Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание заместителя начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Псковского УФАС России Юркиной Н.Ю - заместитель председателя Комиссии,
Членов Комиссии:
начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Псковского УФАС России Васильева В.В.,
помощника руководителя Псковского УФАС России Самсоновой Ю.Г.,
в присутствии представителя от уполномоченного органа - Иванова В.Н. (доверенность NГЗ-21-0276 от 07.09.2016 года) и представителя Заказчика - ГБУ ПО "Псковавтодор" (доверенность б/н от 02.09.2016 года) Максимовой О.В.,
в отсутствии представителя Заявителя, уведомлен надлежащим образом, на заседание не явился,
рассмотрев жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" на действия положения документации об аукционе на выполнение работ по капитальному ремонту моста через реку Ловать на км 146+300 автомобильной дороги Ольша-Велиж-Усвяты-Невель в Усвятском районе Псковской области (идентификационный номер: 682-А-ГЗ) (номер извещения: 0157200000316000677) (далее - электронный аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
27 июля 2016 года уполномоченным органом - Государственным комитетом Псковской области по организации государственных закупок объявлен электронный аукцион на действия положения документации об аукционе на выполнение работ по капитальному ремонту моста через реку Ловать на км 146+300 автомобильной дороги Ольша-Велиж-Усвяты-Невель в Усвятском районе Псковской области (идентификационный номер: 682-А-ГЗ) (номер извещения: 0157200000316000677).
Извещение о проведении вышеуказанного электронного аукциона размещено в Единой информационной системе в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 27.07.2016 года в 15:20.
Начальная (максимальная) цена контракта - 71 488 695,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 01.09.2016 10:00.31 августа 2016 года в адрес Псковского УФАС России поступила жалоба ООО "СТРОЙИНВЕСТ".
Рассмотрение жалобы состоялось 07 сентября 2016 года в 15.15.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика (жалоба в материалах дела, вх.N581з от 31.08.2016 года).
Положение документации об аукционе содержит нарушение:
- пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе;
- части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе;
- пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе;
- пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе;
- части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика и уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили следующее (письменные объяснения, N1773 от 06.09.2016 года и N ГЗ-21-0273 от 05.09.2016 года, в материалах дела).
Документация об аукционе соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
В результате осуществления в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующие нарушения:
1. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер, что в том числе означает, что требования аукционной документации, предъявляемые к товарам, используемым при выполнении работ, должны быть однозначно определены, а допустимые значения показателей таких товаров, устанавливаемые заказчиком, должны быть однозначно заданы аукционной документацией.
Вместе с тем, употребляя выражения "не хуже" применительно к марке истираемости щебня, Заказчик вводит в описание объекта закупки субъективный показатель, в связи с чем, не представляется возможным достоверно истолковать потребность заказчика в свойствах используемого при выполнении работ товара. Инструкция по заполнению заявки при этом также не содержит указания на то, как следует заполнять заявку участника при использовании словосочетания "не хуже".
Таким образом, проанализировав требования аукционной документации, сформулированные в требованиях к качеству "Щебня из плотных горных пород" на соответствие требованиям ст. 33 Закона о контрактный системе, Комиссия Псковского УФАС России усматривает в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 и п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с частью 14 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Частями 12 - 15 статьи 95 Закона о контрактной системе установлен порядок расторжения контракта, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения обязательств.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается, в том числе в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. При этом частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта только по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Таким образом, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта только в случае, если контракт содержит положение, предусматривающее такую возможность.
При этом с целью надлежащей защиты прав и законных интересов заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае установления заказчиком в проекте контракта права на односторонний отказ от исполнения контракта, в проект контракта полагаем целесообразным включить перечень случаев такого отказа от исполнения контракта, являющихся основаниями, предусмотренными Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, в том числе:
отказ поставщика передать заказчику товар или принадлежности к нему (пункт 1 статьи 463, абзац второй статьи 464 ГК РФ);
существенное нарушение поставщиком требований к качеству товара, а именно обнаружение заказчиком неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков (пункт 2 статьи 475 ГК РФ);
невыполнение поставщиком в разумный срок требования заказчика о доукомплектовании товара (пункт 1 статьи 480 ГК РФ);
неоднократное нарушение поставщиком сроков поставки товаров (пункт 2 статьи 523 ГК РФ);
отступление подрядчика, исполнителя в работе, услуге от условий договора или иные недостатки результата работы, которые не были устранены в установленный заказчиком разумный срок, либо являются существенными и неустранимыми (пункт 3 статьи 723 ГК РФ).
Кроме того, необходимо отметить, что на основании части 4 с учетом частей 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе за нарушение условий исполнения контракта, в том числе просрочки обязательств, неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по контракту, заказчик обязан предусмотреть взыскание с поставщика (подрядчика, исполнителя) неустойки (штрафов, пеней).
Заказчиком в Проекте контракта установлено следующее:
"16.1. Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ.".
Таким образом, Заказчиком не установлено в проекте контракта случаи отказа от исполнения контракта, являющихся основаниями, предусмотренными Гражданским кодексом Российской Федерации.
3. Относительно второго довода Заявителя, о том, что разметочный материал (Нанесение разметки краской) содержит требование к коэффициенту яркости и коэффициенту световозвращения дорожной разметки должны сохраняться по п. 4.14. ГОСТ Р 51256, однако данный ГОСТ не содержит пункта 4.14, Комиссия Псковского УФАС России установила следующее.
Представитель Заказчика в ходе рассмотрения жалобы пояснил, что допущена техническая ошибка, в части указания требования к коэффициенту яркости и коэффициенту световозвращения дорожной разметки (п. 4.14. ГОСТ Р 51256).
Данные требования действительно были установлены в пункте 4.14 ГОСТ Р 51256-99 "Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная.", который действовал ранее до утверждения ГОСТ Р 51256.
В ГОСТ Р 51256"Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования" данные требования к коэффициенту яркости и коэффициенту световозвращения дорожной разметки установлены в пункте 5.11.
Таким образом, допущенная Заказчиком техническая ошибка в части несоответствия пункта ГОСТ, не влияет на описание объекта закупки, на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) и не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
4. Согласно пункту 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
В разделе 9 Инструкции для участников закупки аукционной документации заказчиком предусмотрен порядок предоставления разъяснений положений аукционной документации.
Согласно пункта 9.2. уполномоченный орган предоставляет разъяснения положений документации об электронном аукционе, начиная с даты опубликования в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона. Уполномоченный орган прекращает предоставление разъяснений положений документации об электронном аукционе за день, до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, указанной в извещении о проведении такого аукциона.
В силу положений статьи 190 ГК РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Таким образом, в статье 190 ГК РФ идет речь об определении срока, в спорном же случае применительно к вышеуказанной норме Закона о контрактной системе срок определен как конкретная дата, соответственно, ссылка представителя уполномоченного органа на указанную норму Кодекса не может быть принята.
Таким образом, указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении заказчиком пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
5. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам (далее - свидетельство СРО).
В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
В соответствии с частью 3.1 статьи 52 ГрК РФ в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства включены в указанный в части 4 статьи 55.8 ГрК РФ перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства утвержден Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 (далее - Перечень).
В соответствии с разделом 2 Инструкции для участников закупки вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы или копии документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки: копия действующего свидетельства СРО о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, а также к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком), в соответствии с видами работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, приведенными в разделе документации об аукционе "Техническое задание".
Разделом 2 проекта контракта предусмотрена обязанность подрядчика привлечь к выполнению работ, объем которых составляет 15 % от цены Контракта, субподрядных организаций из числа субъектов малого предпринимательства.
Таким образом, установленное Заказчиком требование об обязательном наличии в свидетельстве СРО допуска к виду работ по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) является законным и обоснованным.
6. В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N99). Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 и N 2 к Постановлению Правительства N99.
Согласно пункту 2 приложения N1 к Постановлению N99 к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
В разделе 1 Инструкции для участников закупки установлено, что "при осуществлении закупки устанавливаются следующие дополнительные требования к участникам закупки, наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства
(искусственных дорожных сооружений) за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора, на право заключить который проводится закупка.
При этом, в разделе 2 Инструкции для участников закупки определено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие установленным дополнительным требованиям к участникам закупки:
- копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ;
- копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Псковского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" обоснованной в части.
2. Уставить в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 и п. 1 ч. 1 ст. 33 и части 9 статьи 95 и пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Предписание не выдавать, в связи с тем, что предписание уже выдано по данному аукциону, в рамках рассмотрения дела N44-129/16 от 05.09.2016 года.
4. Материалы дела для проведения административного расследования не передавать, в силу отсутствия очевидных и неустранимых неблагоприятных процессуальных последствий.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Ведущий заседание: Н.Ю. Юркина
Члены комиссии: В.В. Васильев
Ю.Г. Самсонова
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 7 сентября 2016 г. N 44-131/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.09.2016