Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание заместителя начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Псковского УФАС России Юркиной Н.Ю - заместитель председателя Комиссии,
Членов Комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России Кузьмина А.С.,
помощника руководителя Псковского УФАС России Самсоновой Ю.Г.,
в присутствии представителя от уполномоченного органа - Иванова В.Н. (доверенность NГЗ-21-0269 от 05.09.2016 года) и представителя Заказчика - ГБУ ПО "Псковавтодор" (доверенность б/н от 02.09.2016 года) Максимовой О.В.,
в отсутствии представителя Заявителя, уведомлен надлежащим образом, на заседание не явился,
рассмотрев жалобу ООО "ЮА Глобал" на действия положения документации об аукционе на выполнение работ по капитальному ремонту моста через ручей Барановский на км 10+800 автомобильной дороги Псков-Кислово-Палкино в Псковском районе Псковской области (идентификационный номер: 681-А-ГЗ) (номер извещения: 0157200000316000676) (далее - электронный аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
27 июля 2016 года уполномоченным органом - Государственным комитетом Псковской области по организации государственных закупок объявлен электронный аукцион на действия положения документации об аукционе на выполнение работ по капитальному ремонту моста через ручей Барановский на км 10+800 автомобильной дороги Псков-Кислово-Палкино в Псковском районе Псковской области (идентификационный номер: 681-А-ГЗ) (номер извещения: 0157200000316000676).
Извещение о проведении вышеуказанного электронного аукциона размещено в Единой информационной системе в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 27.07.2016 года в 15:18.
Начальная (максимальная) цена контракта - 29 477 022,00 рубля.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 01.09.2016 10:00.
30 августа 2016 года в адрес Псковского УФАС России поступила жалоба ООО "ЮА Глобал".
Рассмотрение жалобы состоялось 06 сентября 2016 года в 10.30.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика (жалоба в материалах дела, исх.N157 от 30.08.2016 года).
Положение документации об аукционе содержит нарушение части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика и уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили следующее (письменные объяснения, N1768 от 02.09.2016 года и N ГЗ-21-0264 от 02.09.2016 года, в материалах дела).
Документация об аукционе соответствует требованиям п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее:
1. Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 указанной статьи документов и информации, не допускается.
Разделом 2 Инструкции для участников закупки установлены требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению.
Комиссия Псковского УФАС России изучив документацию об аукционе не установила требований к содержанию составу заявки на участие в аукционе, которые не предусмотрены частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя о нарушении части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе не нашел своего подтверждения.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик обязан использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В документации об аукционе в разделе "Требования к качеству товаров, используемых при производстве работ по капитальному ремонту моста через ручей на км 1+962 автомобильной дороги Порхов - Успенье в Порховском районе Псковской области" установлены следующие требования к "Битуму нефтяному дорожному":
Температура вспышки не должна быть ниже 230 є С.
Глубина проникания иглы, 0,1мм, должна быть:
- при 25 єС не менее 61 и не более 90;
- при 0 єС не менее 20.
Температура размягчения по кольцу и шару не должна быть ниже 47 єС.
Растяжимость должна быть:
- при 25 єС не менее 55,0см;
- при 0 єС не менее 3,5см.
Температура хрупкости не должна быть выше минус 15є С.
Изменение температуры размягчения после прогрева не должно быть более 5 єС.
Индекс пенетрации должен быть от -1,0 до +1,0.
Сцепление с эталонным песком и с применяемыми материалами по методу А ГОСТ 11508 -74.
Комиссия Псковского УФАС России изучив требования установленные Заказчиком к битуму нефтяному дорожному, а также довод Заявителя, о том что требование к растяжимости, являются избыточными поскольку в соответствии пунктом 2.4. ГОСТ 22245-90, растяжимость при 0 єС и изменение температуры размягчения после прогрева определяет изготовитель периодически не реже одного раза в 10 дней, считает довод Заявителя необоснованным в виду следующего.
На битумы нефтяные дорожные установлен ГОСТ 22245-90 "Государственный стандарт Союза ССР. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия".
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пояснениям Заказчика требование к растяжимости битума нефтяного дорожного, установлено в рамках ГОСТ 22245-90, с целью сохранения прочностных и эксплуатационных свойств материла (битума) или материалов, изготавливаемых с применением битума для достижения высоких эксплуатационных характеристик дорожного покрытия.
В соответствии с пунктом 4.1 ГОСТ 32731-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению строительного контроля" при осуществлении строительного контроля Заказчик должен самостоятельно осуществлять выборочный входной и операционный контроль соответствия применяемых дорожно-строительных материалов, в том числе и компонентов, входящих в состав смесей, требованиям действующих ГОСТов. Указанный контроль позволяет достичь необходимых качественных показателей как самих материалов, применяемых при выполнении работ, так и результатов работ в целом.
Подавая заявку (первая часть), участник закупки подтверждает своё согласие на выполнение работ, составляющих предмет контракта, на условиях документации об аукционе. В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона контракт заключается на условиях документации об аукционе.
С учётом вышесказанного, наличие в Техническом задании ' такой характеристики как вязкость битума, как одной из неотъемлемых эксплуатационных характеристик материала, используемого для выполнения работ, обусловлено двумя принципиальными обстоятельствами. Во-первых, подавая заявку, участник закупки предоставляем информацию о характеристике материала, используемого для выполнения работ. Во-вторых, полученная таким образом информация, предоставляет Заказчику возможность на правовых основаниях в процессе исполнения государственного контракта осуществить требуемый действующим законодательством выборочный входной и операционный контроль непосредственно при выполнении работ. Таким образом, выборочный входной и операционный контроль осуществляется в соответствии с условиями в целях оценки соответствия действующим стандартам показателей и характеристик материалов, используемых для выполнения работ. По результатам выполнения работ, в рамках строительного контроля Заказчик осуществляет оценку соответствия действующим стандартам дорожного покрытия в целом.
Информация о растяжимости битума указывается в документах о качестве используемого для производства работ материала (паспорте или сертификате), поскольку надлежащее качество используемых материалов при производстве работ должно быть подтверждено лабораторией производителя работ при осуществлении входного контроля материалов. Данная информация доступна для любого участника закупки посредством направления запроса потенциальному поставщику или производителю до подачи заявки на участие в закупки и исключает необходимость проведения самостоятельных испытаний материалов.
Исходя из вышеизложенного Комиссия Псковского УФАС России считает, что Заказчик в соответствии пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описал объект закупки, руководствуясь утвержденным ГОСТ, а также учитывая, что Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих, что такие требования к материалам, могут привести к ограничению количества участников закупки, Комиссия приходит к выводу о том, что указанные положения документации об аукционе не противоречат Закону о контрактной системе.
Более того на участие в аукционе подано 3 (три) заявки, все допущены к участию в аукционе.
2. Относительно второго довода Заявителя, о том, что разметочный материал (Нанесение разметки краской) содержит требование к коэффициенту яркости и коэффициенту световозвращения дорожной разметки должны сохраняться по п. 4.14. ГОСТ Р 51256, однако данный ГОСТ не содержит пункта 4.14, Комиссия Псковского УФАС России установила следующее.
Представитель Заказчика в ходе рассмотрения жалобы пояснил, что допущена техническая ошибка, в части указания требования к коэффициенту яркости и коэффициенту световозвращения дорожной разметки (п. 4.14. ГОСТ Р 51256).
Данные требования действительно были установлены в пункте 4.14 ГОСТ Р 51256-99 "Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная.", который действовал ранее до утверждения ГОСТ Р 51256.
В ГОСТ Р 51256"Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования" данные требования к коэффициенту яркости и коэффициенту световозвращения дорожной разметки установлены в пункте 5.11.
Таким образом, допущенная Заказчиком техническая ошибка в части несоответствия пункта ГОСТ, не влияет на описание объекта закупки, на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) и не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
В соответствии с ГОСТ Р 51256-2011 "Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования" установлены требования к коэффициенту яркости:
"5.8.Устанавливается 6 классов разметки в зависимости от величины коэффициента яркости: ВО, Bl, В2, ВЗ, В4 и В5. Величина коэффициента яркости поверхности разметки в зависимости от присвоенного разметке класса должна соответствовать значениям, указанным в приложении В".
Таким образом, установив требование к эксплуатационной характеристике "коэффициент яркости", Заказчик не завысил требований, а указал лишь требование, предусмотренное ГОСТ Р 51256-2011.
В результате осуществления в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующие нарушения:
1. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер, что в том числе означает, что требования аукционной документации, предъявляемые к товарам, используемым при выполнении работ, должны быть однозначно определены, а допустимые значения показателей таких товаров, устанавливаемые заказчиком, должны быть однозначно заданы аукционной документацией.
Вместе с тем, употребляя выражения "не хуже" применительно к марке истираемости щебня, Заказчик вводит в описание объекта закупки субъективный показатель, в связи с чем, не представляется возможным достоверно истолковать потребность заказчика в свойствах используемого при выполнении работ товара. Инструкция по заполнению заявки при этом также не содержит указания на то, как следует заполнять заявку участника при использовании словосочетания "не хуже".
Кроме того, Комиссией установлено, что положения документации об аукционе в отношении "Разметочного материала (Нанесение разметки краской)", указанного в техническом задании документации об аукционе, предусматривают требования к описанию участниками закупки в первой части заявки на участие в аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели компонентного состава - для лакокрасочных материалов массовая доля нелетучих веществ должна составлять не менее 75%, условная вязкость должна быть не более 180 с..
Данные действия Заказчика нарушают требования Закона о контрактной системе, в части установления требования к компонентному составу краски, который возможно установить лишь путем специального исследования.
Таким образом, проанализировав требования аукционной документации, сформулированные в требованиях к качеству "Щебня из плотных горных пород" и "Лакокрасочным материалам, для нанесения разметки", на соответствие требованиям ст. 33 Закона о контрактный системе, Комиссия Псковского УФАС России усматривает в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 и п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с частью 14 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Частями 12 - 15 статьи 95 Закона о контрактной системе установлен порядок расторжения контракта, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения обязательств.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается, в том числе в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. При этом частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта только по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Таким образом, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта только в случае, если контракт содержит положение, предусматривающее такую возможность.
При этом с целью надлежащей защиты прав и законных интересов заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае установления заказчиком в проекте контракта права на односторонний отказ от исполнения контракта, в проект контракта полагаем целесообразным включить перечень случаев такого отказа от исполнения контракта, являющихся основаниями, предусмотренными Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, в том числе:
отказ поставщика передать заказчику товар или принадлежности к нему (пункт 1 статьи 463, абзац второй статьи 464 ГК РФ);
существенное нарушение поставщиком требований к качеству товара, а именно обнаружение заказчиком неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков (пункт 2 статьи 475 ГК РФ);
невыполнение поставщиком в разумный срок требования заказчика о доукомплектовании товара (пункт 1 статьи 480 ГК РФ);
неоднократное нарушение поставщиком сроков поставки товаров (пункт 2 статьи 523 ГК РФ);
отступление подрядчика, исполнителя в работе, услуге от условий договора или иные недостатки результата работы, которые не были устранены в установленный заказчиком разумный срок, либо являются существенными и неустранимыми (пункт 3 статьи 723 ГК РФ).
Кроме того, необходимо отметить, что на основании части 4 с учетом частей 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе за нарушение условий исполнения контракта, в том числе просрочки обязательств, неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по контракту, заказчик обязан предусмотреть взыскание с поставщика (подрядчика, исполнителя) неустойки (штрафов, пеней).
Заказчиком в Проекте контракта установлено следующее:
"16.1. Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ.".
Таким образом, Заказчиком не установлено в проекте контракта случаи отказа от исполнения контракта, являющихся основаниями, предусмотренными Гражданским кодексом Российской Федерации.
В связи с вышеизложенным, выдать предписание Заказчику при направление проекта контракта победителю включить основания одностороннего отказа.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Псковского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЮА Глобал" обоснованной в части.
2. Уставить в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 и п. 1 ч. 1 ст. 33 и части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику выдать предписание обязательное для исполнения, об устранении нарушения Закона о контрактной системе, путем направления проекта контракта победителю с включением основания одностороннего отказа.
4. Материалы дела для проведения административного расследования не передавать, в силу отсутствия очевидных и неустранимых неблагоприятных процессуальных последствий.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Ведущий заседание: Н.Ю. Юркина
Члены комиссии: А.С. Кузьмин
Ю.Г. Самсонова
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 6 сентября 2016 г. N 44-128/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.09.2016