Резолютивная часть решения оглашена "22" августа 2016 года.
В полном объеме решение изготовлено "25" августа 2016 года.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Тамбовское УФАС России) в составе:
председатель -руководитель управления Гречишникова Е.А.,
члены комиссии:
заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Колодина Н.Н.,
заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,
ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Козлова Н.Н.,
в присутствии (после перерыва) представителей:
управления здравоохранения Тамбовской области Савиной Т.В., Федюшина А.К., Клейменовой Е.В.,Духовникова О.К.,
заявителя ООО ПТК "Белва"Павлова А.А.,
заявителя ООО "Алегармед" Скребнева С.В.,
Комитета государственного заказа Тамбовской области Рыжковой М.А.,
рассмотрев жалобыООО "Белва", ООО "Алегармед"(далее - Заявители) на действия управления здравоохранения Тамбовской области при проведении электронного аукциона на поставку мебели медицинской, кроватей медицинских функциональных(извещение N 0164200003016004212) и проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
Комитет государственного заказа Тамбовской области (уполномоченный орган)29.07.2016 опубликовал на официальном сайте вЕдиной информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке АО "Единая электронная торговая площадка" http://roseltorg.ru извещение N 0164200003016004212о проведении электронного аукциона на поставку мебели медицинской, кроватей медицинских функциональных(далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта - 63 163 637,82 руб.
Заказчик - управление здравоохранения Тамбовской области.
ООО ПКТ "Белва" и ООО "Алегармед", считая документацию об аукционе несоответствующей требованиям законодательства о контрактной системе, обратились с жалобами в антимонопольный орган (вх. от 15.08.2016 N 5928, от 16.08.2016 N 5942). В качестве доводов касаемо положений документации Заявители указали следующее.
Текст обжалуемой аукционной документации, считают заявители, составлен таким образом, что резко сужает круг возможных участников закупки, при этом, характеристики необходимого к поставке товара являются очевидно необъективными, т.к. не имеют практической зависимости, их наличие в тексте документации, как предполагается, ориентировано на закупку товара единственного производителя. Заявители считают, что в техническом задании излишне детально прописаны параметры закупаемой мебели. Ряд требований к товару являются технологической и функциональной особенностью только одного производителя - ООО "Доктор мебель", указывают заявители.
На рассмотрении жалобы 22.08.2016 представитель ООО ПТК "Белва" представил письменные дополнения (вх. от 22.08.2016 N 6081) к ранее заявленным доводам, в которых указал, что заказчиком объединено в одну закупку огромное количество товаров, что привело к повышению размера обеспечения, а, следовательно, повлекло вытеснение хозяйствующих субъектов. В пункте технического задания "Поставка навесных шкафов (3 шт.)" по позиции 2.3.8 указано "не более 150 кг", такой показатель, считает заявитель, не будет соответствовать реальным потребностям заказчика. Кроме того, указывает заявитель, все характеристики кроватей медицинских функциональных составлены таким образом, что подпадают только под одного производителя - компанию ПРОМА РЕХА (Чешская Республика).
Представитель ООО "Алегармед" устно поддержал заявленные ООО ПТК "Белва" дополнительные доводы.
Заказчик, уполномоченный орган сдоводами жалобы не согласились,представили письменные объяснения (вх. от 19.08.2016 NN6044, 6045), в которых указали, что считают жалобу заявителя необоснованной. Заказчик пояснил, что при составлении технического задания был изучен рынок производителей медицинской мебели и медицинских кроватей и выявлено не менее 3-х производителей.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев представленные материалы, доводы заявителей, возражения и пояснения Заказчика, уполномоченного органа, а также проведя внеплановую проверку, установила следующее.
Статья 8 Закона о контрактной системе определяет, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем), как установлено в части 1 указанной статьи.
Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе закреплено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Также в соответствии с ч. 1 ст. 27 Закона о контрактной системе установлено, что участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, в том числе, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в документации о закупке описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) установлено, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Частью 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлено, что наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
Нормы Закона о контрактной системе и Закона о защите конкуренции в указанной части предполагают конкуренцию как среди поставщиков, так и среди производителей товаров.
1. Заказчиком в Техническом задании, являющемся приложением N2 к проекту государственного контракта, установлены требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикамк закупаемой медицинской мебели.
Из доводов жалоб Заявителей следует, что требования по многим позициям Техническогозадания касающихсямедицинской мебели(за исключением кроватей медицинских),соответствуют только продукцииООО "Доктор мебель",что необоснованно ограничивает количество участников закупки. Также Заявители жалоб указали, что спорные требования не являются существенными и определяющими для функциональных и технических характеристик закупаемыхвидов мебели в целом, заказчиком излишне детализированы технические требования к медицинской мебели.
Комиссия Тамбовского УФАС России по данному доводу жалоб не установила ограничения количества участников закупки и нарушения принципа обеспечения конкуренции в части установления требований к закупаемоймебели медицинской в силу следующего.
Из норм законодательства о контрактной системе следует, что в зависимости от своих потребностей заказчик в документации об аукционе должен установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам), размерам, упаковке товара с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Законодательство не запрещает Заказчику самостоятельно определять предмет закупки и его состав в соответствии со своей потребностью в том или ином товаре.
Закон также не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара в извещении устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
Согласно части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В ходе рассмотрения жалобы объявлялся перерыв до 22 августа 2016 года. Заказчику было предложено представить перечень товаров, отвечающих установленным требованиям документации об аукционе, с приложением подтверждающих документов, либо обосновать необходимость закупки товаров с указанными в документации Аукциона характеристиками. Заявителям предложено представить доказательства в подтверждение заявленных доводов.
После перерыва на заседании Комиссии представители Заказчика представили в качестве доказательства сравнительную таблицу обжалуемых Заявителем технических характеристик, согласно которой Заказчик указывает, что совокупности требований к товару по спорным позициям соответствуют товары других производителей помимо ООО "Доктор мебель".
Кроме того, для определения начальной (максимальной) цены контракта Заказчиком получено 4 коммерческих предложения, включающих медицинскую мебель нескольких производителей.
Заявители не представили доказательств невозможности участия в аукционе и поставки товара в соответствии с требованиями аукционной документации. Аргумент Заявителей, что многие производители закупаемой мебели медицинской не могут предложить свою продукцию по данной закупке, соответствующими доказательствами также не подтвержден, как и не доказана несущественность оспариваемых требований Заказчика к медицинской мебели.
На основании изложенного рассматриваемый довод заявителей не нашел своего подтверждения.
2. Заказчиком в Техническом задании, являющемся приложением N2 к проекту государственного контракта, установлены требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам к кровати медицинской функциональной (1 шт.), которые Комиссия Тамбовского УФАС России признает принятыми Заказчиком в нарушение принципа объективности, установленного п.1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в силу следующего.
Из довода жалоб Заявителей следует, что характеристикам, установленным по позиции "Кровать медицинская функциональная" (1 шт.) соответствует только одинтовар производства компании "PROMA PEHA" (Чешская Республика), чтонеобоснованно ограничивает количество участников закупки.
Заказчиком не представлено доказательств, подтверждающих, что совокупность требований к товару по спорной позиции Технического задания соответствует какому-либо иному производителю кроме "PROMA PEHA" (Чешская Республика).
Комиссия Тамбовского УФАС России, проанализировав требования к кровати медицинской функциональной (1 шт.) (номер по порядку 5), установленные в Техническом задании Аукциона, и документы, полученные в ходе рассмотрения жалобы, приходит к выводу об обоснованности жалобы Заявителей в рассмотренной части.
Заказчиком неправомерно ограничено количество участников закупки, поскольку совокупности требований к закупаемому товару по спорной позиции соответствует только товар производства "PROMA PEHA" (Чешская Республика). Обратное Заказчик и Уполномоченный орган не доказали.
Также Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что доказательства необходимости закупки рассматриваемого медицинского изделия исключительно производства "PROMA PEHA" (Чешская Республика) не представлены.
Кроме того, Комиссия Тамбовского УФАС России установила, что указанная представителями Заказчика кровать производства "VERNIPOLL" (Италия) как также возможная к поставке не соответствует требованиям настоящей документации по размерам ложа, матраса и др.
Таким образом, действия Заказчика, включившего в документацию об аукционе требования к товарупо позиции Технического задания на поставку кроватей медицинских функциональных (1 шт.), влекущие за собой ограничение количества участников закупки, противоречат ч. 2 ст. 8, п.1 ч. 1 ст. 33, п.1 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Довод заявителей о том, что Заказчиком объединено в одну закупку "огромное" количество товаров, что привело к повышению размера обеспечения, а, следовательно, повлекло вытеснение хозяйствующих субъектов, Комиссия Тамбовского УФАС России считает необоснованным.
Заявителями не представлено доказательств ограничения количества участников данной закупки и невозможности участия в закупке.
Закон о контрактной системе не устанавливает ограничений на количество позиций закупаемого товара и (или) по совокупной цене закупки.
4. Заявители в своих жалобах указывают, что по позиции технического задания "Поставка навесных шкафов (3 шт.)" в п. 2.3.8 указано "не более 150 кг" и такой показатель не будет соответствовать реальным потребностям заказчика.
Однако заявители не представили доказательства и обоснования, чем Заказчик нарушил законные права и интересы ООО ПТК "Белва" и ООО "Алегармед" как возможных участников закупки указанным требованием.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев данный довод, установила следующее.
Заказчиком в Техническом задании по позиции "Поставка навесных шкафов (3 шт.)" в пункте 2.3.8 указано следующее:
2.3.8
|
Профили соединяются, входящими в него замками из ударопрочного пластика, образовывая узловой элемент с нагрузкой ("замок" представляет собой пластиковый ударопрочный соединительный элемент Акрилонитрил-бутадиен-стирольный сополимер серого цвета с шагреневой поверхностью) |
не более 150 кг |
Представители Заказчика пояснили, что в данной ситуации допущена техническая ошибка, но это не затрудняет участие в закупке и не создает препятствий этому.
На основании изложенного рассматриваемый довод заявителей Комиссия Тамбовского УФАС России считает необоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобыООО ПТК "Белва" и ООО "Алегармед" обоснованными в части ограничения количества участников закупки по позиции Технического задания на поставку кроватей медицинских функциональных (1 шт.)
2. Признать управление здравоохранения Тамбовской области нарушившимч. 2 ст. 8, п.1 ч. 1 ст. 33, п.1 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, аукционной комиссии заказчика, оператору торговой площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в срок до 20 сентября 2016 года путем отмены протоколов электронного аукциона N 0164200003016004212 и внесения изменений в документацию об аукционе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Председатель комиссии Е.А. Гречишникова
Члены комиссии Н.Н. Колодина
В.В. Иванов
Н.Е. Козлова
Исп.: Козлова Н.Е. тел: 8 (4752) 72-73-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 22 августа 2016 г. N РЗ-173/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.08.2016