кодерле
Члены комиссии: ____________________С.Н. Парфирьева
____________________ О.В. Ермолова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 10 августа 2016 г. N 21-06/221-16Ж
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.08.2016