Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии заместителя начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Псковского УФАС России Юркиной Н.Ю.- зам.председателя Комиссии,
Членов Комиссии:
главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Псковского УФАС России Варава В.Ю.,
ведущего специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России Кузьмина А.С.,
в присутствии представителей от Заказчика - Администрации Опочецкого района Малышевой О.М (доверенность б/н от 16.12.2015 года) и Константинова Н.А. (доверенность Nб/н от 07.11.2013 года),
в отсутствии представителя Заявителя, уведомлен, надлежащим образом, на заседание не явился,
рассмотрев жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" на положения документации о закупке N0157300017516000062 на право заключения контракта "Выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги Подъезд к д.Шильское в Опочецком районе Псковской области" (далее - электронный аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
25 июля 2016 года Администрацией Опочецкого района объявлен электронный аукцион на право заключения контракта "Выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги Подъезд к д.Шильское в Опочецком районе Псковской области" (номер извещения: 0157300017516000062).
Извещение о проведении вышеуказанного электронного аукциона размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения заказов в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 25 июля 2016 года в 15.00.
Начальная (максимальная) цена контракта - 24 134 184,00 рублей.
Дата и время окончания подачи заявок - 10.08.2016 года 11.00.
10 августа 2016 года в адрес Псковского УФАС России поступила жалоба Заявителя.
Рассмотрение жалобы состоялось 17 августа 2016 года в 10 часов 00 минут.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика (жалоба в материалах дела, вх.520з от 10.08.2016 года).
Положение документации об аукционе содержат нарушения Закона о контрактной системе, а именно:
- нарушение части 6 статьи 30;
- нарушение п.11 ч.1 ст.64;
- нарушение ч.4 ст.34;
- нарушение в части отсутствия случаев одностороннего отказа.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили следующее (письменные объяснения, вх.N1948/25 от 16.08.2016 года, в материалах дела).
Документация об аукционе не содержит нарушений Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее:
1. В силу части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе в сфере закупок условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи.
В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Пунктом 2.3. проекта муниципального контракта установлено, что Подрядчик, не являющийся субъектом малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организацией, при исполнении Контракта обязан привлечь субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций для выполнения работ, объем которых составляет 15 % от цены Контракта. В течение 10 дней со дня заключения договора с таким субподрядчиком Подрядчик обязан предоставить Заказчику копию договора субподряда, информацию субподрядчика о его принадлежности к субъектам малого предпринимательства. При приемке Объекта в эксплуатацию Подрядчик обязан предоставить Заказчику документы, содержащие информацию о стоимости работ, выполненных таким субподрядчиком.
В случае выявления при приемке Объекта в эксплуатацию неисполнения условий Контракта о привлечении субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций Заказчик направляет Подрядчику требование об уплате штрафа в соответствии с пунктом 10.7 Контракта.
Кроме исполнения обязанности по привлечению субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства Подрядчик может привлечь к выполнению работ иных субподрядчиков.
Подрядчик несет всю ответственность перед Заказчиком за качество и сроки выполнения работ, переданных для выполнения субподрядчикам, а также полную ответственность перед Заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по Контракту допущенных субподрядчиками. Заказчик не имеет никаких обязательств по отношению к субподрядчикам.
Пунктом 10.7. проекта контракта за ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом Подрядчик выплачивает Заказчику штраф в размере*:
а) 10 процентов цены Контракта в случае, если цена Контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены Контракта в случае, если цена Контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей.
Таким образом, Заказчиком установлена гражданско-правовая ответственность поставщика за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков из числа СМП и довод Заявителя по жалобе не нашел своего подтверждения.
2. Согласно пункту 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
В разделе 9 Инструкции для участников закупки аукционной документации заказчиком предусмотрен порядок предоставления разъяснений положений аукционной документации.
Вместе с тем, в аукционной документации отсутствуют даты начала и окончания предоставления разъяснений положений документации об электронном аукционе.
Таким образом, указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении заказчиком пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Частью 6.1 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в 2015 и 2016 годах в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).
При этом Законом о контрактной системе не установлено требование включать в контракт условие об отсрочке уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществлении списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).
Кроме того, проанализировав положения контракта, Комиссией не установлено, что в проекте контракта содержатся условия, противоречащие части 6.1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия не может принять довод подателя жалобы относительно не установления в проекте контракта условия отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней), как обоснованный.
4. В соответствии с частью 14 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Частями 12 - 15 статьи 95 Закона о контрактной системе установлен порядок расторжения контракта, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения обязательств.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается, в том числе в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. При этом частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта только по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Таким образом, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта только в случае, если контракт содержит положение, предусматривающее такую возможность.
При этом с целью надлежащей защиты прав и законных интересов заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае установления заказчиком в проекте контракта права на односторонний отказ от исполнения контракта, в проект контракта полагаем целесообразным включить перечень случаев такого отказа от исполнения контракта, являющихся основаниями, предусмотренными Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, в том числе:
отказ поставщика передать заказчику товар или принадлежности к нему (пункт 1 статьи 463, абзац второй статьи 464 ГК РФ);
существенное нарушение поставщиком требований к качеству товара, а именно обнаружение заказчиком неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков (пункт 2 статьи 475 ГК РФ);
невыполнение поставщиком в разумный срок требования заказчика о доукомплектовании товара (пункт 1 статьи 480 ГК РФ);
неоднократное нарушение поставщиком сроков поставки товаров (пункт 2 статьи 523 ГК РФ);
отступление подрядчика, исполнителя в работе, услуге от условий договора или иные недостатки результата работы, которые не были устранены в установленный заказчиком разумный срок, либо являются существенными и неустранимыми (пункт 3 статьи 723 ГК РФ).
Кроме того, необходимо отметить, что на основании части 4 с учетом частей 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе за нарушение условий исполнения контракта, в том числе просрочки обязательств, неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по контракту, заказчик обязан предусмотреть взыскание с поставщика (подрядчика, исполнителя) неустойки (штрафов, пеней).
Пунктом 16.1. проекта контракта установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Таким образом, Заказчиком не установлено в проекте контракта случаи отказа от исполнения контракта, являющихся основаниями, предусмотренными Гражданским кодексом Российской Федерации.
В связи с вышеизложенным, выдать предписание Заказчику при направление проекта контракта победителю включить основания одностороннего отказа.
На основании изложенного и руководствуясь п.2 ч.22 ст.99, ч.8 ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" обоснованной в части.
2. Установить в действиях Заказчика нарушение части п.11 ч.1ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику выдать предписание, при направление проекта контракта победителю включить основания одностороннего отказа.
4. Материалы дела для проведения административного расследования не передавать, в силу отсутствия очевидных и неустранимых неблагоприятных процессуальных последствий.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Ведущий заседание: Н.Ю. Юркина
Члены комиссии:
В.Ю. Варава
А.С. Кузьмин
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 17 августа 2016 г. N 44-107/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.08.2016