Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
ведущей заседание Комиссии - временно исполняющей обязанности руководителя управления Кодерле И.В.,
членов Комиссии:
временно исполняющей обязанности начальника отдела антимонопольного контроля и закупок Шихановой Л.Б.,
ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и закупок Громова С.А.,
в присутствии представителей заказчика - КГКУ "Служба заказчика Министерства строительства Камчатского края" (далее - Заказчик) Еремчука К.А. (по доверенности от 04.08.2016 N 34), Останина А.М. (по доверенности от 04.08.2016 N 35),
в отсутствие представителя заявителя - ООО "Формат Пром" (далее - Заявитель), уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы по электронной почте,
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при определении исполнителя путем открытого конкурса на разработку проектной документации по объекту "Общеобразовательная школа на 250 мест с. Соболево Соболевского района" (закупка N 0338200009616000013), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Заказчиком 26.07.2016 начата процедура определения исполнителя путем открытого конкурса на разработку проектной документации по объекту "Общеобразовательная школа на 250 мест с. Соболево Соболевского района" (далее - Объект) (закупка N 0338200009616000013) (далее - Закупка); 28.07.2016 внесены изменения в извещение и конкурсную документацию. Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 30 838 808,50 рублей.
23.08.2016 в Камчатское УФАС России поступила жалоба Заявителя, направленная 09.08.2016 посредством почтовой связи.
Заявитель обжалует действия Заказчика при разработке конкурсной документации с нарушением требований Закона о контрактной системе, в части объединения в один объект закупки (один лот) работ по инженерным изысканиям и работ по разработке проектной документации.
Заказчик с доводами жалобы не согласился. Представил письменные возражения на жалобу от 29.08.2016 N 1370, пояснив следующее.
При осуществлении Закупки Заказчиком установлены единые требования к участникам Закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющейся объектом Закупки, а именно: предоставление в составе заявки на участие в открытом конкурсе копии свидетельства саморегулируемой организации (далее - СРО) о допуске к определенному виду или видам работ по строительству, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ (далее - ГрК РФ): п. 13 Работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком).
Выполнение работ по инженерным изысканиям в рамках договора о разработке проектной документации, заключенного Заказчиком с физическим или юридическим лицом предусмотрена частью 5.2 статьи 48 ГрК РФ. В этом случае указанное физическое или юридическое лицо осуществляет также организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий для последующего качественного выполнения работ по проектированию.
В рассматриваемом конкурсе основанием необходимости выполнения изысканий и проектных работ совместно, т.е. в один и тот же временной промежуток послужили следующие требования:
Организация, осуществляющая подготовку проектной документации в соответствии с п. 5.1.1 СП 50-101-2004 "Проектирование и устройство оснований и фундаментов зданий и сооружений", в соответствии с порядком проектирования, на основании расчетов выбирает тип, конструкцию, материал и размер фундаментов.
Для различных типов фундаментов СП 11-105-97 "Инженерно-геологические изыскания для строительства. Часть 1. Общие правила производства работ" устанавливает разные объемы геологических работ. Например: Глубину горных выработок (скважин) следует согласно СП принимать для свайных фундаментов в дисперсных грунтах ниже проектируемой глубины погружения нижнего конца свай не менее чем на 5 м. (п. 8.7), для плитных фундаментов 20 м. (п. 8.6) и т.д.
Таким образом, при типовой для Камчатского края глубине заложения ленточных/плитных фундаментов в 2 м., а свайного фундамента в 10-12 м., глубина скважин, в зависимости от типа фундаментов должна меняться от 6 м. до 22 м., т.е. объем геологических работ может отличаться на 300%.
Указать глубину скважины, в зависимости от типа фундамента может только проектировщик.
Согласно СП 11-105-97 при производстве инженерно-геологических изысканий требуется определить места заложения горных выработок, которые следует располагать по контурам и (или) осям проектируемых зданий и сооружений, в местах резкого изменения нагрузок на фундаменты, глубины их заложения, на границах различных геоморфологических элементов (п. 8.3), а общее количество горных выработок в пределах контура каждого здания и сооружения 11 уровня ответственности должно быть не менее трех, а зданий и сооружений 1 уровня ответственности - не менее 4-5 (в зависимости от вида) (п. 8.4).
Таким образом, проведение данных инженерно-геологических изысканий возможно только по заданию проектировщика.
Кроме того, здание проектируемой школы будет занимать около 30% площади земельного участка, отведенного под строительство Объекта и соответственно не зная будущего расположения здания не возможно провести изыскательские работы в соответствии с нормами СП (строительные правила).
Таким образом, изыскания осуществляются перед началом проектирования, в процессе проектирования в целях получения конечного результата: проекта Объекта, и соответственно осуществлять закупку работ по выполнению инженерных изысканий каждый раз по необходимости приведет к увеличению срока выполнения проектных работ и нерациональному расходованию бюджетных средств.
Кроме того, разработка проектной документации и выполнение мероприятий по инженерным изысканиям по настоящему объекту являются технологически связанными между собой, и является потребностью Заказчика.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, конкурсная документация должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 данного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом:
- описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
В силу части 41 статьи 47 ГрК РФ инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также в целях подготовки документации по планировке территории, предназначенной для размещения линейных объектов транспортной инфраструктуры федерального значения, регионального значения или местного значения.
Инженерные изыскания для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также в целях подготовки документации по планировке территории, предназначенной для размещения линейных объектов транспортной инфраструктуры федерального значения, регионального значения или местного значения, выполняются в целях получения:
1) материалов о природных условиях территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция объектов капитального строительства, и факторах техногенного воздействия на окружающую среду, о прогнозе их изменения, необходимых для разработки решений относительно такой территории;
2) материалов, необходимых для обоснования компоновки зданий, строений, сооружений, принятия конструктивных и объемно-планировочных решений в отношении этих зданий, строений, сооружений, проектирования инженерной защиты таких объектов, разработки мероприятий по охране окружающей среды, проекта организации строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
3) материалов, необходимых для проведения расчетов оснований, фундаментов и конструкций зданий, строений, сооружений, их инженерной защиты, разработки решений о проведении профилактических и других необходимых мероприятий, выполнения земляных работ, а также для подготовки решений по вопросам, возникшим при подготовке проектной документации, ее согласовании или утверждении (часть 4 статьи 47 ГрК РФ).
Согласно части 5.2 статьи 48 ГрК РФ договором о подготовке проектной документации, заключенным застройщиком или техническим заказчиком с физическим или юридическим лицом, может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий. В этом случае указанное физическое или юридическое лицо осуществляет также организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий. Этим договором также может быть предусмотрено обеспечение получения указанным физическим или юридическим лицом технических условий.
Следовательно, генеральный проектировщик имеет право на организацию работ по проведению инженерных изысканий, если это установлено в договоре или в прилагаемом к нему задании на проектирование.
Согласно Перечню видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденному приказом Минрегиона России от 30.12.2009 N 624, работы по организации инженерных изысканий наличия допуска СРО не требуют.
Поскольку генеральный проектировщик вправе осуществлять деятельность по организации и координации работ по инженерным изысканиям, следовательно он вправе привлекать для выполнения указанных работ субподрядные организации, имеющие соответствующее свидетельство о допуске к выполнению работ по инженерным изысканиям, поскольку именно генеральный проектировщик несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий и соответственно проектной документации.
Согласно техническому заданию документации о Закупке целью проектирования является объект: "Общеобразовательная школа на 250 мест в с. Соболево Соболевского района" примерной площадью 10000 м2, расположенный на земельном участке 1,993 га. (199300 м2).
В ходе данного проектирования Исполнитель должен осуществить комплекс работ, включающий в себя множество взаимосвязанных процессов, операций и действий, в том числе проведение инженерных изысканий. Данные изыскания осуществляются перед началом проектирования и в процессе проектирования.
В пункте 10.1 документации о Закупке Заказчиком установлено требование к участникам Закупки: наличие свидетельства, выданного СРО в области проектирования, в частности на осуществление работ по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком).
Согласно пункту 11 Технического задания на разработку проектной документации инженерно-геологические, инженерно-геодезические изыскания выполняются Исполнителем (проектировщиком) или субподрядной организацией в объеме, необходимом для разработки проектной и рабочей документации согласно СН и П и СП по инженерным изысканиям для строительства.
Таким образом, Исполнитель осуществляет организацию и координацию работ по инженерным изысканиям в объеме необходимом для разработки проектной и рабочей документации, несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий и соответственно проектной документации, разработка которой является предметом Закупки.
С учетом вышеизложенного объединение Заказчиком в один объект Закупки (один лот) работ по инженерным изысканиям и работ по разработке проектной документации обусловлено потребностями Заказчика и является его правом.
Закон о контрактной системе не предусматривает ограничений по включению в конкурсную документацию требований к работам, являющихся значимыми для Заказчика.
Согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе от 26.08.2016 на участие в данном конкурсе подано 8 заявок.
Заявитель не представил доказательств того, что установленные Заказчиком требования к функциональным и техническим характеристикам объекта Закупки влекут за собой ограничение количества участников Закупки.
Таким образом, описание Заказчиком объекта Закупки не противоречит правилам, установленным статьей 33 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущая заседание Комиссии: ______________И.В. Кодерле
Члены комиссии: ______________Л.Б. Шиханова
_______________ С.А. Громов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 30 августа 2016 г. N 21-06/236-16Ж
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.08.2016